Научная статья на тему 'Естественноисторические музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири: функции и виды их деятельности'

Естественноисторические музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири: функции и виды их деятельности Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
585
66
Поделиться
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Белоусова Наталья Александровна

На современном этапе идет активный процесс возрождения естественноисторических научных музеев в высших учебных заведениях юга Западной Сибири. Этот процесс совпадает с изменением образовательных стандартов, где большая часть учебного времени отводится на самостоятельную работу бакалавров и магистрантов. Естественноисторические музеи как учебное, научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение имеют ряд функций: образовательную, научно-просветильскую, хранительскую, коммуникативную. В статье рассмотрены функции, связанные только с двумя основными направлениями в деятельности данной группы музеев учебно-образовательным, научно-исследовательским и в их рамках работа с фондами. Музеи высших учебных заведений это предметная база для непрерывного обучения от будущих абитуриентов до поствузовского образования. Активизация научно-исследовательской работы в естественно-исторических музеях в начале XXI в. привела к включению части музейных коллекций в единый музейный фонд России. Это способствует сохранению историко-культурного и природного наследия в музеях высших учебных заведениях. Актуальным остается решение основной проблемы введения в штат вузовских музеев научных сотрудников. Только тогда эти музеи будут соответствовать требованиям Министерства культуры РФ.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Белоусова Наталья Александровна,

NATURALHISTORY MUSEUMS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE SOUTH OF WESTERN SIBERIA: FUNCTIONS AND ACTIVITIES

At the present stage there is an active process of revival of natural history museums in the academic institutions of higher education in the South of Western Siberia. This process coincides with a change in educational standards, where most of the training time is devoted to independent work of undergraduate and graduate students. Natural history museums as an educational, research, scientific and educational institution have a number of functions: educational, scientific archival, communicative. The paper describes the functions associated with only two main directions in the activities of this group of museums -educational and research, and within them work with the funds. UniversityMuseums are the objective basis for lifelong learning of all categories of students: from applicants to post-graduates. Activation of the research work in natural history museums in early 21 st century led to the inclusion of museum collections in theunitedMuseum Fund of Russia. This contributes to the preservation of historical, cultural and natural heritage in university museums. Solving the main problem including research associatesin the museums staff remains vital. Only in this case the museums will meet the requirements of the Ministry of Culture of the Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Естественноисторические музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири: функции и виды их деятельности»

ИСТОРИЯ

УДК 069. 015 (571. 1: 930)

ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ФУНКЦИИ И ВИДЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. А. Белоусова

NATURALHISTORY MUSEUMS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE SOUTH OF WESTERN SIBERIA: FUNCTIONS AND ACTIVITIES

N. А. Belousova

Работа выполнена при поддержке проекта РГНФ № 13-11-42006.

На современном этапе идет активный процесс возрождения естественноисторических научных музеев в высших учебных заведениях юга Западной Сибири. Этот процесс совпадает с изменением образовательных стандартов, где большая часть учебного времени отводится на самостоятельную работу бакалавров и магистрантов. Естественноисторические музеи как учебное, научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение имеют ряд функций: образовательную, научно-просветильскую, хранительскую, коммуникативную. В статье рассмотрены функции, связанные только с двумя основными направлениями в деятельности данной группы музеев - учебно-образовательным, научно-исследовательским и в их рамках - работа с фондами. Музеи высших учебных заведений - это предметная база для непрерывного обучения от будущих абитуриентов до поствузовского образования. Активизация научно-исследовательской работы в естественноисторических музеях в начале XXI в. привела к включению части музейных коллекций в единый музейный фонд России. Это способствует сохранению историко-культурного и природного наследия в музеях высших учебных заведениях. Актуальным остается решение основной проблемы - введения в штат вузовских музеев научных сотрудников. Только тогда эти музеи будут соответствовать требованиям Министерства культуры РФ.

At the present stage there is an active process of revival of natural history museums in the academic institutions of higher education in the South of Western Siberia. This process coincides with a change in educational standards, where most of the training time is devoted to independent work of undergraduate and graduate students. Natural history museums as an educational, research, scientific and educational institution have a number of functions: educational, scientific archival, communicative. The paper describes the functions associated with only two main directions in the activities of this group of museums -educational and research, - and within them - work with the funds. UniversityMuseums are the objective basis for lifelong learning of all categories of students: from applicants to post-graduates. Activation of the research work in natural history museums in early 21st century led to the inclusion of museum collections in theuni-tedMuseum Fund of Russia. This contributes to the preservation of historical, cultural and natural heritage in university museums. Solving the main problem - including research associatesin the museums staff - remains vital. Only in this case the museums will meet the requirements of the Ministry of Culture of the Russian Federation.

Ключевые слова: естественноисторические музеи в высших учебных заведениях, музееведение, образование, наука.

Keywords: naturalhistory museums in higher education institutions, museology, education, science.

Культурная политика российского государства на современном этапе развития ориентирована на духовное возрождение общества. Значительная роль в этом процессе отводится музею как социокультурному институту - полифункциональному феномену, в котором сосредоточены основные историко-культурные и природные ценности.

В настоящее время происходит переосмысление социальной значимости музеев различного уровня и их роли в духовном возрождении российского общества. Они призваны выступать в роли трансляторов достижений в науке и культуре. Музеи высшей школы занимают весомое место в системе образования, являясь важной составляющей частью научной и учебной культур.

В современном российском обществе создаются предпосылки для расширения сети музеев в системе высшей школы, которые востребованы не только в профильном обучении, но и в решении новой задачи -подготовки квалифицированных специалистов-музее-ведов. На сегодняшний день в рамках теории музейного дела накоплен обширный материал, охватываю-

щий многие аспекты деятельности музея как феномена культуры, но в ней слабо представлены характеристики деятельности вузовских музеев, их специфики, не определена стратегия их дальнейшей деятельности.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена расширением сети вузовских музеев на юге Западной Сибири, усилением влияния этих музеев на учебный и научный процессы, а также необходимостью обобщения опыта работы вузовских музеев и определения перспектив их развития на современном этапе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музеи высшей школы юга Западной Сибири создавались по той же схеме, что и государственные музеи страны. В научной литературе их также принято классифицировать по профильным группам, т. е. по отношению музея к профильной дисциплине или комплексу наук: естественнонаучные, исторические, художественные, мемориальные. В понятие профиля при данной систематизации музеев включаются хронологические, территориальные границы, в которых музеем проводится документирование общественных и природных явлений. Внутри профильной классифи-

Н. А.. Белоусова, 2014

41

ИСТОРИЯ

кации существует типология вузовских музеев по их основному общественному назначению: научно-исследовательские, научно-просветительские и учебные музеи.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции, прежде всего, ориентированы на специалистов. Примером этого типа музеев могут служить: музей истории культуры народов Сибири СО РАН, Байкальский экологический музей Иркутского научного центра СО РАН.

К самому распространенному типу относятся научно-просветительские музеи. Наряду с исследовательской деятельностью, их основным предназначением является ориентация на массового посетителя, их музейные коллекции широко используются в культурно-образовательных целях. Значительное место в работе музеев данного типа уделяется созданию экспозиций, организации постоянных и передвижных или временных выставок и различных культурнообразовательных мероприятий. Музеями такого типа являются: Политехнический музей в Москве, Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге, Кунсткамера, Русский музей, Государственный исторический музей, мемориальные литературные музеи и т. д.

Рассматриваемая в данном исследовании группа музеев выделена в научной литературе в тип учебных музеев. Соответственно, они существуют при учебных заведениях различного уровня, специальных ведомствах и призваны обеспечить наглядность и предметность процесса образования при подготовке квалифицированных специалистов. В учебных музеях наряду с традиционными формами работы - обзорными, специализированными и учебными экскурсиями - широко используются специфические формы и методы работы с музейными коллекциями: демонстрация предметов-подлинников на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. Таким образом, музеи используются в учебном процессе, а их собрания - в научных целях. Многие научные и учебные музеи открыты для массового посещения. В отдельных учебных музеях, например, в музеях криминалистики системы Министерства внутренних дел, экспозиции недоступны для массового посетителя [17, с. 339]. Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует.

По мнению некоторых теоретиков и практиков музейного дела, в качестве самостоятельных социальных функций музея можно выделить научно-исследовательскую, хранительскую, или охранную, а также коммуникативную. Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается во время экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а

его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношение со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики. В фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличительными от него. Тем самым он включается в определенный исторический контекст. Культура будущего формируется, прежде всего, повседневными связями людей, их отношением друг к другу, к окружающей их технике, к той среде, в которой они обитают. Именно эти отношения и сохраняются в материальных памятниках культуры [5, с. 12].

Теоретическая разработка проблемы социальных функций музея стала возможна на определенном этапе развития музееведения как науки. В нашей стране эту проблему впервые поставил А. М. Разгон в ряде своих работ в 1960-х - начале 1970-х гг. [14, с. 224 -299], а затем эту проблему рассматривали в своих исследованиях Д. А. Равикович [13, с. 325 - 327], Ю. П. Пищулин [11, с. 385], А. Б. Закс [4]. В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих функций музейной деятельности выделяются две функции - документирования и образовательно-воспитательная. Функция образования и воспитания, характерная для вузовского музея, основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музея. Ее предназначение - способствовать целенаправленной передаче знаний на основе первоисточников, сосредоточенных в экспозициях музея, формированию мировоззрения студентов. В музеях образовательно-воспитательная работа составляет важнейший элемент музейной коммуникации. «Положительный признак нашей эпохи - открытость современной педагогической системы, которая позволяет использовать нетрадиционные формы и методы обучения в образовательном процессе, вводить изучение целых курсов отдельных дисциплин в музеях в рамках как дополнительного, так и базового образования» [16, с. 129 - 130].

По «Типовому положению о музее высшего учебного заведения», согласованному с Министерством культуры СССР от 5.11.84, музей является идеологическим, учебно-научным, научно-просветительным подразделением вуза и государственным хранилищем памятников истории, естественной истории, материальной и духовной культуры (Типовое положение о музее высшего учебного заведения, 1984). Соответственно в «Положении» каждого вузовского музея отмечается, что он является учебно-научным, научнопросветительским подразделением вуза, основная задача которого - участие в подготовке квалифицированных специалистов и совершенствование форм и методов учебной и научно-просветительной работы. Поэтому ведение учебно-образовательной деятельности для большинства музеев естественный процесс, неотъемлемый от самой его сути.

42 | Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3

По «Типовому положению...» вузовские музеи в соответствии с их положением в структуре вуза подразделяются на:

- межфакультетские и факультетские, находящиеся в подчинении ректората или деканата (это наиболее крупные, располагающие, как правило, самостоятельными помещениями музеи, содержащие уникальные собрания, имеющие большое учебное и научно-просветительское значение);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- кафедральные, выполняющие в основном учебные функции и подчиняющиеся заведующему кафедрой.

Основной особенностью вузовских музеев является их учебно-образовательная направленность.

Во-первых, естественноисторические музеи вузов изначально нацелены на обучение студентов и школьников - потенциальных абитуриентов. Разделы экспозиции представляют собой законченные учебные пособия по определенной тематике на основе самых современных научных воззрений, экспозиции могут отражать дискуссионные моменты, альтернативные гипотезы.

Во-вторых, дают возможность проявления творческой активности, т. е. обучающимся предоставляется возможность участвовать в обсуждении экспозиций, в проведении конференций, ведении экскурсий.

В третьих, изучение природных и социальных процессов происходит здесь от музейного предмета, т. е. от частного к общему, позволяя анализировать как локальные, так и глобальные изменения окружающей Среды и Общества.

Являясь продолжением аудиторного курса, обучение музейными средствами имеет ряд преимуществ: наглядность и предметность в процессе постижения основ естественных и гуманитарных наук, новизна среды обучения, получение возможности конкретного общения с предметами изучения; изложение в доступной форме новейших достижений естественных и гуманитарных наук; проведение одновременного анализа как узкоспециальных аспектов, так и широких обобщений взаимодействия природных и социальных законов в целом.

Вузовский музей как учебное, научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение имеет ряд функций. Сегодня вузовские музеи, учитывая специфику вузовских программ, разрабатывают новые курсы и формы обучения. Вместе с тем повышается аттрактивность и репрезентативность экспозиций. Естественноисторические музеи вузов не преподносят только итоги поисков, демонстрируются и пути поиска истины, различные мнения, гипотезы.

Для повышения эффективности воздействия музея на студентов и учащуюся молодежь в вузовских музеях начала развиваться научная дисциплина му-зеологии - музейная педагогика. Она исследует формы музейной коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения. В музеях данной категории стали появляться исследования закономер-

ИСТОРИЯ |

ностей музейно-педагогического процесса. Изучаются возможности повышения уровня педагогического руководства, определяется специфика педагогического воздействия музеев на различные слои общества социальные и возрастные группы музейной аудитории, которая дает возможность обосновать необходимость дифференцированного подхода к музейным посетителям. Продолжается обобщение опыта воспитательной и образовательной деятельности музеев, и на этой основе вырабатываются и совершенствуются научно-методические рекомендации, выявляются наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев в плане реализации их педагогических возможностей. Организация музейно-педагогических мероприятий, руководство ими, выявление и внедрение новых форм опирается на изучение интересов посетителей, восприятие ими музейной информации. Осуществляя дифференцированный подход к посетителям, музейная педагогика особое внимание уделяет учащейся молодежи, которая обучается в музеях. От анализа отдельных проблем различных наук музейные сотрудники переходят к рассмотрению возможностей их развития, разъяснению важности уменьшения неблагоприятного влияния общества на окружающую среду и сохранения исторических, культурных и природных ценностей нашей Родины. Посещение естественноисторического музея и участие в его работе позволяет приобщить учащихся к музейной культуре, воспринять музей «как образ мира, в котором память сливается с разумом, а прошлое с настоящим» [16, с. 130].

Все выше перечисленные проблемы не только встают перед музеями вузов, но в настоящее время решаются через региональные Научно-методические Советы вузовских музеев, которые оказывают непосредственную помощь в координации действий музеев по работе с другими образовательными структурами в регионах. Как положительный опыт такой работы на юге Западной Сибири можно представить работу Научно-методического Совета вузовских музеев Кузбасса при Совете ректоров Кемеровской области.

В основе концепции народного образования в России лежит система непрерывного образования, охватывающая все звенья этой системы: дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательную и профессионально-техническую школу, средние и высшие учебные заведения, институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также создания комфортной среды самостоятельного обучения. Необходимость непрерывного образования диктуется темпами научно-технической революции и невозможностью научить человека в период быстро меняющихся технологий и технических средств всему тому, что потребуется ему в период активной жизни даже при длительных сроках обучения. Именно поэтому естественноисторические вузовские музеи играют особую роль в процессе непрерывного образования, реализуя свою основную учебно-образовательную функцию. Используя различные формы музейной деятельности, среди которых наиболее специфичными являются экспозиции и выставки, музеи выходят на передний план в системе дополнительного образования для любых возрастных и профессиональных

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3 | 43

ИСТОРИЯ

категорий посетителей, причем их влияние постоянно усиливается. Некоторые университетские естественноисторические музеи становятся базовыми в непрерывной системе образования. Такие как музей археологии и этнографии Омского государственного университета; музей Эрнста Тельмана Омского государственного Технического университета; профильные музеи Томского государственного университета: Музей археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского, Зоологический музей, Гербарий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

им.П. Н. Крылова, Палеонтологический музей имени

В. А. Хахлова, Минералогический музей им. И. К. Баженова, Музей истории физики; кабинет-библиотека академиков геологов В. А. Обручева и М. А. Усова Томского политехнического университета, музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета (КемГУ), Кузнецкий геологический музей Кузбасского технического университета и другие музеи высших учебных заведений Новосибирска, Новокузнецка, ГорноАлтайска, Барнаула и Алтайского государственного университета. Имея богатейшие коллекции и созданные на их основе экспозиционные комплексы, естественно-исторические музеи вузов участвуют в создании учебно-просветительских видеофильмов, телепередачах, создают CD- и DVD-диски, иллюстрирующие музейные коллекции, которые могут быть тиражированы в различные учебные заведения и использоваться в общеобразовательных программах. Музейные материалы могут быть популяризованы через научно-популярную и учебную литературу, специальные издания, методические пособия для преподавателей вузов и учителей и так далее. Одним из примеров такой деятельности можно привести работу по созданию «Каталога коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, который является уникальным явлением не только в среде вузовских музеев, но даже среди изданий государственных музеев. Сегодня музей представляет 3 выпуска данного «Каталога...» в печатном и 4-й выпуска в электронном вариантах, где уже опубликованы 107 коллекций (из 214) с общим количеством единиц хранения более 54000 [6 - 8]. В «Каталоге коллекций» представлены материалы по археологии, этнографии, зоологии Сибири и сопредельных территорий. Предполагается продолжить публикацию «Каталога коллекций», которая позволит представить основные фондовые материалы музея. Кроме того, материалы музея включены в учебно-методическом пособии для учителей начальной школы по пропедевтике истории (Введение в историю, 2001, 2006) [1; 2]. С 2004 г. в Интернете представлен на базе университетского сервера сайт музея (http://museum.kemsu.ru). Сведения о музее можно получить на сайте «Музеи России», координационного сервера «Музеи Сибири» (г. Омск), справочника «Музеи Кузбасса», буклетов, CD-дисков «Каталог коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ» и «Виртуальная экскурсия по музею «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ». Сотрудниками разработаны курсы для чтения студентам. На базе фондов и экспозиций музея КемГУ руководителем отдела этнографии, кандида-

том культурологи, доцентом Т. И. Кимеевой разработаны и опубликованы программы, по которым читаются спецкурсы для студентов кафедры музейного дела Кемеровского государственного университета культуры и искусств: «Комплектование, учет и хранение музейных предметов», «История искусства народов Сибири», «Материальная и духовная культура народов Сибири», «Основы консервации и реставрации музейных предметов». Директор музея, кандидат культурологи Н. А. Белоусова разработала курс по естественноисторическому музееведению для студентов биологического факультета на материалах отдела природы и экологии музея, А. Н. Мухаревой, кандидатом исторических наук, преподавателем кафедры археологии и сотрудником музея читаются спецкурсы по археологии. Знание свойств музейных предметов, основных проблем теории и методологии консервации и реставрации памятников прошлого, определение их места в культуре народов и истории природы в различные исторические периоды определяют все основные аспекты музейной работы: исследовательской, экспозиционной и научно-просветительской, что очень важно для формирования будущего специалиста в области естественноисторического образования. Пропаганда исторических и экологических знаний об историко-культурном и природном наследии Сибири на материалах музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ проводится также через телевидение, радио, публикации в научных изданиях, периодической печати, сборниках конференций различного уровня, работу со школьниками в творческих объединениях и т. д. Сегодня такие формы деятельности присущи большинству музеев высших учебных заведений в Омске, Новосибирске, Кемерово, Томске, Барнауле и Горно-Алтайске. На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) рассматриваемая в исследовании группа музеев выделена в научной литературе как тип учебных музеев;

2) примерно 62 % музеев находятся под патронатом ректоратов, т. е. являются крупными структурными подразделениями вузов;

3) эти музеи выполняют не только учебные функции, но и являются научными и просветительными центрами в своей области знаний.

Еще одним из основных направлений деятельности естественноисторических музеев является научноисследовательская работа.

Научно-исследовательская работа является основой функционирования, одним из ведущих направлений деятельности любого музея - федерального, муниципального или ведомственного подчинения. Комплектование музейного собрания, если оно не подменяется простым сбором экспонатов для экспозиций, обязательно связано с проведением исследований на основе плана научного комплектования. В процессе формирования коллекций музей находит предметы музейного значения, которые документируют процессы и явления, происходящие в обществе и природе. Такая работа требует проведения экспедиций и полевых исследований. Создавая научное описание и паспортизируя отдельные музейные предметы, музейные

44 | Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3

ИСТОРИЯ

сотрудники обнаруживают в них проявление тех или иных закономерностей, тем самым не только расширяют источниковую базу науки, но и получают новые, ранее неизвестные знания.

Научные исследования необходимы и для успешного хранения музейных фондов. Хранение музейных предметов предполагает создание условий для их разностороннего использования как источников знаний, эстетического и эмоционального восприятия. Это возможно только в том случае, когда предмет изучен во всей совокупности его качеств и свойств, а результаты этого изучения зафиксированы в учетной документации. Построение экспозиции требует выявления не только информативных и экспрессивных свойств музейных предметов, но и существующих между этими предметами связей. Специальные исследования необходимы и в целях создания наилучших условий для восприятия экспозиций музейной аудиторией. Таким образом, выявляя и собирая предметы музейного значения, храня музейные предметы, создавая экспозиции и проводя культурно-образовательные программы, музеи не могут пользоваться только результатами изысканий, проводимых другими организациями. Им необходимо вести собственные научные исследования, на которые опирается вся деятельность музея - научно-фондовая, экспозиционная, просветительная и образовательная.

Научно-исследовательская деятельность музея складывается из профильных и музееведческих изысканий. Первое направление в научных исследованиях определяется в рамках профильных наук, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. Музейные специалисты принимают участие в разработке примерно тех же проблем, что и сотрудники других родственных по профилю научно-исследовательских учреждений. При этом они опираются на фонды и исследуют вопросы, недостаточно изученные в профильных дисциплинах, но важные для музеев.

Таким образом, имея единый предмет исследования, музеи и специализированные научные учреждения выполняют разные функции. Второе направление в исследовательской работе музеев находит свое отражение в научных конференциях, симпозиумах, чтениях и др. Издание материалов этих форумов фиксирует научную работу музеев. Многие музеи активно взаимодействуют как с региональными, так и с федеральными российскими научными центрами по конкретным направлениям своих научных изысканий. Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В рамках одного музея научно-исследовательская деятельность первого и второго направлений находится во взаимодействии. С одной стороны, учитываются новые научные открытия в профильных науках, источниковый материал которых хранится в музее. С другой стороны, музей - единый организм, поэтому все достижения и открытия в исследовательской работе первого направления находят преломление в музееведческих исследованиях. Например, изучение этнографических собраний музея может быть положено в основу концепции этнографической экс-

позиции, выставки, разработки сценария фольклорного праздника, тематики работы кружка, интерактивной детской экскурсии и др. При разработке перспективного плана выставок потребуется углубленное изучение фондов, музейных каталогов, разработка программ комплектования фондовых материалов, включающих систему выявления и сбора материалов в государственных учреждениях (архивах, других музеях) и у частных лиц, что в свою очередь предполагает исследования в области профильной науки. Таким образом, специфика музейных учреждений приводит к органичному сочетанию в рамках одного музея первого и второго направления исследовательской деятельности. Продуманное соединение этих двух направлений обеспечивает динамику развития музея, открытого к восприятию новых идей, тенденций, перспективных изменений [10]. Музеям разных групп присущи определенные виды исследовательских работ. Понимание этой специфики помогает четко планировать научные исследования с учетом координации не только внутренних структур музея, но и совместной деятельности с внешними организациями, с которыми музей постоянно взаимодействует: исследовательскими, образовательными, культурными, производственными и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Естественноисторический вузовский музей имеет свою специфику. Прежде всего, он сориентирован на учебный процесс, его предметность. Вузовский музей - это своего рода отчет научного коллектива преподавателей и студентов о научных исследованиях, достижениях в науке. Поэтому музей при вузе должен быть посещаем, открыт для города, о нем должны знать, он должен выполнять свою социальную роль, быть доступен и рекламируем. Несмотря на то, что естественноисторические музеи вузов формально создавались как учебно-вспомогательные подразделения, они с первых лет своего существования решали задачи научных, учебных и культурных центров города, региона. То есть они практически выполняли и выполняют все функции, присущие государственным музеям. Сегодня они составляют существенную часть наследия нашей страны и юга Западной Сибири в частности, а также становятся все более доступными для широкой публики.

Научно-исследовательская работа в естественноисторических музеях высших учебных заведений велась постоянно, но с разной интенсивностью. На сотрудниках вузовского музея лежит ответственность за состояние культурного наследия перед аудиторией новых поколений студентов, сотрудников и сограждан. От того, насколько востребован музей городским и региональным сообществом, напрямую зависит существование и развитие музея. Поэтому, решая просветительные, учебно-образовательные задачи, вузовские музеи стараются учитывать интересы не только студенческой аудитории, но и интересы всей разносторонней структуры общества. Им отведена особая роль в развитии научного процесса и образования.

Музей создает условия для общения с людьми через выставки, научно-образовательные программы, он работает с социально незащищенными слоями населения, физически неполноценными посетителями. Музеи стимулируют воображение, наблюдательность,

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3 | 45

ИСТОРИЯ

мышление, восприятие других культур, других времен, других взглядов. Они способствуют более глубокому вовлечению зрителя в мир истории, искусства и культуры, природы, а следовательно, задают определенный ценностный вектор и гуманизируют научнообразовательный процесс. Степень обучающего (образовательного) воздействия музея на каждого посетителя глубоко индивидуальна. Этот процесс вовлекает в себя не только конкретную информацию, но и понимание этой информации, связь отдельного человека с другими людьми и миром вообще. Важность и значение музеев в научно-образовательном процессе не могут быть представлены в цифрах. Значение этических, исторических, научных и общечеловеческих ценностей, которыми обладают музеи, не может быть конкретно определено, оно может быть только признано обществом.

Необходимо отметить, что в 70-е гг. XX в. и в начале XXI в. научно-исследовательская работа велась наиболее интенсивно. Это можно проследить по публикациям сотрудников вузовских музеев, которые представляют результаты научной работы в музеях. Именно в эти периоды активизируется деятельность музеев во всех направлениях: создание новых экспозиций на основании научных исследований, выставочная, научно-просветительская работа, создание научных обществ при музеях. В естественноисторических вузовских музеях научно-исследовательские процессы проходят наиболее активно, так как здесь привлекаются силы научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов для работы над экспозицией, организацией фондов, сбора музейных предметов. Фонды естественноисторических музеев высшей школы отличаются специализированным подбором и широтой сборов научного материала. Научные школы и направления высших учебных заведений формируют научные коллекции как результат своей научной деятельности. Примером тому могут служить естественноисторические музеи Томского государственного университета, музеи Томского политехнического института (университета), Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омского института сельского хозяйства, Кемеровского государственного университета, Новосибирского педагогического института, Алтайского государственного университета и других вузов юга Западной Сибири. Разработка концепции экспозиции в музеях истории вузов, профильных наук, мемориальных и т. д. - это совместный труд музейных работников, ученых, сотрудников вуза. В соответствии с положением музея в системе вуза научно-исследовательская работа ведется в рамках кафедры, факультета или вуза.

Одним из направлений в научной работе является участие в программах и грантах Министерства образования и науки Российской Федерации (МО РФ). В настоящее время это одно из перспективных видов научной деятельности вузовских музеев. В этом направлении работают университетские музеи Омска, Томка, Кемерово, Барнаула. Так, например, музей Кемеровского государственного университета ряд лет участвует в таких программах: - ФП «Университеты России» 10.01. Д.24 2001 г. (Отчет об этноэкологиче-ских исследованиях в Кемеровском районе Кемеров-

ской области), Этноэкологические процессы в Прито-мье 2002 г.; гранты МОиНРФ по научной программе «Федерально-региональная политика в науке и образовании» ФРП № 1114 «Инновационные технологии в научно-образовательном пространстве музея КМА-ЭЭ» (2003); МО РФ № 1370 «Культурно-образовательные и информационные ресурсы музея КМАЭЭ» (2004); МО РФ № 4531, 2647 «Информационный научно-образовательный комплекс музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ» (2005 -2011), РГНФ № 13-11-42006 «Музейные коллекции как источник в научно-прикладных исследованиях высших учебных заведений» (2013 - 2014).

Другим важным направлением является создание каталогов, проведение конференций, издание трудов и сборников статей по тематике музейных собраний. Для крупных государственных музеев этот вид деятельности является нормой. Для большинства сибирских вузовских музеев такой вид деятельности стал возможен только со второй половины XX в. Первым музеем, опубликовавшим каталоги музейных коллекций, стал музей археологии и этнографии Томского университета. С 1888 по 1898 гг. создателем этого музея ученым-энциклопедистом В. М. Флоринским было опубликовано семь работ, в которых содержались каталоги и подробные годовые отчеты о состоянии дел в музее. Наиболее крупными изданиями были: «Археологический музей Томского университета» 1888 г., «Прибавление к каталогу археологического музея Томского университета» 1890 г., «Второе прибавление к каталогу археологического музея Томского университета» 1898 г. Практически через сто лет, в 1979 г., выходит «Каталог этнографических коллекций музея археологии и этнографии Сибири Томского университета» под редакцией профессора, доктора исторических наук Н. А. Томилова, состоящий из двух томов. Таким образом, в рамках данного музея была заложена основа систематизации музейных предметов. С 1974 г. была начата работа по научной паспортизации и каталогизации музейных предметов этнографических коллекций государственных музеев Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени. Эта же задача была поставлена перед государственными музеями в письме Министерства культуры РСФСР от 15 января 1979 г. № 01-15/16-10 «О паспортизации музейных коллекций». И только в 1998 - 1999 гг. была продолжена работа в музеях высшей школы по созданию каталогов в Омском государственном университете под руководством д.и.н., профессора А. Н. Томилова и кандидата исторических наук, руководителя музея Г. М. Патрушевой. Результатом научной обработки этнографических коллекций из фондов музея археологии и этнографии Омского государственного университета стал двухтомный Каталог по культуре татар Западной Сибири [15, с. 45 - 59].

Работы в данном направлении были начаты в музее «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. В начале 1990-х г. в Лаборатории Баз данных (руководитель д.и.н., профессор Я. А. Шер) при кафедре археологии КемГУ была разработана первая структура БД археологических коллекций из фондов музея. Затем работа была продолжена на материалах этнографиче-

46 | Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3

ИСТОРИЯ

ских коллекций. Практика научного сотрудничества с ведущими музеями страны: Санкт-Петербургскими -Российским этнографическим музеем и Музеем антропологии и этнографии (Кунсткамерой), государственными музеями Сибири дала положительный результат. Руководителем отдела этнографии музея КемГУ Т. И. Кимеевой и доцентом кафедры археологии этнографом В. М. Кимеевым была предложена более подробная типология предметов, чем в опубликованных ранее каталогах по коллекциям народов Южной Сибири. Ими был разработан в соответствии с хозяйственно-культурными типами тематический классификатор, основанный на сложившейся в отечественной этнографии типологии памятников традиционно-бытовой культуры. Научные исследования были проведены на материалах шорских коллекций, результатом которых явился электронный каталог по учету и систематизации этнографических музейных предметов и изданный в 1999 г. пятитомник «Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России» [9, с. 180 - 187].

Дальнейшая работа в области систематизации музейных коллекций привела к подготовке и выходу в свет в 2004 г. первого выпуска «Каталога коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета (Составители: Л. Ю. Касастикова, Н. А. Белоусова, Т. И. Ки-меева, О. Б. Шрайбман, В. А. Полевод, А. Н. Мухаре-ва). В этом каталоге дается новый подход к представлению музейных коллекций, которые содержат значительные материалы по археологии, этнографии, с памятников первобытного наскального искусства Алтая, Хакасии, Казахстана, Киргизии, остеологическими, палеонтологическими, орнитологическими и энтомологическими материалами - ОФ более 110000 единиц хранения. В нем сочетаются как традиционный принцип подачи коллекционных материалов, так и представление коллекций с архивными материалами и литературой [3, с. 171].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале XXI в. в масштабах страны решается вопрос о введении в музейный оборот коллекций вузовских музеев не только через публикацию каталогов, но и Интернет-ресурсы. Вопрос о введении фондов вузовских музеев в единый музейный фонд России возможно разрешить только при правильной постановке научной работы в музее и введением в штатное расписание ставок научных сотрудников. В естественноисторических музеях создаются электронные базы данных для учета и квалифицированной научной классификации музейных предметов. Примером могут служить музеи археологии и этнографии Сибири, зоологический, минералогический Томского государственного университета; музей археологии и этнографии Омского государственного университета; музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. В последнем из перечисленных музеев получено «Свидетельство об официальной регистрации базы данных, выданное Федеральной службой РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2005620244 от 26 сентября 2005 г. (разработчики: Л. Ю. Боброва, Т. И. Кимеева, Н. А. Белоусова,

О. Б. Шрайбман, М. И. Васильченко)». Разработанная

база данных вместе с программой по отдельным коллекциям (археология, этнография, зоология) может быть с успехом применена не только в вузовских, но и в государственных музеях, где имеются подобные материалы. Сегодня профильные научные музеи, созданные в 70-е - 90-е гг. прошлого века (включая музеи Томского университета созданные ранее), являются основой современной сети вузовских музеев. Но, к сожалению, музейные фонды вузовских музеев не состоят на государственном учете, несмотря на то, что они считаются государственными по форме финансирования через Министерство образования РФ. Государственный учет осуществляется лишь в том случае, если материалы вузовского музея переданы на ответственное хранение в государственный музей. Таким образом, на практике фонды вузовских музеев не входят в единый государственный музейной фонд России. Только в настоящее время, а именно с 2005 г., были предприняты первые попытки введения части фондов естественноисторических музеев высшей школы (археологического наследия) в единый музейный фонд страны отделами по учету и сохранению историко-культурного и природного наследия Министерства культуры РФ в отдельных Федеральных округах России. Сегодня эта работа ведется и в Сибирском Федеральном округе. Для успешной работы необходима выработка совместных документов в Министерстве образования и науки Министерства культуры РФ для упорядочения штатных расписаний музеев, с обязательными выделением ставок хранителей.

В связи с вышеизложенным, можно сделать определенные выводы.

1. Научно-исследовательская и просветительская деятельность сегодня является неотъемлемой частью работы естественноисторических музеев высших учебных заведений юга Западной Сибири.

2. Научные исследования необходимы для успешного хранения музейных фондов и их представления для широкой публики через публикацию их в печатном и электронном варианте, а также через Интернет-ресурсы.

3. Активизацию в научно-исследовательской деятельности естественноисторических музеев высших учебных заведений юга Западной Сибири можно отметить в период 1970-е - к. 1980-х гг., а затем с начала 2000-х по настоящее время. Работа вузовских музеев по каталогизации музейных коллекций привела к решению Федерального Сибирского округа в 2006 г о включении музейных коллекций вузовских музеев в единый музейный фонд России.

Все это будет способствовать сохранению историко-культурного и природного наследия, собранного в музеях в высших учебных заведениях юга Западной Сибири. Но для ведения научной и хранительской работы на соответствующем уровне необходимо решить основную проблему - ввести в штат вузовских музеев научных сотрудников. И тогда эти музеи станут действительно государственными хранилищами научных музейных коллекций и будут соответствовать требованиям Министерства культуры РФ, предъявляемым к музейным учреждениям.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3 | 47

ИСТОРИЯ

Литература

1. Аленина С. В., Белоусова Н. А., Панкова Н. Ю., Рудаметова Г. А., Тарбазанова Н. А., Шандурова А. А. Введение в историю: учебно-методическое пособие для учителя с краеведческим материалом. Класс 4. Кемерово: МОУ ДПО «Научно-методический центр», 2005. Ч. I. 154 с.

2. Белоусова Н. А., Григорьева И. В., Еремеева Т. А., Романенко Я. В., Тарбазанова Н. А., Тельманова А. С. Введение в историю: учебно-методическое пособие для учителя с краеведческим материалом. Класс 3. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 113 с.

3. Белоусова Н. А., Касастикова Л. Ю. Электронный каталог археологических коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ и аспекты его применения // Музей и современные технологии: материалы Всероссийских научных конференций. Томск, 2003 г., 2004 г., 2005 г. Томск: Изд-во ТГУ, 2006.

4. Закс А. Б. Динамика социальных функций музеев СССР // Музееведение. Музеи мира. М., 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Иксанова И. В. Музейный работник и музеевед: проблемы взаимодействия // Музеи Москвы и музеоло-гия ХХ в. М., 1997. С. 12 - 15.

6. Каталог коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ / науч. ред. Я. А. Шер. -Кемерово: Кузбасс, 2004. Вып. 1. 112 с.

7. Каталог коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ / науч. ред. Я. А. Шер,

В. В. Бобров. Кемерово: Кузбасс, 2006. Вып. 2. 121 с.

8. Каталог коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ / науч. ред. Я. А. Шер,

В. В. Бобров. Кемерово: Кузбасс, 2008. Вып. 3. 128 с.

9. Кимеев В. М., Кандрашин Д. Е., Кимеева Т. И. Культура шорцев в этнографических коллекциях музеев России (опыт создания этнографического каталога и графической базы) // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998.

10. Музейное дело России / под ред. Каулен М. Е. М.: Изд-во «ВК», 2003. 614 с.

11. Пищулин Ю. П. О научном комплектовании музейных фондов // Актуальные проблемы фондовой работы: сб. науч. тр. НИИ культуры. № 83. М., 1979.

12. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР и типовое положение о вузовском музее. М., 1984. 8 с.

13. Равикович Д. А. Социальные функции музея: споры о будущем // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1989.

14. Разгон А. М. Российский Исторический музей. История его основания и деятельности (1872 - 1917) // Очерки истории музейного дела в России. М.: Изд-во НИИ музееведения, 1960. Вып. 2. С. 224 - 299.

15. Томилов Н. А. Опыт научной паспортизации и каталогизации этнографических фондов сибирских музеев // Хозяйство и средства передвижения татар в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. Новосибирск: Наука, 1999.

16. Ходецкий В. Г., Кирсанова Е. Л. Учебная и воспитательная роль университетского музея // Основные концептуальные подходы к определению социокультурной роли музеев в общественной жизни региона: материалы заседания Сибирского филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев при Министерстве культуры РФ 5 - 9 августа 2002 г. Иркутск: Оттиск, 2002.

17. Юренева Т. Ю. Музееведение. М.: Академический Проект, 2003. 560 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе:

Белоусова Наталья Александровна - директор музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, кандидат культурологии, belna55@mail.ru.

Natalia А. Belousova - Candidate of Cultural Studies, Director of the Museum of “Archaeology, anthropology and ecology of Siberia”, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 28 июля 2014 г.

48 | Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 3