Научная статья на тему 'Исторические музеи Китая: возникновение и ключевые тенденции развития в XX - XXI вв'

Исторические музеи Китая: возникновение и ключевые тенденции развития в XX - XXI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2841
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHINEESE HISTORICAL MUSEUMS / NANTONG MUSEUM / NATIONAL MUSEUM OF CHINESE HISTORY / MUSEUM OF CHINESE REVOLUTION / NATIONAL MUSEUM OF CHINA) / PALACE MUSEUM / TERRACOTTA ARMY MUSEUM / ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ КНР / НАНТУНСКИЙ МУЗЕЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ КИТАЯ / МУЗЕЙ КИТАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КИТАЯ / ДВОРЦОВЫЙ МУЗЕЙ (ГУГУН) / МУЗЕЙ ТЕРРАКОТОВЫХ ВОИНОВ И КОНЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амосова Алиса Анатольевна, Еремеева Анна Дмитриевна

Изучение вопросов становления и развития музеев исторического профиля в Китайской народной республике на сегодняшний день является малоизученной тематикой в мировой музеологической литературе, а ведь именно музеи данной профильной группы на протяжении всего XX в. занимали в Поднебесной приоритетное положение. Возникновение первых исторических музеев в Поднебесной восходит к началу XX в. Создание этих музеев было обусловлено общественной потребностью. После военных потрясений 1930-х 1940-х годов музейная сеть Китая оказывается в плачевном состоянии: многие музеи были закрыты, а их коллекции распылены по всему миру. Во второй половине XX в. в КНР возникают новые профильные подгруппы музеев (революционные, археологические, краеведческие музеи). Современный Китай характеризуется активно развивающейся музейной политикой, развивает международное сотрудничество. На основе широкого круга документов ИКОМ, материалов официальных сайтов музеев, а также литературы на русском и английском языках, авторы реконструируют аспекты возникновения и ключевые тенденции развития музеев исторического профиля в Китае в XX начале XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical museums in China: the origins and key trends in the development in the 20th and early 21st centuries

The basic research problems, connected with the development of historical museums in China are little studied in world`s museological literature. This topic is now becoming more and more demanded, because Chinese historical museums occupied the priority position in the country throughout the entire 20th century. The first historical museums in China appeared at the beginning of the 20th century. The reason for creation of these museums was social need. After the military upheavals of the 1930s and 1940s, China's museum network was in a step away from destruction: many museums were closed and their collections were spread around the world. In the second half of XX century new historical profile museum groups appeared in China. Revolutionary, archaeological, local history museums were among these groups. Modern China provides an active museum policy, develops international cooperation. Based on a wide range of ICOM documents, materials from official museum websites, and literature in Russian and English, the authors reconstruct the origins and key trends in the development of historical museums in China in the 20th and early 21st centuries.

Текст научной работы на тему «Исторические музеи Китая: возникновение и ключевые тенденции развития в XX - XXI вв»

УДК 069.02:931

А. А. Амосова, А. Д. Еремеева ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ КИТАЯ:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В XX-XXI веках

Вопросы становления и развития музеев исторического профиля в Китайской Народной Республике (далее—КНР) на сегодняшний день малоизучены в мировой музео-логической литературе. По этой причине, а также благодаря развитию международного межмузейного сотрудничества под эгидой Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM) и культурного взаимодействия стран БРИКС, актуальность данной тематики не вызывает сомнений.

Среди работ отечественных авторов указанное направление исследований находит частичное освещение в научных трудах Т. Ю. Юреневой1, В. Г. Белозеровой2, Н. А. Виноградовой3, М. Е. Кравцовой4. Более обширной является музеологическая литература, подготовленная авторами из Поднебесной. Значительное количество таких работ опубликовано на английском5 или даже русском языках6. Интерес к изучению музейного дела в Китае проявляют европейские и американские исследователи7.

В качестве источников в работе были использованы материалы Международного совета музеев8, его комитетов (Международного комитета музеев и коллекций археологии и истории (International Committee for Museums and Collections of Archaeology and History, ICMAH)9, Национального комитета ICOM России10)), Китайского информационного

1 Юренева Т. Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. М., 2011. 495 с.

2 Белозерова В. Г. История музеев и реставрационного дела в КНР (до «культурной революции») // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Т. 6 (36). М., 1980. С. 152-169.

3 ВиноградоваН. А. Китайские музеи // Грани творчества: сборник научных статей. 2005. Вып. 2. С. 98-121.

4 КравцоваМ.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. СПб., 2004.

5 См. напр.: Hung C. The Red Line: Creating a Museum of the Chinese Revolution // The China Quarterly. 2005. No. 184. P. 914-933; Shao Q. Exhibiting the Modern: The Creation of the First Chinese Museum, 1905-1930 // The China Quarterly. 2004. No. 179. P. 684-702.

6 См. напр.: Ан Л. Музей и музеология в Китае // Музей и демократия. М., 1997. C. 55-59; Вэй В.: 1) Диффузия инновации" в музейном мире Китая // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. 2014. № 3 (март). С. 222-226; 2) Музеология и музейное дело в КНР в XX—начале XXI века: основные этапы и стратегии развития // Научное мнение. Научный журнал. 2014. № 1. С. 72-78 (январь); 3) Пути развития музейного дела и музеологии в КНР: к постановке проблемы // Современные гуманитарные исследования. 2012. № 5. С. 117-119.

7 См. напр.: LengyelA. Museums: Vehicle for China's Modernization? // Archaeology. Vol. 37. No. 6 (November/December 1984). P. 80.

8 ICOM // ICOM International Council of Museums. URL: http://icom.museum (дата обращения: 18.05.2017).

9 ICMAH // ICOM International committee for museums and collections of archaeology and history. URL: http://network.icom.museum/icmah (дата обращения: 18.05.2017).

10 ICOM Russia. ICOM Russia // URL: http://icom-russia.com (дата обращения: 18.05.2017).

Интернет-центра11, материалы официальных музейных сайтов. Использование документов Национального комитета ИКОМ Китая (ICOM-China) оказалось затруднено тем, что англоязычная версия сайта организации12 находится в стадии разработки.

Условно процесс становления музеев исторического профиля в Китае можно разделить на несколько этапов: 1) формирование исторических коллекций в первых музеях Поднебесной (вторая половина XIX—начало XX в.); 2) возникновение первых исторических музеев (1910-е — 1930-е годы) после провозглашения Китая республикой; 3) период военных потрясений и сокращения музейной сети (вторая половина 1930-х — 1940-е годы); 4) период активного музейного строительства под руководством коммунистической партии Китая (далее—КПК) (1950-е—начало 1960-х годов); 5) музейные эксперименты времени «Культурной революции» (вторая половина 1960-х—вторая половина 1970-х годов); 6) (конец 1970-х—настоящее время)—время развития музейной сети КНР, расширение международного сотрудничества, работа по повышению качества услуг, предоставляемых музеями.

Формирование исторических коллекций в музеях Поднебесной происходит вместе с появлением первых музеев в Китае во второй половине XIX в. Они были созданы иностранными учеными и миссионерами, которые проживали в кварталах (сеттльментах), возникших после окончания Опиумных войн и наделенных правом экстерриториальности. В 1869 г. был создан музей в Шанхае13, а в 1872 г. свое собрание стало экспонировать Северокитайское отделение Британского Королевского восточного общества14. Оба музея обладали коллекциями комплексного характера, включавшими в себя наряду с естественнонаучными образцами и исторические артефакты и художественные предметы.

С начала XX в. инициатива в деле создания музеев переходит в руки самих китайцев. С 1905 г. началось создание Наньтунского музея (Nantong Museum), который задумывался как центр естественной истории в городе Наньтуне в провинции Цзянсу. Проект музея был разработан и реализован местным промышленником и коллекционером Чжан Цзянем. Экспозиционное пространство музея состояло из трех залов: северного, южного и центрального. Позже был достроен восточный зал, предназначенный для администрации. Музейные экспонаты были систематизированы по четырем категориям: «Природа», «История», «Искусство» и «Образование»15. В центральном зале выставлялись изделия из металлов, в том числе древние изделия из бронзы, минералы и каменные таблички. Южный зал хранил исторические объекты, древние музыкальные инструменты, драгоценные камни, образцы животных и растений. Произведения искусства, такие как картины, каллиграфия и скульптура, были показаны в северном зале, в котором также был размещен сорокафутовый скелет рыбы, местной редкости. Музей был окружен ботаническим садом, который украшали ветряные мельницы, искусственные холмы, пруд с водяными лилиями. На территории музея находился зоопарк с оленями, обезьянами и другими животными, а также птицами16. Фактически музей никогда не был

11 Китайский информационный Интернет-центр // Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn (дата обращения: 18.05.2017).

12 ICOM China // ICOM China. URL: http://www.chinamuseum.org.cn/index.html (дата обращения: 07.08.2017).

13 Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2004. С. 267.

14 Там же. С. 267.

15 Chun-kei C. The Influence of Zhang Jian's 1903 Trip to Japan on the Nantong Museum // Sino-Japanese Studies. 2015. Vol. 22. Article 1. P. 7.

16 Shao Q. Exhibiting the Modern. P. 692.

публичным, доступным для широкой публики. Он задумывался и организовывался как учебный.

После смерти Чжан Цзяня в 1926 г. музей пришел в упадок. В 1938 г. музей был захвачен японцами, которые нанесли большой урон коллекциям и самому музейному комплексу. После того, как к власти в 1949 г. пришли коммунисты, музей был постепенно восстановлен, стал меньше в размерах, а его сад превратился в парк17.

В наши дни Наньтунский музей сохраняет универсальный характер, однако его историческая коллекция по-прежнему представляет значительный интерес: в фондах музея хранятся редчайшие документы и древние рукописи. В целом, музей располагает свыше 40 тыс. предметов, в том числе образцами флоры и фауны, минералами, произведениями живописи и каллиграфии, декоративными изделиями.

Возникновение первых музеев исторического профиля происходит после Синьхай-ской революции 1911-1912 гг. и провозглашения Китая республикой. Уже 9 июля 1912 г. Министерством образования было принято решение о создании Государственного исторического музея (Museum of Chínese History) в императорском колледже Гоцзыцзянь в Пекине18. Первый государственный исторический музей Поднебесной создавался как символ нового Китая, как средство сохранения культурного достояния, как способ воспитания и просвещения народа. Музей был открыт для посетителей в октябре 1926 г.19 В октябре 1949 г., через месяц после провозглашения Китайской Народной Республики, музей был переименован в Государственный пекинский исторический музей (Beijing Museum of History).

В 1959 г. было завершено строительство отдельного здания для музея с выставочным пространством в 8 тыс. м2 в восточной части площади Тяньаньмэнь.20 В августе 1960 г. Пекинский исторический музей был переименован в Национальный музей истории Китая (National Museum of Chinese History)21. До 2003 г. в одном помещении уживались два музея: Национальный музей истории Китая и Музей Китайской революции (Museum of Chinese Revolution), учрежденный в 1961 г. В том же году они были объединены в Национальный музей Китая (National Museum of China).

В октябре 1914 г. в нескольких залах южной части дворцового комплекса Гугун («Пурпурный запретный город») открылась Выставка древностей, на которой демонстрировались национализированные в результате революционных событий 1911-1912 гг. памятники истории и культуры22. Дворцовый комплекс Гугун, служивший прежде столичной резиденцией для 24 императоров Минской (1368-1644) и Цинской (1644-1911) династий, был построен в первой половине XV в. Вплоть до 1924 г. во дворце проживал отрекшийся от престола последний император Китая Сюань-туну (Пу И), когда был издан декрет, обязывающий последних представителей Маньчжурской династии покинуть дворец. И уже осенью 1925 г. по решению Правительственной комиссии в бывших дворцовых покоях для свободного посещения был открыт Музей Гугун (The Palace Museum),

17 Shao Q. Exhibiting the Modem. P. 698.

18 История музея // National Museum of China. URL: http://ru.chnmuseum.cn/tabid/1653/Default. aspx (дата обращения: 12.05.2017).

19 Там же.

20 КравцоваМ.Е. Мировая художественная культура. С. 306.

21 История музея // National Museum of China. URL: http://ru.chnmuseum.cn/tabid/1653/Default. aspx (дата обращения: 12.05.2017).

22 Xianyao L., Zhewen L., Avery M. China's Museums // Cultural China Series. China Intercontinental Digital Publisher, 2004. P. 6.

а в 1928 г. он получил статус государственного музея23. В 1987 г. Дворцовый музей (National Palace Museum) был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО24.

Сейчас Гугун—крупнейший китайский музей и один из самых посещаемых истори-ко-художественных музеев мира. Дворцовый музей ежегодно принимает более 10 млн посетителей25. В музее демонстрируются не только сохранившиеся дворцовые интерьеры, но и свыше миллиона экспонатов. Экспозиционное пространство музея делится на залы искусства всех исторических эпох, залы бронзы, керамики, каллиграфии и картин, ценных украшений и часов. В фондах музея хранятся предметы императоров Цинской и Минской династий и их домочадцев, древнейшие изделия из цветной керамики эпохи неолита, золотые, бронзовые и нефритовые изделия, фарфор, ювелирные изделия, резьба, надписи на металле и камне, цветная глазурь и лаки, редкие произведение живописи и каллиграфии, эстампы, вышивки, текстиль и другие изделия кустарного промысла, скульптуры, часы, письменные принадлежности, множество классической литературы и около 9 млн документов периода 1368-1912 гг.26

К середине 1920-х годов были созданы еще несколько исторических музеев различной административно-территориальной принадлежности: в 1917 г. — Хэнаньский провинциальный музей (Henan Museum)27, а в 1925 г. для публики открылись Национальный музей в Мукдене (современное название — Музей провинции Ляонин в Шэньяне, Liaoning Provincial Museum)28, Шанхайский городской музей (Shanghai Museum)29 и Гу-ансийский провинциальный музей (Guangxi Provincial Museum)30. Всего к 1929 г. в Китае было учреждено 34 музея, а в 1936 г. число музеев возросло до 7731.

В 1933 г. в городе Нанкин, столице провинции Цзянсу, открылся Нанкинский музей (Nanjing Museum)32. Национальный музей был создан правительством по инициативе государственного деятеля и ректора Пекинского университета Цай Юаньпэйя, который впоследствии стал первым директором нового музея33.

Здание музея занимает 70 тыс. м2 с двумя экспозиционными помещениями: залом истории и залом искусства, каждый по 35 тыс. м2. Они представляют собой великолепную дворцовую архитектуру, копирующую стиль дворца династии Ляо34. В марте 1950 г. музей был переименован в Национальный муниципальный музей Нанкина (Nanjing Municipal Museum)35.

В основе современной деятельности Нанкинского музея лежит защита национальных культурных реликвий, пропаганда национальной традиционной культуры. Коллекция

23 Виноградова Н. А. Китайские музеи // Грани творчества: сборник научных статей. 2005. Вып. 2. С. 104.

24 The Palace Museum // ICOM—2010: Chinese Museum. Shanghai, 2010. P. 25.

25 Ibid.

26 Museums in China // Museum. Vol. XXXII. No. 4. 1980. P. 173.

27 Henan Museum // Henan Museum. URL: http://english.chnmus.net (дата обращения: 16.05.2017).

28 Liaoning Provincial Museum // Liaoning Provincial Museum. URL: http://www.lnmuseum.com. cn/shengbowenenglishi/index.asp (дата обращения: 16.05.2017).

29 Shanghai Museum // Shanghai Museum. URL: http://www.shanghaimuseum.net/en/index.jsp (дата обращения: 17.05.2017).

30 Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. С. 303.

31 КравцоваМ.Е. Мировая художественная культура. С. 303.

32 Nanjing Museum // ICOM—2010: Chinese Museum. Shanghai, 2010. P. 268.

33 Brief Introduction // Nanjing Museum. URL: http://www.njmuseum.com/EN/html/News_List_content @ClassID@7bd1caeb-3144-49bf-a682-844666a47c6e.html (дата обращения: 14.05.2017).

34 Xianyao L., Zhewen L., Avery M. China's Museums. P. 32.

35 Brief Introduction // Nanjing Museum. URL: http://www.njmuseum.com/EN/html/News_List_content @ClassID@7bd1caeb-3144-49bf-a682-844666a47c6e.html (дата обращения: 14.05.2017).

музея насчитывает свыше 400 тыс. экспонатов, охватывающих историю Китая от эпохи палеолита до современности, включая керамические, фарфоровые, бронзовые и нефритовые изделия, украшения, вышивку, резьбу по бамбуку, произведения живописи и каллиграфии, фольклора и современного искусства, а также ценнейшие культурные реликвии. Одним из важнейших артефактов в коллекции является двухтысячелетний погребальный наряд династии Восточная Хань, изготовленный из 2,6 тыс. кусочков нефрита, соединенных серебряными нитями. В настоящее время Нанкинский музей стремится совершенствовать экспозицию, удовлетворять культурные потребности населения, повышать уровень жизни населения посредством внедрения образовательных программ, а также содействовать развитию гармоничного общества36.

Катастрофическим разрушениям подвергся музейный сектор Китая в результате Национально-освободительной (1937-1945) и Гражданской (1946-1949) войн. В 1938 г. первый музей, созданный китайцами, — Наньтунский музей—был захвачен японцами, а его коллекции понесли огромные потери. Помимо этого, в результате военных столкновений в период с 1948 по 1949 г., многие национальные реликвии, включая книги и архивы, хранившиеся в Музее Гугун, были вывезены на Тайвань вместе с бежавшим правительством Гоминьдана, где на основе этих коллекций возник Национальный музей Императорского дворца «Гугун» (National Palace Museum, Taipei). К 1949 г., когда была провозглашена Китайская Народная Республика, музейная сеть страны сократилась более чем в три раза—до 21 музея37.

С приходом к власти КПК с 1950-х годов в Китае начинается период активного музейного строительства. С целью остановить распыление и разграбление национальных коллекций в мае 1950 г. было опубликовано Постановление Государственного Совета КНР «О запрете вывоза из страны культурных ценностей», одновременно были приняты «Временные правила по охране памятников старины и культуры»38. Этой же цели должны были служить и исторические музеи. В рамках культурной политики нового правительства предполагалось значительно увеличить их сеть. Кроме того, исторические музеи начали выступать в качестве рупора коммунистической идеологии в стране. Уже к 1952 г. число национальных и провинциальных исторических музеев в КНР увеличилось до 4039.

В 1950-е годы Китай испытал на себе культурное влияние СССР. Китайское музейное строительство в этот период следовало советской модели с марксизмом-ленинизмом в качестве ведущей доктрины в теоретическом и практическом музееведении. Исторический музей стал восприниматься как идеологическое учреждение. После 1952 г. в Китае была значительно увеличена сеть краеведческих музеев. «Краеведческие музеи,—докладывал на съезде музейных работников министр культуры Ван Чжицю,—должны состоять из разделов, освещающих не только прошлое и настоящее района, но и его будущее... что имеет огромное воспитательное значение в деле построения социализма»40.

К началу 1960-х годов сложилась единая структура экспозиций в краеведческих музеях КНР. Она включала три раздела: природоведения, строительства социализма и истории.

36 Nanjing Museum // ICOM—2010: Chinese Museum. Shanghai, 2010. P. 268.

37 Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический Проект, 2004. С. 269.

38 КравцоваМ.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. СПб.: Издательство «Лань», «ТРИАЭА», 2004. С. 304.

39 Ан Л. Музей и музеология в Китае. C. 56.

40 Белозерова В. Г. История музеев и реставрационного дела в КНР (до «культурной революции») // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. М., 1980. Т. 6 (36). С. 160.

Центральное место в музейных экспозициях занимал исторический раздел. В экспозиции Хэилунцзянскиого провинциального музея (Museum of Heilongjiang Province) в 1957 г. было использовано 28 тыс. музейных предметов, из которых на раздел истории приходилось 18 тыс. (включая революционные памятники), остальные — на разделы природоведения и строительства социализма41. Экспозиция исторических отделов в краеведческих музеях основывалась на хронологическом (по династиям) или на тематическом принципах (древняя бронза, керамика, живопись, оружие, нумизматика, резьба по камню, народные ремесла и пр.).

К 1955 г. количество музеев увеличилось до 50, а через два года—до 73. Все эти музеи можно отнести к профильной группе исторических музеев: 19 революционных, 31 краеведческий и 23 мемориальных42.

Источниками пополнения музейных коллекций в этот период были археологические раскопки, случайные находки в местах проведения строительных работ, пожертвования частных лиц, а также предметы, обнаруженные в результате экспедиций по сбору старинных предметов у населения. В соответствии с положениями Закона об охране культурного наследия, принятого в 1950 г., частные коллекционеры могли хранить только те редкие предметы, которыми они владели до 1949 г.43 В крупных городах и уездных центрах создавались специальные комиссии, члены которых вместе с местными жителями проводили экспедиции по розыску и инвентаризации возможных исторических памятников.

Пополнение коллекций исторических музеев также осуществлялось и за счет сбора материалов, связанных с революционными событиями середины XX в.44 Целенаправленный сбор историко-революционных памятников был обусловлен выходом постановлений «Об охране исторических и революционных памятников при капитальном строительстве» и «Об охране исторических и революционных памятников при сельскохозяйственных работах», принятых 10 октября 1953 г. и 2 апреля 1956 г.45

Новой профильной подгруппой среди исторических музеев КНР, возникшей в этот период, стала подгруппа музеев истории революции. В марте 1950 г. была создана Подготовительная служба по созданию Центрального музея китайской революции (The Military Museum of Chinese People's Revolution)46. В 1958 г. на восточной стороне площади Тяньаньмэнь в Пекине началось строительство здания для музея. В 1959 г. строительство было завершено, и в нем была организована выставка «Общая история Китая»47. Музей открылся для посетителей 1 июля 1961 г., в сороковую годовщину основания Коммунистической партии Китая48.

Музей был задуман как политический институт, служивший идеологическим интересам партии. В экспозиционных решениях старались подчеркнуть личный вклад Мао Цзэ-дуна в революционные события конца 1940-х годов в Китае. В музее были представлены

41 БелозероваВ.Г. История музеев... С. 160.

42 Там же. С. 159.

43 Вэй В. Собирательская деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР: дис. ... канд. иск. СПб., 2014. С. 91.

44 Там же. С. 82.

45 КравцоваМ.Е. Мировая художественная культура. С. 304.

46 История музея // National Museum of China. URL: http://ru.chnmuseum.cn/tabid/1653/Default. aspx (дата обращения: 12.05.2017).

47 Там же.

48 Hung C. The Red Line. P. 914.

тридцать лет истории Коммунистической партии Китая: от движения 4 мая 1919 г. до основания Китайской Народной Республики в 1949 г.49 Целью музейной экспозиции была пропаганда политической линии, руководящих принципов и целей Коммунистической партии Китая, а также революционной деятельности Мао Цзэдуна, Чжоу Эньлая, Чжу Дэ и других революционеров старшего поколения. Экспозиционная площадь музея составляла 4 тыс. м2 и включала 3,3 тыс. экспонатов50. Все музейные предметы связаны с военной тематикой: военное снаряжение, униформа, оптическое и медицинское оборудование, карты и документы времен войны с Японией.

В 1958-1960 гг., в период реформ так называемого «большого скачка», правительством был взят курс на резкое увеличение музейной сети51. В 1959 г. было открыто 600 музеев, в основном краеведческих, созданных на общественных началах местными жителями52. Качество экспозиций во вновь созданных музеях было невысоким—преоб-ладали копии наиболее значительных памятников, активно использовались схемы, чертежи и иные сопроводительные материалы идеологического характера53.

Активное проведение археологических раскопок на территории КНР привело к возникновению начиная с 1950-х годов археологических музеев in situ (c лат.—«на месте»)54. Музейные комплексы устраивались на местах существования древних поселений. К подобным археологическим музеям относится музей неолитического поселения в окрестностях города Сиань в деревне Баньпо (Xi'an Banpo Museum), найденного в ходе экспедиции археологами в 1953-1954 гг.55 Там были обнаружены многочисленные остатки хижин и землянок, печей для обжига керамики, расписных керамических сосудов, украшений, игрушек, домашней утвари. Место неолитической стоянки было вскрыто и законсервировано учеными, помещено под стеклянный свод, защищающий от непогоды и преобразовывающий место поселения в историко-культурный памятник Китая56.

В 1966-1976 гг. развитие музейной сферы в КНР проходило в русле деструктивных социальных и экономических экспериментов Мао Цзэдуна, получивших название «культурная революция». Многим историческим музеям был нанесен серьезный урон: одни были закрыты, другие служили исключительно пропагандистским целям.

Однако именно в этот сложный для музейной сферы Китая период возникает знаменитый и один из самых посещаемых археологических музеев мира—Музей терракотовых воинов и лошадей (Terracotta Army Museum), состоящий из возведенных над фрагментами погребального кортежа первого китайского императора строений57. В 1974 г. в уезде Линьтун в провинции Шэньси трое местных крестьян, выкапывая колодец, обнаружили множество глиняных статуй58. В этом же году группа археологов провела раскопки и открыла подземный зал, в котором находилось огромное количество глиняных фигур

49 Museums in China. P. 171.

50 Ibid. P. 173.

51 БелозероваВ.Г. История музеев... С. 159.

52 Там же.

53 Вэй В. Собирательская деятельность... С. 83.

54 Там же.

55 Виноградова Н. Музеи Китая // Искусство. 2014. № 10. URL: http://art.1september.ru/article. php?ID=200401001 (дата обращения: 12.05.2017).

56 Там же.

57 Mausoleum of the First Qin Emperor // The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). URL: http://whc.unesco.org/en/list/441 (дата обращения: 19.05.2017).

58 Цзылинь У. Музей глиняных воинов и лошадей погребального комплекса Цинь Шинуан-ди // Museum. 1985. № 147. С. 16.

воинов и лошадей. Статуи, изготовленные на высочайшем художественном уровне из обожженной и расписанной красками глины и предназначавшиеся для символической охраны первого китайского императора Цинь Шихуанди в его загробной жизни, сохранились в хорошем состоянии благодаря сухой почве в окрестностях Сианя59.

В конце 1975 г. правительство приняло решение построить на месте раскопок музей для обеспечения сохранности уникальных археологических памятников Китая60. Археологами были обнаружены и на месте законсервированы могилы принесенных в жертву рабов, конюшни, мастерские по обработке камня, подземные залы с 8 тыс. скульптурами воинов, имеющих индивидуальное выражение лица, и лошадей, выполненных из глины в натуральную величину, а также ямы с бронзовыми колесницами61. 1 октября 1979 г. на месте погребального комплекса Цинь Шихуанди для публики был открыт Музей терракотовых воинов и лошадей62.

В русло позитивного развития музеи КНР стали возвращаться только после декабрьского Пленума ЦК КПК 1978 г., положившего начало новому этапу реформирования страны. Этот период оказался благоприятным для создания новых музеев. В 1984 г. был учрежден археологический Лоянский музей древних гробниц (Luoyang Ancient Tombs Museum), расположенный на Горе Маншань, к северу от Лояна. Музей был открыт для публики в 1987 г.63 Необходимость создания такого музея была вызвана хаотичным расположением лоянских захоронений, которые, в отличие от раннеханьских, танских и минских императорских погребальных комплексов, находились на значительном расстоянии друг от друга и в труднодоступных для туристов местах. После вскрытия и обследования этих захоронений их художественное оформление и погребальный инвентарь стали экспонироваться в одном из музейных помещений. Лоянский музей древних гробниц состоит из надземного здания, в котором расположена музейная экспозиция, рассказывающая о важнейших археологических открытиях, сделанных в окрестностях Лояна, и трех подземных этажей, на каждом из которых находятся имитирующие погребальные камеры помещения64.

В конце 1985 г. в стране существовало уже свыше 800 музеев, что в 32 раза больше, чем в 1949 г.65 К концу 1990 г., по данным Китайского музейного общества, общее число музеев в Китае достигло 130066.

В современном Китае музей стал неотъемлемым участником актуальных культурных, национальных, политических и экономических процессов. Для китайской культуры начала XXI в. характерен так называемый «музейный бум»67. В 2016 г. в Китае действовало уже 4510 музеев, вход в большинство из которых осуществлялся на безвозмездной основе68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59 Виноградова Н. Музеи Китая.

60 Цзылинь У. Музей глиняных воинов... С. 16.

61 Там же. С. 17.

62 ВиноградоваН. А. Китайские музеи. С. 111.

63 Luoyang Ancient Tomb Museum // China Connection Tours. URL: http://www. china-tour.cn/Luoyang/ Luoyang-Ancient-Tomb-Museum.htm (дата обращения: 08.08.2017).

64 КравцоваМ.Е. Мировая художественная культура. С. 307.

65 Цзишень Л. Китай: обеспечение музеев квалифицированными кадрами // Museum. 1988. № 156. С. 82.

66 Ан Л. Музей и музеология в Китае. C. 57.

67 Вэй В. Диффузия инноваций в музейном мире Китая // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. 2014. № 3 (март). С. 222.

68 Китай усиливает охрану памятников культуры // CRIrussian.ru. «Международное радио Китая». URL: http://russian.cri.cn/841/2016/04/13/1s578869.htm (дата обращения: 18.05.2017).

Это связано с тем, что музейная политика Поднебесной ориентирована на повышение доступности музеев для населения. Важнейшей задачей этих институций становится популяризация культурно-исторического наследия для всего китайского народа, поэтому наиболее востребованной у посетителей и многочисленной профильной группой музеев КНР остаются исторические музеи.

В 2016 г. на Международном форуме музеев высокого уровня, прошедшем в Шэнь-чжэне в провинции Гуандун, генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова назвала китайские музеи «олицетворением Китая, который одновременно является как очень древним, так и очень современным, динамично развивающимся»69.

В 2003 г. по решению ЦК КПК и Госсовета КНР на основе Национального музея истории Китая и Национального музея китайской революции был создан Национальный музей Китая (National Museum of China), ставший одним из крупнейших музеев мира70. На сегодняшний день фонды музея насчитывают около 1,3 млн экспонатов, являющихся драгоценным наследием китайского народа71. В Национальном музее хранятся важнейшие исторические объекты страны, изготовленные из бронзы, керамики, фарфора, нефрита, золота и серебра. Одним из самых древних экспонатов музея являются останки Юаньмоуского человека, который считается самой древней находкой Homo Erectus на территории Китая. Возраст останков насчитывает свыше 1,5 млн лет72.

После проведения капитальной реконструкции музея в 2007-2012 гг. общая площадь музея составила 192 тыс. м2, опередив по этому показателю Музей Метрополитен в Нью-Йорке (Metropolitan Museum of Art) и Британский музей в Лондоне (British Museum)73. По словам директора Национального музея Китая Люй Чжаншэня, «такой масштаб соответствует задаче охвата коллекций разных направлений, представляющих древнюю историю китайской цивилизации. Коллекции Национального музея ориентированы на историю Китая, представляют историю древней цивилизации Китая и включают в себя культурные ценности 56 национальностей Китая»74.

В настоящее время Национальный музей Китая позиционирует себя как общеисторический музей (широкого профиля), уделяющий особое внимание социальному просвещению и культурному обмену в Поднебесной75. Вся его экспозиция разделена на четыре отдела, соответствующих историко-культурным эпохам и охватывающих историю Китая с древнейших времен до наших дней76.

В КНР в XXI в. стали востребованными исторические музеи открытого типа или исто-рико-архитектурные музеи-заповедники под открытым небом. К таким музеям относится

69 Гендиректор ЮНЕСКО высоко оценила развитие музейного дела в Китае // Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2016-11/13/content_39694746.htm (дата обращения: 17.05.2017).

70 История музея // National Museum of China. URL: http://ru.chnmuseum.cn/tabid/1653/Default. aspx (дата обращения: 12.05.2017).

71 Слово директора музея // National Museum of China. URL: http://ru.chnmuseum.cn/tabid/1652/ Default.aspx (дата обращения: 13.05.2017).

72 Китайский национальный музей, Пекин—описание // Музеи мира. URL: https://muzei-mira. com/china/1181-kitayskiy-nacionalnyy-muzey-opisanie.html (дата обращения: 13.05.2017).

73 Директор Китайского национального музея Люй Чжаншэнь рассказывает о расширении и реконструкции музея // Partnery.cn. URL: http://russian.dbw.cn/system/2009/05/26/000135266.shtml (дата обращения: 18.05.2017).

74 Там же.

75 National Museum of China. P. 20.

76 Museums in China. P. 171.

открывшийся в начале 2017 г. комплекс особняков Сынань в Шанхае (Sinan Mansions)77. Музейный ансамбль включает в себя 51 старинный особняк европейского образца с садом, демонстрирующий шанхайскую жилищную архитектуру периода Новой истории Китая78. Главной целью исторического музея Сынань является раскрытие культурного стиля города Шанхая и продвижение концепции защиты городских недвижимых памятников материальной культуры.

Мавзолей тангутских царей (Western Xia Tombs) также является музеем-заповедником под открытым небом. Мемориальный комплекс находится в 30 км от города Иньчу-аня, провинция Нинься. В китайской истории этот город известен как столица древнейшего тангутского царства, где правила династия Си Ся (Западный Ся). Музей занимает 50 км2, на которых расположены девять курганов-могил императоров и около 350 захоронений их родственников и приближенных79.

В начале XXI в. Китайская Народная Республика активно развивает международное музейное сотрудничество. О заинтересованности Китая в развитии новых форм музейной работы свидетельствует проведение XXXI Ежегодного симпозиума Международного комитета музеологии «Музеи, музеология, глобальные коммуникации» в КНР и России в 2008 г.80 В 2009 г. был создан Комитет музеологии Китайской Народной Республики81.

В 2010 г. в Шанхае прошла XXII Генеральная конференция «Музеи для социальной гармонии» и XXV Генеральная Ассамблея Международного совета музеев82. В ноябре 2010 г. в Шанхае состоялась конференции Международного комитета музеев и коллекций археологии и истории (ICMAH), тема которой—«Оригинал, копия, подделка: о значении объекта в музеях истории и археологии». В рамках обсуждения поднимался вопрос о роли подлинных предметов в исторических музеях83.

В 2016 г. вице-премьер Госсовета КНР Лю Яньдун охарактеризовала современный китайский музей не просто как хранилище, в котором сохраняются, изучаются и экспонируются предметы культурного наследия, но и как образовательное учреждение84. В действительности образовательная деятельность в музее стала одним из важнейших направлений международного сотрудничества. Сотрудничество ИКОМ, Национального комитета ИКОМ Китая и дворцового музея Гугун способствовало созданию на базе музея Международного учебного центра ИКОМ для музейных исследований (ICOM-ITC).

77 Особняки Сынань: показательный характер музея под открытым небом в Шанхае // Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-01/24/ content_40166964.htm (дата обращения: 18.05.2017).

78 Там же.

79 Новый «Шелковый путь» прирастает музейными древностями // Газета «Известия». URL: http://week.izvestia.ru/news/702785 (дата обращения: 18.05.2017).

80 Вэй В. Пути развития музейного дела и музеологии в КНР: к постановке проблемы // Современные гуманитарные исследования. 2012. № 5. С. 118.

81 Труевцева О. Н. Деятельность Международного комитета музеологии по расширению сотрудничества в азиатском регионе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33-1. С. 24.

82 ИКОМ Шанхай 2010 // ICOM Russia. URL: http://icom-russia.com/data/generalnaya-konferentsiya/ ikom-shankhay-2010/ (дата обращения: 18.05.2017).

83 Original, copy, fake: On the significance of the object in history and archaeology museums // ICOM International Committee for Museums and Collections of Archaeology and History (ICMAH). 2014. P. 111.

84 Лю Яньдун подчеркнула необходимость углубления международного сотрудничества и содействия процветанию музеев // Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian. china.org.cn/china/txt/2016-11/11/content_39680559.htm (дата обращения: 18.05.2017).

Учебный центр был официально открыт 1 июля 2013 г.85 Центр призван «содействовать исследованиям и межмузейному обмену на международном уровне и развивать опыт музейных специалистов из развивающихся стран, особенно из Азиатско-Тихоокеанского региона»86.

Для международного сотрудничества в сфере сохранения исторических коллекций и музеев исторического профиля важным событием стало создание дружественной ассоциации музеев стран «Пояса и пути» в 2016 г. (в рамках проекта «Экономического пояса Шелкового пути»), участниками которой стали более 30 китайских и зарубежных музеев87. В рамках деятельности данной ассоциации Китайской стороной был подписан ряд соглашений о сотрудничестве между историческими музеями и о сотрудничестве в области археологии.

На протяжении XX-XXI вв. приоритетное положение среди музеев Поднебесной занимали исторические музеи как по численности, так и по политической и общественной значимости. Предложенный обзор не претендует на всеохватность и полноту в описании и характеристике всех музеев данной профильной группы в рассматриваемый период. Важнейшей задачей, которую ставили перед собой авторы, было показать, как возникли исторические музеи Китая, выделить ключевые закономерности и тенденции их развития.

Появление первых исторических музеев в Поднебесной восходит к началу XX в. (Национальный музей Китая, Гугун, Нанкинский музей). Коллекции первых китайских музеев тяготели к комплексному характеру, сочетая исторические артефакты и художественные произведения. Создание этих музеев было обусловлено общественной потребностью сохранить ценности китайской культуры и обеспечить преемственность культурно-исторического развития.

Период начиная со второй половины XX в. характеризуется противоречивыми тенденциями в музейной сфере. После военных потрясений 1930-х — 1940-х годов музейная сеть Китая оказывается в плачевном состоянии: многие музеи были закрыты, а их коллекции распылены по всему миру. Существует мнение, что вывоз китайских артефактов способствовал развитию мирового музейного дела, поскольку китайские коллекции легли в основу многих мировых музейных собраний и привели к изучению китайской

истории88.

1950-е годы—время активного восприятия и адаптации под собственную специфику культурного опыта СССР, что находит отражение в экспозиционных решениях 1950-х годов. Во второй половине XX в. расширяется музейная сеть КНР. Возникают новые профильные подгруппы музеев (революционные, краеведческие музеи). Кроме развития музеев советского и европейского типов, в Китае предпринимались собственные музейные эксперименты: развитие археологии привело к созданию археологических музеев in situ.

Современный Китай характеризуется активно развивающейся музейной политикой. Музейное строительство в КНР преследует две цели: увеличить количество музеев до

85 ICOM International Training Centre for Museum Studies // ICOM. URL: http://icom.museum/ac-tivities/training/icom-international-training-centre-for-museum-studies (дата обращения: 18.05.2017).

86 Ibid.

87 Музеи стран «пояса и пути» объединились в ассоциацию // Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2016-05/14/content_38454031.htm (дата обращения: 18.05.2017).

88 КравцоваМ.Е. Мировая художественная культура. С. 304.

уровня самых развитых на международном уровне стран и сделать памятники истории и культуры доступными для самой широкой публики. Кроме того, перед музеями стоит задача повышения качества экспозиций и образовательных услуг, так как многие (особенно краеведческие) музеи в середине XX в. создавались по единому шаблону и характеризовались низким качеством экспозиций.

Сегодня КНР—активный участник международных проектов, реализуемых в музейной сфере, направленных на обмен опытом с зарубежными музейными специалистами и сотрудничество с международными и национальными музейными организациями.

Информация о статье Авторы: Амосова Алиса Анатольевна—кандидат исторических наук, доцент, Институт Истории, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, a.amosova@spbu.ru:

Еремеева Анна Дмитриевна—студент, Институт Истории, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, eremeeva.ad@gmail.com. Заглавие: Исторические музеи Китая: возникновение и ключевые тенденции развития в XX-XXI вв.

Абстракт: Изучение вопросов становления и развития музеев исторического профиля в Китайской народной республике на сегодняшний день является малоизученной тематикой в мировой музеологической литературе, а ведь именно музеи данной профильной группы на протяжении всего XX в. занимали в Поднебесной приоритетное положение. Возникновение первых исторических музеев в Поднебесной восходит к началу XX в. Создание этих музеев было обусловлено общественной потребностью.

После военных потрясений 1930-х — 1940-х годов музейная сеть Китая оказывается в плачевном состоянии: многие музеи были закрыты, а их коллекции распылены по всему миру. Во второй половине XX века в КНР возникают новые профильные подгруппы музеев (революционные, археологические, краеведческие музеи). Современный Китай характеризуется активно развивающейся музейной политикой, развивает международное сотрудничество. На основе широкого круга документов ИКОМ, материалов официальных сайтов музеев, а также литературы на русском и английском языках авторы реконструируют аспекты возникновения и ключевые тенденции развития музеев исторического профиля в Китае в XX—начале XXI в.

Ключевые слова: исторические музеи КНР, Нантунский музей, Национальный музей истории Китая, Музей Китайской революции, Национальный музей Китая, Дворцовый музей (Гугун), Музей терракотовых воинов и коней.

Список литературы

Chow, Chun-kei. The Influence of Zhang Jian's 1903 Trip to Japan on the Nantong Museum // Sino-Japanese Studies. 2015. Vol. 22. P. 7.

Hung, Chang-tai. The Red Line: Creating a Museum of the Chinese Revolution // The China Quarterly. 2005. No. 184. P. 914-933.

Lengyel, Alfonz. Museums: Vehicle for China's Modernization? // Archaeology. Vol. 37. No. 6 (November/December 1984). P. 80.

Xianyao, Li; Zhewen, Luo; Avery, Martha. China's Museums // Cultural China Series. China Intercontinental Digital Publisher, 2004. 207 p.

Museums in China // Museum. Vol. XXXII. No. 4. 1980. P. 171-173.

Nanjing Museum // ICOM—2010: Chinese Museum. Shanghai, 2010. P. 268.

National Museum of China // ICOM—2010: Chinese Museum. Shanghai, 2010. P. 20.

Shao, Qin. Exhibiting the Modern: The Creation of the First Chinese Museum, 1905-1930 // The China Quarterly. 2004. No. 179. P. 684-702.

The Palace Museum // ICOM — 2010: Chinese Museum. Shanghai, 2010. P. 25.

Ан, Лайшун. Музей и музеология в Китае // Музей и демократия. Москва, 1997. C. 55-59.

Белозерова, Вера Георгиевна. История музеев и реставрационного дела в КНР (до «культурной революции») // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. М., 1980. Т. 6 (36). С. 152-169.

Виноградова, Надежда Анатольевна. Китайские музеи // Грани творчества: сборник научных статей. 2005. Вып. 2. С. 98-121.

Виноградова, Надежда Анатольевна. Музеи Китая // Искусство. 2014. № 10. URL: http://art.1september. ru/article.php?ID=200401001 (дата обращения: 12.05.2017).

Вэй, Ван. Диффузия инноваций в музейном мире Китая // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. 2014. № 3 (март). С. 222-226.

Вэй, Ван. Музеология и музейное дело в КНР в XX — начале XXI века: основные этапы и стратегии развития // Научное мнение. Научный журнал. 2014. № 1 (январь). С. 72-78.

Вэй, Ван. Пути развития музейного дела и музеологии в КНР: к постановке проблемы // Современные гуманитарные исследования. 2012. № 5. С. 117-119.

Вэй, Ван. Собирательская деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР: дис. ... канд. иск. Санкт-Петербург, 2014.

Кравцова, Мария Евгеньевна. Мировая художественная культура. История искусства Китая. Санкт-Петербург: Издательство «Лань», «ТРИАБА», 2004. 960 с.

Труевцева, Ольга Николаевна. Деятельность Международного комитета музеологии по расширению сотрудничества в азиатском регионе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33-1. С. 24-32.

Цзишень, Лиян. Китай: обеспечение музеев квалифицированными кадрами // Museum. 1988. № 156. С. 82-86.

Цзылинь, У. Музей глиняных воинов и лошадей погребального комплекса Цинь Ши-нуанди // Museum. 1985. № 147. С. 16-23.

Юренева, Тамара Юрьевна. Музееведение. Москва: Академический Проект, 2004. 560 c.

Юренева, Тамара Юрьевна. Музей в мировой культуре. Москва: Русское слово, 2003. 536 c.

Юренева, Тамара Юрьевна. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. Москва: Эксмо, 2011. 495 с.

Information on article Authors: Amosova Alisa Anatoljevna—PhD in History, Associate Professor, Institute of History, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, a.amosova@spbu.ru;

Eremeeva Anna Dmitrievna — student, Institute of History, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, eremeeva.ad@gmail.com.

Title: Historical museums in China: The origins and key trends in the development in the 20th and early 21st centuries.

Abstract: The basic research problems connected with the development of historical museums in China are little studied in world museological literature. This topic is now becoming more and more demanded, because Chinese historical museums occupied the priority position in the country throughout the entire 20th century. The first historical museums in China appeared at the beginning of the 20th century. The reason for creating these museums was social need.

After the military upheavals of the 1930s and 1940s, China's museum network was in a step away from destruction: many museums were closed and their collections were spread around the world. In the second half of the 20th century new historical profile museum groups appeared in China. Revolutionary, archaeological, local history museums were among these groups. Modern China leads an active museum policy, develops international cooperation. Based on a wide range of ICOM documents, materials from official museum websites, and literature in Russian and English, the authors reconstruct the origins and key trends in the development of historical museums in China in the 20th and early 21st centuries. Keywords: Chineese historical museums, Nantong Museum, National Museum of Chinese History, Museum of Chinese Revolution, National Museum of China, Palace Museum, Terracotta Army Museum.

References

An L. Muzej i muzeologija v Kitae [The Museum and Museology in China], in Muzej i demokratija. Moscow, 1997, pp. 55-59 (in Russian).

Belozerova V. G. Istorija muzeev i restavracionnogo dela v KNR (do "kul'turnoj revoljucii") [History of museums and restoration work in China (before the "cultural revolution")], in Hudozhestvennoe nasledie: hranenie, issledovanie, restavracija, vol. 6 (36). Moscow, 1980, pp. 152-169 (in Russian).

Chow C. The Influence of Zhang Jian's 1903 trip to Japan on the Nantong museum, in Sino-Japanese Studies, 2015, vol. 22, article 1, p. 7.

Czishen' L. Kitaj: obespechenie muzeev kvalificirovannymi kadrami [China: Providing Museums with qualified personnel], in Museum, 1988, no. 156, pp. 82-86.

Czylin' U. Muzej glinjanyh voinov i loshadej pogrebal'nogo kompleksa Cin' Shinuandi [museum of clay warriors and horses of the burial complex of Qin Shinuandi], in Museum, 1985, no. 147, pp. 16-23 (in Russian).

Hung C. The red line: Creating a museum of the Chinese revolution, in The China Quarterly, 2005, no. 184, pp. 914-933.

Jureneva T. Ju. Muzeevedenie [Museology]. Moscow, Akademicheskij Proekt Publ., 2004. 560 p. (in Russian).

Jureneva T. Ju. Muzei mira: istorija i kollekcii, shedevry i raritety [Museums of the world: history and collections, masterpieces and rarities]. Moscow, Jeksmo Publ., 2011. 495 p. (in Russian).

Jureneva T. Ju. Muzej v mirovoj kul 'ture [Museum in World's Culture]. Moscow, Russkoe slovo, 2003. 536 p. (in Russian).

Kravcova M. E. Mirovaja hudozhestvennaja kul'tura. Istorija iskusstva Kitaja [WorldArtistic Culture. History of art in China]. Saint Petersburg, Lan', TRIADA Publ., 2004. 960 p. (in Russian).

Lengyel A. Museums: Vehicle for China's Modernization, in Archaeology, vol. 37, no. 6 (November/December 1984), p. 80.

Museums in China, in Museum, 1980, vol. 32, no. 4, pp. 171-173.

Nanjing Museum, in ICOM — 2010: Chinese Museum. Shanghai, 2010, p. 268.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

National Museum of China, in ICOM— 2010: Chinese Museum. Shanghai, 2010, p. 20.

Shao Q. Exhibiting the modern: The creation of the first Chinese museum, 1905-1930, in The China Quarterly, 2004, no. 179, pp. 684-702.

The Palace Museum, in ICOM — 2010: Chinese Museum. Shanghai, 2010, p. 25.

Truevceva O. N. Dejatel'nost' Mezhdunarodnogo komiteta muzeologii po rasshireniju sotrudnichestva v aziatskom regione [The activity of the International Committee of Museology on expanding cooperation in the Asian region], in Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2015, no. 33-1, pp. 24-32 (in Russian).

Vinogradova N. A. Kitajskie muzei [Chinese Museums], in Grani tvorchestva: sbornik nauchnyh statej, 2005, vol. 2, pp. 98-121 (in Russian).

Vinogradova N. A. Muzei Kitaja [Museums of China], in Iskusstvo, 2014, no. 10. Available at: http://art.1september.ru/article.php?ID=200401001 (accessed: 12.05.2017) (in Russian).

Vjej V. Diffuzija innovacií v muzejnom mire Kitaja [Diffusion of Innovations in the Museum World of China], in Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. Nauchnyj zhurnal, 2014, no. 3 (March), pp. 222-226 (in Russian).

Vjej V. Muzeologija i muzejnoe delo v KNR v XX—nachale XXI veka: osnovnye jetapy i strategii razvitija [Museology and museum work in the Republic of China in the 20th — beginning of the 21st century: The main stages and development strategies], in Nauchnoe mnenie. Nauchnyj zhurnal, 2014, no. 1, pp. 72-78 (in Russian).

Vjej V Puti razvitija muzejnogo dela i muzeologii v KNR: k postanovke problem [Ways of development of museum work and museology in China: To the formulation of the problem], in Sovremennye gumanitarnye issledovanija, 2012, no. 5, pp. 117-119 (in Russian).

Vjej V. Sobiratel'skaja dejatel'nost'i formyprezentacii nacional'nogo iskusstva v muzejah KNR [Collecting activities and forms ofpresentation of national art in Chinese museums]: PhD thesis. Saint Petersburg, 2014 (in Russian).

Xianyao L.; Zhewen L.; Avery M. China's Museums, in Cultural China Series. China Intercontinental Digital Publisher, 2004. 207 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.