УДК 069
Н. В. Буров
Современный музей: от просветительства к образовательно-воспитательной деятельности современного музея
Статья обобщает итоги длившегося более сорока лет теоретико-эмпирического исследования в музейном комплексе «Исаакиевский собор», которое позволило доказать, что музей XXI в. - это не только и не столько собрание ценностей истории и культуры, сколько центр духовной жизни общества, оказывающий конструктивное воздействие на его развитие. Исследование показало, что современный музей не должен ограничиваться просвещением посетителей, но способен принять на себя систему образовательно-воспитательной деятельности, вовлекать разные группы населения в мир культуры и социально-культурного творчества.
Ключевые слова: музей, просвещение, образование, воспитание, духовное развитие.
N. V. Burov
Modern museum: from enlightenment to an educational activity
In the article results of theoretic-empirical research lasted more than forty years in «Isaakievsky cathedral» museum are generalized. The XXI century museum is not only a storage of objects of history and culture, but also a center of cultural life of the society, influencing constructively on its development. The modern museum shouldn't be limited to enlightening its visitors, but is capable to create a system of educational activity, to involve various groups of people in the world of culture and socio-cultural creativity.
Keywords: museum, enlightening, education, socio-cultural development
В отечественной и мировой педагогике было немало исследований, которые длились многие годы и решали комплексные проблемы просвещения, образования и воспитания. Но лишь единичные среди них осуществлялись в течение более сорока лет и пытались разрешить стержневые проблемы целой отрасли духовной жизни.
Речь идет о социально-педагогическом исследовании, начатом коллективом Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в 1968 г., целью которого было выявить объективные возможности внедрения методов художественной пропаганды в просветительную деятельность, обосновать культуросозидающие функции музеев и принципы их функционирования в качестве центров духовной жизни общества.
Исследовательскому коллективу удалось:
- раскрыть культуросозидающие функции музеев, проявляющиеся в изначально заложенной в них способности подняться над идеологическими, политическими, национальными и религиозно-конфессиональными ограничениями в отборе, реставрации и экспонировании ценностей истории и культуры, которые отражают общечеловеческие и национальные святыни, выдающиеся явления отечественной и мировой истории и становятся эффективным
средством нравственно-эстетического просвещения, историко-патриотического воспитания и социальной консолидации;
- выявить наиболее адекватные требованиям времени художественно-информационные функции музеев, обеспечивающие сохранение бесценных шедевров культурологической информации; непрерывность, последовательность и преемственность историко-культурных процессов;
- обосновать принципы функционирования современного музея как центра духовной жизни страны, региона, города, иной среды обитания, основанные на учете социально-культурных, организационно-правовых, экономико-управленческих и психолого-педагогических требований к отбору его экспозиций, профессиональным качествам экскурсоводов, программам социально-культурной деятельности; правовому, социально-экономическому и информационно-методическому обеспечению их реализации.
Результаты многолетней опытно-экспериментальной работы показали, что наиболее сложная проблема современного музея состоит в том, что, к сожалению, у большинства посетителей не выработана потребность общения с ценностями истории и культуры, нет необходимых навыков восприятия и обработки инфор-
мации, не сформированы умения оценки явлений и процессов в сфере духовной жизни.
В Российской Федерации ныне сложилась система музейных учреждений, которые практически охватывают все регионы страны, и каждое из них может и должно стать центром духовной жизни края, области, района. Музеи, как правило, сотрудничают со школой, но этот союз в большинстве случаев носит односторонний характер и строится лишь на обязательствах музея. Между тем, только школа в силу своей природы и уникальных возможностей может и должна подготовить учащегося к восприятию ценностей истории и культуры и, в частности тех, что сосредоточены в музеях. Все это, в свою очередь, диктует необходимость договорных, партнерских отношений между школой и музеем, где каждый социальный институт конкретизирует свое место и свои обязательства в системе нравственно-эстетического воспитания подрастающих поколений.
Научный анализ показал, что музей, ставящий перед собой воспитательные цели и стремящийся достичь в этом определенного успеха, не может быть изолированным от существующей культурной среды. Ему необходимо интегрироваться в региональную систему просвещения, образования и воспитания, обеспечить конструктивную и постоянную связь со средней и высшей школой, с учреждениями искусств и культурно-просветительной работы, с центрами туристского и оздоровительного досуга, и, в первую очередь, с семьями, которые играют ведущую роль в приобщении индивида к культуре.
Характерный для России начала XXI в. процесс научного осмысления культурного наследия потребовал существенного усиления педагогических функций музея, преимущество которых проявляется в опоре на реальные исторические факты и способность утверждать у разных групп населения объективную и логически обоснованную точку зрения на те или иные исторические события, формировать историческое сознание.
В ходе диалога между музеем и посетителем сталкиваются различные концепции. Каждый его участник обладает определенным восприятием анализируемых проблем. В одном случае - это сложившиеся, научно обоснованные взгляды, в другом - проявлении интуиции, в третьем -ложное представление о сути и природе анали-
зируемого объекта. Совокупность этих разносторонних взглядов определяет специфическую среду музейного пространства, и именно в нем понятия «исторические факты», «исторические реалии», «преемственность», «историческое наследие» приобретают ту фактурность и достоверность, которых практически невозможно достичь в традиционном вербальном педагогическом процессе.
Современный музей можно рассматривать как открытую социально-педагогическую систему, которая:
- принимает на себя, наряду с традиционным отбором, атрибуцией, хранением и экспонированием ценностей истории и культуры, функции просвещения, образования и воспитания;
- строит свою деятельность на принципах педагогики сотворчества, опирающейся на механизм субъект-субъектных отношений музейных специалистов и посетителей; создает у последних эффект сопричастности к непреходящим ценностям цивилизации;
- представляется общедоступной для людей любого гражданства, пола, возраста, образования, социального положения и круга интересов;
- подчиняет содержание музейной деятельности формированию духовной культуры общества и его отдельных членов;
- взаимодействуя со школой и иными социальными институтами, общественными объединениями, малыми социальными группами и каждым конкретным человеком, становится уникальным механизмом социально-культурной коммуникации, которая способствует воспроизводству культуры, взаимодействию эпох и культурных общностей, развитию социальнокультурной активности;
- обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, не связанных с формализованными требованиями учебного заведения, а детерминированных интересами посетителей и их эмоциональным восприятием экспозиции;
- обеспечивает дифференцированный подход к музейной аудитории и отдельным ее представителям с учетом их половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и, в первую очередь, реально проявляемых интересов.
Новые требования к музейной деятельности были детерминированы формированием
креативно-информационной цивилизации. В научной и популярной литературе, как правило, подчеркивается информационная составляющая новой эпохи, решающая значимость для мирового сообщества информационной техники и информационных технологий. Однако не менее важным представляется человеческий фактор. Стержнем информационной цивилизации, при всем грандиозном и поразительном, на что способны технические достижения XXI в., остается человек. Но не просто существо высшего порядка, не пассивный исполнитель указаний сверху, а креативная личность, способная к эффективной творческой активности, умеющая во всем - от семейно-бытовых отношений до управления государством - принимать решения, проявлять ответственность за них и последовательно проводить их в жизнь.
Успешно функционировать в креативноинформационном обществе может только личность, способная постоянно творить в соответствии с требованиями времени. А это диктует необходимость научить человека следовать самым высоким критериям науки и техники, но в то же время удовлетворять идеалам гуманизма и красоты, сохранять все прекрасное, что за многие тысячелетия создано человеческим гением. Решать эту кардинальную задачу третьего тысячелетия призваны все социальные институты, значительное место в которых принадлежит современному музею.
Обращение музея к личности как ведущему звену формирующегося креативноинформационного общества и объективная потребность в наиболее полной реализации культуросозидающего потенциала человека вызвали насущную необходимость осуществить научное исследование, программа которого предусматривала:
1. Приведение содержания и форм просветительной, образовательной и воспитательной деятельности музеев в соответствие с требованиями формирования духовно развитой и креативной личности информационной цивилизации.
2. Установление стабильных и взаимообога-щающих связей с учреждениями, организациями и объединениями, входящими в социальнокультурную сферу региона; создание единой музейно-педагогической культурной среды.
3. Преодоление ситуативности и эпизодичности музейного воздействия посредством
стимулирования у разных групп населения потребности постоянного общения с ценностями истории и культуры; внедрения стабильных форм музейного просвещения; организации социально-культурных объединений, отражающих профиль музея; вовлечения школьников в изучение средствами и методами музейной деятельности учебных курсов, вытекающих из Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования.
4. Достижение относительной завершенности воспитательного процесса путем дополнения системы просвещения вовлечением посетителей в культурооохранительную, культуросозидательную и культуротворческую деятельность, способствующую преобразованию историко-культурных знаний в нравственно-эстетические убеждения, в духовные качества личности.
Разработка и реализация основ педагогической культурологии музейной деятельности как области научного знания и социальной практики закрепляяют достижения музейной педагогики и обеспечивают новое качество воспитательного воздействия посредством учета специфики музея как учреждения культуры, особенностей восприятия культурных явлений и процессов и синергетического эффекта интеграции педагогики и культурологии.
Обобщение новых явлений в совокупном опыте музеев России, изучение наиболее ярких достижений музейной практики за рубежом позволили проследить прогрессивное движение музеев от просветительства к образовательновоспитательной деятельности, сделали возможным осуществить прорыв в научном осмыслении сущности и природы музея.
Сегодня в музее создается не просто экспозиция, а образуется уникальная предметно-пространственная среда; ведется постоянный диалог с бесценными шедеврами прошлого и настоящего; обеспечивается максимальная доступность первичной информации, свобода выбора содержания и форм общения с экспонатами, представляющими интерес для общества, социальной группы или отдельной личности. В центре музейной экспозиции всегда находится подлинник истории и культуры, который приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное восприятие, одновременно воздействует на разум и чувства посетителей.
Информационные технологии и иные средства коммуникации XXI в. внесли существенный
вклад в совершенствование музейного дела: упростили, удешевили и ускорили отбор и атрибуцию ценностей истории и культуры, обеспечили новое качество их хранения и экспозиции. Музейно-экспозиционная деятельность стала самостоятельным и бурно развивающимся жанром научно-художественного творчества, опирающегося на средовой и арт-дизайн, обеспечивающего динамизм и многогранность образно-тематических композиций, сценографическое построение музейно-выставочной среды. Сегодня в музее широко используются театрализация, аранжировки цветосветовой гаммы, достижения оптики и акустики. Это создает уникальные возможности преобразования единого концептуально-художественного замысла в предметно-пространственную среду, в рамках которой синтезируется и распространяется визуальная, вербальная, электронная, символическая и иная историко-культурная и художественная информация.
Успехи музейного дела в России, Западной Европе, США, Японии и других регионах мира бесспорны. Однако формирующаяся креативно-информационная эпоха не позволяет останавливаться на достигнутом, выдвигает новые требования, заставляет решать все более сложные научно-исследовательские, экспозиционно-просветительные, коммуникационноорганизационные, художественно-творческие, образовательно-воспитательные, рекреативнодосуговые и иные задачи. В совершенствовании экспозиционной деятельности современный музей использует технику и технологии информационного общества, язык искусства XXI в., палитру художественно-выразительных средств воздействия на разум и чувства людей, внедряет интерактивные методики.
Одна из особенностей современного музея -расширение возрастных границ его посетителей. Еще в конце XX столетия некоторые музейные учреждения были не готовы работать с младшими школьниками, считая, что они не способны осмыслить сущность музейных экспозиций. Практика показала, что двери музея должны быть открыты для человека любого возраста, но при этом следует учитывать особенности содержания и методики воздействия на определенные группы посетителей. Можно только приветствовать музеи, где, следуя законам психологии, детям не только показывают экспозицию, но дают возможность
потрогать экспонаты или даже принять участие в их воссоздании.
Качественно новый этап - расширение социальной роли российских музеев, развитие их образовательно-воспитательных и социально-культурных функций, превращение в открытые социально-педагогические системы, центры духовной жизни региона. С 1970-х гг., когда в уставах музеев мира начала закрепляться образовательная функция и утверждаться музейная педагогика, сложилась система историко-культурного и, в первую очередь, художественного образования подрастающих поколений средствами музейной деятельности. Россия не только восприняла американский, японский и западноевропейский опыт музейной педагогики, но во многом обогатила его.
Особая роль в этом принадлежит Государственному Русскому музею, где Российский центр музейной педагогики и детского творчества под руководством профессора Б. А. Столярова создал, успешно апробировал и внедрил во всех регионах страны научно обоснованную программу вовлечения детей и подростков в духовный мир посредством интеграции традиционно-экскурсионных, художественно-образовательных и инновационно-интерактивных форм постижения ценностей истории и культуры.
Особо следует отметить новаторскую педагогику Государственного Дарвиновского музея, который реализовал оригинальную систему индивидуализации процесса изучения детьми и подростками истории живой природы. Адресность, простота, занимательность, «индивидуальные гиды» привлекают внимание школьников и, в дополнение к традиционным методикам, позволяют обеспечить обратную связь, проследить, как был усвоен материал.
Новая грань музейной деятельности, проявившаяся в Дарвиновском музее, свидетельствует о качественно новом уровне педагогического воздействия. Раньше музей был ориентирован, как правило, на просветительскую функцию. Музейная экскурсия предоставляла посетителям информацию, вызывала определенные чувства, воздействовала на разум и эмоциональную сферу. В Дарвиновском музее дети, подростки и в значительной степени их родители не ограничиваются эпизодической экскурсией. Придя сюда однажды, они испытывают потребность еще и еще раз «погрузиться»
в мир природы, попытаться раскрыть ее тайны. Педагогическое воздействие музея приобретает не эпизодический, а стабильный характер, что, в свою очередь, позволяет не только предоставить детям и подросткам знания о явлениях природы, но и создает условия для их преобразования в нормы и принципы поведения, в жизненную позицию.
Музей интегрирует в себе огромную духовную силу, но, как отмечал выдающийся кинорежиссер и педагог С. А. Герасимов1, музейные эмоции должны подкрепляться эстетическим образованием, а оно может быть достигнуто лишь при совместной работе школы и музея. Школа на уроках формирует основы эстетического восприятия действительности и искусства, а музей может и должен дать подрастающему поколению дополнительное образование в сфере истории, краеведения и художественной культуры, подкрепить полученные в школе знания социально-культурной практикой.
Педагогический потенциал музея XXI в. в значительной мере проявляется в том, что он активно помогает школе преодолеть слабость межпредметной интеграции, изолированность содержания многих учебных дисциплин. В отличие от учебного заведения, где дети видят мир препарированным на отдельные предметы, музей позволяет им познать целостность окружающей действительности во всем ее многообразии. Включаясь в систему непрерывного образования и одновременно воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, музей стимулирует формирование у школьников целостного отношения к прошлому и настоящему, к национально-культурным традициям и реалиям третьего тысячелетия. Эффективность музейной деятельности заключается также в том, что появляется возможность преодолеть ретроспективный способ усвоения гуманитарных знаний, вовлечь учащуюся молодежь в научно-поисковое творчество. Для этого используется методика «погружения в музейные фонды», изучение документальных первоисточников, создание рефератов и докладов, организация школьных музеев.
Успех деятельности музейного учреждения в информационном обществе напрямую зависит от того, насколько оно, реализуя традиционные формы поисково-охранительной и научно-экспозиционной деятельности, дополняет и обогащает их различными методами вовлечения
посетителей в активные виды социально-культурного творчества. Это позволило подтвердить принципиально важное педагогическое положение о способности современного музея, опираясь на содружество со школой и иными институтами социально-культурной сферы, обеспечить относительную завершенность воспитательного воздействия, т.е. не ограничиваться традиционной функцией просвещения, а добиться вовлечения значительной части посетителей
и, в первую очередь, детей и молодежи, в социально-культурное творчество, преобразовать их из объектов просветительного воздействия в субъектов культурной деятельности; перевести субъект-объектные отношения в субъект-субъектные. Социальная практика заставила осознать необходимость неразрывного единства культуры и образования, составляющих основу развития общества. Обновление содержания и форм педагогического взаимодействия образовательно-воспитательных учреждений и музея предопределило актуальность нового уровня их взаимоотношений - координацию и интеграцию деятельности в области методологии, методики и практики вовлечения учащейся молодежи в мир культуры и социально-культурного творчества.
При всем конструктивном, что принесла музейная педагогика, нельзя не видеть ее относительные слабости, проявляющиеся в порой механическом перенесении методов обучения на сферу досуга, а, главное, в недостаточном учете специфики музея как учреждения культуры. Главной проблемой современного музея остается обеспечение эффективности его воздействия на разум и чувства посетителей, способность заставить человека задуматься, осмыслить себя в мире культуры, подняться от однозначных и примитивных ассоциаций к духовным обобщениям, к стремлению жить по законам красоты. Отсутствие постоянной обратной связи не позволяет музею определить, сколько посетителей приобщилось к непреходящим ценностям человечества, а кто остался к ним равнодушен.
Решить назревшие просветительные, образовательные и воспитательные проблемы XXI в. помогла педагогическая культурология, которая сохранила все конструктивное и социально значимое, что привнесла музейная педагогика, но, вместе с тем, сумела учесть особенности поведе-
ния детей и молодежи в неформальной сфере свободного времени, механизмы эмоционального восприятия культурных ценностей, специфику музея как учреждения культуры, где восприятие информации строится на органичном единстве логического и эмоционального, где экспозицию необходимо не только понять, но и принять. Культуру невозможно навязать, она воспринимается единством разума и чувств, что диктует необходимость внедрения адекватных природе музея культурологических методик.
Педагогическая культурология музейной деятельности - это область науки и социальной практики, которая, интегрируя в себе основы культурологии и педагогики, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику просвещения и образования в музейной среде, подкрепленную вовлечением индивида в культурное творчество, способствующее преобразованию историко-культурных знаний в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности.
Объект педагогической культурологии музейной деятельности - человек, социальная общность. Предмет педагогической культурологии музейной деятельности - социально-педагогический процесс разностороннего развития личности посредством ее вовлечения в систему социально-культурного просвещения и творческой деятельности, в результате которой постигаются ценности культуры, утверждаются нравственные принципы жизнедеятельности, вырабатываются новые социально значимые качества людей.
Теоретико-методологическая база педагогической культурологии музейной деятельности органично объединила в себе фундаментальные принципы общей педагогики и специфику отношений и поведения, присущих музею и сфере досуга. Естественно, что педагогическая культурология строится с учетом особенностей современного музея, в котором образуется уникальная предметно-пространственная среда, ведется постоянный диалог с бесценными шедеврами прошлого и настоящего, где обеспечена максимальная открытость, доступность и свобода выбора содержания и форм общения с ценностями истории и культуры. Педагогическая культурология музейной деятельности следует общепедагогическим прин-
ципам и реализует их в условиях музея. Однако нельзя не видеть ее принципиальных отличий от дидактики, от школьной и иных областей современной педагогики.
Задача педагогики школы - выполнить социальный заказ, передать учащимся детерминированную государственным образовательным стандартом сумму знаний, умений и навыков. Независимо от реально проявляемых интересов обучающихся, их способностей и прилежания она должна передать им определенный обществом объем естественнонаучных и гуманитарных знаний, содействовать процессу социализации, включению формирующейся личности в сложившийся социум. Вектор педагогической культурологии музейной деятельности принципиально иной. Он идет не от общества, как в процессе социализации, а от личности, ее интересов, потребностей, способностей и дарований. Человек по собственному желанию выбирает интересующий его музей, свободно определяет объем и содержание информации, которую хотел бы получить, свободно выбирает формы и время общения с музейными ценностями. Задача педагогической культурологии проявляется, в первую очередь, в том, чтобы максимально удовлетворить и, по мере возможности, развить и обогатить эти интересы.
Педагогическая культурология сыграла огромную роль в научном прорыве, осуществленном в музейном комплексе «Исаакиевский собор», где многолетнее теоретико-эмпирическое исследование опровергло утверждение о неспособности музея обеспечить стабильное и целенаправленное образовательное воздействие. Здесь разработана и успешно внедрена система учебных программ для всех классов средней школы по всем дисциплинам, вытекающим из Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования. Особенности этих программ проявились в адекватных природе культуры и музея игровых методиках, которые не подменяют, а расширяют и углубляют образовательный процесс в школе, стимулируя при этом интерес учащихся к предмету.
Музей способен реализовать субъект-субъ-ектные отношения с посетителями; обеспечить относительную завершенность воспитательного воздействия; подкрепить просветительную информацию включением индивида в социально значимую деятельность, в процессе которой
историко-культурные знания преобразуются в нравственно-эстетические убеждения, принципы и нормы повседневной жизни. Становление системы образовательно-воспитательной деятельности, выходящей за рамки собственно образовательных учреждений, и развитие педагогической культурологии привели к интеграции традиционно-экскурсионных и инновационно-интерактивных форм постижения ценностей истории и культуры. Утвердил себя полихудожественный, междисциплинарный характер вовлечения юных посетителей в мир социально-культурного творчества.
Транслируя накопленный человечеством за многие века своего существования духовный опыт, музей исходит из признания за каждой эпохой права на собственное видение мира, права на диалог с современной культурой. Культурная среда современного музея - не только созерцательное пространство, где человек выступает в роли наблюдателя раскрывающихся перед ним нравственных и иных коллизий ушедшего времени, но и живое, развивающееся пространство, обладающее высокой силой информационного и эмоционального воздействия.
Сохраняя свою уникальную природу и специфику социально-культурного института, собирающего, хранящего, исследующего, реставрирующего и экспонирующего материальные и духовные свидетельства развития природы и человека, современный музей интегрируется в систему непрерывного образования, одновременно воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулирует формирование ценностного отношения индивида к прошлому и настоящему, к национально-культурным традициям и современным реалиям.
Исследование не решило и, естественно, не могло решить многие актуальные проблемы развития музейного дела, но длившаяся более сорока лет опытно-экспериментальная работа, дополненная разносторонним анализом и син-
тезом достижений философии, педагогики, культурологии, теории коммуникаций, менеджмента в социально-культурной сфере, психологии, музееведения, истории и смежных наук, позволила прийти к ряду принципиально важных научных выводов. Результатом исследования стала модель музея XXI в. как центра духовной жизни общества и открытой социально-педагогической системы, основанная на:
- реализации традиционных поисково-атрибутивных, реставрационно-хранительных, информационно-интегративных и художественно-экспозиционных функций, дополненных системой образовательно-развивающей, пре-образовательно-созидающей и познавательноразвлекательной деятельностью;
- обеспечении присущей сфере свободного времени методологии музейной деятельности, исходящей из учета интересов и потребностей личности;
- функционировании музея как центра духовной жизни, как открытой социально-педагогической системы, органично включенной в культурную среду региона и функционирующую в постоянной связи с ее компонентами;
- всестороннем использовании коммуникативного потенциала информационного общества;
- широком внедрении в практику принципов педагогической культурологии, обеспечивающей синергетический эффект интеграции объективных возможностей педагогики и культуры.
Исследование доказало, что современный музей может обеспечить относительную завершенность воспитательного воздействия, вовлечь посетителей в систематическое общение с ценностями истории и культуры, преобразовать их из объекта просветительного воздействия в субъект культуры и социально-культурного творчества.
Примечания
1 Герасимов С. А. Мир должен звучать и сиять // Совет. музей. 1985. № 5. С. 64.