Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 117-125. УДК 069
DOI 10.25513/2312-1300.2019.1.117-125
О. А. Ландик, Г. М. Патрушева
МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ (СЕРЕДИНА 1930-х - НАЧАЛО 1990-х гг.)
Рассматривается развитие музейной сети Омской области в 1930-х - начале 1990-х гг. Выделены причины, характерные черты и направления деятельности этого процесса. В 1930-1950-е гг. происходит складывание музейной сети области, которая характеризовалась слабой развитостью и преобладанием музеев краеведческого и историко-краеведческого профиля. Второй этап - 1960-е -начало 1990-х гг. - значительное расширение и диверсификация государственной музейной сети и образование сети общественных и ведомственных музеев.
Ключевые слова: музей; музейная сеть; Омская область.
O. A. Landik, G. M. Patrusheva
MUSEUM NETWORK OF OMSK REGION: FOUNDATION AND DEVELOPMENT
(MID 1930s - EARLY 1990s)
The article discusses the development of the museum network in Omsk region in the 1930s and early 1990s. The causes, characteristic features and directions of this process are specified. The museum network of the region characterized by weak development and mostly regional and local history museums was established in the 1930s -1950s. The second period (the 1960s - early 1990s) was marked by substantial expansion and diversification of the public museum network and the establishment of public and private museums network.
Keywords: museum; museum network; Omsk region.
Новый этап в российской музейной истории - включение музеев в отечественную культурную традицию - открыл первый Всероссийский музейный съезд, прошедший в 1930 г. Съезд закрепил представление о музее как о политико-просветительном учреждении. В соответствии с идеологической парадигмой того времени стали организовываться историко-революционные и мемориальные музеи. В 1930-е гг. началось музейное строительство в национальных районах Сибири [1, с. 104-106].
На 1 января 1934 г. музейная сеть Омской области состояла из трёх музеев - Западно-Сибирского краевого музея, Омского научно-педагогического музея и Тарского окружного краеведческого музея г. Тары. С образованием Омской области Омский За-
© Ландик О. А., Патрушева Г. М., 2019
падно-Сибирский краевой музей был переименован в Омский областной краеведческий музей. С декабря 1934 г. в ведении музейного отдела Омского облоно помимо вышеперечисленных музеев оказались: Тюменский окружной краеведческий музей, Тобольский государственный музей, Остяко-Вогульский окружной краеведческий музей, Ямало-Ненецкий краеведческий музей, Ишимский краеведческий музей, Ялуторовский краеведческий музей, Верхне-Тавдинский краеведческий музей [2, л. 15, 129]. Часть из этих музеев, была образована ещё в XIX - начале XX в. Тюменский окружной краеведческий музей, Тобольский государственный краеведческий музей, Омский областной краеведческий музей, Ямало-Ненецкий краеведческий музей имели богатые фонды, оформ-
ленные экспозиции, неплохую материальную базу и специалистов с опытом музейной работы. Другие - это недавно образованные музеи, действовавшие несколько лет, например Тарский окружной краеведческий музей, Омский научно-педагогический музей, Ишимский краеведческий музей. Третью группу составляли музеи, находившиеся на стадии формирования: Остяко-Вогульский окружной краеведческий музей [3], Ялуторовский краеведческий музей [4, л. 106], Верхнетавдинский районный краеведческий музей [4, л. 101]. Многие из вновь создаваемых музеев не имели постоянного помещения и достаточной выставочной площади. Из-за частых переездов они вынуждены были периодически прерывать свою деятельность, параллельно решая ряд бытовых проблем. Кадровые и материально-финансовые проблемы стояли перед ними гораздо острее.
Музейная сеть области в 1930-е гг. претерпевала изменения. Не удалось сохранить самостоятельность Омскому научно-педагогическому музею. В 1938 г. он был объединён с областным методическим кабинетом и преобразован в музейно-выставочный отдел в составе Института повышения квалификации учителей [5, с. 120].
Предпринимались попытки организации новых музеев в области. В 1937 г. было принято решение о создании в Омске мемориального музея В. В. Куйбышева [6, с. 38], но оно не было воплощено в жизнь. На протяжении нескольких лет Омский городской исполнительный комитет безуспешно пытался решить вопрос о приобретении дома, связанного с жизнью и деятельностью революционера для организации в нём музея [7, л. 165]. В 1939 г. готовилась передача Тобольскому государственному музею дома декабриста М. А. Фонвизина с целью организации в нем музея декабристов, но из-за отсутствия необходимых средств эта идея так и не была осуществлена. В декабре 1940 г. состоялось открытие Омского музея изобразительных искусств на базе картинной галереи Омского областного краеведческого музея [8, с. 148].
Помимо музеев, основанных и реорганизованных по инициативе республиканской и местной властей, имеются сведения о по-
пытках создания в Омской области музеев на общественных началах. Так, сохранились сведения о существовании в 1930-х гг. в посёлке Усть-Ишим Усть-Ишимского района музейного уголка в местной школе [9, с. 77]. Ярким явлением в жизни Черлакского района был историко-революционный музей имени С. Л. Перовской в селе Соляное. Создателем его в 1926 г. стал учитель истории, уроженец Вятской губернии, сын политкаторжан
B. Ф. Коптев [10, с. 53]. В 1937 г. он был репрессирован, и музей прекратил своё существование.
В конце 1930-х гг. сотрудниками Тобольского государственного краеведческого музея было намечено создание «музейных уголков» в двух передовых колхозах - имени
C. М. Будённого и «КИМ» (Коммунистический интернационал молодёжи) Тобольского района. Музейные уголки планировалось разместить в зданиях колхозных клубов, их открытие должно было состояться в первой половине 1941 г. [11, л. 30]. К сожалению, не удалось обнаружить сведений об открытии колхозных музеев. Скорее всего, реализации этих планов помешала начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война.
Во многих музея в первое десятилетие образования Омской области создаются новые отделы - антирелигиозный, социалистического строительства, истории партии, историко-революционный. В соответствии с новой концепцией музейного дела, при сборе предметов и организации экспозиций преимущество отныне следовало отдавать не столько истории, археологии или этнографии, сколько промышленному и сельскохозяйственному развитию территорий. При этом, формировавшиеся по единому плану экспозиции должны были демонстрировать образцы «торжества социализма» [12, с. 18]. Происходит перестройка экспозиций в духе диалектического материализма, как это было предписано решением I Всероссийского музейного съезда. Как правило, в первые годы своего существования отделы оставались слабыми, экспонатов для показа было достаточно мало. Это объясняется тем, что сбор материалов по истории революции, гражданской войны, партизанского движения в Прииртышье был практически новым направлением в работе музеев. Существовала необхо-
димость поднять абсолютно неисследованный пласт истории края [13, с. 73].
Одна из сложностей в управлении музеями в области заключалась в необходимости осуществления общего и методического руководства их деятельностью на огромной по площади территории. Практически повсеместно такое руководство оценивалось как недостаточное, формальное и пассивное [14, л. 100-101; 11, л. 15, 48]. Численность сотрудников не отвечала тем задачам, которые ставились перед музеями. Нередко руководители попадали на должность директора музея совершенно случайно, никак до своего назначения на эту должность не были связаны с музейной работой. В ситуации, когда было необходимо поднять работу учреждения на новый качественный уровень, существенно её активизировать, важное значение приобретало членство директора музея в рядах ВКП(б).
Рост интереса в целом к данным учреждениям, прежде всего, со стороны молодёжи приводил к увеличению их посещаемости. Так, в Тобольском государственном краеведческом музее посещаемость в 1934-1940 гг. выросла с 11 504 до 25 190 человек [4, л. 68, 126; 11, л. 47; 15, л. 98]. Значительно увеличилось количество посетителей в Тюменском окружном краеведческом музее, в 19351938 гг. их число выросло с 16 141 до 29 566 человек [4, л. 70; 14, л. 33, 99]. Омский музей изобразительных искусств в 1940 г., первый год своей деятельности как самостоятельного учреждения, посетило 22 549 человек [16, л. 1]. За первые 8 месяцев 1941 г. музей принял 19 724 посетителя [16, л. 2].
Большинство музеев, функционировавших на территории Омской области в период с 1934-1944 гг., имели краеведческий профиль. Исключение составляли Омский научно-педагогический музей (педагогический профиль) и Омский музей изобразительных искусств (художественный профиль) [8, с. 148-149].
Негативное влияние на функционирование и развитие музеев Омской области оказала Великая Отечественная война. Многие музеи на время войны прекратили свою работу, другие существенно её свернули, сократились музейные площади, так как помещения передавались под военные нужды.
Продолжали работать Омский областной, Тобольский государственный, Тарский краеведческий музей. Деятельность Тюменского краеведческого музея была свернута с началом войны. В 1943 г. местные власти решили воссоздать музей, и в мае 1943 г. он вновь начал функционировать [17, с. 288-289].
С началом Великой Отечественной войны происходит резкое сокращение музейных штатов. На работу в музеи нередко приходили люди, совершенно не знакомые с музейной работой, не занимавшиеся ни научно-исследовательской, ни собирательской работой. Зачастую, как это было, например, в Тарском краеведческом музее, это были эвакуированные из других регионов, не знакомые с историей края [18, л. 100].
В 1945-1955 гг. наблюдается возобновление работы музеев, законсервированных в военное время, возвращение их в свои помещения, в которых они располагались ранее, выведение их деятельности на довоенный уровень. Приоритетными задачами музейной политики государства на тот момент явились: наведение порядка в учёте и хранении фондов, восстановление довоенной сети музеев и дальнейшее её расширение, улучшение материальной базы музеев, восстановление и создание новых экспозиций, возрождение массовой культурно-просветительной работы [19, с. 55-56].
В первые послевоенные годы в сфере управления музеями был проведён ряд организационных мероприятий, зафиксировавших их положение в системе культурно-просветительных учреждений. С 1945 г. они стали находиться в ведении Комитета по делам культурно-просветительных учреждений Совнаркома, с 1946 г. - Совета Министров РСФСР. Художественные музеи относились к компетенции Комитета по делам искусств. В 1948 г. было утверждено «Положение об областном, краевом, республиканском краеведческом музее», в соответствии с которым музеи считались государственными научно-исследовательскими и культурно-просветительными учреждениями. Созданное в 1953 г. Министерство культуры не имело, к сожалению, научно обоснованных программ деятельности по управлению музеями. Постановления ЦК КПСС от 12 мая 1964 г. «О повышении роли музеев в коммунистическом
воспитании трудящихся» и «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» 1982 г. чётко и определённо вписывали музеи в систему идеологических учреждений [1, с. 108].
Реорганизация центрального управления российскими музеями совпала по времени с административно-территориальными изменениями в Омской области. Из состава Омской области был выделен ряд районов и округов, из которых главным образом и была образована Тюменская область [20]. Сеть музеев региона, таким образом, значительно сократилась. В 1946 г. она состояла из двух музеев - Омского областного краеведческого музея и Омского музея изобразительных искусств [21]. Деятельность ещё одного музея -Тарского районного краеведческого - возобновилась около 1947 г. [9, с. 13].
Главным требованием, предъявляемым к музеям в тот период, стала демонстрация достижений промышленности и сельского хозяйства [19, с. 56], исследование достижений социалистического строительства в области [21, л. 7]. Создание новых экспозиций всех отделов в Омском областном краеведческом музее в основном завершилось в 1955 г. [22, с. 71]. Особое место в них отводилось отображению классовой борьбы, событиям гражданской войны (большевистское подполье, партизанское движение в Сибири, борьба с «колчаковщиной») [23, л. 20 об.]. Научные сотрудники Омского областного музея изобразительных искусств в 1947 г. начали организацию отдела советского изобразительного искусства [24, л. 6]. Эта работа завершилась в первой половине 1950-х гг.
Количество посетителей и экскурсий, проводимых сотрудниками музеев с 19451955 гг., возросло в 1,5-2 раза. Основную массу посетителей музея составляли учащиеся различных учебных заведений [25, с. 160-162].
Несмотря на тяжелое послевоенное время, властями города ставилась задача не только восстановления в ближайшее время работы музейных учреждений, но и создания новых. Не всегда эта деятельность оказывалась успешной.
Осенью 1946 г. года в нескольких районах Омской области сотрудниками и членами учёного совета Омского краеведческого музея велась работа по изысканию возмож-
ностей создания при районных домах культуры местных музеев [26, л. 23]. Во второй половине 1940-х гг. намечалось открытие в Омске историко-литературного музея Западной Сибири в доме омского писателя А. П. Сорокина [20, л. 32]. Всё это время шла целенаправленная работа по сбору музейных предметов, но дом так и не был освобожден от проживавших там жильцов, музей открыт не был. В 1949 г. на заседании бюро Куйбышевского районного комитета ВКП(б) было вынесено решение об открытии филиала Омского областного краеведческого музея «История города Омска» [27, л. 1, 2-2 об.]. Открытие музея не состоялось: не были выделены помещение, средства на ремонт, не решен кадровый вопрос [6, с. 38]. В 1953 г. прекратил свою деятельность Тарский районный краеведческий музей [28, л. 2].
Во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. процесс расширения музейной сети Омской области шёл за счёт создания музеев на общественных началах - районных, ведомственных и школьных [29, с. 51-53].
В 1950 г. при парково-ботаническом заповеднике на территории колхоза «Новая сила» Ульяновского (ныне Омского) района был открыт мемориальный музей Западносибирского садоводства («музей П. С. Комиссарова») на правах филиала Омского областного краеведческого музея [23, л. 20]. Музей просуществовал недолго. Упоминания о его деятельности в середине 1950-х гг. исчезают из годовых отчётов [30, л. 1]. В 1953 г. состоялось открытие мемориального музея на общественных началах в посёлке Марьянов-ка Марьяновского района, посвящённого боям, развернувшимся здесь между красногвардейцами и белочехами в конце мая - начале июня 1918 г. [31, л. 36-37]. Спустя несколько лет музей был закрыт, экспозиция разобрана, а предметы переданы в одну из школ посёлка [32, с. 658].
В 1955 г. был открыт общественный мемориальный музей омского писателя-прозаика и революционера Ф. А. Березовского в его доме (ул. Березовского, 22) [25, с. 163]. В 1983 г. дом писателя был снесён, материалы музея поступили в уже открывшийся Омский литературный музей [33, с. 457].
Активная поддержка историко-краевед-ческого движения со стороны партийных
и государственных органов, общественных организаций привела в 1960-е гг. к значительному росту сети общественных музеев. В районах Омской области местные районные комитеты КПСС и исполкомы приняли решение о создании общественных краеведческих музеев [34, л. 44]. В результате проделанной работы на территории Омской области с начала 1960-х гг. стала развиваться сеть музеев на общественных началах. Вслед за районными общественными музеями в Омске и области появляются общественные музеи на предприятиях и в организациях, увеличивается количество школьных музеев, появляются общественные музеи в вузах города. Всего к началу 1970-х гг. подобных музеев существовало уже около десяти [35, л. 12, 36; 36, л. 18]. В вузах Омска появляются музеи, нацеленные на использование своих материалов в учебном процессе - Анатомический музей ветеринарного института (1971 г.), Музей археологии и этнографии Омского государственного университета (1974 г.) [37, с. 302-306]. Особенный интерес представляла экспозиция музея школы-интерната № 1 Омска, посвящённая Ф. Э. Дзержинскому [36, л. 12, 17].
В 1979 г. сотрудниками Омского областного краеведческого музея было зарегистрировано 50 музеев, работающих на общественных началах, из них в Омске - 28 (13 школьных и 15 на предприятиях, учреждениях и вузах) и 22 музея в районах области, из них 14 школьных [38, л. 9]. Как и прежде, большинство создаваемых районных общественных музеев относились к историко-краеведче-ским. Увеличилось количество исторических музеев - истории сёл, колхозов, предприятий. Их количество росло до конца 1980-х гг. В 1970 г. происходят попытки организации в сельской местности картинных галерей при краеведческих музеях [39, л. 15, 39; 40, л. 17]. В 1978 г. в Тарском краеведческом музее появилась художественная экспозиция (в 1966 г. музей был возрождён на общественных началах). В 1985 г. для неё было выделено отдельное здание. На правах филиала Омского областного музея изобразительных искусств в 1986 г. начала свою работу картинная галерея в посёлке Большеречье [6, с. 41-42].
Качество работы многих общественных музеев оставляло желать лучшего. Основные
проблемы заключались в отсутствии темати-ко-экспозиционных планов, целенаправленного и систематического сбора материалов (зачастую сборов не велось совсем), учёта фондов и помещений для их хранения. Экспозиции после своего открытия по многу лет не обновлялись, были перегружены второстепенными документами и фотографиями. Такое положение дел объясняется тем, что руководители этих музеев выполняли свои обязанности в свободное от основной работы время, либо находились уже в преклонном возрасте [41, л. 1-9]. Эта проблема частично решалась за счёт создания в структуре Омского областного краеведческого музея консультационного пункта, а с 1980 г. здесь стали проводиться ежегодные семинары для руководителей общественных музеев [42, л. 33].
С начала 1970-х гг. наметилась тенденция к расширению государственной музейной сети за счёт включения в неё части музеев на общественных началах. Первыми приобрели статус филиалов Омского областного краеведческого музея Большереченский и Тарский районные краеведческие музеи [6, с. 40].
В 1980 г. путём слияния Омского областного краеведческого музея и ряда районных краеведческих музеев был образован Объединённый государственный Омский историко-литературный (ГОИЛ) музей. Инициатива по созданию объединения принадлежала назначенному на должность директора Омского областного краеведческого музея в 1979 г. Ю. А. Макарову [43, с. 53-54]. Создание подобных централизованных музейных систем в стране О. Н. Шелегина предлагает рассматривать как первый масштабный опыт музейного менеджмента. Эти локальные сети (головной музей и ранее самостоятельные музеи на правах филиалов) формировались для более рационального и широкого использования музейных фондовых собраний, повышения уровня периферийных городских и районных музеев, решения задачи тематического профилирования отдельных музейных объектов [1, с. 111].
В основу музейного объединения было положено централизованное управление, единое планирование всех основных направлений музейной работы, единая система учёта, хранения и использования фондов, единое
финансирование и отчётность. Также на музейное объединение были возложены контроль и методическое руководство над общественными, ведомственными, школьными музеями [44, л. 1]. Общее количество сотрудников музея за годы существования объединения возросло более чем в два раза и к 1992 г. составляло 109 человек [43, с. 54].
С созданием музейного объединения начинается динамичный рост государственной музейной сети. В 1981 г. в качестве филиала ГОИЛ музея, наконец, был открыт историко-биографический музей имени В. В. Куйбышева, в доме, где он проживал в Омске [6, с. 40]. Следующим филиалом ГОИЛ музея стал созданный в 1983 г. на основе литературного отдела Омского краеведческого музея Литературный музей имени Ф. М. Достоевского [45, л. 18]. В мае 1985 г. состоялось открытие Музея воинской славы омичей, который вошёл в состав музейного объединения [46, л. 38-39]. В 1987 г. состав музейного объединения пополнил краеведческий музей посёлка Тевриз, а в 1988 г. Музей истории целины посёлка Русская Поляна [45, л. 18].
Ещё в июле 1983 г. был разработан и принят Перспективный план развития музейной сети Омской области. Его задача состояла в равномерном и целенаправленном развитии музейной сети в области, в качественном её развитии. Новые музеи должны были стать разнопрофильными и оригинальными в противовес преобладавшим в области музеям краеведческого профиля (например, Музей интернациональной дружбы, Музей древнего зодчества, Музей молока и пр.) [47, л. 4]. Этот план был реализован на практике только частично, но дал толчок к возникновению ряда музеев в областном центре и области в середине 1980-х - начале 1990-х гг. Не состоялся и Музей омской комсомольской организации. В 1980 г. по инициативе ветеранов ВЛКСМ Омска началась поисковая работа силами пионерско-комсомольско-го актива по созданию музея. Открытие его планировалось провести к 70-й годовщине ВЛКСМ, размещение планировалось в недавно построенном Доме молодёжи Омска, но из-за изменявшихся политических и идеологических условий в стране общественный интерес к этому музею исчез [48, л. 7].
Не появился в Омске Музей истории городской партийной организации (Музей - конспиративная квартира). В 1982 г. Омский исполком принял решение о его создании, но в 1989 г. на научно-методическом совете ГОИЛ музея был вынесен вердикт о нецелесообразности организации этого музея в связи с большим износом здания, в котором предполагалось размещение музея, и отсутствием необходимых материалов для создания полноценной музейной экспозиции [49, л. 1].
В 1970-1980-е гг. посещаемость музеев постоянно росла. Так, в 1979 г. Омский областной краеведческий музей вместе с его филиалами посетило 197 500 человек (без филиалов 177 200) [50, л. 1, 61]. Омский областной музей изобразительных искусств в этом же году принял 152 479 посетителей [51, л. 2]. В 1982 г. эти цифры составили соответственно 254 355 (214 616 человек пришлось на головной музей) [52, л. 8] и 160 912 посетителей [53, л. 5]. В последующие годы эта тенденция сохранялась.
Развитие музейного дела потребовало обеспечения музеев достаточным количеством квалифицированных кадров. В связи с этим общая численность научных сотрудников в музеях области год от года возрастала, увеличивается процент сотрудников с высшим искусствоведческим и историческим образованием. В Омском областном музее изобразительных искусств число научных сотрудников с 1978-1989 гг. выросло с 19 до 30, процент имеющих высшее образование среди них вырос с 73,6 % до 86,6 % [54, л. 1; 55, л. 1]. Количество научных сотрудников в Омском областном краеведческом музее на момент образования музейного объединения в 1980 г. составляло 31 человек, из них высшее образование имели 30 [56, л. 1]. На протяжении существования музейного объединения наблюдалось снижение количества персонала с высшим образованием. В 1981 г. в процентном отношении он составлял 88,8 % [57, л. 2], в 1985 г. - 87,5 % [58, л. 1]. В первую очередь это связано с включением в состав объединения сельских филиалов, для работы в которых сложно было найти специалистов соответствующей квалификации.
В 1990-е гг. в условиях меняющихся общественно-политических процессов на-
блюдается ослабление централизованного управления и идеологического воздействия на музеи. На местах сформировались новые структуры управления, а в деятельность учреждений культуры введены хозрасчёт и самофинансирование [59, л. 50]. Органам местного самоуправления были переданы широкие права по регулированию финансовой, управленческой, хозяйственной и иной деятельности в музейной сфере [60].
Основные приоритеты культурной политики в Омской области были зафиксированы в 1992 г. в комплексной региональной программе «Развитие сферы культуры Омской области». Они заключались в возрождении национальных традиций и духовном обновлении общества, развитии искусства, сохранении неповторимого облика культурной среды, воспитании и образовании молодого поколения [61]. Во многих музеях стали закрываться экспозиции по истории советского общества, а открывались историко-бытовые.
В 1991 г. в Омской области начинается структурная реорганизация музейной сети. Этот процесс затронул в первую очередь музейное объединение. Система стала слишком громоздкой и трудноуправляемой. Процесс децентрализации музейной сети Омской области продолжался до 1995 г. В 1991 г. в области функционировало 5 государственных и муниципальных музеев, в 1998 г. - 11 [62, л. 9]. В 1989-1990 гг. насчитывалось 80 общественных музеев, из них 48 в областном центре и 32 на селе [63, с. 130; 64, с. 78]. Как и ранее, далеко не все предложения по созданию музеев были воплощены в жизнь, многие инициативы остались нереализованными.
С демократизацией общества значение краеведческих музеев поднимается на качественно новый уровень. В 1990-е гг. большинство негосударственных музеев сменило свой статус «общественный» на «муниципальный». Другая характерная тенденция начала 1990-х гг. - создание музеев, отражающих историко-культурные традиции «места». Так, в Омске появились Музей народного художника России К. П. Белова (1991 г.), Городской музей «Искусство Омска» (1991 г.), Государственный областной художественный музей «Либеров-центр» (1994 г.) [65, с. 758].
Таким образом, для развития музейной сети Омской области в 1930-1950-е гг. характерно слабое её развитие, достаточно медленное экстенсивное расширение и преобладание музеев краеведческого и историко-краевед-ческого профиля. Данные процессы явились следствием слабой материальной и финансовой базы музейных учреждений, проявлением безразличия к ним местной власти, политико-просветительских установок со стороны государства. Определённое негативное воздействие оказала Великая Отечественная война. Постепенно музеи Омской области переводятся в режим функционирования формальных социальных институтов.
Второй этап в развитии музейной сети области в рассматриваемый период приходится на 1960 - начало 1990-х гг. В это время происходит значительное расширение и диверсификация музейной сети Омской области. Специфика музейных процессов с 1960-х гг. была обусловлена демократизацией общества, желанием государства активно использовать музеи в качестве своего идеологического инструмента. Появление музеев на общественных началах в 1960-1980-х гг. определило значительное расширение музейной сети Омской области за счёт образования общественных ведомственных, школьных и вузовских музеев, а также её диверсификацию. Это выразилось в создании целого ряда художественных, литературных, мемориальных, исторических музеев. Музеи подобного рода стали очень удобной формой просветительских учреждений, так как для их создания не требовалось государственного финансирования и высококвалифицированных музейных сотрудников.
Конец 1980-х - начало 1990-х гг. - время кризиса в традиционном музейном деле, обусловленного общим социально-экономическим кризисом в стране, ослаблением централизованного управления и идеологического воздействия на музейную сферу. Следствием кризиса явилось частичное сокращение сети общественных музеев Омской области. Отчасти сокращение коснулось и государственных музеев, утративших актуальность в обществе. С другой стороны, возникли новые музейные учреждения, которые в своей деятельности опирались на местные историко-культурные традиции. В целом
сеть государственных и муниципальных музеев к началу 1990-х гг. значительно расширилась.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шелегина О. Н. Музеи Сибири. Очерки создания, развития, адаптации. - Новосибирск, 2010. - 244 с.
2. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 1076. Оп. 1. Д. 172.
3. Страницы истории // Музей Природы и Человека. - URL: http://ugramuseum.ru/O_muzee
/stranitsyi_istorii _/ (дата обращения:
06.07.2016).
4. ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 172.
5. Шадрина Н. В. Омский научно-педагогический музей // История развития омской школы : сб. науч. ст. и материалов. - Омск : VIV-PUBLISH, 2000. - С. 117-121.
6. Назарцева Т. М. Развитие музейного дела в Омской области // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. -1994. - № 3. - С. 37-48.
7. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 206.
8. Ландик О. А. История деятельности музеев Омской области в 1934-1944 гг. // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2 (18). -С. 148-149. - URL: http://vestospu.ru/archive /2016/articles/Landik2-18.html (дата обращения: 12.12.2017).
9. Ерошевская Д. В. Муниципальные музеи севера Омской области в 1910-е - 2010-е гг. -Омск : Выставной И. Л., 2015. - 167 с.
10. Новиков М., Новиков С. О судьбе Василия Федоровича Коптева и истории появления книг его библиотеки в музее села Соляного Черлакского района // X LIBRIS : науч.-попул. альм. о книгах и книжниках. - Омск : ОГОНБ им. А. С. Пушкина, 2013. - Вып. 1. - С. 52-57.
11. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 196.
12. Зяблицева С. В. Становление и эволюция музейной отрасли Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв. // Вестник КемГУ. -2012. - № 2 (50). - С. 14-20.
13. Свиридовская О. Н. Омский музей и охрана культурного наследия в 1930-1940-е годы // Декабрьские диалоги. - 2003. - Вып. 5. -С. 72-80.
14. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 191.
15. Государственный архив в г. Тобольске (ГА в г. Тобольске). Ф. 1549. Оп. 1. Д. 1.
16. ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 3.
17. Кольц И. А. Сохранение и использование культурного наследия в годы Великой Отечественной войны (на примере музейной и выставочной деятельности в Сибири) // Культура городского пространства: власть, бизнес и гражданское общество в сохранении и приумножении культурных традиций России. -Омск, 2013. - С. 287-290.
18. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 195.
19. Игнатьева В. Н. Организация музейного дела и музейное строительство РСФСР в послевоенные годы (1945-1953) // Очерки истории
музейного дела в СССР. - М., 1968. - Вып. 6. -С. 55-79.
20. Об образовании Тюменской области в составе РСФСР : Указ Президиума ВС СССР от 14 августа 1944 г. // КонсультантПлюс. - URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ES U;n = 17131;req=doc (дата обращения: 28.06.2016).
21. ГИАОО. Ф. 2104. Оп. 1. Д. 2.
22. Назарцева Т. М. Омский областной краеведческий музей 1946-1976 гг. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - 2013. - № 18. - С. 58-78.
23. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 210.
24. ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 1.
25. Ландик О. А., Патрушева Г. М. Деятельность музеев Омской области в восстановительный период после Великой отечественной войны // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2017. -№ 3 (23). - С. 160-162. - URL: http://vestospu.ru /archive/2017/articles/16_3_2017.html (дата обращения: 03.03.2018).
26. ГИАОО. Ф. 2200. Оп. 1. Д. 18.
27. ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 61.
28. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 221.
29. Морозова Е. Г. Ведомственные общественные музеи Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI вв.: Изменение статуса и функций (на материалах Омска и Новосибирска) : дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2003. - 345 с.
30. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1а. Д. 12.
31. ГИАОО. Ф. 2104. Оп. 1. Д. 36.
32. Назарцева Т. М. Роль краеведов в создании музеев в Омской области // Краеведение как феномен провинциальной культуры : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 125-летию А. Ф. Палашенкова. - Омск, 2011. -С. 654-659.
33. Зародова Ю. П. Первый в Сибири, единственный в мире. Омский государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского. История создания // Голоса Сибири : лит.-худож. альм. - Вып. первый. - Кемерово : Кузбасс-вузиздат, 2005. - С. 444-478.
34. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 304.
35. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 333.
36. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 335.
37. Назарцева Т. М. Районные, общественные, учебные музеи Омской области // Известия ОГИК музея. - 1997. - № 5. - С. 279-306.
38. ГИАОО. Ф. 2111. Оп. 1. Д. 529.
39. ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 108.
40. ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 128.
41. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 575.
42. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 555.
43. Назарцева Т. М. Музейное объединение // Известия ОГИК музея. - 1996. - № 4. -С. 53-64.
44. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 540-а.
45. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 728.
46. ГИАОО. Ф. 2111. Оп. 1. Д. 1130.
47. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 602.
48. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 711.
49. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 740.
50. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1 Д. 830.
51. ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1 Д. 417.
52. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1 Д. 581.
53. ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1 Д. 775.
54. ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1 Д. 384.
55. ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1 Д. 791.
56. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1 Д. 545.
57. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1 . Д. 566.
58. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1 Д. 649.
59. ГИАОО. Ф. 2111. Оп. 1 Д. 1332.
60. О примерном уставе государственной (муни-
ципальной) организации культуры : Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № 124-01-45/2-19, Госкомимущества Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № ОК-6/1159 // Электронный журнал для руководителя учреждения культуры. - 11К1_: Шр://е.гики^ип.ги/прс1-с1ос.а8рх?пртис1=99& пр1с1=9017388 (дата обращения: 01.06.2017).
61. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации на территории Омской области : Закон Омской области от 3 апреля 1996 г. № 48-ОЗ // ГАРАНТ.РУ : Информационно-правовой портал. - URL: http://ivo.garant.ru/# /kind-doclist/9634/ (дата обращения: 01.06.2017).
62. ГИАОО. Ф. 2111. Оп. 1. Д. 1384.
63. Еперина Г. С. Сельские общественные музеи Омской области // История культуры советского общества. - Омск : ОмГУ, 1990. -С. 129-131.
64. Сороколетова Г. И. Общественные музеи Омска // Областная научно-практическая конференция, посвящённая 275-летию города Омска. Секция: история культуры. - Омск : [б. и.], 1992. - С. 78-80.
65. Ландик О. А., Патрушева Г. М. Изменения в государственной музейной сети Омской области в 1990-х гг. // Омские научные чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Омск, 2017. - С. 756-760.
Информация о статье
Дата поступления 7 сентября 2018 г.
Дата принятия в печать 14 февраля 2019 г.
Article info
Received
September 7, 2018 Accepted
February 14, 2019
Сведения об авторах
Ландик Ольга Анатольевна - старший преподаватель кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: landikoa@mail.ru
Патрушева Галина Михайловна - канд. ист. наук, доцент, профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия,
Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: galina.mikhail@mail.ru
Для цитирования
Ландик О. А., Патрушева Г. М. Музейная сеть Омской области: история формирования и развития (середина 1930 - начало 1990-х гг.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 117125. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.1.117-125.
About the authors
Olga A. Landik - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museol-ogy of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: landikoa@mail.ru
Galina M. Patrusheva - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: galina.mikhail@mail.ru For citations
Landik O.A., Patrusheva G.M. Museum Network of Omsk Region: Foundation and Development (Mid 1930s - Early 1990s). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 1 (21), pp. 117-125. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.1. 117-125 (in Russian).