Научная статья на тему 'Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "юрский период": межмузейный выставочный проект'

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "юрский период": межмузейный выставочный проект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
703
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / ПАЛЕОНТОЛОГИЯ / PALEONTOLOGY / ОКАМЕНЕЛОСТИ / FOSSILS / ОБЛИЦОВОЧНЫЙ КАМЕНЬ / FACING STONE / МОСКОВСКОЕ МЕТРО / MOSCOW METRO / ПАЛЕОКВЕСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЕЯ / EDUCATIONAL FUNCTION OF MUSEUM / EXHIBITION PROJECT / PALEO-QUEST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антипушина Ж.А., Куликова М.В., Шпинёв Е.С.

В 2015 г. Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева предложил посетителям перенестись на миллионы лет назад на московском метро, найти обитателей древних морей в облицовке его станций и превратить обычную поездку в путешествие во времени. Новый взгляд на привычные вещи открыла выставка «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция „Юрский период“». В статье приводится опыт создания выставочного проекта, объединившего три разноведомственных музея (Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Геологический музей им. В.И. Вернадского РАН и Музей землеведения МГУ) и частных коллекционеров. Выставка представила три истории, сюжетные линии которых пересекаются как линии метро: историю, которая ведёт от известняка к мрамору; историю, ведущую от карьера к станции метро, и историю, отражающую путь от древних обитателей морей до их современных родственников. Задействованы разные формы работы с посетителями как в самом музее на выставке (экскурсия, аудиогид, детский путеводитель, интерактивное занятие по определению окаменелостей, циклы лекций для школьников), так и за его пределами (палео-квест по поиску окаменелостей на станциях метро с путеводителями). Выпущено новое издание Биологического музея книга про окаменелости на станциях московского метро. Проект направлен на привлечение внимания москвичей и гостей столицы к естественнонаучной составляющей архитектурного комплекса московского метро.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n 2015 the State Biology Museum named after K. A. Timiryazev invited visitors of the Moscow metro for a journey back in time to find inhabitants of ancient seas in the facing stone of the Moscow metro stations. An exhibition titled ‘Attention, the doors are closing! The next station is ‘The Jurassic’’ turned the Moscow metro into a time machine and showed the unusual side of usual things. In this article we present the results of an exhibition project which involved three museums belonging to different institutions (the State Biology Museum named after K.A. Timiryazev (the Moscow Department of Culture), the Vernadsky State Geological Museum (the Russian Academy of Sciences), the Earth Sciences Museum (Moscow State University) and private collectors. There were three crossing ways of storylines: the way from limestone to marble, the way from a quarry to a metro station and the way from inhabitants of ancient seas to their recent successor species. During the exhibition, different forms of communication with visitors were applied, such as audioguides, child guidebooks with adapted texts and pictures, excursions and real hands-on fossils determination. For the first time two series of lectures for pupils were organized. The exposition encouraged visitors to continue their journey outside the museum. A paleo-quest for searching fossils on eight Moscow metro stations with guidebooks expanded the borders of the exhibition space. Specially for this project the State Biology Museum published a new book on fossils in facing stones of the Moscow metro stations. The main aim of the project is to attract attention of Muscovites and guests of the Russian capital to the natural scientific components of the Moscow metro architectural complex.

Текст научной работы на тему «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "юрский период": межмузейный выставочный проект»

УДК 069.5:57(470-25)+069:37+562/564

ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ! СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ «ЮРСКИЙ ПЕРИОД»: МЕЖМУЗЕЙНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ

Ж.А. Антипушина, М.В. Куликова, Е.С. Шпинёв1

В 2015 г. Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева предложил посетителям перенестись на миллионы лет назад на московском метро, найти обитателей древних морей в облицовке его станций и превратить обычную поездку в путешествие во времени. Новый взгляд на привычные вещи открыла выставка «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция „Юрский период"». В статье приводится опыт создания выставочного проекта, объединившего три разноведомственных музея (Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Геологический музей им. В.И. Вернадского РАН и Музей землеведения МГУ) и частных коллекционеров. Выставка представила три истории, сюжетные линии которых пересекаются как линии метро: историю, которая ведёт от известняка к мрамору; историю, ведущую от карьера к станции метро, и историю, отражающую путь от древних обитателей морей до их современных родственников. Задействованы разные формы работы с посетителями как в самом музее на выставке (экскурсия, аудиогид, детский путеводитель, интерактивное занятие по определению окаменелостей, циклы лекций для школьников), так и за его пределами (палео-квест по поиску окаменелостей на станциях метро с путеводителями). Выпущено новое издание Биологического музея - книга про окаменелости на станциях московского метро. Проект направлен на привлечение внимания москвичей и гостей столицы к естественнонаучной составляющей архитектурного комплекса московского метро.

Ключевые слова: выставка, палеонтология, окаменелости, облицовочный камень, московское метро, палеоквест, образовательная функция музея.

ATTENTION, THE DOORS ARE CLOSING! NEXT STATION IS «THE JURASSIC»: INTERMUSEUM EXHIBITION PROJECT

ZhA. Antipushina, PhD, M.V. Kulikova, PhD, E.S. Shpinev The State Biology Museum named after KA. Timiryazev

In 2015 the State Biology Museum named after K. A. Timiryazev invited visitors of the Moscow metro for a journey back in time to find inhabitants of ancient seas in the facing stone of the Moscow metro stations. An exhibition titled 'Attention, the doors are closing! The next station is 'The Jurassic" turned the Moscow metro into a time machine and showed the unusual side of usual things. In this article we present the results of an exhibition project which involved three museums belonging to different institutions (the State Biology Museum named after K.A. Timiryazev (the Moscow Department of Culture), the Vernadsky State Geological Museum (the Russian Academy of Sciences), the Earth Sciences Museum (Moscow State University) and private collectors. There were three crossing ways of storylines: the way from limestone to marble, the way from a quarry to a metro station and the way from inhabitants of ancient seas to their recent successor species. During the exhibition, different forms of communication with visitors

1 Антипушина Жанна Андреевна - к.б.н., сотрудник научно-экспозиционного отдела экологии и физиологии, zh.antipushina@gmail.com; Куликова Марина Владимировна - к.б.н.,учёный секретарь, marina@gbmt.ru; Шпинёв Евгений Сергеевич - сотрудник отдела фондов Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, haladdin-2@yandex.ru.

Жизнь Земли 39(2) 2017 189-200 189

were applied, such as audioguides, child guidebooks with adapted texts and pictures, excursions and real hands-on fossils determination. For the first time two series of lectures for pupils were organized. The exposition encouraged visitors to continue their journey outside the museum. A paleo-quest for searching fossils on eight Moscow metro stations with guidebooks expanded the borders of the exhibition space. Specially for this project the State Biology Museum published a new book on fossils in facing stones of the Moscow metro stations. The main aim of the project is to attract attention of Muscovites and guests of the Russian capital to the natural scientific components of the Moscow metro architectural complex.

Keywords: exhibition project, paleontology, fossils, facing stone, Moscow metro, paleo-quest, educational function of museum.

Введение. В качестве облицовочного камня нередко используются мраморизо-ванные известняки, содержащие остатки древних обитателей морей. Именно такими известняками из разных месторождений бывшего СССР, а также Италии облицованы многие станции московского метрополитена [1]. Эти станции ежедневно посещают миллионы пассажиров, однако они редко замечают окаменелости в облицовке стен и колонн. В то же время доступность и зрелищность этого материала предоставляют хорошую возможность для его использования в целях популяризации науки, привлечения внимания к палеонтологии и музейным экспозициям. Ещё во второй половине ХХ века различные специалисты проводили геологические и палеонтологические экскурсии по московскому метрополитену в рамках учебных курсов вузов соответствующей направленности. Например, А.В. Пахневич (ПИН РАН) не только проводил подобные экскурсии по станции «Красносельская» для школьников и студентов МПГУ, но и предложил методические материалы к урокам-экскурсиям для учителей и школьников [2, 3]. С 2005 г. существует сайт www.paleometro.ru, посвящённый преимущественно окаменелостям в московском метро. Есть соответствующий раздел и на знаменитом сайте www.ammonit.ru. Практикуются нерегулярные экскурсии по этой тематике. Попытки использовать этот палеонтологический материал в музейной практике также делались, но носили эпизодический характер. Так, по просьбе Калининградского регионального общественного учреждения «Виштынецкий эколого-исто-рический музей» для интерактивного модуля выставки «Музейный гид» (фестиваль «Интермузей-2013») сотрудница Биологического музея С.А. Пантюлина разработала «Полевой дневник для храбрых гномов и их поклонников». В этом путеводителе указаны некоторые станции метро, на которых можно встретить окаменелости. Но по просьбе заказчика акцент был смещён в сторону геологической, а не биологической составляющей.

В Реестре объектов культурного наследия города Москвы только 12 станций московского метро имеют охранный статус «объект культурного наследия» регионального значения и 30 - «выявленный объект культурного наследия».

Нашим проектом мы хотели привлечь внимание москвичей и гостей столицы к естественнонаучной составляющей этого архитектурного комплекса. Пренебрежение этой информацией ведет к потерям при ремонте и реконструкции станций и переходов, при которых палеонтологические объекты оказываются погребены под слоями краски или уничтожены. Музей обладает потенциалом для повышения уровня информированности широких групп населения о ценности культурного, природного и научного наследия и об ответственности всех граждан за его сохранение и передачу последующим поколениям.

Путешествие в юрский период. В 2015 г. Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева предложил всем желающим совершить путешествие в юрский период на московском метро, ориентируясь по разработанным нами путеводителям. Палеоквест «Следующая станция - юрский период» сначала охватывал две станции -«Краснопресненская» и «Площадь Ильича», но постепенно их количество было увеличено до восьми [4]. Найти обитателей древних морей в облицовке станций помогали путеводители, которые и сейчас можно скачать с сайта музея www.gbmt.ru в рубрике «Семья в музее». Основной аудиторией нашего музея являются родители с детьми и школьники младших и средних классов. Поэтому квест рассчитан в первую очередь на совместную работу родителей с детьми 6-14 лет, но принять в нём участие могут все желающие. Ниже квест будет описан подробнее.

Квест не только подтолкнул нас к созданию одноимённой выставки, но и стал её частью. Таким образом, выставочным проектом «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция „Юрский период"» музей расширил свои границы. Выставочный проект отражает многолетние практики коммуникации музея с аудиторией, но впервые предлагает такое представление музейных экспонатов, при котором экспозиция становится отправной точкой для выхода за пределы музея [5]. Так палеонтологические объекты московского метро стали продолжением выставочного пространства. В облицовочном камне можно увидеть остатки моллюсков, губок, кораллов, иглокожих и некоторых других морских животных. На самой выставке они представлены не только в виде фотографий, но и в виде окаменелостей, реконструкций, современных представителей групп в виде раковин, панцирей, влажных препаратов. Через экспонаты выставки мы хотели показать, как организм становится частью горной породы, проследить его путь от морского дна до станций метро, научить посетителей искать окаменелости по дороге на работу и учёбу [6]. Выставка - это история, которую экспозиционер рассказывает посетителям. Чтобы история была понятной и интересной самым разным группам посетителей, авторы выставки совместно с художником А.Г. Рейнером оформили выставочный зал под павильон станции «Краснопресненская» (рис. 1). Зал сквозной; входы, расположенные друг напротив друга, были частично закрыты вставками из пластика и оформлены под раскрытые двери вагона метропоезда. Задники боковых витрин закрыты единым баннером с морским фоном, а сами витрины с подиумами разбиты на тематические разделы имитациями красно-коричневых мраморных колонн (обрешётка из деревянного бруса, зашитая пятимиллиметровым вспененным ПВХ). Пространство между верхней частью витрин и потолком закрыто арками из того же пластика. Приятной неожиданностью стало то, что люстра в этом зале похожа на светильники старых станций метро и хорошо подошла к новому интерьеру. Довершила образ самоклеящаяся плёнка для пола с фотопечатью гранитного напольного покрытия. Даже традиционную вывеску «Над выставкой работали» оформили в виде схемы линий метро, на которой работы по подготовке выставки стали «линиями», а участники проекта - «станциями» на них. Таким образом, нам удалось создать ощущение пребывания на станции метро, через колонны которой «проступает» древнее море.

«Морские» участки витрин были отведены под рассказ о систематических и экологических группах морских обитателей, встречающихся в облицовке. На выставке представлены разделы, посвящённые головоногим, брюхоногим и двустворчатым моллюскам, брахиоподам, иглокожим, различным рифостроителям: строматолитам, губкам, кораллам. Многообразие представителей этих групп показано через палеонтологический материал, скелеты и влажные препараты современных представителей

Рис. 1. Оформление выставочного зала.

групп. Натурные объекты дополняют графические и скульптурные реконструкции, а также видеоматериалы на трёх видеорамках: движение наутилуса, морские лилии, жизнь кораллового рифа и др. А на «мраморных колоннах» представлены образцы облицовочного камня из разных месторождений. Здесь же размещены краткие описания этих месторождений и карты, на которых отмечен географический регион их расположения (субъект РФ или государство). Подобная компоновка витрин создаёт две параллельные линии повествования: биологическую и геологическую (рис. 2).

Проект объединил три разноведомственных музея (Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Геологический музей им. В. И. Вернадского РАН и Музей Землеведения МГУ) и частных коллекционеров. Окаменелости, представленные на выставке, взяты в основном из фондов Биологического музея. Музеи-партнёры предоставили образцы юрской глины и облицовочного камня из разных месторождений бывшего СССР. Несколько образцов распространённого мрамора Биологический музей приобрел специально к выставке. Но не все месторождения разрабатываются в настоящее время, так что получить такие экспонаты без помощи музеев-коллег было бы невозможно. Сотрудники музеев-партнёров осуществляли консультирование авторов проекта по вопросам, относящимся к области геолого-минералогических знаний, а также были привлечены к дальнейшей реализации этого проекта (в частности, к организации круглого стола по теме выставки). Графические реконструкции выполнены доктором геолого-минералогических наук, профессором РАН С.В. Наугольных (ГИН РАН).

Образовательные мероприятия выставки. Выставка сопровождается экскурсиями, интерактивными занятиями и мастер-классами. Для желающих самостоятельно проникнуть в тайны метрополитеновской палеонтологии подготовлен аудиогид, а для юных исследователей - детский путеводитель с адаптированными текстами и заданиями (рис. 3). Он помогает объяснить ряд сложных геологических явлений, а также позволяет ребёнку стать участником познавательного процесса в игровой форме. Пу-

Рис. 2. Фрагмент витрины.

теводитель построен на диалоге палеонтолога и улитки, случайно попавшей на станцию метро «Площадь Ильича» и увидевшей окаменевшую раковину в её облицовке. Палеонтолог не только помогает улитке понять, как раковина попала в камень, но и показывает остатки других древних обитателей морей, попутно предлагая посетителям выставки найти их среди экспонатов в витрине.

Проект предложил не только прямой путь музей - метро, но и обратный: метро - музей. Этому способствовал вышеупомянутый квест «Следующая станция - юрский период» [4]. Мы начали знакомить наших посетителей с обитателями юрских морей, т. к. станций с окаменелостями этого возраста в Московском метрополитене больше всего (среди станций, на которых вообще можно найти окаменелости). Мы старались по возможности выбрать станции с большим разнообразием окаменелостей, с наименьшей загруженностью и расположенные в разных административных округах города: «Краснопресненская», «Площадь Ильича», «Электрозаводская», «Добрынинская», «Парк Победы», «Красносельская», «Речной вокзал» и «Каховская».

Путеводитель включает в себя краткое описание станции, алгоритм работы и план станции, на котором стрелками отмечены колонны с окаменелостями (рис. 4). Для удобства навигации колонны на плане пронумерованы, а стрелка указывает на ту сторону колонны, где надо проводить поиски. Находку предлагается зарисовать тут

же в путеводителе, в отведённом для этого поле. Если участники квеста знают, кому принадлежит остаток, они могут его подписать. Под рисунком есть для этого место. Для удобства измерения один край путеводителя снабжен линейкой.

Рис. 3. Детский путеводитель по выставке (буклет формата А3, сложенный втрое).

СТАНЦИЯ «КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ»

Рис. 4. Путеводитель по поиску окаменелостей на станции «Краснопресненская».

Если участники квеста хотят проверить результаты своих поисков и узнать больше об обитателях древних морей, то они могут прийти на занятие в музей. Занятия проводятся один-два раза в месяц, информация о них заранее размещается на сайте музея.

Во время занятия в музее группа (не более 25 человек) размещается за столами и обсуждает результаты квеста. Процесс сопровождается мультимедиа-средствами. На экран выводится план станции с выделенной колонной, с которой начинается проверка. Сотрудник музея просит всех участников квеста найти эту колонну на плане в их путеводителях и поднять руки тех, кто на этой колонне нашёл окаменелость. На экран выводится конкретный участок колонны и сама находка - при большем увеличении. Группа сверяет свои рисунки с изображением на экране. В случае неудачи следует подбодрить участников, объяснив, что далеко не всё удается найти с первого раза, но после небольшой тренировки глаз сам будет выхватывать разные окаменелости среди мраморных узоров. Возможно, кто-то из участников уже знает, кому принадлежит данный остаток, поэтому следует спросить об этом группу до того, как переходить к слайду с названием этого обитателя древнего моря и реконструкцией его внешнего вида и образа жизни. Проверка сопровождается рассказом специалиста об этих животных и демонстрацией натуральных объектов (окаменевших остатков белемнитов, аммонитов, брахиопод и т. д.). Для занятий были специально подобраны образцы, которые участники квеста могут взять в руки и рассмотреть. Кроме того, каждой паре участников выдаётся набор окаменелостей и планшет с гнёздами, в которые участники должны разложить окаменелости согласно маркировке гнёзд (рис. 5). Продолжитель-

ность одного занятия составляет 45 минут. После этого группу приглашают в зал «Развитие жизни на Земле», где им предлагают в экспозиции зала ещё раз найти объекты, о которых шла речь на занятии.

В качестве примера рассмотрим подробнее находки со станции «Краснопресненская» Кольцевой линии. Поскольку наш музей расположен рядом с этой станцией, мы начали квест именно с неё. Эта трёхсводчатая пилонная станция глубокого заложения открыта в 1954 г. На станции «Краснопресненская» два ряда из восьми колонн, облицованных красным мраморизованным известняком из грузинского месторождения Салиети (нижняя юра) [1]. В облицовке можно найти две раковины наутилусов, небольшого аммонита и крупного прямораковинного головоногого моллюска. Начинаем мы знакомство с этими животными именно с «живых ископаемых» - наутилусов. Две раковины этих головоногих расположены рядом в нижней части одной из колонн. Одна из раковин удачно распилена, видны прямые септы (перегородки), вторая же сильно деформирована. После знакомства со строением и образом жизни наутилуса логично перейти к его вымершему родственнику - аммониту. Спиральная раковина «местного» аммонита маленькая, примерно 25 мм в диаметре, но на спиле чётко видны камеры со сложногофрированными септами. Заканчиваем мы работу с этой станцией палеонтологической загадкой. Крупная, более 10 см длиной, прямая септирован-ная раковина может принадлежать двум разным головоногим моллюскам. Это может быть наружная раковина ортоцераса, либо внутренняя раковина аулакоцераса (архаичного белемнита). Несмотря на то, что спил раковины выглядит очень эффектно, для научного определения этого недостаточно. Хотя ортоцерасы считаются вымершими в конце триаса, а возраст данного облицовочного камня - нижнеюрский, в принципе нет ничего невероятного в том, что это может быть ортоцерас. Науке известны случаи, когда животные, считавшиеся вымершими в определённое время, были обнаружены в породах более позднего возраста и даже в современной биосфере (т. н. «эффект Лазаря»). Такие палеонтологические загадки способствуют пониманию того, что даже в науке не всегда возможен однозначный результат, что наука - это непрерывный поиск, а не набор готовых ответов на вопросы.

Специально к открытию выставочного проекта была выпущена книга «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция - "Юрский период"» [7]. Книга содержит описания основных групп животных, встречающихся в облицовочном камне, фотографии их представителей (как вымерших, так и ныне живущих) из фондов музея, авторские графические и скульптурные реконструкции. Актуальность издания не ограничена сроком существования выставки. Книга может послужить путеводителем в поисках окаменелостей в московском метрополитене. Её также можно использовать в качестве учебного пособия для доклада, реферата или школьной проектно-исследо-вательской работы.

Другой вариант работы на той же выставке - игра «На метро к древним морям» [8]. Участники получают задание, в котором надо соединить линиями пары: изображение окаменелости в метро и изображение морского обитателя, которому принадлежит этот остаток (рис. 6). Помогают в определении цветные фотографии остатков древних животных в облицовке станций метро с разложенными на них окаменело-

[ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ш ■ — >1 - - - I БИОЛОГИЧЕСКИЙ

наиди пару '

Соедини линиями пары и напиши, кто это. „,алаягр^имая, 15

8 (499) 252-36-81 www.gbmt.ru

Рис. 6. Пример игрового задания.

стями. Участники могут взять их в руки, приложить к рисунку животного. Игра сопровождается комментариями специалиста о морских животных, древних и современных. При желании участники могут выполнить и другие задания: найти ныне живущих родственников вымерших животных, разгадать тематический кроссворд, исключить окаменелости, не характерные для породы морского происхождения. Для самых маленьких сделана раскраска. Эту игру мы проводили как на выставке, так и на партнёрских площадках и планируем использовать в дальнейшей работе музея (рис. 7).

Рис. 7. Работа с посетителями выставки.

Экспозиция была включена в программу мероприятий музея в 2016-2017 гг. В частности, она активно использовалась в программе выходных «Семья в музее», на праздниках «День занимательной геологии», «День науки» и «Динозавры и все-все-все» для семейной аудитории; на общегородских акциях «Ночь в музее» и «Ночь искусств» (рис. 8).

В рамках выставочного проекта впервые в практике музея были организованы воскресные курсы лекций. Доктор геолого-минералогических наук Е.М. Тесакова (геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) подготовила для школьников два курса по восемь лекций каждый: «Удивительная микропалеонтология» и «Эволюция древних экосистем: история проб и ошибок». Общая посещаемость курсов составила 209 человек.

Выставка стала площадкой для встреч специалистов. В рамках проекта проведён круглый стол «Листая каменную книгу», посвящённый современным проблемам палеонтологии, в котором приняли участие сотрудники Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Геологического института РАН. А также организован семинар «Происхождение и эволюция моллюсков», на котором в качестве главного докладчика выступил доктор биологических наук, замдиректора по научной работе ПИН РАН П.Ю. Пархаев.

Рис. 8. Посетители на выставке.

Проект представлен широкой аудитории на Форуме «Культура Москвы» в 2016 и 2017 гг., «Интермузее - 2016», Ярмарке мастеров, Фестивале увлекательной науки в Филипповской школе (2016), Фестивале «Московская весна - 2016», книжном фестивале «Красная площадь» (2016), Дне науки в библиотеке им. Н. Островского (2017); на семи конференциях и круглых столах.

Этот выставочный проект можно реализовать и в других естественнонаучных музеях, чьи фонды содержат палеонтологические и минералогические коллекции. Осуществление подобной экспозиции было бы желательным на территории Народного музея московского метрополитена (станция метро «Спортивная», южный вестибюль), а также в Центре профориентации, обучения и развития персонала (станция метро «Выставочная»). Проект может иметь продолжение в выставочных витринах на платформе станции «Воробьёвы горы».

ЛИТЕРАТУРА

1. Зверев В.С. Метро Московское. Серия: Московский путеводитель. М.: Алгоритм, 2008.

272 с.

2. Пахневич А.В., Чегодаев А.E. Всё о динозаврах. М.: АСТ. Астрель, 2001. 352 с.

3. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. М.: НЦ ЭНАС, 2002. 288 с.

4. Антипушина Ж.А., Шпинёв Е.С. Поиск окаменелостей в метро: палео-квест «Следующая станция — юрский период» от Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева // Кремль - детям. IX Всероссийский фестиваль. Тез. докл. М.: Новосибирский издательский дом, 2016. С. 10.

5. Куликова М.В., Антипушина Ж.А., Шпинёв Е.С. Музейная история немузейных объектов // Материалы Х Всерос. научно-практич. конф. Ассоциации естественно-исторических музеев РФ «Место и роль естественно-научных музеев в современном обществе». 19-21.10.2016. М.: ГДМ, 2016. С. 110-111.

6. Антипушина Ж.А., Куликова М.В., Шпинёв Е.С. Море, мрамор и метро // Пульс природы, 2016. № 3. С. 10-11.

7. Куликова М.В., Наугольных С.В., Антипушина Ж.А., Шпинёв Е.С. Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - «Юрский период». М: Акварель, 2016. 72 с.

8. Атрощенко М.М., Антипушина Ж.А. Как расширить аудиторию выставки: работа с посетителями // Тезисы Всерос. научно-практич. конф. «Выставки. Выбор музея или ответ на запрос посетителя?» к 95-летию музея. 24-26.04.2017. М., 2017. С. 9-10.

REFERENCES

1. Zverev V.S. The Moscow Metro. (Series: The Moscow guide). 272 p. (Moscow: Algoritm, 2008) (in Russian).

2. Pakhnevich A.V., Chegodaev F.E. All about dinosaurs. 352 p. (Moscow: ACT. Astrel, 2001) (in Russian).

3. Babenko V.G., Zaitceva E.U., Pakhnevich A.V., Savinov I. A. Biology: Materials for lessons-excursions. 288 p. (Moscow: NC ENAS, 2002) (in Russian).

4. Antipushina Zh.A., Shpinev E.S. Looking for fossils in Moscow metro: paleo-quest «Next station is the Jurassic» by the State Biology Museum named after K.A. Timiryazev. The Kremlin - for children. IX Russian festival. Abstracts. P. 10. (Moscow: Novosibirskiy izdatelskiy dom, 2016) (in Russian).

5. Kulikova M.V., Antipushina Zh.A., Shpinev E.S. Museum history of non-museum objects. Proceedings of the X Russian Scientific and Practical Conference of the Association of Natural History Museums RF «Place and role of natural history museums in modern society» (19-21.10.2016). P. 110-111 (Moscow: GDM, 2016) (in Russian).

6. Antipushina Zh.A., Kulikova M.V., Shpinev E.S. Sea, marble and metro. Puls prirody. 2016. №3. P. 10-11. (in Russian).

7. Kulikova M.V., Naugolnych S.V., Antipushina Zh.A., Shpinev E.S. Attention, the doors are closing. Next station is the Jurassic. 72 p. (Moscow: Aquarel, 2016) (in Russian).

8. Atroshchenko M.M., Antipushina Zh.A. How to expand the exhibition's audience: work with visitors. Abstracts of Russian Scientific and Practical Conference «Exhibition. A museum's choice or a response to a visitor's request?» to the 95th anniversary of the museum (24-26.04.2017). P. 9-10. (Moscow, 2017) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.