Научная статья на тему 'Научное осмысление проблемы включения музеев в процесс естественнонаучного познания мира'

Научное осмысление проблемы включения музеев в процесс естественнонаучного познания мира Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
279
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МУЗЕЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NATURAL SCIENCE MUSEUM / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Клюкина Анна Иосифовна

В век угрозы экологических катастроф стоит задача воспитания экологически грамотного общества. В этой связи естественнонаучные музеи приобретают большое значение. Их тематика, иллюстрирующая законы природы, окружающую среду и ее защиту, направлена на экологическое просвещение населения. Разработка и внедрение научно-просветительных проектов и мероприятий в естественнонаучных музеях дополняет формальное экологическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE INCLUSION OF MUSEUMS INTO THE NATURAL SCIENCE PROCESS OF THE WORLD COGNITION

This article discusses the ecological disasters of the present century and the task of upbringing of ecologically well-educated society. In this context Natural Science Museums acquire a great importance. Their theme illustrating the laws of the nature, the environment and its protection aims at the ecological education of the population. The development and the implementation of new science projects and measures in Natural Science Museums complete the formal ecological education.

Текст научной работы на тему «Научное осмысление проблемы включения музеев в процесс естественнонаучного познания мира»

7. Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб., 2007.

8. Вебер М. Избранные произведения. М., 1991.

9. Первушина В.Н., Змушко К.С. Метафизика власти. М., 2006. С. 102-103.

10. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности). М., 1995.

11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М., 1985. С. 184.

12. Синюк А. Т. Курганы эпохи бронзы среднего Дона. Воронеж, 1983. С. 167.

13. Леви-Стросс К. Структурная антропология. ШЪ: http://culture.niv.ru/doc/anthropology/stross/ 010.htm [дата обращения: 1.03.2010].

14. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

15. ЭлиадеМ. Аспекты мифа. М., 2005.

16. Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994.

17. Леви-Стросс К. Первобытное мышление // Электронная библиотека Гумер-культуро-логия. иКЬ: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Culture/Lev-Str/16.php (дата обращения: 1.03.2010).

18. Барт Р. Мифологики. М., 2004. С. 233.

Поступила в редакцию 9.04.2010 г.

UDC 13

TO THE QUESTION ABOUT SOCIAL FOUNDATION OF CONSCIOUS MANIPULATION BEGINNING Irina Vasilyevna Knyazeva, Voronezh State Architectural and Construction University, Voronezh, Russia, Postgraduate Student of Philosophy, History and Sociology Department, e-mail: Marrygirl@yandex.ru

Manipulation with public consciousness in a socially-philosophical discourse is considered. The social bases of occurrence of manipulation and its direct communication with a phenomenon of authority are investigated. Time frameworks of occurrence of manipulation are defined, the question of priority of interpersonal and social manipulation is defined.

Key words: manipulation; public consciousness; authority.

УДК 379.4

НАУЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ МУЗЕЕВ В ПРОЦЕСС ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА

© Анна Иосифовна Клюкина

Государственный Дарвиновский музей, директор, кандидат культурологии, заслуженный работник культуры РФ, е-тай: Darwin@museum.ru

В век угрозы экологических катастроф стоит задача воспитания экологически грамотного общества. В этой связи естественнонаучные музеи приобретают большое значение. Их тематика, иллюстрирующая законы природы, окружающую среду и ее защиту, направлена на экологическое просвещение населения. Разработка и внедрение научно-просветительных проектов и мероприятий в естественнонаучных музеях дополняет формальное экологическое образование.

Ключевые слова: естественнонаучный музей; экологическое образование.

Мы живем в век высоких технологий и открытий в высокоорганизованном обществе, в котором, как это ни парадоксально, распространена научная неграмотность. Неизбежность действия законов природы не всегда понимается как широкой публикой, так и государством, а чаще просто игнорируется.

Человек с упорством маньяка пытается изменить почву, воду, атмосферу. С помощью своего блестящего ума и изобретательности люди превратили Землю в испыта-

тельный полигон, на протяжении нескольких тысячелетий они осуществляют непрерывный эксперимент, который уже привел к необратимым последствиям. Таким образом, один биологический вид Homo sapiens стал фактором уничтожения других организмов. Если до сих пор подобное исчезновение могло происходить лишь в результате каких-то природных катастроф, то сегодня дело обстоит совершенно иначе. Теперь катализаторами в эксперименте выступают чрезмерная

эксплуатация ресурсов, загрязнение окружающей среды, перенаселение и человеческий эгоизм.

От человека, живущего в современном обществе, требуется умение читать, думать и писать. Однако нерациональное использование человеком ресурсов Земли свидетельствует о том, что экологическое образование и воспитание сегодня далеко не на высоте. В экологически грамотном обществе действующие в природе законы, принципы и налагаемые ею ограничения признаются всеми людьми как реально существующие и не игнорируются ими. И во всех видах своей деятельности человек обязан руководствоваться одной простой истиной - природу надо принимать такой, какая она есть, - не больше и не меньше.

В связи с этим музеи естественной истории именно сегодня приобретают большее, чем когда бы то ни было значение. Их тематика, непосредственно связанная с окружающей средой и ее защитой, требует того, чтобы развитие этих музеев стало важнейшим компонентом планов развития различных стран. Только знания об окружающей среде, в которой мы живем, позволят нам действительно изменить наше отношение к данным проблемам. Естественнонаучные музеи могут сыграть первостепенную роль в том, чтобы способствовать этим позитивным переменам.

Если экологическое воспитание - это наилучший способ защитить окружающую среду, то почему бы не использовать музеи для этой цели более эффективно?

Могут ли музеи естественной истории делать что-то с целью создания оптимального общества. По-видимому, вряд ли что-то глобальное. Вместе с тем люди, работающие в этих музеях, имеют определенные моральные обязательства. В естественноисторических музеях находятся обширные коллекции ценных образцов. В своей экспозиционной и научно-просветительской деятельности музеи выступают в роли посредника между наукой и публикой, устанавливая контакты особого рода, которые невозможны, например, в условиях научно-исследовательских институтов. Это открывает перед музеями огромные возможности как в области передачи информации, так и в исследовательской сфере и накладывает на них новые обязанно-

сти. Но, хотя музеи естественной истории всего мира с тревогой восприняли угрозу нашему общему природному наследию, лишь немногие из них осознали необходимость пропаганды идеи создания устойчивого общества или признали концепцию, согласно которой между человеком и природой существуют связи, являющиеся неотъемлемой частью собственно человеческой натуры. Тем не менее, опираясь на принципы и идеи экологической грамотности, музеи могут открыть для себя новые направления деятельности, способствующие достижению устойчивого будущего.

До недавнего времени просветительная деятельность музеев ограничивалась лишь проведением экскурсий, показом фильмов и организацией отдельных лекций для посетителей. Однако в условиях быстрого развития информационных технологий и средств коммуникации, которые стали доступны самой широкой публике, музеи были вынуждены использовать новые методы для выполнения своей просветительной функции, чтобы не оказаться невостребованными. Им приходится сталкиваться с растущей конкуренцией со стороны кино, телевидения, видео, театра, торговых ярмарок и других средств досуга, которые борются за часть свободного времени рядового потребителя их услуг. Музеи, которые успешно взялись за решение этой задачи, предложили новаторские программы, направленные на обеспечение полезного опыта более плодотворной и разносторонней образовательной деятельности. Многие музеи естественной истории имеют сегодня самостоятельные просветительные отделы, отвечающие за структурирование, программирование и осуществление различных мероприятий [1, 2].

В настоящее время музеи - это не просто места любования предметами. Особенно это касается музеев естественной истории, сотрудники которых осознали, что недостаточно уделять больше внимания экологическому воспитанию и информированию публики лишь при помощи экспозиций и мероприятий, осуществляемых в стенах самого учреждения. Музеи должны обеспечивать своим постоянным посетителям разносторонние возможности для обучения.

Сотрудники просветительных отделов музеев естественной истории понимают, что

музеи являются лишь средством, способствующим природоохранительному образованию, но они не могут заменить собой живую природу.

Тем не менее именно музеи могут дать элементарные знания о существующих в природе растениях, животных, об их взаимосвязях; о факторах, способствующих поддержанию равновесия экосистем; о том, что происходит, когда эти системы уничтожаются, и о том, какое воздействие оказывает такое нарушение равновесия на само человечество. Все это облегчает понимание необходимости сохранять и рационально использовать природные ресурсы. Следовательно, могут и должны быть созданы экспозиции по отдельным аспектам экологии, живой природы и вопросам ее сохранения.

Одним из самых значительных вкладов, который естественноисторический музей может внести в дело экологического воспитания школьников, можно считать разработку проектов и мероприятий, которые обогащают учебный план и дополняют формальное образование. Но это возможно только в том случае, если учителя, в свою очередь, будут хорошо информированы о тех программах, которые разработаны и внедрены в музее. Следовательно, большое значение приобретает соответствующая ориентация учителей как распространителей информации, способствующей экологическому воспитанию школьников. Роль музеев естественной истории должна заключаться в том, чтобы оказывать помощь, служить стимулом и направлять действия учителей, не только используя инфраструктуру музея, но и обращаясь к самой природе как учебной лаборатории. Обладающий творческим воображением учитель должен уметь создавать учебные пособия и вспомогательные материалы, пробуждающие у учащихся интерес. Такие проекты могут сочетать элементы открытия, новаторства и изобретательности, способствуя лучшей осведомленности школьников о проблемах окружающей среды и большей ответственности за ее сохранение.

Естественноисторические музеи совместно с учителями или автономно могут разрабатывать различные вспомогательные материалы. В частности в Дарвиновском музее разработан проект создания интересных материалов [3].

Другой проблемой экологического воспитания населения является непонимание большинства людей того, как они могут содействовать сохранению окружающей среды. Под влиянием постоянно поступающей информации о сведении лесов, загрязнении, уничтожении живой природы и т. д. многие люди ощущают свою беспомощность, если не сказать апатию, в отношении решения этих проблем. Задача музеев - изменить такое отношение, что достижимо только посредством соотнесения экологических проблем с повседневной жизнью. Необходимо систематически подчеркивать тот факт, что сохранение природы может начаться уже дома и стать образом жизни, прочно укоренившись в этических нормах и привычках человека. Каждый в меру своих сил и возможностей способен содействовать разумному использованию природных ресурсов, сохранению энергии и воды, повторному использованию материалов, очистке и озеленению окружающей среды, предохранению водоемов от загрязнения, борьбе с шумом и т. д. Непосредственная связь этих видов деятельности с защитой окружающей среды может и должна быть продемонстрирована с помощью музейных экспозиций и специально разрабатываемых просветительных программ.

Как в самом музее, так и за его пределами должны также организовываться временные выставки, посвященные этим темам; ценным вкладом в экологическое воспитание способны стать конкурсы и викторины для школьников. Например, в Дарвиновском музее в 1999 г. начали практиковать совершенно новую форму работу с посетителями на временных выставках. Для каждой выставки разрабатывается собственная программа вовлечения посетителя в ее работу. Например, на выставке художников анималистов посетителю предлагается самому заняться рисованием, для чего прямо в выставочном зале размещены мольберты и карандаши, или предлагается ответить на вопросы викторины, полепить из глины и т. д. Практика показала, что многие посетители очень охотно и с большой благодарностью к сотрудникам музея включаются в такое действо, даже не подозревая о том, что все эти, на первый взгляд, развлечения исподволь заставляют их более внимательно осмотреть выставку, за-

думаться над представленными в ней материалами.

Только с помощью различных хорошо продуманных и успешно реализованных просветительных программ и внемузейных мероприятий музеи естественной истории могут сегодня выполнить свои обязательства перед обществом и решить проблему пересмотра своей деятельности в соответствии с задачами общественного просвещения в области сохранения биологического разнообразия и рационального использования природных ресурсов.

Кроме традиционных образовательных программ в естественнонаучных музеях мира в настоящее время появилась новая тенденция кооперации таких музеев с национальными парками и зоопарками. Особенно интересен проект, разработанный и уже внедряемый в Париже. Здесь музей естественной истории стал центром организации целого ряда национальных парков, зоопарков и небольших уголков природы. Прямо в городе под эгидой музея создаются все новые заповедные природные зоны, включающие в себя не только сады и парки, но и вольеры с животными, которые гармонично вписываются в окружающую среду. Такой значительный проект насыщения города природными объектами поистине уникален, и совершенно очевидна его огромная общеобразовательная ценность. Само наличие таких природных парков в черте города является наилучшим итогом реализации экологической образовательной программы. Известно, что в некоторых естественнонаучных музеях устраивались внутри музея живые уголки или небольшие живые экспозиции, что, как правило, было неоправданно, исключая экзота-

риумы, которые обычно прекрасно вписываются в музейную экспозицию. Основатель Дарвиновского музея А. Котс в своих рукописях, хранящихся в музее, всегда был категорически против устройства живых уголков в стенах музея, справедливо считая, что неэтично и даже аморально размещать живых животных и их чучела в одних помещениях. Как мы видим, французский опыт направлен в совершенно другое русло. С одной стороны, крупнейший естественнонаучный музей с великолепными коллекциями и научным коллективом, способным проводить серьезные научные исследования, с другой стороны, национальный парк, живая охранная зона, где научные сотрудники музея могут проводить свои исследования и, что особенно важно для жителей города, профессионально организовывать эти сады и парки. Хочется надеяться, что и к нам придет это направление - устраивать в черте города национальные парки под эгидой естественнонаучных музеев.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время естественнонаучные музеи очень активно включены в систему воспитания подрастающего поколения.

1. Артемов Е.Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.

2. Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998.

3. Экологические праздники в Государственном Дарвиновском музее / сост. О.А. Гвоздева; под общ. ред. А.И. Клюкиной. М., 2003.

Поступила в редакцию 31.03.2010 г.

UDC 379.4

THE SCIENTIFIC ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE INCLUSION OF MUSEUMS INTO THE NATURAL SCIENCE PROCESS OF THE WORLD COGNITION

Anna Iosiphovna Klyukina, Darwin Museum, Director, Candidate of Culturology, Honorary Worker of Culture of Russian Federation, e-mail: Darwin@museum.ru

This article discusses the ecological disasters of the present century and the task of upbringing of ecologically well-educated society. In this context Natural Science Museums acquire a great importance. Their theme illustrating the laws of the nature, the environment and its protection aims at the ecological education of the population. The development and the implementation of new science projects and measures in Natural Science Museums complete the formal ecological education. Key words: Natural Science Museum; ecological education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.