Научная статья на тему 'Экспликация проблем музеев истории вузов в современном социокультурном пространстве региона'

Экспликация проблем музеев истории вузов в современном социокультурном пространстве региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
472
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА / CULTUROLOGY / MUSEOLOGY / REGIONAL CULTURE / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / FUNDS SCIENTIFIC WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Боголепова Людмила Захаровна

Статья посвящена исследованию роли музеев истории вузов Западной Сибири в формировании региональной культуры. На основе проведенного анкетирования выявляются проблемы в сохранении и использовании коллекционных материалов музеев данного профиля и рассматриваются пути их решения. Предлагаются практические разработки автора по формированию коллекций, типологизации музейных предметов в свете требований современного общества, направленных на сохранение историкокультурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to role research of history museums of Western Siberia institutes of higher education in the forming of regional culture. On the basis of questionnaire that was made problems of preservation and using museum material of the given profile occur. The ways of problems solving are considered. The author suggest practical developments on collections forming and museum objects typologization in light of modern society requirements aimed at historical and cultural heritage preservation.

Текст научной работы на тему «Экспликация проблем музеев истории вузов в современном социокультурном пространстве региона»

2011 Культурология и искусствоведение № 3

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 008:069.015(571.1/5)

Л.З. Боголепова

ЭКСПЛИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ МУЗЕЕВ ИСТОРИИ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РЕГИОНА

Статья посвящена исследованию роли музеев истории вузов Западной Сибири в формировании региональной культуры. На основе проведенного анкетирования выявляются проблемы в сохранении и использовании коллекционных материалов музеев данного профиля и рассматриваются пути их решения. Предлагаются практические разработки автора по формированию коллекций, типологизации музейных предметов в свете требований современного общества, направленных на сохранение историкокультурного наследия.

Ключевые слова: культурология, музееведение, региональная культура, историкокультурное наследие, научно-фондовая работа.

Современное российское общество характеризуется происходящими в стране социокультурными изменениями, возрастанием роли регионов, их общественного и культурного развития. Культура отдельных регионов, как составляющая российской культуры, в настоящее время находится в поле зрения российских культурологов [1. С. 12]. Углубленное познание многогранной культуры региона в настоящее время является одной из задач региональной культурологии и представляется востребованным в условиях современных подходов к культурному наследию, духовным и культурным ценностям. Согласно мнению культурологов, под определением «регион» рассматривается понимание территориальной и социально-исторической целостности, обладающей определенной степенью внутреннего единства, чувством общности, которые отличают регион от других частей страны [2. С. 60].

В работе исследуется деятельность музеев истории высших учебных заведений Западной Сибири как одного из индустриально развитых регионов, где процесс формирования культурного пространства достаточно сложен и многогранен. Одна из его граней - культура научно-педагогической интеллигенции, в сферу деятельности которой всегда входило содействие решению широкого спектра проблем, связанных с историей науки в регионе, воссозданием духовных ценностей, воспитанием студенческой молодежи и т. д.

Объективными источниками по истории культуры, формировавшейся под влиянием научно-педагогической интеллигенции, являются материалы музейных коллекций, которые несколько десятилетий назад были сосредоточены в таких структурах высших учебных заведений, как мемориальные комнаты, кафедральные музеи, комнаты боевой и трудовой славы. К кон. XX -

нач. XXI в. отмечается бурный рост музеев истории высших учебных заведений, часто создаваемых на базе вышеперечисленных подразделений вузов.

Перед музеями данного профиля в настоящее время встал целый ряд проблем, где одной из главных является проблема учета и систематизации тех материалов, которые в неучтенном виде переданы в состав фондов музеев истории вузов. Следствием отсутствия научной систематизации и учета музейных предметов является тот факт, что коллекции подобного рода до настоящего времени практически не использовались в работах ученых, занимающихся исследованием становления системы высшего образования, формирования научно-педагогической интеллигенции в Сибири, в то время как данное музейное наследие является важной составной частью в становлении современной российской культуры в целом и региональной в частности. Кроме того, отсутствие современного научного подхода к учету и хранению, а также отсутствие научной атрибуции и систематизации музейных предметов затрудняют отбор материалов для подготовки тематико-экспозиционных планов и создания экспозиций.

Учет и систематизация памятников музеев истории вузов должны осуществляться таким образом, чтобы коллекционные материалы включались в многогранные процессы вузовской жизни, а также экспозиционной, научноисследовательской и научно-просветительской деятельности. Вузовский музей истории как хранитель историко-культурного наследия высшей школы и традиций приобретает в условиях современности новый статус - становится научно-культурным центром для формирующейся студенческой культуры, культуры научно-педагогической интеллигенции нового поколения.

Фондовое собрание музеев истории высших учебных заведений обладает своей спецификой в отличие от профильных музеев, так как в нем компактно сосредоточены уникальные материалы по истории науки в каждом конкретном регионе. Через музейные предметы - документы, фотографии, вещественные памятники - раскрываются вехи истории и развития институтов, университетов, академий, научные достижения, история и развитие научных направлений в высшей школе, подготовки высокопрофессиональных специалистов. Музейные предметы предстают как своеобразный информационный источник, позволяющий получить знания об особенностях развития высшего учебного заведения, становления системы высшего образования. Кроме того, они дают возможность получить информацию о духовной стороне жизни вузов и важных для истории региона личностей - о нематериальном историкокультурном наследии, деятельности научно-педагогической интеллигенции, их знаниях, умениях, традициях. Отделить материальную культуру от духовной и нематериальной иногда сложно. «Под нематериальным наследием сегодня понимается совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности и выражения, формирующих у членов человеческого сообщества чувство самобытности и преемственности и признаваемых ценностью. Понятие «нематериальное наследие» включает в себя как объекты наследия, так и способы наследования, и социальные механизмы передачи традиции от человека к человеку» [3. С. 71].

Коллекции музея истории высших учебных заведений обладают рядом присущих только им черт и имеют определенные характеристики.

Во-первых, через них возможно сохранение историко-культурного наследия высшего образования и обеспечение их трансляции в условиях современности.

Во-вторых, посредством коллекций происходит накопление исторических сведений региональных процессов культурной общности, формирующейся в среде научно-педагогической интеллигенции, и их использование при формировании культурной политики региона.

В-третьих, в музейных коллекциях по истории вуза содержатся объективные биографические сведения о представителях научно-педагогической интеллигенции, дающие возможность изучения процессов формирования интеллектуального потенциала региона и культуры как целостности. Огромное влияние на процесс формирования будущего специалиста оказывают преподаватели, их научный и нравственный облик.

В-четвертых, изучение коллекций способствует осознанию проблемной ситуации на государственном уровне в сфере трансляции общественно значимых ценностей, и в первую очередь патриотизма.

Систематизация, построенная на основе современных музейных требований, позволит активно использовать материалы музеев, отражающие опыт высших учебных заведений по формированию интеллектуальной, творческой базы для развития экономики, образования, социальной и духовной сфер региона и т. д.

Как показали результаты обследования музеев истории вузов, проведенные с использованием метода анкетирования, в отдельных крупных городах Западной Сибири - Омске, Томске и Кемерове1, научная обработка коллекционных материалов находится в состоянии, далеком от удовлетворительного. Например, из восьми вузовских музеев Омска2 учетом и научной систематизацией музейных коллекций занимаются только в одном - Музее истории Омского технического университета. Однако и в этом учреждении все формы учетно-фондовой работы достаточно архаичны: хранитель фондов составляет книгу поступлений в редакторе Word и еще раз пишет ее вручную. Отсутствие инновационных форм электронного учета и систематизации затрудняет систему поиска нужных экспонатов и получения данных об их топографии и количестве коллекционных материалов. Доказательством этому являются представленные музеем данные о количестве единиц хранения, полученные в ходе обследования, - 1561 ед. хранения в Музее истории Омского технического университета, действующего, согласно приказу, с 1987 г. Такая цифра для достаточно крупного вузовского музея (о чем можно судить по экспозиции), созданного 33 года назад, является весьма сомнительной.

Сведения о количестве единиц хранения основного фонда остальных вузовских музеев Омска вызывают еще большую тревогу: они все приблизи-

1 На данном этапе обследованы 18 музеев вузов Омской, Томской и Кемеровской областей.

2 Музей истории Омского технического университета, Музей истории Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Народный музей истории Омского государственного аграрного университета, Музей истории Омского государственного педагогического университета, Музей истории Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, Музей истории Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Музей боевой и трудовой славы Омской государственной медицинской академии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Музей боевой и трудовой славы Омского государственного университета путей сообщения.

тельны. Такую же картину показали обследования пяти музеев по истории вузов в Томске1. Наличие актов приема и рукописной книги поступлений позволило им привести также только приблизительную цифру наличия предметов основного фонда.

Из пяти обследованных музеев истории высших учебных заведений Кемерова2 только Отдел истории вуза музея археологии, этнографии и экологии Сибири Кемеровского государственного университета (КемГУ) в своей работе использует информационные технологии наряду с традиционными направлениями в области учетно-фондовой работы, закрепленными в Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР [4]. Систематизация коллекционного материала основного фонда отдела осуществляется по нескольким направлениям:

- типологические коллекции (связь с систематизацией музейных предметов по типологическим признакам - коллекция кубков, медалей, грамот и

т.д.);

- тематические коллекции (группировка разнотипных предметов вокруг общественно-значимых событий, биографий и т.д.);

- мемориальные коллекции (музейные предметы, непосредственно причастные к конкретному событию);

- личные коллекции (музейные предметы, характеризующие представителей научно-педагогической интеллигенции, играющих важную роль в формировании науки).

Коллекции Отдела истории вуза КемГУ, как и в других музеях истории вузов, характеризуются разноплановыми типами источников, включающими вещевые, изобразительные, письменные, фонические, а также фото- и киноисточники [5. С. 374]. Вещевые источники неоднородны, среди них выделяются следующие коллекции: нумизматика, бонистика (бумажные денежные знаки), фалеристика (награды, знаки), памятники науки и техники и др. Особое место среди вещевых источников занимают предметы мемориального значения, связанные с крупными историческими событиями (создание научных школ, факультетов, кафедр), жизнью и деятельностью выдающихся ученых, внесших весомый вклад в становление науки.

Самую многочисленную по составу часть изобразительных источников составляют фотографии. Они отражают самые различные аспекты исторического прошлого и современной жизни вуза: формирование профессорско-преподавательского состава, политическую, социальную, производственную и бытовую деятельность преподавателей, строительство новых корпусов. На снимках изображены руководители вуза, учебные группы, учебные занятия, первые студенческие отряды. История университета - это судьбы его ученых, преподавателей, сотрудников, студентов. Фотографическое документирова-

1 Музей истории Томского государственного педагогического университета, Музей истории Томского государственного университета, Музей истории Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники., Музей истории Томского политехнического университета, Музей истории Томского архитектурно-строительного университета.

2 Музей истории Кемеровского государственного университета культуры и искусства, Отдел истории вуза Кемеровского государственного университета, Музей истории Кемеровской медицинской академии, Музей истории Кемеровского технологического института пищевой промышленности, Музей истории Кузбасского государственного технического университета.

ние различных событий из жизни преподавателей позволяет рассматривать снимки как историческую хронику жизни высшего учебного заведения, энциклопедию быта.

Письменные источники содержат рукописные и печатные документы, мемуары, личные материалы, периодические и непериодические издания, книги, брошюры, программы, пригласительные билеты, дипломы, грамоты, удостоверения и т.д. Исключительно важно соблюсти принцип мемориально-сти: музейные предметы приобретают более высокую значимость и ценность при выявлении автора, владельца, дарителя. Информационное поле расширяется эмоционально и с помощью самой информации.

При отборе источников по истории образовательного учреждения особой ценностью обладают предметы, типичные для образовательного учреждения, которые помогут реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помощью тех вещей, которые были свидетелями события - артефактами истории (ручки, чернильницы, старые книги, тетради, дневники, значки и т. д.).

Любая вещь обладает рядом свойств, следовательно, атрибуция этой вещи, научное описание памятника - неотъемлемая часть научно-фондовой работы. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависят степень и глубина познания объекта. Научная обработка музейного предмета включает составление научного паспорта, основой которого является подробное описание памятника с использованием критериев подлинности (название, материал, принадлежность к вузу, способ изготовления, время изготовления и бытования), а также фиксации его сохранности и размеров. Описание памятника проводится свободным текстом. При описании более детально раскрывается информация, выявленная при атрибуции и зафиксированная в отдельных небольших полях научного паспорта.

Учет и систематизация осуществляются с применением инновационных методов в соответствии с направлениями учетно-фондовой работы музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, в состав которого входит Отдел истории вуза [6. С. 20]. На начальном этапе проводится работа по формированию электронной Книги поступлений. Накапливаемая база данных в электронной Книге поступлений позволяет хранить следующую информацию: инвентарный и коллекционный номера музейного предмета, название коллекции, название и описание музейного предмета, фонд (с обозначением мемориальности или персональности коллекции), материал, размеры, сохранность, способ, дата поступления музейного предмета.

Электронная Книга поступлений, создаваемая в программе Microsoft Excel, зарекомендовала себя как позитивная форма работы с коллекционным материалом. Это удобный и наглядный ввод информации, быстрый поиск нужного материала, выполнение задач по систематизации коллекций, точному определению их численности и т. д. Кроме того, подобная форма данного музейного документа позволяет квалифицированно и в короткий срок создать учетный документ следующего уровня - Инвентарную книгу. Для этого необходимо в предварительно созданной копии Книги поступлений выполнить сортировку документов по одному из ключевых параметров отбираемого «инвентаря», например ключевому слову: «медаль». Затем скопировать все

уже описанные в соответствии с требуемой структурой памятники и включить их в Инвентарную книгу. Инвентарные книги коллекций музеев истории вуза могут быть классифицированы по целому ряду признаков - мемориальному, типу памятников (документы, награды, фотоматериалы) и т.д. Книга поступлений и Инвентарные книги также реализуются в печатном варианте, прошиваются и скрепляются печатью согласно инструкции.

На следующем этапе предполагается конвертирование полученных результатов работы в Microsoft Excel в базу данных электронного каталога, которая включает систему регистрации, хранения, пополнения и просмотра информации в форме, удобной для пользователя. Функции электронного каталога - хранение описания и изображения экспонатов, их классификация, осуществление быстрого поиска и выборка экспонатов по заданным признакам, т.е. то, что поможет квалифицированно подобрать материал для создания будущей экспозиции. В базе данных электронного каталога можно создавать любое количество карточек для описания экспонатов - научных паспортов музейных предметов.

В условиях развития современного общества вопросы применения электронных технологий в учетно-фондовой работе признаются актуальными рядом музееведов, деятельность которых так или иначе связывалась с научной обработкой коллекционных материалов. Как правило, создание рукописных вариантов книг поступлений, инвентарных книг, научных паспортов занимает очень много времени и проводится в крупных музеях, где в каждом отделе специальный штатный сотрудник их заполняет. В небольших ведомственных музеях с ограниченным числом персонала в лучшем случае из всего перечня документов учета имеется в наличии рукописная книга поступлений, в которой не только отсутствует классификация музейных коллекций, но зачастую не подразделяются предметы основного и научно-вспомогательного фондов.

Исходя из результатов обследования музеев части региона Западной Сибири можно заключить, что трудоемкость и неперспективность ведения учетно-фондовой документации без применения компьютерных технологий в сочетании с низкой оплатой труда работников музеев приводят к тому, что учетом и хранением неоценимого историко-культурного наследия в музеях истории вузов занимаются преподаватели-совместители, бывшие сотрудники кафедр и нынешние пенсионеры, но не специалисты музейного дела. К сожалению, в настоящее время вопрос о планомерном использовании электронных вариантов музейной документации до настоящего времени остается открытым. Как показывают результаты исследования, учетно-фондовая работа является фундаментом музейной деятельности, и от того, как она организована, зависит и научное проектирование экспозиции, и квалифицированная экскурсионная деятельность, и сохранность для последующих поколений части невосполнимого историко-культурного наследия.

Результаты исследований показали необходимость решения проблемы по учету и хранению памятников, хранящихся в музеях истории вузов Западной Сибири. В первую очередь недостаточное количество штатных единиц должно компенсироваться наличием компьютерной техники. В таком случае при наличии разработанной электронной документации к атрибуции и учету музейных предметов могут привлекаться студенты под руководством сотрудни-

ка музея. Такая практика имеет место в Отделе истории вуза Кемеровского государственного университета.

Применение информационных методов при работе с коллекциями, способность привлечь студентов к сохранению памятников также способствуют внедрению историко-культурного наследия в учебный и научно-образовательный процессы. Музейное коллекционное собрание приобретает свойство мобильности путем перевода его в электронный вид. Информатизация музейной деятельности способна не только усовершенствовать отдельные аспекты деятельности вузовских музеев, но и повысить его социальный статус в целом и усилить учебно-воспитательную функцию в деле подготовки специалистов в различных областях науки.

Таким образом, феноменальность музейной коллекции по истории вуза заключается в своеобразном единстве сосредоточенного в них материального и нематериального историко-культурного наследия. Результаты анкетирования показали, что перспективы развития музеев истории вузов связаны с совершенствованием форм работы музеев в соответствии с требованиями времени. Востребованность коллекционных материалов по истории вузов в современных условиях обусловлена естественной реакцией на потребности общества в сохранении, эффективном использовании и воспроизводстве историко-культурного наследия, связанного с процессами просвещения, образования и воспитания. Учетно-фондовая работа, являющаяся фундаментальной основой всей деятельности музеев должна быть организована в музеях истории вузов на научной основе. Только в этом случае региональная часть историко-культурного наследия страны может быть исследована во всех аспектах, реализована в современной жизни и сохранена для последующих поколений.

Литература

1. Иконникова С.Н. Региональная культурология: проблемы и перспективы // Культура на пороге III тысячелетия : сб. ст. СПб., 1999. С. 12-18.

2. Мастеница Е.М. Региональная культурология: проблемы и перспективы // От краеведения к культурологии: Российскому институту культурологии - 70 лет: сб. ст. М., 2002. С. 59-67.

3. Шулепова Э.А., Каулен М.Е., Чувилова И.В., Черкаева О.Е., Губина М.В., Черняв-

ская Е.Н., Хаханова Л.П. Культурное наследие в контексте инновационных гуманитарных технологий // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. Вып. 3. Кемерово, 2009. С. 5-90.

4. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Приказ министерства культуры СССР № 290 от 17 июля 1985 г. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.innovbusiness.ru (дата обращения: 27.09.2010).

5. Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2003. 560 с.

6. Белоусова Н.А., Кимеева Т.И. Формирование инновационных моделей музейной коммуникации в музеях высшей школы Западной Сибири // Изв. Алт. гос. ун-та. 2007. № 4/2. С. 1922.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.