Старкова Е.В., Куковякин С.А. НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО В.М. БЕХТЕРЕВА
ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава, г. Киров
Научная деятельность В.М. Бехтерева отличается исключительной продуктивностью, разносторонностью, богатством открытий. Ему принадлежит более 600 печатных работ, из них ряд многотомных монографий. Работы Бехтерева охватывают коренные вопросы морфологии и физиологии нервной системы, психологии, клинической неврологии и психиатрии. Многосторонность работ В.М. Бехтерева делает чрезвычайно трудной задачу характеристики его творчества [2].
Основной теоретической проблемой, над которой всю жизнь работал Бехтерев в связи со своей клинической специальностью психиатра и невропатолога, была проблема личности человека и болезни личности (психические расстройства). Ясно осознавая необходимость разработки естественно-научных основ учения о личности, свои многочисленные исследования Бехтерев посвятил изучению анатомии и физиологии нервной системы [2].
Ко времени начала работ В.М. Бехтерева анатомия нервной системы была еще очень мало разработана. Изучая строение мозга, Бехтерев сделал ряд ценнейших научных открытий. Он дал первое полное и систематическое описание связей, соединяющих различные уровни спинного и головного мозга, и хода нервных (проводящих) путей в различных отделах нервной системы. Им были открыты ранее неизвестные
клеточные скопления (“ядра”) в различных отделах мозга. Бехтерев показал систему строения мозга как целого. Некоторые из путей и ядер получили имя Бехтерева. В 1893 г. В.М. Бехтеревым был выпущен в свет фундаментальный труд “Проводящие пути спинного и головного мозга”. Бехтерев является одним из основоположников эволюционной морфологии мозга [2].
Считая, что основой невропсихиатрической клиники является не анатомия, а физиология, Бехтерев посвятил ей значительную часть своих исследований, сделав ряд ценнейших открытий. В своих физиологических исследованиях ученый применял методы экстирпации (иссечения) и раздражения различных участков нервной системы, особенно высших ее отделов. Бехтеревым совместно с П.Я. Розенбахом установлены трофические функции межпозвоночных узлов. Были получены новые анатомо-физиологиче-ские данные об органах равновесия, относительно правильного определения местоположения в пространстве источника ощущений для формирования на этой основе представлений о форме и взаимоотношениях предметов во внешнем мире, о своем теле и его положении в пространстве [3].
Не менее важным явилось открытие Бехтеревым функций “зрительных бугров”, установление их роли в иннервации внутренних органов, в выразительных движениях и эмоциональных реакциях [3].
Большие заслуги принадлежат также В.М. Бехтереву в области изучения функций коры головного мозга. Им было установлено участие отдельных областей коры головного мозга в деятельности воспринимающих органов, например, внутренней поверхности затылочной области коры - в зрительной деятельности, области покрышки - во вкусовой, теменных областей - в статической, болевой, осязательно-мышечной чувствительности. Бехтерев доказал участие так называемых двигательных полей коры головного мозга в образовании приобретенных в индивидуальном опыте движений “пользования конечностями как орудиями” в отличие от движений, связанных с перемещением и сохранением равновесия [3].
Нельзя не отметить роли В.М. Бехтерева в развитии исследований биоэлектрической активности коры головного мозга. Работы, вышедшие из его лабораторий (Б.Е. Ларионова, С.А. Тривус, П.Ю. Кауфмана), показали, что электрические явления, обнаруженные в коре головного мозга, не одинаково выражены в различных областях в зависимости от характера воздействия и деятельности мозга [3,4].
Бехтерев в ряде самостоятельных работ, а также выполненных совместно с профессором
H.A. Миславским, установил влияние раздражения коры головного мозга на деятельность внутренних органов. Результаты этих экспериментальных исследований он сопоставил с экспериментальными и клиническими данными влияния психики на деятельность внутренних органов. Сходство, полученное при сопоставлении результатов, позволило прийти к выводу, что так называемая зависимость деятельности внутренних органов от психики есть на самом деле зависимость этой деятельности от работы головного мозга, то есть были получены данные для представления о психике как о функции головного мозга, а именно его коры. В 1908 г., продолжая учение И.П. Павлова об условных рефлексах, Бехтерев подошел к новому освещению проблемы корковой регуляции деятельности внутренних органов, получившему наиболее полное экспериментальное развитие в работах академика K.M. Быкова, профессора М.К. Петровой, М. А. Усиевича и их сотрудников [4].
Результаты своих двадцатилетних исследований по физиологии нервной системы Бехтерев обобщил в огромном 7-томном труде “Основы учения о функциях мозга” [3].
В своих клинико-физиологических исследованиях В.М. Бехтерев, выступая одновременно, как экспериментатор и клиницист, внес крупный вклад в дело развития теории медицины Сеченова - Боткина - Павлова, получившей название “нервизма”. Основой теоретических взглядов Бехтерева являлись именно идеи Сеченова — Павлова [4].
Если в конце XIX столетия Бехтерев присоединяется к господствующему тогда морфологическому представлению о наличии в головном мозге центров различных процессов психической деятельности, то затем он отходит от этого представления и рассматривает корковые центры как место связей, лежащих в основе условных или, как он их называл, “сочетательных” рефлексов. “Сочетательные” рефлексы, по Бехтереву, это рефлексы, приобретаемые животным и человеком в индивидуальной жизни в результате совпадения, “сочетания” различных явлений внешнего мира с теми или иными врожденными реакциями организма [4].
Бехтерев отверг анатомическое и психо-мор-фологическое учение о “центрах представлений”, согласно которому сложные психические процессы восприятия, представления, мышления и т.п. обусловлены якобы деятельностью определенного, строго ограниченного участка коры головного мозга. Он представлял деятельность коры головного мозга как деятельность, устанавливающую сочетания, связь различных раздражений и реакций. Соответственно различной степени связей, В.М. Бехтерев говорил
о центрах более простых и более сложных сочетаний. Последние, по Бехтереву, осуществляли синтез деятельности нескольких воспринимающих органов, обеспечивали предметное восприятие, предметное представление и соответствующее движение [5].
Преподавая психиатрию, В.М. Бехтерев должен был представить в систематическом виде объективное учение о личности человека в норме и при патологии, не имея в то время развитого учения о высшей нервной деятельности животных и тем более человека [5].
При изучении психики человека Бехтерев отверг методы и теории господствовавшей в то время субъективной психологии и поставил вопрос о создании объективного учения о личности и психике - объективной психологии или, по выражению Бехтерева, “науки о поведении”. В 1904 г. им был выпущен труд “Объективная психология и ее предмет”, где он пытался построить систему объективно-материалистического учения о личности на основе учения о рефлексах, особенно приобретенных в индивидуальном опыте, то есть условных рефлексах. В дальнейшем Бехтерев заменил термин “объективная психология” термином “рефлексология”, рассматривая различные виды психической деятельности как систему сочетательных рефлексов [5].
Характерной для взглядов В.М. Бехтерева является последовательно проводимая идея единства анатомии, физиологии и психологии, объективный характер исследования психики, изучение психической деятельности как рефлекторной, признание исследования движений и действий основой изучения психики человека [5,6].
Однако состояние фактических данных по физиологии высшей нервной деятельности того периода, когда формировалась объективная психология (1904-1910 гг.) или рефлексология (1914-1916 гг.) и отсутствие у Бехтерева правильной методологической основы не обеспечивали возможности научного разрешения проблем психологии. Выступая против старой субъективной, идеалистической, психологии В.М. Бехтерев, так же как И.М. Сеченов и И.П. Павлов, не отрицал ни внутреннего психического мира, ни его значения [6].
В понимании психики как функции коры головного мозга сказывалось стремление Бехтерева к материалистическому монизму. Введенные им термины “невропсихика”, “невропсихиче-ский”, “психоневрологический” следует рассматривать как стремление объединить психическое и нервное. В 1904 г. в статье “Объективная психология и ее предмет” Бехтерев отметил, что “совершенно неправильно говорить о парал-
лельном течении двух процессов психического или душевного и физического или материального”. Уже в своей диссертации, написанной в 1880 г., Бехтерев называл кору головного мозга органом психической деятельности. В 1906 г. в шестом томе “Основ учения о функциях мозга” Бехтерев говорил о том, что “психическая деятельность в ее наиболее сложной форме составляет, бесспорно, основную и сложную функцию полушарий” [6].
В своих трудах Бехтерев коснулся освещения таких сложнейших проявлений высшей нервной деятельности, как мышление и эмоции. Относительно мышления Бехтерев развил учение о символических или речевых рефлексах. В своем взгляде на мышление - речь, как на символическую рефлекторную деятельность, Бехтерев развивал взгляды И.М. Сеченова и был близок к тому пониманию, которое было развито И.П. Павловым о двух сигнальных системах, о речи как сигнале сигналов. В работе об эмоциях Бехтерев указал на элементы, из которых складываются эмоции (изменения мимических мышц и соматические изменения в виде изменений сосудов и внутренних органов, в частности, эндокринных) [7].
В основу понимания и изучения психической деятельности как сочетательно-рефлекторной Бехтеревым был положен принцип развития. Понимая психическую деятельность как приобретенную, т.е. основанную на прижизненном индивидуальном опыте, В.М. Бехтерев стремился проследить возникновение и ход развития этой деятельности с первых моментов появления ее у ребенка. Эти исследования представляют один из первых опытов объективного изучения развития ребенка и имеют большое теоретическое и практическое значение. Изучая развитие человеческой личности, В.М. Бехтерев разрабатывал вопросы воспитания и образования. Он осветил важнейшие вопросы педагогики: воспитания в раннем детстве, семейного, полового, нравственного, социально-трудового воспитания [7].
Бехтерев уделял много внимания вопросам изучения процессов трудовой деятельности человека. В этом направлении он явился не только пионером-исследователем, но и инициато-ром-организатором. На заре авиации им была организована первая в истории науки попытка изучения деятельности авиаторов. Он руководил изучением труда на промышленных предприятиях, труда врачей, педагогов и деятелей искусства [7].
Бехтерев стремился изучать человека в единстве его общественной личности и его организма как биологического образования, подчеркивая ведущую роль социальной среды [8].
Однако наиболее существенные ошибки до-
пущены Бехтеревым в “коллективной рефлексологии”, представляющей попытку объяснить общественное, исходя из индивидуального, из системы понятий рефлекторной теории. Бехтерев, признавая закономерный характер развития природы и общественной жизни, не видел качественного различия между законами природы и общества и делал попытку распределить законы природы на развитие общественной жизни. Так, например, он распространял закон тяготения на человеческое общество, считая, что индивиды “тяготеют” друг к другу в силу этого закона [8].
Клинические позиции Бехтерева характеризуются рядом принципиальных положений, прогрессивных в высокой степени, соответствующих передовым идеям отечественного естествознания и медицины. Прежде всего, он твердо стоял на позиции единства теории и практики. Материалистическое понимание нервно-психической деятельности определило его положение об условности разделения, о фактическом единстве нервных и душевных болезней, он понимании последних как нарушений деятельности коры головного мозга при изменении всего организма [8].
В.М. Бехтерев критиковал “целлюлярную (клеточную) патологию” Вирхова, указывая, что душевные болезни, выражающие “нарушения отправлений мозга”, редко стоят в связи с анатомическим нарушением самого мозга. Он говорил, что следует совершенно отказаться от анатомического принципа объяснения психических расстройств, основа психических заболеваний должна быть патофизиологическая, а не патоанатомическая. “Причину душевных заболеваний мы должны искать в нарушенных условиях жизнедеятельности всего организма” - говорил Бехтерев. Таким образом, в основу понимания психоза Бехтерев клал единство невро-сомати-ческого и психического [8].
В единстве организма, помимо регулирующей его жизнедеятельности центральной нервной системы, Бехтерев подчеркивал значение “биохимических систем”, связанных, главным образом, с эндокринными железами и обменом веществ. Эта связь была оценена Бехтеревым на заре эндокринологии. Чрезвычайно важно понимание В.М. Бехтеревым связи внутренних условий организма с влиянием внешней среды. Он указывал, что в происхождении приобретенных под влиянием внешних условий особенностей организма играет роль функциональное состояние “тех или иных железистых органов в зависимости от внешних условий развития при известных данных питания, температуры, солнечной энергии, влажности окружающего воздуха и т.п.” Соответственно этому Бехтерев решительно утверждал наследственное закре-
пление приобретенных особенностей, механизм которого он видел в том, что внешние воздействия через нервную систему и обмен веществ действуют на весь организма, и равным образом в его формировании выступают в единстве внешнее и внутреннее. Эти взгляды Бехтерева соответствовали взглядам Мичурина и Павлова
[9].
Развивая рефлекторную теорию, Бехтерев содействовал внедрению “нервизма” в медицинскую науку и практику. Основываясь на рефлекторной теории, опираясь на учение об условных рефлексах, В.М. Бехтерев освещал патогенез психозов, их диагностику и терапию [9].
В диагностику нервных и психических заболеваний Бехтерев активно внедрял лабораторные и экспериментальные исследования. Поэтому бехтеревское клиническое направление правильнее называть экспериментально-клиническим [9].
В терапии душевных болезней, которая в то время отличалась пассивностью, для Бехтерева характерны также большая активность, инициативность и огромная настойчивость, с которой он боролся за восстановление сил больного. Бехтерев является основоположником общественно-профилактического направления в невропатологии и психиатрии. Так, например, алкоголизм он характеризовал как болезнь, требующую в первую очередь общественно-профилактических мероприятий [9].
Реализуя перечисленные принципиальные положения в своих клинических работах, Бехтерев обогатил клинику нервных и душевных заболеваний рядом специальных исследований и открытий. Так, в области невропатологии им открыт множественный ряд нормальных и патологических рефлексов, описаны ранее неизвестные симптомы. К заболеваниям, впервые установленным В.М. Бехтеревым в клинике нервных болезней, относятся: бехтеревская форма неподвижности позвоночника (болезнь Бехтерева), сифилитический множественный склероз, особая форма лицевого тика, острая мозжечковая атаксия при алкоголизме, невроз местной контузии и др. [10].
В области психических заболеваний В.М. Бехтеревым также был установлен ряд ранее неизвестных состояний. Им впервые описаны объективные признаки расстройств чувствительности при неврозах на основе изменения вегетативных рефлексов в частях тела с измененной чувствительностью, описаны различные, до того неизвестные формы проявлений невроза навязчивости. Бехтерев был первым, приложившим учение об условных рефлексах к пониманию природы навязчивых состояний, половых извращений и ряда истерических нарушений.
Принцип условных рефлексов В.М. Бехтерев многообразно применял к лечению психических заболеваний. Так, например, в 1915 г. Бехтерев предложил лечение алкоголизма путем сочетания алкоголя с рвотным средством. Рассматривая речь и мышление как речевые рефлексы, Бехтерев подошел к пониманию психотерапии и внушения с позиций учения о рефлексах уже в своей “Объективной психологии” [10].
Примером инициативы Бехтерева в области клинической практики является введение им нейрохирургии и организация первой в России нейрохирургической клиники. В.М. Бехтерев был одним из активнейших организаторов рентгенотерапии нервных душевных болезней, цвето- и светолечения. Большое внимание он уделял лечению музыкой. В фармакотерапии В.М. Бехтерев осуществлял принцип комбинирования действия ряда лекарственных веществ. Примером такой комбинации является известная микстура Бехтерева. Им введен ряд методических вариантов психотерапии, гипноза, лечения отвлечением, разработан метод так называемой коллективной психотерапии [1].
На всех этапах своей научной деятельности от студенческой скамьи до самой смерти В.М. Бехтерев выступал борцом за передовые общественные идеи. Он сделал чрезвычайно много для популяризации науки, неся знания в массы, публикуя популярные статьи, выступая с публичными лекциями по вопросам воспитания, нервной гигиены, научного понимания нервно-психической деятельности [10].
В.М. Бехтерев явился организатором многих научно-исследовательских институтов. С его именем связана организация множества научных обществ, съездов, совещаний, журналов. Необычайно продуктивной была деятельность Бехтерева по подготовке научных кадров. Целый ряд работ, связанных с именем В.М. Бехтерева, представляет собой продукт творческой деятельности коллектива, в котором он был инициатором, организатором, руководителем [10].
Научный авторитет В.М. Бехтерева был общепризнан, хотя люди по-разному представляли себе его профессию. Анатомы считали его непревзойденным знатоком анатомии мозга, физиологи - одним из выдающихся нейрофизиологов, психологи - основателем нового материалистического направления в психологии, педагоги - инициатором создания педагогики раннего детского возраста, гигиенисты - известным исследователем в области промышленной гигиены, администрация - создателем и руководителем многих институтов и научных журналов и одним из ведущих ученых, занимающихся научной организацией труда [11].
Будучи смелым новатором в науке, Бехтерев
обогатил отечественную неврологию и психиатрию рядом крупнейших научных открытий, принесших ему мировую известность. Значения его научного творчества и общественной деятельности выходят за пределы его специальности. Своими научными исследованиями и активной общественной деятельностью В.М. Бехтерев во многом способствовал прогрессу отечественной науки [10].
Литература.
1. ГАКО. фонд. Р-128. оп. 1. д. 244. л. 15.
2. ГАКО. фонд. Р-128. оп. 1. д. 244. л. 16.
3. ГАКО. фонд. Р-128. оп. 1. д. 244. л. 17.
4. ГАКО. фонд. Р-128. оп. 1. д. 244. л. 18.
5. ГАКО. фонд. Р-128. оп. 1. д. 244. л. 19.
6. ГАКО. фонд. Р-128. оп. 1. д. 244. л. 20.
7. ГАКО. фонд. Р-128. оп. 1. д. 244. л. 21.
8. ГАКО. фонд. Р-128. оп. 1. д. 244. л. 22.
9. ГАКО. фонд. Р-128. оп. 1. д. 244. л. 23.
10. ГАКО. фонд. Р-128. оп. 1. д. 244. л. 24.
11. ГАКО. фонд. Р-3898. оп. 1. д. 168. л. 7