Научная статья на тему 'Рецензия: Н. А. Белоусова, Л. З. Боголепова "музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири". Кемерово, 2016. 414 с'

Рецензия: Н. А. Белоусова, Л. З. Боголепова "музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири". Кемерово, 2016. 414 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / НАУЧНАЯ РАБОТА МУЗЕЕВ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ / ФОНДОВАЯ РАБОТА МУЗЕЕВ / МЕЖМУЗЕЙНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / MUSEUMS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SOUTH OF WESTERN SIBERIA / SCIENTIFIC WORK OF MUSEUMS / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MUSEUMS / MUSEUM WORK / INTER-MUSEUM COORDI-NATION COUNCIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулемзин А. М.

Рецензируется монография, посвящённая исследованию возникновения, развития, современ-ного состояния и научно-просветительской деятельности специфической группы музеев музеев высших учебных заведений юга Западной Сибири. Отмечается инновационный вклад кандидатов культурологии Н. А. Белоусовой и Л. З. Боголеповой в разработку данного научного направления. Сделан вывод о том, что авторами проделана большая работа по изучению вузовских музеев, их истории, успехов в развитии науки, просвещения и вклада в культуру региона, а также рассмот-рены проблемы, недостатки и пути их преодоления. В рецензии дана высокая оценка данного ис-следования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW: BELOUSOVA N. A., BOGOLEPOVA L. Z. “MUSEUMS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SOUTH OF WESTERN SIBERIA”. KEMEROVO, 2016. 414 p

The monograph reviewed is devoted to the study of the origin, development, current state and scien-tific and educational activities of a specific group of museums museums of higher educational institu-tions in the south of Western Siberia. The reviewer noted an innovative contribution of the candidates of Cultural Studies N. A. Belousova and L. Z. Bogolepova in the development of this research field. It is concluded that the authors have done a great deal to identify university museums, their history, progress in the advance of science, education and contribution to the culture of the region, as well as problems, shortcomings and ways to overcome them. The review expresses a high opinion of this study.

Текст научной работы на тему «Рецензия: Н. А. Белоусова, Л. З. Боголепова "музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири". Кемерово, 2016. 414 с»

Раздел 5 РЕЦЕНЗИИ

УДК 069:378 .1(571.1)(049.32)

А. М. Кулемзин

Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

РЕЦЕНЗИЯ: Н. А. БЕЛОУСОВА, Л. З. БОГОЛЕПОВА «МУЗЕИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ».

КЕМЕРОВО, 2016. 414 с.

Рецензируется монография, посвящённая исследованию возникновения, развития, современного состояния и научно-просветительской деятельности специфической группы музеев - музеев высших учебных заведений юга Западной Сибири. Отмечается инновационный вклад кандидатов культурологии Н. А. Белоусовой и Л. З. Боголеповой в разработку данного научного направления. Сделан вывод о том, что авторами проделана большая работа по изучению вузовских музеев, их истории, успехов в развитии науки, просвещения и вклада в культуру региона, а также рассмотрены проблемы, недостатки и пути их преодоления. В рецензии дана высокая оценка данного исследования.

Ключевые слова: музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири, научная работа музеев, культурно-просветительная деятельность музеев, фондовая работа музеев, межмузейный координационный совет.

Anatoly M. Kulemzin Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

REVIEW: BELOUSOVA N. A., BOGOLEPOVA L. Z.

"MUSEUMS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SOUTH OF WESTERN SIBERIA". KEMEROVO, 2016. 414 p.

The monograph reviewed is devoted to the study of the origin, development, current state and scientific and educational activities of a specific group of museums - museums of higher educational institutions in the south of Western Siberia. The reviewer noted an innovative contribution of the candidates of Cultural Studies N. A. Belousova and L. Z. Bogolepova in the development of this research field. It is concluded that the authors have done a great deal to identify university museums, their history, progress in the advance of science, education and contribution to the culture of the region, as well as problems, shortcomings and ways to overcome them. The review expresses a high opinion of this study.

Keywords: museums of higher educational institutions in the south of Western Siberia, scientific work of museums, cultural and educational activities of museums, museum work, inter-museum coordination council.

Музейная деятельность и музейная сеть России в настоящее время переживают очередной всплеск активности и расширения. Так было во второй половине Х1Х в., в 20-х гг. и в 70-80-х гг. ХХ в. Несмотря на свой консерватизм, вытекающий из ретроспекции основного предмета музейной деятельности, музеи всегда, хоть и с некоторым отставанием, реагировали на изменения внутренней жизни страны. Активность или неактивность музейной деятельности и роста музейной сети зависят от многих составляющих: официальной идеологии государства, степени развитости демократических общественных институтов, позиции местной администрации,

наличия научной (нетехнической) и краеведческой интеллигенции в конкретном регионе, экономических возможностях страны, культурного уровня населения и от многих других факторов. Какой из них будет играть определяющую роль на каждом конкретном историческом этапе страны и в конкретном регионе предугадать трудно. Общая картина складывается из сложной мозаики перечисленных факторов.

Мировая историческая тенденция такова: чем образованнее общество, чем оно более демократично, чем развитее гражданские общественные институты, чем выше общая культура всего населения, тем больше музеев, тем активнее музейная деятельность. А это значит и большее их влияние на просвещение общества и донесение до него достоверных исторических фактов, заключённых в музейных предметах. В этом состоит благородная гуманистическая и демократическая миссия музея как социального института. И наоборот, если в стране начинает «сворачиваться» музейная деятельность, сокращаться финансирование, сжиматься музейная сеть, то это для общества является серьёзным сигналом усиления тоталитаризма, «сжимания» демократии, силовое насаждение «единомыслия». Таким образом, музей - это своеобразная «лакмусовая бумажка», сигнализирующая о социально-политическом здоровье общества.

В прошедшие два с половиной десятилетия на юге Западной Сибири сложилось благоприятное стечение обстоятельств для расширения музейной сети и для активизации музейной деятельности. Одним из факторов этого благоприятствования явилась быстро сформировавшаяся система подготовки высококвалифицированных кадров (от бакалавров до докторов наук) для обеспечения специалистами музейной сети. Здесь, начиная с 2000 гг., были открыты специализированные кафедры музееведения и музеологии или открыты направления по подготовке музееведов при других кафедрах в восьми вузах разных городов региона - Барнаула, Кемерово, Новосибирска, Омска, Сургута, Томска, Тюмени, Горно-Алтайска. Кемеровский государственный институт культуры был первым среди них. Здесь в 2000 году была открыта кафедра музееведения, впоследствии аспирантура и докторантура, а также совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Под влиянием этих новых веяний активно возникают музеи ведомственной вузовской подчинённости: а - естественнонаучные музеи, как вспомогательные учебно-методические лаборатории; б - исторические музеи, отражающие историю вузов. В настоящее время на территории юга Западной Сибири действуют 75 вузовских музеев данного типа.

Как известно, количественные изменения рано или поздно должны повлиять на качественное состояние явления. Произошедшие положительные изменения в музейной сети и в подготовке специалистов необходимо должны были привести к теоретическому осмыслению этого феномена в научной и культурной жизни Сибири. Так появилась на свет рецензируемая книга Н. А. Белоусовой и Л. З. Боголеповой «Музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири». Данная монография - итог многолетнего труда по одному из направлений исследований кемеровской музееведческой школы. Эта объёмная книга [414 с.] состоит из трёх глав и солидного приложения.

Особо следует оценить «Введение», которое имеет значение самостоятельного научного исследования в области музееведения, раскрывающее замысел авторов, актуальность, проблему исследования и историографию вопроса, а также дающее суммарную оценку вузовских музеев как специфической формы социокультурной и научной жизни региона. Актуальность этого исследования, по мнению авторов, «... обусловлена, с одной стороны, ростом и реорганизацией сети вузовских музеев юга Западной Сибири, усилением влияния этих музеев на учебный и научный процессы, а с другой - необходимостью обобщения опыта работы вузовских музеев, определения их места в социокультурном пространстве региона и перспектив развития на современном этапе».

[с. 9].

Выбор территории исследования так же неслучаен. Он объясняется тем, что юг Западной Сибири - это наиболее освоенный в хозяйственном отношении, промышленно развитый регион Сибири. Базой исследования стали 75 музеев высших учебных заведений в городах Томске, Новосибирске, Омске, Кемерово, Новокузнецке, Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске. Именно здесь сосредоточен экономический, научный и культурный потенциал, позволивший стать им центрами музейной жизни.

Однако бурное развитие вузовских музеев, по мнению авторов, привело к возникновению ряда проблем, на решение которых и направлено настоящее исследование. Среди них: недостатки в учёте, систематизации и атрибуции музейных предметов, недостаточное использование музейных материалов в учебном процессе и научной работе, недостатки в подборе экспозиционного материала и создании экспозиций, кадровая проблема. По этим причинам «. с одной стороны,

музеи становятся все более активным фактором в культурной жизни учреждений высшего образования с другой - теоретическое осмысление научно-фондовой работы музеев как основы экспозиционной культурно-образовательной деятельности с позиций широкого культурологического подхода явно недостаточно и не отвечает требованиям повышения их роли в научной и культурной жизни регионов» [с. 18].

Историографическая часть исследования показала, что изучение истории и проблем вузовских музеев юга Западной Сибири довольно поздно стало привлекать к себе внимание учёных. Первые публикации появились лишь в 90-х гг. ХХ в.

Первая глава «Концептуальные основания и культурно-исторические предпосылки становления и развития музеев высших учебных заведений юга Западной Сибири» является историко-теоретическим исследованием истоков и причин музейной деятельности и формирования музейной сети на юге Западной Сибири. Здесь рассмотрены причины и предпосылки возникновения первых вузовских музеев на юге Западной Сибири. Опираясь на известные исторические исследования, авторы суммируют их выводы. Этими причинами они называют: бурное экономическое развитие региона, начиная со второй половины Х1Х в.; влияние политической ссылки и мощный приток интеллектуальных сил в Сибирь; создание в Сибири своих местных отделений Русского географического общества; возникновение местных научных и просветительских центров - высших учебных заведений.

Отталкиваясь от общих тенденций в развитии экономики, науки и культуры, авторы раскрывают историческую картину возникновения и развития сети вузовских музеев. При этом отмечен особо интенсивный рост музеев в эпоху современной российской истории. На основе этого они построили объективную периодизацию истории вузовских музеев. Она, на наш взгляд, чрезмерно дробна и в основном базируется на историко-политической периодизации страны в целом. Но известно, что сфера научной и культурной жизни, несмотря на то, что всецело зависит от истории страны, тем не менее, обладает определённой самостоятельностью.

Вторая глава «Музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири в социокультурном пространстве вуза» является, по сути, справочной энциклопедической частью исследования. Здесь последовательно рассматриваются музеи вузов городов Южной Сибири: Томска, Омска, Новосибирска, вузов Кемеровской области, Алтайского края и Республики Алтай. При этом подробно рассмотрена история создания, развитие и научно-просветительская деятельность каждого из них. Особое внимание уделено состоянию наиболее уязвимой части музейного состояния - это фондовой работе. При этом отмечаются как её успехи, но чаще всего недостатки.

Отмечена также и новая тенденция в развитии музеев - это объединение разнопрофильных музеев одного высшего учебного заведения в крупные музейные комплексы.

Ценность данной главы состоит в том, что здесь представлен объёмный материал динамики развития и современного состояния музеев высших учебных заведений юга Сибири. Авторы провели масштабное исследование по выявлению всех естественнонаучных и исторических вузовских музеев государственных разнопрофильных вузов юга Западной Сибири, включая музеи истории высших учебных заведений. Благодаря этой работе им удалось определить общее количество историко-культурного и природного наследия региона (3 643569 единиц хранения, из них 198 715 - в музеях истории вузов, 3 444854 - в естественнонаучных и исторических). Как отмечают авторы, подсчёт единиц хранения приблизителен из-за низкого уровня учётно-фондовой работы, проблем с кадрами. Несмотря на большое количество уникальных и бесценных коллекций, хранящихся в вузовских музеях, их музейные фонды не входят в государственный музейный фонд, а по имеющемуся «Типовому положению о музее высшего учебного заведения» (1984) они «являются государственным хранилищем памятников истории, естественной истории, материальной и духовной культуры» и одновременно научно-вспомогательным подразделением вуза. Авторы в этой главе выдвигают ряд проблем, требующих решения на высоком уровне, одной из которых является проблема изучения, сохранения и презентации исторического и природного наследия региона высших учебных заведений.

Наибольшую ценность, на наш взгляд, представляет третья глава «Музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири в системе сохранения и освоения историко-культурного и природного наследия в конце ХХ - начале ХХ1 вв.». Это глубокое научное исследование специфического культурного явления в истории сибирской науки. В ней детально исследована научно-фондовая работа музеев, традиционные и инновационные её формы.

Несомненной заслугой авторов является разработка концепции научного комплектования музейных коллекций по истории высших учебных заведений, которые имеют свои особенности.

До настоящего исследования в музееведении была разработана и внедрена концепция научного комплектования, а также система их научного описания и атрибуция для музеев коллекционного типа на материалах этнографических коллекций. Предлагаемый авторами подход к научному комплектованию фондов музеев истории высших учебных заведений как к начальному и важному этапу музейной деятельности призван обеспечить плодотворную работу с памятниками историко-культурного наследия, какими являются музейные коллекции на всех последующих этапах: учёте и научной обработке коллекций, их использовании в экспозиционно-выставочной, культурно-образовательной, коммуникативной, научной деятельности.

И что весьма важно для выявления общих тенденций в развитии музейной деятельности на фоне общей истории края и страны в целом, применён метод исследования «просопография», дающий общий взгляд на научно-культурное сообщество работников вузовских музеев, как на портрет своеобразного профессионального сообщества энтузиастов своего дела.

Актуальными и востребованными на сегодняшний день являются формы работы вузовских музеев, связанные с включением историко-культурного и природного наследия в современную культуру путём культурно-образовательной деятельности. Эти инновационные формы рассматриваются авторами монографии в разделе III главы «Актуализация историко-культурного и природного наследия музеев высших учебных заведений». В результате исследования авторы констатируют, что основной особенностью музеев данного типа на современном этапе развития является их учебно-научная направленность, а не учебно-вспомогательная. В работе музеев следует отметить деятельность, направленную на широкое представительство коллекций, фондовых собраний, экспозиций, архивов не только через развитие издательской деятельности, но и создания CD-изданий, электронных Каталогов, создание WEB-ресурсов (сайтов, QR-кодирование отдельных экспонатов и т. д.). Это и проведение интерактивных музейных мероприятий, участие в программах и грантах Министерства образования и науки Российской Федерации, проведение научно-просветительных акций, направленных на актуализацию нематериального наследия народов Сибири на основе научной реконструкции. Это и проведение конференций, издание монографий, статей, справочников по музейной тематике. Музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири активно «включились в систему непрерывного образования в России, охватывающую все её звенья: дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательную и профессионально-техническую школу, средние и высшие учебные заведения, институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также созданию комфортной среды самостоятельного обучения».

Текстовое исследование логически заключает раздел главы III «Место музеев и центров подготовки специалистов по музееведению в социокультурном пространстве региона». Здесь впервые обобщено и рассмотрено такое важное направление в вузовском образовании как подготовка специалистов музейного дела в западно-сибирском регионе. При этом отмечен приоритет КемГУ и КемГУКИ в продвижении этого важного направления для развития культуры. Отмечена инициатива музея «Археологии, этнографии и экологии Сибири» КемГУ, региональных научно-методических координационных межмузейных советов. Они явились мощным стимулом по продвижению современных инновационных музейных технологий в культурное пространство региона. Большую перспективу для развития музеев, музейного образования и в целом для сохранения и актуализации исторического, научного и культурного наследия имеет взаимодействие вузовских музеев с центрами по подготовке специалистов-музееведов с региональными отделениями, департаментами образования, департаментами культуры. Оно раскрывает широкие возможности для разработки и реализации самых смелых и перспективных программ по развитию науки, культуры и образования в регионах.

Как заключительный аккорд звучит последняя оптимистичная фраза авторов - двух ведущих специалистов в области вузовского музееведения Н. А. Белоусовой и Л. З. Боголеповой: «Музеи высших учебных заведений... прочно входят в социокультурное пространство региона, используя традиционные и инновационные формы работы.» [с. 241].

Необходимо отметить, что монография написана грамотным научным языком на хорошем профессиональном уровне.

В итоге, оценивая в целом рецензируемую работу, можно сказать, что своевременно создан солидный, очень нужный для музейной науки и практики труд, являющийся инструментом для развития и совершенствования работы вузовских музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.