КУЛЬТУРОЙ
ОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ
2019/3(37)
Музееведение
JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH
ISSN 2222-2480
Электронное периодическое рецензируемое научное издание
■ыходит с 2010 года
Рыбак К.Е.
Место и роль музеев, действующих на общественных началах, в системе советских и российских музеев (Часть 1)
Аннотация. В статье обсуждается зарождение и развитие в музейной сети СССР института музеев, действующих на общественных началах (общественных, народных, школьных музеев и др.). Изучено изменение этого института в парамузейные структуры, деятельность которых в силу правового статуса в полной мере не охватывается действующим законодательством о музеях. Также исследованы профили деятельности музеев, которые были характерны для общественных музеев.
Общественные музеи в основном были комплексного профиля и дополняли собой бюджетные музеи. Общественные музеи являлись фактором развития сети государственных музеев, поскольку потенциально могли стать филиалами государственных музеев либо обособиться в самостоятельные бюджетные государственные учреждения.
В развитии сети общественных музеев проявлялся системный закон периферийного развития, по которому все новое в системе возникает именно на периферийных уровнях системы, где слабы системные связи. Действительно, деятельность общественных музеев была в меньшей степени регламентирована, нежели работа бюджетных музеев, что давало большую степень свободы для развития общественных музеев.
Основная задача общественных музеев сводилась к пропаганде марксистско-ленинского мировоззрения и достижений коммунистического строительства, повышению образованности и культуры советских людей, их эстетическом воспитании и формировании чувства советского патриотизма. И, что не менее важно, направлять досуг населения в значимом для государства направлении.
Деятельность общественных музеев по выявлению и собиранию экспонатов позволяла выявлять у населения подлинные памятники материальной и духовной культуры, с последующим
http://cr-joumaLm/ms/joumals/483.html&jJd=40
включением последних в музейный фонд СССР. Как правило, такое изъятие носило безвозмездный характер.
Анализ организационно-правовой формы общественных музеев, созданных в период Союза ССР, свидетельствует, что они создавались без образования юридического лица и в подавляющем числе являлись структурными подразделениями предприятий, учреждений или организаций.
Игнорирование с начала 1990-х годов вопроса о необходимости правовой регламентации общественных отношений, связанных с восстановлением, развитием и деятельности общественных музеев, в определенной степени маргинализировало этот институт и привело к возникновению парамузейных образований, которые под видом деятельности музеев реализуют иные цели и задачи. Следует отметить, что такое игнорирование, полагаем, посредственно способствовало обеднению фондов общественных музеев и рассредоточению предметов этих музеев в частных руках.
Ключевые слова: музейная сеть, система музеев, классификация музеев, профили деятельности музеев, общественные музеи, народные музеи, школьные музеи, парамузейные организации, музейное право.
Предваряя рассмотрение вопроса об организации деятельности музеев на общественных началах, называемых также в литературе общественными музеями, народными музеям, рельефно опишем их место в музейной сети СССР, перечислим способы классификации музеев и основные профили общественных музеев.
Вообще понятийный аппарат музееведения хотя и был бытийно устоявшимся, но не являлся догматическим, о чем свидетельствуют многочисленные справочники по музейным терминам (см. ниже), а также методические рекомендации в помощь музеям, в конце которых давались глоссарии. Исключение составляли термины, которые были включены в структуру нормативных правовых актов советского времени.
Приведем пример из статьи В.Радуса-Зеньковича (в 1938-1940 гг. возглавлял музейно-краеведческое управление Народного комиссариата просвещения СССР), опубликованной в 1938 году: «Начну с курьеза. В первые дни моего знакомства с работой Музейного отдела некоторые музейные работники в числе особо острых задач всерьез называли мне задачу создания словаря музейных терминов... Я не мало потешался над тем, что, если такого словаря не будет, тогда работникам музеев угрожает "вавилонское столпотворение". Считал тогда и считаю, что без специального словаря в необходимых случаях мы прекрасно разберемся и найдем общий язык в отношении таких обозначений, как например, фонды, архив и т.п. .Зато во всей силе и остроте стоит вопрос по уяснению основных понятий, содержания, значения музейной работы. В отношении основных положений музейной работы имеется много путаницы. Что такое музей? Как
понимать научно-исследовательскую работу музеев? Как строить массовую работу музеев? Четких ответов не существует» [1. С. 9].
Негативной оценке В.Радус-Зеньковича подверглось и определение, что «музей - это учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников и документов человеческой деятельности в прошлом и настоящем, а также предметов природы» [1. С. 9]. Спустя 80 лет это определение с некоторой перефразировкой вошло к категориальный аппарат Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», что может свидетельствовать об устоявшемся и в научном сообществе и бытийном понимании музея.
Музейная сеть - исторически сложившаяся совокупность музеев, действующих на определенной территории. Музейная сеть СССР включала в себя [2. С. 9]:
1. Государственные музеи, подчиненные различным министерствам и ведомствам и состоящие на государственном бюджете. Музеи профсоюзных и других общественных организацией, подчиненные им и состоящие на их бюджете;
2. Музеи, работающие на общественных началах. «Типовым положением о музее, работающем на общественных началах», эти музеи разделялись на три группы:
- музеи, работающие под непосредственным руководством органов культуры (районные, городские, сельские) и отчитывающиеся перед ними;
- музеи истории предприятий, учреждений, совхозов, колхозов, высших и средних специальных учебных заведений, работающие под руководством своих общественных организаций и администрации (правления);
- школьные музеи, работающие под руководством органов народного образования.
Музеи на общественных началах рассматривались как один из факторов развития государственной музейной сети [3. С. 9; 4].
Учитывая объемы деятельности общественных музеев, часть из них в последствии переводилась в государственную музейную сеть в качестве филиалов государственных музеев или самостоятельных государственных музеев (например, филиалами государственных музеев в Московской области стали Подольский краеведческий музей, Дом-музей В.И.Ленина (д. Костино) и др., всего 186 музеев, а самостоятельными музеями - «Музей героев-панфиловцев) (д. Нелидово), «Музей Зои Космодемьянской» (д. Петрищево), всего 14 музеев) [2].
Классификация музеев осуществляется [5; 6; 7]:
- по профилю музеев (различие по содержание собраний, что обусловливается направленностью комплектования, изучения и использования фондов музея);
- по специфике места, объектов недвижимости и помещений в них, в которых создается музей (музей под открытым небом, мемориальный музей, музей-ансамбль и др.);
- по виду собственника музея;
- по способу организации (самостоятельные юридические лица, структурные подразделения юридических лиц, частные коллекции);
- по способу управления, финансирования и организации деятельности музея (государственные музеи, независимо от ведомственной принадлежности и музеи на общественных началах; бюджетные музеи и общественные музеи);
- по ведомственной принадлежности (музеи находятся в подчинении различных ведомств (вне системы Министерства культуры). Наряду с общемузейными функциями выполняют задачи, связанные со специфическими интересами министерств, научно-исследовательских институтов и др. учреждений, при которых созданы;
- по масштабу деятельности (простые и сложные музейные образования);
- по диапазону деятельности (в период существования СССР - центральные, республиканские, областные, районные (сейчас - федеральные, субъектов Российской Федерации, муниципальные и др.).
Когда говорим о профильных группах музеев проводим классификацию по характеристике собраний, которые содержатся в музее и специализации деятельности музея, обусловленной связью с наукой, техникой, производством, их отраслями и дисциплинами, а также различными видами культуры и искусства:
1. Музеи исторического профиля:
1.1. Археологические музеи.
1.2. Военно-исторические музеи подразделяются на:
1.2.1. Музеи общей военной истории;
1.2.2. Музеи отдельных отраслей военного дела (артиллерийские, военно-морские и др.);
1.2.3. Музеи воинских подразделений, войсковые, полковые и пр.;
1.2.4. Музеи, посвященные значительным военным событиям и выдающимся полководцам, в т.ч. мемориальные музеи и музеи-памятники;
1.2.5. Историко-революционные музеи, в т.ч. мемориальные музеи и мемориалы.
2. Художественные музеи: 2.1. Музеи изобразительного искусства широкого профиля;
2.2. Музеи одного из видов изобразительного искусства, картинные галереи, мемориальные музеи.
3. Литературные музеи, собрания которых документируют историю и современное развитие литературы (историко-литературные музеи и монографические музеи, в т.ч. мемориальные музеи).
4. Музеи музыкального профиля.
5. Музеи театрального профиля.
6. Музеи архитектурного профиля (архитектурные музеи, историко-архитектурные музеи, в т.ч. музеи-памятники).
7. Музеи науки и техники, собрания которых документируют историю развития науки и техники (технические музеи, политехнические музеи и др.).
8. Музеи естественно-научного профиля, собрания которых документируют процессы, происходящие в природе и развитие естественно-научных дисциплин:
8.1. Антропологические;
8.2. Биологические;
8.3. Ботанические;
8.4. Зоологические;
8.5. Минералогические;
8.6. Почвенные;
8.7. Музеи природы;
8.8. Медицинские музеи;
8.9. Музеи науки и техники и др.
9. Сельскохозяйственные музеи.
Сочетание несколько профилей музеев обусловливает существование музеев комплексного профиля:
- историко-культурные музеи-заповедники,
- краеведческие музеи, собрания которых документируют природу и историю отдельного административно-территориального региона. Характер собрания этих музеев определяется их связью с нескольким профильными дисциплинами (например, историко-художественные музеи) (некоторыми исследователями музеи комплексного профиля включаются в самостоятельный вид профилей музеев [6. С. 9].
Перечисленные профили деятельности музеев не являются оформленной системой, в разные годы исследователями предлагались иные, но схожие, классификации профилей деятельности музеев. Само словосочетание «профиль деятельности» также не было устоявшимся, в 1920-е году употреблялся термин «виды деятельности» музеев.
Виды музеев [8]: Агрономические поезда-музеи Гигиенические музеи Музеи внешкольного образования
Музеи местного каря (местной природы, истории, археологии Музеи наглядных пособий
Музеи сельскохозяйственные, пчеловодные, кустарные, товароведения и кооперативные Научно-промышленные музеи
Педагогические музеи (родного языка, наглядных пособий, географические, страноведения) Социальные музеи (рабочие музеи) Школьные музеи.
Виды музеев [9]: Бытовые музеи Военные музеи Географические музеи Геологические музеи Гуманитарные музеи Деревенские музеи Естественно-исторические музеи Краеведческие музеи
Местные музеи, в т.ч. местные музеи краеведения
Минералогические музеи
Музеи внешкольного образования
Музеи игрушки
Музеи книги
Музеи крестьянской школы Музеи местной природы Музеи наглядных пособий Музеи народного дома Музеи народного образования Музеи общественной агрономии Музеи по народному театру Музеи прикладных знаний Музеи революции Музей театроведения
Музей-город (Петроград) Народные музеи Педагогический музей Районные народные музеи
Сельскохозяйственные музеи (районного или областного типа)
Социальный музей (музей социалистической пропаганды)
Технические музеи
Школьные музеи
Экономические музеи
Этнографические музеи
Классификация типов местных музеев [9] (классификацию экскурсий см. [10. С. 30-31]):
Деревенские музеи
Детские музеи (музеи игрушки).
Музеи городов
Музеи при клубах, домах просвещения и проч. Музеи учебно-вспомогательные Национальные музеи; Областные, губернские музеи Образовательные музеи Окружные, уездные музеи Школьные музеи.
Сложные музейные образования:
- музеи, имеющие филиальную сеть;
- музейные объединения в СССР - централизованная система музеев, созданная в пределах области, края, автономной республики. При этом городские и районные музеи разного профиля объединялись под управлением и научно-методическим руководством головного музея в качестве его филиалов или отделов. Суть объединения состоит в научном профилировании музейной сети региона в соответствии с природными, историческими, экономическими особенностями местности и характером собраний каждого музея. В музейном объединении осуществляется централизованное управление и финансирование, единое планирование комплектования фондов, фондовой, экспозиционной, научно-исследовательской и научно-просветительной деятельности, единая система учета, хранения и использования музейных фондов. Выделяют однопрофильные и многопрофильные объединения музеев;
- музеи-заповедники, в т.ч. историко-культурные музеи-заповедники - музеи, созданные на основе памятников архитектуры, связанных с ними интерьеров и музейных собраний, исключительной исторической и художественной ценности (музеи-дворцы, музеи-усадьбы и т.д.), а также музеи, которым предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями. Музеи-заповедники часто включают садово-парковые ландшафты. Также к историко-культурным музеям-
заповедникам относят музеи комплексного профиля, собрания которых характеризуют историю и художественную жизнь региона.
По специфике места музеи подразделялись на:
- музей под открытым небом - создается на основе комплекса сооружений историко-архитектурного, этнографического или историко-бытового значения (преимущественно, памятников народного деревянного зодчества), вывезенных с мест бытования на специально отведенную территорию;
- мемориальные музеи - музеи, созданные в память о выдающемся событии или лице, расположенные на памятном месте или в памятном здании, в этих музеях сохраняется или воссоздается на документальной основе мемориальная обстановка. Выдаются: музей-усадьба, дом-музей, квартира-музей;
- музей-ансамбль - музеи, созданные на основе сохранившегося или воссозданного (при наличии научной документации) ансамбля, архитектурных сооружений, интерьеров, окружающей территории (выделяются: историко-архитектурные, историко-художественные, этнографические, археологические, мемориальные музеи).
По способу управления, финансирования и организации деятельности музеи разделяли музейную сеть на два больших класса: бюджетные и общественные музеи. Остановимся на последних.
Общественные музеи - музеи, работающие на общественных началах. Создаются по инициативе и при непосредственном участии трудящихся. Открывались при местных органах культуры, в различных учреждениях, на предприятиях, в совхозах, колхозах, в высших и средних специальных учебных заведениях, в школах; находились на учете местных органов культуры и работали под научно-методическим руководством государственных музеев.
При этом имущественный комплекс общественных музеев, не смотря на их номинальный статус «общественные» частично находился в государственной собственности (в части предметов, включенных в состав музейного фонда СССР).
В числе резолюций, принятых на Съезде по народному образованию при Комиссариате просвещения в Москве в августе - сентябре 1918 года в числе прочего отмечалось, что «необходимо расширить задачи музеев, сделав их могучим средством широкого образования. В центре необходимо создание музея социальных знаний, а на местах - отделений его и музеев родного края и местного производства» [11. ^ 22].
С начала 1910-х до конца 1930 гг. исследователями вырабатывались и уточнялись сообразно социально-культурной ситуации в стране вопросы общественного музееведения, основные принципы создания музеев, их задачи и план организации [12-18; 19 (теоретически очерк задач
местного музея с акцентом на отдельные иностранные местные музеи); 20 (исследование термина «музей», цели, задачи и функции «нового музея», политика музея, особенности оборота художественных и исторических памятников и др.); 21 (очерк задач местных музеев), 22 (приводится схема классификации музеев, подготовленная Н.Г.Малицким); 23-26; 27 (рецензия на [26]), 28-42].
В 1938 году упомянутый нами В.Радус-Зенькович сформулировал пять исходных установок музейной работы:
«1. Музеи уже являются и должны становиться все более заметно квалифицированным учебным (научным) пособием в деле удовлетворения запросов широких масс трудящихся по изучению своей социалистической родины.
2. Музеи являются пропагандистами, популяризаторами, организаторами воспитания советского патриотизма в массах трудящихся, глубокого понимания величия социалистической родины и стоящих перед нею задач.
3. Музеи не должны отставать от современного уровня культурных запросов трудящихся.
4. Музеи ведут свою работу и строят свои экспозиции, систематически освежая их и перестраивая с учетом запросов сегодняшнего дня.
5. Музеи должны пользоваться опытом и знаниями, накопленными передовым человечеством, направляя их на удовлетворение культурных потребностей трудящихся, роста их сознательности, подрыва пережитков старого уклада в их сознании и в быту, в частности, в деле подрыва корней религии и использования в практической работе соцстроительства, хозяйственного и культурного» [1. С. 14].
В итоге качество деятельности музеев стало оцениваться через ответы на вопросы: сколько стоит государству посетитель музея, откуда берутся показатели посещаемости для плана, когда можно прийти в музей, кто и зачем посещает музей, что население знает о музее [42. С. 7-10].
Взаимодействие государственных и общественных музеев была двунаправленным процессом: выдвигались идеи о необходимости перераспределения музейных ценностей и о передаче их из центра в провинцию для основания ряда новых музеев [43. С. 11-12; 44] вплоть до изъятия предметов вообще из музеев. Из статьи С.Гилярова [45]: «Обзор художественных ценностей <...> производится недостаточно тщательно, и это приводило к тому, что в музеях накоплялся всевозможный хлам. Увеличивая размеры музеев, эта заваль вызывает преувеличение сметных запросов и ассигнований. Вещи, не имеющие художественной или исторической ценности, надо просто и без жалости из музеев изъять. В результате такой чистки значительно уменьшатся размеры многих музеев, но они будут более достойны великого звания советских музеев». Параллельно этому предлагалось упорядочивать и объединять местные музеи [46].
Основная задача музеев сводилась к пропаганде марксистско-ленинского мировоззрения и достижений коммунистического строительства, повышению образованности и культуры советских людей, их эстетическом воспитании и формировании чувства советского патриотизма [5; 47. ^ 3, 7].
Предпосылки к повышению значения культуры в общественной жизни и музеев в частности исходили из роста материального благосостояния, увеличения бюджета свободного времени и потребности в культурно-познавательных формах проведения досуга, равно как повышения образовательного и культурного уровня советских граждан [5. ^ 1, 2]. В ответ на этот социальный запрос расширялось международное музейное сотрудничество и росла музейная сеть, в том числе за счет народных музеев.
Основное отличие народных от бюджетных музеев заключалось в том, что на народные музеи не расходовались государственные деньги, их создание и деятельность было делом общественности. Круг посетителей народных музеев (в той или иной мере) не сводился только к зрителям и слушателям, но включал в себя и собирателей материалов, хранителей фондов, создателей экспозиций [47. ^ 7].
Инициаторами создания последних в подавляющем числе выступали трудящиеся. Исключение составляла ситуация, когда фонды и экспозиция государственного музея в основном составлялась за счет добровольных приношений любителей истории края и из раскопок, в которых принимали активное участие энтузиасты. Это позволяло нарицательно называть такие музеи «народными» (см., например, историю формирования фондов Днепропетровского музея) [47. ^ 5]. Впоследствии было нормативно закреплено звание «Народного музея», которое присваивалось общественному музею, удовлетворяющему определенным требованиям, что позволило разводить понятия народный и общественный музей (как часть и целое) [2. ^ 9].
Среди народных музеев большую группу составляли заводские (народные) музеи для отражения истории предприятий, образовательных и воспитательных целей [48. ^ 3]. Особую роль в создании общественных музеев сыграла работа передвижных музеев (это нововведение имело место на юге УССР в 1924-1926 гг.), которые обсуживали удаленные от городов селения. Из передвижных музеев в том числе на базе рабочих клубов, изб-читален, сельбуда, пунктов ликвидации неграмотности вырастали краеведческие группы и затем сельские музеи исторического, историко-краеведческого или мемориального профиля [47. ^ 14, 16, 18, 19]. Особенностью украинских общественных музеев стало создание музеев боевой и партизанской славы [47. ^ 20]. Несмотря на то, что начало создания заводских музеев было положено в 1930-х гг. инициативой А.М.Горького по изданию серии работ об истории фабрик и заводов, активная организация таких музеев относится к 1950-м гг. [48. ^ 4]. Инициаторами создания этих музеев выступали партийные комитеты предприятий при участии советов ветеранов труда, созданных в развитие Закона о государственных пенсиях в 1956 году. Курирование работы заводских музеев осуществлялось местными краеведческими музеями для чего последние, выступая научно-
методическими музейными центрами, вели карточный учет. В карточках отражалось название, место нахождения заводского музея, дата его возникновения, количество экспонатов основного фонда, их характеристика, разделы экспозиции (тематическая структура). В качестве направления коллекционирования предлагалось, чтобы заводской музей исторического профиля отражал: историю производства, историю рабочего класса и революционного движения (если предприятие основано до 1917 года) [48. С. 11, 12; об организации собирательской работы заводских музеев [49]. Заводским музеям предписывалось заводить инвентарную книгу, являющегося юридическим документом в обеспечение охраны музейных коллекций от их возможного хищения или уничтожения. Инвентарные книги установленного образца выдавались государственными музеями, книги необходимо было скреплять печатью музея, выдавшего ее заводскому музею и подписывать директором. Учитывая, что заводские музеи должны были вести массовую работу, рекомендовалось также заводить регистрационные книги, в которых отражалось бы количество проведенных экскурсий и контингент посетителей.
26.04.1961 Минкультуры РСФСР разослало в органы культуры циркулярное письмо №07-33, в котором сообщались рекомендации при организации народных музеев. На эти музеи возлагались многочисленные задачи по:
- организации всестороннего изучения края, его природы, истории социалистического и коммунистического строительства, экономики, культуры и быта населения, путем использования литературных и архивных источников, а также путем личного наблюдения, сбора устных сведений у старожилов, участников изучаемых событий и т.д.;
- организации экспозиции, отражающей природные богатства, экономику, культуры и современного состояние местного края;
- организации краеведческих кружков;
- сбору, хранению и изучению вещевых, документальных и прочих материалов, характеризующих местный край;
- содействию выявлению, изучению, популяризации и охране памятников культуры;
- проведению массовой научно-просветительной работы;
- оказанию помощи органам местного образования в усвоении учащимися материала путем проведения тематических экскурсий по программам школ, консультаций для учителей и т.д.;
- разработке маршрутов и принятия участия в организации туристических походов в целях изучения края и собирания музейных материалов (отсюда особое внимание в методических документах Минкультуры уделялось оформлению полевых описей).
Работа народного музея ставилась на плановую основу, контролировалась и координировалась с научными, хозяйственными и общественными организациями и учреждениями.
Дополнительным стимулом по развитию сети народных музее стали задачи, отраженные в постановлении ЦК КПСС от 12.05.1964 «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» [50]. В нем среди прочего акцентировалось внимание на развитие краеведения и расширение общественных начал в культурно-просветительной работе.
Приведем статистику по материалам сборников, изданных в помощь общественным музеям. К 1965 году существовало около 1000 народных музеев, первое место занимала Украина (более 400), второе - РСФСР (порядка 300), по нескольку десятков народных музеев насчитывали Латвия и Грузия [50. ^ 4].
На первое января 1970 года в УССР работало более 4000 общественных музеев и музейных комнат, из них 3015 в сельской местности. Общественными энтузиастами в народных музеях УССР со второй половине 60-х годов до начала 1970-х гг. проведено более 275 тыс. экскурсий, прочитано порядка 86 тыс. лекций, а также организовано более 45 тыс. мероприятий за пределами Музеев [47. ^ 15-16, 25].
В РСФСР подавляющее большинство общественных музеев было создано с начала 1950-х гг.
Своеобразным артефактом было музей в селе Атмис Нижнеломовского района Пензенской области, открытый «для любопытствующих» в 1910 году. В этой связи интересно замечание о деятельности обществ, созданных в дореволюционной России, после 1917 года. «Советское правительство не ликвидировало и не запретило деятельность многочисленных дореволюционных обществ и союзов - научных, благотворительных, творческих, спортивных и т.п. Старые общества «молчали» лишь первые три-четыре месяца. Затем они начали обращаться за поддержкой и помощью в соответствующие, близкие им по профилю, государственные органы. В большинстве случаев это были Наркомпрос и НКВД... Регистрировались они в самых неожиданных местах: находившиеся в Москве - в научном секторе Наркомпроса, в отделе управления Моссовета..., а Общество друзей Российского исторического музея 30 июля 1918 г. зарегистрировалось в Московском совете народных нотариусов». [52. С. 223-224].
В 1966 году в РСФСР органами культуры было учтено 300 общественных музеев, в 1972 году -601; в 1977 году их стало 1074 (без учета музейных комнат и уголков); всего на 1 января 1978 года сеть общественных музеев насчитывала 1074 музея; школьные музеи органами культуры РСФСР не учитывались. В 1977 году из 1074 музеев в городах находилось 705 музеев, в сельской местности - 369, совокупно они располагали экспозиционной площадью в 100 тыс. кв.м, насчитывали 1800 тыс. единиц хранения, в том числе 600 тыс. подлинных памятников материальной и духовной культуры; ежегодно общественные музеи РСФСР посещало более 4 млн. человек. Наибольшее распространение получили музеи исторического профиля (отражение
специфики и особенностей «местной истории»), в том числе музеи В.И.Ленина, историко-революционные, военно-исторические музеи, музеи революционной, боевой и трудовой славы, музеи истории трудовых коллективов [2. С. 9, 10, 12, 17].
В Омской области формирование сети общественных музеев началось с середины 60-х гг. К 1980 году было зарегистрировано 22 музея, в большинстве своем это музеи предприятий, учреждений и учебных заведений Омска. В сельской местности работали лишь 5 общественных музеев. Согласно «Плану перспективного развития сети общественных музеев Омской области на 19872000 гг.» предполагалось создать 20 музеев (историко-этнографического, историко-технического, историко-революционного, историко-архитектурного, исторического, краеведческого профиля), в Омске же предполагалось образовать 6 общественных музеев (историко-технического и исторического профиля) [53. С. 7-9].
С 1959 по 1972 гг. в ТАССР было создано 67 музеев на общественных началах, из них 57 школьных музеев. Согласно паспортизации в 1978 году в ТАССР насчитывалось 145 общественных музеев, наиболее интенсивно сеть общественных музеев развивалась в 1972-1978 гг., за эти годы было создано 82 музея, из них 56 школьных. На 1986 год в ТАССР действовало 175 музеев на общественных началах с объемом хранения около 15 тыс. единиц [54. С. 13, 29, 42].
К середине 1960-х гг. народные музеи подразделялись на краеведческие, историко-революционные, литературные и мемориальные. Музеи возникали на основе коллекций, собранных местными краеведами, по инициативе общественности (заводские музеи), либо на базе школьных музеев. Собрания строились по тематическому принципу. Следует отметить, что развитие народных музеев происходило неоднородно, что в первую очередь связывалось с отсутствием инициативных людей, заинтересованных в развитии музея. С одной стороны, музей С.И.Танеева, И.И.Левитана и А.П.Чехова (под Звенигородом), открытый на общественных началах 12.08.1962 московским коллекционером пенсионером Павлом Федоровичем Колесовым, с самого начала вызвал большой интерес у публики (в январе 1963 года был зарегистрирован 10000-й посетитель) (Об этом музее в настоящее время [55]). С другой стороны, музей по истории «вымирающей деревни» (село Ново-Животиное Воронежская область), представлявшей тему контраста старого быта и современной жизни, не просуществовал и двух лет [51. С. 18-20]. В качестве основного недостатка народных музеев отмечалось отсутствие элементарного учета музейных экспонатов и условий для хранения предметов, что приводило к хищению наиболее ценных экспонатов музеев (например, из Валдайского народного краеведческого музея был похищен список XVII века писцовой книги Валдая 1481 г. [56. С. 2]). Также среди недостатков работы народных музеев отмечалось слабое участие молодежи, погрешности в экспозиции, непродуманная организационная сторона дела, присваивание названия «народный музей» случайным собраниям предметов, в большей части не являющихся подлинниками, слабом контроле за деятельностью народных музеев со стороны управлений культуры и краеведческих музеев, недостаточное финансирование [51. С. 20-25].
Учет народных музеев пытались реализовать через их паспортизацию. Так, Пензенский областной краеведческий музей в начале 1960-х годов разработал образец паспорта, в котором содержались основные сведения о народном музее. Этот опыт был подхвачен в Рязанской области [51. а 27].
В паспорт заносились сведения:
- название музея, район, к которому он принадлежит. Дата открытия и адрес музея;
- помещение музея. Для примера, в Полтавской области в 1963 году насчитывалось 38 музеев на общественных началах. «В 1964 году сессия областного Совета народных депутатов (тогда еще Совета депутатов трудящихся) обязала местные Советы и правления колхозов постоянно оказывать помощь общественным музеям, начиная с выделения помещений и средств для изготовления или приобретения необходимого оборудования. в 1968 году в области уже насчитывалось более 400 таких музеев. Каждый третий из них разместился в помещении клуба или Дома культуры, 93 - при школах, 57 - при правлениях колхозов, 36 - при сельсоветах, 2 - при библиотеках, 25 - в помещениях разных других учреждений, а 29 музеев расположились в отдельных помещениях из 2-7 комнат». [57. С. 28-29];
- площадь, занимаемая экспозицией;
- оборудование;
- количество экспонатов (с расшифровкой по отделам);
- источник поступления экспонатов;
- количество отделов музея;
- количество посещений со дня открытия музея (в среднем за день, месяц, год);
- проведено экскурсий;
- прочитано лекций;
- состав Совета музея;
- председатель Совета музея;
- заведующий музеем;
- какой государственный музей оказывает помощь.
15.02.1965 заместитель Министра культуры СССР утвердил «Типовое положение о Народном музее». Таковым являлось культурно-просветительное учреждение, созданное по инициативе и при непосредственном участии трудящихся на общественных началах. Народный музей был призван собирать, хранить, изучать и экспонировать памятники материальной и духовной культуры или естественной истории, как первоисточники знаний и мощное средство коммунистического воспитания народа. Народные музеи могли быть краеведческими, историческими, литературными, художественными, техническими, мемориальными и т.д. Профиль деятельности музея зависел от характера имеющихся коллекций подлинных памятников материальной и духовной культуры, которые давали возможность с необходимой полнотой раскрывать те или иные жизненные явления. Народный музей создавался на основании решения местного Совета депутатов трудящихся и регистрировался в краевом и областном управлении культуры, а в республике, не имевшей областного деления, в министерствах культуры союзной или автономной республик.
Руководство народным музеем осуществлял общественный совет музея, состав которого определялся тем органом, которым был открыт народный музей. Общественный совет музея ежегодно отчитывался о проделанной работе перед организацией, при которой он находился. Копии утвержденных отчетов и планы работ направлялись в органы культуры.
В основе создания музея должны были иметься собранные коллекции, актив, способный вести работу по коммунистическому воспитанию народа и распространению знаний при помощи музейных экспонатов, а также помещения и оборудование, обеспечивающее сохранность и условия для показа собранных коллекций.
Непосредственное научно-методическое руководство народным музеем осуществлял районный (областной, краевой, республиканский) музей или музей соответствующего профиля по указанию областного управления культуры (министерства культуры республики).
Важно отметить, что согласно пункту 9 упомянутого выше Типового положения подлинные памятники, находящиеся в ведении народного музея, но подлежащие на основании Положения о музейном фонде Союза ССР включению в состав музейного фонда Союза ССР, должны были учитываться на только в инвентарной книге народного музея, но и специальной инвентарной книге музея, который осуществлял научно-методическое руководство народным музеем. В случае же прекращения деятельности народного музея, находящиеся в нем памятники, входящие в состав музейного фонда Союза ССР, поступали в распоряжение того государственного музея, в котором они находились на учете.
Впоследствии эта норма была подтверждена в пункте 3.2 Положения «О Музейном фонде СССР», утвержденного приказом Минкультуры СССР от 27.12.1988 №483 - в случае прекращения деятельности музея, действующего на общественных началах, находящиеся в нем памятники истории и культуры Музейного фонда Союза ССР поступают в распоряжение того государственного музея, в котором они находятся на учете.
Согласно же пункту 1.1 Положения «О Музейном фонде СССР», музейный фонд Союза ССР представлял собой совокупность движимых памятников отечественной и зарубежной истории и культуры, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, хранящихся на территории СССР:
- в государственных музеях, независимо от ведомственной принадлежности, а также в музеях на общественных началах;
- в музеях, находящихся в ведении учреждений, организаций и предприятий (государственных, колхозных, кооперативных, общественных).
К основным хранилищами Музейного фонда Союза ССР в том числе относились музеи, находящиеся в ведении предприятий, учреждений и организаций, а также кооперативные и общественные.
Приведем два примера из недавнего прошлого, как реализовывалась процитированная норма Типового положения в случае реорганизации или ликвидации общественного музея.
Первый случай. Музей «Дом на набережной» был образован 12 ноября 1989 года по инициативе одной из старейших жительниц дома, Тамары Андреевны Тер-Егиазарян. Под музей было выделено помещение на первом этаже дома - бывшая квартира начальника охраны подъезда. В 1992 году Министерством культуры РСФСР музею было присвоено почетное звание «Народный музей». Постановлением Правительства Москвы от 07.04.1998 №285 народный музей «Дом на Набережной» был реорганизован в муниципальный краеведческий музей «Дом на набережной» управления культуры и досуга Центрального административного округа г. Москвы, в организационно - правовой форме - учреждение культуры. В 2014 году музей «Дом на набережной» стал отделом музейного объединения «Музей Москвы», а с 2016 года вошел в состав Государственного музея истории ГУЛАГа [58].
Второй случай. Постановлением Правительства Москвы от 12.07.1994 №565 был ликвидирован Народный музей истории и развития Хорошевского района г. Москвы. Фонды Народного музея, включая находящиеся в нем памятники истории и культуры, входящие в состав Музейного фонда Российской Федерации, были переданы Музею истории г. Москвы. Имущество, оставшееся при ликвидации Народного музея, за исключением музейного фонда, передано в хозяйственное ведение Государственному центру досуга «Атом».
Рамки деятельности народного музея определялись в зависимости от того, при каких общественных (или государственных) организациях он создавался.
Музеи, организуемые на общественных началах при государственных предприятиях и учреждениях, обычно имели фонды и экспозицию, посвящённую развитию организаций (профили музея варьировали - исторические, художественные, естественно-научные, технические и т.д.);
колхозные музеи ограничивали, как правило, объект экспозиции и показа пределами колхоза (чаще всего по профилю - краеведческие музеи).
Остановимся на народных сельских краеведческих музеях, особую роль в создании которых играли учителя и учащиеся сельских школ, и отметим, что экспозиция музеев, как правило, вырастала из стендовой работы, а также мемориальных вещей, которые принадлежали местным жителям, особое место занимали археологические предметы, которые были найдены в земле. Например, в земле старинного селения Студенок был обнаружен орден, которым Петр I награждал солдат, участвовавших в Азовских походах. То, что в народных музеях хранились и экспонировались археологические предметы не удивительно. Так, в Примерном плане сбора экспонатов по истории села выделялся раздел «Досоветский период (с древнейших времен до 1917 г.)», в которой включались археологические находки, старинные орудия труда и инструменты и т.д. [59. С. 6]. Фонды музея предлагалось наполнять старинными предметами быта, документами, свидетельствующими о классовой борьбе, о положении крестьянства и помещиков, печатными изданиями, отражающими революционное движение в крае, старинными денежными знаками, наградами, предметами вооружения, снаряжения, старыми фотографиями (производственных процессов, крестьян в народной одежде и др.), предметы христианского культа. Также выделялся «Советский период» и делались акценты по планам сбора экспонатов по истории религии и атеизму (происхождение, распространение и социальная роль религии), сбора экспонатов для народного музея боевой славы (участие жителей села в революциях и Великой Ответственной войне), сбора экспонатов по этнографии (быт, материальная и духовная культура). Учитывая речь Н.С.Хрущева на Пленуме ЦК КПСС 17.01.1961 о повышении благосостояния народа и задачах увеличения производства с/х продуктов, перед народными музеями на селе была поставлена задача «стать своеобразным центром науки на селе» [60. С. 8, 39];
Музеи при райисполкомах отражали развитие района в совокупности - это краеведческие, историко-революционные, военно-исторические, мемориальные музеи и т.д. Музеи при райкомах ВЛКСМ и райкомах КПСС, как правило, по профилю были историко-революционными [61. С. 6].
Собирательская работа народных музеев строилась в двух направлениях: сбор музейных предметов и сбор воспоминаний и установление мест знаменательных событий. Коллекции в музеях формировались через систему «опорных баз», с помощью которых поступали сведения для музея, а также предметы, через привлечение коллекций местных краеведов и обращения к населению с просьбой передавать в музей исторические памятники, а также путем организации школьных туристических походов [61. С. 17].
Одной из проблем деятельности общественных музеев являлось то, что сотрудники государственных музеев, ради «выполнения плана» создавали своими силами из копийного материала экспозиции музеев на общественных началах, затем забывая о них. Это приводило к распаду искусственно созданного музея. С другой стороны, активисты народного музея, считая
резервы государственных музеев за основу пополнения фондов общественных музеев обращались с бесконечными просьбами о передаче дублетов в народный музей [61. С. 59]. Интересен вывод З.А.Огризко о конфликте государственных и общественных музеев в отношении особо ценных экспонатов, при их разрешении «необходимо исходить из того положения, что долг всех музеев (и государственных, и народных) - сделать памятники истории природы и общества достоянием народа. Поэтому если в народном музее обеспечена сохранность памятника и имеются возможности воспитания трудящихся, памятник может оставаться в народном музее. Но если есть хоть малейшая опасность гибели или потери памятника, он должен быть передан в государственных музей, где будет обеспечена его сохранность. Кроме того, в любом случае памятники, находящиеся в народных музеях, должны быть известны районному или областному государственным музеям, должны быть включены в музейный фонд СССР и быть доступными, в случае надобности, специалистам» [61. С. 66].
Развитие сети народных музеев обозначило вопрос о соотношении музейного профессионализма и общественной помощи (вне рамок создания общественных музеев); о стимулах общественной помощи и о музее как общественном центре [62. С. 1]. Общественные активы музеев представляли собой группы общественных помощников («Советы содействия», «Советы друзей» и т.д.), в которые входили энтузиасты-любители, краеведы, учителя, молодежь, то есть все те, кто включался в работу музея и выполнял различные задания. За счет общественности музеи обогащались новыми формами массовой работы (лекции, выступления артистов, музыкальные и литературные вечера, концерты и киносеансы) [62. С. 8].
Таким образом, реализация задачи по задействованию ресурсов музея в культурно-просветительной работе путем обращения к общественности развивалась в двух направлениях:
- через сеть народных (общественных) музеев;
- вовлечением населения в проекты государственных музеев, что позволяло генерировать новые направления деятельности государственных музеев и воспринимать их в качестве центров общественных интересов, расширяя границы профессиональной деятельности музейных работников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Радус-Зенькович В. О некоторых вопросах музейной работы // Советский музей. - 1938. - № 5. - С. 9-18.
2. ЯнбыхЛ.Е. Общественные музеи в системе музеев РСФСР / Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. - М., 1980. - С. 7-35.
3. Луговая Г.М. Взаимодействие государственных и общественных музеев ТАССР в 1960-е -1980-е гг. - М., 1988. - 45 с.
4. Еперина Г.С, Назарцева Т.М. Общественные музеи как резерв развития сети государственных музеев / Музееведение Западной Сибири. - Омск, 1988.
5. Краткий словарь музейных терминов. НИИ культуры. - М., 1982. - 72 с.
6. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения : Сб. науч. трудов. - М.: Центр. музей революции СССР, 1986. - 135с.
7. Музейные термины: из сборника научных трудов Центрального музея Революции СССР (1988). - М.: Центр. дом культуры железнодорожников, 1987. - 25 с.
8. Назаров М.И. Указатель книг и статей по выставочному, музейному, экскурсионному делу и родиноведению. - М., 1919. - 61 с.
9. Филиппов А.М. Русская литература по общему музееведению и организации местных музеев за десять лет революции (библиографический указатель) / Материалы для библиографии методической литературы по краеведению. - 1927. - Вып. 1. - С. 505-534 (раздел «Систематический указатель к библиографическому хронологическому указателю»).
10. Казарина М.А. Классификация музейных экскурсий / Основы экскурсионного дела в музеях. Труды НИИ культуры. - М., 1977. - С. 30-31.
11. Резолюции, принятые на Съезде по народному образованию при Комиссариате просвещения в Москве в августе - сентябре 1918 // Внешкольное образование. - 1918. - № 1. - С. 22.
12. Малиновский Н. Земские подвижные музеи и народные дома-музеи, как центр внешкольного образования./ Практическая школьная энциклопедия : Сборник. - М.: Изд-во Сытина, 1912. - С. 819.
13. Образовательные и воспитательные задачи современных музеев : Сборник статей по вопросам художественного воспитания народных масс и детей / Ред. Оршанский Л. - СПб.: Школа и Жизнь, 1914. - 76 с.
14. Невский В. Районные народные музеи в их будущем / Сборник статей по внешкольному образованию. - М.: Задруга, 1917. - С. 102.
15. М.К. О государственной музейной политике // Известия всероссийского центрального комитета советских рабочих и крестьянских депутатов. - 1918. - 20 окт. - № 229.
16. Новорусский М. Музеи и их образовательное значение // В помощь семье и школе. - М.: Изд-во Анти и Ко, 1911. - С. 59-133.
17. Новорусский М. Музей народного дома и выставки при нем // Народный Дом : Сборник . -1918.
- С. 145-180.
18. Мордвинов И.П. Музей // Внешкольное образование. - 1919. - № 2-3. - С. 31-33.
19. Романов Н.И. Местные музеи и как их устраивать. - М., 1919. - 96 с.
20. Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории и теории музейного дела. - Харьков: Изд-во Союза Харьковского Кредитного союза кооперативов, 1919. -103 с.
21. Адлер Б. Инвентарь, каталог и их значение в музее // Казанский Музейный вестник. - 1920. -№ 3-4. - С. 11-19 (приведены формы записей и регистрационных карточек).
22. Адлер Б. Областные и местные музеи // Казанский Музейный Вестник. - 1920. - № 1-2. - С. 513.
23. Адлер Б. Главмузей // Казанский Музейный Вестник. - 1921. - № 3-6. - С. 36-91.
24. Машковцев Н.Г. Принципы музейного строительства // Художественная Жизнь. - 1920. - № 45.
25. Голлербах Э. Эстетика или быть: о двух принципах в музейном строительстве // Среди коллекционеров. - 1921. - № 8-9. - С. 28-31.
26. Голлербах Э. Апология музея (роль музейного строительства по учению Н.Ф.Федорова) // Казанский Музейный Вестник. - 1922. - № 2. - С. 188-193.
27. Петри Б.Э. Областной музей и его организация на демократических началах. - Иркутск, 1921.
- 15 с.
28. Титов Е. Рецензия на работу Петри Б.Э. «Областной музей и его организация на демократических началах» // Известия Государственного института народного образования в Чите. - 1923. - Кн. 1. - С. 324-328.
29. Маяковский И.Л. О разграничении понятий архива, библиотеки и музея / в статье Пичета В. Первая Всероссийская конференция архивных деятелей (29 сентября - 3 октября 1921 г., Москва) // Архивное дело. - 1923. - Вып. 1. - С. 102-133, С. 116-117, 129 (доклад И.Л.Маяковского и резолюция по нему).
30. Маяковский И.Л. Музеи, архивы, библиотеки в их взаимоотношениях : тезисы доклада / Дневн. 2-й Всесоюз. Конф. по краеведению, Москва, 12 декабря 1924 г. - С. 1-2.
31. Маяковский И.Л. Архив, библиотеки и музей // Архивное Дело. - 1926. - Вып. 5-6. - С. 45-56.
32. Габаев Г. Ленинградские военные музеи и принципы военно-музейного строительства // Музей. - 1924. - Вып. 1. - С. 24-27.
33. Троцкая Н.И. Основные задачи музейного строительства / Советская культура : Сборник. - М.: Изд-во Известий ЦИК СССР и ВЦИК, 1924.
34. Троцкая Н.И. Музейное строительство и революция / Наука и искусство. -1926. - № 1. - С. 2953.
35. Эфрос А.М. Музейное строительство в Советской России / Советская культура : Сборник. - М.: Изд-во Известий ЦИК СССР и ВЦИК, 1924.
36. Кузнецов А.М. Ближайшие задачи музейного строительства / Иваново-Вознесенское губернское краеведческое совещание. 24-25 января 1925 г. Тезисы докладов. - Иваново-Вознес.
06-во краеведения, 1925. - С. 1-2.
37. [Иванов А.И.] Доклад А.И.Иванова. Музейное дело во Владимирской губернии за время революции и его ближайшие задачи. - Владимир: Изд-во Комитета по изучению производительных сил Владимирской губернии, 1926. - С. 9-11.
38. Филиппов А.И. Принципы организации местных музеев / На новых путях краеведческой работы : Сборник. - Л., 1926. - С. 68-90.
39. Залкинд Г. Народные музеи как средство внешкольного образования // Казанский Музейный Вестник. - 1920. - № 5-6. - С. 37-44.
40. Гоекулов А. Как организовать музей при рабочем клубе. - М.: Деревня и Знание, 1923. - 64 с.
41. Ходукин Я.Н. Музейное строительство : тезисы доклада, прочитанного на совещании музейных работников членов Съезда и резолюция по докладу / Первый Восточно-Сибирский краеведчекий съезд. - Иркустск, 1925. - С. 56, 145.
42. Маневский А. Несколько вопросов директорам музеев // Советский музей. - 1940. - № 4. - С.
7-10.
43. Евг. В. К съезду музейных деятелей // Народное Просвещение. - 1918. - № 23-24. - С. 11-12.
44. Преображенский В. Правильно распределить музейные фонды // Советский музей. - 1938. -№ 8.
45. Гиляров С. О музейной завали // Советский музей. - 1938. - № 8.
46. Ламанский В.В. К вопросу о провинциальных научных учреждениях, библиотеках и музеях. -Пермь, 1918. - 27 с.
47. Василенко А.С. История возникновения и развития народных музеев Украины и их роль в коммунистическом воспитании трудящихся: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.571. - Одесса, 1971. - 27с.
48. Овсянникова С.А. В помощь заводским (фабричным) музеям. - М., 1960. - 19 с.
49. Коган Э.С. Организация историко-бытовых экспедиций. - М., 1960.
50. Постановление ЦК КПСС от 12.05.1964 «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» / Справочник партийного работника. Вып. 6. - М., 1966 (изложение).
51. Каспаринская-Овсянникова С.А., Чудов И.С. Деятельность народных музеев на современном этапе (К Всесоюзному совещанию народных музеев). - М., 1965. - 30 с.
52. Коржихина Т.П. Законодательные источники по истории общественных организаций СССР (1917-1936 гг.) / Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1987. - С. 221-248.
53. Методические рекомендации в помощь общественным музеям Омской области. - Омск, 1987. - 53 с.
54. Луговая Г.М. Взаимодействие государственных и общественных музеев ТАССР в 1960-е -1980-е гг. - М., 1988.
55. URL: https://odintsovo.info/news/?id=43031 (дата обращения: 12.09.2019).
56. Отчет ст.н.с. НИИ музееведения Д.И.Тверской о командировке в Новгородскую область. 1963.
57. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. - М., 1985. - 184 с. прил.
58. URL: https://dnnmuseum.ru/о-музее/ (дата обращения: 12.09.2019).
59. Методические материалы по созданию народных музеев. - Кишинев, 1972. - 39 с.
60. О работе народных сельских музеев (методическое пособие). - М., 1962. - 39 с.
61. Огризко З.А. Организация и методика работы народных музеев / Труды НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. Вып. 20. - М., 1968. - 64 с.
62. Крейн А.З. Музеи и общественная жизнь (доклад на конференции Комитета по воспитательной и просветительной работе музеев ИКОМ. 14-21 мая 1968 (Ленинград - Москва). 11 с.
© Рыбак К.Е., 2019. Статья поступила в редакцию 15.08.2019.
Рыбак Кирилл Евгеньевич,
доктор культурологии,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва), e-mail: [email protected]
Rybak K.
The place and role of museums operating on a public basis in the system of Soviet and Russian museums (Part 1)
Abstract. The article discusses the origin and development of the institute of museums operating on a voluntary basis (public, folk, school museums, etc.) in the USSR museum network. The change of this institute into para-museum structures was studied, whose activity, due to their legal status, is not fully covered by the current legislation on museums. Also studied are the profiles of museums that were characteristic of public museums.
Public museums were mainly of a comprehensive profile and supplemented by budget museums. Public museums were a factor in the development of the network of state museums, since they could potentially become branches of state museums or separate from independent budgetary state institutions.
In the development of the network of public museums, a systemic law of peripheral development was manifested, according to which everything new in the system arises precisely at the peripheral levels of the system, where systemic connections are weak. Indeed, the activities of public museums were less regulated than the work of budget museums, which gave a greater degree of freedom for the development of public museums.
The main task of public museums was to promote the Marxist-Leninist worldview and the achievements of communist construction, to increase the education and culture of Soviet people, their aesthetic education and the formation of a sense of Soviet patriotism. And, no less important, to direct the leisure of the population in a direction significant for the state.
The activity of public museums in identifying and collecting exhibits made it possible to identify genuine monuments of material and spiritual culture among the peoples, with the subsequent inclusion of the latter in the museum fund of the USSR.
An analysis of the organizational and legal form of public museums created during the USSR period indicates that they were created without the formation of a legal entity and overwhelmingly were structural units of enterprises, institutions or organizations.
Ignoring the issue of the need for legal regulation of public relations related to the restoration, development and activities of public museums since the early 1990s marginalized this institution and led to the emergence of para-museum formations that, under the guise of museums, fulfill other goals and objectives. It should be noted that such neglect, we believe, mediated the impoverishment of the funds of public museums and the dispersal of the objects of these museums in private hands.
Key words: museum network, museum system, classification of museums, museum activity profiles, public museums, folk museums, school museums, para-museum organizations, museum law.
Rybak Kirill Yevgenievich,
D. in Cultural research,
Russian Scientific Research Institute for Cultural
and Natural Heritage named after D.Likhachev (Moscow)