Научная статья на тему 'Формирование инновационных моделей музейной коммуникации в музеях высшей школы Западной Сибири'

Формирование инновационных моделей музейной коммуникации в музеях высшей школы Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
442
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоусова Наталья Александровна, Кимеева Татьяна Ивановна

Раскрывается решение актуальных проблем музейной коммуникации как средства модернизации музеев высшей школы Западной Сибири. Представлены практические наработки музеев этой группы в области информационно-коммуникативных технологий. Особое внимание обращено на новые подходы к интерпретации и трансляции историко-культурного и природно-го наследия Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Белоусова Наталья Александровна, Кимеева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Innovative Models of Museum Communication in Museums of Higher Education Institutes in Western Siberia

This article gives a solution of topical problems of museum communication as a means of modernization of museums of higher education institutes in Western Siberia. We present the practical work results of this group of museums in information and communication technology. We focus on the new approaches to interpretation and transmission of the historical, cultural and natural heritage of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационных моделей музейной коммуникации в музеях высшей школы Западной Сибири»

Н.А. Белоусова, Т.И. Кимеева Формирование инновационных моделей музейной коммуникации в музеях высшей школы Западной Сибири

Интерес к проблемам музейной коммуникации проявился в 1960-е гг., и основные этапы в развитии теории музейной коммуникации связаны со становлением музееведения как самостоятельной научной дисциплины в 1970-1980-е гг. В музееведческих исследованиях теория коммуникации оказалась тем стержнем, который позволил систематизировать основные составляющие процесса музейного общения и выявить специфику актуализации культурных смыслов в музее. Труды М.Б. Гнедовского, Ю.В. Ду-кельского и других авторов позволили увязать музейную коммуникацию с социокультурными функциями музея [1, с. 14-17; 2, с. 382-392]. Обновление теоретического аппарата музееведения, приведение его в соответствие с реальными запросами музейного дела в быстро меняющейся социокультурной ситуации с использованием информационно-коммуникативных технологий - насущная задача модернизации, происходящей в последнее время в музеях различного профиля, в том числе в музеях высшей школы Западной Сибири.

Сегодня музейная коммуникация как средство трансляции историко-культурного и природного наследия имеет прямую связь с задачами модернизации музейной деятельности. Для системы вузовских музеев, являющихся учебной, научно-исследовательской структурой и научно-просветительскими центрами, задача обновления теоретических оснований деятельности особенно актуальна. Музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского го-суниверситета (КемГУ) в своей научно-практической деятельности приоритетное место уделяет внедрению в музейную практику инновационных моделей музейных коммуникаций, формируя инновационные технологии.

На современном этапе развития общества наблюдается глобальная информатизация социального пространства, происходящая во всех областях культуры и отражающая определенную фундаментальную тенденцию современного общества: усиление коммуникативных связей в обществе посредством развития информационно-коммуникативных технологий. Их внедрение в музейное пространство модернизирует формы музейного экспонирования и способствует расширению границ виртуального пространства для посетителей. Вузовские музеи Западной Сибири на современном этапе своего развития стремятся к введению коллекционных материалов в виртуальное обоз-

рение современного информационного пространства музеев мира через web-сайты.

Музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ внедряет в свою деятельность достижения инновационных технологий поэтапно: от создания электронной базы данных до виртуальных экскурсий. Музеем используются информационные интерактивные компьютерные разработки, позволяющие передать различный объем информации, адаптированный для разных категорий пользователей - от специалистов до рядовых посетителей, разнообразные по концептуальной направленности - от простого рассказа о предметах из коллекций до их подробного описания, объяснения и представления. Сотрудниками музея созданы СБ-диски, с помощью которых посетители могут получить сведения о любом экспонате, побывать на виртуальной экскурсии, заглянуть в музейные хранилища и познакомиться с наиболее интересными на их взгляд музейными предметами и, самое главное, получить тот объем информации, в котором они нуждаются [3, с. 139-148].

На следующих этапах внедрения в деятельность вузовского музея инновационных технологий планируется создание коммуникативных разработок, организованных как тесты, викторины и подобное, направленных на закрепление эффекта процесса декодировано поступивших сообщений и позволяющих осуществить проверку адекватности восприятия аудиторией замысла экспозиционеров, текста и контекста экспозиции. Начата работа по созданию программ, построенных в форме игры. При этом учитываются опыт работы Дарвиновского музея, установившего в своих залах компьютерные терминалы, объединенные в единую сеть, и методики новой компьютерной программы Encarta.

Первые шаги в направлении использования информационно-коммуникативных технологий нашим музеем уже сделаны: создан и постоянно обновляется музейный сайт [4]. На первой странице сайта размещен путеводитель по музею с определенными разделами: «Экспозиция», «Новости», «О музее», «Фонды», «Архив», «Образование», «Экскурсии» и др., которые дают выход на страницы, соответствующие данным разделам. Кроме того, на данной странице находится поисковая система по сайту. Структура сайта в электронном виде отражает существующий в реальности музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, который включает информационный научно-

образовательный комплекс с виртуальными учебными и образовательными экскурсиями. Пользователь может получить информацию об истории создания музея и его экспозиции, представленной четырьмя отделами. Экспозиция отдела археологии отражает следующие исторические периоды: эпохи камня и бронзы, скифского и гуннского времен, эпоху Средневековья. В этом же разделе виртуально представлена большая часть витрин из экспозиций отдела археологии, реально существующих в музее. Отличительной особенностью является то, что в сайте подробно дана информация о каждом конкретном предмете (коллекционный номер, время бытования, название памятника, из ко -торого взят данный предмет, материал изготовления, автор коллекции и год раскопок).

Экскурсия по отделу этнографии посвящена быту и культуре автохтонных народов Южной Сибири (хакасов, шорцев, телеутов) и русских переселенцев. Прилагается словарь этнографических терминов, иллюстрированный фотографиями конкретных музейных предметов. Отдел природы и экологии дает представление о природных зонах и их обитателях. Особое внимание уделяется природе Кемеровской области и Алтае-Саянского региона в целом. Пользователь может познакомиться с природными зонами Западной Сибири и Кузбасса и их обитателями, представленными в экспозиции музея. Информация по каждой экосистеме в дальнейшем будет включать диорамный показ, общие сведения о представителях животного мира и наиболее редких и исчезающих видах.

На сайте представлена информация по отделу истории вуза, образованному три года назад. На сайте можно познакомиться с материалами обзорных и тематических экскурсий с описанием конкретноисторической обстановки, в которой бытовали вещи из экспозиции, дополнительными сведениями о культурах народов Сибири в различные исторические эпохи (в археолого-этнографических разделах). Тексты экскурсий иллюстрированы фотографиями экспозиций, витрин и диорам, отдельных предметов, материалов полевых археологических исследований.

Интерактивные системы реализованы различными способами, как академическими, так и игровыми. Их цель состоит в том, чтобы новыми средствами преподнести или обыграть музейные экспонаты, представить разнообразную информацию о них в компьютерной форме.

Сайты наиболее крупных вузовских музеев также содержат сведения об археологических и этнографических фондах и экспозициях, личных фондах ученых-коллекционеров музея, музейных советах, новостях в области научных исследований, проводимых учеными [5, с. 388-391; 6, с. 104-106].

Другая часть вузовских музеев исследуемого региона на современном этапе занимается разработкой

проектов создания подобных сайтов. Например, музей физики Томского государственного университета. Для выполнения данной цели привлекаются ученые и профессора университета и специалисты по музейному делу, что свидетельствует об их востребованности [7, с. 401-403].

Еще одним видом расширения коммуникативного поля деятельности является выход на координационные музейные серверы - «Музеи России» и «Музеи Сибири», что уже осуществили музеи «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, археологии и этнографии Омского государственного университета и зоологическим музеем Томского государственного университета [8-9]. Следующим этапом введения дополнительной аудитории в музейное пространство послужит включение вузовских музеев Западной Сибири в сферу дистанционного образования.

В условиях развития сетевого общества музей КемГУ, учитывая предпосылки для разработки новой коммуникативной парадигмы, создал электронный вариант виртуального музея, представляющего собой новую пространственно-временную модель хранения и трансляции историко-культурных ценностей. Виртуальный музей КемГУ обеспечивает открытый доступ каждому человеку к новым горизонтам познания. Экскурсия в виртуальном музее моделирует движение посетителей по залам, включает описание конкретной исторической обстановки, в которой бытовали вещи из экспозиции, дополнительные сведения о культурах (в археолого-этнографических разделах), методические разработки по изучению предметных комплексов, изображение коллекций и отдельных предметов. Пользователь может рассмотреть каждый предмет, а также его детали в трехмерном изображении и получить информацию о технологиях изготовления данного предмета, его функциональной роли.

Эффективность коммуникационной деятельности повышает проведение разнообразных музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность. Среди наиболее популярных в настоящее время можно назвать музейные уроки. Например, в музее «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ разработана программа «Музей - школа - единое образовательное пространство», которая вводит в школьное образование региональный культурный компонент через музейные экспозиции как основное средство музейной коммуникации. Программа призвана закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения [10-12].

В музеях высшей школы Западной Сибири получили развитие и музейные конференции, где представляются и обсуждаются проблемы историко-культурной

направленности, в частности, охраны конкретных исторических памятников и в целом сохранения историко-культурного наследия. Такие мероприятия позволяют привлечь интерес широкой общественности к этим проблемам, задействовать максимальное число участников в их решении.

Вузовский музей учитывает тот факт, что на смену традиционным обзорным и тематическим экскурсиям, музейным урокам должны прийти такие интерактивные методы, как инсценировки, реконструкции прошлого, познавательные и ролевые игры, театрализованные и костюмированные экскурсии, музейные праздники. Такая практика широко распространена в музее «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, где основными действующими лицами являются студенты факультета истории и международных отношений Кемеровского госуниверситета, культурологического факультета Кемеровского университета культуры и искусств, участники историкопатриотического клуба «Единорог», члены детских и взрослых фольклорных ансамблей, представители национально-культурных центров Кузбасса, творческие коллективы историко-этнографических музеев Кемеровской области (рис. 1-6).

Рис. 1. Инсценировка студентами шаманского обряда в отделе «Этнография народов Южной Сибири» музея КемГУ

Рис.2. Театрализованная экскурсия в отделе «Этнография народов Южной Сибири» музея КемГУ

Рис. 3. Участники творческого коллектива «Чолкой» на презентации научных работ сотрудников КемГУ

Рис. 4. Средневековый воин - участник ролевой игры, член историко-патриотического клуба «Единорог» в музее КемГУ

Рис. 5. Детский русский фольклорный коллектив «Родничок» - участник музейного праздника

Рис. 6. Шорский этнографический ансамбль «Отчагаш» города Мыски в музее КемГУ

Таким образом, вузовский музей становится не только хранилищем мемориальных предметов,

уникальных экспонатов, лабораторией для ученых и подспорьем в работе преподавателей, но и учреждением, позволяющим посетителю увидеть подлинные музейные предметы, которые «оживают» с помощью музейных средств и средств, заимствованных из других видов зрелища (театральное искусство, песенный и танцевальный фольклор и др.).

Таким образом, перспективы развития музеев высшей школы тесно связаны с изменением их имиджа, развитием музейной коммуникации, с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию. Информатизация музейной деятельности способна не только усовершенствовать отдельные аспекты деятельности вузовских музеев, но и создать новые направления его дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Гнедовский, М.В. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М.В. Гнедовский, В.Ю. Дукельский // Музей - культура, общество. - М., 1992.

- Вып. 21.

2. Дукельский, В.Ю. Музей и культурно-историческая среда / В.Ю. Дукельский // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1989.

3. Белоусова, Н.А. Электронные ресурсы музея КемГУ «Археология, этнография и экология Сибири» и их применение на примере археологических коллекций / Н.А. Белоусова, Л.Ю. Касастикова // Археология Южной Сибири. - Кемерово, 2006.

4. http://museum.kemsu.ru

5. Корусенко, М.А. Создание ШББ-ресурса «Музей археологи и этнографии ОмГУ»: проект и решения / М.А. Корусенко // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе : матер. Всерос. науч. конф.

- Томск, 2002.

6. Белоусова, Н.А. Культурно-образовательные и информационные ресурсы музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного уни-

верситета / Н.А. Белоусова, Л.Ю. Боброва, Т.И. Кимеева и др. // Краеведение. Право на жизнь : матер. обл. науч.-практич. конф., посвященной 75-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 2004.

7. Анохина, И.Н. К проекту создания электронной версии музея физики Томского государственного университета / И.Н. Анохина, П.А. Назаров, В.Ф. Нявро // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе : матер. Всерос. науч. конф. - Томск, 2002.

8. http//www.museum.ru

9. http//www.sibmuseum.com

10. Белоусова, Н.А. Введение в историю : учебно-методическое пособие для учителя с краеведческим материалом. Класс 3 / Н.А. Белоусова и др. - Кемерово, 2001.

11. Белоусова, Н.А. Введение в историю : учебно-методическое пособие для учителя с краеведческим материалом. Класс 4 / Н.А. Белоусова и др. - Кемерово, 2006. - Ч. I.

12. Белоусова, Н.А. Введение в историю : учебно-методическое пособие для учителя с краеведческим материалом. Класс 4 / Н. А. Белоусова и др. - Кемерово, 2006.

- Ч. II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.