Научная статья на тему 'Создание первых общественных музеев в Омской области в 1950-х - начале 1960-х гг'

Создание первых общественных музеев в Омской области в 1950-х - начале 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ / ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ / PUBLIC MUSEUMS OF OMSK REGION / OMSK STATE MUSEUM OF LOCAL LORE / MUSEUM NETWORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ландик О.А., Патрушева Г.М.

Посвящено становлению первых общественных музеев и началу формирования их сети на территории Омской области. В развитии этого процесса выявлены причины распространения и специфика функционирования подобных музеев. Выделено и охарактеризовано два исторических этапа, присущих этому явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Creation of the First Public Museums in the Omsk Region in the 1950s - the Start of the 1960s

The article is devoted to the formation of the first public museums and the beginning of the formation of their network in the Omsk region. In the development of this process, the causes of the spread and the specifics of the functioning of such museums have been revealed. Two historical stages inherent in this phenomenon are singled out and characterized.

Текст научной работы на тему «Создание первых общественных музеев в Омской области в 1950-х - начале 1960-х гг»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 254-263. УДК 069

DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.254-263

О. А. Ландик, Г. М. Патрушева

СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1950-х - НАЧАЛЕ 1960-х гг.

Посвящено становлению первых общественных музеев и началу формирования их сети на территории Омской области. В развитии этого процесса выявлены причины распространения и специфика функционирования подобных музеев. Выделено и охарактеризовано два исторических этапа, присущих этому явлению.

Ключевые слова: общественные музеи Омской области; Омский государственный краеведческий музей; музейная сеть.

O. A. Landik, G. M. Patrusheva

THE CREATION OF THE FIRST PUBLIC MUSEUMS IN THE OMSK REGION IN THE 1950s - THE START OF THE 1960s

The article is devoted to the formation of the first public museums and the beginning of the formation of their network in the Omsk region. In the development of this process, the causes of the spread and the specifics of the functioning of such museums have been revealed. Two historical stages inherent in this phenomenon are singled out and characterized.

Keywords: public museums of Omsk region; Omsk state museum of local lore; museum network.

Во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. в СССР происходило возрождение интереса к истории, началось формирование сети общественных музеев. Их деятельность была направлена на многостороннее отражение истории советского общества, воспитание народа на героике строительства социализма и преданности своему Отечеству. Создание общественных музеев в этот период было связано с очередным подъёмом краеведческого движения и социальной активности в стране, характеризовалось широким участием всех слоёв населения. Отмечались рост интереса к музеям и появление новых музейных образований по всей стране. Социальная политика тех лет была направлена на создание общественных организаций просветительного типа (народные университеты культуры, клубы по интересам) и музеев на общественных началах. Это стало социальной нормой и поддерживалось обществом [1, с. 51-53].

© Ландик О. А., Патрушева Г. М., 2018

Развитие музейного дела в послевоенные годы испытывало определённые трудности, поскольку основные проблемы были связаны с нехваткой помещений под музейные экспозиции и хранилища, недостаточным финансированием, подбором кадров. По мнению исследователя О. Н. Труевцевой, главные задачи этого периода применительно к музейному делу заключались в сохранении, расконсервации, восстановлении исторических памятников и их хранилищ [2, с. 8].

Провести реконструкцию процесса становления первых общественных музеев, выявить тенденции, присущие этому явлению в Омской области, позволили исследования историков и музеологов Т. М. Назарцевой [3; 4; 5; 6], Д. В. Ерошевской [7], М. Новикова, С. Новикова [8] и др. Их публикации посвящены отдельным фрагментам создания тех или иных общественных музеев в нашем регионе, деятельности местных краеведов и их роли в организации музеев в рассматриваемый

период. Ценными оказались материалы, хранящиеся в Историческом архиве Омской области в фондах Омского государственного историко-краеведческого музея, отдела культпросветработы Исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся города Омска и управления культуры Администрации города Омска. Многие из архивных источников вводятся в научный оборот впервые. Часть информации была получена из публикаций в прессе, главным образом местной и региональной. На её страницах достаточно подробно освещался ход создания общественных музеев в рассматриваемый период.

В 1950 г. при парково-ботаническом заповеднике на территории колхоза «Новая сила» Ульяновского (ныне Омского) района был открыт мемориальный музей Западносибирского садоводства («Музей П. С. Комиссарова») на правах филиала Омского областного краеведческого музея. Предполагалось создать несколько разделов в экспозиции:

- И. В. Мичурин и его учение;

- методы мичуринского садоводства;

- кизюринские стланцевые фруктовые деревья;

- П. С. Комиссаров как пионер сибирского садоводства и плодоводства;

- фруктовые деревья, выращенные П. С. Комиссаровым;

- садоводство в Омской области [9, л. 20].

Следующим филиалом Омского областного краеведческого музея стал открытый в 1953 г. мемориальный музей на общественных началах в посёлке Марьяновка, по-свящённый боям, развернувшимся здесь между красногвардейцами и белочехами в конце мая - начале июня 1918 г. Инициатором создания этого музея был директор Омского областного краеведческого музея А. Ф. Палашенков. Для организации музея в 1952 г. началась постройка специального дома у братской могилы погибших красноармейцев. Управление Омской железной дороги оказало содействие новому музею, и из специального фонда было выделено 10 000 рублей на изготовление оборудования: щиты, витрины, подставки, столы, шкафы для экспозиции [10, л. 36-37]. Омский художник Д. И. Логачев создал серию картин, состоя-

щую из портретов участников Марьяновских боёв. Омский областной краеведческий музей из собственных фондов передал в создающийся музей часть подлинных предметов. Открытие музея произошло 11 октября 1952 г. В этот день состоялся митинг у здания музея [11, л. 14-15]. Музей находился под контролем Марьяновского райкома КПСС, тем не менее не получил штатных музейных сотрудников и необходимой материальной поддержки [12, с. 107] и спустя несколько лет был закрыт, экспозиция разобрана, а предметы переданы в одну из школ посёлка [3, с. 658].

И музей П. С. Комиссарова, и музей в посёлке Марьяновка просуществовали недолго. В середине 1950-х гг. упоминания о них как о филиалах Омского областного краеведческого музея исчезают из годовых отчётов [13, л. 1].

А. Ф. Палашенков с начала 1950-х гг. обращался в отдел пропаганды и агитации Омского областного комитета КПСС с целью принятия решения о создании мемориального музея омского писателя-прозаика и революционера Ф. А. Березовского. Другим инициатором создания этого музея выступила дочь писателя З. Ф. Березовская. Ещё в 1944 г. писатель преподнёс в дар Омскому областному краеведческому музею свой портрет и ряд произведений с автографами для организации местного историко-литературного музея. В апреле 1955 г. мемориальный музей был открыт в доме писателя (ул. Березовского, 22) [14, с. 163]. Журнал «Сибирские огни», инициатором создания которого в своё время был Феоктист Алексеевич, не оставил это событие без внимания. На его страницах сообщалось: «6 апреля 1955 года в Омском областном краеведческом музее открыта комната-музей сибирского писателя-коммуниста Феоктиста Алексеевича Березовского. В музее собрано большое количество материалов, отражающих его жизнь и деятельность. Значительный интерес представляют многочисленные документы, характеризующие революционную работу писателя в период 1905-1920 годов» [15]. Отсутствие музейных кадров не позволило эффективно развиваться в дальнейшем и этому музею. Привлечь к работе квалифицированных сотрудников из числа работни-

ков Омского областного краеведческого музея не представлялось возможным, а дом, в котором был расположен музей, требовал капитальных вложений для поддержания его в должном состоянии. Были необходимы уборщица, смотритель, кочегар. Из-за отсутствия последнего несколько раз размораживалась отопительная система [16, л. 62]. После смерти З. Ф. Березовской, в 1983 г., дом писателя был снесён, а материалы музея поступили в уже открывшийся Омский литературный музей [17, с. 457].

Следует отметить, что в сельской местности Омской области попытки создания и функционирования музеев на общественных началах происходили в более ранние годы, чем в городе Омске. Ярким явлением в культурной жизни Черлакского района был историко-революционный музей в селе Соляном. Создателем его ещё в 1926 г. стал учитель истории, уроженец Вятской губернии, сын политкаторжан, энтузиаст своего дела В. Ф. Коптев. Идея создать музей родилась у него в результате переписки с В. Фигнер. Старая революционерка поддержала его. Помощь В. Ф. Коптеву оказали члены общества политкаторжан и ссыльных, деятели культуры. Музей занимал три комнаты в здании солянской школы, его фонд насчитывал до 10 000 предметов и состоял из писем, скульптуры, рукописей, подпольных революционных изданий. Этот фонд В. Ф. Коптев пополнял и предметами местного значения. В залах музея стояли ученические столы и лавки. В музее располагался зал для чтения с подборкой литературы (около 1 000 наименований) по истории революционного движения. В 1929 г. музею было присвоено имя С. Перовской. В 1931 г. В. Ф. Коптев уехал учиться в Москву. Вернувшись обратно через три года, он обнаружил «только груды мусора». Новое руководство районного отдела народного образования и школы ничего не предприняло для сохранения музея, по его воспоминаниям, «экспонаты бились, рвались, уничтожались, променивались на продукты» [8, с. 52-54]. Василию Федотовичу удалось частично восстановить музей, но в 1937 г. он был репрессирован и музей прекратил своё существование.

С начала 1950-х гг. в различных районах области наметился устойчивый процесс соз-

дания общественных музеев, некоторые из которых впоследствии приобрели статус музея. Как правило, они представляли собой музейные уголки или выставки. Подобные уголки возникали по инициативе сельской интеллигенции в школах. Ученики с учителями, совершая походы в окрестностях населённых пунктов района, собирали различные предметы по истории края. Из их числа впоследствии создавались выставки в школе, которые использовались учителями в учебном процессе. Например, ещё в 1946 г. в школе села Серебряного Горьковского района был создан музейный уголок учителем географии А. А. Епанчинцевой [4, с. 282]. Здесь кости вымерших животных выставлялись на всеобщее обозрение, позже эти находки пополнились другими предметами, появились первые оформленные экспозиционные стенды [18]. С годами музей развивался, в 1992 г. он был переведён в государственную сеть на правах филиала Горьковского районного краеведческого музея.

В 1955 г. был освобождён и вновь приехал в Соляное Черлакского района В. Ф. Коптев. В семилетней солянской школе при его поддержке был создан новый музей, который просуществовал до 1970 г. (в 1970 г. произошёл пожар, все музейные предметы сгорели) [19].

В середине 1950-х гг. в посёлке Тевризе Тевризского района в средней школе № 1 учителем истории К. П. Кошуковым был организован исторический кружок из школьников, действовал экспедиционный отряд «Изучай свой край». В статусе общественного музей просуществовал до 1977 г., когда на основе школьного музея был создан районный Тевризский историко-краеведческий музей имени К. П. Кошукова. В середине 1950-х гг. в школе начала функционировать выставка на краеведческую тематику [7, с. 61-64].

Подобный музейный уголок существовал в школе посёлка Усть-Ишима Усть-Ишимского района. Имеются ограниченные данные о его деятельности, относящиеся к 1930-м гг. Следующие сведения о его существовании принадлежат к 1950-м гг., когда музейный уголок пополнился новыми предметами благодаря деятельности учителя истории и географии А. Д. Кононовича. Все

найденные предметы он использовал как иллюстративный материал для проведения школьных уроков. Благодаря поисковым экспедициям туристско-краеведческого кружка усть-ишимской школы происходило пополнение фонда школьного музейного уголка. Впоследствии он приобрёл статус школьного музея (1970 г.), а спустя несколько лет на его основе начал действовать районный краеведческий музей (1978 г.) [7, с. 77-78].

В 1959 г. в селе Любино-Малороссы Любинского района краевед и учитель местной школы М. И. Лощинина начала вместе со школьниками изучение истории сёл своего района. Результатом поисковой работы стало создание в 1961 г. школьного музея, который в 1979 г. был признан одним из лучших школьных музеев в области. Позднее на его базе был создан музей села Любино -Малороссы [3, с. 655-656].

Появление в стране большого количества общественных музеев отражало программную установку правящей партии на передачу ряда государственных функций органам самоуправления. «Следует расширять участие общественных организаций - отмечалось в Программе КПСС, - в управлении учреждениями культуры, здравоохранения и социального обеспечения, передать в их ведение в течение ближайших лет руководство зрелищными предприятиями, клубами, библиотеками и другими культурно-просветительными учреждениями, находящимися в ведении государства...» [2, с. 9-11]. Активная поддержка историко-краеведческого движения со стороны партийных и государственных органов, общественных организаций привела в 1960-е гг. к значительному росту сети общественных музеев [Там же, с. 11]. Непосредственным толчком к бурному росту общественных музеев в стране послужило письмо Министерства культуры РСФСР «О создании народных музеев в Пермской области» 1959 г. В 1960 г. выходит Постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях». В Постановлении была выдвинута задача: улучшить работу культурно-просветительных учреждений, в том числе и общественных музеев как «подлинных центров агитационно-пропагандистской работы», которые «своими специфическими приёмами

пропагандировали коммунистическую идеологию, помогая воспитанию нового человека» [20, с. 47]. В районах Омской области местные районные комитеты КПСС и исполкомы приняли решение о создании общественных краеведческих музеев. Эта деятельность началась с формирования инициативных групп на местах. Их задача состояла в налаживании собирательской, экспозиционной работы, решении некоторых организационных вопросов. В состав групп входили краеведы, работники учреждений культуры, партийные работники, учителя, пенсионеры, работники колхозов и совхозов и многие другие. Как правило, число участников группы не превышало 15-20 человек [21, л. 44].

Омский областной краеведческий музей стал центром, на который было возложено методическое руководство этой работой по отношению к местным активам. Это позволяло контролировать деятельность общественных музеев и ориентировать краеведов на формирование именно районных краеведческих музеев, а не колхозных или сельских [Там же, л. 58]. Научные сотрудники Омского областного краеведческого музея принимали участие в составлении планов собирательной работы, выезжали на места и проводили консультации по оформлению экспозиций, составлению тематико-экспозиционных планов [5, с. 59]. Эти планы должны были получить одобрение в местных районных комитетах КПСС и районных исполнительных комитетах. На базе Омского областного краеведческого музея художники из Больше-реченского [13, л. 2], Называевского [21, л. 50] и некоторых других районов области обучались работе по оформлению музейных экспозиций. Здесь же 20-21 марта 1960 г. был организован двухдневный семинар для руководителей инициативных групп, на котором присутствовали представители десяти районных центров (Исилькульского, Кала-чинского, Называевского, Тюкалинского, Черлакского, Большереченского, Любинско-го и др.) [22, л. 38]. Участники семинара были ознакомлены с письмом Министерства культуры РСФСР об итогах создания общественных музеев в Пермской области. Краеведы делились своим опытом организации музеев на общественных началах. По содержанию данных выступлений можно судить,

насколько широкий круг местной общественности, интеллигенции, молодёжи, специалистов разных сфер был вовлечён в эту работу. Руководитель инициативной группы Любинского района Н. И. Шулаев рассказывал: «Учителя записывают воспоминания участников событий установления Советской власти в районе. Отдел природы будет вести учитель биологии, она делает чучела животных. Отстрел животных ведёт опытный охотник района Павлов. Учащиеся будут делать гербарии растений по типам: медоносы, сорняки, древесные, кустарники, зерновые и другие. Агроном сделает ископаемые богатства района. Энтомологическую коллекцию делает директор новоархангеловской школы... В музее будем показывать железную дорогу. Железнодорожники будут делать макеты. Работники лесничества взяли на себя обязательства показать различные породы деревьев, вредителей леса. Всё население откликнулось, для того чтобы помочь в сборе бытовых предметов старого общества...» [21, л. 23].

Во второй день семинара были организованы мероприятия по изучению краеведческой экспозиции и музейной документации в отделах Омского областного краеведческого музея [Там же, л. 29].

По всей области развернулась собирательская работа. В неё активно вовлекались прежде всего школьники и молодёжь. В местной прессе появился целый ряд публикаций с целью заинтересовать местное население в работе по сбору и передаче материалов для музеев. Среди предметов, которые следовало собирать, указывались материалы по истории Гражданской войны [Там же, л. 6], истории комсомольской организации, письма и награды участников Великой Отечественной войны, предметы крестьянского быта (прялка, цеп, соха и пр.), старинной одежды и многое другое [23, с. 4]. Значительное количество предметов было собрано в ходе проведения экспедиций по территории Омской области. В июне 1960 г. полтавская районная газета «Степная правда» сообщала: «Большую работу по краеведению осуществляет коллектив Полтавской средней школы. Пионерская организация создала комплексную экспедицию по изучению своего района.. В её составе более 170

пионеров и школьников. Собранные экспонаты и материалы пионерская дружина решила передать в дар районному краеведческому музею» [24, с. 4]. Примечательно, что школьники из различных учреждений того или иного района работали по единому плану. «Каждая школа имеет конкретное задание по всем восьми отделам музея», - сообщалось в районной называевской газете «Красная Искра» [25, с. 4].

Районными исполнительными комитетами на местные предприятия и учреждения возлагалась обязанность передать безвозмездно музею образцы своей продукции и провести отстрел нужных птиц и животных [21, л. 2].

Особенно ценным был вклад в собирательскую работу местных краеведов. Известный краевед, коллекционер фольклора, учитель Больше-Могильской средней школы И. С. Коровкин передал в создаваемый музей посёлка Любино материалы по истории населённых пунктов района, этнографические материалы (песни, пословицы, поговорки, записанные в сёлах и деревнях) [Там же, л. 1 об.]. Краевед В. С. Аношин из районного центра Большеречья в личном архиве за долгие годы собрал богатейший материал по истории Большереченского района: сотни воспоминаний участников различных событий, фотографии, фотодокументы, карты и др. [26]. Многое из собранного легло в основу коллекций Большереченского краеведческого музея, основателем которого он являлся. Однако не всегда усилия краеведов по созданию музеев были успешными. В Полтавском районе Ф. И. Зинченко собрал большой архив по истории заселения района, но, несмотря на все проделанные усилия, в начале 1960-х гг. Полтавский краеведческий музей так и не был открыт [3, с. 655].

Тема организации музеев на общественных началах в Омской области освещалась на страницах сибирских и всероссийских изданий. Так, в 1961 г. в журнале «Сибирские огни» была помещена заметка, в которой сообщалось о ходе работы по созданию «народных краеведческих музеев» и достигнутых в этом деле успехах [27]. В этом же году в журнале для работников учреждений культуры «Культурно-просветительная работа» была помещена статья директора Омского

областного краеведческого музея под названием «Внимание общественникам-краеведам». В этой статье М. А. Агеев делился имеющимся опытом в организации районных краеведческих музеев в области, говорил о типичных проблемах, с которыми приходилось сталкиваться любителям-краеведам в ходе своей деятельности, давал рекомендации по организации общественных музеев, подчёркивал, что «народные музеи могут сыграть большую положительную роль в идеологической работе. Число их надо увеличивать, им надо систематически помогать» [28].

В ходе создания общественных музеев проявились проблемы, присущие этому процессу. Большинство членов инициативных групп не имело никакого опыта подобной работы. Это выразилось в отсутствии представления, на чём сосредоточить основное внимание при формировании экспозиции, а значит, какие предметы и документы собирать, как организовать их сбор целенаправленно [22, л. 39]. Эта задача осложнялась тем, что общественные музеи требовалось создать в сжатые сроки, а многие местные краеведы занимались данной «общественной нагрузкой» в свободное от основной работы время. Такие условия зачастую приводили к невозможности полноценно выполнять возложенные обязанности по созданию музеев. Так, например, руководитель одной из таких группы из города Называевска Назы-ваевского района В. М. Самбурский в докладной записке от 27 мая 1960 г., адресованной директору Омского областного краеведческого музея М. А. Агееву, сообщал: «Докладываю, что собирательские работы в Называевском районе идут пока неудовлетворительно. Дело в том, что я не имею возможности посвятить свой трудовой день на это, а пользуюсь только случайно высвободившимся временем от работы в редакции районной газеты. Последнее время я надеялся, что исполком райсовета и райком партии примут решение об освобождении меня на месяц-полтора от непосредственной работы в редакции, с тем чтобы в июне суметь обобщить материалы, собранные школами района, оформить стенды, витрины, макеты, экспонаты и другое к открытию, т. е. к 1 июля. Недавно утвердили смету музея -

30,2 тысячи рублей. Сейчас бы работать можно с успехом: нанять художника, фотографа и так далее, но связан по рукам. А члены комиссии без руководителя работать не могут: масса непонятных дел и вопросов, никто же краеведением никогда не занимался...» [21, л. 46]. К указанной в письме дате музей открыт не был. В июне 1960 г. В. М. Самбурскому, который занимал должность заведующего отделом писем и массовой работы в районной газете «Красная Искра», за невыполнение своей основной работы был объявлен выговор. В приказе, подписанном главным редактором Н. Козловым, говорилось: «Решением бюро райкома КПСС т. Самбурский утверждён председателем инициативной группы по созданию районного краеведческого музея. Это поручение т. Самбурский обязан выполнять в нерабочее время и не в ущерб основной работе в редакции... обращаю внимание т. Самбурского на его неправильное поведение и требую прежде всего выполнения своей основной работы.» [Там же, л. 52]. В некоторых районах местные власти старались создать благоприятные условия для организации музеев на общественных началах. Председатель инициативной группы в Любинском районе Н. И. Шулаев весной 1960 г. решением райисполкома на два месяца был освобождён от выполнения обязанностей инспектора районного отдела образования, с тем чтобы полностью посвятить себя деятельности по созданию музея [Там же, л. 2].

Ещё на стадии создания музеев необходимо было решить вопросы об их финансовой базе и помещении. Очевидно, что нормальную работу музейных учреждений невозможно было построить без стабильного финансирования и постоянного помещения, где могли разместиться экспозиции и фонды. Отопление, охрана и уборка, художественное оформление экспозиций требовали стабильного финансирования. Решение этой проблемы руководство Омского областного краеведческого музея видело в привлечении средств предприятий и организаций, осуществлявших деятельность на территории того или иного района, где располагался музей [Там же, л. 40]. Принятие такого решения о финансировании общественных музеев было обычным явлением, тем не менее ещё бо-

лее частой практикой являлось отсутствие постоянного источника денежных поступлений, порой такое положение дел сохранялось годами. В справке, составленной сотрудниками Омского областного краеведческого музея в 1961 г., о Большереченском краеведческом музее уже после его открытия говорится: «Финансирование музея никем не проводится. Экспонаты пополняются бесплатно, оборудование сделано за счёт районных организаций.» [22, л. 35].

Вопрос о выделении помещения для музея находился в ведении местных исполнительных комитетов, нередко такого решения приходилось ждать достаточно долго. Как правило, это были одна-две комнаты при доме культуры, в клубе, другом административном здании, не предназначенном изначально для целей музейной работы. Так, Большереченский исполнительный комитет выделил для музея две комнаты в центре посёлка в помещении бывшей амбулатории [13, л. 3]. Материалы Называевского краеведческого музея было решено временно разместить в одной из комнат районного дома культуры «до изыскания соответствующего помещения» [21, л. 44]. В посёлке Иртыше Иртышского района под музей была отведена одна из комнат в здании районного исполнительного комитета [13, л. 23].

Для организации экспозиции музеи нуждались в изготовлении специальной мебели. Как правило, обязательства по её изготовлению брали на себя местные хозяйственные организации. В их мастерских были изготовлены вертикальные и горизонтальные витрины [Там же, л. 3], стенды [21, л. 56], другая необходимая мебель.

Экспозиции музеев на общественных началах состояли из нескольких отделов. Для них был характерен очень широкий охват историко-краеведческой тематики. Их содержание раскрывало историю района, развитие сельского хозяйства, промышленности, особенности местной природы. Так, например, экспозиция Иртышского краеведческого музея была принята инициативной комиссией 11 апреля 1960 г., она состояла из семи отделов:

• Природа района: река Иртыш; леса, степь, природные богатства района; палеонтологические находки.

• История района до 1917 г.: население района до заселения края русскими; заселение края русскими; Русско-японская война 1904-1905 гг.; Первая мировая война 19141918 гг.; Февральская революция 1917 г.

• История района после 1917 г.: Октябрьская революция 1917 г.; Гражданская война и борьба с колчаковщиной; Великая Отечественная война.

• Сельское хозяйство: механизация сельского хозяйства, полеводство и животноводство в районе.

• Промышленность: масло- и сыроваренные заводы, валяние шерсти, швейная фабрика, кирпичные заводы и пр.

• Транспорт и связь: конный и гужевой транспорт; госпароходство; перевозка зерна; автомобильный транспорт, автобусы, молоковозы, горючевозы.

• Борьба за выполнение семилетнего плана развития народного хозяйства: итоги выполнения плана за первый год (1959 г.); связь школьного обучения и производственного труда и др. [21, л. 66-70].

В нескольких выпусках районной газеты «Красная Искра» Называевского района был опубликован план экспозиции музея. План включал в себя восемь отделов:

• Природа района: озёра, леса, степь, природные богатства (торф, камыш, глина, песок и др.).

• История района до Октябрьской революции 1917 г.: археологические находки; население района до заселения русскими; Ермак в Сибири; классовое расслоение населения; Русско-японская война 1904-1905 гг.; Первая мировая война 1914-1918 гг.; Февральская революция 1917 г.

• История района после Октябрьской революции 1917 г.: Гражданская война и борьба с колчаковщиной; новая экономическая политика; разгром ишимского кулацкого восстания; развитие культуры, образования, здравоохранения, торговли; рост партийных и общественных организаций; Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

• Сельское хозяйство района: земледелие и животноводство района до 1917 г.; рост и развитие земледелия и животноводства; пушное звероводство, пчеловодство, садоводство; культура и быт современной деревни.

• Промышленность: маслоделие, мукомольное производство, кожевенное дело и валяние из шерсти до 1917 г.; современные предприятия района.

• Транспорт и связь: гужевой, железнодорожный, автомобильный транспорт; дорожное строительство; транспорт и телеграф; современные средства связи.

• Город Называевск: основание посёлка при железнодорожной станции; посёлок Сибирский во время Гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1919 гг.; районный центр - город Называевск.

• Борьба за выполнение семилетнего плана развития народного хозяйства: главные задачи семилетки; план развития экономики, культуры, здравоохранения, жилищного строительства в районе; показ передовиков семилетки [21, л. 35-40].

В результате проделанной работы на территории Омской области в 1960-1961 гг. стала динамично развиваться сеть музеев на общественных началах. Пионером в их создании стал Большереченский район. Открытие Большереченского краеведческого музея состоялось 8 августа 1960 г. [22, л. 39-40]. Вторым был открыт Иртышский краеведческий музей, это событие состоялось 15 декабря 1960 г. За год их существования музеи посетило 10 000 и 7 000 человек соответственно [Там же, л. 23]. В ноябре 1961 г. состоялось открытие Называевского краеведческого музея [Там же, л. 22]. В 1970 г. Большереченский краеведческий музей был переведён в государственную музейную сеть [6, с. 40]. Сведения о существовании районного краеведческого музея в селе Иртыш встречаются в отчётах Омского областного краеведческого музея до 1969 г. Судьбу На-зываевского районного краеведческого музея после его открытия по имеющимся источникам проследить не удалось.

Таким образом, в деле создания первых общественных музеев и начала формирования их сети в Омской области можно выделить два этапа. До середины XX в. возникновение подобных музеев было исключительным явлением, происходило эпизодически. Первый этап можно отнести к началу 1950-х гг. Это связано с возрождением интереса к истории, общим подъёмом краеведческого движения. Создание музеев в это деся-

тилетие можно охарактеризовать как процесс спонтанный, связанный в большей степени с личностями местных краеведов-энтузиастов, с их подвижнической деятельностью. Ряд музеев, возникнув, вскоре прекратил свою деятельность либо существовал по инерции, без особого развития. Такое положение дел складывалось в связи со слабой материальной базой и отсутствием поддержки музеев со стороны государственных и партийных органов.

Второй этап приходится на рубеж 19501960-х гг., когда ситуация изменилась. Демократизация общественной жизни в стране, стремление приспособить историко-краевед-ческое движение к решению собственных идеологических задач со стороны партийных и государственных органов привели в 1960-х гг. к значительному росту сети общественных музеев. В этот период создание музеев на общественных началах получает широкую поддержку со стороны органов власти, зачастую и инициатива по организации этих учреждений исходила именно от неё. Подавляющее большинство создаваемых музеев имело историко-краеведческую направленность, другие же по профилю можно отнести к мемориальным. Благодаря методическому руководству Омского областного краеведческого музея работа в общественных музеях приобретает планомерность, научность, целенаправленность.

В целом в начальный период существования общественных музеев в 1950-х - начале 1960-х гг. в их стенах развивались в первую очередь такие виды музейной работы, как собирательская, фондовая и экспози-ционно-выставочная. Это способствовало реализации их основных функций - сохранению и актуализации историко-культурного наследия. Впоследствии общественные музеи, созданные в 1950-1960-х гг., стали базой для значительного расширения государственной музейной сети Омской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозова Е. Г. Ведомственные общественные музеи Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI вв.: Изменение статуса и функций (на материалах Омска и Новосибирска) : дис. ... канд. ист. наук. - Омск : Омский государственный университет, 2003. -345 с.

2. Труевцева О. Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический опыт и перспективы. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 1998. - 130 с.

3. Назарцева Т. М. Роль краеведов в создании музеев в Омской области // Краеведение как феномен провинциальной культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 125-летию А. Ф. Пала-шенкова. - Омск, 2011. - С. 654-659.

4. Назарцева Т. М. Районные, общественные, учебные музеи Омской области // Известия ОГИК музея. - 1997. - № 5. - С. 279-306.

5. Назарцева Т. М. Омский краеведческий музей (1946-1979 гг.) // Известия ОГИК музея. -2013. - № 18. - С. 58-78.

6. Назарцева Т. М. Развитие музейного дела в Омской области // Известия ОГИК музея. -1994. - № 3. - С. 37-48.

7. Ерошевская Д. В. Муниципальные музеи севера Омской области в 1910-2010-е годы. -Омск, 2015. - 165 с.

8. Новиков М., Новиков С. О судьбе Василия Фёдоровича Коптева и истории появления книг его библиотеки в музее села Соляного Черлакского района // EX LIBRIS : научно-популярный альманах о книгах и книжниках. -Омск : ОГОНБ им. А. С. Пушкина, 2013. -Вып. 1. - С. 52-57.

9. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 1076. Оп. 1. Д. 210.

10. Там же. Ф. 2104. Оп. 1. Д. 36.

11. Там же. Ф. 2111. Оп. 1. Д. 26.

12. Буякова Л. И. Марьяновский районный краеведческий музей // Известия ОГИК музея. -2013. - № 18. - С. 107-115.

13. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1а. Д. 12.

14. Ландик О. А., Патрушева Г. М. Деятельность музеев Омской области в восстановительный период после Великой Отечественной войны // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2017. -№ 3 (23). - С. 156-168. - URL: http:// vestospu.ru/archive/2017/articles/16_3_2017.html ( дата обращения : 25.10.2017).

Информация о статье

Дата поступления 6 декабря 2017 г.

Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.

Сведения об авторах

Ландик Ольга Анатольевна - старший преподаватель кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: landikoa@mail.ru

15. Открытие музея Ф. Березовского в Омске // Сибирские огни. - 1955. - № 4. - С. 189.

16. ГИАОО. Ф. 410. Оп. 1. Д. 392.

17. Зародова Ю. Первый в Сибири, единственный в мире. Омский государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского. История создания // Голоса Сибири : литературно-художественный альманах. - Вып. 1. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2005. - С. 444-479.

18. Школьный музей села Серебряное // Музеи России : информационный портал. - URL: http://www.museum.ru/M2390 (дата обращения: 25.10.2017).

19. Историческая справка // Черлакский истори-ко-краеведческий музей. - URL: http://ikm-cherlak.omsk.muzkult.ru/regulations/ (дата обращения: 11.11.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. О задачах партийной пропаганды в современных условиях: постановление ЦК КПСС от 9 января 1960 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1984. - Т. 9. - С. 507-509.

21. ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 304.

22. Там же. Д. 268.

23. Обращение бюро ВЛКСМ ко всем комсомольцам и молодёжи // Красное знамя. - 1961. -№ 13. - 29 янв.

24. Создадим районный музей // Степная правда. - 1960. - 1 июня (№ 64).

25. Куликов В. Экспонаты для народного музея // Красная Искра. - 1960. - 29 июня (№ 129 (3635)).

26. Логинова С. И., Симонов В. В. Основатель Большереченского музея Василий Семёнович Аношин // Памятники истории и культуры Омской области : тезисы област. науч.-практ. конф. - Вып. 1 : Историческое краеведение. -Омск, 1989. - С. 161-162.

27. Народные музеи в городах и сёлах Омской области // Сибирские огни. - 1961. - № 1. -С. 189-190.

28. Агеев М. В помощь общественникам-краеведам // Культурно-просветительная работа. -1961. - № 12. - С. 30-31.

Article info

Received

December 6, 2017

Accepted February 1, 2018

About the authors

Landik Olga Anatolievna - Senior Lecturer of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: landikoa@mail.ru

Патрушева Галина Михайловна - канд. ист. наук, доцент, профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: gmp-04@rambler.ru Для цитирования

Ландик О. А., Патрушева Г. М. Создание первых общественных музеев в Омской области в 1950-х - начале 1960-х гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 254-263. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.1.254-263.

Patrusheva Galina Mikhailovna - Candidate of Historical sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: gmp-04@rambler.ru For citations

Landik O. A., Patrushevа G. M. The Creation of the First Public Museums in the Omsk Region in the 1950s - the Start of the 1960s. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 254-263. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.1.254-263 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.