А. И. Клюкина
(Москва)
СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЕИНОИ ПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Статья раскрывает специфику музеев естественно-научного профиля и их место в системе образовательно-воспитательной деятельности. Подводя итоги многолетней опытно-экспериментальной работы в государственном Дарвиновском музее, автор показывает, что современный музей не должен ограничиваться эпизодическим просвещением посетителей, а способен вести стабильную образовательную и воспитательную работу
Отечественный опыт музейной работы свидетельствует, что музеи естественно-научного профиля всегда были на острие решения стержневых социальных проблем. К примеру, настоятельная потребность России в освоении своих восточных территорий предопределила опережающее развитие таких музеев в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь они внесли огромный вклад в раскрытие достопримечательностей этих краев и в привлечение сюда новых потоков населения.
Сегодня есть возможность проследить историю возникновения и развития 424 музеев этого профиля, оценить их вклад в естественно-научное просвещение, во внешкольное образование, в пропаганду национально-культурных традиций, в сохранение природной среды и экологическое воспитание разных групп населения и в первую очередь молодежи.
Музеи естественно-научного профиля существуют в России триста лет. Их создавали императоры и губернаторы, меценаты и ученые, учителя и отдельные подвижники сохранения природной среды. Они функционировали в университетах и гимназиях, на базе предприятий и помещичьих усадеб; для многих публичных музеев отводились специальные помещения. Настоятельная потребность в раскрытии специфики региона привела к тому, что отделы природы появились в большинстве историко-краеведческих музеев. Музеи формировались как сугубо педагогические, как публичные институты естветственно-научного просвещения, как форма рекламы основанного на природной среде производства, являли собой попытку сохранить достопримечательности края.
Решая в целом единые проблемы экологии, естественно-научные музеи существенно разнятся по целям, материальной базе, особенностям экспозиций, содержанию и формам научно-просветительной деятельности. Представляя разные формы собственности, разные виды
организации своего функционирования и не имея единого органа управления, естественнонаучные музеи веками оставались вне комплексного научного осмысления и методического руководства. Все это привело к тому, что к концу XX века в России не оказалось директивных документов и обобщающих публикаций, которые давали бы четкое представление об этом направлении музейного дела.
Преодолеть противоречие между реальной и, безусловно, конструктивной ролью музеев естественно-научного профиля в духовной жизни страны и ее научным осмыслением стало возможным лишь после 1996 года, когда при государственном Дарвиновском музее была создана Ассоциация естественно-научных музеев России, позволившая объединить их коллективы и получить необходимую информацию.
Анализ поступивших из 424 музеев естественно-научного профиля статистических данных, исторических справок, сведений о материальной базе, штатном составе, музейном фонде, действующих экспозициях, содержании и формах научно-исследовательской, выставочной и просветительной деятельности, материалов о связях музея с учреждениями и объединениями социально-культурной сферы и других документов позволил прийти к ряду принципиально важных выводов.
Исследование дало возможность определить общее и специфическое в их деятельности, воссоздать хронологию образования этих музеев, увидев в этом процессе ряд оригинальных фактов. Подтверждено, что отбор, атрибуция, реставрация, хранение, экспозиция и просветительная деятельность в этих музеях осуществляется на единых общемузейных принципах. Однако при этом естественно-научные музеи отличаются рядом существенных особенностей.
Во-первых, в отличие от художественных или иных музеев, основанных на результатах рукотворного творчества, они базируются на
использовании естественной природной среды, на раскрытии ее несметных богатств и воспитании у посетителей глубокого уважения к этому достоянию человечества, на формировании у людей осознанной потребности сохранять его и для современников, и для потомков.
Во-вторых, если не считать за начало системы российских музеев Оружейную палату в Кремле, выставку победного оружия Петра I в Санкт-Петербурге в 1707 году или эпизодические выставки интересных вещей в помещичьих усадьбах, то начало им как публичным центрам историко-культурного, нравственно-эстетического и научно-образовательного просвещения и воспитания положили именно музеи естественно-научного профиля.
В-третьих, эти музеи изначально носили педагогический, воспитательный характер, решали задачи иллюстрации достижений науки о природной среде, выступали как институты внешкольного, дополнительного образования.
В-четвертых, когда актуальными стали глобальные проблемы экологии - сохранения жизни на земле, естественно-научные музеи оказались в центре их решения, и это, естественно, способствует осознанию социальной значимости этих музеев. Однако их категорически нельзя противопоставлять сокровищницам художественной культуры или исторической памяти. Каждый тип музейного учреждения имеет свою нишу, решает свои задачи. Следует помнить, что без Эрмитажа, Ясной Поляны или Петергофа мир оказался бы много беднее, а без сохранения природной среды был бы просто уничтожен.
К характеристике конструктивных особенностей естественно-научных музеев правомерно добавить, что многие из них, являясь детищем крупных ученых, под их руководством приняли на себя ответственные функции пропаганды и дальнейшего развития определенных направлений отечественной и мировой науки, послужили базой совершенствования практики.
Комплексное исследование места естественно-научных музеев в духовной жизни России и их роли в сохранении природной среды и экологическом воспитании населения исходило из гипотезы, предполагавшей, что, занимая особую нишу в решении этих задач, они функционируют в соответствии с общими принципами музейной деятельности, реализуют общемузейные социально-культурные функции, однако эффективность их деятельности находится в прямой зависимости от специфики постижения природного наследия и способности интерактивными методами преобразовать посетителей из объектов эколого-просветительного воздей-
ствия в субъектов сохранения природы и активных носителей экологической культуры.
Разносторонний анализ материальной базы, кадрового состава, сложившихся фондов, имеющихся экспозиций и содержания деятельности музеев естественно-научного профиля показал, что при всей близости исходных целевых установок, они весьма разнятся между собой. Это побудило осуществить типологию естественнонаучных музеев, вычленить среди них:
- общедоступные государственные и академические музеи;
- историко-краеведческие музеи с отделами природы;
- университетские музеи;
- эколого-просветительные музеи учебных заведений и культурно-просветительных учреждений и объединений;
- ведомственные музеи естественно-научного профиля;
- ч астные музеи оригинальных образцов природной среды.
Все три века своего существования естественно-научные музеи решали одну сверхзадачу
- пропагандировали богатства природной среды и ориентировали на необходимость бережного к ней отношения. Однако на разных этапах истории возникали и специфические задачи, которые предопределили потребность в периодизации их истории.
В процессе исследования удалось вычленить и обосновать особенности пяти этапов становления и развития музеев естественно-научного профиля:
1. XVШ-XIX век - этап формирования системы естественно-научных музеев России;
2. Конец XIX - начало XX века - этап концентрации этого типа музеев на обеспечении внешкольного образования и решении региональных задач воспитания населения на лучших традициях края;
3. 20-е - 40-е годы XX века - наиболее противоречивый советский период деятельности музеев, когда материальная и пропагандистская поддержка государства в значительной мере теряла свою эффективность подменой научнопрофессионального подхода к работе приоритетом идеологических догм;
4. 50-е - 70-е годы XX века - этап мирового музейного бума, характерного для естественнонаучных музеев не только значительным расширением числа посетителей, но и качественно новым направлением работы, связанным с движением за утверждение экологической культуры;
5. 80-е годы XX века - современный период -этап включения музеев в эпоху формирования
информационного общества, когда принципиально новые технологии позволяют обеспечить качественно новый уровень научно- экспозиционной деятельности.
Границы между приведенными выше этапами весьма подвижны. Задачи формирования экологической культуры, естественно, не ограничиваются тремя десятилетиями XX века; равно как использование информационных методик в оценке особенностей природной среды могло иметь место и до 80-х годов. Однако на каждом этапе развития естественно-научных музеев появлялись определенные приоритеты, которые составили основу периодизации.
Естественно-научные музеи XXI века продолжают свою деятельность по отбору, атрибуции и экспонированию ценностей природной среды. Однако на нынешнем этапе их развития возникли новые задачи, которые связаны с преодолением ограничения музейных функций лишь проблемами просвещения. Жизнь убедительно показала, что, используя современные технические возможности и новые педагогические технологии, музей может решать и образовательные задачи, способен вовлечь посетителей в социально-культурное творчество, в процессе которого знания об окружающей среде могут перерасти в экологические убеждения, в принципы и нормы поведения.
Наибольшего успеха в этом, в частности, добился государственный Дарвиновский музей, который включился в образовательную систему г. Москвы и принял на себя функции дополнительного образования в области экологической культуры.
Дарвиновский музей не ставил своей задачей отвлечь людей от библиотеки, кинотеатра или фитнес-клуба, от любого социального института рациональной организации свободного времени разных групп населения, мы стремились лишь к тому, чтобы в зоне их внимания был и музей природы. Для этого мы постарались разработать и реализовать такие просветительные, образовательные и развлекательные программы, которые вызвали интерес посетителей и помогли им найти в музее ответы на волнующие их вопросы. Результатом творческого сотрудничества коллектива научных сотрудников музея с дошкольными учреждениями, учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и экологическими движениями стало внедрение в практику дифференцированных на разные группы населения программ, которые иллюстрировали детям рассказы и сказки о природе и животных; помогали младшим школьникам увидеть процесс появления на земле флоры и фауны; дополняли
знания учащихся в области ботаники, зоологии, астрономии; помогали посетителям в получении ответов на вопросы о происхождении жизни на земле.
Важнейшая особенность этих программ проявлялась в том, что они не повторяли дидактические основы обучения, а строились на принципах сотворчества экскурсовода и посетителей, не на субъект-объектных отношениях, а субъект-субъектном взаимодействии, при котором каждый, дополняя друг друга, чувствовал себя активным созидателем.
В настоящее время в музее проводится 28 тематических экскурсий и каждая из них ориентирована на конкретную аудиторию, отличается оригинальным содержанием, подкрепленным определенной экспозицией, театрализацией, игровыми и иными вызывающими интерес методами художественного усиления информации и активизации аудитории.
Дарвиновский музей начала XXI века стал неотъемлемым компонентом системы образования. Школы, лицеи, гимназии, профессиональные училища Москвы и Подмосковья видят в нем учебно-исследовательскую площадку, где закрепляются и углубляются знания учащихся в области ботаники, зоологии, биологии, астрономии, истории и других наук, где обучающиеся осознают значимость знаний о становлении жизни на земле, о сложном мире флоры и фауны, о проблемах экологии. Однако методология и методика музейного дела категорически отвергает механическое перенесение методов школьной дидактики на усвоение содержания музейной экспозиции. В музее все строится на интересе, на полной свободе выбора, на абсолютном праве посетителя воспринимать только то, что тебе интересно.
Среди социальных институтов, формирующих личность, музей занимает существенное, но, естественно, не ведущее место. Трудно сравнивать объективно сложившиеся воспитательные возможности музея и семьи, школы или трудового коллектива. Однако опыт Дарвиновского музея свидетельствует, что сегодня неправомерно ограничивать этот центр духовной жизни лишь просветительскими функциями. Более того, многолетнее исследование в Дарвиновском музее, дополненное анализом передового опыта ряда музейных учреждений России, позволяет утверждать, что музей XXI века нельзя более рассматривать как объект одноразового посещения. Главное, сегодня есть все основания утверждать, что музей способен обеспечить не эпизодическое, а стабильное воздействие на посетителей, а в отношении к определенной их части - добиться относительной завершенно-
сти педагогического процесса. В этом случае просвещение будет дополнено включением посетителей в социально-культурное творчество, в процессе которого полученные на экскурсии историко-культурные знания преобразуются в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы жизнедеятельности. Если вчера деятельность музея ограничивалась субъект-объектным воздействием, то сегодня сюда пришла педагогика сотворчества, основанная на субъект-субъектных отношениях, в рамках которых посетитель творит наряду с экскурсоводом или научным сотрудником. Творят школьники, отвечающие на вопросы обучающего гида, - оценивая различные аспекты становления и развития живой природы.
Субъектами пропаганды экологической культуры выступают участники созданных на базе музея культурно-просветительных клубов и объединений, которые ведут соответствующую работу в своих учебных заведениях и трудовых коллективах.
Только в 2008 году в 22 школах Москвы активисты музея создали его филиалы. Эти общественные музеи живой природы стали опорной базой преподавания естественно-научных дисциплин. К энтузиастам, воспитанным в культурно-просветительных клубах Дарвиновского музея, здесь присоединяются школьники разных классов, которые приносят в свой общественный музей интересные на их взгляд экспонаты, выполняют в нем функции организаторов, смотрителей, экскурсоводов.
Исследование охватило широкий круг проблем - от научной характеристики каждого функционирующего в России музея такого профиля и периодизации их становления до выявления ведущих тенденций их дальнейшего развития. Однако стержнем научного поиска всегда оставалось определение путей и средств реализации их культуросозидающего потенциала, обоснование механизма приведения содер-
жания и форм музейной деятельности в соответствие с требованиями преобразования посетителей из объектов эколого-просветительного воздействия в субъектов активного движения за утверждение экологической культуры.
На примере лучших музеев страны и, в первую очередь, Государственного Дарвиновского музея исследование убедительно доказало, что:
- использование информационных технологий XXI века, дополненных художественно-выразительными средствами в организации музейного пространства и музейных экспозиций существенно повышает интерес к музею, создает условия для преодоления ограниченности воздействия музея на случайных, разовых посетителей;
- широкое внедрение интерактивных методов вовлечения людей в социально-культурное творчество способствует пробуждению их креативности, создает реальные возможности субъ-ект-субъектного влияния экскурсовода на посетителей, творческого осмысления экспозиции и связанных с ней проблем;
- функционирование на базе музея системы дополнительного образования, клубов по интересам и иных социально-культурных объединений дает возможность обеспечить относительную завершенность воспитательного воздействия, подкрепить методы просвещения методами включения людей в культуросозидательную деятельность, в процессе которой знания о природной среде преобразуются в эколого-нравст-венные убеждения, в нормы и принципы социальной деятельности, направленной на сохранение природы и формирование экологической культуры как качества личности. Все это позволяет видеть в естественно-научных музеях не только институт пропаганды ценностей природы, но и открытую социально-педагогическую систему, способную успешно решать задачи формирования гармонично развитой личности информационного общества.