Научная статья на тему 'Научно-образовательный комплекс Дальнего Востока России: современное состояние, проблемы, пути решения, перспективы'

Научно-образовательный комплекс Дальнего Востока России: современное состояние, проблемы, пути решения, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ПУТИ РЕШЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Василий Геннадьевич

Исследовано современное состояние и перспективы развития научно- образовательного комплекса Дальнего Востока России, выявлен ряд проблем и противоречий, намечены пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко Василий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный комплекс Дальнего Востока России: современное состояние, проблемы, пути решения, перспективы»

УДК 378.1. (09) (571.6)

Макаренко В.Г. Makarenko V.G.

Научно-образовательный комплекс Дальнего Востока России: современное состояние, проблемы, пути решения,

перспективы

Scientific and educational complex south of the Far East: current state, problems and development prospects

Исследовано современное состояние и перспективы развития научно-образовательного комплекса Дальнего Востока России, выявлен ряд проблем и противоречий, намечены пути их разрешения.

Ключевые слова : научно-образовательный комплекс, Дальний Восток России, современное состояние, проблемы, пути решения, перспективы

Investigated the current state and prospects of development of scientific and educational complex of the Far East of Russia, identified a number of its problems and contradictions, the ways to resolve them.

Key words : scientific and educational complex, Russian Far East, current status, problems, solutions and prospects

В настоящее время в Северо-Восточной Азии (СВА), в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) сформировался новый (наряду с США и Европейским союзом) крупный экономический и торговый центр мира, главный потребитель его сырьевых ресурсов, характеризующийся в сравнении с общемировыми показателями высокими (и опережающими другие страны) темпами политического и социально-экономического развития ряда государств этой зоны [1, с. 5; 6, с. 10, 12,19; 8, с. 9], особенно КНР [6, с. 10, 12, 19; 7, с. 75, 95; 8, с. 14, 16, 18-19; 9, с. 5, 127, 157, 168, 171, 175]. Это закономерно обусловило не только повышенное внимание руководства России к Дальнему Востоку, имеющему выгодное геополитическое положение и обладающему уникальными природно-сырьевыми ресурсами общемирового значения [5, с. 5; 9, с. 5-6, 9,14; 12, с. 84; 10, с. 185-194], но и переоценку его места и роли в современном политическом, экономическом и социальном развитии страны с учётом развивающихся процессов глобализации и стратегии национальной

Статья подготовлена при финансовой поддержке Президиума РАН (грант № 12-1-ПЗЗ-04«Традиции и инновации в системе высшего образования на Дальнем Востоке в период социальных трансформаций в XX - начале XXI в. в свете историко-культурных ценностей России»).

МАКАРЕНКО Василий Геннадьевич, к.и.н., старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (г. Владивосток) E-mail: vasgen@bk.ru

безопасности [9, с. 32-41; 4]. Это проявилось в принятии соответствующих решений: о проведении саммита АТЭС 2012 г. в г. Владивостоке, о корректировке федеральной целевой комплексной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья (до 2013 г.) в виде долгосрочной «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», утверждённой правительством РФ 28 декабря 2009 г. № 2094-р. В ней предусмотрено дальнейшее комплексное освоение данной территории с учётом современных и перспективных тенденций интеграционных процессов в АТР. Планируется вместо бывшего «сырьевого придатка», каким долгое время являлся Дальний Восток, создание здесь промышленно развитого региона на основе модернизации экономики, внедрения в производство новейших достижений науки, инновационных технологий, а также создание оптимального уровня социально-бытовой инфраструктуры с целью привлечения и закрепления населения.

Это достаточно сложная задача по целому ряду причин. Во-первых, в хозяйственном комплексе Дальнего Востока и Байкальского региона производительность труда в расчёте на одного работающего в 4 раза ниже, чем в Японии, в 6 раз ниже, чем в США, в 2,5 раза ниже, чем в Южной Корее, в 5 раз ниже, чем в Австралии, а также значительно ниже среднероссийских показателей. Во-вторых, потребление первичных энергоресурсов на данной территории на единицу валового регионального продукта в 2,5 раза выше, чем в среднем по РФ, электрической энергии — в 1,8 раза, нефтеёмкости — в 2 раза [11]. В-третьих, крайне неэффективна структура топливно-энергетического баланса. В-четвёртых, явно недостаточна степень интегрированности экономики субъектов РФ, расположенных на территории региона. В большей степени интегрированы только отдельные южные территории Дальнего Востока и Байкальского региона, объединённые единой транспортной и энергетической инфраструктурой [11]. В-пятых, с 1992 гг. здесь сложился наиболее интенсивный по России отток населения в западные районы страны. Сокращение численности населения сопровождается его старением и дальнейшей концентрацией в городах. В это же время в большинстве стран АТР демографическая ситуация развивается с положительной динамикой — численность населения растёт, доля молодого населения не опускается ниже критического уровня [11].

В сложившихся условиях реализация очередной, столь масштабной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на основе эффективного использования «человеческого капитала», «экономики знаний», инновационных технологий невозможна без адекватного научного сопровождения, без достаточного количества квалифицированных трудовых ресурсов, в том числе учёных и специалистов с высшим образованием (инженеров, технологов, конструкторов, врачей, учителей, агрономов и др.), без тесного взаимодействия региональной науки и высшего образования.

Однако, согласно исследованиям российских и зарубежных учёных, а также международным рейтингам, в настоящее время качество подготовки специалистов в российской высшей школе, в том числе и на Дальнем Востоке, значительно уступает мировому уровню. Создание инновационных, научно-исследовательских вузов и федеральных университетов пока ещё не решило проблему формирования единого (сетевого) образовательного пространства, их тесного взаимодействия и сотрудничества. Более того, в конце 2012 г. Министерством образования и науки РФ определён перечень так называемых «неэффективных вузов», которые планируется в лучшем случае объединить или «оптимизировать» их деятельность, а худшем — закрыть. В этом перечне есть дальнево-

сточные вузы и их филиалы, недостаточно обеспеченные материально-техническими ресурсами и научно-педагогическими кадрами, расположенные на периферии субъектов ДФО [1].

По мнению некоторых депутатов Государственной Думы РФ, сложившаяся ситуация в системе высшего образования во многом обусловлена некими «универсальными» данными результатов "мониторинга эффективности" (или оценки деятельности вузов) по критериям, разработанным в Министерстве образования и науки РФ, не отражающим реальной обстановки [3]. На наш взгляд, действительное положение дел, особенно в регионах, может быть представлено только на основе объективного научного анализа результатов основной деятельности региональных вузов, инвентаризации их социально-профессиональной специализации, с обязательным учётом специфических особенностей, структуры и перспектив развития хозяйственно-экономического комплекса каждого региона, а также возможностей дальнейшего развития интеграции вузов с академической наукой [3; 10, с. 554-555]. Подобное сотрудничество и тесное взаимодействие системы российского высшего образования и науки продолжается уже более 50-ти лет и даёт положительный эффект. Представляется, что и в перспективе оно должно стать базовым, основополагающим и системообразующим фактором социально-экономического и культурного развития Дальнего Востока и Забайкалья в соответствии с принятой долговременной программой развития региона.

К настоящему времени в Дальневосточном регионе уже началась реализация ряда научно-образовательных программ, в которых предусмотрено активное взаимодействие академического и вузовского секторов в проведении совместных научных исследований и подготовке специалистов с высшим образованием («Стратегия развития Дальневосточного отделения РАН до 2025 года», «Программа развития Дальневосточного федерального университета», «Программа развития СевероВосточного федерального университета» (утверждены правительством РФ на 2010-2019 гг.) (Решение Президиума ДВО РАН и Совета ректоров вузов ДФО по итогам совместного заседания с повесткой «Состояние и основные направления развития научно-образовательного комплекса на российском Дальнем Востоке», 5 декабря 2012 г., г. Владивосток // ТА ДВО РАН. НОУ).

В рамках рыночной парадигмы и в целях формирования конкурентной среды в образовательном пространстве высшей школы Дальнего Востока в 2012 гг. проведён конкурс стратегических программ развития вузов, победителями которого стали государственные университеты региона: Камчатский им. Витуса Беринга, Сахалинский, Тихоокеанский, Комсомольский-на-Амуре технический университет и Владивостокский университет экономики и сервиса. Эти вузы получили значительную бюджетную финансовую поддержку в форме дополнительных субсидий на выполнение государственного задания по подготовке необходимых региону специалистов (Решение Президиума ДВО РАН и Совета ректоров вузов ДФО по итогам совместного заседания с повесткой «Состояние и основные направления развития научно-образовательного комплекса на российском Дальнем Востоке», 5 декабря 2012 г., г. Владивосток // ТА ДВО РАН. НОУ).

На совместном заседании Президиума ДВО РАН и Совета ректоров вузов ДФО «Состояние и основные направления развития научно-образовательного комплекса на российском Дальнем Востоке», состоявшемся 5 декабря 2012 г. в г. Владивостоке, констатировалось, что успешной реализации новой стадии взаимодействия академической науки и высшей школы в значительной степени будет способствовать

создание на о. Русский Тихоокеанского научно-образовательного центра (ТНОЦ). Согласно планам, в его состав наряду с Дальневосточным федеральным университетом войдёт и инновационный Научный парк РАН в виде группы новых институтов ДВО РАН: Центра экологического мониторинга морских акваторий, Института геофизики и геохимии, Института прикладной химии, Института прикладной математики, Института медицинских технологий, Морской биологической станции, научно-образовательного центра «Приморский океанариум» и др. (Решение Президиума ДВО РАН и Совета ректоров вузов ДФО по итогам совместного заседания с повесткой «Состояние и основные направления развития научно-образовательного комплекса на российском Дальнем Востоке», 5 декабря 2012 г., г. Владивосток // ТА ДВО РАН. НОУ) [3; 2, с. 5]. Это значительно расширяет возможности для воспроизводства необходимых специалистов с высшим образованием непосредственно в регионе. Собственно Дальневосточное отделение РАН сегодня представляет собой многоотраслевой научно-исследовательский комплекс из 34 научных учреждений (в Приморье, Хабаровском крае, на Камчатке, Сахалине, в Магадане, Благовещенске, Биробиджане). В них работают 2300 научных сотрудников, в том числе 380 докторов, 1260 кандидатов наук, 17 академиков и 28 членов-корреспондентов РАН. Вузовский потенциал Дальневосточного федерального округа (ДФО) представлен 44 государственными (и 15 негосударственными) вузами и филиалами, в которых обучаются 218 000 студентов по 300 специальностям, работают 11740 преподавателей, в том числе 1150 докторов наук и 5980 кандидатов наук (Решение Президиума ДВО РАН и Совета ректоров вузов ДФО по итогам совместного заседания. 5 декабря 2012 г. // ТА ДВО РАН. НОУ; Галлямова Л.И., Макаренко В.Г. Отчёт «Дальний Восток: научно-образовательный потенциал» // Архив ИИАЭ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 668. ЛЛ. 4-5) [10, с. 214, 216, 217-220; 2, с. 5].

В рамках интеграционного сотрудничества около 30% научных сотрудников ДВО РАН ведут систематические занятия в 35 вузах региона, осуществляют подготовку студентов на 35 базовых кафедрах, обеспечивают функционирование 40 учебно-научных и инновационно-технологических центров, семи центров научно-производственной практики студентов. В вузах региона при активном участии учёных ДВО РАН созданы 13 совместных исследовательских лабораторий и 26 научно-образовательных центров. Подготовка студентов осуществляется на современной приборной базе 18-ти центров коллективного пользования (ЦКП) ДВО РАН. Сотрудники Дальневосточного отделения, обеспечивая учебный процесс в качестве преподавателей, имеют среднегодовую учебную нагрузку около 170 тыс. учебных часов, читают более 350 уникальных специальных курсов лекций (Решение Президиума ДВО РАН и Совета ректоров вузов ДФО по итогам совместного заседания ...5 декабря 2012 г. // ТА ДВО РАН. НОУ) [2, с. 5]. Таким образом, достигнутый в настоящее время уровень интеграции академической науки и высшей школы определяющим образом способствует повышению качества и эффективности подготовки кадров с высшим образованием для экономики Дальневосточного региона. Основные результаты работы институтов ДВО РАН за последние пять лет убедительно демонстрируют высокую динамику научно-образовательной деятельности: заметно снизился средний возраст научных сотрудников — в 2013 г. он не превышал 49 лет; удельный вес молодых научных сотрудников до 35 лет составил более 27%; доля кандидатов наук в возрасте до 40 лет превышает 30%; общее количество публикаций за 2012 г. — более 7000, из них в реферируемых изданиях 2500; рост публикационной активности учёных ДВО РАН в зарубежных изданиях составил более 30%. В институтах ДВО РАН к

концу 2013 г. создано 35 базовых кафедр, на которых проходят подготовку около 1000 студентов вузов Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Магадана, Петропавловска-Камчатского, Биробиджана; в образовательном процессе задействовано более 350 ведущих учёных ДВО РАН, их суммарная лекционная нагрузка достигает 170 000 часов. Объём средств, централизованно направленных на модернизацию приборного парка научных институтов ДВО РАН за период 2008 - 2012 гг., превысил 3 млрд. руб. Для сотрудников академических институтов, учёных и специалистов университетов и отраслевых институтов региона создано 18 центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием. Успешно функционирует корпоративная телекоммуникационная сеть ДВО РАН, обеспечивающая доступ к информационным и вычислительным ресурсам 100% научных сотрудников и связанная с локальными сетями ведущих университетов Дальнего Востока (Выступление на Общем собрании РАН председателя ДВО РАН ак. В.И. Серги-енко 9 сентября 2013 г. // ТА ДВО РАН. НОУ).

Все эти результаты стали возможными благодаря своевременным и рациональным управленческим решениям Президиумов РАН, ДВО РАН, при активном участии научных коллективов, при консолидации финансовых и материальных ресурсов (бюджетных и внебюджетных) на научных направлениях, способствующих комплексному и сбалансированному развитию науки в Дальневосточном регионе, причём без поддержки Министерства образования и науки. Неоднократные обращения о необходимости расширения объёмов строительства, капитального ремонта зданий и сооружений, модернизации судов научно-исследовательского флота ДВО РАН, к сожалению, оставались без внимания. Кроме того, в структуре расходов научных институтов фонд оплаты труда постоянно растёт и сегодня достигает 72-75%. Таким образом, в настоящее время имеет место медленный, но уверенный возврат к ситуации начала 1990-х гг., когда государственное финансирование поступало только на зарплату, а средств на научные исследования не было. В условиях начавшейся реализации принятого в конце 2013 г. постановления правительства о реформе Российской академии наук и передаче функций управления её имуществом Федеральному агентству научных объединений (ФАНО), осуществление совместных с вузами научных программ и планов дальнейшей интеграции находится под большим вопросом, что, по мнению ряда отечественных и зарубежных специалистов, несомненно, нанесёт значительный ущерб развитию регионального научно-образовательного комплекса [3], (Выступление на Общем собрании РАН председателя ДВО РАН ак. В.И. Сергиенко // ТА ДВО РАН. НОУ). Согласно прогнозам, в результате реформы РАН и ДВО РАН теряют функции управления своим имуществом и по произволу чиновников от науки могут лишиться телекоммуникационной сети, 17 центров коллективного пользования, создающих основу высокой компетенции сотрудников по ряду приоритетных направлений развития науки; отработанной системы организации и проведения междисциплинарных научно-исследовательских и инновационных конкурсных проектов, междисциплинарных морских экспедиций (стоимостью около 300 млн. руб. централизованных средств ежегодно); налаженной системы интеграционных междисциплинарных научно-исследовательских проектов с УРО РАН, СО РАН, РАМН и РАСХН; системы поддержки базовых кафедр и программ интеграции академической и вузовской науки; отработанной системы поддержки (софинансирование) программ международных конкурсных проектов (с CRDF, CNRS, VANT, KAST, с университетами Японии, Тайваня); единой и сбалансированной стратегии развития академического сектора науки в быстро развивающемся регионе,

составляющем одну четвёртую часть территории России (Выступление на Общем собрании РАН председателя ДВО РАН ак. В.И. Сергиенко // ТА ДВО РАН. НОУ). Экспертами предсказано и повторение негативной ситуации в науке в начале 1990-х гг., т.е. массовый отток (что оппоненты называют академической мобильностью) молодёжи. Всем государствам нужны образованные и профессионально подготовленные молодые люди. Сегодня ряд талантливых молодых кандидатов наук ДВО РАН уже имеет конкретные предложения для работы по контракту за рубежом: в университетах Японии, Тайваня, КНР, США. Таким образом, имеющийся реально и спланированный искусственно правительственной реформой российской науки демографический провал Дальневосточное региональное отделение едва ли переживёт (Выступление на Общем собрании РАН председателя ДВО РАН ак. В.И. Сергиенко // ТА ДВО РАН. НОУ). Это наводит на мысль, что поэтапное проведение реформ науки и образования в России с 1992 г. (без учёта мнения и широкого обсуждения научно-образовательным сообществом) ставит своей целью перевод отечественной науки в университеты, как это принято в Европе и США. Однако это вряд ли осуществимо в российских условиях, когда вузовские преподаватели, как показывает практика, особенно на периферии, традиционно имеют высокие учебные нагрузки (до 1000 и более часов в год), что не оставляет времени для проведения фундаментальных научных исследований.

Анализ «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» свидетельствует об острой потребности в кадрах с высшим образованием в областях: рационального природопользования, технологий добычи и переработки биологических ресурсов на суше и на море, биологии и экологии, нефте-и газопереработки, машиноведения, аэрокосмической отрасли, нефтехимии, агрохимии, лесоводства и лесопереработки, морской геологии и геофизики, современных коммуникационных и медицинских технологий, разработки новых технических средств освоения океана, международных отношений, межкультурных коммуникаций (Решение Президиума ДВО РАН и Совета ректоров вузов ДФО по итогам совместного заседания ...5 декабря 2012 г. // ТА ДВО РАН. НОУ).

По мнению председателя Совета ректоров вузов Дальнего Востока д.т.н., проф. С.Н. Иванченко, сложной проблемой является проблема закрепления в регионе молодых и талантливых специалистов для сферы науки и наукоёмких технологий. Она не может быть решена без программно-целевого подхода к обеспечению молодых специалистов доступным жильём, что могло бы остановить продолжающийся отток населения из Дальневосточного региона, включая наиболее талантливую, социально и творчески активную молодёжь. Кроме того, в ближайшей перспективе необходима реализация поддерживающей системы обучения в форме постоянно функционирующих программ корпоративного тренинга в университетах региона. От устоявшейся, традиционной концепции подготовки специалистов «образование на все времена» в настоящее время требуется переход к «концепции непрерывного образования». Созданное Министерство РФ по развитию Дальнего Востока призвано содействовать реализации приоритетных инвестиционных, научно-технических, технологических и образовательных проектов, в том числе путём формирования пакета целевых заказов, адресованного научно-образовательному комплексу региона, на подготовку высококвалифицированных кадров, разработку конкурентоспособной наукоёмкой продукции и инновационных технологий (Решение Президиума ДВО РАН и Совета ректоров вузов ДФО по итогам совместного заседания .5 декабря 2012 г. // ТА ДВО РАН. НОУ).

Таким образом, в числе приоритетных направлений развития научно-образовательного комплекса в целом и высшего образования в частности в контексте реализации «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», по мнению представителей Президиума ДВО РАН и Совета ректоров вузов ДФО, в ближайшее время потребуется выполнить следующие мероприятия:

— привести социально-профессиональную структуру подготовки специалистов в соответствие с потребностями приоритетных и перспективных отраслей экономики;

— в целях проведения технологической модернизации экономики региона интенсифицировать подготовку специалистов для науки и инновационной экономики с ориентацией на высокие технологии в нефтегазовой, аэрокосмической областях, машиностроении и других новых отраслях реального производства;

— обеспечить дальнейшее развитие интеграции академических институтов и вузов региона в форме новых структур: базовых кафедр, лабораторий, учебно-научных центров, интеграционных научных исследований, грантовой политики, издательской деятельности;

— научно-образовательным интеграционным структурам ДВО РАН и вузов региона сконцентрировать усилия на разработку, внедрение и реализацию образовательных программ, нацеленных на развитие у студентов навыков проектной, инженерной деятельности, постановки и решения инновационных задач.

С учётом развития глобализационных процессов в АТР назрела необходимость создания международных научных, научно-образовательных и научно-производственных структур для продвижения наукоёмкой продукции региона на мировой рынок. По мнению научно-образовательного сообщества региона, результатом тесного взаимодействия Совета ректоров вузов ДФО, ДВО РАН, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, полномочного представителя президента РФ в ДФО может и должно стать реальное научное и кадровое сопровождение государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.», а также совместная работа на постоянной основе по формированию пакета целевых госзаказов на разработку и внедрение институтами ДВО РАН и вузами региона наукоёмких технологий и инновационной продукции (Решение Президиума ДВО РАН и Совета ректоров вузов ДФО по итогам совместного заседания . 5

декабря 2012 г. // ТА ДВО РАН. НОУ).

Литература

1. В ГД требуют от Ливанова открытого обсуждения ситуации вокруг вузов // [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20121220/915667528.html (дата обращения: 22. 12. 2012 г.).

2. Галлямова Л.И., Макаренко В.Г. Учёба и наука - рука об руку // Дальневосточный учёный. 2012. № 13 (1455). 11 июля.

3. Депутат: Академией наук должны управлять ученые // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt.ru/video/2014/02/07/1230803.html (дата обращения: 2.03.2014 г.).

4. Исторические проблемы социально-политической безопасности Российского Дальнего Востока (вторая половина ХХ — начало XXI в.). В 2-х кн. Владивосток: ИИАЭ ДАО РАН, 2014.

5. Кривелевич М.Е. Финансовые риски для Дальнего Востока России в постиндустриальном мире // У карты Тихого океана. / Редкол.: В.Л. Ларин, А.П. Герасименко и др. Информ. — аналит. бюлл. 2012. № 26 (224). Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2012. 46 с.

6. Ларин В.Л. Основные проблемы в Восточной Азии в начале XXI века (доклад на заседании Президиума ДВО РАН 30 сент. 2005 г.). Владивосток: Дальнаука. 2006. 24 с.

7. Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы XX - начало XXI века). М.: Восток-Запад, 2005. 390 с.

8. Ларин В.Л. Тихоокеанская Россия в контексте внешней политики и международных отношений в АТР в начале XXI века: избранные статьи и доклады. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2011. 216 с.

9. Ларин В.Л., Ларина Л.Л. Окружающий мир глазами дальневосточников. Эволюция взглядов и представлений на рубеже XX — XXI веков. Владивосток: Дальнаука, 2011. 312 с.

10. Синтез научно-технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия 2050 / под ред. ак. П.А. Минакира, ак. В.И. Сергиенко; Рос. акад. наук: Дальневосточное отделение.; Инс.-т эконом. исследований. Владивосток: Дальнаука, 2011. 912 с.

11. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утверждена правительством РФ 28 декабря 2009 г. № 2094р // [Электронный ресурс]. URL: http://www. minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/346/ (дата обращения: 31.05. 2013 г.).

12. Тихоокеанская Россия—2030: сценарное прогнозирование регионального развития / под ред.П.А. Минакира.; Рос. акад. наук; Дальневост. отд.-ние; Инс.-т экон. иссл.-ний. Xабаровск: ДВО РАН, 2018. 560 с.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. V GD trebuyut ot Livanova otkrytogo obsuzhdeniya situatsii vokrug vuzov // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://ria.ru/society/20121220/915667528.html (data obrashheniya: 22. 12. 2012 g.).

2. Gallyamova L.I., Makarenko V.G. Uchyoba i nauka — ruka ob ruku // Dal'nevostochnyj uchyonyj. 2012. № 13 (1455). 11 iyulya.

3. Deputat: Аkademiej nauk dolzhny upravlyat' uchenye // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.rosbalt.ru/video/2014/02/07/1230803.html (data obrashheniya: 2.03.2014 g.).

4. Istoricheskie problemy sotsial'no-politicheskoj bezopasnosti Rossijskogo Dal'nego Vostoka (vtoraya polovina KHKH — nachalo KHKHI v.). V 2-kh kn. Vladivostok: ПАЕН DАO RАN, 2014.

5. Krivelevich M.E. Finansovye riski dlya Dal'nego Vostoka Rossii v postindustrial'nom mire // U karty Tikhogo okeana. / Redkol.: V.L. Larin, А.Р. Gerasimenko i dr. Inform. — analit. byull. 2012. № 26 (224). Vladivostok: ПАЕН DVO RАN, 2012. 46 s.

6. Larin V.L. Osnovnye problemy v Vostochnoj Аzii v nachale KHKHI veka (doklad na zasedanii Prezidiuma DVO RАN 30 sent. 2005 g.). Vladivostok: Dal'nauka. 2006. 24 s.

7. Larin V.L. Rossijsko-kitajskie otnosheniya v regional'nykh izmereniyakh (80-e gody KHKH — nachalo KHKHI veka). M.: Vostok-Zapad, 2005. 390 s.

8. Larin V.L. Tikhookeanskaya Rossiya v kontekste vneshnej politiki i mezhdunarodnykh otnoshenij v АTR v nachale KHKHI veka: izbrannye stat'i i doklady. Vladivostok: IIÄEH DVO RАN, 2011. 216 s.

9. Larin V.L., Larina L.L. Okruzhayushhij mir glazami dal'nevostochnikov. EHvolyutsiya vzglyadov i predstavlenij na rubezhe KHKH — KHKHI vekov. Vladivostok: Dal'nauka, 2011. 312 s.

10. Sintez nauchno-tekhnicheskikh i ehkonomicheskikh prognozov: Tikhookeanskaya Rossiya 2050 / pod red. ak. P.A. Minakira, ak. V.I. Sergienko; Ros. akad. nauk: Dal'nevostochnoe otdelenie.; Ins.-t ehkonom. issledovanij. Vladivostok: Dal'nauka, 2011. 912 s.

11. Strategiya sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona na period do 2025 goda, utverzhdena pravitel'stvom RF 28 dekabrya 2009 g. № 2094r // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.minregion. ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/346/ (data obrashheniya: 31.05. 2013 g.).

12. Tikhookeanskaya Rossiya — 2030: stsenarnoe prognozirovanie regional'nogo razvitiya / pod red.P.A. Minakira.; Ros. akad. nauk; Dal'nevost. otd.-nie; Ins.-t ehkon. issl.-nij. KHabarovsk: DVO RAN, 2018. 560 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.