НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 378 (571/6)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ*
Людмила Ивановна ГАЛЛЯМОВА,
доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по науке Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток. E-mail: [email protected]
Василий Геннадьевич MAKAPEHKO,
кандидат исторических наук, учёный секретарь Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, г. Владивосток. E-mail: [email protected]
Исследованы современные проблемы и перспективы взаимодействия высшей школы и академической науки в сфере подготовки специалистов на Дальнем Востоке России.
Ключевые слова: взаимодействие, академическая наука, подготовка кадров, Дальний Восток России.
Interaction of higher education and academic research in the field of personal training in the Far East of Russia: present and prospects L.I. Galliamova, Doctor of Historical Sciences, professor V. G. Makarenko, Candidate of Historical Sciences.
Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok.
There explored current problems and prospects of cooperation of higher education and academic research in the field of personal training in the Far East of Russia.
Key words: interaction, academic science, personal training, Russian Far East.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Президиума ДВО РАН, грант 09-111-А-11-557; грант ОИФН РАН № 09-1-ОИФН-02.
В современных условиях формирование интеллектуального потенциала страны, построение конкурентной и динамичной экономики, основанной на прочных глубоких знаниях, является главной задачей системы образования в Российской Федерации. Произошло осознание того, что экономические успехи государства определяются системой образования, уровнем образованности граждан, что наиболее эффективным фактором производства является «человеческий капитал». Образование не только решает задачу формирования интеллекта и воли нации, но и напрямую связано с проблемами государственного строительства, обеспечения обороноспособности, экономических преобразований и промышленного развития, здоровья нации и т.д.
Не менее важна роль системы образования в комплексном развитии конкретных российских регионов и региональных экономических систем. Российский Дальний Восток целым рядом решений президента и правительства РФ является регионом, которому должно быть обеспечено ускоренное социально-экономическое и культурное развитие и интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Среди мер поддержки — осуществление федеральной целевой программы (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.»; подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», программы «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. в Дальневосточном федеральном округе» и др.; запланированное проведение форума АТЭС в г. Владивостоке в 2012 г., а также создание на о-ве Русском Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и реализация намеченной перспективной программы его развития и сотрудничества с вузами региона и Дальневосточным отделением РАН [1, с. 1; 2, с. 5; 3].
Вместо «сырьевого придатка», каким долгое время являлся Дальний Восток согласно долгосрочной государственной комплексной программе «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» должен быть сформирован промышленно развитый район, созданный на основе модернизации экономики, внедрения в производство достижений науки, новейших технологий, развития жилищного строительства и высокого уровня социально-бытовой инфраструктуры, что должно привлечь переселенцев и закрепить население в регионе.
Реализация данных задач невозможна без значительного количества профессионально подготовленных, высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. В связи с этим большое значение приобретает дальнейшее реформирование системы высшего образования РФ, которое предполагает на новом современном этапе, начинаяс 2010 г., создание инновационного ядра высшей школы из восьми федеральных и 29 национальных научно-исследовательских университетов. При этом на правительственном уровне подчёркивается, что эффективное развитие высшего образования немыслимо без активного взаимодействия, сотрудничества и интеграции с фундаментальной и прикладной академической наукой [4, с. 3]. Так, выступая на общем собрании Российской академии наук 29 мая 2008 г. председатель правительства РФ В.В. Путин подчеркнул необходимость участия РАН в образовательной деятельности высшей школы; отметил, что недавно
созданные федеральные университеты как научно-образовательные центры, ориентирующиеся на мировой уровень, должны обязательно использовать возможности работы студентов на материальной базе академической науки.
Об эффективности этого направления свидетельствует имеющийся исторический опыт сотрудничества вузов и академических учреждений России, Сибири и Дальнего Востока [5, с. 6]. Анализ этого опыта показывает, что одной из наиболее перспективных форм сотрудничества академической науки и высшего образования в сфере подготовки специалистов является созданная около 50 лет назад в Новосибирском академгородке система их взаимодействия (интеграции). Суть её в том, что большинство преподавателей Новосибирского госуниверситета (НГУ) являются сотрудниками академических институтов Новосибирского научного центра (ННЦ). Они читают как специальные, так и общие курсы для студентов, руководят курсовыми и дипломными работами, ведут подготовку аспирантов и в итоге обеспечивают устройство лучших выпускников на работу в академические институты или в вузы г. Новосибирска.
Высокие результаты используемой в Новосибирском научном центре системы интеграции с высшей школой широко известны как в нашей стране, так и за рубежом. Эта система получила распространение и на Дальнем Востоке. Так, большое внимание подготовке специалистов для промышленности и науки Дальнего Востока уделял д.г.-м.н. Н.А. Шило (с 1960 г. — директор-организатор Северо-Восточного комплексного НИИ СО АН СССР, с 1970 г.— академик, зам. председателя Президиума ДВНЦ АН СССР; с 1977 г. — председатель Президиума ДВНЦ АН СССР). С 1978 по 1985 г.
Н.А. Шило руководил базовой кафедрой автоматизации научных исследований МФТИ (г. Москва), выпускники которой пополняли академические институты Дальнего Востока [9, с. 1].
С начала 1960-х гг. в вузах г. Хабаровска вели преподавательскую работу высококвалифицированные специалисты — доктора и кандидаты наук, учёные ДВФ СО АН СССР (впоследствии ДВНЦ АН СССР): член-кор. АН СССР А. С. Хоментовский; в 1963—1970-е гг.— учёные Хабаровского КНИИ — А.А. Бабурин, А.Е. Петров, к. с.-х.н. (с 1974 г. д.б.н.) А.М. Ивлев, Ю.С. Прозоров, к.б.н. В.В. Чаков, Е.А. Чулков, В.К. Вальцев, П.В. Ивашов, Д.С. Вишневский, В.А. Булгаков, Л.Л. Рыбаковский, Л.А. Встовский и др.; в 1971—1976 гг. — академик Ю.А. Косыгин; д.э.н. (с 1972 г. — член-кор. АН СССР) П.Г. Бунич, д.т.н. М.Н. Бабушкин; в 1980— 1990-е г. — сотрудники ИВЭПа — член-кор. АН СССР И.П. Дружинин (с 1994 г. — академик), к.б.н. Б.А. Воронов (с 2000 г.—д.б.н, с 2006 г. — член-кор. РАН); в 2000-е гг. активно преподавали в вузах д.б.н. Тен Хак Мун, д.г.-м.н., проф. П.В. Ивашов, д.б.н., проф. С.Д. Шлотгауэр, д.г.-м.н., проф. Н.В. Болдовский, к.г.н. В.И. Ким, к.б.н. З.Г. Мирзеханова, к.б.н. М.А. Климин, д.б.н. Л.М. Кондратьева, к.б.н. Д.К. Куренщиков, д.б.н. Н.А.Рябинин, С.Е. Сиротский и др.[10, с. 6—7].
После создания Хабаровского научного центра (по инициативе академика РАН И.П. Дружинина, директора Института водных и экологических проблем ДВО РАН) с 1991 г. активизировалась преподавательская деятельность дальневосточных учёных в вузах гг. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Профессор И.П. Дружинин заведовал кафедрами в Хабаровском техническом
университете и Институте народного хозяйства [14, с. 8]. С 1963 г.вДВГУ преподаёт выпускник Уральского университета Ю.Н. Журавлёв, ныне академик, директор Биолого-почвенного института ДВО РАН [12, с. 1—3].
В 1978 г. специалист в области акустики океана, гидрофизики и механики волновых процессов д.ф.-м. наук В.А. Акуличев, работавший в Акустическом институте в Москве, был приглашён в Тихоокеанский океанологический институт ДВНЦ АН СССР на должность заместителя директора по науке. В 1990 г. стал членом-корреспондентом РАН, в 2000 г. — академиком; с 1995 г. — директором ТОИ ДВО РАН. Под его руководством в конце 1970-х —2000-е гг. окрепли научно-образовательные связи с вузами региона. Он организатор и научный руководитель проекта «Учебно-научный центр (УНЦ) «Исследование ресурсов и мониторинга Тихого океана» по программе «Интеграция», который объединил ряд институтов ДВО РАН и вузов г. Владивостока. В результате «молодёжной» политики В.А. Акули-чева в 2009 г. из 287 сотрудников ТОИ 135 — это молодые учёные и специалисты до 35 лет, среди них есть лауреаты премии президента РФ, лауреаты именных стипендий (им. В.И. Вернадского, академика В.И. Ильичёва), лауреаты Фонда поддержки отечественной науки, стипендиаты Американского акустического общества. Академик В.А. Акуличев создал на Дальнем Востоке научную школу по акустике океана и гидрофизике. Среди его учеников 6 докторов и 18 кандидатов наук. При его активном участии в 1990-е гг. в ДВГУ создана кафедра гидрофизики, которой он руководит все эти годы. Выпускники кафедры пополняют ряды научных сотрудников ТОИ [ 11, с. 1 ].
Ныне в Приморском научном центре ДВО РАН все 13 институтов осуществляют тесное сотрудничество с вузами Дальнего Востока на основе долгосрочных договоров. Среди основных форм такого сотрудничества — базовые кафедры и филиалы кафедр, на которых ведут преподавание учёные ДВО РАН, научно-образовательные центры, лаборатории, центры коллективного пользования научным оборудованием, научно-общественный координационный центр «Живая вода», дальневосточная экологическая школа-семинар «Человек и биосфера», межведомственный научно-образовательный центр «Растительные ресурсы» (МНОЦ РР), центры научно-производственной практики студентов и аспирантов и др. [27, с. 6—67].
Подобная практика сотрудничества научных учреждений ДВО РАН с вузами сложилась и развивается в других регионах Дальнего Востока — Северо-Восточном, Камчатском, Сахалинском, Амурском [27, с. 102—132].
По данным Президиума ДВО РАН, в целом в 2008 г. 796 сотрудников (из них 621 совместитель и почасовик) 39 академических институтов ДВО РАН преподавали в 47 вузах и их филиалах ДВФО на 69 базовых кафедрах (наибольшее количество кафедр в ДВГУ—24, в ДВГТУ — 13, в пяти вузах по две, в 14 — по одной и в 24 вузах базовых кафедр нет). Выполнено 17 0199 часов учебной нагрузки, совместно с вузовскими преподавателями издано 36 монографий, 238 статей, 124 учебника (Источник: доклад-презентация академика А.В. Адрианова на заседании Президиума ДВО РАН 14.02.2010).
Таким образом, опыт сотрудничества и взаимодействия академической науки и высшей школы в области подготовки кадров с высшим образовани-
ем получил распространение в стране не только в 1960— 1980-е гг., но и широко использовался в последующие, в том числе в период осуществления рыночных реформ. Появились и новые формы сотрудничества: например, студенты ДВГУ в 2000-е гг. проходили учебные практики в академических институтах ДВНЦ АН СССР—ДВО РАН, участвовали в организуемых ими научных экспедициях (например, в Тихоокеанском океанологическом институте, Тихоокеанском институте биоорганической химии, Институте проблем морских технологий, Институте биологии моря им. А.В. Жирмунского, Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН и др.) [7, с. 5; 8, с. 6].
Принимая во внимание сложившийся опыт интеграции дальневосточных вузов и академических учреждений ДВО РАН, постоянное представительство Республики Саха (Якутия) в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) к 2000 г. разработало систему содействия подготовке высококвалифицированных кадров на базе соглашений с вузами и академическими учреждениями Дальнего Востока и стран АТР по 220 специальностям. В настоящее время в вузах ДВФО ежегодно обучаются около 800 студентов и аспирантов из Якутии, им оказывается поддержка в организации учёбы, быта, общественной жизни [6, с. 18].Учёные Института морской геологии и геофизики ДВО РАН преподают в Сахалинском государственном университете, готовят педагогов для школ области и специалистов для дальневосточной науки [13, с. 2].
На Дальнем Востоке начаты исследования в области нанотехнологий в физике, химии, биологии, геологии в ДВО РАН и в университетах Дальневосточного федерального округа, в том числе и в ДВГУ, известными учёными — членами-корреспондентами В.Г. Лифшицем и Ю.Н. Куль-чиным (ИАПУ ДВО РАН), создавшими в регионе свои научные школы. С 1993 г. стал проводиться международный симпозиум «Наноструктуры: физика и технологии». В июле 2008 г. во Владивостоке в течение четырёх дней работал такой 16-й симпозиум, организованный известными физиками Ж.И. Алфёровым, Л. Есаки (Япония) с учётом того, что в 2012 г. будет проводиться форум АТЭС. В работе 16-го симпозиума приняли участие учёные из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Новосибирска, США, Японии, Швеции, КНР и др. [15, с. 1, 3].
Одно из перспективных направлений деятельности вузов Дальнего Востока — формирующаяся практика их успешного сотрудничества с представителями бизнеса и предпринимателями. Так, президент холдинга «Транзит ДВ» И.А. Польченко, являясь членом попечительского совета Института нефти и газа при Дальневосточном государственном техническом университете (ДВГТУ), обеспечивает проведение производственной практики и стажировок студентов на предприятиях компании [16, с. 11].
В то же время существует ряд объективных причин, снижающих эффективность сотрудничества академической науки и системы высшего образования в сфере подготовки специалистов на Дальнем Востоке. Это низкий уровень знаний у выпускников общеобразовательных школ, потенциальных будущих студентов, особенно в области физико-математических и естественных дисциплин; низкий уровень зарплаты в НИИ и вузах у молодых
сотрудников; низкий размер стипендий у аспирантов (1500—1800 руб.), отсутствие рабочих мест (после проведения пилотного проекта в научных учреждениях Российской академии наук штаты сокращены на 20%) [18, с. 3,
7 и др.], в том числе в НИИ для талантливых выпускников и выпускников аспирантуры [19, с. 3].
Новым шагом в развитии образования на Дальнем Востоке является реализация проекта по созданию Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и его сотрудничества с вузами региона и Дальневосточным отделением РАН [1, с. 1; 2, с. 5; 3]. Данный проект разработан в соответствии с указом № 1172 президента РФ Д.А. Медведева «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» от 21 октября 2009 г., а также в связи с осуществлением программы интеграции вузов и учреждений РАН. Практическим итогом стало начавшееся строительство в г. Владивостоке на о-ве Русском Тихоокеанского научно-образовательного центра (ТНОЦ). В его состав вошёл Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), созданный в конце 2009 г. на базе четырёх вузов — Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), Тихоокеанского государственного экономического университета (ТОГЭУ), Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ) и научный парк Российской академии наук (НП РАН) в составе группы институтов ДВО РАН. Большие перспективы обусловлены и тем, что со временем планируется превратить ДВФУ в мировой научно-образовательный центр, в котором будет осуществляться не только подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для Дальнего Востока и Забайкалья, но и для ближнего зарубежья и стран Азии.
Стратегическая цель создания ДВФУ—формирование университета мирового уровня (при активном участии ДВО РАН), способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России и Дальневосточного федерального округа, на повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий [20].
Ректором ДВФУ назначен опытный руководитель, заместитель министра науки и образования РФ, д.т.н., профессор В.В. Миклушевский, который собрал команду из ведущих учёных России и Дальнего Востока для окончательной доработки концепции и новой структуры университета к 1 декабря 2010 г. Представляется, что новому вузу законодательно будет предоставлена автономия (по европейскому образцу), и тогда он самостоятельно сможет разрабатывать образовательные программы (или покупать их за рубежом) и стандарты, определять и изменять организационную структуру, иметь определённую финансовую самостоятельность. Таким образом, можно вести речь о начале нового этапа в развитии высшего образования (на основе тесного взаимодействия с академическими институтами) в России и на Дальнем Востоке.
Анализ данных табл. 1 свидетельствует о наличии значительного научнообразовательного потенциала в ДВГУ в 2008 г.; на его базе намечено развитие потенциала ДВФУ (при содействии ДВО РАН), дальнейший рост показате-
Таблица 1
Текущие показатели ДВГУ в 2008 г. и планируемые к 2015 г. показатели Дальневосточного федерального университета (абс. число)
Название индикатора Показатели ДВГУ Показатели ДВФУ
2008 2015
Общее количество образовательных программ 627 900 1,4
Количество специальностей 5-летнего высшего профессионального образования 90 130 1,4
Количество программ бакалавриата 49 60 1,2
Количество программ магистратуры 14 46 3,2
Количество программ аспирантуры и докторантуры 64 94 1,4
Количество институтов (факультетов) 28 (47) 40 (60) 1,4 (1,2)
Количество научно-образовательных центров 7 12 1,7
Количество студентов всех форм обучения 41 000 70 000 1,7
Количество студентов по программам высшего профессионального образования 24 000 50 000 2,0
Количество иностранных студентов 800 5 000 6,2
Количество аспирантов 500 1 000 2,0
Общее количество сотрудников 5 000 15 000 3,0
Количество преподавателей 5 515 6 000 1,0
Количество кандидатов и докторов наук 1 058 — —
Доля опубликованных статей с индексом цити-руемости среди всех вузов региона, % 64 70 1,0
Источник: Тек. архив ДВО РАН. Научно-организационное управление «Интеграция науки и образования в ДВФО»: Доклад-презентация академика А. В. Адрианова на заседании Президиума ДВО РАН 14 февр. 2010 г. (Рост потенциала подсчитан авторами).
лей к 2015 г.: программ магистратуры в 3,2 раза, аспирантуры и докторантуры—в 1,4; количества студентов всех форм обучения —в 1,7 раза, студентов по программам высшего профессионального образования — в 2 раза; количества сотрудников — в 3 раза; количества иностранных студентов — в 6,2 раза (до 5 000 чел.).
В перспективе предполагается целенаправленное осуществление программы интеграции ДВФУ в международное образовательное пространство АТР, а также экспорт образовательных услуг в рамках деятельности созданного Центра международного образования, объединяющего программы обучения иностранных граждан от подготовительного уровня и бакалавриата до магистратуры и аспирантуры.
Реализация проекта ТНОЦ предполагает дальнейшее тесное сотрудничество (интеграцию) кадровых, научных и материальных ресурсов ДВГУ и ДВО РАН. Концепция совместной работы ТНОЦ и соответственно ДВФУ базируется на более широком использовании научного потенциала ДВО РАН в следующих формах: проведение лекций, семинаров, конференций, учебных и производственных практик студентов в рамках ведущих
научно-педагогических школ России, возглавляемых дальневосточными учёными; на научных стационарах и в лабораториях ДВО РАН; осуществление руководства научной работой студентов, курсовыми и дипломными квалификационными работами, аспирантами и докторантами вузов, соискателями вузов через систему специализированных докторских советов ДВО РАН; активное использование интеграционных структур с вузами (научно-образовательные центры, лаборатории, базовые кафедры, учебно-научные и инновационно-технологические центры, возглавляемые ведущими учёными ДВО РАН); использование новейшего научного оборудования в рамках системы Центров коллективного пользования ДВО РАН; создание «адаптационной среды» для молодых специалистов в области высокотехнологичного производства; использование научного флота ДВО РАН; профориентационная работа с молодёжью [21; 24].
Общее количество вузов в Дальневосточном регионе за 1991—2008 гг. увеличилось в 1,4 раза. В 2009 г. на Дальнем Востоке функционировало 39 государственных высших учебных заведений и 22 негосударственных, более 20 филиалов ведущих вузов страны, организовано обучение по 300 специальностям (в Российской Федерации по 460), подготовка бакалавров и магистров по 70 направлениям (в Российской Федерации по 95).
Программа интеграции академической науки и высшей школы на перспективу до 2015 г. разработана на основе использования предшествующего практического опыта сотрудничества с ДВО РАН, научно-образовательный потенциал которого весьма высок. В его составе насчитывается 34 научные организации. Общая численность сотрудников на 01.01.2009 г. — 6493 чел., в том числе научных сотрудников —2361 чел., из них докторов наук — 371, кандидатов наук — 1157, кроме того, на начало 2009 г. в ДВО РАН имелось 13 академиков и 24 члена-корреспондента РАН. Действовала аспирантура по 90 специальностям (разрешённый предел численности очных аспирантов — 749). Работает 21 докторский совет по 44 специальностям. Только в 2008 г. сотрудниками ДВО РАН опубликовано 212 книг, 192 учебных и научных сборников, пособий, учебников и монографий, 2620 научных статей, из которых 1772 — по перечням WoS и ВАК [24].
В свою очередь ДВГУ — основной поставщик научных кадров для ДВО РАН: более 35% учёных Дальнего Востока и более 50% учёных Приморского края — выпускники ДВГУ. Средний процент выпускников ДВГУ, получивших в 2009 г. дипломы с отличием, — 20%, в т.ч. 17% по естествен -но-научным и 21% по гуманитарным специальностям. Более 70% золотых и 50% серебряных медалистов Приморского края стали студентами ДВГУ. Кроме того, с 1991 по 2009 г. более 6000 иностранных студентов, стажёров и аспирантов получили российское образование на базе ДВГУ [20].
Помимо базовых кафедр в ДВГУ при участии Дальневосточного отделения РАН созданы крупные учебные подразделения, возглавляемые руководителями академических институтов.
- Академия экологии морской биологии и биотехнологии ДВГУ в составе четырёх отделений в ранге деканатов: биологии, экологии, биохимии и биотехнологии, почвоведения (при участии ИБМ ДВО РАН; БПИ ДВО РАН);
- Институт математики и компьютерных наук ДВГУ (при участии ИПМ ДВО РАН);
- Геологический факультет ИФИТ ДВГУ (при участии ДВГИ ДВО РАН);
- Отделение биоорганической химии и биотехнологии ИХПЭ ДВГУ (при участии ТИБОХ ДВО РАН) [20].
Кроме того, в рамках интеграционного сотрудничества Дальневосточным университетом совместно с ДВО РАН созданы и функционирующие при участии институтов ДВО РАН:
- Институт математики и компьютерных наук;
- Институт окружающей среды;
- Институт русского языка и литературы;
- Отделение биоорганической химии и биотехнологии;
- Физико-технический факультет;
- Международная кафедра ЮНЕСКО;
- НОЦ «Морская биота»; «Информационные технологии и оптоэлектроника»; «Нанофизика и нанотехнологии»; «Физика земли»; «Медицинская физика»;
- НПОЦ «Спутниковые геодезические технологии»; ИТЦ «Мировой оке ан»;
- УНЦ «Физических методов исследования окружающей среды»;
- НОЦ по экономике;
- МИОН — межрегиональный институт общественных наук;
- Компьютерный центр с суперкомпьютерным кластером [21; 24].
Подготовка кадров высшей квалификации — докторов и кандидатов наук в ДВО РАН в 2008 г. осуществлялась через докторантуру и аспирантуру. В институтах ДВО РАН на начало 2008 г. обучались 440 аспирантов, из которых 339 — по очной форме обучения. На начало 2009 г. их было уже 413, из них 295 аспирантов по очной форме обучения. В 2008 г. 21 докторский совет обеспечивал защиты по 44 специальностям, было защищено 11 докторских и 85 кандидатских диссертаций [21].
В аспирантуре ДВГУ в 2008 г. обучались на бюджетной основе 317 аспирантов, из которых 192 чел. по очной форме обучения (с учётом внебюджетных аспирантов — всего 425 чел.). Аспирантура открыта по 63 специальностям, для 27 из которых основное место защиты — учреждения ДВО РАН. В ДВГУ в 2008 г. работали семь докторских и один кандидатский совет по 16 специальностям [20].
Однако аспирантура в РФ в настоящее время работает неэффективно, так как в ней слабо представлен образовательный компонент, поэтому немногие аспиранты защищают диссертации в установленные сроки. Выход из сложившегося положения в Санкт-Петербургском отделении РАН нашли в создании Академического университета, где известные учёные целенаправленно работают с аспирантами. В г. Владивостоке подобной структурой стали совместные научно-образовательные комплексы и центры ДВО РАН — ДВГУ, базовые кафедры в вузах города [22, с. 2; 24].
В рамках проекта «Национальный рейтинг российских вузов», поддержанного Министерством образования и науки РФ, разработана независимая система оценки и формирования рейтингов вузов. Вузы оцениваются
по результатам образовательной, научно-исследовательской и международной деятельности. Принимается во внимание также их возраст, успешность карьеры выпускников. В соответствии с данными критериями ДВГУ вошёл в первую «десятку» лучших российских университетов, набрав 51 балл (для сравнения — МГУ им. М.В. Ломоносова имеет 100 баллов, Санкт-Петербургский государственный университет — 68; Новосибирский государственный университет — 55 баллов; Томский государственный университет — 54, Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина — 49 баллов) [20].
Таблица 2
Финансирование программных мероприятий по созданию ДВФУ на 2009 г., млн. руб.
Перечень программных мероприятий Бюджетные средства Внебюджетные средства Всего
Модернизация учебного процесса 8,5 97,6 106,1
Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности 212,0 45,4 257,4
Интеграция в международное образовательное пространство. Экспорт образовательных услуг 2,5 24,0 26,5
Развитие кадрового потенциала 3,0 18,1 21,1
Укрепление материально-технической базы 35,0 189,5 224,5
Создание ресурсного информационного центра 8,0 5,4 13,4
Модернизация структуры университета и системы управления 5,0 2,8 7,8
Всего 274,0 382,8 656,8
Источник: Тек. архив ДВО РАН. Научно-организационное управление. «Концепция создания и развития Дальневосточного федерального университета (новая редакция)»: Доклад-презентация ректора ДВГУ д.ю.н., проф. В. И. Курилова на заседании Президиума ДВО РАН 14 февр. 2010 г. (В столбце «Всего» — подсчитано авторами).
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что значительная часть бюджетного и внебюджетного финансирования предназначена для проведения инновационных научно-исследовательских работ и на укрепление материально-технической базы университета. На интеграцию в международное образовательное пространство и экспорт образовательных услуг предусмотрено выделение 26,5 млн. руб.
Особая миссия Дальневосточного федерального университета состоит в том, чтобы (совместно с ДВО РАН) способствовать сопровождению программы стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья, обеспечению необходимой миграции, натурализации и закреплению активного населения, развитию инновационных производств и высокотехнологического экспорта, повышению качества жизни, укреплению международного влияния России и продвижению российской культуры и русского языка в страны АТР [20].
Таким образом, активное взаимодействие и сотрудничество интегрированного интеллектуального и научно-образовательного потенциала
ДВО РАН, ряда дальневосточных вузов и ДВФУ призвано обеспечить решение стратегических задач политического, социально-экономического и культурного развития дальневосточного и байкальского регионов, что будет способствовать укреплению национальной безопасности, росту авторитета России и её образовательной системы на Дальнем Востоке и в зоне АТР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Парламентская газета на Дальнем Востоке: Информ.-аналит. газета. Владивосток, 2007. № 12 (234).
2. Владивосток. 2006. 25 мая.
3. Владивосток. 2006. 26 мая.
4. Поиск: Еженедельная газета научного сообщества. 2010. 17 сент.
5. Щеголев С. С чем останемся? // Поиск: Еженедельная газета научного сообщества. 2010. 10 сент.
6. Ефремов В. От лица всего народа // Парламентская газета на Дальнем Востоке: Информ.-аналит. газета. 2009. № 2—3, февр.
7. Чаркин А., Космач Д. Море метана в океане льда // Дальневост. учёный. Владивосток, 2009. 13 февр.
8. Корнилова Е. Под покровом таинственности //Дальневост. учёный. Владивосток, 2009. 13 февр.
9. Памяти Николая Алексеевича Шило //Дальневост. учёный, 2008. 25 июня.
10. Ивашов П. Институту водных и экологических проблем ДВО РАН — 40 лет // Дальневост. учёный, 2008. 6 авг.
11. Исследователь, экспериментатор, организатор //Дальневост. учёный. Владивосток, 2009. 2 февр.
12. Корнилова Е. Для службы России большой //Дальневост. учёный. Владивосток, 2009. 13 февр.
13. Крапивина Н. ИМГиГ в 2008 году: итоги и перспективы //Дальневост. учёный. Владивосток, 2009. 13 февр.
14. Ивашов П. Его отличали талант и душевность // Дальневост. учёный. Владивосток, 2009. 13 февр.
15. Дальний Восток — родина высоких технологий //Дальневост. учёный. Владивосток, 2008. 6 авг.
16. Дальневост. учёный. Владивосток, 2008. 14 мая.
17. Заварихина А. Мы — это одна команда, которая делает общее дело // Парламентская газета на Дальнем Востоке: Информ.-аналит. газета. 2009. Февр.
18. Рябченко Н.П. Наука под игом реформаторов. Владивосток: Дальнаука, 2010.
19. Корнилова Е. Где она, точка невозврата? // Дальневост. учёный. Владивосток, 2009. 3 нояб.
20. Текущий архив ДВО РАН (Тек. архив ДВО РАН). Научно-организационное управление. «Концепция создания и развития Дальневосточного федерального университета (новая редакция)»: Доклад-презентация ректора ДВГУ д.ю.н., проф. В. И. Курилова на заседании Президиума ДВО РАН 14 февр. 2010 г.
21. Тек. архив ДВО РАН. Научно-организационное управление. «Интеграция науки и образования в ДВФО»: Доклад-презентация академика А.В. Адрианова на заседании Президиума ДВО РАН 14 февр. 2010 г.
22. Учёным предстоит по-прежнему отстаивать свои права //Дальневост. учёный. Владивосток, 2008. 6 авг.
23. Мысякова Д. С подарками //Поиск: Еженедел. газ. науч. сообщества, 2010.17 сент.
24. Формы взаимодействия организаций Дальневосточного отделения РАН и вузов: справочник / сост. И.В. Серга. Владивосток: Дальнаука, 2009. 132 с.