исторических экспозиций музеев: [по материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая 2001 г. в г.Орле]. - М., 2002.
3. Провинциальный город Санкт-Петербург [Электронный ресурс] / С. Дамберг, В. Семенков. - Режим доступа: www.mnemosyne.ru
4. См.: Русанова А. Г. Культурная идентификация студентов: проблема нормы / А. Г. Русанова // Вопросы культурологии. - 2007. - №6. - С. 36-38.
5. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. - СПб.: Спец Лит, 1999.
6. Melucci A. Challenging Codes: Collective Action in the Information Age / A. Melucci. -Cambridge, UK: Cambridge University Press. 1996.
А. И. Клюкина
ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЭКСПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ
Рассматривается история создания Государственного Дарвиновского музея и этапы его превращения в крупнейший естественнонаучный музей России. Освещены вопросы создания современной естественнонаучной экспозиции и описаны новые технологии, внедренные в экспозиции Дарвиновского музея. Ключевые слова: музеи в системе культуры, музей, экспозиция, новые мультимедийные технологии, аудиокомплексы, интерактивные комплексы.
The history of creation of the State Darwin Museum and stages of its development and becoming the major Natural History Museum in Russia are overviewed. The problems of modern natural history exhibition creation are taken up; some new technologies approved by SDM are described. Keywords: museum, exhibition, new media technologies, audio networks, interactive networks.
Изучая историю создания естественнонаучных музеев, легко заметить, что во всех странах эти музеи зарождались по единой схеме. Большая часть естественнонаучных музеев была организована при университетах. Второй путь создания естественнонаучных музеев — частные коллекции, на базе которых строились самостоятельные музеи или эти коллекции передавали различным учебным или городским учреждениям, и впоследствии они либо становились музеями, либо исчезали в недрах этих учреждений.
Именно так и был создан Дарвиновский музей. Основатель музея Александр Федорович Котс (1880-1964) с детских лет собирал коллекции бабочек, жуков, шкурок птиц и мелких млекопитающих; учился изготавливать чучела птиц; частенько захаживал в лучшую таксидермическую мастерскую Москвы к К. Лоренцу и на сэкономленные карманные деньги покупал чучела,
сделанные профессиональными мастерами.
Область научных интересов будущего биолога определилась довольно рано. В 1899 году 19-летний гимназист Саша Котс отправился в свою первую самостоятельную экспедицию в Западную Сибирь. Впечатления от природы этого края были необыкновенно яркими, а изготовленные молодым исследователем препараты птиц легли в основу будущего Дарвиновского музея. Именно эти чучела птиц, представленные на XIV выставке Всероссийского общества Акклиматизации, принесли Александру признание его таксидермического мастерства и Большую серебряную медаль.
В 1901 году Александр Котс поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Увлекательные лекции М. А. Мензбира, В. И. Вернадского, К. А. Тимирязева, А. П. Павлова побудили его заняться наукой. Труды
А. Уоллеса, Г. де Фриза, А. Вейсмана, купленные А.Ф. Котсом в те годы, бережно хранятся в библиотеке музея по сей день.
В 1905 году Александр Котс едет за границу в Вилла-Франку на практику по гидробиологии. Кроме того, его очень интересовала постановка курса дарвинизма в крупнейших университетах Европы. Личное знакомство со столпами эволюционного учения: Гуго де Фризом, Августом Вейсманом, Эрнстом Гекке-лем, оказалось весьма полезным для студента-биолога; вместе с тем он обратил внимание, что отсутствие демонстрационных материалов в аудиториях делает лекции сухими, формальными.
И тогда молодой ученый загорелся идеей создать у себя на родине музей, пропагандирующий основы эволюционного учения. Но как?.. Не было ни средств, ни помещения для осуществления мечты. Ничего — кроме блестящей идеи, энтузиазма и небольшой коллекции собранной и созданной своими руками.
Было ясно, что новый музей должен сплавить в одно действующее целое два творческих начала: теоретические знания и их наглядное подтверждение. Фортуна улыбнулась искателю. В 1907 году Александр Котс был приглашен на Московские высшие женские курсы (МВЖК) для ведения практических занятий по анатомии животных, а несколько позже молодому преподавателю доверили чтение лекций по дарвинизму.
Это событие стало поворотным пунктом в судьбе будущего музея и его основателя. Из тесной квартиры коллекция перебралась в зоологическую лабораторию курсов, и «...накануне лекций десятки препаратов извлекались из шкафов и располагались на столах в аудитории в порядке, предусмотренном ролью каждого объекта». Молодая аудитория с вниманием и благодарностью встречала увлеченного лектора.
К 1913 году коллекция насчитывала
уже несколько тысяч экспонатов и оценивалась значительной суммой — 15 000 рублей. Александр Котс решил, что такое уникальное собрание не может быть собственностью одного человека, и подарил его Московским высшим женским курсам, оговорив в дарственном документе свое безвозмездное заведование музеем.
В первые годы своего существования Дарвиновский музей был типичным учебным музеем, и его коллекции видели только слушательницы Московских высших женских курсов, а А. Ф. Котс мечтал о большем.
В 1913 году молодой профессор вместе со своей женой выехал за границу для ознакомления с крупнейшими зоологическими институтами, музеями и препараторскими фирмами.
Ознакомившись со многими естественнонаучными музеями, А. Ф. Котс пришел к выводу, что необходим совершенно другой музей. Музей эволюции. Музей для массового зрителя, а не для студентов и профессоров университетов, какими были многие европейские музеи. С этого решения молодого ученого и начал отсчет своего существования Дарвиновский музей.
С момента создания Дарвиновского музея А. Ф. Котс определил, что его музей будет наполнен произведениями анималистического искусства. В начале прошлого века это был первый опыт создания естественнонаучного музея не только на естественнонаучных коллекциях, но и на коллекциях живописи, графики, скульптуры. Поэтому в штате Дарвиновского музея всегда работали лучшие художники-анималисты. И сегодня, когда время изменилось, мы продолжаем собирать коллекцию произведений анималистического искусства.
Александр Федорович всю жизнь боролся за здание для музея, но так и не дожил до этого дня. В 1954 году для музея начали строить здание, и Александр Федорович, с присущим ему энтузиазмом начал разрабатывать экспозицию.
Он прописал экспозиции для каждого зала, но недостроенное здание у музея забрали. Такого удара уже пожилой Александр Федорович не перенес и вскоре умер. Только через 30 лет после его смерти нам удалось получить новое здание и начать строить экспозицию.
В 1994 году Государственный Дарвиновский музей получил собственное здание, которое ждал 87 лет, и приступил к строительству экспозиции. Экспозиция в новом здании занимает почти 5 000 кв. метров. В ней экспозиционеры постарались реализовать все идеи, описанные основателем Дарвиновского музея А. Ф. Котсом. А надо сказать, что А. Ф. Котс был прекрасным музеологом, и многие его статьи актуальны и сегодня. Еще находясь в старом здании, научный коллектив музея в меру своих возможностей изучал опыт построения аналогичных экспозиций за рубежом. Причем надо сразу оговориться, что, хотя экспозицию в новом здании завершили строить в 1997 году, ежегодно что-то перестраивается, а главное - опять же по мере финансовых возможностей в музее стараются внедрять различные новые экспозиционные приемы. В результате на сегодняшний день экспозиция Государственного Дарвиновского музея не уступает лучшим естественнонаучным музеям мира.
Меняется время, общество и его потребности. Музей из места посещения элитой (очень многие музеи создавались только для хранения собраний, а посещение их даже не предусматривалось) становится местом для широкой публики. В последние десятилетия, в век широкой компьютерной грамотности и бурного развития новых технологий, музеи также меняются, они не могут отставать от времени, поэтому экспозиция музея должна сопровождаться современными достижениями техники.
В 1995 году и для нас, и для российских музеев в целом идея полностью всю экспозицию поддерживать компьютерными программами казалась совершен-
но пионерской. Это сегодня естественным считается умение пользоваться компьютером и общаться посредством сети Интернет, а тогда такой музей, где все схемы и тексты можно посмотреть на мониторе, а главное - из зала музея зайти на сайт любого музея мира, представлялся странным и удивительным явлением.
Еще находясь в старом здании и разрабатывая новую постоянную экспозицию Государственного Дарвиновского музея, мы изначально закладывали активные зоны. Была разработана концепция компьютеризации экспозиции, определены места расположения компьютеров и тематика их наполнения. На стадии работы над тематико-экспози-ционными планами мы разрабатывали материалы для компьютерных программ, поддерживающих экспозицию. В новом здании, по мере открытия залов и наличия средств, начали поэтапно внедрять эту концепцию.
В настоящее время реализована значительная часть компьютерной информационной системы для посетителей, состоящей из 15 объединенных в единую сеть терминалов. Компьютерные программы постоянно дополняются и модернизируются. Эти программы позволяют представить дополнительную информацию, не вошедшую в экспозицию, закреплять полученный материал и провести самотестирование. Большинство действующих экспозиций нуждается в сопроводительных текстах, дополнительных схемах и иллюстрациях. Размещать их в экспозиции невозможно, иначе, как писал основатель Дарвиновского музея А. Ф. Котс, экспозиция превратится в стенную газету. Компьютеры, установленные в экспозиции, дают неограниченные возможности как для экспозиционеров, так и для интересующихся посетителей.
Терминалы, установленные в экспозиции, выполняют несколько функций:
- навигационную - на всех экранах размещен план всего музея;
- получение информации об экспонате (для каждого зала есть подробный план с витринами и нажав курсором на интересующую витрину, получаем ее подробное изображение, а нажав курсором на изображения заинтересовавшего экспоната, посетитель получает о нем подробную информацию);
- обучающую (компьютерные программы содержат определения, описание открытий, краткое изложение учений и теорий);
- игровую (в ряде тем компьютерные программы сопровождаются играми, которые, с одной стороны, разнообразят материал, а с другой - в такой форме материал лучше запоминается).
На сегодняшний день экспозиция ни одного естественнонаучного музея в мире не имеет такой обширной научной проработки, «спрятанной» в компьютеры, которые равномерно размещены по всей экспозиционной площади. В результате этой очень кропотливой работы мы получили, во-первых, очень доступную, зрелищную экспозицию, а во-вторых, возможность подробного описания каждого экспоната посредством многочисленных компьютерных программ, подробного анализа как тот или иной экспонат иллюстрирует процессы эволюции, происходящие в природе, детального знакомства посетителей с научными терминами и теориями.
Помимо проекта программного насыщения экспозиции, в Дарвиновском музее разработан долговременный проект насыщения экспозиции поясняющими видеофильмами. Составлен план размещения телевизоров, определена тематика необходимых видеофильмов. И по мере поступления финансирования, музей заказывает видеофильмы по собственному сценарию. Прежде всего разместили видеокомплексы в начале каждого зала, фильмы идут 5-7 минут в непрерывном режиме и каждый посетитель, имеет возможность без экскурсовода понять, о чем будет рассказывать экспозиция того или иного зала. Однако
когда мы создавали эти видеофильмы, мы не подумали о глухих и слабо слышащих посетителях, для которых нужна бегущая строка, поэтому сейчас музей изыскивает средства для того, чтобы приспособить эти видеофильмы и для такой категории посетителей.
Совершенно очевидно, что сегодня, чтобы сделать экспозицию музея современной, мало расставить по ней компьютеры, телевизоры или плазменные панели. Нужно все время привлекать внимание посетителей, причем так, чтобы посетитель еще при этом и чем-то заинтересовался, что-то запомнил. В частности, экспозицию Дарвиновского музея мы постепенно насыщали аудиокомп-лексами. В музее комплектуется собрание голосов животных. Фонотека активно используется в экспозиции. В залах смонтировано несколько аудиоблоков, где на панели около каждой кнопки, включающей голос птицы или млекопитающего размещено изображение этого животного, его русское и латинское название, дублированное шрифтом по Брайлю, чтобы слепые и слабовидящие посетители могли прочитать, чей голос они слышат.
К аудиокомплексам добавили две звучащие скульптуры: лягушку и шмеля. Скульптуры сделаны из бронзы, но если по ним похлопать, то шмель жужжит, а лягушка квакает. Причем поскольку в фонотеке музея есть голоса пяти подмосковных видов лягушек, то бронзовая лягушка по очереди «поет» каждым голосом. А чтобы посетитель мог запомнить какой вид как поет, когда раздается голос той или иной лягушки, освещается этикетка, где размещено ее фото, русское и латинское название, продублированное прозрачной этикеткой, написанной шрифтом по Брайлю.
В 2006 году внедрен совершенно новый экспозиционный прием, позволивший «оживить» экспозицию зала «Зоогеография» - «живые этикетки». В каждую витрину встроили электронную видеорамку, где в непрерывном режиме
идет ролик, состоящий из краткого текста, изображения и небольшого видеофильма о животных, чучела которых находятся в витрине. Ролик сопровождается звуками природы и голосом этого животного - героя фильма. Таким образом, зал наполнился звуками, голосами и движением животных. Посетитель около каждой витрины не только слышит голоса этих животных, но и видит их образ жизни в природе и может прочесть краткий текст.
В последние годы в Дарвиновском музее разработан и начал реализовы-ваться проект насыщения экспозиции мультимедийными комплексами. Мультимедийный комплекс представляет собой комплект, включающий электронный киоск и плазменную панель. Для каждого мультимедийного комплекса разрабатывается собственная программа. Посетитель по желанию выводит на экран плазменной панели тот материал, который его интересует. Такие комплексы носят не просто обучающий характер, но и интерактивный, поскольку посетитель сам работает с программой, а не просматривает автоматически запускаемые файлы. Очень интересная программа получилась в зале «Зоогеография». Посетитель может на карте выбрать интересующий его материк, на экране появляются картинки типичных животных, которые там обитают. Если курсор подвести к интересующему животному, то на плазменной панели начинается краткий фильм об этом животном, а справа дается научная информация: русское и латинское название, систематика и другие сведения. Аналогичный комплекс есть в зале «Взаимодействие человека и природы», только здесь рассказ идет о российских заповедниках и особо охраняемых природных территориях Москвы.
В 2002 году удалось реализовать давно разработанный проект - создание свето-видео-музыкальной экспозиции «Живая планета». Идея «оживить» экспозицию центрального зала - колодца,
по двум сторонам которого идут галереи второго и третьего этажей, а две другие облицованы белым камнем, родилась еще в 1996 году. Идея заключалась в следующем: на двух белых стенах идет фильм по специально написанному сценарию, рассказывающий о происхождении жизни на Земле и о расселении животных в море, тропиках, горах и саванне (именно эти экосистемы представлены в четырех больших витринах). Фильм сопровождается специально написанной музыкой с голосами животных, появляющихся на экранах, и световой программой. Множество световых приборов наполняют весь объем зала не только светом, но и изображениями гор, листьев, кустарников, облаков, рыб и т.д., которые сопровождают фильм на оставшихся от экранов пространствах стен, а также по галереям и полу. По мере показа фильма в витринах пульсирующим светом высвечиваются чучела тех животных, которые живут своей жизнью на экранах. Пульсирующий свет в витринах создает иллюзию «оживания» статичных чучел. Эта свето-видео-музыкальная экспозиция (так мы ее назвали) длится 20 минут.
Закупив дорогостоящее оборудование для этого проекта, в музее была разработана концепция его использования. Была создана еще одна свето-видео-му-зыкальная программа «Властелины Земли», а в этом году - видеоэкскурсия «Многообразие жизни на Земле». На тех же двух огромных экранах сотрудник музея ведет рассказ об экспозиции этого зала, «погружаясь» под воду, «путешествуя» по саванне и т.д.
Показ видеоэкскурсии на экспозиции на огромных экранах, очень удобен. В выходные дни и в дни школьных каникул, мы включаем ее по расписанию три раза в день и поэтому все желающие могут послушать в такой занимательной форме экскурсовода. Учитывая, что в выходные и каникулярные дни в Дарвиновском музее бывает от 1500 до 3500 посетителей в день, совершенно очевид-
но, что это единственная возможность удовлетворить всех желающих послушать экскурсовода.
Сегодня существует множество приемов сделать экспозицию живой и интересной. Нам показалась интересной идея в экспозиции показать и наших хранителей. Был разработан довольно сложный интерактивный комплекс, который мы назвали «Загляни в хранилища музея». Суть заключается в том, что мы предоставили возможность посетителям увидеть и услышать хранителей коллекций и посмотреть, как хранятся коллекции. Для этого в каждом хранилище был снят небольшой фильм. Каждому хранителю задавали одни и те же вопросы, они на них отвечали и показывали свои коллекции. Затем весь собранный материал смонтировали в компьютерную программу. Посетитель на экране сам выбирает, кого ему послушать и какие коллекции ему интересны, дотрагивается до нужной картинки, и на экране появляется хранитель, который рассказывает посетителю о себе и о коллекциях. А чтобы это не было похоже на простую компьютерную программу, мы обычную дверь, которая из экспозиционного зала ведет на черную лестницу, заменили дверью под старину, и в ней прорезали окно для монитора. Получилась старинная дверь с окошком, в котором экран. Многие действительно думают, что именно за этой дверью и расположены хранилища. С одной стороны, посетитель просто инициирует программу прикосновением к экрану, а с другой - он много узнает нового для себя и о работе хранителя и о том, что хранится в музее.
Одним из первых в мире Дарвиновский музей создал экспозицию «Взаимодействие человека и природы», и постепенно объем научно-просветительской работы в области экологии стал настолько велик, что решили создать специальный мультимедийный центр. При финансовой поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы в 2004 году в экспо-
зиции музея был создан мультимедийный центр «Эко Москва», состоящий из двух частей. В первой части установлен большой телевизор, на котором в часы работы музея демонстрируются короткометражные фильмы о природе. Здесь же есть расписание, в какое время можно посмотреть определенный фильм. Вторая часть - это десять компьютеров со множеством программ (ежегодно добавляются новые), благодаря которым можно изучать растительный и животный комплекс города, послушать голоса птиц и зверей, познакомиться с ООПТ Москвы, изучить экологическую обстановку в разных районах города, и даже получить «Экологический паспорт москвича». Для этого в типографии заказали красочную обложку, которая также несет полезную информацию (сколько в Москве обитает видов птиц, млекопитающих, рыб, земноводных; сколько видов различных растений, сколько парков и скверов). А дальше посетитель может распечатать любую интересующую его информацию и вложить в этот «паспорт». Пользование компьютерным центром бесплатно, только распечатка материалов - платная услуга, поскольку музею приходится покупать много расходных материалов.
Выше говорилось о том, что в Дарвиновском музее все время идет работа над модернизацией существующей экспозиции. В 2007 году был внедрен новый экспозиционный прием, создан комплекс, состоящий из электронного киоска и макета древнего поселения славян.
Для электронного киоска разработана компьютерная программа, рассказывающая о разных аспектах древнего поселения славян. Выбирая тот или иной сюжет в программе, посетитель видит текст, изображение и слышит голос диктора, а на макете, расположенном рядом, освещается та часть поселения, о которой идет речь.
Параллельно с внедрением новых технологий в экспозиции, разрабатываем новые экспозиционные комплексы.
Удачным примером такой работы служит создание экспозиционного комплекса «Гидротермы - оазисы жизни».
Новизна заключается в том, что в существующую экспозицию очень органично «встроили» имитацию подводной лодки, на которую можно попасть через модель батискафа, пройдя сквозь витрину. В имитированный перископ встроили телевизор, на котором в непрерывном режиме идет фильм, снятый на глубине 2500 метров. У всех посетителей, особенно детей, это самый любимый комплекс.
В 2008 году удалось смонтировать огромную мультимедийную экспозицию «Река времени», рассказывающую о Жизни на Земле от кембрийского периода до наших дней. В одном из высоких залов над витринами натянули 26 метровый экран, на котором идут ролики, проецируемые девятью проекторами. Для каждого проектора создали свой фильм, рассказывающий о жизни на Земле в тот или иной период. В целом получилась такая огромная движущаяся экспозиция, показывающая, что происходило на нашей планете за последние 2 миллиарда лет.
В настоящее время в Дарвиновском музее идет работа над новой интерактивной экспозицией «Пройди путем эволюции». Эта экспозиция фактически соединит в себе весь наш предыдущий опыт, здесь будут использованы видео и мультимедийные комплексы, механические интерактивные комплексы, светоэффекты и т.д. Это довольно сложный проект, над которым мы работаем уже несколько лет, а что получится - мы надеемся увидеть в 2010 году.
Затронув понятие интерактив, коротко остановимся на нем, поскольку в музейной практике этот термин стал очень популярен. Термин «интерактивность» (от англ. inter - «внутренний» и active - «активный») стал употребляться исследователями при изучении поведенческих реакций человека, сталкивающегося с внешними факторами, дру-
гим человеком и артефактами. В последнее время чаще всего под интерактивностью понимают взаимодействие человека и компьютерных устройств.
Между тем нет устоявшегося определения термина «интерактивность», так, примером условной и полной интерактивности может быть и «телевизор», где вы выбираете, какую программу включить, но не влияете на сюжет фильма (частичная интерактивность). Компьютерная игра или управление автомобилем - примеры полной интерактивности. Говоря об интерактивности особое, внимание следует обращать именно на двухсторонний обмен информацией -взаимодействие человека и объекта.
Последнее время об этом много говорят и пишут, но у нас в России понятие интерактивности чаще всего сводится к тому, что в экспозицию ставят экспонат, который можно трогать. Зарубежная практика в этом направлении в основном заключается в том, что в экспозиции или рядом создаются интерактивные залы. Они бывают небольшие и огромные. Здесь размещают целые коллекции, которые можно трогать, всевозможные механические и компьютерные устройства.
В Дарвиновском музее был разработан свой несколько иной путь. Мы решили не делать интерактивный центр, а постепенно насыщать постоянную экспозицию интерактивными элементами. Такой подход позволяет разнообразить путешествие по музею, сделать его более увлекательным и познавательным. Процесс интерактивного насыщения экспозиции идет довольно медленно не только из-за трудностей финансирования, но главным образом потому, что в России пока нет фирм, которые бы могли бы разработать, предложить музеям, а затем и смонтировать те или иные интерактивные комплексы.
Тем не менее в Дарвиновском музее разработан проект интерактивного насыщения экспозиции, находящийся в стадии постепенной реализации.
Первое и самое простое что было сделано, это на стены повесили небольшие боксы с картинкой на крышке, если открыть этот бокс, то внутри находится настоящий палеонтологический экспонат, то есть на картинке ребенок (а это, конечно, устройство для детей) видит как выглядело животное, а внутри окаменелость, дошедшая до наших времен.
Есть интерактивные комплексы, носящие просто развлекательный характер. Например, «Живые весы». Мы создали комплекс из электронных весов и компьютера. Была разработана специальная программа, пересчитывающая вес посетителя к количеству мышек, кошек, медведя и слона. Посетитель становится на весы и через несколько секунд на экране монитора видит сколько в нем помещается мышек, кошек, сколько надо взять его, чтобы получился медведь или слон. Дети не пропускают этот комплекс, да и взрослые очень любят вставать на весы, чтобы узнать свой вес в этих животных. Внизу экрана высвечивается вес посетителя, сколько человек за день взвесилось и их средний вес.
К познавательному интерактиву можно отнести «меховые этикетки». Кусочки меха разных животных поместили в специальных рамочках и повесили на стены около витрин с этими животными, рядом картинка зверя и подпись на русском, латинском языках и сверху прозрачная этикетка по Брайлю. Посетители настолько любят потрогать эти шкурки, что время от времени их приходится менять. А для незрячих людей - это единственная возможность понять, что такое мех диких зверей.
Помимо программы интерактивного насыщения экспозиции, в музее разрабатываются интерактивные программы для посетителей на временных выставках. Ежегодно в музее проходит более 50 выставок. С 1998 года на каждой большой выставке для посетителей музея разрабатывается специальная программа - так, чтобы каждый желающий смог стать участником выставки.
Как правило, это всевозможные конкурсы. Конкурсы проводятся самые разные: рисунка, рассказа, фотоконкурс, конкурс на лучшего зверя, вылепленного (здесь же на выставке) из глины или теста, изготовление поделок из мусора и природных материалов и т.д. Всем участникам этих конкурсов вручается бесплатный билет на день закрытия выставки. Все работы сразу же экспонируются в музее. Поэтому каждый наш посетитель может стать и экспонентом. Оказывается, что для больших и маленьких людей (взрослые также с удовольствием принимают участие) очень важно увидеть свое произведение выставленным на всеобщее обозрение.
В день закрытия выставки устраивается праздник: победителям конкурсов вручаются призы, а остальные могут еще раз попробовать свои силы в викторинах на тему выставки. Завершается праздник, как правило, выступлением детского коллектива или фильмом.
Перед сотрудниками музея была поставлена задача - интерактивные программы не должны повторяться, и посетители это оценили: теперь, звоня в музей, они спрашивают не только о том, какая проходит выставка, но и о том, какая программа на выставке.
В настоящее время в Государственном Дарвиновском музее идет корректировка программы интерактивного насыщения экспозиции, поскольку часть проектов уже реализована, появились новые идеи, разработаны новые интерактивные комплексы, осталось найти средства на их реализацию. Музей не останавливается в своих поисках, и каждый год в экспозиции музея появляется что-то новое.
Таким образом, внедрение новых технологий позволяет привлекать в музей различные слои населения, увеличивает посещаемость, а соответственно, и заработки музея, а также создает устойчивый положительный имидж музея в городе, что, в свою очередь, способствует притоку инвестиций в музей.