Научная статья на тему 'Музейные процессы на севере Омской области в XX - начале XXI века'

Музейные процессы на севере Омской области в XX - начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OMSK REGION / MUSEUM / MUSEUM PROCESSES / LOCAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерошевская Д.В.

Посвящено изучению музейных процессов на территории северных муниципальных районов Омской области в XX начале XXI в. В результате исследования были выявлены музеи разных профильных групп различной формы собственности. В заключение автором предложены рекомендации по совершенствованию работы музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Museum Processes to the North of the Omsk Region in the XX - beginning of XXI Century

It is devoted to the study of Museum processes in Northern municipal districts of the Omsk region in the XX beginning of XXI century. As a result, the study identified the museums of different profile groups, with different forms of ownership. In conclusion the author proposes recommendations on improvement of work of museums.

Текст научной работы на тему «Музейные процессы на севере Омской области в XX - начале XXI века»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 3 (11). С. 152-155. УДК 940.55

Д. В. Ерошевская

МУЗЕЙНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА СЕВЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА*

Посвящено изучению музейных процессов на территории северных муниципальных районов Омской области в XX - начале XXI в. В результате исследования были выявлены музеи разных профильных групп различной формы собственности. В заключение автором предложены рекомендации по совершенствованию работы музеев.

Ключевые слова: Омская область; музей; музейные процессы; локальная история.

D. V. Eroshevskaya

THE MUSEUM PROCESSES TO THE NORTH OF THE OMSK REGION IN THE XX - BEGINNING OF XXI CENTURY

It is devoted to the study of Museum processes in Northern municipal districts of the Omsk region in the XX - beginning of XXI century. As a result, the study identified the museums of different profile groups, with different forms of ownership. In conclusion the author proposes recommendations on improvement of work of museums.

Keywords: Omsk region; museum; museum processes; local history.

В настоящее время, в связи с возрастающим вниманием общества к феномену музея, расширяется количество и тематика музееведческих исследований, значительный интерес представляет изучение истории музейного дела в России, в которой нашли отражение отдельные исторические события и работа деятелей культуры по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия. Однако особое значение имеет изучение провинциальных музеев как наименее представленной и изученной части всей совокупности российских музеев. В этом отношении исследование развития музейных процессов в регионах, в том числе Омской области, представляется весьма актуальным.

Омская область располагается на юге Западно-Сибирской равнины по берегам одной из крупнейших рек - Иртыша. На западе и севере она граничит с Тюменской, на вос-

токе - с Томской и Новосибирской областями, на юге и юго-западе - с республикой Казахстан. Общая площадь территории составляет 141,1 тыс. км2. Современное административное деление сложилось в 1944 г., область была разделена на 32 административных района, однако окончательные преобразования границ относятся к 1950-1960-м гг. В настоящее время Омская область представляет собой один из динамично развивающихся сельскохозяйственных, промышленных, научных и культурных регионов России [1]. Под понятием «север Омской области» мы понимаем Усть-Ишимский, Тев-ризский, Знаменский, Большеуковский, Се-дельниковский и Тарский муниципальные районы.

Начало развитию музейного дела на территории севера Омской области положил Тарский историко-краеведческий музей.

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном», проект № 16-11-55009.

© Ерошевская Д. В., 2016 152

Культурная атмосфера в г. Таре способствовала тому, что здесь намного раньше, чем в других районных центрах, возникла идея создания музея. По общепринятым данным он был открыт в 1932 г. Однако извлечённые нами из Тарского филиала казённого учреждения «Исторический архив Омской области» (ТФ КУ ИсАОО) документы позволяют предположить, что музей в Таре был создан не позднее 1919 г. Во-первых, об этом факте свидетельствует уведомление о перемещении музея на верхний этаж дома Михаила Денисова на ул. Никольской, направленное 27 ноября 1919 г. в Тарский уездный военный революционный комитет [2]. Во-вторых, согласно данным из ведомости о начислении заработной платы рабочим и служащим отдела просвещения, заведующим музея в ноябре 1919 г. числился Фёдор Иванович Сень[а]ков, а в декабре 1919 г. он уже работал «учащим» в Тарском училище [3]. Изначально деятельность музея в Таре проходила в контакте с краеведческим обществом, в частности с Тарским окружным бюро краеведения, что обусловлено влиянием краеведческого движения. Одной из распространённых форм сотрудничества были совместные экспедиции, способствующие формированию музейных коллекций, развитию научных исследований в регионе.

На севере Омской области в 1930-е и 1950-е гг. складываются предпосылки создания ещё двух музеев в Усть-Ишимском и Тевризском районах соответственно. Они начали свою работу как школьные музеи, а затем на их основе были открыты районные. В послевоенные годы положение многих музеев было достаточно тяжёлым ввиду отсутствия помещений, нищенских ассигнований и нехватки кадров. Существовала опасность утраты ценных материалов из-за катастрофического состояния хранилищ и отсутствия должного учёта фондов. Подобную ситуацию мы можем наблюдать в Тарском историко-краеведческом музее, в котором в тяжёлые военные и послевоенные годы была закрыта экспозиция, а в 1953 г. и сам музей.

В 1960-1980-е гг. наблюдается дальнейшая активизация музейного дела в стране, связанная с растущим во всём мире интересом к музеям как аккумуляторам исторического опыта, хранителям и пропагандистам

традиций, повышением интереса граждан к местной истории, прошлому и настоящему [4].

Подобные тенденции нашли своё отражение и на местах. В частности, в 19601980-е гг. на севере Омской области появляются Усть-Ишимский краеведческий музей, Тевризский историко-краеведческий музей им. К. П. Кошукова, ставшие впоследствии муниципальными. Необходимо отметить, что в этот период на севере Омской области появляется первый художественный музей. С конца 1970-х гг. складываются предпосылки создания картинной галереи в Таре, в связи с тем что в краеведческом музее начали комплектовать коллекцию живописи. В 1987 г. состоялось торжественное открытие галереи на правах отдела краеведческого музея, в 1990-е гг. она становится самостоятельным учреждением, а в 2000-е гг. была переименована в художественный музей.

Данные музеи образуются в районных центрах. К тому же в Таре появляются отдельные школьные музеи и музеи при детских учреждениях: Музей истории детского движения, Музей революционной и боевой славы, Музей истории Второй Ленинградской военно-морской специальной школы. В сельской местности также активизируется работа в отношении создания музеев, например в Тарском районе появляются Вставский сельский музей, Атирский историко-краевед-ческий музей.

Следует отметить и новые тенденции начала 1970-х гг., связанные с политикой совершенствования управления музеями, в результате чего создаются музейные объединения. Применительно к Омской области мы можем отметить созданный на базе областного музея Государственный объединённый исторический и литературный музей. В разные годы в его состав на правах филиалов входили краеведческие музеи в Таре и п. г. т. Тевризе, что положительно сказалось на организации работы музеев в районных центрах, осуществлении различных видов деятельности. Сотрудники областного краеведческого музея оказывали методическую помощь, например, в составлении планов по комплектованию фондов, в разработке тематико-экспозицион-ных планов, оформлении музейных экспозиций. Государственный объединённый исторический и литературный музей стоял

Д. В. Ерошевская

у истоков движения по созданию историко-краеведческих музеев в районных центрах Омской области, в результате чего в 1987 г. был разработан план перспективного развития музейной сети региона [5], благодаря реализации которого к 1992 г. насчитывалось 28 районных музеев.

С начала 1990-х гг. перемены в политической и экономической сферах, распад СССР изменили обстоятельства жизни музеев. Во многих стали закрываться экспозиции по истории советского общества, а открывались популярные историко-бытовые. С демократизацией общества и тенденцией более самостоятельного развития отдельных регионов страны значение краеведческих музеев поднимается на качественно новый уровень [6]. Намечаются серьёзные преобразования музейной сети, в частности в 1990-е гг. большинство негосударственных музеев сменило свой статус «общественный» на «муниципальный». В начале 1990-х гг. открываются музеи в Седельниковском, Знаменском и Большеуковском районах. Свою работу они начинают в большей степени как краеведческие, но в 2000-е гг. намечаются преобразования. Например, в связи с попытками развивать туристическую направленность районный музей в Больших Уках начинает наращивать в своей деятельности разработку темы о Московско-Сибирском тракте, что впоследствии отразилось на изменении статуса и названия музея. Теперь он именуется историко-культурный музей-заповедник «Московско-Сибирский тракт». Развивать туристическую направленность пытаются и другие районные музеи, например в с. Знаменском. В условиях перемен многим музеям приходится освобождать помещения в связи с возвращением культовых зданий православной церкви, что мы можем наблюдать на примере Тарского историко-краевед-ческого музея, который несколько лет располагался в здании Спасской церкви, а затем был вынужден переместиться.

В 2000-е гг. происходит дальнейшее расширение музейной сети, появляются разнообразные музеи, в том числе и виртуальные, возникновение которых становится возможным в связи с появлением глобальной сети Интернет. Данные перемены находят отражение и в развитии музейного дела на

севере Омской области. В частности, в 19902000-е гг. здесь появляется единственный на севере Омской области государственный музей (Дом-музей М. А. Ульянова) и ещё несколько общественных музеев: Литковский, Екатерининский, Ермаковский музеи (данные музеи становятся отделами Тарского ис-торико-краеведческого музея, в связи с чем меняют свой статус с общественных на муниципальные), Музей воинской и трудовой славы, Музей истории станции юных натуралистов, Музей «Летопись школы» в Атир-ской школе, Музей истории культуры Тар-ского района, музеи-экспозиции и виртуальный музей. Большинство среди них локализуется в Тарском муниципальном районе, что доказывает активное развитие здесь музейной сети в отличие от других северных районов Омской области. Сегодня музеи севера Омской области ведут плодотворную работу, являются средоточием краеведческих знаний, центрами культуры и организации досуга на местах.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в настоящее время музейная сеть севера Омской области представлена одним государственным и преимущественно муниципальными и общественными музеями; нет официальных сведений об общем количестве музеев всех форм собственности. Министерство культуры Омской области располагает сведениями лишь о государственно-муниципальных музеях, а негосударственные музеи, составляющие большую часть музейной сети региона, остались неучтёнными. Сегодня в отношении учёта данной группы музеев Министерством культуры делаются шаги в деле создания реестра, в который вошли бы негосударственные музеи.

Ввиду сложившейся ситуации автором была предпринята попытка самостоятельного выявления музеев различных форм собственности северных муниципальных районов Омской области. Методом интервью было опрошено более 100 респондентов. Полученные сведения позволяют говорить о том, что в настоящее время на территории северных районов Омской области действует около 107 музеев, среди которых можно выделить историко-краеведческие, художественный и мемориальный музеи, музеи истории учебных заведений, залы боевой славы и др. Об-

щественные музеи чаще располагаются в школах, реже - в отдельных зданиях, библиотеках, профессиональных учебных заведениях, детских садах, зданиях администраций и домах культуры. В частности, по состоянию на конец 2014 г. в Тевризском районе действует 16 музеев, в Седельников-ском - 14 музеев, в Знаменском и Усть-Ишимском - по 13 музеев, в Большеуков-ском - 10 музеев [7]. Больше всего музеев сосредоточено на территории Тарского района, где действует 41 музей, они преимущественно носят комплексный характер, но во многих из них собираются и хранятся коллекции той или иной направленности. Например, помимо краеведческих музеев, здесь имеется художественный музей и единственный в области мемориальный музей. В остальных северных районах нельзя говорить о сложении разветвлённой музейной сети, ведь зачастую она представлена одним муниципальным и школьным музеями в районном центре и, как правило, школьными музеями в сельских населённых пунктах преимущественно историко-краеведческого характера.

Для реального содействия развитию музейного дела в Омской области и сохранению историко-культурного наследия необходимо учитывать, что создание материальной базы новых и уже действующих музеев в первую очередь должно быть ориентировано на приобретение или проектирование зданий, обеспечивающих необходимые условия для хранения и экспонирования музейных коллекций. Дальнейшее финансирование имеет немаловажное значение для поддержания материальной базы, осуществления продуктивной работы, её развития и совершенствования. Часть финансовых вопросов можно решить, участвуя в грантовых проектах, к чему призывает и В. Г. Рыженко, Л. И. Ры-женко [8], а потенциал для этого у музеев северных муниципальных районов Омской области имеется. Органам государственной и муниципальной власти, руководителям музеев необходимо создать условия для паспортизации общественных музеев, что окажет существенную помощь в деле создания реестра музеев Омской области. Развитие музейного дела в области настоятельно требует и решения вопроса о систематическом про-

хождении курсов повышения квалификации сотрудниками по разным направлениям музейной деятельности. Осуществление данных рекомендаций позволит существенно улучшить состояние работы по сохранению, изучению и трансляции памятников истории и культуры, а также повысит роль музеев в просветительной и культурной деятельности на местах.

Музеи северных муниципальных районов, несмотря на свою удалённость от областного центра, имеют большой потенциал, для того чтобы в будущем ещё более расширить сферы своей деятельности, ведь за годы функционирования они сформировали ценные фонды, накопили большой опыт по сохранению и популяризации культурного наследия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Омская область // Энциклопедия Омской области : в 2 т. / под общ. ред. В. Н. Русакова. -Омск : Омское книжное изд-во, 2010. - Т. 2. -С. 15.

2. Переписка ревкома с организациями по хозяйственным вопросам 1919-1920 гг. // ТФ КУ ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 24. Л. 6.

3. Ведомости начисления заработной платы рабочим и служащим отдела просвещения, школьным работникам города и уезда // ТФ КУ ИсАОО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 8. Л. 31-32.

4. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия : в 2 т. / Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии МК РФ и РАН. - М. : Прогресс : РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - Т. 1. - С. 404.

5. Научная концепция музейного объединения на конец 1980-х - начало 1990-х гг. // КУ ИсАОО. Ф. 1076. Д. 751. 173 л.

6. Краеведческие музеи // Российская музейная энциклопедия : в 2 т. / Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии МК РФ и РАН. - М. : Прогресс : РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - Т. 1. - С. 301.

7. Результаты опроса директоров учреждений северных муниципальных районов Омской области // Архив КЭААМ ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. 2014. П. 3. Л. 1-126.

8. Рыженко В. Г., Рыженко Л. И. Проект «Сибирский тракт» как ресурс развития районных краеведческих музеев // Вторые Ядринцев-ские чтения : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвящён-ной 100-летию начала Первой мировой войны (Омск, 29-30 октября 2014 г.) / под ред. П. П. Вибе, Т. М. Назарцевой. - Омск : ОГИК музей, 2014. - С. 240-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.