Н.А. Белоусова, Т.И. Кимеева Формирование инновационных моделей музейной коммуникации в музеях высшей школы Западной Сибири
Интерес к проблемам музейной коммуникации проявился в 1960-е гг., и основные этапы в развитии теории музейной коммуникации связаны со становлением музееведения как самостоятельной научной дисциплины в 1970-1980-е гг. В музееведческих исследованиях теория коммуникации оказалась тем стержнем, который позволил систематизировать основные составляющие процесса музейного общения и выявить специфику актуализации культурных смыслов в музее. Труды М.Б. Гнедовского, Ю.В. Ду-кельского и других авторов позволили увязать музейную коммуникацию с социокультурными функциями музея [1, с. 14-17; 2, с. 382-392]. Обновление теоретического аппарата музееведения, приведение его в соответствие с реальными запросами музейного дела в быстро меняющейся социокультурной ситуации с использованием информационно-коммуникативных технологий - насущная задача модернизации, происходящей в последнее время в музеях различного профиля, в том числе в музеях высшей школы Западной Сибири.
Сегодня музейная коммуникация как средство трансляции историко-культурного и природного наследия имеет прямую связь с задачами модернизации музейной деятельности. Для системы вузовских музеев, являющихся учебной, научно-исследовательской структурой и научно-просветительскими центрами, задача обновления теоретических оснований деятельности особенно актуальна. Музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского го-суниверситета (КемГУ) в своей научно-практической деятельности приоритетное место уделяет внедрению в музейную практику инновационных моделей музейных коммуникаций, формируя инновационные технологии.
На современном этапе развития общества наблюдается глобальная информатизация социального пространства, происходящая во всех областях культуры и отражающая определенную фундаментальную тенденцию современного общества: усиление коммуникативных связей в обществе посредством развития информационно-коммуникативных технологий. Их внедрение в музейное пространство модернизирует формы музейного экспонирования и способствует расширению границ виртуального пространства для посетителей. Вузовские музеи Западной Сибири на современном этапе своего развития стремятся к введению коллекционных материалов в виртуальное обоз-
рение современного информационного пространства музеев мира через web-сайты.
Музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ внедряет в свою деятельность достижения инновационных технологий поэтапно: от создания электронной базы данных до виртуальных экскурсий. Музеем используются информационные интерактивные компьютерные разработки, позволяющие передать различный объем информации, адаптированный для разных категорий пользователей - от специалистов до рядовых посетителей, разнообразные по концептуальной направленности - от простого рассказа о предметах из коллекций до их подробного описания, объяснения и представления. Сотрудниками музея созданы СБ-диски, с помощью которых посетители могут получить сведения о любом экспонате, побывать на виртуальной экскурсии, заглянуть в музейные хранилища и познакомиться с наиболее интересными на их взгляд музейными предметами и, самое главное, получить тот объем информации, в котором они нуждаются [3, с. 139-148].
На следующих этапах внедрения в деятельность вузовского музея инновационных технологий планируется создание коммуникативных разработок, организованных как тесты, викторины и подобное, направленных на закрепление эффекта процесса декодировано поступивших сообщений и позволяющих осуществить проверку адекватности восприятия аудиторией замысла экспозиционеров, текста и контекста экспозиции. Начата работа по созданию программ, построенных в форме игры. При этом учитываются опыт работы Дарвиновского музея, установившего в своих залах компьютерные терминалы, объединенные в единую сеть, и методики новой компьютерной программы Encarta.
Первые шаги в направлении использования информационно-коммуникативных технологий нашим музеем уже сделаны: создан и постоянно обновляется музейный сайт [4]. На первой странице сайта размещен путеводитель по музею с определенными разделами: «Экспозиция», «Новости», «О музее», «Фонды», «Архив», «Образование», «Экскурсии» и др., которые дают выход на страницы, соответствующие данным разделам. Кроме того, на данной странице находится поисковая система по сайту. Структура сайта в электронном виде отражает существующий в реальности музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, который включает информационный научно-
образовательный комплекс с виртуальными учебными и образовательными экскурсиями. Пользователь может получить информацию об истории создания музея и его экспозиции, представленной четырьмя отделами. Экспозиция отдела археологии отражает следующие исторические периоды: эпохи камня и бронзы, скифского и гуннского времен, эпоху Средневековья. В этом же разделе виртуально представлена большая часть витрин из экспозиций отдела археологии, реально существующих в музее. Отличительной особенностью является то, что в сайте подробно дана информация о каждом конкретном предмете (коллекционный номер, время бытования, название памятника, из ко -торого взят данный предмет, материал изготовления, автор коллекции и год раскопок).
Экскурсия по отделу этнографии посвящена быту и культуре автохтонных народов Южной Сибири (хакасов, шорцев, телеутов) и русских переселенцев. Прилагается словарь этнографических терминов, иллюстрированный фотографиями конкретных музейных предметов. Отдел природы и экологии дает представление о природных зонах и их обитателях. Особое внимание уделяется природе Кемеровской области и Алтае-Саянского региона в целом. Пользователь может познакомиться с природными зонами Западной Сибири и Кузбасса и их обитателями, представленными в экспозиции музея. Информация по каждой экосистеме в дальнейшем будет включать диорамный показ, общие сведения о представителях животного мира и наиболее редких и исчезающих видах.
На сайте представлена информация по отделу истории вуза, образованному три года назад. На сайте можно познакомиться с материалами обзорных и тематических экскурсий с описанием конкретноисторической обстановки, в которой бытовали вещи из экспозиции, дополнительными сведениями о культурах народов Сибири в различные исторические эпохи (в археолого-этнографических разделах). Тексты экскурсий иллюстрированы фотографиями экспозиций, витрин и диорам, отдельных предметов, материалов полевых археологических исследований.
Интерактивные системы реализованы различными способами, как академическими, так и игровыми. Их цель состоит в том, чтобы новыми средствами преподнести или обыграть музейные экспонаты, представить разнообразную информацию о них в компьютерной форме.
Сайты наиболее крупных вузовских музеев также содержат сведения об археологических и этнографических фондах и экспозициях, личных фондах ученых-коллекционеров музея, музейных советах, новостях в области научных исследований, проводимых учеными [5, с. 388-391; 6, с. 104-106].
Другая часть вузовских музеев исследуемого региона на современном этапе занимается разработкой
проектов создания подобных сайтов. Например, музей физики Томского государственного университета. Для выполнения данной цели привлекаются ученые и профессора университета и специалисты по музейному делу, что свидетельствует об их востребованности [7, с. 401-403].
Еще одним видом расширения коммуникативного поля деятельности является выход на координационные музейные серверы - «Музеи России» и «Музеи Сибири», что уже осуществили музеи «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, археологии и этнографии Омского государственного университета и зоологическим музеем Томского государственного университета [8-9]. Следующим этапом введения дополнительной аудитории в музейное пространство послужит включение вузовских музеев Западной Сибири в сферу дистанционного образования.
В условиях развития сетевого общества музей КемГУ, учитывая предпосылки для разработки новой коммуникативной парадигмы, создал электронный вариант виртуального музея, представляющего собой новую пространственно-временную модель хранения и трансляции историко-культурных ценностей. Виртуальный музей КемГУ обеспечивает открытый доступ каждому человеку к новым горизонтам познания. Экскурсия в виртуальном музее моделирует движение посетителей по залам, включает описание конкретной исторической обстановки, в которой бытовали вещи из экспозиции, дополнительные сведения о культурах (в археолого-этнографических разделах), методические разработки по изучению предметных комплексов, изображение коллекций и отдельных предметов. Пользователь может рассмотреть каждый предмет, а также его детали в трехмерном изображении и получить информацию о технологиях изготовления данного предмета, его функциональной роли.
Эффективность коммуникационной деятельности повышает проведение разнообразных музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность. Среди наиболее популярных в настоящее время можно назвать музейные уроки. Например, в музее «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ разработана программа «Музей - школа - единое образовательное пространство», которая вводит в школьное образование региональный культурный компонент через музейные экспозиции как основное средство музейной коммуникации. Программа призвана закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения [10-12].
В музеях высшей школы Западной Сибири получили развитие и музейные конференции, где представляются и обсуждаются проблемы историко-культурной
направленности, в частности, охраны конкретных исторических памятников и в целом сохранения историко-культурного наследия. Такие мероприятия позволяют привлечь интерес широкой общественности к этим проблемам, задействовать максимальное число участников в их решении.
Вузовский музей учитывает тот факт, что на смену традиционным обзорным и тематическим экскурсиям, музейным урокам должны прийти такие интерактивные методы, как инсценировки, реконструкции прошлого, познавательные и ролевые игры, театрализованные и костюмированные экскурсии, музейные праздники. Такая практика широко распространена в музее «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, где основными действующими лицами являются студенты факультета истории и международных отношений Кемеровского госуниверситета, культурологического факультета Кемеровского университета культуры и искусств, участники историкопатриотического клуба «Единорог», члены детских и взрослых фольклорных ансамблей, представители национально-культурных центров Кузбасса, творческие коллективы историко-этнографических музеев Кемеровской области (рис. 1-6).
Рис. 1. Инсценировка студентами шаманского обряда в отделе «Этнография народов Южной Сибири» музея КемГУ
Рис.2. Театрализованная экскурсия в отделе «Этнография народов Южной Сибири» музея КемГУ
Рис. 3. Участники творческого коллектива «Чолкой» на презентации научных работ сотрудников КемГУ
Рис. 4. Средневековый воин - участник ролевой игры, член историко-патриотического клуба «Единорог» в музее КемГУ
Рис. 5. Детский русский фольклорный коллектив «Родничок» - участник музейного праздника
Рис. 6. Шорский этнографический ансамбль «Отчагаш» города Мыски в музее КемГУ
Таким образом, вузовский музей становится не только хранилищем мемориальных предметов,
уникальных экспонатов, лабораторией для ученых и подспорьем в работе преподавателей, но и учреждением, позволяющим посетителю увидеть подлинные музейные предметы, которые «оживают» с помощью музейных средств и средств, заимствованных из других видов зрелища (театральное искусство, песенный и танцевальный фольклор и др.).
Таким образом, перспективы развития музеев высшей школы тесно связаны с изменением их имиджа, развитием музейной коммуникации, с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию. Информатизация музейной деятельности способна не только усовершенствовать отдельные аспекты деятельности вузовских музеев, но и создать новые направления его дальнейшего развития.
Библиографический список
1. Гнедовский, М.В. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М.В. Гнедовский, В.Ю. Дукельский // Музей - культура, общество. - М., 1992.
- Вып. 21.
2. Дукельский, В.Ю. Музей и культурно-историческая среда / В.Ю. Дукельский // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1989.
3. Белоусова, Н.А. Электронные ресурсы музея КемГУ «Археология, этнография и экология Сибири» и их применение на примере археологических коллекций / Н.А. Белоусова, Л.Ю. Касастикова // Археология Южной Сибири. - Кемерово, 2006.
4. http://museum.kemsu.ru
5. Корусенко, М.А. Создание ШББ-ресурса «Музей археологи и этнографии ОмГУ»: проект и решения / М.А. Корусенко // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе : матер. Всерос. науч. конф.
- Томск, 2002.
6. Белоусова, Н.А. Культурно-образовательные и информационные ресурсы музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного уни-
верситета / Н.А. Белоусова, Л.Ю. Боброва, Т.И. Кимеева и др. // Краеведение. Право на жизнь : матер. обл. науч.-практич. конф., посвященной 75-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 2004.
7. Анохина, И.Н. К проекту создания электронной версии музея физики Томского государственного университета / И.Н. Анохина, П.А. Назаров, В.Ф. Нявро // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе : матер. Всерос. науч. конф. - Томск, 2002.
8. http//www.museum.ru
9. http//www.sibmuseum.com
10. Белоусова, Н.А. Введение в историю : учебно-методическое пособие для учителя с краеведческим материалом. Класс 3 / Н.А. Белоусова и др. - Кемерово, 2001.
11. Белоусова, Н.А. Введение в историю : учебно-методическое пособие для учителя с краеведческим материалом. Класс 4 / Н.А. Белоусова и др. - Кемерово, 2006. - Ч. I.
12. Белоусова, Н.А. Введение в историю : учебно-методическое пособие для учителя с краеведческим материалом. Класс 4 / Н. А. Белоусова и др. - Кемерово, 2006.
- Ч. II.