Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа в естественнонаучных музеях в контексте педагогики социально-культурной деятельности'

Научно-исследовательская работа в естественнонаучных музеях в контексте педагогики социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
749
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ / RESEARCH WORK / SCIENCE MUSEUM / MUSEOLOGY / SOCIOLOGY / PEDAGOGIES OF MUSEUM WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клюкина А. И.

В статье анализируются различные направления и определяются проблемы научно-исследовательской работы в естественнонаучных музеях. Доказывается, что научное описание коллекций, полевые исследования естественнонаучных музеев связаны с мониторингом окружающей среды, изучением процессов видообразования и антропогенного воздействия на природу, этологическими наблюдениями. В музеях часто проводятся социологические, музеологические и педагогические исследования, позитивно влияющие на рост посещаемости музеев. Акцентируется педагогический результат музейной работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC WORK IN SCIENCE MUSEUMS IN THE CONTEXT OF PEDAGOGIES OF SOCIAL CULTURAL ACTIVITY

There are analyzed in the article different trends and are defined the problems in Science Museums. It is proved that scientific description of collections, field research of Science Museums are connected with monitoring of the environment, with the studying of the processes spices-building and anthropogenic influence on nature through ethologic studying. Very often the studies in sociology, museology and pedagogies are implemented in Science Museums.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа в естественнонаучных музеях в контексте педагогики социально-культурной деятельности»

возникавшие на конференциях научно-практического характера уже в начале XX века. Первой работой, всесторонне освещающей особенности народного творчества в его бытовой, материальной сфере, явилась книга B.C. Воронова «Крестьянское искусство», изданная в 1924 году. Автор подчеркивает глубокие корни народного искусства, устойчивость и содержательность его мотивов, разрабатывает положения, важные для функционирования промыслов в новых экономических условиях.

Великая Отечественная война остановила активный процесс исследования народного искусства и развития промыслов. Он возобновился уже с середины 40-х годов, когда в эту работу включились теоретики, искусствоведы, художники. Принятые в 40-50-е годы государственные постановления определили задачу дальнейшего развития народных художественных промыслов. Расширение производства художественных изделий в традиционных центрах народного искусства и возрождение заглохших промыслов представляют качественно новый этап в жизни промыслов, связанный не только с проблемами экономического характера, но и с возвратом к уточнению специфики народного искусства. Однако в семидесятые годы XX века М.А. Некрасова в своей статье «О развитии традиций в художественных промыслах» писала: «Проблемы современного народного искусства - проблемы одновременно и теоретические, и практические, творческие и ор-

Библиографический список

ганизационные. В теории и практике народных промыслов на протяжении многих, когда господствовало направление функциональности и безорнаментальности, традиции, как правило, или отрицались, или понимались очень односторонне» [12, с. 35]. Растущий сейчас спрос на традиционные художественные изделия определяется в первую очередь не их утилитарностью, а тем, что для современного человека эти изделия в известной мере стали выражением национальной памяти.

Еще в середине XIX столетия И.В. Киреевский писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может, в самом деле, исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа» [13, с. 218].

Синкретический характер народного декоративно-прикладного творчества определяет не только специфику мировоззрения, но и педагогическую традицию. Исследования разных видов и жанров народного декоративно-прикладного творчества позволяет реконструировать воспитательный процесс, систему преемственности поколений в русле бытования и педагогического значения традиций.

1. Каган, М.С. О прикладном искусстве. - Л., 1961.

2. Стасов, В.В. Русский народный орнамент: Шитьё, ткани, кружево. - СПб., 1872.

3. Даркевич, В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Современная археология. - 1960, №4.

4. Славяно-Арийские Веды. Книга Вторая / под ред. Быховцева А. Н. - Омск, - 2002.

5. Славяно-Арийские Веды. Книга Вторая / под ред. Быховцева А. Н. - Омск, - 2002.

6. Рыбаков, Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве. - М., 1948.

7. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М., 1994.

8. Амброз, А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Современная археология. - 1966. №1.

9. Рыбников, М.А. Загадки. - М., 1932.

10. Стасов, В.В. Русский народный орнамент: Шитьё, ткани, кружево. - СПб. 1872.

11. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. - 1983.

12. Некрасова, М.А. О развитии традиций в художественных промыслах // Искусство. - М., 1971. - №12.

13. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.

Статья поступила в редакцию 15.03.10

УДК 374.28:006.9

А.И. Клюкина, канд. культурологии, директор Государственного Дарвиновского музея, г. Москва,

E-mail: [email protected]

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ МУЗЕЯХ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются различные направления и определяются проблемы научно-исследовательской работы в естественнонаучных музеях. Доказывается, что научное описание коллекций, полевые исследования естественнонаучных музеев связаны с мониторингом окружающей среды, изучением процессов видообразования и антропогенного воздействия на природу, этологическими наблюдениями. В музеях часто проводятся социологические, музеологические и педагогические исследования, позитивно влияющие на рост посещаемости музеев. Акцентируется педагогический результат музейной работы с детьми.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, естественнонаучный музей, музеология, социология, педагогика музейной работы.

В деятельность различных видов музеев является объектом изучения теории и методики социально-культурной деятельности как педагогической науки. Определить направления научно-исследовательской работы в естественнонаучных музеях не просто, поскольку это связано с рядом фактором и прежде всего - со спецификой разработки образовательных программ музея.

Есть исторические традиции такой работы. Еще в 40-е годы прошлого столетия детально анализировал специфику направлений научно-исследовательской работы в естественнонаучном музее основатель Дарвиновского музея Александр Федорович Котс. В современной ситуации каждый естественнонаучный музей, обычно выбирает то направление научноисследовательской работы, которое чаще всего связано со

стратегическими целями музея с интересами руководства музея, потребностями региона или привлеченным финансированием данной деятельности.

В частности, научно-исследовательский отдел в Дарвиновском музее приоритетным направлением своей работы выбрал изучение эволюционной динамики популяций животных. Эта работа выполняется как на базе музейных коллекций, так и в ходе полевых исследований. Исследования заключаются в комплексном сравнительном изучении пространственной и временной динамики популяций модельных видов по следующим направлениям: морфологическая изменчивость; сравнительное изучение экологии и поведения близкородственных форм в контексте выявления системы изолирующих механизмов; изучение гибридизации между близко-

родственными формами (если она существует). Данная направленность полностью совпадает с тематикой музейной экспозиции и в тоже время является темой научной работы ведущих сотрудников отдела. Кроме того, по инициативе данного отдела начата работа по формированию фонотеки голосов животных. Эта тема является совершенно новой для естественнонаучных музеев, но она может иметь очень интересную перспективу развития целого направления исследований. Изучение голосов птиц имеет строго определенную географическую изменчивость. Изучая активность одного вида птиц в разных регионах, можно вычислить центр видообразования для данного вида. Кроме того, фонотеки в естественнонаучных музеях значительно увеличивают образовательный и педагогический потенциал музея. Грамотно изготовленные интерактивные комплексы, с одной стороны, будируют интерес детей и подростков к изучению природы, с другой стороны, воспитывают бережное отношение к ней.

Второе направление научно-исследовательской работы естественнонаучных музеев, как правило, направлено на изучение экологических изменений, происходящих в регионе и с вопросами охраны окружающей среды. Эти исследования всегда связаны с работой в полевых условиях, что сначала привлекает детей романтикой жизни в палатках, но затем многие из них включаются в проведение серьезных экспериментов и наблюдений. Педагогический эффект такой музейной работы трудно переоценить, поскольку дети, занимающиеся в кружках юных биологов под руководством опытных музейщиков, впоследствии становятся грамотными специалистами в любой выбранной профессии. В частности, в Дарвиновском музее в области экологических исследований приоритетным направлением выбраны мониторинговые наблюдения на постоянных территориях в Московской области за состоянием экосистем с целью оценки влияния разных факторов (в т.ч. деятельности человека) на природные сообщества. Сотрудники музея занимаются также исследованиями по экологии отдельных редких видов животных Подмосковья. Причем традицией Дарвиновского музея является вовлечение детей и подростков в научно-исследовательскую работу в данном направлении. Кружку юных биологов музея более 70 лет, многие кружковцы стали известными учеными-биоло-гами, а многие, выбрав для себя другую профессию, стали успешными специалистами, получив в детстве навыки ведения научно-исследовательской работы. Перечисленные направления научно-исследовательской работы обычно полностью совпадают с задачами естественнонаучного музея. Например, в Дарвиновском музее есть экспозиция “Взаимодействие человека и природы”, включающая большой раздел по природе Подмосковья, и музей ведет большую научно-просветительную работу по экологическому воспитанию населения. Соответственно сотрудники музея, проводящие полевые исследования и изучающие коллекции музея, в данном направлении могут более эффективно работать с экспозицией и одновременно более профессионально вести работу по неформальному экологическому образованию населения и воспитанию детей и подростков.

Третье направление - изучение коллекций. Все естественнонаучные музеи в большей или меньшей степени занимаются пополнением коллекций и их изучением. Известно много случаев, когда исследователи музейных коллекций описывали новые виды или подвиды на материалах, собранных много десятилетий назад. Только изучая серийный материал, собранный несколькими поколениями исследователей, можно понять направленность эволюционного процесса или изменений, связанных с антропогенным воздействием на среду.

Организация работы в Дарвиновском музее такова, что все научные сотрудники музея без исключения проводят экскурсии и читают лекции. Сотрудник, который сам наблюдал животных в природе, всегда будет более профессионально и эмоционально вести экскурсии и лекции, рассказывающие о жизни животных, поэтому музей всегда старается находить

возможность отпустить всех желающих поработать в полевых экспедициях.

Вероятно, с приходом новых сотрудников в музее могут появиться и новые направления научно-исследовательской работы, но как уже было отмечено, все они должны совпадать с тематикой музея. Так, например, только в Дарвиновском музее есть экспозиция по истории формирования эволюционного учения, но на сегодняшний день нет человека, который бы специализировался на этой теме, собирал соответствующие материалы и коллекции, проводил свои исследования, которые бы легко находили практическое воплощение. Также только в нашем музее есть экспозиция по эволюции поведения животных, и это не случайно. Соосновательница Дарвиновского музея Надежда Николаевна Ладыгина-Котс проводила поистине уникальные исследования поведения животных. Естественно, именно здесь хранится её богатейший научный архив. Используя этот материал, проводя собственные изыскания, можно было бы значительно обогатить экспозицию. Но в настоящее время в музее нет специалиста и по данному вопросу.

Четвертое направление научно-исследовательской работы в музее, с точки зрения его перспективного развития, проведение специальных социологических исследований [1, с. 249-269; 2, с. 14-18.]. К сожалению, на наш взгляд, в последнее время они вообще почти не проводятся в музеях. Если лет двадцать назад довольно часто появлялись публикации по исследованию музейного посетителя и изредка - исследования по восприятию посетителем тех или иных экспозиций, то сейчас они встречаются крайне редко. Нам кажется, что полезно было бы иметь в штате музея своего специалиста-со-циолога, или специальную межмузейную социологическую лабораторию, чтобы её сотрудники прониклись спецификой исследуемых музеев, т.к. механический перенос общей методики социологических исследований в музей не всегда дает нужные для его дальнейшей работы результаты. Так, например, в Дарвиновском музее и нескольких других московских музеях студенты-социологи проводили исследования посетителей. Даже предварительное беглое изучение анкет, подготовленных для опроса, говорит о том, что они плохо представляют себе работу музея с посетителями. Анкеты были слишком длинными, вопросы не очень конкретными. В настоящее время социологические исследования можно проводить и используя современные технологии. В частности, в дарвиновском музее уже более шести лет такие исследования проводятся с использованием метода «электронного киоска». Программа опроса периодически меняется. Изучение электронного опроса посетителей позволяет корректировать работу музея в нужном направлении, анализировать эффективность внедрения тех или иных образовательных программ, культурно-просветительных мероприятий [3, с. 53-63; 4, с. 3440].

Учитывая то, что в настоящее время многие музеи вполне успешно научились зарабатывать деньги, разрабатывают совершенно удивительные проекты по привлечению новых и новых посетителей, научные социологические исследования стали бы прекрасной базой для реализации этих проектов и разработки новых методов.

И все-таки на современном этапе развития музейного дела одним из основных направлений научно-исследовательской работы в музеях должно стать исследование экспозиционных приемов, экспозиционных комплексов, экспозиций, включая и создание временных выставок. Для естественнонаучных музеев это направление наиболее важно. Поскольку именно музей может показать широким слоям населения современные достижения науки в области изучения законов развития природы через экспозицию и выставки.

К сожалению, довольно долгое время у нас в стране научным проектированием музейных экспозиции занимался в основном Научно-исследовательский институт культуры (ныне Российский институт культурологии). Его сотрудники, чаще всего оторванные как от реальной практики (трудно назвать практикой кратковременные визиты в музеи), так и не

являющиеся специалистами в определенных научных дисциплинах, подчас разрабатывали рекомендации и методики мало пригодные для использования в музеях. В частности, например, сборник “Музейная экспозиция”, вышедший в 1997 году [5], несмотря на свой значительный объем, практически не поможет начинающему экспозиционеру.

И тем не менее, за последнее время в целом ряде музеев построены новые интересные экспозиции, прошли очень интересные выставки, где были использованы новые современные экспозиционные приемы. Но о них мало кто знает, поскольку их создатели - сотрудники музеев, загруженные текущими делами, не успевают опубликовать свои наработки, а существующие публикации выходят малыми тиражами в малоизвестных издательствах. Да и служба информации, несмотря на усилия Министерства культуры Российской Федерации поставлена не лучшим образом.

В частности, при строительстве экспозиции Дарвиновского музея было использовано несколько довольно оригинальных и удачных экспозиционных приемов. Нам удалось реализовать часть идей основателя нашего музея профессора Александра Федоровича Котса, который был блестящим му-зеологом. Но, к сожалению, эти материалы до сих пор нигде не опубликованы и только многочисленные коллеги, приезжающие к нам в музей, с благодарностью пользуются нашими разработками. Если бы работники музеев, обладающие большим практическим опытом, больше писали о своих экспозициях, а институт культурологии периодически обобщал и публиковал их разработки, то получалось бы информативное и полезное издание по музейному делу.

В Дарвиновский музей, являющийся методическим центром естественнонаучного музееведения, часто присылают для рецензирования научные концепции экспозиций, тема-тико-экспозиционные планы. И можно констатировать, что их авторы, подчас не знают основ музееведения. Причем часто наиболее неудовлетворительные результаты получаются, когда музеи заказывают разработку научных концепций экспозиций в своих региональных университетах, а исполнители, не знакомые со спецификой музейного показа, подходят к их написанию как к статьям или монографиям.

Библиографический список

На наш взгляд, именно поэтому, каждый музей должен вести научно-исследовательскую работу в области музееведения. В последнее время наиболее активно этим занимаются в области музейной педагогики. Русский музей, возглавляющий данное направление, систематически проводит конференции по этой тематике, вышло несколько сборников статей [6]. И хотя, естественно, изыскания Русского музея ближе по своей специфике к художественным музеям, их идеи и разработки с успехом внедряются и в музеях другого профиля. Так, например, знакомство с программой “Знакомьтесь - музей”, разработанной в Русском музее, привело к тому, что в Дарвиновском музее была создана одноименная программа, но с совершенно иным подходом и другим теоретическим наполнением. Кроме того, проект знакомства детей и подростков с экспозицией при помощи методики “обучающих гидов”, разработанный в Дарвиновском музее [7, с. 76-78; 8, с. 20-23], в настоящее время с успехом внедряется в целом ряде других музеев. Научно-исследовательская работа в области музейной педагогики сейчас наиболее перспективна, но она развивалась бы еще более успешно, если бы музейные педагоги теснее работали с социологами.

В настоящее время многие музеи, прежде всего с целью привлечения посетителей разрабатывают очень много интересных массовых мероприятий. Этот опыт необходимо обобщать и делать достоянием как можно большего числа музеев, что позволит не только разрабатывать новые проекты, но и оттачивать до максимального совершенства уже внедренные.

Нельзя забывать, что именно усилия работников музея привели к тому, что посещаемость музеев, резко упавшая в начале 90-х годов, в последние годы неуклонно растет. Рост посещаемости говорит о том, что музейные работники успешно работают в области экологического, художественного, исторического и эстетического воспитания населения, активно и вполне успешно занимаются педагогической деятельностью с подрастающим поколением. Во всяком случае, достижения российской музейной школы в области музейной педагогики более значительны, чем в зарубежных музеях.

1. Клюкина, А.И. Как привлечь посетителя. Формирование музейной политики на основе анализа посещаемости // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - № 5.

2. Клюкина, А.И. Посетитель в музее: случайный прохожий или желанный гость? / А.И. Клюкина, У.Ш. Куулар, А.А. Иванова // Дискуссия: Воспоминания о живом или парадоксальная действительность естественно-исторических музеев. Улан-Уде: Музей природы Бурятии, 2003.

3. Клюкина, А.И. Компьютерная система анкетирования. Программа Дарвиновского музея по исследованию аудитории посетителей / А.И. Клюкина, К. А. Наседкин // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - № 10.

4. Клюкина, А.И. Кто и зачем ходит в музей (на примере анализа компьютерного анкетирования посетителей в Дарвиновском музее / А.И. Клюкина, К. А. Наседкин: Труды Государственного Дарвиновского музея, 2007. - Вып. Х.

5. Музейная экспозиция: сборник научных трудов. - М.: Российский институт культурологии, 1997.

6. Художественный музей в образовательном процессе: сборник научных статей. - СПб.: Русский музей, 1998.

7. Бобровская, Н.Е. Дарвиновский музей: уроки и экскурсии / Н.Е. Бобровская, Е.В. Григорьева // Биология в школе. - 1997. - № 1.

8. Клюкина, А.И. В музей всей семьей // Музейный менеджмент: тезисы и доклады участников международной конференции. - Вологда, 2000. Статья поступила в редакцию 15.03.10

УДК «715»374.2

Е.А. Малянов, канд. ист. наук, проф. Пермского государственного института искусства и культуры, г. Пермь,

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИННОВАТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье рассматриваются становление социально-культурной инноватики как нового направления инновационных исследований, осмысляющее сущность инновации как специфического проявления культурных изменений.

Ключевые слова: инновации, инноватика, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, культура, социально-культурная инноватика, социально-культурная сфера.

Современный мир утверждает новое видение места и ро- личность рассматривается не только в качестве объекта, но и

ли человека в инновационно развивающемся обществе, а как активный субъект, преобразующий социальную действи-

именно - возможность его воздействия на социальное разви- тельность. Наиболее сильным проявлением таких преобразо-

тие. Взаимодействие объективного и субъективного характе- ваний становится целенаправленная инновационная деятель-

ризует специфику современного гуманитарного знания, где ность, становление которой характеризуется постоянным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.