Научная статья на тему 'СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ ОМСКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX - НАЧАЛЕ XXI В'

СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ ОМСКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX - НАЧАЛЕ XXI В Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
17
3
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУЗЕЕВ / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / МУЗЕЙ / ЭКСПЕДИЦИЯ / MUSEOLOGY / SOCIAL FUNCTIONS OF MUSEUMS / THE CREATIVE FUNCTION OF CULTURAL HERITAGE / PERIODIZATION / ETHNOGRAPHIC COLLECTION / MUSEUM / EXPEDITION

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Томилов Н.А.

Даётся определение созидательной функции историко-культурных ресурсов музеев и фиксируется её место в системе социальных функций музеев. Основная часть статьи периодизация истории создания этнографо-краеведческого культурного наследия и данные об этнографических фондах музеев исторического профиля города Омска Омского государственного историко-краеведческого музея, Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и Музея городского быта (филиал музея «Искусство Омска»). Приводятся сведения об экспедиционных сборах этнографических коллекций музеями Омска в последней четверти XX начале XXI в.

Creative Activity of Omsk Museums in Formation Ethnographic-Local Cultural Heritage

The author defines the creative function of the historical and cultural resources of museums and fixes its place in the system of social functions of museums. The main part of the article is the periodization of the history of the creation of ethnographic and regional cultural heritage and data on the ethnographic collections of the museums of the historical profile of the city of Omsk Omsk State Historical and Local History Museum, the Museum of Archeology and Ethnography of Dostoevsky Omsk State University and the Museum of urban life (branch of the museum “Art of Omsk”). Information on expedition fees of ethnographic collections by museums of Omsk in the last quarter of 20th beginning of the 21st century is given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ ОМСКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX - НАЧАЛЕ XXI В»

ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 229-236. УДК 069; 394

DOI 10.25513/2312-1300.2018.4.229-236

Н. А. Томилов

СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ ОМСКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX - НАЧАЛЕ XXI в.*

Даётся определение созидательной функции историко-культурных ресурсов музеев и фиксируется её место в системе социальных функций музеев. Основная часть статьи - периодизация истории создания этнографо-краеведческого культурного наследия и данные об этнографических фондах музеев исторического профиля города Омска - Омского государственного историко-краеведческого музея, Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и Музея городского быта (филиал музея «Искусство Омска»). Приводятся сведения об экспедиционных сборах этнографических коллекций музеями Омска в последней четверти XX - начале XXI в.

Ключевые слова: музееведение; социальные функции музеев; созидательная функция культурного наследия; периодизация; этнографическая коллекция; музей; экспедиция.

N. A. Tomilov

CREATIVE ACTIVITY OF OMSK MUSEUMS IN FORMATION ETHNOGRAPHIC-LOCAL CULTURAL HERITAGE

The author defines the creative function of the historical and cultural resources of museums and fixes its place in the system of social functions of museums. The main part of the article is the periodiza-tion of the history of the creation of ethnographic and regional cultural heritage and data on the ethnographic collections of the museums of the historical profile of the city of Omsk - Omsk State Historical and Local History Museum, the Museum of Archeology and Ethnography of Dostoevsky Omsk State University and the Museum of urban life (branch of the museum "Art of Omsk"). Information on expedition fees of ethnographic collections by museums of Omsk in the last quarter of 20th - beginning of the 21st century is given.

Keywords: museology; social functions of museums; the creative function of cultural heritage; peri-odization; ethnographic collection; museum, expedition.

Музейные фонды по истории и культуре общества, по естественной истории содержат материалы, которые, являясь частью прошлого, функционируют в современное время

и являются культурным компонентом в жизнедеятельности людей и разных человеческих общностей. И эта роль историко-культурного наследия музейных собраний в жизни

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-49-550014 р_а «Сохранение и репрезентация культурного наследия народов Омского Прииртышья в музеях исторического профиля и общедоступных библиотеках омского региона в последней четверти XX - начале XXI века».

© Томилов Н. А., 2018

современного общества определяется его социальными функциями, структуру которых в объёме более десятка функций мы выявляли и характеризовали ранее [1, с. 21-23; 2, с. 46-52; 3, с. 95-98].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая роль этих функций проявляется в разных сферах жизни людей -в науке, материальной и духовной культуре, образовании, воспитании, экономике, политике и т. д. Но значимость и объём воздействия многих функций музейного наследия (функции документационная, интеграционная, познавательная, мировоззренческая, образовательная, воспитательная и др.) во многом зависит от объёма находящихся в музеях историко-культурных ресурсов и их практического использования. А эти явления определяются созидательной функцией. Именно эта функция « ... увеличивает объём участия историко-культурных ресурсов музеев в развитии общества, в том числе через проведение научных исследований прикладного характера и увеличение объёма самих историко-культурных ресурсов» [3, с. 96].

В структуру действий социальной функции созидания входят в качестве основных составных проведение профильных научных исследований в практических целях, накопление материалов историко-культурного наследия, введение в научный оборот материалов коллекций музеев в первую очередь через научную каталогизацию музейных предметов. В нашей статье речь пойдёт о втором компоненте этой структуры - конкретно о формировании и составе этнографо-краеведческого культурного наследия в музеях исторического профиля города Омска. Здесь созидательная функция переплетается и с функцией комплектования музейных фондов. Но в функции созидания историко-культурных ценностей упор делается на целенаправленную и систематизированную работу по сбору материалов для музея, главным образом подлинных предметов, увеличивающую и финансовую ценность музейных собраний.

В соответствии с обозначенной целью нашего исследования в данной статье ставятся две задачи: 1) выявить состав этнографических коллекций по культуре народов и национальных групп Омского Прииртышья в музеях исторического профиля г. Омска;

2) разработать периодизацию создания и развития фонда отражающих культуру народов и национальных групп этнографо-краеведче-ских предметов в музеях Омска; 3) охарактеризовать процесс формирования этнографических коллекций в омских музеях исторического профиля в последней четверти XX -начале XXI в.

В Омском государственном историко-краеведческом музее (ОГИКМ) подведомственному Министерству культуры Омской области, насчитывается более 9 800 этнографических предметов (по данным отчёта музея за 2012 г.). В своё время в кратком виде мною и В. Б. Богомоловым этнографическому фонду этого музея была дана следующая характеристика: «...в нём представлены предметы хозяйства и культуры 28 народов Сибири и сопредельных территорий. Значительную часть (80 %) фонда составляют материалы по этнографии народов СССР, остальные предметы характеризуют культуру и быт народов зарубежной Азии, Африки и Европы» [4, с. 13]. Сегодня коллекции ОГИКМ отражают этнографию более чем тридцати этносов. Что же касается народов и национальных групп омского региона, то этнографо-краеведческим культурным наследием здесь представлены русские (и в том числе казачество), казахи, сибирские татары как группы коренных народов, а также переселенцы или потомки переселенцев - это белорусы, коми-зыряне, поволжские татары, немцы, украинцы, чуваши, эстонцы и др. Общее число по этим группам приближается к цифре 3 000 единиц хранения. И, кроме того, в музее хранится довольно большое количество фотографий по хозяйству и культуре этих этносов.

Музей археологии и этнографии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского (МАЭ ОмГУ) сегодня входит в состав крупных вузовских музеев исторического профиля [5, с. 245-246]. 161 этнографическая коллекция насчитывает более 2 940 предметов и представляет этно-графо-краеведческое культурное наследие 22 народов России и Казахстана. По данным, любезно представленным нам заведующей МАЭ ОмГУ А. А. Кильдюшевой, культура населения Омской области в музее представлена материалами по этнографии коренных

народов - казахов, русских и сибирских татар, а также переселенческих групп белорусов, латышей, немцев, поволжских татар, поляков, украинцев, чувашей и эстонцев. МАЭ ОмГУ - это и крупнейшее хранилище материалов этнографических экспедиций и студенческих практик, насчитывающее «... около 700 дел в основном по этнографии народов Западной Сибири ХХ в.» [6, с. 3].

И ещё один музей в Омске с богатым этнографическим фондом - это Музей городского быта (филиал музея «Искусство Омска»), подведомственный Департаменту культуры Администрации города Омска. Созданный в 1991 г. В. И. Селюком он содержит большой объём ценных исторических материалов - около 40 000 предметов и около 25 000 архивных документов. Количество этнографических предметов определяется пока неточно - примерно в 20 000 единиц хранения. В настоящее время как раз проводится большая работа по разбору этнографических коллекций и их документальному оформлению. В основном они отражают городскую культуру русского населения города Омска, но имеются предметы по этнографии белорусов, евреев, казахов, немцев, татар, украинцев.

В истории создания и дальнейшего увеличения объёма этнографо-краеведческого культурного фонда музеев Омска выделяются 6 периодов. Первый период охватывает 1878-1924 гг. и связан с накоплением коллекций в музее Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Коллекции поступали от членов этого общества и охватывали культуру народов Сибири, Средней, Центральной и Восточной Азии. Предметы по культуре населения Омского Прииртышья были единичны.

Второй период (1925-1929 гг.), наоборот был богатым на поступление в краеведческий музей этнографических коллекций по хозяйству и культуре народов Омского Прииртышья благодаря экспедиционным сборам. Это были предметы по культуре местных русских, казахов, коми-зырян.

Третий период (1930-1955 гг.) характеризуется почти полным отсутствием сборов этнографических коллекций для краеведческого музея по Омскому Прииртышью. Тогда в 1930-е гг. были организованы экспедиции

на север Сибири, которые привозили в музей предметы по культуре манси, хантов, ненцев, русских.

Четвёртый период (1956-1973 гг.) - это время экспедиций омского областного краеведческого музея по Омской области, которые доставили коллекции по культуре русских, татар, чувашей, в том числе и по культуре городских русских.

Пятый период (1974-1990 гг.) связан с образованием МАЭ ОмГУ и ежегодными сборами этнографических коллекций в Западной Сибири и особенно в Омской области.

Шестой период начинается подключением к этнографическим работам Музея городского быта, т. е. с 1991 г. Он продолжается по настоящее время и характеризуется активными работами трех вышеназванных музеев по сбору этнографических коллекций по культуре народов и национальных групп Омской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так предварительно выглядит предложенная здесь схема периодизации истории формирования этнографо-краеведческого культурного наследия в ведущих музеях исторического профиля города Омска. Её предстоит ещё научно обосновать конкретными фактами. А далее стоит задача изучить процесс введения в научный оборот материалов этнографических коллекций этих трёх музеев.

А теперь о формировании и развитии этнографических фондов музеев исторического профиля г. Омска в последней четверти XX -начале XXI в. Омский областной краеведческий музей (ООКМ) в 1960-е - первой половине 1970-х гг. никаких сборов материалов силами организованных экспедиций не проводил, основной источник пополнения этнографических предметов - это дарения и редкие закупки вещей у населения. В середине 1970-х гг. во времена директора музея Л. В. Иржичко музей вернулся к проведению экспедиционных сборов материалов. Но сначала это были археологические экспедиции. Что касается этнографических фондов, то в 1975-1979 гг. ООКМ частично финансировал работу этнографических экспедиций ОмГУ, с которым имел хоздоговорные отношения по проведению научной паспортизации этнографических музейных предметов. И за это ОмГУ передавал ООКМ часть собранных этнографических коллекций [7, с. 130].

Лишь с приходом в ООКМ в качестве его директора Ю. А. Макарова музей стал регулярно проводить этнографические экспедиционные работы. Они продолжались на протяжении всех последующих десятилетий, фактически вплоть до настоящего времени, и стали основным способом пополнения фондов музея этнографическими коллекциями по культуре народов и национальных групп Омской области.

Летом 1979 г. такая первая экспедиция ООКМ в Тарский, Тевризский, Усть-Ишим-ский районы Омской области, в состав которой вошли сам директор Ю. А. Макаров, а также сотрудники музея Н. Ф. Климова, Т. В. Раскевич, и сотрудник ОмГУ В. Б. Богомолов (руководитель экспедиции). Они и собрали для музея предметы по этнографии русских, татар и эстонцев [4, с. 13]. В 1980 г. экспедиционные работы продолжились в Тарском районе, их участники Ю. А. Макаров, Т. В. Раскевич, В. И. Рябченко и Р. А. Шанева привезли в музей коллекцию предметов русских. В 1981 г. сотрудник музея С. Ю. Первых участвовал в этнографической экспедиции ОмГУ и передал Омскому государственному объединённому историческому и литературному музею (ОГОИЛМ -так он назывался в 1980-1992 гг.) коллекцию украинских предметов [4, с. 13]. В 1983 г. экспедиция музея в составе Н. Ф. Климовой, Т. М. Назарцевой (руководитель отряда) и С. Ю. Первых собирала материалы по ремеслу русских (особенно ценной оказалась коллекция гончарной керамики) в Крутинском районе. В 1986 г. экспедиция ОГОИЛМ в составе Г. И. Сороколетовой (руководитель экспедиции), Г. Г. Беляевой, С. Ю. Первых и А. В. Яневской собрала в Муромцевском районе коллекции предметов культуры белорусского и русского населения [8, с. 59].

В июне 1988 г. работали две экспедиционные группы - одна в составе Г. Г. Беляевой и Г. С. Епериной в Усть-Ишимском рвйоне собрала коллекцию по этнографии русского населения, другая в составе Л. Г. Ермолиной, Н. А. Зеленевой, А. П. Раковой и И. В. Чер-казьяновой в Калачинском районе собрала историко-бытовые материалы. В 1990 г. Г. Г. Беляева (руководитель экспедиции) и Г. С. Еперина продолжили в Усть-Ишимском районе работы по сбору предметов по куль-

туре русских. В 1991 г. этнографическая экспедиция музея под руководством Л. Ф. Ха-повой с участием Л. К. Медведчиковой и Л. Я. Ошеровой собрала в Седельниковском районе 30 предметов по культуре русских и татар [8, с. 59; 9, с. 70; 10, с. 316-318]. В 1992 г. этнографическая экспедиция музея под руководством Г. С. Епериной работала в Знаменском районе, а в 1993 г. экспедиция под руководством Т. М. Назарцевой проводила сборы этнографических материалов в Полтавском районе среди русских и украинцев [10, с. 318-319].

С приходом на пост директора ОГИКМ П. П. Вибе этнические и пространственно-географические объёмы экспедиционных сборов этнографических материалов значительно увеличились. В том числе это было связано с задачей создания в музее неординарной выставки «Немцы в Сибири». Она открылась в июне 1994 г. Но для этого были организованы большие работы по сбору материалов по истории и этнографии немецкого населения. Об этом П. П. Вибе и И. В. Чер-казьянова сообщали так: «Мы побывали более чем в 20 селениях с немецким населением в 10 районах Омской области. Комплектование для выставки было проведено менее чем за год и положило начало систематическому формированию немецкой коллекции в музее» [11, с. 84].

И сразу же после открытия выставки по истории и культуре немцев Сибири летом 1994 г. состоялись три экспедиции. В июне работала комплексная экспедиция по сбору этнографических и ботанических коллекций в Полтавском районе, участниками которой были С. Д. Авербух и Т. М. Назарцева. В этом же месяце П. П. Вибе и И. В. Чер-казьянова работали в Исилькульском и Мос-каленском районах среди немецкого населения. В августе 1994 г. прошла работа экспедиции под руководством П. П. Вибе по сбору материалов по истории немцев в Большере-ченском, Колосовском, Любинском, Муром-цевском и Тарском районах [10, с. 319]. В 1995 г. работали четыре экспедиционных отряда - в Полтавском районе под руководством Т. М. Назарцевой при участии С. Д. Авербух осуществлялся сбор исторических и ботанических материалов; в Иссиль-кульском и Москаленском районах П. П. Ви-

бе и И. В. Черказьянова собирали этнографические материалы; в Горьковском районе комплексная экспедиция в составе С. Д. Авербух, О. А. Дебуш, Т. Ф. Кошеле-вой, А. И. Розвезевой и А. П. Сорокина собирала ботанические, энтомологические и этнографические материалы [12, с. 330-331].

В статье Т. В. Раскевич приведены цифры о пополнении этнографического фонда музея в 1975-1995 гг., которые раскрывают существенную роль в этой работе экспедиционных сборов материалов. За этот период этнографический фонд увеличился с 3 600 до 5 000 предметов, в том числе по этнографии немцев поступили 314 предметов, украинцев - 123, белорусов - 37, русских - 509, татар - 186, казахов - 105 предметов [9, с. 69].

Экспедиционные сборы этнографических коллекций в ОГИКМ продолжились и в последующие два десятилетия. В 1996 г. фольклорно-этнографическая экспедиция в составе Е. М. Ефремовой, Т. М. Назарцевой и А. В. Цейлих провела в Полтавском районе сбор материалов по певческой культуре русских (молокан) и по этнографии украинцев. И в этом же году Т. М. Назарцева работала в Иссилькульском районе по сбору этнографического материала у украинцев, и истори-ко-краеведческая экспедиция в составе П. П. Вибе (руководитель экспедиции), О. А. Дербуш, С. Ю. Первых, Т. В. Раскевич А. И. Розвезевой осуществляла сборы материалов в Знаменском и Тарском районах [12, с. 331-223]. В августе 1997 г. в Черлакском районе работала экспедиция под руководством С. Ю. Первых по сбору материалов по истории и культуре сибирских казаков. В этом же году в сентябре экспедиция музея в составе Е. М. Данченко (руководитель), М. Вирзинга, А. И. Розвезевой и А. П. Сорокина провела в Тарском районе сборы этнографических материалов среди латышей, эстонцев и немцев [13, с. 49]. В этом же году благодаря экспедиционным выездам А. У. Трофимовой в Тевризский район в фонды музея поступила коллекция предметов по культуре сибирских татар [14, с. 118].

В июне 1999 г. комплексная экспедиция ОГИКМ в составе С. Ю. Первых (руководитель), О. Н. Артемьевой, А. В. Матвеева, О. А. Пьяновой и А. И. Розвезевой провели сборы материалов по этнографии русских

в Исилькульском, Марьяновском и Моска-ленском районах [15, с. 252]. В июне 2000 г. А. В. Матвеев осуществил сбор этнографических предметов в Горьковском районе, исто-рико-этнографическая экспедиция музея в составе С. В. Баха, С. А. Виль, А. В. Матвеева и О. А. Пьяновой работала в Знаменском и Тарском районах. В июне 2001 г. такая же экспедиция в составе О. А. Пьяновой (руководитель), О. Н. Артемьевой, С. М. Ел-фимовой и Ю. В. Трофимова собирала в Тев-ризском районе предметы истории и культуры белорусов, русских, немцев и сибирских татар [16, с. 112, 117]. Летом 2002 г. комплексная экспедиция в составе А. В. Матвеева, С. Ю. Первых и Ю. В. Трофимова осуществила этнографические сборы материалов среди русских и чувашей в Большеуковском районе [17, с. 253]. В этом же году работала ещё несколько экспедиций, в которых собирались предметы в этнографический фонд музея. В июле Т. М. Назарцева и А. И. Розве-зева собрала предметы среди цыган в г. Исилькуле, а А. П. Сорокин с группой слушателей детского музейного центра ОГИКМ собирал в Нововаршавском районе материалы по этнографии казахов. В августе 2002 г. в Седельниковском районе историко-этнографическая экспедиция в составе О. Н. Артемьевой и А. И. Розвезевой собирала предметы по культуре латышей, эстонцев и русских [17, с. 254-255].

В июле 2003 г. экспедиция музея в составе С. Ю. Первых (руководитель), О. Н. Артемьевой и А. И. Розвезевой работала в Калачинском и Нижнеомском районах и собрала коллекции по этнографии латышей, эстонцев, немцев и русских. В июне 2004 г. экспедиция в составе О. Н. Артемьевой, Л. Г. Ермолиной, И. В. Колесниковой и С. Ю. Первых в Крутинском районе собрала коллекцию по этнографии русских. В 2005 г. в июне работали две экспедиции -одна в составе П. П. Вибе, Е. В. Ремпель, Л. И. Сенниковой, Ю. В. Трофимова и И. Н. Черновой в Исилькульском районе собрала коллекцию предметов по этнографии и истории немцев, другая в составе С. Ю. Первых (руководитель), О. Н. Артемьевой, Л. Г. Ермолиной, А. В. Максимовой и А. В. Смеляковой собирала этнографические материалы по культуре поляков и рус-

ских в с. Лорис-Меликово Называевского района [17, с. 262, 266, 270].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Летом 2006 г. комплексная экспедиция ОГИКМ под руководством Ю. В. Трофимова собрала в Любинском районе довольно богатую коллекцию (около 100 предметов) по культуре русского населения [18, с. 23]. Самой значительной в те годы историко-этнографической экспедицией назвали Н. А. Захарова и О. Г. Иванова экспедицию в июле 2007 г. в Саргатский и Тевризский районы, которая под руководством П. П. Ви-бе и с участием сотрудников музея О. Н. Артемьевой, М. Ю. Букарева, С. Красильнико-ва, П. Н. Ляхова, О. В. Солодовник и И. Н. Черновой провела сбор предметов по этнографии белорусов, русских и татар [19, с. 117].

В июне 2008 г. в Усть-Ишимском районе работала комплексная экспедиция музея по сбору этнографических материалов, часть предметов из которых были предназначены для экспонирования в будущем историко-этнографическом комплексе Любино-Мало-россы. Работа в Усть-Ишимском районе продолжилась и в июне 2009 г. комплексной экспедицией в составе Ю. В. Трофимова (руководитель), О. Н. Артемьевой, Н. В. Васю-кович, В. Г. Заулицкой, Ю. В. Клетке, Т. М. Назарцевой, Д. О. Плахуты, которой было собрано более 500 предметов по культуре марийцев, русских и чувашей. Завершились этнографические сборы материалов в первом десятилетии XXI в. работой в июле 2010 г. экспедиции ОГИКМ в Любинском районе в составе Ю. В. Трофимова (руководитель), А. Р. Адамсон, К. В. Дмитренко, Н. В. Карбышевой, Е. А. Кузнецовой, которые собрали этнографические предметы и материалы по истории населённых пунктов [20, с. 273, 284, 299].

Завершая краткий обзор пополнения этнографических коллекций в фондах ОГИКМ, отметим основные черты этой работы в последней четверти XX - начале XXI в. Прежде всего это системность в проведении ежегодных этнографических экспедиций. Далее -это целенаправленность таких работ. Сборы этнографических предметов в экспедициях проводились строго по научным темам («Немцы Западной Сибири», «Белорусы Западной Сибири», «Украинцы Западной Си-

бири» и др.), выполнением которых занимались группы сотрудников музея [9. с. 69]. Отметим и профессионализм исследователей этих тем. Среди них были и специалисты , которые прошли этнографическую подготовку при учёбе в ОмГУ (например, О. Н. Артемьева, С. Ю. Первых) или при проведении научной паспортизации этнографических предметов ОГИКМ.

Такая же характеристика приложима и к сбору этнографических коллекций для МАЭ ОмГУ во время проведения экспедиций по районам Омской области и этнографических студенческих практик на историческом факультете ОмГУ. Первая коллекция музея -это предметы татарского населения Больше-реченского района, которые поступили от этнографической экспедиции Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева в 1974 г. (руководитель экспедиции В. Б. Богомолов).

С 1975 г. ежегодные этнографические экспедиции и этнографические студенческие практики собирали коллекции предметов народной культуры для МАЭ ОмГУ. Позднее некоторые этнографические коллекции поступали от экспедиций Омского филиала Объединённого института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН, созданного в 1991 г. А. Н. Блинова и М. Н. Тихомирова пишут: «В начальный период становления омской этнографической школы экспедиции возглавляли Н. А. Томи-лов и В. Б. Богомолов. С 1980-х гг. руководство экспедициями и практиками осуществляли многие омские этнографы: М. Л. Бе-режнова, А. Н. Блинова, М. А. Жигунова, Д. Г. Коровушкин, М. А. Корусенко, С. Н. Ко-русенко, И. В. Лоткин, Г. М. Патрушева, А. Г. Селезнев, Т. Б. Смирнова, Г. И. Успеньев, Л. Т. Шаргородский, И. В. Чернова и др. [6, с. 5].

В конце XX - начале XXI в. научные и образовательные учреждения организовывали работы 5-8 этнографических экспедиций к разным народам Сибири, в том числе часто к народам Омской области, которые сдавали в МАЭ ОмГУ этнографические коллекции. И о сборах материалов для МАЭ ОМГУ этими экспедициями, как и о самом музее написано несколько работ [21, с. 213216; 22, с. 79-90; 23; 24, с. 301-307; 25,

с. 140-142; 26, с. 7-44; и др.]. О размахе этих работ свидетельствуют сведения об экспедициях и практиках, которые сдавали этнографические материалы в этот музей, приведенные в книге А. Н. Блиновой и М. Н. Тихомировой «Этнографические материалы в архиве Музея археологии и этнографии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского» [6], к которой мы и отсылаем заинтересованных лиц.

Учитывая ещё и большие этнографические коллекции омского Музея городского быта, а также Музея Института сервиса (этот институт входит сегодня в Омский государственный технический университет), сведения о которых пока обрабатываются, можно уверенно сказать, что объём культурного наследия народов и национальных групп Омской области в последней трети XX - начале XXI в. возрос в разы. Материалы этих коллекций сегодня достаточно интенсивно вводятся в научно-исследовательскую, научно-просветительную и образовательную работу и. несомненно, выполняют свою роль в развитии российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Томилов Н. А. Музееведение (музеология): объектно-предметная область и социальная значимость культурного наследия // Электронный век и музей. - Омск, 2003. - Ч. 1. -С. 17-23.

2. Томилов Н. А. Роль историко-культурных ресурсов музеев в процессах стабильного развития российского общества // Ресурсы исторических и краеведческих музеев и проблемы их эффективного использования в современном российском обществе : материалы заседания Сибирского филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев Российской Федерации. - Красноярск : Красноярск. краевой краеведческ. музей, 2006. - С. 46-52.

3. Томилов Н. А. Музееведение и музеи России. Избранные научные работы : в 2 ч. / отв. ред. П. П. Вибе, В. Г. Рыженко, А. В. Якуб. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016. - Ч. 1 : Музееведение (музеология): теоретические и историографические аспекты. - 368 с.

4. Богомолов В. Б., Томилов Н. А. Этнографические коллекции Омского государственного объединенного исторического и литературного музея // Народы Южной Сибири в коллекциях Омского государственного объединённого исторического и литературного музея. -Томск : Изд-во Том. ун-та, 1990. - С. 7-25.

5. Томилов Н. А., Кильдюшева А. А., Патрушева Г. М. Музею археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского - 40 лет // Музеи на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования : сборник научных трудов. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. - С. 245-255.

6. Тихомирова М. Н., Блинова А. Н. Этнографические материалы в архиве Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского / отв. ред. М. А. Корусенко, Н. А. Томилов. - Омск : Из-дат. дом «Наука», 2015. - 384 с.

7. Томилов Н. А. Омский государственный объединенный исторический и литературный музей (Краткий исторический очерк) // Томилов Н. А. Музееведение и музеи России. -Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2018. - Ч. 2 : История музеев. - С. 94-132.

8. Назарцева Т. М. Музейное объединение // Известия Омского государственного исто-рико-краеведческого музея. - Омск, 1996. -№ 4. - С. 53-62.

9. Раскевич Т. В. Этнографическая коллекция русских в фондах ОГИК музея (перечень поступлений в фонд тканей 1975-1995 гг.) // Известия Омского государственного исто-рико-краеведческого музея. - Омск, 1997. -№ 5. - С. 69-87.

10. Хроника событий жизни музея // Известия Омского государственного историко-краевед-ческого музея. - Омск, 1996. - № 4. - С. 316320.

11. Вибе П. П., Черказьянова И. В. Выставка «Немцы в Сибири» в Омском государственном историко-краеведческом музее // Известия Омского государственного историко-краевед-ческого музея. - Омск, 1996. - № 4. - С. 8498.

12. Хроника событий жизни музея // Известия Омского государственного историко-краевед-ческого музея. - Омск, 1997. - № 5. - С. 329332.

13. Вибе П. П. 120 лет Омского государственного историко-краеведческого музея: хроника основных событий // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. -Омск, 1998. - № 6. - С. 11-50.

14. Назарцева Т. М. Омский государственный ис-торико-краеведческий музей в 1993-1997 гг. // Известия Омского государственного исто-рико-краеведческого музея. - Омск, 1998. -№ 6. - С. 110-123.

15. Назарцева Т. М. Из жизни музея // Известия Омского государственного историко-краевед-ческого музея. - Омск, 1999. - № 7. - С. 247254.

16. Назарцева Т. М. Хроника музейной жизни 2000-2001 гг. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. -Омск, 2002. - № 9. - С. 110-120.

17. Назарцева Т. М. Хроника музейной жизни 2002-2005 гг. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. -Омск, 2006. - № 12. - С. 249-274.

18. Назарцева Т. М. Хроника музейной жизни 2006-2007 гг. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. -Омск, 2008. - № 14. - С. 20-39.

19. Захарова Н. А., Иванова О. Г. Комплектование коллекций ОГИК музея в 1998-2007 гг. как отражение его экспедиционной и экспозиционной деятельности // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 2008. - № 14. - С. 116-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Назарцева Т. М. Хроника музейной жизни 2008-2010 гг. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. -Омск, 2012. - № 17. - С. 266-307.

21. Кильдюшева А. А., Патрушева Г. М., Томилов Н. А. Музейные процессы в классическом университете (к 40-летию Музея археологии и этнографии и Музея истории Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского) // Третьи Ядринцевские чтения : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 300-летию Омска (Омск, 26-28 ноября 2015 г.). - Омск : Изд. Ом. гос. ист.-краеведческ. музея, 2015. -С. 213-216.

22. Корусенко С. Н. Материалы этнографических экспедиций к сибирским татарам в Музее археологии и этнографии ОмГУ: история формирования и использование в учебном процессе // Культурологические исследования в Сибири. - 2003. - № 1. - С. 79-90.

23. Музей археологии и этнографии Омского государственного университета. Этнографическая

Информация о статье

Дата поступления 1 августа 2018 г.

Дата принятия в печать 12 ноября 2018 г.

Сведения об авторе

Томилов Николай Аркадьевич - д-р ист. наук, профессор, директор Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия), заведующий кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Карла Маркса, 15/1 E-mail: n.a.tomilov@gmail.com

Для цитирования

Томилов Н. А. Созидательная деятельность музеев Омска в сфере культурного наследия народов Омского Прииртышья в последней четверти XX - начале XXI в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 229-236. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.4.229-236.

экспозиция / Д. Г. Коровушкин, С. Н. Кору-сенко, Н. А. Томилов и др.; отв. ред. Н. А. Томилов. - Омск: Изд. ОмГУ, 1994. - 60 с.

24. Тихомирова М. Н. Свод этнографических материалов по казахам в Научном архиве Музея археологии и этнографии ОмГУ // Проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия Прииртышья: Материалы Международной научно-практической конференции. - Павлодар, 2008. - С. 301 - 307.

25. Томилов Н. А. Этнографические экспедиции Омского государственного университета и дискуссия о полевых исследованиях 1970-х -1980-х годов // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае в 2016 году: археология, этнография, устная истории. - Омск : Издатель-Полиграфист, 2017. - Вып. 12 : Материалы XII Международной научно-практической конференции (Омск, 24 - 25 марта 2017 г.). - С. 140-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Томилов Н. А., Патрушева Г. М. Музей археологии и этнографии Омского государственного университета (краткий исторический очерк) // Хозяйство и средства передвижения сибирских татар в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. - Новосибирск : Наука, 1999. -С. 7-44.

Article info

Received August 1, 2018

Accepted

November 12, 2018 About the author

Tomilov Nikolaj Arkad'evich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the Omsk Branch of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia), Head of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 15/1, Karla Marksa pr., Omsk, 644024, Russia

E-mail: n.a.tomilov@gmail.com For citations

Tomilov N. A. Creative Activity of Omsk Museums in Formation Ethnographic-Local Cultural Heritage. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 4 (20), pp. 229-236. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.229-236 (in Russian).