Научная статья на тему 'Музейные собрания вузов в информационных научно-образовательных проектах'

Музейные собрания вузов в информационных научно-образовательных проектах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

281
76
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / QR-КОДИ-РОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ / MUSEUM COLLECTIONS / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATION / INTELLECTUAL PRODUCT / QR CODING OF MUSEUM EXHIBITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Наталья Александровна, Боброва Лариса Юрьевна

На материалах научных исследований с внедрением новейших информационно-коммуникационных технологий музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета рассматривается опыт использования музейных собраний музеев высших учебных заведений в информационных научно-образовательных проектах для учащейся молодежи, профессионального и поствузовского образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоусова Наталья Александровна, Боброва Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Higher education institution's museums collections in information scientific and educations projects

The article deals with the generalisation of the scientific work experience in information scientific and educational projects creation on the HEI museums collections basis. The strengthening of the communicative relations through information technologies development is critical for the HEI museums which are an educational and scientific structure. One of the priority of the museum "Archaeology, Ethnography and Ecology of Siberia" at Kemerovo State University is the implementation of educational innovative technologies into the museum activity. The Museum's scientific collections have served as a basis for creation of a programme "Electronic Museum Complex". Its basic components include: 1. A data base of archaeological, ethnographic and zoological collections; 2. A data base of protected territories in Kemerovo region; 3. The unified scientific electronic collections passport; 4. Scientific and educational programmes, special courses using innovative technologies; 5. Site http://museum.kemsu.ru; 6. KemSU Museum collections catalogue on CD (issues 1-3); 7. CD "Virtual Excursion in the KemSU Museum "Archaeology, Ethnography and Ecology of Siberia" 8. Scientific and educational project "Digital Museum" consisting in QR coding of the exhibits. 9. Electronic prosopographic data base of the University history collections. The programme "Electronic Museum Complex" has a complex approach to solve the problems of different kinds museum exhibits recording and storing; a possibility of fast projecting and creating of virtual exhibitions of different museums' collections from the common network; a possibility of using innovative technologies while creating virtual educational excursions, teachers aids, programmes according to the educational standards. It is a unique and competitive project in the market of scientific, educational and cultural service. This experience can be used for any museum collection.

Текст научной работы на тему «Музейные собрания вузов в информационных научно-образовательных проектах»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №2 (22)

УДК 069.015:069.8:004.9

Н.А. Белоусова, Л.Ю. Боброва

МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ ВУЗОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЕКТАХ

На материалах научных исследований с внедрением новейших информационно-коммуникационных технологий музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета рассматривается опыт использования музейных собраний музеев высших учебных заведений в информационных научнообразовательных проектах для учащейся молодежи, профессионального и поствузовского образования.

Ключевые слова: музейные коллекции, информационные технологии, образование, интеллектуальный продукт, ОК-коди-рование музейных предметов.

Музеи вузов Западной Сибири на современном этапе являются важным социокультурным и научно-просветительским фактором, влияющим на состояние и динамику развития общества. Современными приоритетными направлениями развития музеев системы высшего образования становятся инновационные методы работы, включающие информационные технологии, профессиональную издательскую работу, публикации научных каталогов, обеспечивающие широкий доступ к материалам историко-культурного наследия региона.

Музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета (КемГУ), крупнейший вузовский музей региона, активно включает все эти направления в свою деятельность в течение последних десяти лет. Уникальные коллекции музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского госуниверситета по археологии, первобытному искусству, этнографии, зоологии, энтомологии представляют материальную, духовную культуру населения Кузнецкого края и других районов Южной Сибири в разные исторические периоды, а также природное разнообразие региона и сопредельных территорий. Коллекции отдела истории КемГУ отражают историю и современный этап развития вуза. Фонды музея насчитывают более 310 тыс. ед. хр. основного и научно-вспомогательного фондов.

Музейные собрания являются основой для востребованного интеллектуального продукта в научно-образовательных программах для всех структур образования. В результате научных исследований по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2003-2011 гг.) в музее был разработан и внедрен программный продукт «Электронный музейный комплекс» [1]. Данный объект

интеллектуальной собственности отличается от существующих аналогов экономичностью затрат и гибким интерфейсом. Программный продукт отвечает конкретным требованиям потребителей информации и характеризуется комплексным подходом к решению задач учета и хранения музейных предметов различных категорий; возможностью оперативно проектировать и формировать виртуальные выставки из фондов различных музеев, входящих в единую сеть; использованием инновационных технологий при создании виртуальных учебных экскурсий и пособий, соответствующих образовательному стандарту.

Основные компоненты программного продукта «Электронный музейный комплекс»: БД с разными классификационными схемами для археологических, этнографических и зоологических коллекций, позволяющая вести учетную и научную документацию; БД особо охраняемых территорий Кемеровской области, обобщающая сведения по заповедным местам региона; унифицированный научный электронный паспорт для обработки и систематизации археологических, этнографических и зоологических коллекций; научнообразовательные программы и спецкурсы, созданные на основе систематизированных коллекций с использованием инновационных технологий и способствующие введению музейных материалов в научно-образовательный процесс; постоянно обновляющийся, многофункциональный и доступный сайт http://museum.kemsu.ru, отражающий в электронном виде экспозиции реально существующего музея. Достоинством ресурса является предоставление информации о каждом отдельном предмете из экспозиции и фондов: самостоятельный раздел сайта наполнен виртуальными учебными и образовательными экскурсиями; текстовая часть отдельных страниц сайта переведена на английский язык; печатный «Каталог коллекций му-

зея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ]; СБ-издание расширенной версии печатного «Каталога коллекций музея КемГУ» (вып. 13) с дополнением описаний отдельных предметов из фондов музея; компакт-диск «Виртуальная экскурсия по музею «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета с видеоматериалами экспозиций; инновационный научно-образовательный проект «Музей на ладони», внедренный в декабре 2010 г.

Программный продукт «Электронный музейный комплекс» имеет четко выстроенную стратегию патентной защищенности для продвижения на рынке научных, образовательных и культурных услуг. Согласно выработанной стратегии осуществляется его планомерное пополнение новыми материалами и электронными компонентами. Продукт соответствует имеющейся в музее материально-технической базе, содержащей необходимую технику для фотофиксации, научной обработки и визуализации музейных материалов. Для развития и продвижения совокупности электронных продуктов используется сетевое оборудование и сервер Центра новых информационных технологий КемГУ.

Востребованность данного продукта на рынке научных, образовательных, культурных услуг обусловлена уникальностью и постоянным обновлением его компонентов. «Электронный музейный комплекс» отвечает всем музейным стандартам и может быть легко трансформирован для любых вузовских и государственных музеев. Все его компоненты востребованы: при разработке разнообразных учебных программ по археологии, этнографии, искусству, музееведению, культурологии, зоологии, регионоведению; в научно-образовательном процессе высших, средних и средних специальных учебных заведений; в программах повышения квалификации КРИПКУ, КРИПКРО, музейных работников; в работе экскурсионнотуристских организаций Кузбасса, национальнокультурных центров автохтонного населения Кемеровской области и т.д.; системами административного управления; в обеспечении студентов и школьников наиболее содержательной учебной информацией и средствами быстрого контроля и коррекции уровня знаний (выпуски учебных пособий для обучающихся в средней и высшей школе) [3].

В июле 2003 г. по инициативе ректората в музее «Археология, этнография и экология Сибири» открыт отдел истории вуза. С этого времени началось комплектование фонда отдела (сбор фотодокументов, архивных документов, личных вещей), разработана и внедрена электронная просопогра-

фическая БД с подробной типологией коллекций для комплектования материалов по истории вуза. В ходе работы был собран обширный материал по истории вуза, который нашел свое воплощение в экспозиции «КемГУ вчера, сегодня, завтра», в коллективной монографии «История КемГУ» (2004), историко-библиографическом справочнике «Ветераны КемГУ» (вып. 1, 2011), научно-

методическом пособии «Научное комплектование музейных коллекций по истории высших учебных заведений» (2011), методических разработках по истории вуза для кураторов студентов первых курсов всех факультетов, в презентациях для профориентационной работы. На основе музейных собраний отдела истории вуза в этом году начата работа по созданию сайта «Диалог поколений» в рамках гранта Министерства образования и науки РФ «Развитие деятельности студенческих объединений КемГУ на 2012-2013 гг.». На сайте будут представлены научно-исследовательская и образовательная деятельность отдела истории вуза, акции и мероприятия совместно со студенческими творческими группами и Советом ветеранов, а также музейные коллекции по истории развития науки и образования в Кузбассе [4. С. 13].

Сегодня музейная коммуникация как средство трансляции историко-культурного и природного наследия имеет прямую связь с задачами модернизации музейной деятельности. Для вузовских музеев, являющихся учебной, научно-исследовательской структурой и научно-просвети-

тельскими центрами, особенно актуально усиление коммуникативных связей в обществе посредством развития информационных технологий. Музей в своей научно-практической деятельности приоритетное место уделяет внедрению в музейную практику инновационных моделей музейных коммуникаций, применяя инновационные технологии в научно-образовательном процессе. Их внедрение в музейное пространство модернизирует формы музейного экспонирования и расширяет границы виртуального пространства для посетителей.

Новой формой самостоятельной работы с материалами экспозиций стало QR-кодирование отдельных экспонатов экспозиционного комплекса музея КемГУ. С 2010 г. в музее «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ впервые в регионе реализуется новый проект «Музей на ладони» - создание информационно-образова-

тельной системы по предоставлению посетителям музея расширенной информации о предметах и коллекциях, передаваемых через планшетный ПК (мобильный телефон и др.), посредством сканирования

Музейные собрания вузов в информационных научно-образовательных проектах

15Э

QR-кодов, которыми снабжены предметы в экспозициях, через точки доступа Wi-Fi [5]. Закодированная информация через Интернет посылается на сайт музея, а затем в обработанном виде воспроизводится на экране планшетного ПК. Для этого на сайте музея созданы виртуальные страницы реально существующих витрин с музейными предметами. Каждый предмет снабжен подробной информацией о месте происхождения, времени, материале изготовления, назначении и др. Сегодня на сайте виртуально представлено 19 витрин (1492 экспоната) из экспозиций музея. Таким образом, научно-образовательный проект «Музей на ладони» объединил через информационные технологии все интерактивные разработки музея в сфере образования: сайт музея http://museum.kemsu.ru, CD-издания музея, каталоги, QR-коды отдельных предметов и элементов экспозиции, сенсорный киоск с обширным блоком виртуальных и печатных материалов, позволяющих самостоятельно работать в залах музея различным категориям обучающихся в средних и высших учебных заведениях. Несмотря на широкие возможности, которые предоставляет Интернет для углубленного изучения того или иного предмета, музей вместе со своими коллекциями и экспозициями не утратил актуальности в образовательном процессе, поскольку это учреждение культуры способно дополнять виртуальность подлинными свидетельствами тех или иных событий, а также достижениями наших предков в различных областях знаний.

Используя опыт по реализации данного проекта, музей совместно с Центром новых информационных технологий КемГУ, компаниями мобильной связи МТС, «Мегафон», администрацией КО и г. Кемерова предлагает осуществить новый широкомасштабный проект «Город на ладони». Данный проект направлен на развитие внутреннего туризма в Кузбассе, в соответствии с постановлениями Совета народных депутатов области, принятыми в 2011 г., и в связи с 70-летием Кемеровской области в 2013 г. Предложенный проект в подобном варианте в России осуществляется впервые. С применением данной технологии расширяются возможности в самостоятельном осмотре объектов историко-культурного и природного наследия посредством совмещения реальных объектов и их подробных описаний, размещенных в Интернете. Мы полагаем, что это самый современный, удобный, быстрый и эффективный способ ознакомиться с историей и природным наследием нашего края для всех желающих. Подлинные объекты не только не утратили актуальность в современном мире, но и являются основой социокультурной среды нашего региона. Таким обра-

зом, информационно-образовательный проект

«Город на ладони» объединит через информационные технологии все современные интерактивные разработки с использованием интернет-ресурсов и будет способствовать популяризации и развитию внутреннего туризма в Кузбассе, а также позволит различным категориям населения самостоятельно изучать наши исторические и природные объекты.

Инновационные проекты «Музей на ладони» и «Город на ладони» получили свое продолжение в реализуемом совместном проекте с компанией ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»), администрацией Кемеровской области и музеем КемГУ (посвященном 70-летию Кемеровской области) в виде нового проекта - «Кузбасс на ладони», где на сайте ТМ «Билайн» будет представлена информация о 70 объектах культурно-исторического, промыш-леного и природного наследия области. В шаговой доступности от исторического или значимого для области объекта будут размещены рекламные баннеры с QR-кодами. Кроме перечисленных направлений, музей активно входит в социокультурное пространство города и региона с научнообразовательными программами для различных социальных слоев, участвует в межмузейном городском абонементе (Музея-заповедника «Красная горка» и два вузовских музея КемГУ, КузГТУ) для учащихся средних школ [6. С. 130]. Таким образом, развивая инновационные формы в работе музеев высшей школы Западной Сибири, эти музеи в начале XXI в. снова становятся научноинформационными центрами для профильных наук и в деле подготовки высокопрофессиональных кадров Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боброва Л.Ю., Крюков С.В. Возможности системы учета археологических коллекций на примере электронного комплекса музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ // Академические и вузовские музеи: роль и место в научно-образовательном процессе: матер. Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Томск, 7-10 дек. 2008 г. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. С. 281-288.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Каталог коллекций музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Кемерово, 2004. Вып. 1. 112 с.; 2006. Вып. 2. 124 с.; 2008. Вып. 3. 128 с.

3. Отчет по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки РФ 2011 г. С. 10-45.

4. Отчет по программе «Развитие системы студенческого самоуправления КемГУ и повышения роли студенчества в обеспечении модернизации высшего профессионального образования на 2012-2013 гг.» Министерства образования и науки РФ 2012-2013 гг. С. 11-15.

5. Боброва Л.Ю. Опыт использования информационных технологий и перспективы дальнейшего развития отдела ар-

хеологии музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ // Музей и наука: к 35-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета: матер. междунар. науч. конф. 10-12 ноября 2011 г., Кемерово. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 278-284.

6. Белоусова Н.А. Музей «Археология, этнография и эко-

логия Сибири» КемГУ - от учебного музея к музейному научно-образовательному центру региона // Музей и наука: к 35-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета: матер. между-нар. науч. конф. 10-12 ноября 2011 г., Кемерово. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 127-131.