Научная статья на тему 'Музей естественно-научного профиля в духовной жизни общества'

Музей естественно-научного профиля в духовной жизни общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2151
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ МУЗЕЙ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE / EDUCATION / TEACHING / CULTUROLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюкина Анна Иосифовна

Статья раскрывает место естественно-научных музеев в духовной жизни общества и роль педагогической культурологии в совершенствовании методики их просветительной, образовательной и воспитательной деятельности. Особое внимание уделяется успешному опыту Дарвиновского музея по использованию интерактивных методик вовлечения детей и подростков в постижение мира природы и ее обитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Museum of Natural Science in Spiritual Profile of Society

The article examines the activities of museums in the natural sciences, the crucial problem of preservation of the environment and environmental education. It focuses on the relevance of the use of pedagogical principles of Culturology, which promotes the social and pedagogical breakthrough in the perception of the objective of educational and training opportunities of the museum institutions. Wrongly regarded as an episodic museum education institution, it can fully assume the functions of the center of moral aesthetic and environmental education, social institution of historical consciousness formation. Modern museum can provide a relative completeness of the educational influence to involve visitors in historic dialogue that promotes mainstream of cultural and social creativity. It is crucial that the organization of the museum and educational process is not a substitute, but a complement to school; it deepens students’ knowledge, increases their interest in learning. Involving students in socially and personally meaningful, science intensive and at the same time interesting teaching cognitive and constructive and creative activities, the museum provides students with a link to life, stimulates the formation of their moral, civic and creative qualities, improves the overall culture of the population, success of continuing education, tourism development, greater attention to the preservation of national cultural heritage and formation of the historical memory of the people’s demand to actualized museum institutions as important centers of intellectual life, having made them the subject of public and scientific attention.

Текст научной работы на тему «Музей естественно-научного профиля в духовной жизни общества»

низации партии социалистов-революционеров в начале ХХ века // Документ как социокультурный феномен. - Томск, 2010. - С. 404-409; Макарчук С. В. Революционный экстремизм на Урале в начале ХХ века // Социально-правовые, гендерные и политические аспекты противодействия экстремистской деятельности. -Кемерово, 2011. - С. 107-113.

11. НАРТ. - Ф. 199. - Оп. 1. - Д. 560, 758, 1070, 1286, 1483.

12. Политические деятели России 1917: биограф. слов. - М., 1993. - С. 259-260; Деятели СССР и революционного движения России: энцикл. слов. «Гранат». - Репринт. изд. - М., 1989. - С. 120-133.

13. См. подробнее: Макарчук С. В. Совершенствование специальных форм внутренней государственной охраны в Сибири. 1907 года - февраль 1917 года // Из истории спецслужб Бурятии. - Улан-Удэ, 1997. - С. 16-19.

14. ЦГА ИПД РТ. - Ф. 51. - Оп. 9. - Д. 213.

15. ЦГАСО. - Ф. 468. - Оп. 1. - Д. 1238, 2345, 2488.

References

1. GAKirO. - F. 714. - Op. 1. - D. 1290.

2. GAKirO. - F. 714. - Op. 1. - D. 1199.

3. GAKirO. - F. 714. - Op. 1. - D. 1278.

4. GAKirO. - F. 714. - Op. 1. - D. 1295.

5. GAKirO. - F. 714. - Op. 1. - D. 1356.

6. GAKirO. - F. 714. - Op. 1. - D. 1072.

7. GASO. - F. 51. - Op. 1. - D. 10, 66, 141.

8. GASvO. - F. 184. - Op. 1. - D. 55.

9. GASPIKO. - F. 6810. - Op. 1. - D. 19.

10. Makarchuk S. V. Dokumenty o social-demokraticheskom dvizhenii v Sibiri nachala ХХ veke v arhivah Urala // Zhizn'v istorii. K 100-letiju so dnja rozhdenija I. M. Razgona. - Tomsk, 2006. - S. 352-361; Makarchuk S. V. Dokumenty Gosudarstvennogo arhiva Permskogo kraja kak istochnik izuchenija Tjumenskoj organizacii partii social-istov-revoljucionerov v nachale XX veka // Dokument kak sociokul'turnyj fenomen. - Tomsk, 2010. - S. 404-409; Makarchuk S. V. Revoljucionnyj ekstremizm na Urale v nachale XX veka // Social'no-pravovye, gendernye i politicheskie aspekty protivodejstvija ekstremistskoj dejatel'nosti. Kemerovo, 2011. - S. 107-113.

11. NART. - F. 199. - Op. 1. - D. 560, 758, 1070, 1286, 1483.

12. Politicheskie dejateli Rossii 1917: Biograf. slov. - M., 1993. - S. 259-260; Dejateli SSSR i revoljucionnogo dvizhenija Rossii: encikloped. slov. "Granat". - Reprint. izd. - M., 1989. - S. 120-133.

13. Sm. podrobnee: Makarchuk S. V. Sovershenstvovanie special'nyh form vnutrennej gosudarstvennoj ohrany v Sibiri. 1907 god - fevral' 1917 goda // Iz istorii specsluzhb Burjatii. - Ulan-Udje, 1997. - S. 16-19.

14. CGA IPD RT. - F. 51. - Op. 9. - D. 213.

15. CGASO. - F. 468. - Op. 1. - D. 1238, 2345, 2488.

УДК 008

МУЗЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Клюкина А. И., кандидат культурологии, директор Московского Дарвиновского музея, президент Ассоциации музеев естественно-научного профиля (г. Москва). E-mail: [email protected]

Статья раскрывает место естественно-научных музеев в духовной жизни общества и роль педагогической культурологии в совершенствовании методики их просветительной, образовательной и воспитательной деятельности.

Особое внимание уделяется успешному опыту Дарвиновского музея по использованию интерактивных методик вовлечения детей и подростков в постижение мира природы и ее обитателей.

Ключевые слова: естественно-научный музей, просвещение, образование, воспитание, педагогическая культурология.

THE MUSEUM OF NATURAL SCIENCE IN SPIRITUAL PROFILE OF SOCIETY

Klyukina A. l., Candidate of Culturology, Director of Darwin Moscow Museum, President of Association of Museums in Natural Sciences (Moscow). E-mail: [email protected]

The article examines the activities of museums in the natural sciences, the crucial problem of preservation of the environment and environmental education. It focuses on the relevance of the use of pedagogical principles of Culturology, which promotes the social and pedagogical breakthrough in the perception of the objective of educational and training opportunities of the museum institutions. Wrongly regarded as an episodic museum education institution, it can fully assume the functions of the center of moral aesthetic and environmental education, social institution of historical consciousness formation.

Modern museum can provide a relative completeness of the educational influence to involve visitors in historic dialogue that promotes mainstream of cultural and social creativity. It is crucial that the organization of the museum and educational process is not a substitute, but a complement to school; it deepens students' knowledge, increases their interest in learning. Involving students in socially and personally meaningful, science intensive and at the same time interesting teaching cognitive and constructive and creative activities, the museum provides students with a link to life, stimulates the formation of their moral, civic and creative qualities, improves the overall culture of the population, success of continuing education, tourism development, greater attention to the preservation of national cultural heritage and formation of the historical memory of the people's demand to actualized museum institutions as important centers of intellectual life, having made them the subject of public and scientific attention.

Keywords: culture, education, education, education, teaching, culturology.

В Российской Федерации функционируют более двух тысяч государственных и тысячи ведомственных, частных и иных музейных учреждений, которые играют огромную роль в сохранении национального достояния, формировании исторического сознания и духовно нравственном воспитании населения. Однако культуроохрани-тельный, культуротворческий и культуросози-дающий потенциал музейных учреждений ныне далеко не исчерпан. Обладая уникальными образовательными и воспитательными возможностями, музеи, как правило, ограничиваются лишь эпизодическим просветительным воздействием на посетителей. У значительной части населения, даже в крупных культурных центрах, не выработана потребность стабильного использования музейных учреждений как неотъемлемого элемента духовной жизни. Реализация принципов музейной педагогики часто носит характер механического перенесения в сферу свободного времени.

Представленные в экспозициях музеев ценности истории и культуры несут не только фактологическую, но и эмоциональную информацию, которую нельзя воспринимать как таблицу умножения или формулы точных наук. Они восприни-

маются умом и сердцем, строятся на принципах единства информационно-логического и эмоционально образного. Методика этого воздействия обоснована в педагогической культурологии и это, естественно, предопределяет ее использование в музейном деле. Особо важно это для музеев естественно-научного профиля, где посетители встречаются с ценностями природной среды, с закономерностями становления и развития флоры и фауны, с историей возникновения человеческого сообщества.

Формированием культуры окружающего мира занимаются все музеи, но в первую очередь эту задачу призваны решать музеи естественнонаучного профиля, которые изначально создавались именно для этой цели. Решая в целом единые задачи, естественно-научные музеи существенно разнятся по целям, материальной базе, особенностям экспозиций, содержанию и формам научно-просветительной деятельности. Представляя разные формы собственности, разные виды организации своего функционирования и не имея единого органа управления, естественно-научные музеи веками оставались вне комплексного научного осмысления и методического руковод-

ства. Все это привело к тому, что к концу ХХ века в России не оказалось директивных документов и обобщающих публикаций, которые давали бы четкое представление об этом направлении музейного дела.

Преодолеть противоречие между реальной и, безусловно, конструктивной ролью музеев естественно-научного профиля в духовной жизни страны и ее научным осмыслением стало возможным лишь после 1996 года, когда при Государственном Дарвиновском музее была создана Ассоциация естественно-научных музеев России, позволившая объединить их коллективы и получить необходимую информацию. Анализ поступивших из 424 музеев естественно-научного профиля статистических данных, справок; сведений по материальной базе, штатном составе, музейном фонде, действующих экспозициях, содержании и формах научно-исследовательской, выставочной и просветительной деятельности; материалов о связях музея с учреждениями социально-культурной сферы и других документов позволил прийти к ряду принципиально важных выводов.

Исследование дало возможность определить общее и специфическое в их деятельности, воссоздать хронологию образования этих музеев, увидев в этом и ряд оригинальных фактов. Оно без сомнения подтвердило, что отбор, атрибуция, реставрация, хранение, экспозиция и просветительная деятельность здесь осуществляется на единых общемузейных принципах. Однако, при всем этом, музеи естественно-научного профиля проявили и ряд существенных особенностей.

Во-первых, в отличие от художественных или иных музеев, основанных на результатах рукотворного творчества, они базируются на использовании естественной природной среды, на раскрытии ее несметных богатств и воспитании у посетителей глубокого уважения к природе, на формировании у людей осознанной потребности сохранять ее и для современников, и для потомков.

Во-вторых, если не считать за начало системы российских музеев Оружейную палату в Кремле или эпизодические выставки, то начало им как публичным центрам историко-культурного, нравственно-эстетического и научно-образовательного просвещения и воспитания положили именно музеи естественно-научного профиля.

В-третьих, эти музеи изначально носили педагогический, воспитательный характер, решали задачи иллюстрации достижений науки о природной среде, выступали как институты дополнительного образования.

В-четвертых, когда проблемы экологии приобрели характер сохранения жизни на земле, естественно-научные музеи оказались в центре решения самой актуальной глобальной проблемы и это, естественно, способствует осознанию их социальной значимости.

К характеристике конструктивных особенностей естественно-научных музеев правомерно добавить, что многие из них, являясь детищем крупных ученых, под их руководством приняли на себя ответственные функции пропаганды и дальнейшего развития определенных направлений отечественной и мировой науки, послужили базой совершенствования практики. Совокупный опыт свидетельствует, что музеи естественнонаучного профиля всегда были на острие решения стержневых социальных проблем. К примеру, настоятельная потребность России в освоении своих восточных территорий, предопределила опережающее развитие таких музеев в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь они внесли огромный вклад в раскрытие природного богатства этих краев.

Культурное наследие - категория историческая. Памятники природной среды, истории и культуры, отраженные в естественно-научных музеях, приобретают особую значимость, если учесть, что специфика человеческого мышления проявляется в том, что оно не может воспроизвести историю вне учета знаний, накопленных многовековым опытом, одной из форм выражения которого являют собой экспонаты музеев, воспроизводящих процесс становления и развития природной среды. Анализ сущности и функций естественно-научных музеев дал возможность углубить разработку актуальных методологических проблем современного музееведения, позволил воспроизвести во всей конкретности и хронологической последовательности генезис каждого из 424 музеев естественно-научного профиля, процесс их становления и развития; определить реальное место, которое они занимают в социально-культурной среде, в системе экологического воспитания, в помощи учебным заведениям, выражающейся в обеспечении наглядности изучения естествознания.

Важнейшая особенность воздействия экспозиции естественно-научного музея проявляется в том, что она захватывает человека целиком, активизирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание и эмоциональную сферу, а это составляет предмет принятых нами на вооружение принципов педагогической культурологии.

Особую роль в организации, методике и осуществлении этого комплексного исследования сыграл Государственный Дарвиновский музей, интегрировавший в себе трехвековой опыт деятельности музеев естественно-научного профиля, продемонстрировавший способность высокоэффективно решать задачи экологического воспитания и умело использовать интерактивные методы преобразования посетителей из объектов просветительного воздействия в субъекты сохранения природной среды. Он стал признанным центром естественно-научного музееведения, объединившим вокруг себя специалистов 424 музеев естественно-научного профиля.

Обобщение данных о материальной базе и направленности деятельности существующих в стране музеев естественнонаучного профиля дало возможность их классифицировать и вычленить антропологические, геолого-минералогические, зоологические, ботанические, биологические, анатомические, палеонтологические, почвоведческие, медицинские, сельскохозяйственные, экологические музеи, зоопарки; музеи моря, леса, охоты и рыболовства, региональной природы; музеи-заповедники, мемориальные музеи выдающихся естествоиспытателей; музеи общего естественно-научного профиля, отделы природы историко-краеведческих музеев. Границы между этими музеями весьма подвижны. По сути, их названия, в первую очередь, отразили лишь ведущую сферу деятельности, и строить типологию музея лишь по его названию оказалось невозможным. В этих условиях более точным представилось типологизировать их по ведомственному принципу. Это дало возможность выделить:

- государственные и академические музеи естественно-научного профиля;

- региональные историко-краеведческие музеи с отделами природы;

- университетские естественно-научные музеи;

- эколого-просветительные музеи учебных заведений и культурно-просветительных учреждений и объединений;

- ведомственные музеи естественно-научного профиля;

- частные музеи оригинальных образцов природной среды.

Естественно-научные музеи XXI века продолжают свою деятельность по отбору, атрибуции и экспонированию ценностей природной среды. Однако на новом этапе их развития возникли новые задачи, которые связаны с преодолением ограниченности музейных функций лишь проблемами просвещения. Жизнь убедительно показала, что, используя современные технические возможности и новые педагогические технологии, он может решать и образовательные задачи, способен вовлечь посетителей в социально-культурное творчество, в процессе которого знания об окружающей среде могут перерасти в экологические убеждения, в принципы и нормы поведения. Наибольшего успеха в этом, в частности, добился Государственный Дарвиновский музей, который включился в образовательную систему г. Москвы и принял на себя функции дополнительного образования в области экологической культуры. Результатом творческого сотрудничества коллектива научных сотрудников музея с дошкольными учреждениями, учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и экологическими движениями стало внедрение в практику дифференцированных на разные группы населения образовательных программ. Важнейшая особенность этих программ проявляется в том, что они не повторяют дидактические основы обучения, а строятся на вытекающих из педагогической культурологии принципах сотворчества экскурсовода и посетителей.

Государственный Дарвиновский музей начала XXI века стал неотъемлемым компонентом системы образования. Однако методология и методика музейного дела категорически отвергает механическое перенесение методов школьной дидактики на усвоение содержания музейной экспозиции. В школе действует принцип «не хочешь - заставлю», в музее все строится на интересе, на полной свободе выбора, на абсолютном праве посетителя воспринимать только то, что тебе интересно.

Опыт Дарвиновского, равно как и многих других музеев, свидетельствует, что сегодня неправомерно ограничивать этот центр духовной жизни лишь просветительскими функциями. Более того, многолетние исследования, проводимые в Дарвиновском музее, дополненные анализом передового опыта ряда музейных учреждений России, позволяют утверждать, что музей XXI века нельзя более рассматривать как объект одноразового посещения. Сегодня есть все основания утверждать, что музей способен обеспечить не эпизодическое, а стабильное воздействие на посетителей и в отношении ее определенной части добиться относительной завершенности педагогического процесса, чтобы просвещение было дополнено включением посетителей в социально-культурное творчество, в процессе которого полученные на экскурсии историко-культурные знания преобразуются в нравственно-эстетические убеждения, нормы и принципы жизнедеятельности. Если вчера деятельность музея ограничивалась субъект-объектным воздействием, то сегодня сюда пришла педагогика сотворчества, основанная на субъект-субъектных отношениях, в рамках которых посетитель творит наряду с экскурсоводом или научным сотрудником.

За 15 лет обобщения опыта становления и функционирования 424 естественно-научных музеев и 20 лет опытно-экспериментальной деятельности в Государственном Дарвиновском музее исследование охватило широкий круг проблем -от научной характеристики каждого функционирующего в России музея такого профиля и периодизации их становления до выявления ведущих тенденций их дальнейшего развития. Однако стержнем научного поиска всегда оставалось определение путей и средств реализации их культуросозидающего потенциала, обоснование механизма приведения содержания и форм музейной деятельности в соответствие с требованиями преобразования посетителей из объектов эколого-просветительного воздействия в субъектов активного движения за утверждение экологической культуры.

На примере лучших музеев и, в первую очередь, Государственного Дарвиновского музея исследование убедительно доказало, что:

- использование информационных технологий XXI века, дополненных присущими педагогической культурологии средствами в органи-

зации музейного пространства и музейных экспозиций существенно повышают интерес к музею, создают условия, порождающие у взрослых и детей потребность вернуться сюда еще и еще раз, способствуют преодолению ограниченности воздействия музея на случайных, эпизодических посетителей;

- широкое внедрение интерактивных методов вовлечения людей в социально-культурное творчество способствует пробуждению их креативности;

- функционирование на базе музея системы дополнительного образования, клубов по интересам и иных социально-культурных объединений дает возможность обеспечить относительную завершенность воспитательного воздействия, подкрепить методы просвещения методами включения людей в культуросозидательную деятельность, в процессе которой знания о природной среде преобразуются в эколого-нравственные убеждения, в нормы и принципы социальной деятельности, направленной на сохранение природы и формирование экологической культуры как качества личности. Все это позволяет видеть в естественнонаучных музеях не только институт пропаганды ценностей природы, но и открытую социально-педагогическую систему, способную успешно решать задачи формирования гармонично развитой личности информационного общества.

Становление и развитие музеев России свидетельствует, что основой их функционирования всегда выступала взаимосвязь научно-исследовательской, собирательно-атрибутивной, реставрационно-хранительной, художественно-экспозиционной и культурно-просветительной деятельности.

В рамках этого единства можно более четко сформулировать функции российских музеев, в первую очередь, вычленив их:

- информационно-интегративную функцию, позволяющую, реализуя принцип диалога культур, в обобщенной, логически выстроенной форме представить совокупность определенных ценностей истории и культуры;

- хранительную функцию, обеспечивающую сохранность музейных раритетов и возможность передачи их из поколения в поколение;

- образовательно-развивающую функцию, реализующую возможность использовать музей-

ные ценности для познания достижений отечественной и мировой истории и культуры;

- преобразовательно-созидающую функцию, способствующую решению кардинальной задачи нравственно-эстетического воспитания преобразованию объекта информационно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.

Использование принципов педагогической культурологии способствовало социально-педагогическому прорыву в восприятии объективных образовательных и воспитательных возможностей музейных учреждений. Жизнь убедительно показала, что музей XXI века неправомерно рассматривать лишь как учреждения эпизодического просвещения, он в полной мере может принять на себя функции центра нравственно-эстетического и экологического воспитания, социального института формирования исторического сознания. Оно доказало, что современный музей может обеспечить относительную завершенность воспитательного воздействия, вовлечь посетителей в систематическое общение с ценностями истории и культуры, преобразовать их из объекта просветительного воздействия в субъект культуры и социального творчества.

Значительным результатом опытно-экспериментальной деятельности по преодолению эпизодичности и фрагментарности музейного воздействия стало подтверждение гипотезы о возможности обеспечить стабильное и целенаправленное влияние на разные группы населения, и в первую очередь детей и подростков, о способности музея эффективно включиться в реализацию Федеральных государственных образовательных стандар-

тов общего образования. Принципиально важно, что организация музейно-образовательного процесса не подменяет, а дополняет школу; углубляет знания учащихся, повышает их интерес к учебе. Вовлекая их в социально и личностно значимую, наукоемкую и в то же время интересную учебно-познавательную и созидательно-творческую деятельность, музей обеспечивает связь учащихся с жизнью, стимулирует процесс формирования их нравственных, гражданских и креативных качеств.

Реализация технологий педагогической культурологии в Дарвиновском музее позволила превращать посетителя из пассивного созерцателя в активного исследователя. Эту же функцию выполняют многочисленные мультимедийные интерактивные программы, размещенные в компьютерах, установленных во всех экспозиционных залах и компьютерные программы в мультимедийном центре Эко-Москва, который устроен в одном из экспозиционных залов.

Повышение общей культуры населения, успехи непрерывного образования, развитие туризма, усиление внимания к сохранению национально-культурного наследия и формированию исторической памяти актуализировало востребованность музейных учреждений как важных центров духовной жизни общества, сделало их предметом общественного и научного внимания. Музеи естественно-научного профиля доказали, что они составляют ныне научно-просветительные центры, которые успешно служат делу духовно-нравственного воспитания населения и обладают достаточным потенциалом для дальнейшего совершенствования этой деятельности.

Литература

1. Антонова И. А. Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, 1898-1998: к столетию со дня основания музея. - М.: Изобраз. искусство, 1998. - 420 с.

2. Ариарский М. А. Педагогическая культурология: в 2 т. - СПб.: Концерт, 2012. - Т. I. - 448 с.; т. II. - 400 с.

3. Артёмов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. - СПб.: ГМ ПИР, 1999. - 200 с.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ - 1990. - 367 с.

5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2004. - 300 с.

6. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века: в 2 ч. - СПб.: СПбГУКИ, 2001. - Ч.1. - 164 с.; ч. 2. - 244 с.

7. Грусман В. М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05. - СПб., 2007. - 386 с.

8. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

9. Клюкина А. И. Естественно-научные музеи в духовной жизни России. - СПб.: Концерт, 2009. - 298 с.

10. Нагорский Н. В. Музей в духовной жизни общества. - СПб., 2004. - 432 с.

11. Хейзинга И. Использование игрового элемента в культуре. - М.: Прогресс, 1995. - 396 с.

12. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. - М.: Рус. слово - РС, 2003. - 536 с.

13. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности. - М.: МГУКИ, 2004. -264 с.

14. Chengmin Huang. How to balance the Relationship between Scientific and interesting in Setting up of the Natural History Museum / Collection of International NHM Directors' Forum. - Shanghai, 2010. - Р. 90-100.

15. Klukina A. La historia de la creación de la exposición en el Museo Darwin // Darwin in memoriam: Las teorías de la evolución hoy. - Seminario. T. I. - Universidad Internacional Menédez Pelayo, Valencia, 2008. - P. 73-79.

References

1. Antonova I. A. Gosudarstvennyj muzej izobrazitel'nogo iskusstva im. A. S. Pushkina, 1898-1998: k stoletiju so dnja osnovanija muzeja. - M.: Izobraz. iskusstvo, 1998. - 420 s.

2. Ariarskij M. A. Pedagogicheskaja kul'turologija: v 2 t. - SPb.: Koncert, 2012. - T. I. - 448 s.; T. II - 400 s.

3. Artjomov E. G. Muzejno-pedagogicheskaja tehnologija. - SPb.: GM PIR, 1999. - 200 s.

4. Asmolov A. G. Psihologija lichnosti. - M.: MGU. - 1990. - 367 s.

5. Bordovskaja N. V., Rean A. A. - SPb.: Piter, 2004. - 300 s.

6. Grickevich V. P. Istorija muzejnogo dela do konca XVIII veka: v 2 ch. - SPb.: SPbGUKI, 2001. - Ch.1. - 164 s.; Ch. 2. - 244 s.

7. Grusman V. M. Muzej v sisteme formirovanija nacional'no-gosudarstvennoj idei: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.05. -SPb., 2007. - 386 s.

8. Kagan M. S. Filosofija kul'tury. - SPb.: Petropolis, 1996. - 416 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kljukina A. I. Estestvennonauchnye muzei v duhovnoj zhizni Rossii. - SPb.: Koncert, 2009. - 298 s.

10. Nagorskij N. V. Muzej v duhovnoj zhizni obshchestva. - SPb., 2004. - 432 s.

11. Hejzinga I. Ispol'zovanie igrovogo elementa v kul'ture. - M.: Progress, 1995. - 396 s.

12. Jureneva T. Ju. Muzej v mirovoj kul'ture. - M.: Rus. slovo - RS, 2003. - 536 s.

13. Jaroshenko N. N. Pedagogicheskie paradigmy social'no-kul'turnoj dejatel'nosti. - M.: MGUKI, 2004. - 264 s.

14. Chengmin Huang. How to balance the Relationship between Scientific and interesting in Setting up of the Natural History Museum / Collection of International NHM Directors' Forum. - Shanghai, 2010. - P. 90-100.

15. Klukina A. La historia de la creación de la exposición en el Museo Darwin // Darwin in memoriam: Las teorías de la evolución hoy. - Seminario. T. I. - Universidad Internacional Menédez Pelayo, Valencia, 2008. - P. 73-79.

УДК 008

НАРОДНАЯ ИКОНА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В МУЗЕЕ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗЕМЛЕ КУЗНЕЦКОЙ

Алексеева Л. С., аспирантка, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, заведующая Музеем истории православия на земле Кузнецкой, религиозная организация «Кемеровская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат)» (г. Кемерово). E-mail: [email protected]

Оленич Л. В., доцент кафедры теории и истории искусства, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, искусствовед, член Союза художников России (г. Кемерово). E-mail: [email protected]

Музеи - одна из ключевых структур в деле развития общества. Они не только собирают и хранят музейные предметы, но также занимаются их изучением и презентацией. Эту же цель преследуют и создаваемые и воссоздаваемые церковные музеи. На примере иконного фонда епархиального Музея истории православия на земле Кузнецкой в статье рассмотрены и проанализированы произведения, в которых ясно проявляются черты этнокультурных изобразительных традиций.

Ключевые слова: церковный музей, экспозиция, научно-исследовательская деятельность музея, народная икона, красота, традиция, роскошь, канон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.