Научная статья на тему 'Атлас визуальных элементов российских пособий для начального обучения грамоте второй половины XIX – начала ХХ вв.: концепция и структура'

Атлас визуальных элементов российских пособий для начального обучения грамоте второй половины XIX – начала ХХ вв.: концепция и структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атлас / визуальный элемент / визуальный ряд / азбука / букварь / школьный учебник. / atlas / visual element / primer / textbook.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетерин И. И.

Введение. В современных условиях происходят существенные изменения в иерархии ценности и частотности обращения к текстуальным и внетекстовым источникам информации. В проблемном поле науки это привело к тому, что исследователи стали чаще выделять в качестве особого предмета изучения визуальную форму репрезентации мира и человека, осваивать новые исследовательские практики, определять валидность информации, заданной во внетекстовом формате. Проблема и цель исследования. Ориентация на эти обстоятельства привела научную группу под руководством профессора Е. Ю. Ромашиной к идее создания «Атласа визуальных элементов российских пособий для начального обучения грамоте». Были поставлены следующие исследовательские задачи: составить репертуар визуальных элементов, использованных в учебных пособиях для первоначального обучения грамоте; проследить их генезис, предложить типологию и периодизацию в рамках указанного периода; установить способы взаимосвязей и взаимовлияния между текстом и визуальным рядом; выявить формы, методы, приемы наглядного обучения детей, репрезентированные авторами; определить варианты алгоритмов формирования визуальной грамотности, предложенные создателями учебной литературы в качестве моделей образовательного процесса; проанализировать, какие дидактические функции были присущи визуальному ряду учебников для первоначального обучения грамоте в России второй половины XIX — начала XX вв. Методология и методы исследования. В процессе работы решены следующие методологические вопросы: определена «единица» визуального ряда; отражено ролевое и функциональное соотношение визуального ряда и текста; выделены параметры и критерии осуществления навигацию по «Атласу»; определен объем справочной, библиографической и аналитической информации, полезной пользователю-исследователю; в рамках созданного ресурса отобраны методы статистической обработки данных. Результаты. Разработана аналитическая матрица и концептуальная рамка исследования, создан «Атлас» — функциональный электронный банк данных с возможностью настраиваемого многофакторного фильтра для сбора, хранения и обработки собранных эмпирических данных. На сегодняшний день в сети Интернет функционирует его демоверсия (http://atlas.tsput.ru), позволяющая пользователям апробировать разработанные поисковые фильтры и тематический рубрикатор, увидеть конкретное содержание единичного поискового запроса. Заключение. Собранные в «Атласе» материалы, их компоновка, навигационно-поисковые компоненты создали для пользователей ресурс индивидуального исследования визуального ряда российских учебников для первоначального обучения грамоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Atlas of visual elements of Russian primers in the second half of the 19th – beginning of the 20th century: the concept and structure

The article reveals the scientific purpose, structure and content of the database "Atlas of visual elements of Russian primers in the second half of 19th beginning of the 20th century", describes how to work with the Internet resource.

Текст научной работы на тему «Атлас визуальных элементов российских пособий для начального обучения грамоте второй половины XIX – начала ХХ вв.: концепция и структура»

ИСТОРИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОТ РЕФОРМАЦИИ ДО МОДЕРНА

АТЛАС ВИЗУАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

РОССИЙСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.: КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА1

Введение. В современных условиях происходят существенные изменения в иерархии ценности и частотности обращения к текстуальным и внетекстовым источникам информации. В проблемном поле науки это привело к тому, что исследователи стали чаще выделять в качестве особого предмета изучения визуальную форму репрезентации мира и человека, осваивать новые исследовательские практики, определять валид-ность информации, заданной во внетекстовом формате.

Проблема и цель исследования. Ориентация на эти обстоятельства привела научную группу под руководством профессора Е. Ю. Ромашиной к идее создания «Атласа визуальных элементов российских пособий для начального обучения грамоте». Были поставлены следующие исследовательские задачи: составить репертуар визуальных элементов, использованных в учебных пособиях для первоначального обучения грамоте; проследить их генезис, предложить типологию и периодизацию в рамках указанного периода; установить способы взаимосвязей и взаимовлияния между текстом и визуальным рядом; выявить формы, методы, приемы наглядного обучения детей, репрезентированные авторами; определить варианты

1 Работа поддержана грантом Отделения гуманитарных и общественных наук РФФИ № 16-06-00113а.

Как цитировать статью: Тетерин И. И. Атлас визуальных элементов российских пособий для начального обучения грамоте второй половины XIX - начала ХХ вв.: концепция и структура // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 3 (39). С.185-194.

И. И. Тетерин

Аспирант кафедры педагогики, Тульский ГПУ имени Л. Н. Толстого E-mail: ivan.teterin.tula@ gmail.com

алгоритмов формирования визуальной грамотности, предложенные создателями учебной литературы в качестве моделей образовательного процесса; проанализировать, какие дидактические функции были присущи визуальному ряду учебников для первоначального обучения грамоте в России второй половины XIX — начала XX вв.

Методология и методы исследования. В процессе работы решены следующие методологические вопросы: определена «единица» визуального ряда; отражено ролевое и функциональное соотношение визуального ряда и текста; выделены параметры и критерии осуществления навигации по «Атласу»; определен объем справочной, библиографической и аналитической информации, полезной пользователю-исследователю; в рамках созданного ресурса отобраны методы статистической обработки данных.

Результаты. Разработана аналитическая матрица и концептуальная рамка исследования, создан «Атлас» — функциональный электронный банк данных с возможностью настраиваемого многофакторного фильтра для сбора, хранения и обработки собранных эмпирических данных. На сегодняшний день в сети Интернет функционирует его демоверсия (http://atlas.tsput.ru), позволяющая пользователям апробировать разработанные поисковые фильтры и тематический рубрикатор, увидеть конкретное содержание единичного поискового запроса.

Заключение. Собранные в «Атласе» материалы, их компоновка, на-вигационно-поисковые компоненты создали для пользователей ресурс индивидуального исследования визуального ряда российских учебников для первоначального обучения грамоте.

Ключевые слова: атлас, визуальный элемент, визуальный ряд, азбука, букварь, школьный учебник.

Введение

В современных условиях происходят существенные изменения в иерархии ценности и частотности обращения к текстуальным и внетекстовым источникам информации. В проблемном поле науки это привело к тому, что исследователи стали чаще выделять в качестве особого предмета изучения визуальную форму репрезентации мира и человека, осваивать новые (и/или обновленные) исследовательские практики, определять валидность информации, заданной во внетекстовом формате [6]. Сегодня гуманитарий становится «критическим медиачитателем, способным понимать, контекстуализировать и анализировать окружающее его визуальное содержание» [2, с. 66].

Ориентация на эти обстоятельства привела научную группу под руководством профессора Е. Ю. Ромашиной к идее создания «Атласа визуальных

элементов российских пособий для начального обучения грамоте». Его основу составили материалы учебных изданий для начального обучения грамоте второй половины XIX — начала ХХ вв., поскольку количественный рост и концептуальное становление визуальной составляющей школьного учебника как особого направления в педагогической теории и образовательной практике России можно отнести именно к этому периоду. Тогда качественно изменилась роль наглядности в учебных пособиях, во многом определившая все последующее их развитие вплоть до появления цифровых изданий. Иллюстративные компоненты приобрели самостоятельное дидактическое значение, началось их оформление в целостный визуальный ряд. Была осознана как проблема невозможность текстуального обучения человека, еще не умеющего читать. Возрастные особенности детей становились важным аргументом для широкого использования авторами и составителями разнообразных форм и методов наглядности. В наибольшей степени эти процессы проявились в пособиях для первоначального обучения грамоте — азбуках и букварях.

Проблема, цель исследования

Обратившись к корпусу российских азбук и букварей данного периода, мы поставили перед собой следующие исследовательские задачи: составить репертуар визуальных элементов, использованных в учебных пособиях для первоначального обучения грамоте; проследить их генезис, предложить типологию и периодизацию в рамках указанного периода; установить способы взаимосвязей и взаимовлияния между текстом и визуальным рядом рассматриваемых пособий; выявить формы, методы, приемы наглядного обучения детей, репрезентированные авторами пособий для первоначального обучения грамоте; определить варианты алгоритмов формирования визуальной грамотности, предложенные создателями учебной литературы в качестве моделей образовательного процесса; проанализировать, какие дидактические функции были присущи визуальному ряду учебников для первоначального обучения грамоте в России второй половины XIX — начала XX вв.

Данные положения стали для нас основанием разработки аналитической матрицы исследования и послужили концептуальной рамкой при создании «Атласа» — функционального электронного банка данных с возможностью настраиваемого многофакторного фильтра для сбора, хранения и обработки собранных эмпирических данных. На сегодняшний

день в сети Интернет функционирует его демоверсия (http://atlas.tsput.ru), позволяющая пользователям апробировать разработанные поисковые фильтры и тематический рубрикатор, увидеть конкретное содержание единичного поискового запроса. Работая над моделью «Атласа», мы стремились не только решить собственные частные исследовательские задачи, но и создать специализированный информационный ресурс, который был бы полезен академическому сообществу.

Методология и методы исследования

В процессе работы ключевыми для нас стали следующие вопросы: что принять за единицу визуального ряда, что можно считать самостоятельным визуальным элементом; каким образом отразить ролевое и функциональное соотношение визуального ряда и текста; на основе каких параметров и критериев осуществлять навигацию по «Атласу»; какой объем справочной, библиографической и аналитической информации полезен и/или необходим пользователю-исследователю; какие методы статистической обработки данных можно использовать в рамках созданного ресурса.

Опираясь на теоретические работы в области структуры школьного учебника (Д. Д. Зуев, В. Г. Бейлинсон и др.), мы определили визуальный ряд школьного учебника как все виды изображений, воспринимаемые в совокупности и создающие «общее зрительное впечатление», т.е. не только схемы, карты, рисунки, но и использованные шрифты, выделения, модели оформления страниц, дизайн обложки и т.д. [3, с. 137].

Вопрос о единице визуального контента учебника имеет практический и прикладной смысл при осуществлении анализа изображения: до какого «предела» этот анализ должен быть доведен? Что мы выделяем в качестве обособленного визуального элемента — оформление страницы? иллюстрацию? ее фрагмент? фигуру? линию и точку? В каждом конкретном случае решать приходилось особо и конкретно — в зависимости от поставленной исследовательской задачи и от потенциала источника [4, с. 255]. В итоге в «Атласе» за визуальный элемент учебника мы приняли некую целостность, которую можно семантически интерпретировать. Главным критерием для ее выделения стала реализация автором учебника той или иной дидактической задачи через визуальное.

Результаты исследования

Пилотное исследование массива азбук и букварей, применяемых в России во второй половине XIX — начале XX вв., позволило нам выделить следующие типы использованных визуальных элементов:

• изобразительные (иллюстрация, репродукция картины, рисунок);

• художественные элементы оформления (виньетка, заставка, рамка и т.д.);

• графические (схема, график, карта и т.д.);

• графические элементы оформления (линия, выделение, шрифт, интервал, способ размещения текста и т.д.).

Задачи учебника определяются пониманием его функций. В литературе можно найти более сорока функций учебника, объединенных в десятки классификаций (В. Г. Бейлинсон, Д. Д. Зуев, А. П. Карабанов, Б. Кошевская, В. В. Краевский, Э. Кубицель, Ю. Н. Кулюткин, Г. Маендорф, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, И. П. Товпинец, В. С. Черепанов, М. Н. Шабалин и др.). Мы придерживаемся позиции, что основных функций, присущих учебнику, три:

— обучающая (информационная): направлена на формирование когнитивного компонента личности;

— развивающая: обеспечивает формирование умений и навыков, в том числе познавательных;

— воспитательная: адресована эмоционально-волевой сфере, способствует формированию личностных качеств.

При экстраполяции функций, присущих целому учебнику, на его визуальный ряд и отдельные элементы мы видим, что, как правило, дидактическая функция реализуется через учебное задание того или другого типа: соотнести изображение и текст, дорисовать, составить рассказ по картине и т.п. В рассматриваемый период подобные задания редко сформулированы открыто и нечасто размещены на страницах пособий. Чаще такое задание присутствует латентно, его приходится реконструировать, опираясь на дополнительные источники информации: на методические или теоретические заметки автора.

Хронологические рамки демоверсии «Атласа» ограничены годами издания учебников, фрагменты которых загружены в базу в настоящий момент. Предполагается расширение хронологических границ проекта. В навигационном блоке «Атласа» даны фильтры из трех настраиваемых полей: «дидактическая функция»; «тип визуального элемента»; «годы

издания» (см. Рис. 1). Они позволяют пользователю при запросе ранжировать информацию по заданным критериям, исключая лишние позиции. Например, если в первом поле выбрать обучающую дидактическую функцию; во втором — изобразительный тип визуального элемента; в третьем — период с 1870 по 1875 гг., то сформированный результат запроса выдаст информацию только по тем визуальным элементам, которые обладают всеми отмеченными параметрами. Визуальный элемент, которому присуща обучающая дидактическая функция, но имеющий отличный от изобразительного тип, не попадет в итоговую запись.

Рисунок 1. Фильтры

Еще один навигационный компонент «Атласа» — поле «Поиск». Через свободный запрос пользователь может искать информацию по любому ключевому слову или словосочетанию (см. Рис. 2).

Рисунок 2. Свободный поиск

Кроме того, в навигации «Атласа» присутствует каталог — перечень категорий: «Учебники», «Авторы», «Художники», «Рубрики» (см. рис. 3). Категория «Учебники» задает список пособий и позволяет выбрать то или иное издание, ориентируясь на его название (в соответствии с точным библиографическим описанием). Категории «Авторы» и «Художники» ориентируют пользователя по фамилии, имени, отчеству автора / составителя / художника / гравера/ иллюстратора соответственно. Категория «Рубрика» задает поиск по смысловому значению (семантике) часто встречающих визуальных элементов, сгруппированных по существенному признаку: дом, человек, домашние животные, природа и т.д.

Для учебника как целого сущностно важна взаимосвязь текста и визуального ряда. Определяя роль и место визуального в системе структурных компонентов учебника, мы пришли к необходимости рассмотрения не только визуальных элементов, но и текстов, с ними связанных. Между текстовыми и внетекстовыми компонентами учебника можно выделить следующие виды взаимосвязей: визуальный ряд выполняет служебную функцию дополнения и иллюстрации текста; визуальный ряд и текст равнозначны (текст непонятен без иллюстрации и наоборот); визуальный ряд является главным источником информации, играет ведущую роль, текст только поясняет его [5, с. 260].

АТЛАС ВИЗУАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОв1|0 ЛЙИ ПОСОБИЙ ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА-МИ^И—11 Учебники

Добро пожаловать на сайт Атласа визуальных элементов! В формах ниже Вы можете осуществить свободный поиск по интересующим Вас категориям, а также. поисковыми фильтрами или каталогом рубрик. ослользоеать специальными

ХТ.ТГ*'""'"" ЕЭг Учебники^ И ^^ Авторы - Авторы

■ первоначального обучения грамоте

Выберите годы издания 1862-1922 Художник!^ Художники

Рисунок 3. Каталог

Как определить границы отбора вербальной информации: с изображением следует связывать только подпись к нему или всю страницу?

или разворот? или все издание в целом? Чтобы избежать искусственного отрыва образа от текста, мы избрали следующий вид страницы «Атласа» (см. Рис. 4).

Рисунок 4. Общий вид страницы

В левом верхнем углу страницы представлено изображение обложки пособия, ниже дано его полное библиографическое описание, одновременно являющееся ссылкой на pdf-версию в сети Интернет (если таковая имеется). Под библиографической ссылкой отдельно указаны место издания, издательство, год издания и язык пособия. Изображение рассматриваемого визуального элемента размещено по центру в крупном масштабе. Для того чтобы исследователи имели возможность познакомиться не только с отдельным визуальным элементом, но и со связанным с ним текстом, интегрировать на листе целостную композицию, в правой части страницы

мы разместили две специальные области, определяющие взаимосвязь текстовой и образной информации: «общий вид страницы» (с указанием ее порядкового номера в издании) и разворот страниц — recto и verso.

Зачастую с визуальным элементом работает не только «ближайшее окружение», но и «сквозная» очередность размещения изображений в издании. Вербальный контекст может быть «привязан к образу» либо пространственно (рядом, внутри одного взгляда), либо темпорально (за изображением или перед ним, одним взглядом не охватывается) [1, с. 29]. На восприятие, понимание и интерпретацию визуальной информации влияет не только ее территориальное размещение, но и порядок прочтения. Поэтому внизу страницы мы разместили ленту визуальных элементов: ориентируясь на нее, можно определить порядок иллюстративных материалов в пределах одного издания. Его «дискурсивный контекст» открывает возможности более широких интерпретаций.

На странице «Атласа» также помещена информация о способе обучения грамоте, который применен автором в данной азбуке или букваре. Как правило, это выдержки из каталогов учебных пособий либо из предисловия к конкретному изданию. В ряде случаев использованы методические пособия и/или руководства учителю, созданные тем же автором (комментарий 1). Эти сведения помогают более точно определить тип дидактической функции, реализуемой визуальным элементом, а также раскрыть его лингвокультурологический и семантический смысл. Отдельно отметим вкладку головного меню «Статистика и инфографика». Здесь генерируются количественные и качественные результаты исследования визуального ряда школьных пособий: данные о частотности использования в учебниках того или иного типа визуального элемента, анализ его соотношения с исполняемой дидактической функцией, характеристики генезиса конкретных визуальных элементов и др.

Заключение

Собранные в «Атласе» материалы, их компоновка, навигационно-по-исковые системы создают серьезный ресурс для индивидуального исследования визуального богатства российских азбук и букварей. Работа с этим ресурсом позволит увидеть широкий спектр визуальных компонентов пособий для первоначального обучения грамоте, проследить динамику их развития, найти возможности их учета в практической работе современного педагога.

Комментарии:

1. Способ обучения грамоте в «Атласе», как правило, назван так, как это принято в современной дидактике. В ряде случаев использованы цитаты из предисловий пособий и/или каталогов.

Литература

1. Вишленкова Е. А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». M. : НЛО, 2011. 384 с.

2. Купиайнен Я. Форум «Визуальная антропология» [Электронный ресурс]: Антропологический форум. 2007. № 7. С. 64-68. URL: http://anthropologie.kunstkamera. ru/06/2007_7_rus (дата обращения: 02.12.2016).

3. Ромашина E. Ю. Взаимосвязи текста и визуального ряда в российских школьных учебниках рубежа XI-XX вв. [Электронный ресурс] / Проблемы современного образования. 2014. № 6. С. 135 148. URL: http://www.pmedu.ru/res/2014_6_10.pdf (дата обращения: 10.02.2017).

4. Ромашина E. Ю. Методологические проблемы исследований визуального ряда школьных учебников (по материалам российских азбук и букварей второй половины XIX века) // Методологические проблемы междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании : сб. материалов Всерос. сетевой научно-практич. конф. с международным участием, посвящ. 90-летию академика РАО В. В. Краевского / науч. ред. А. А. Орлов [Электронный ресурс]. Тула: изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016. С. 253-259. Электрон. изд.— 1 электрон. оптич. диск (CD-R).— № гос. регистрации 0321701200 — № рег. свид. ФГУП НТЦ «Информрегистр» 48993 23.03.2017.

5. Тетерин И. И. Модель структурно-функционального анализа визуального ряда российских азбук и букварей конца XIX — начала XX века // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 5. С. 258-263.

6. Pedagogy of Images: Depicting Communism for Children. PrincetonUniversity: [сайт]. URL: http://pudl.princeton.edu/collection.php?c=pudl0127&sort=title&rpp=14&start=14 (дата обращения: 15.01.2017).

References

1. Kupiajnen J. Forum «Vizual'naja antropologija»// Antropologicheskij forum. 2007. № 7. S. 64-68. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/06/2007_7_rus(датаобращения: 12.11.2016) [InRus]

2. Pedagogy of Images: Depicting Communism for Children. Princeton University.URL: http:// pudl.princeton.edu/collection.php?c=pudl0127&sort=title&rpp= 14&start= 14 (дата обращения: 10.12.2016)

3. Romashina E.Yu. Vzaimosvyazi teksta i vizualnogo ryada v Rossiiskih shkolnih uchebnikah rubeja XIX_XX vv. Problemi sovremennogo obrazovaniya. 2014. № 6. 135-148. http//www.pmedu.ru/ res/2014_6_10.pdf. [In Rus]

4. Romashina E. Yu. Metodologicheskie problemi issledovanii vizualnogo ryada shkolnih uchebnikov po materialam rossiiskih azbuk i bukvarei vtoroi polovini XIX veka, Metodologicheskie problemi mejdisciplinarnih issledovanii v sfere nauk ob obrazovanii. Sb. materialov Vseros. setevoi nauchno-praktich.konf. s mejdunarodnim uchastiem posvyasch. 90_letiyu akademika RAO V. V. Kraevskogo. Nauch. red. A. A. Orlov [El. resurs]. Tula. Izd-vo TGPU im. L. N. Tolstogo. 2016 .253259. [In Rus]

5. Teterin 1.1. Model, strukturno-funkcionalnogo analiza vizualnogo ryada rossiiskih azbuk i bukvarei konca XIX — nachala XX veka. Istoricheskaya i socialno-obrazovatelnaya misl. 2016. № 5. 258-263. [In Rus]

6. Vishlenkova E. А. Vizualnoe narodovedenie imperii ili «Uvidet russkogo dano ne kajdomu». M. NLO. 2011. 384s. [InRus]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.