Научная статья на тему 'Вклад В. М. Бехтерева в отечественную педагогику и психологию'

Вклад В. М. Бехтерева в отечественную педагогику и психологию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8939
685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов Владимир Борисович

Выдающийся российский ученый, уроженец Вятской губернии Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) проявил себя как крупнейший ученый-новатор во многих научных областях: невропатологии и психиатрии, физиологии и невропатологии, педагогике и психологии. Он был организатором целого ряда научных учреждений, основателем и редактором научных изданий, страстным борцом за права трудящихся. Предлагаемая статья представляет обзор научной деятельности В. М. Бехтерева в связи со 150-летием со дня рождения великого ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад В. М. Бехтерева в отечественную педагогику и психологию»

В. Б. Помелоб

ВКЛАД В. М. БЕХТЕРЕВА В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ И ПСИХОЛОГИЮ

Выдающийся российский ученый, уроженец Вятской губернии Владимир Михайлович Бехтерев (18571927) проявил себя как крупнейший ученый-новатор во многих научных областях: невропатологии и психиатрии, физиологии и невропатологии, педагогике и психологии. Он был организатором целого ряда научных учреждений, основателем и редактором научных изданий, страстным борцом за права трудящихся.

Предлагаемая статья представляет обзор научной деятельности В. М. Бехтерева в связи со 150-летием со дня рождения великого ученого.

2007 г. - это год 150-летия со дня рождения выдающегося русского ученого, нашего земляка Владимира Михайловича Бехтерева.

Крупнейший отечественный невропатолог, физиолог, психиатр, психолог и педагог, организатор отечественной науки и медицинской практики В. М. Бехтерев родился 20 января (1 февраля) 1857 г. в селе Сорали (ныне Бехте-рево) Елабужского уезда Вятской губернии в семье мелкого служащего. Детство будущего ученого проходило в селе Уни, городах Глазове и Вятке, куда по службе переводили отца.

Отец будущего ученого был большим любителем природы, поэтому в семье всегда были домашние животные и птицы. «Страсть к птицам, сдерживаемая, однако, средствами, оставалась долго-долго и у нас братьев - детей его, к которой присоединилось затем увлечение бабочками», - вспоминал впоследствии старший брат Владимира Николай [1].

В семье были приняты длительные походы, экскурсии на природу, ночевки в поле, охота и рыбалка. Однако отец умер, когда будущему ученому было всего 8 лет. Оставшись без кормильца с тремя сыновьями, мать, тем не менее, сумела дать высшее образование двум сыновьям.

В Вятке она сдавала под жилье квартирантам ранее купленный дом, готовила для них и убирала. На полученные от квартирантов деньги, не более 18 рублей в месяц, и жили.

Впоследствии В. М. Бехтерев, любивший поэзию не только как читатель, но и как поэт-любитель, и даже составивший большую автобиографическую поэму «Владимир», вспоминал о матери в стихах:

«О мать моя! К тебе воспоминаньем из детских лет я обращаюсь вновь;

Дозволь мне поздним сим признаньем мне оценить твою любовь».

ПОМЕЛОВ Владимир Борисович - доктор педагогических наук, профессор по кафедре педагогики ВятГГУ © Помелов В. Б., 2007

Старшего из братьев мать подготовила к вступительным экзаменам в гимназию сама, а тот уже помогал Владимиру. Он решил поступать сразу во второй класс. Среди вступительных экзаменов был латинский язык.

В те годы в среде педагогической общественности России оживленно обсуждался вопрос о месте латинского и древнегреческого языков в общем и специальном образовании. Передовые педагоги во главе с К. Д. Ушинским справедливо полагали, что вступительные экзамены по, как они презрительно выражались, «мертвым» языкам служат социальным барьером для детей разночинцев и малообеспеченных. Напротив, представители высших сословий называли такое обучение «классическим» и призывали к увеличению удельного веса этих предметов в общем объеме учебных часов. Эту точку зрения, к сожалению, разделял и Н. И. Пирогов, который судил о значимости латыни как ученый-медик.

На экзамене по латинскому языку Володя успешно справился со всеми заданиями, но не смог ответить на вопрос про спряжения глаголов; он не знал, что «и их нужно». Решительный мальчик упросил учителя дать ему несколько дней на подготовку. Через неделю он успешно сдал каверзный экзамен.

В годы обучения в Вятской мужской гимназии В. М. Бехтерев много времени уделял чтению. Был постоянным читателем публичной библиотеки, открытой в 1837 г. А. И. Герценом. Он увлекался чтением книг передовых мыслителей (Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Н. В. Шелгунова), естествоиспытателей (Ч. Дарвин, Т. Гексли).

(Спустя много лет, на юбилейном вечере, посвященном 70-летию В. М. Бехтерева, ученый добрым словом вспомнит Вятскую мужскую гимназию и ее преподавателей А. И. Редникова, В. П. Хватунова и др.)

Юный Бехтерев увлекался изучением этнографии народов, населявших Вятскую губернию. Его первый научный труд касался изучения «вотяцкого быта» и был опубликован в журнале «Вестник Европы» в 1880 г.

После окончания гимназии В. М. Бехтерев хотел поступать на естественное отделение Казанского университета, но в дело вмешался случай: три его товарища решили учиться в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии и Володя присоединился к этой компании. Однако в столице он столкнулся с неожиданным препятствием: ему было всего 16 лет, на год меньше разрешенного возраста для поступления в вузы. Но благодаря своей настойчивости ему удалось добиться разрешения на поступление у самого начальника академии.

Академия в те годы была одним из крупнейших научных и учебных центров России. Здесь

работали химик А. П. Бородин, врачи С. П. Боткин, Н. И. Пирогов и Н. В. Склифософский, физиолог И. М. Сеченов.

В студенческие годы В. М. Бехтерев помимо упорной учебы принимал активное участие в студенческих революционных кружках.

Летом 1877 г. во главе санитарного отряда студент Бехтерев участвовал в освободительной борьбе болгарского народа с турками. Впоследствии в журнале «Северный вестник» он дал правдивое описание ужасных условий, в которых находились русские солдаты во время боев, особенно под Плевной, где они проливали кровь и отдавали свои жизни вдали от родины. На Балканах Бехтерев заболел малярией. Болезнь протекала в тяжелой форме, и он был отправлен санитарным поездом в Санкт-Петербург.

Окончив с отличием академию в 1878 г., В. М. Бехтерев был оставлен при ней, в клинике профессора И. П. Мержеевского для дальнейшего усовершенствования и подготовки диссертации.

Своей специальностью Бехтерев избрал невропатологию и психиатрию, поскольку эти разделы медицинской науки, по его выражению, были в то время особенно тесно связаны с глубокими философскими и общественными проблемами. Отличное окончание академии давало ему право защиты диссертации без предварительного экзамена, -аналога нынешних кандидатских экзаменов.

В 1881 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Опыт клинических исследований температуры тела при некоторых душевных заболеваниях». В своей работе он стремился увязать особенности протекания душевных заболеваний с телесными и осветить вопрос о роли мозга в регуляции температуры тела.

В. М. Бехтерев был избран приват-доцентом «по курсу нервных и душевных заболеваний». В 1884 г. он выиграл по конкурсу длительную заграничную командировку, в ходе которой работал в лучших клиниках Австрии, Германии и Франции, в том числе в лаборатории психолога Вильгельма Вундта и невропатолога Жана Мартена Шарко, которого уже тогда называли «Наполеоном неврозов».

Также Бехтерев использовал это время для подготовки к профессорскому званию. Эти годы в европейских научных кругах характеризовались большим подъемом в области естествознания, в частности невропатологии и психиатрии.

Еще до отъезда за границу В. М. Бехтерев получил предложение возглавить кафедру психиатрии Казанского университета. Видимо, молодой ученый испытывал вполне понятное нежелание покидать столицу и поэтому, будучи вынужденным согласиться, в то же время выставил такие условия в плане приобретения оборудова-

ния, выделения средств и расширения штатов, которые, как ему казалось, заставят руководство вуза отказаться от его приглашения. Однако к этому времени В. М. Бехтерев имел уже такую известность, что все требования были выполнены к его возвращению в Россию.

В 1885 г. В. М. Бехтерев был избран профессором Казанского университета. Здесь В. М. Бехтерев поставил на новую высоту преподавание психиатрии, открыл первую в мире психофизиологическую лабораторию, организовал Казанское общество невропатологов и психиатров, стал издавать журнал «Неврологический вестник», тем самым положив начало отечественным неврологическим изданиям.

Проведенные В. М. Бехтеревым исследования в области физиологии головного мозга, особенности его коры и деятельности внутренних органов легли в основу выдающегося труда «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893 г.). Этот труд получил золотую медаль им. Бора Императорской академии наук. Впоследствии он переиздавался в расширенном и уточненном варианте.

В научных опытах Бехтерева принимал участие выдающийся физиолог Н. А. Миславский. В. М. Бехтерев дал научное описание ряда проводников в мозгу, часть из которых в науке получила его имя: пучок Бехтерева, ядро Бехтерева, полоски Бехтерева. Он детально изучил ход нервных путей и исследовал те центральные мозговые образования, к которым эти пути подходят.

Исследования Бехтерева привели в порядок имеющиеся данные о структуре мозга и его функциях, дополнили ранее имевшиеся представления рядом уточнений и дополнений. Так, В. М. Бехтеревым было доказано, что органами восприятия являются кожа, мышцы, суставы, полукружные каналы внутреннего уха. Он проследил ход нервных раздражений от кожи, мышц и суставов в спинной мозг и от полукружных каналов - в мозг и мозжечок. В итоге сложилась достаточно стройная система представлений о структуре мозга.

С 1893 г. В. М. Бехтерев заведует кафедрой психиатрии и невропатологи Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии (таким стало новое название медико-хирургической академии). Здесь он организует клинику нервных болезней.

Замечательным врачом-гуманистом впервые в России была на практике реализована идея гуманного отношения к психическим больным. Для них был организован содержательный досуг, метод трудовой терапии, проведение лечебно-физкультурных занятий. В. М. Бехтерев добился выделения значительных средств на их лечение.

Также впервые в России В. М. Бехтерев создает отделение хирургической невропатологии, а также лабораторию по анатомии, физиологии

и экспериментальной психологии и медицинскую библиотеку.

Одновременно с работой в академии с 1897 г. В. М. Бехтерев возглавляет кафедру нервных и душевных болезней в Женском медицинском институте.

Петербургский период работы В. М. Бехтерева характеризуется открытием научных обществ, проведением Пироговских съездов и съездов врачей - невропатологов и психиатров. Выходят крупные монографии по анатомии, физиологии, психиатрии, психологии и невропатологии.

Имя В. М. Бехтерева становится широко известным зарубежным ученым. Наконец, в науке заговорили о ставшей знаменитой бехтеревской школе невропатологов и психиатров.

Более того, в бурный период 1-й русской революции (1905-1907 гг.) Ученый совет Военно-медицинской академии избрал В. М. Бехтерева начальником академии.

Прогрессивные взгляды Бехтерева, демократический стиль отношений с сотрудниками и студентами, высокая эрудиция, доброжелательность и доступность профессора-новатора привлекали к нему симпатии всех, кто общался с ним по работе, но одновременно вызывали неприязнь и подозрительность со стороны военного министра Сухомлинова, в ведении которого находилась академия. Все это, в итоге, привело к отставке В. М. Бехтерева в 1913 г.

Однако Бехтерев был не только крупным ученым и успешным практикующим врачом, но и замечательным организатором науки. В 1903 г. он задумал создать своего рода «вольную медицинскую школу», которая бы отличалась от государственных отсутствием ограничений по национальному признаку и социальному положению, свободным поступлением туда женщин, большим демократизмом. Идею удалось осуществить в 1907 г. благодаря частным пожертвованиям, несмотря на бюрократические препоны.

Созданная школа, а точнее Психоневрологический институт, руководимый В. М. Бехтеревым с 1908 г., объединил большой коллектив передовых ученых того времени. Реализация проекта создания института значительно превзошла первоначальный замысел. Психоневрологический институт был научно-исследовательским учреждением и одновременно вузом университетского типа с рядом факультетов: медицинским, юридическим и педагогическим, состоявшим из двух отделений -естественнонаучного и словесно-литературного. Имелся также так называемый общий, то есть общеобразовательный, факультет.

Средства на открытие института собирались по всей России. В. М. Бехтерев привлек к этому делу даже некоторых из великих князей. Для возведения института был выделен заболоченный

участок около Семенниковского завода, за Невской заставой, в районе, который назывался Царским городком. Прежде чем начать строительство здания, пришлось осушать болото.

К работе в институте В. М. Бехтерев привлек таких видных ученых, как ботаник В. Л. Комаров, физиологи Н. Е. Введенский и А. А. Ухтомский, филолог И. А. Бодуэн де Куртенэ, социологи М. М. Ковалевский и Е. В. де-Роберти, историки И. Н. Кареев и В. И. Тарле, педагоги П. Ф. Каптерев и П. Ф. Лесгафт, литературовед С. А. Венгеров, гигиенист Т. В. Хлопин, зоологи Н. А. Холодковский и Е. П. Павловский.

На базе этого института была создана сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе в 1909 г. первый в России Педологический институт.

(В советские времена, после печально известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г., название института в научных изданиях не упоминалось, либо он именовался как «институт по изучению развития ребенка».)

В 1910 г. В. М. Бехтерев добился окончания строительства четырехэтажного корпуса с лабораториями и аудиториями. Рядом было построено здание, в котором разместилась клиника душевных болезней. Был основан экспериментальный институт по изучению проблем алкоголизма.

В 1913 г. В. М. Бехтеревым была открыта нейрохирургическая клиника имени Н. И. Пиро-гова, что знаменовало собой новый этап в развитии хирургии и невропатологии. С этого времени скальпель хирурга стал вторгаться в сложнейший орган человека и животных - мозг.

Авторитет В. М. Бехтерева в создании хирургической невропатологии (нейрохирургии) был признан во всем мире. Знаменитый невролог Пьер Мари предложил В. М. Бехтереву написать главу для своего фундаментального труда «Руководство по общей психопатогии».

В. М. Бехтерев повсюду создавал коллективы ученых, среди которых насчитывалось свыше пятидесяти профессоров - заведующих кафедрами невропатологии, психиатрии, психологии.

В 1920-1930-х гг. большинство кафедр этого профиля было укомплектовано учениками В. М. Бехтерева. Если критерием оценки ученого-педагога считать большое число талантливых учеников - продолжателей дела учителя, то по этому критерию В. М. Бехтерев, несомненно, занимает выдающееся место.

В. М. Бехтерев в своих научных изысканиях уделял немалое внимание психологии и даже выдвинул идею превращения ее в объективную естественную науку.

В своих первых трудах по психологии он излагал основные принципы объективной психоло-

гии, которую позднее называл рефлексологией. Теоретические и практические исследования ученого имели особенно важное значение в период формирования экспериментальной психологии в России.

Отношения между сотрудниками и студентами Психоневрологического института отличались демократизмом. Студенты неизменно были в числе зачинщиков разного рода волнений. По неблагополучию, с точки зрения полиции, институт занимал второе место после университета.

Сам В. М. Бехтерев также не стоял в стороне от социальных коллизий своего времени. Достаточно вспомнить его участие в скандальном уголовном деле Бейлиса, еврея по национальности, обвиненного в ритуальном убийстве христианского ребенка. Бехтерев участвовал в экспертизе и доказал невиновность Бейлиса, чем вызвал ненависть к себе со стороны черносотенной клики и царской власти.

(Немногим ранее по аналогичному обвинению - ритуальному убийству нищего Конона Матюнина - под суд попала группа крестьян-удмуртов из села Старый Мултан Вятской губернии. Им удалось избежать наказания во многом благодаря заступничеству выдающегося русского гуманиста писателя В. Г. Короленко, в свое время отбывавшего ссылку в Вятской губернии, в д. Березовские Починки Глазовского уезда, и хорошо знавшего обычаи удмуртов.)

В. М. Бехтереву приходилось постоянно защищать институт от нападок чиновничества. И если до Октябрьской революции ему это еще как-то удавалось, то после октября 1917 г. институт хотя сначала и получил статус высшего учебного заведения, но затем на его базе был создан Второй Петроградский медицинский институт. Тем самым, он хотя и получил значительный стимул к развитию, но утратил ту научную специфику, которую стремился культивировать в его стенах В. М. Бехтерев.

Сам же Бехтерев был смещен с поста директора и профессора еще в 1913 г.; ему не был продлен контракт. Спустя год по той же причине его удалили из Женского медицинского института.

Несмотря на все протесты коллектива, поданные министру просвещения Л. А. Кассо (19101914), тот не утвердил В. М. Бехтерева во вновь созданной должности президента Психоневрологического института. Отказ в утверждении В. М. Бехтерева вызвал в сентябре забастовку сотрудников.

Разумеется, дело своего учителя продолжали его ученики, в частности, ставшие впоследствии известными учеными В. Н. Мясищев и Н. М. Ще-лованов, возглавившие лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии. К тому же Владимир Николаевич Мясищев, один из наиболее

известных отечественных психологов 19301960-х гг., оставил воспоминания о своем учителе.

Испытывать недоброе чувство в отношении Бехтерева у Л. А. Кассо были все основания. Так, на 1-м съезде психиатров ученый в своем докладе на тему о самоубийствах среди учащихся представил убедительные свидетельства того, что детский суицид, во многом, есть следствие тяжелых экономических условий, в которые поставлено большинство населения России, а также полицейский режим.

Кстати, предшественник Л. А. Кассо в должности министра просвещения А. Н. Шварц (19081910) пытался лишить студентов института права на отсрочку от воинской повинности. Однако этот шаг не удался, так как Министерство внутренних дел по ходатайству Бехтерева отменило это решение. Тогда новый министр, как тогда выражались в народе, «народного затемнения» подал в совет министров докладную записку о закрытии института.

А еще раньше император Николай II на докладной столичного градоначальника о студенческих демонстрациях наложил резолюцию: «Какая польза от этого института России? Желаю иметь обоснованный ответ» [2].

Однако закрыть институт с восемью тысячами студентов, да еще и при острой нехватке в стране специалистов практически любого профиля, власти не решились. К тому же такая акция, несомненно, вызвала бы волну недовольства в среде интеллигенции, чего правительство не хотело допустить. Вместо этого институт лишили «вольностей», - переподчинили новому уставу, соответствовавшему требованиям министерства.

И все же дальнейший рост революционного движения привел правительство к решению закрыть институт. Решение вышло за три дня до Февральской революции 1917 г., и это обстоятельство позволило ему уцелеть.

В историко-психологической литературе утвердилось мнение, что Бехтерев «с первых дней революции оказался среди людей, которые связали свою судьбу с судьбой молодой Советской республики» [3].

В доказательство приводятся, например, следующие слова В. М. Бехтерева: «На переломе истории нельзя стоять на перепутье и ждать -нужна воля к действию, к строительству и созидательной работе; и для нас, научных деятелей, которые всегда отдавали свои силы на служение человечеству, не должно быть колебаний. Мы должны отдавать себе отчет, будем ли мы с народом, который, завоевав себе свободу, хочет строить свое будущее сам и зовет нас соучаствовать в этом строительстве. Может ли быть сомнение в этом вопросе? Мы поэтому должны стремиться к тому, чтобы сократить по возможности

время разрухи, отдавая всю сумму наших знаний и все умение на созидательную работу в настоящих условиях страны и на пользу народа. В этом отношении и новый институт (речь идет об институте по изучению мозга. - В. П.) может дать молодой России то, чего не могли дать научные учреждения в прежнее время, и это потому, что народ, почувствовав себя свободным, проявляет необычайную жажду знаний, которая открывает широкие перспективы...» [4].

Как видим, ничего верноподданнического по отношению к Советской власти в этом заявлении В. М. Бехтерева нет, а имеет место, прежде всего, забота об интересах народа, о его просвещении.

В дооктябрьский период В. М. Бехтерев был известен своими протестными высказываниями, открыто называл мировую войну антинародной бойней, видел в ней «кризис всей современной цивилизации».

Еще в 1885 г. в Казани едва ли не в первом своем публичном выступлении он указывал на экономические условия как на причину распространения психических заболеваний. В основе ухудшения психического здоровья населения лежит экономическое рабство, обусловленное значением капитала в жизни современного общества.

Поэтому все усилия в борьбе с вырождением населения, по мнению Бехтерева, должны быть направлены на устранение капиталистического режима. Он указывал, что не сама культура и цивилизация, не мозговое переутомление служат условиями, приводящими к развитию душевных болезней, а негативные социальные условия общества.

В послеоктябрьский период В. М. Бехтерев активно включился в работу по социалистическому строительству. Он организовал курсы усовершенствования фельдшеров для Красной Армии. В своем институте организовал госпиталь для душевнобольных воинов. В. М. Бехтерев был избран депутатом Ленинградского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Однако новая социалистическая действительность очень скоро его разочаровала. Не случайно смерть замечательного ученого покрыта тайной, которая, по всей вероятности, не скоро будет раскрыта. По одной из распространенных версий В. М. Бехтерев, приехавший в Москву на научный симпозиум, был отравлен 24 декабря 1927 г. Официальной версии об инфаркте мало кто поверил; народная молва приписала смерть ученого спецслужбам как месть за неосторожное высказывание Владимира Михайловича, назвавшего Сталина параноиком после проведенного Бехтеревым обследования сановного пациента.

Именно такая трактовка причины смерти выдающегося ученого приводится в зарубежных

энциклопедических изданиях по психологии, в частности в учебнике по психологии для американских университетов - «Истории современной психологии» Д. П. и С. Э. Шульц, кстати, изданном и в России на русском языке.

Кстати, в этом объемистом издании, недавно вышедшем в русском переводе, упоминаются имена всего двух российских ученых, и именно как психологов - И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, причем оба характеризуются как предтечи бихевиоризма. При всей субъективности подобного отбора персоналий нельзя не отметить с удовлетворением тот факт, что один из двух выдающихся отечественных психологов, по версии вышеупомянутых американских ученых, - наш земляк, уроженец вятской земли.

В 1918 г. Председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин подписал декрет об организации института по изучению мозга и психической деятельности, в лабораториях которого изучались анатомия, строение и многообразные функции центральной нервной системы. В. М. Бехтерев был его первым директором.

(Позднее этот институт в течение длительного времени возглавляла его внучка Наталья Петровна Бехтерева, а ныне возглавляет ее сын.)

Задачи, которые ставил перед собой институт, не ограничивались лишь исследованиями мозга как такового, но и включали в себя изучение вопросов гигиены умственного труда, психической деятельности человека в условиях конкретной деятельности.

Показателем громадного размаха организационной деятельности В. М. Бехтерева является, в частности, реорганизация Психоневрологического института в Психоневрологическую академию, в которую, помимо Психиатрического института и института по изучению мозга и психической деятельности, вошли организованные учениками В. М. Бехтерева Отофонетический институт, Детский обследовательский институт, Воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей, Невропсихиатрический диспансер и ряд других учреждений.

Из бывшего Психоневрологического института выросли 2-й Петроградский университет, впоследствии слившийся с 1-м; государственный институт медицинских знаний (впоследствии санитарно-гигиенический медицинский институт), институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка, ветеринарно-зоотехни-ческий и химико-фармацевтический институты. В то время в среде ученых было распространено выражение: «неутомим, как Бехтерев».

В эти годы В. М. Бехтерев создает и редактирует журналы «Вопросы изучения и воспитания личности», «Вопросы изучения труда», «Обозрение психиатрии, неврологии и эксперименталь-

ной рефлексологии», «Психофизиология, рефлексология и гигиена труда» и ряд других. В. М. Бехтерев проводит занятия в институте медицинских знаний, женском педагогическом институте, педагогическом институте имени

A. И. Герцена, на курсах усовершенствования лекпомов, а также читает популярные лекции для населения. Организует съезды по проблемам психоневрологии, по изучению труда, по борьбе с детской дефективностью и безнадзорностью.

Особое внимание им как ученым уделяется проблеме изучения развития человека в раннем детском возрасте, проблеме гигиены и организации труда. В. М. Бехтеревым были организованы комиссии по изучению рабочих различных специальностей и различных отраслей промышленности, а также труда педагогов, врачей, артистов. Он разрабатывал методы изучения человека в коллективе и влияния коллектива на личность, руководил двумя клиническими институтами.

В 1923-1924 гг. В. М. Бехтерева привлекали к консультациям в связи с болезнью В. И. Ленина. Свои впечатления о нем ученый изложил в очерке «Человек железной воли».

По предложению В. М. Бехтерева ученый совет психоневрологической академии 5 декабря 1927 г. вынес постановление, в котором призывал ученых всех стан и поборников мира поддержать предложение о всеобщем разоружении, внесенное на Женевской конференции советской делегацией.

Последним научно-общественным выступлением В. М. Бехтерева была статья «В защиту науки». Она представляет собой отклик на судебный процесс над американскими учителями, излагавшими в школе учение Дарвина.

Бехтерев разоблачал «фанатиков церкви» и «реакционный шовинизм»; указывал, что «материалистические выводы и положения современной науки должны быть самым решительным образом выдвинуты на борьбу с грязной эпидемией, идущей с дальнего запада, из Америки, кичащейся своими техническими достижениями и свободами» [5].

B. М. Бехтерев охватил своим вниманием чрезвычайно широкий круг научных проблем.

Прежде всего отметим его как крупнейшего представителя науки о структуре и функциях мозга, клиники невропатологи и психиатрии. В начальный период научной деятельности

B. М. Бехтерева о структуре и функциях мозга было известно чрезвычайно мало. Не случайно в одном из учебников о мозге говорилось следующим образом: «Textura obscura, functiones obscurissimae» («Строение темно, функции - наитемнейшие»).

C. П. Боткин, И. М. Сеченов учили, что все стороны деятельности организма и все болезнен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные нарушения этой деятельности находятся в зависимости от мозга. Следующий шаг в исследовании природы мозга предстояло сделать В. М. Бехтереву.

В ставших классическими трудах «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893) и «Основы учения о функциях мозга» (выпуски 17, 1903-1907) В. М. Бехтеревым обобщены результаты его исследований по морфологии и физиологии нервной системы.

Работы В. М. Бехтерева по вопросам невропатологии и психиатрии сохраняют до настоящего времени свое значение для диагностики нервных и психических болезней и методов их лечения.

Психологические исследования В. М. Бехтерева были тесно связаны с его психиатрическими и патопсихологическими работами. Его труды содержат богатый материал патопсихологических исследований, в особенности в области психической симптоматологии, где психология и психиатрия тесно сближаются.

Он исследовал проблему галлюцинаций и показал роль внешних раздражителей в формировании галлюционарных явлений, изучил внушающее влияние слуховых обманов чувств.

Деятельность В. М. Бехтерева и его учеников, особенно К. И. Платонова, известного своей книгой «Слово как физиологический и лечебный фактор», внесла заметный вклад в науку о психических состояниях личности больного человека, даже несмотря на стремление ученого дать рефлексологическое обоснование патопсихологии.

Еще в молодости, проходя стажировку в лаборатории В. Вундта, Бехтерев обратил внимание на несовершенство его подхода к изучению сознания. Для Вундта предметом психологии выступало сознание, а его материальному субстрату - мозгу - он не уделял никакого внимания. Изучение сознания велось субъективно, методом интроспекции, заключавшимся в изощренном самонаблюдении специально натренированных экспертов.

В связи с этим, говоря о природе психических процессов, В. М. Бехтерев справедливо указывал: «Было бы совершенно бесплодно еще раз обращаться в этом вопросе к методу самонаблюдения. Только экспериментальным путем можно достичь возможно точного и обстоятельного решения вопроса» [6].

Таким образом, с самого начала своей научной деятельности В. М. Бехтерев выступал против теории и методов субъективной психологии и стремился к построению естественнонаучного психологического учения, которое было бы основано на объективных методах исследования. Объективность обеспечивалась надежной эксперимен-

тальной проверкой получаемых данных, проводившейся в руководимых им лабораториях.

Свою систему психологических воззрений В. М. Бехтерев называл объективной психологией (с 1904 г.), затем психорефлексологией (с 1910 г.) и, наконец - рефлексологией (с 1917 г.).

Для проведения экспериментов, помимо известного лабораторного оборудования, применялись приборы, которые были сконструированы самим Бехтеревым и его сотрудниками: пневмограф - аппарат для записи дыхательных движений, рефлексограф - прибор для записи коленных рефлексов, рефлексометр - аппарат для измерения силы коленного рефлекса и др.

В. М. Бехтерев и его ученики пытались направить психиатрию и психологию по пути рефлексологии. Взгляды В. М. Бехтерева на роль и место психологии во многом сводятся к стремлению осуществить попытку внедрения рефлекторного принципа в понимании психических явлений.

В своей монографии «Коллективная рефлексология» (1921) он утверждал, что общество подчиняется тем же законам, что и отдельные организмы и неорганические предметы, и что законы проявлений коллектива те же, что и законы проявления отдельной личности.

В. М. Бехтерев фактически отвергал психологические понятия и игнорировал те реальные психические явления, которые находили отражение в этих понятиях. Взгляд на деятельность человека как на простую совокупность рефлексов он распространил на общество в целом.

Он трактовал психологию как науку о поведении, под которым понимал совокупность врожденных и индивидуально приобретенных «сочетательных рефлексов», аналогичных условным рефлексам И. П. Павлова, но при этом он не отвергал сознание и, в отличие от бихевиорис-тов, включал его в предмет психологии.

Его воззрения, как и взгляды И. П. Павлова, тем не менее близки взглядам бихевиористов с их неизменным - «стимул - реакция».

Бехтерев выделял рефлексологию как отдельную науку, отличную от физиологии и психологии и призванную в свое время заменить собой психологию. И в этом прогнозе взгляды И. П. Павлова и В. М. Бехтерева сходятся. Удивительно, что эти два выдающихся ученых, скептически относившиеся к возможностям психологии, современными психологами считаются корифеями этой науки. Правда, рефлексология как наука, отмечал В. М. Бехтерев, еще не сформировалась и делала, по мнению В. М. Бехтерева, свои первые шаги и именно в трудах самого В. М. Бехтерева.

Еще при жизни В. М. Бехтерев подвергался научно обоснованной критике за отождествле-

ние законов физико-механических, биологических и социальных явлений, в особенности после выхода книги «Коллективная рефлексология».

Даже его ближайший ученик В. Н. Мясищев в своих воспоминаниях об учителе называет ее «большой, но неудачной работой по психологии» [7].

Однако здесь уместно вспомнить широко известные слова В.И. Ленина о том, что заслуги исторических деятелей определяются не по тому, чего они не дали по сравнению с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками».

К концу 1920-х гг. наблюдается спад увлечения рефлексологией и все более усиливается скепсис в отношении ее реальных возможностей. Полная ликвидация психологии, к которой призывали ортодоксальные рефлексологи, представляется очевидным упрощенчеством.

Научному сообществу становится ясно, что рефлексология как, по существу, биологическая дисциплина стоит уж очень далеко от учения о мозге, и тем более от социально-исторических проблем общества. В дальнейшем Бехтерев согласился с тем, что рефлексология не может собой заменить психологию.

Одной из важнейших в психологии В. М. Бехтерев считал проблему личности. Он трактовал ее как интегративное целое, по существу ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность, личность, а также понятие структуры личности, выделив в ней пассивную и активную, сознательную и бессознательную части [8].

В противоположность господствовавшим на тогдашнем «педагогическом Олимпе» (выражение А. С. Макаренко) мнениям о приоритете коллектива над личностью В. М. Бехтерев неизменно отстаивал противоположную мысль.

В работах «Коллективная рефлексология» (1921), «Объективное изучение личности» (1923) он определил различные типы личностей, склонных и не склонных к коллективной работе; выявил, что происходит с личностью, когда она вливается в коллектив. Он обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление.

Также, не подстраиваясь под существовавшие в педагогической науке шаблоны, он утверждал, что влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Такие воззрения противоречили не только официальной точке зрения, но также и взглядам такого «неформала», как сам А. С. Макаренко.

Более того, В. М. Бехтерев утверждал, что обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность, лишают ее возможности свободно проявлять свои потребности. Здесь русский ученый предвосхитил взгляды экзистенциалистов.

В. М. Бехтерев выступил одним из главных организаторов всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Его педагогические взгляды связаны с идеями К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта и других отечественных педагогов второй половины XIX - начала XX вв.

В основу своих педагогических взглядов им положено экспериментальное изучение рефлекторной деятельности ребенка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет).

В. М. Бехтерев подчеркивал необходимость воспитания человека с самого раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и т. д.). Под воспитанием он понимал создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной». (И здесь Бехтеревым развивалась излюбленная тема рефлекса!)

В. М. Бехтерев ратовал за гармоническое сочетание физического и психического развития, обеспечивающего совершенствование личности. Он выступал против формального обучения и основную задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления.

К методам воспитания он относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение, несколько преувеличивая при этом роль гипноза.

Свои педагогические взгляды В. М. Бехтерев изложил в таких работах, как «Вопросы воспитания в возрасте первого детства» (СПб., 1909), «Вопросы общественного воспитания» (М., 1910), «Значение музыки и эстетического воспитания ребенка с первых дней его детства» (М., 1916), «О социально-трудовом воспитании» (Пг., 1917), «Культура социального героизма в воспитании детей», «Вестник знания», 1926, № 24), «Внушение и воспитание» (Пг., 1923).

Названия работ указывают на их содержание и показывают широту интересов В. М. Бехтерева в области педагогики.

В. М. Бехтерев стал, по существу, предтечей ученых целого ряда научных направлений.

Но В. М. Бехтерев дорог и близок нам не только своими научными заслугами; в личности выдающегося ученого-россиянина нас привлекает, прежде всего, его гражданское мужество и патриотизм, стремление все свои силы отдать во благо народа.

В. М. Бехтерев похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга. В 1974 г. ему поставлен «прекрасный памятник» с «широкой каменной площадкой вокруг постамента» [9].

Десятилетия, прошедшие после смерти ученого, подтвердили значимость его наследия; несомненно, что Владимир Михайлович Бехтерев -один из самых выдающих сынов русского народа, великая и светлая личность.

Примечания

1. Мясищев, В. Н. В. М. Бехтерев - замечательный ученый, врач, педагог, общественный деятель [Текст] / В. Н. Мясищев. Киров, 1956. С. 3.

2. Там же. С. 16.

3. Петровский, А. В. История советской психологии [Текст] / А. В. Петровский. М., 1967. С. 32.

4. Бехтерев, В. М. Основные задачи рефлексологии физического труда [Текст] / В. М. Бехтерев // Вопросы изучения и воспитания личности. 1919. № 1. С. 51.

5. Мясищев, В. Н. Указ. соч. С. 20.

6. Степанов, С. С. Психология в лицах [Текст] / С. С. Степанов. М., 2001. С. 45-46.

7. Мясищев, В. Н. Указ. соч. С. 33.

8. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст] / Т. Д. Марцинковская. М., 2001. С. 486.

9. Любимов, В. А. Вглядываясь в лица домов [Текст] / В. А. Любимов. Киров, 1995. С. 110.

Г. И. Корчагина

ПОЗИЦИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОТЕНЦИАЛА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье говорится о компонентах позиции самоутверждения, а также о возможных их сочетаниях, которые образуют различные варианты позиции в потенциале самоутверждения личности.

В современную эпоху резких социальных преобразований вновь приобрело актуальность обращение к возможностям личности, т. е. к потенциалу ее реализации в разных жизненных сферах. Мы называем это - потенциал самоутверждения.

Понятие «потенциал самоутверждения» -производное от понятия «человеческий потенциал» как более широкого, представляющего собой «способность индивида к самовыражению, самореализации, что характеризуется адекватным восприятием окружающей реальности, спонтанным реагированием, самоутверждением, чётким выделением себя из социума, независимостью и самостоятельностью в отношении культуры и природной среды, наличием социального чувства, заинтересованным доброжелательным отношением к другим людям, этнической определённостью, уверенностью в себе, чувством юмора и креативностью» [1].

Потенциал самоутверждения человека состоит из суммы потенциалов биологического индивида, социального индивида, личности, реализуемых в конкретной сфере самоутверждения через утверждение сущностных сил (хочу, могу, надо).

КОРЧАГИНА Галина Ивановна - кандидат психологических наук, доцент по кафедре практической психологии ВятГГУ © Корчагина Г. И., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.