Научная статья на тему 'Народное декоративно-прикладное искусство: историко-культурологический и педагогический аспекты'

Народное декоративно-прикладное искусство: историко-культурологический и педагогический аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
512
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СИМВОЛ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ARTS AND CRAFTS / SYMBOL / TRADITIONAL CULTURE / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ивойлова Л. В.

В данной статье анализируются закономерности формирования художественно-образной системы в сфере декоративно-прикладного творчества; исследуются основные семантические оттенки символической системы, представленной в изделиях народных мастеров, а так же анализируются воспитательные возможности занятий декоративно-прикладным творчеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FALK ARTS AND CRAFTS: HISTORICAL CULTUROLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

It is regarded in the given article the stages of building of falk arts and crafts; the author analyses mechanisms of development of arts system in the sphere of arts and crafts; here are researched the main semantic traces of symbolic system presented in works of craftsmen and also analysed pedagogical opportunities of falkarts and crafts activities.

Текст научной работы на тему «Народное декоративно-прикладное искусство: историко-культурологический и педагогический аспекты»

Кроме того использование метода проектов на учебных занятиях позволяет учитывать и использовать преимущества сельской малокомплектной школы. К таким преимуществам относится, непосредственная близость школы к сельскому хозяйству и живой природе. Первое открывает большие возможности не только для формирования системы глубоких, осознанных и конкретных знаний о научных основах важнейших отраслей народного хозяйства, но и для систематического привлечения школьников к непосредственному участию в посильном общественно полезном труде. Второе, т.е. живая природа в ее многообразии, являясь в условиях сельской школы по сути дела постоянным компонентом учебно-воспитательного процесса, может быть незаменимым средством формирования и развития у учащихся эстетических чувств, любви к родному краю, готовности к активной созидательной работе по его преобразованию.

Метод проектов и его отдельные элементы могут быть также эффективно задействованы в обучении сельских школьников математике. Чаще всего это осуществляется посредством выдачи ученикам проектных заданий по математике, которыми могут быть:

а) краткосрочные проекты, выполняемые в рамках одного урока по отдельному предмету для решения отдельной проблемы;

Темами таких мини-проектов могут быть: «Координаты точки и координаты вектора», «Расстояние от точки до плоскости», «Угол между прямой и плоскостью», «Правильная пирамида», «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

б) среднесрочные проекты, содержащие достаточно значимую проблему, проводятся в течение одного - двух месяцев, в основном предназначенные для факультативов по материалам углубленного изучения;

Примерами таких проектов являются: «Односторонние пределы», «Непрерывность функции».

в) долгосрочные проекты, посвященные довольно крупной проблеме или нескольким взаимосвязанным проблемам, являются, как правило, междисциплинарными, реализуются во внеурочное время, хотя контролироваться могут и во время учебных занятий. Такие проекты и, соответственно, уроки не должны проводиться слишком часто, их организация и проведение требует обоснованного и разумного подхода.

Примерами долгосрочных проектов могут быть: «Лента Мебиуса и ее свойства», «Золотое сечение и его применение в архитектуре родного села», «Симметрия в мире многогранников» [3, с. 11].

Реализация метода проектов, весьма перспективна при изучении математики; работа в этой форме вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках. В процессе работы над учебными проектами у школьников зарождаются основы системного мышления; формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиск аргументов; развиваются творческие способности, воображение, фантазия; воспитывается целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

В настоящее время элементы проектной деятельности используются не только в обучении, но и в сфере воспитания. Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей; чувства ответственности, самодисциплины; нравственных качеств; творческого отношения к делу, способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно. Процесс воспитания сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять свои таланты на благо общества.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы повышения качества общеобразовательной подготовки сельского школьника: по материалам Всеросс. науч.-прак. конференции. - Орел: ОГУ, 2002.

2. Зайкин, М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. - Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.

3. Величко, М.В. Математика 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель, 2007.

Статья поступила в редакцию 09.03.10

УДК 371.036:745

Л.В. Ивойлова, соискатель АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: altgaki@gmail.com

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

В данной статье анализируются закономерности формирования художественно-образной системы в сфере декоративно-прикладного творчества; исследуются основные семантические оттенки символической системы, представленной в изделиях народных мастеров, а так же анализируются воспитательные возможности занятий декоративно-прикладным творчеством.

Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, символ, традиционная культура, педагогический процесс.

Занятия народным декоративно-прикладным творчеством обладают большими возможностями развития и воспитания детей. Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка, развивает ассоциативное, образное мышление. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия, ритм, образ. Именно в занятиях искусством ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. Составляя органическую часть предметной среды произведения декоративноприкладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем постоянно воздействуют на душевное состояние человека, являются важным источником эмоций, влияюшдх на его отношение к окружающему миру [1, с. 49].

Это искусство зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам народного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство. Стадиальность формирования и развития декоративно-прикладного искусства многие исследователи (А.В. Бакушинский, М.А. Некрасова, В.С. Воронов и др.) связывают с процессом смены общественных формаций. В русле формационного подхода этапы развития народного декоративно-прикладного творчества совпадают с характером общественно-экономических процессов и, оставаясь синкретичным феноменом, акцентируют основную для формации функцию. Люди создавали необходимые им в быту вещи: традиционное оформление жилища, одежду, утварь, орудия труда и боевое оружие.

Временем зарождения декоративно-прикладного искусства исследователи считают эпоху Верхнего Палеолита. Эстетическая функция художественной деятельности не могла

обладать самостоятельностью и вряд ли осознавалась первобытным человеком. Народное искусство долгое время было общенародным достоянием, на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Положение изменилось с развитием классового общества. Разделение труда породило новый тип художественной деятельности - профессиональное искусство, удовлетворяющее духовно-эстетическим запросам господствующих классов. В государствах же, ставших на капиталистический путь развития позже, разрыв между народным и профессиональным искусством был не столь ощутим. Особенно там, где, как в России, фольклорные элементы глубоко проникли в культуру верхних слоев общества.

Народное искусство Руси было по преимуществу крестьянским, поэтому в нем отразился взгляд земледельца на окружающий мир. Синкретический характер декоративно-прикладного искусства становится более очевидным при анализе семантики его символического языка. Знание специфики преображений окружающего мира в народном декоративном искусстве позволит грамотно подойти к прочтению народных орнаментов. Часто встречаются композиции, состоящие из различных комбинаций ромбов, крестов, меандра, свастик, гуськов и т. д. Такими узорами, как правило, украшали праздничные и ритуальные предметы: полотенца, подзоры, рубахи, пояса, передники [2, с. 110]. Крупные вихревые и лучевые розетки покрывают прялки, трепала, посуду. Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, вода, земля и все, что на ней произрастает. Начиная с эпохи Неолита, солнце обозначались кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругом с крестом внутри. Слово «солнце» образовано от санскритского «рожать», «творить» [3, с. 57]. Обожествление солнца обусловило необходимость выработки принципов его иконографии. Главным принципом в декоративно-прикладном творчестве стал принцип соответствия основной функции светила (обеспечение жизни, оформление суточных, годичных и других циклов), совокупности символических образов, обладающих апотропейной значимостью и синтезом сакральных смыслов. Мотив диска с крестом или ромба становится самым популярным в народном орнаменте. Очень часто в геометрических узорах наряду с ромбами и крестами можно встретить различные виды «свастики» - знакового символа вечности. В древнейшие времена, когда наши предки пользовались Арийскими Рунами, слово «свастика» переводили как Пришедшая с Небес, так как руна СВА означала Небеса (отсюда и Сварог -Небесный Бог), С - руна направления; руна ТИКА - движение, пришествие, течение, бег. Дети до сих пор произносят слово «тикать», т.е. бежать.

Как правило, сейчас во всем мире все свастические символы называют одним словом - свастика, что в корне неверно, т.к. каждый символ в глубокой древности имел свое название, предназначение и обереговую силу. Их насчитывали 144 вида: Свастика, Коловрат, Посолонь, Инглия, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Сварожич, Одолень-Трава и т.д. [4, с. 168]. Свастичная символика с древнейших времен была главенствующей почти у всех народов на территории Евразии: славян, поморов, скифов, мордвы, чувашей, индусов, шотландцев и многих других. Часто свастику называют либо немецким крестом, либо фашистским знаком и низводят ее значение только к Гитлеру и фашизму. С 2002 года в нашей стране действует Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" N 114-ФЗ. Статья 1 гласит: «Для целей настоящего закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):...2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой...». Согласно закону, использование символики любого вида, сходной с нацистской, является экстремизмом. Теперь любая русская девушка, которая надумает примерить бабушкину поневу или сарафан, расшитые свастиками или похожими символами, становится экстремисткой, а

русский паренек, надевший дедовскую косоворотку со сва-стичными орнаментами, тут же будет зачислен в категорию нацистов и террористов. А как поступят с Эрмитажем и другими русскими памятниками архитектуры ХТУ-ХХ веков, где в архитектуре есть свастические символы, их тоже будут уничтожать? Однако, свастика - древнейший русский символ. В прошлые времена представители высшей власти, чтобы заручиться поддержкой народа, всегда делали свастику государственной символикой и помещали ее изображение на деньгах. Так делали князья и цари, Временное правительство и большевики. В разных регионах Евразии, в традиционных культурах Индии, России и др. свастичные символы помещали на стенах домов для обеспечения удачи и благополучия [5, с. 123].

Кроме свастикальных символов существовали ещё и другие. Геометризированные человеческие фигуры с опущенными или воздетыми к небу руками, словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей, осмысляются как богиня Макошь [6, с. 120]. Она входила в дохристианский пантеон Владимира. В древнерусское время она - богиня плодородия, воды. Об этом свидетельствуют ромбы, квадраты и другие знаки, сопровождающие этот образ в вышивках. Не ясна не только этимология имени Макошь, но даже его орфография. Существуют разные варианты имени Макошь - Мо-кошь, Макешь, Макуша, Мокша. По одной версии, его связывают со словом «мокнуть», «мокрый», по другой, - с корнем «шоко8» - прядение. По мнению Б.А.Рыбакова, имя Макошь содержит слово «кошь» («жребий», «судьба») и означает «мать счастливого жребия», удачи, судьбы [7, с. 166]. Б.А. Рыбаков условно употребляет в своих книгах акающую форму, хотя она и не господствует в письменных источниках и этнографических записях. [8, с. 70].

Особым в плане понимания символики декоративного искусства является осмысление образа птицы. Древнейшие мифы раскрывают значение образа птиц как символа солнца, света, так как с ней ассоциировались приход весны и пробуждение природы. В её изображение вкладывалось пожелание счастья, любви, согласия. Предвестником зари и солнца, символом победы над злыми силами, был петух. В народных сказках утренняя заря представлялась в образе блестящей златокрылой птицы [9, с. 435].

Зная семантику орнаментов, нетрудно догадаться, что они призваны играть апотропейное значение. В.В.Стасов писал: «Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент не заключал ни единой праздной линии: каждая чёрточка тут имеет своё значение, является словом, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнамента - это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства» [10, с. 16]. Но жизнь менялась, и вместе с ней менялось и народное искусство. Постепенно мифологическое значение древних символов забывалось, ослабевала их связь с сельскохозяйственными обрядами. В конце XIX в. мастер часто уже не знал, что означают те или иные образы, и все же не отказывался от них [11, с. 123].

Народное творчество как часть отечественной культуры и своеобразная форма народного искусства постоянно находятся в сфере внимания исследователей. Деятели культуры: В.В. Стасов, С.А. Давыдова, Е.Д. Поленова, обратились к собиранию художественного наследия народного искусства и изданию альбомов с воспроизведением рукотворных образцов творчества народных мастеров, чтобы на этой основе формировать новый стиль искусства, отвечающий духу нового времени. Одновременно был поставлен вопрос об использовании новых форм подготовки мастеров промыслов, поскольку ранее традиционное ученичество сводилось к освоению основ ремесла, теперь все чаще подчеркивается необходимость воспитания художника, способного свободно развивать традицию в рамках определенного промысла. Эта проблема стала одной из центральных в теории и практике развития художественных промыслов. Ее актуальность подтверждают дискуссии,

возникавшие на конференциях научно-практического характера уже в начале XX века. Первой работой, всесторонне освещающей особенности народного творчества в его бытовой, материальной сфере, явилась книга B.C. Воронова «Крестьянское искусство», изданная в 1924 году. Автор подчеркивает глубокие корни народного искусства, устойчивость и содержательность его мотивов, разрабатывает положения, важные для функционирования промыслов в новых экономических условиях.

Великая Отечественная война остановила активный процесс исследования народного искусства и развития промыслов. Он возобновился уже с середины 40-х годов, когда в эту работу включились теоретики, искусствоведы, художники. Принятые в 40-50-е годы государственные постановления определили задачу дальнейшего развития народных художественных промыслов. Расширение производства художественных изделий в традиционных центрах народного искусства и возрождение заглохших промыслов представляют качественно новый этап в жизни промыслов, связанный не только с проблемами экономического характера, но и с возвратом к уточнению специфики народного искусства. Однако в семидесятые годы XX века М. А. Некрасова в своей статье «О развитии традиций в художественных промыслах» писала: «Проблемы современного народного искусства - проблемы одновременно и теоретические, и практические, творческие и ор-

Библиографический список

ганизационные. В теории и практике народных промыслов на протяжении многих, когда господствовало направление функциональности и безорнаментальности, традиции, как правило, или отрицались, или понимались очень односторонне» [12, с. 35]. Растущий сейчас спрос на традиционные художественные изделия определяется в первую очередь не их утилитарностью, а тем, что для современного человека эти изделия в известной мере стали выражением национальной памяти.

Еще в середине XIX столетия И.В. Киреевский писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может, в самом деле, исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа» [13, с. 218].

Синкретический характер народного декоративно-прикладного творчества определяет не только специфику мировоззрения, но и педагогическую традицию. Исследования разных видов и жанров народного декоративно-прикладного творчества позволяет реконструировать воспитательный процесс, систему преемственности поколений в русле бытования и педагогического значения традиций.

1. Каган, М.С. О прикладном искусстве. - Л., 1961.

2. Стасов, В.В. Русский народный орнамент: Шитьё, ткани, кружево. - СПб., 1872.

3. Даркевич, В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Современная археология. - 1960, №4.

4. Славяно-Арийские Веды. Книга Вторая / под ред. Быховцева А. Н. - Омск, - 2002.

5. Славяно-Арийские Веды. Книга Вторая / под ред. Быховцева А. Н. - Омск, - 2002.

6. Рыбаков, Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве. - М., 1948.

7. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М., 1994.

8. Амброз, А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Современная археология. - 1966. №1.

9. Рыбников, М.А. Загадки. - М., 1932.

10. Стасов, В.В. Русский народный орнамент: Шитьё, ткани, кружево. - СПб. 1872.

11. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры. - 1983.

12. Некрасова, М. А. О развитии традиций в художественных промыслах // Искусство. - М., 1971. - №12.

13. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.

Статья поступила в редакцию 15.03.10

УДК 374.28:006.9

А.И. Клюкина, канд. культурологии, директор Государственного Дарвиновского музея, г. Москва,

E-mail: Darwin@museum.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ МУЗЕЯХ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются различные направления и определяются проблемы научно-исследовательской работы в естественнонаучных музеях. Доказывается, что научное описание коллекций, полевые исследования естественнонаучных музеев связаны с мониторингом окружающей среды, изучением процессов видообразования и антропогенного воздействия на природу, этологическими наблюдениями. В музеях часто проводятся социологические, музеологические и педагогические исследования, позитивно влияющие на рост посещаемости музеев. Акцентируется педагогический результат музейной работы с детьми.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, естественнонаучный музей, музеология, социология, педагогика музейной работы.

В деятельность различных видов музеев является объектом изучения теории и методики социально-культурной деятельности как педагогической науки. Определить направления научно-исследовательской работы в естественнонаучных музеях не просто, поскольку это связано с рядом фактором и прежде всего - со спецификой разработки образовательных программ музея.

Есть исторические традиции такой работы. Еще в 40-е годы прошлого столетия детально анализировал специфику направлений научно-исследовательской работы в естественнонаучном музее основатель Дарвиновского музея Александр Федорович Котс. В современной ситуации каждый естественнонаучный музей, обычно выбирает то направление научноисследовательской работы, которое чаще всего связано со

стратегическими целями музея с интересами руководства музея, потребностями региона или привлеченным финансированием данной деятельности.

В частности, научно-исследовательский отдел в Дарвиновском музее приоритетным направлением своей работы выбрал изучение эволюционной динамики популяций животных. Эта работа выполняется как на базе музейных коллекций, так и в ходе полевых исследований. Исследования заключаются в комплексном сравнительном изучении пространственной и временной динамики популяций модельных видов по следующим направлениям: морфологическая изменчивость; сравнительное изучение экологии и поведения близкородственных форм в контексте выявления системы изолирующих механизмов; изучение гибридизации между близко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.