Научная статья на тему 'Высшее образование как фактор развития Дальнего Востока: рыночные реформы и новые возможности (1991–2013 гг. )'

Высшее образование как фактор развития Дальнего Востока: рыночные реформы и новые возможности (1991–2013 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ / НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / HIGH EDUCATION / MARKET REFORMS / NEW POSSIBILITIES / THE FAR EAST OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Василий Геннадьевич

Исследован опыт рыночных реформ в системе высшего образования России и Дальнего Востока в 1991–2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко Василий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High education of the Far East of Russia: market reforms and new possibilities (1991–2013)

Experience of economical reforms in the Russian Far East universities during 1991–2012 has been studied.

Текст научной работы на тему «Высшее образование как фактор развития Дальнего Востока: рыночные реформы и новые возможности (1991–2013 гг. )»

Вестник ДВО РАН. 2013. № 4

УДК 378.1/.4(571.6) В.Г. МАКАРЕНКО

Высшее образование

как фактор развития Дальнего Востока:

рыночные реформы

и новые возможности (1991-2013 гг.)

Исследован опыт рыночных реформ в системе высшего образования России и Дальнего Востока в 1991— 2013 гг.

Ключевые слова: высшее образование, рыночные реформы, новые возможности, Дальний Восток России.

High education of the Far East of Russia: market reforms and new possibilities (1991—2013). V.G. MAKA-RENKO (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok).

Experience of economical reforms in the Russian Far East universities during 1991—2012 has been studied.

Key words: high education, market reforms, new possibilities, the Far East of Russia.

Нация, не умеющая правильно пользоваться своим величайшим богатством науки - умственной силой своих работников, страдает и отстает в мировом столь интенсивном в наше время состязании.

В.И. Вернадский

В долгосрочной комплексной программе «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р, предусмотрено дальнейшее хозяйственное освоение территории, учтены современные перспективные тенденции интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, развития ведущих стран мира. Планируется вместо бывшего «сырьевого придатка», каким долгое время являлся Дальний Восток, сформировать в этой зоне промышленно развитый район на основе модернизации экономики, внедрения в производство инновационных достижений науки, новейших технологий, а также создать оптимальный уровень социально-бытовой инфраструктуры с целью привлечения и закрепления населения [8]. В то же время, отмечается в Программе, в настоящее время производительность труда в расчете на одного занятого в экономике Дальнего Востока и Байкальского региона значительно ниже среднероссийской, а также в 4 раза ниже, чем в Японии, в 6 раз - чем в США, в 2,5 раза - чем в Южной Корее, в 5 раз ниже, чем в Австралии [8]. В связи с этим Программа предусматривает ускоренное развитие «человеческого капитала», что должно

МАКАРЕНКО Василий Геннадьевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток). E-mail: vasgen@bk.ru

Статья подготовлена при финансовой поддержке Президиума РАН (грант № 12-1-ПЗЗ-04 «Традиции и инновации в системе высшего образования на Дальнем Востоке в период социальных трансформаций в XX—начале XXI в. в свете историко-культурных ценностей России»).

обеспечить лидирующие позиции в сферах образования за счет постепенного повышения государственных и частных расходов до уровня, сопоставимого с уровнем развитых стран [8]. Таким образом, возрастает роль квалифицированных трудовых ресурсов, и, соответственно, высшей школы региона для решения поставленных в Программе социально-экономических задач.

Целью статьи является оценка современного состояния высшего образования в России и на Дальнем Востоке в результате проведенных в 1991-1913 гг. рыночных реформ. Задачи исследования сводятся к попытке автора, не претендуя на всестороннее освещение заявленной темы, определить перспективы и новые возможности региональной высшей школы в контексте нового «Закона об образовании» (2012), принятой программы социально-экономического развития Дальневосточного региона и Забайкалья до 2025 г. и дальнейшей реализации рыночных реформ в сфере образования в России.

Общеизвестно, что система высшего образования в любом государстве является одним из важнейших социальных институтов, качественным состоянием и результатами деятельности которого определяется уровень развития не только экономики, науки и культуры, но и страны в целом. В современных условиях важнейшей предпосылкой поступательного политического, социально-экономического и культурного развития общества является формирование инновационной экономики, основанной на получении и эффективном использовании новейших научных знаний и технологий. При этом эффективность системы образования определяется не только высокими количественными показателями, но и высоким качеством обучения, умением выпускников учебных заведений быстро адаптироваться в сфере профессиональной деятельности и социальной жизни, найти «свое» место в социально-профессиональной структуре общества и результативно применять полученные знания на практике.

В настоящее время Дальний Восток обладает значительным научным и технологическим потенциалом, что является важнейшим фактором дальнейшего социально-экономического и культурного развития региона. Здесь сосредоточены 34 научных учреждения Российской академии наук (Дальневосточное отделение РАН), несколько институтов государственных академий сельскохозяйственных и медицинских наук, 25 отраслевых институтов, около 50 специализированных конструкторско-технологических бюро различного профиля. Действует разветвленная система подготовки и переподготовки кадров, способных обеспечить развитие перспективных научных направлений, высокотехнологичных и наукоемких производств [6, с. 73, 74]. В 2011 г. в Дальневосточном регионе в 52 вузах (37 государственных, 276,0 тыс. студентов и 15 негосударственных, 28,6 тыс. студентов) региона обучалось 304,6 тыс. студентов по 300 специальностям; кроме того, функционировало 79 филиалов государственных и 25 филиалов негосударственных вузов, как центральных, так и местных (Галлямова Л.И., Макаренко В.Г. Дальний Восток: научно-образовательный потенциал: отчет // Арх. Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (далее ИИАЭ) ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 668. Л. 4, 5; см. также [7, с. 217, 218]). В целом сегодня концентрация науки и высшего образования в Дальневосточном регионе относительно населения является одной из самых высоких в азиатской части России [5], что достигнуто за счет целенаправленной политики их интеграции, культивируемой в регионе по образцу Новосибирского академгородка еще с 1970-х годов. Это является одним из важных факторов повышения уровня и качества обучения студентов в вузах Дальнего Востока. Так, в 2009-2012 гг. в подготовке кадров для Дальневосточного региона совместно с преподавателями 35 вузов участвовали ученые 34 научно-исследовательских институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук. Около 30% научных сотрудников ДВО РАН вели регулярные занятия в вузах региона, работали на 35 совместных базовых кафедрах, обеспечивали деятельность 40 учебно-научных и инновационно-технологических центров, 7 центров научно-производственной практики студентов. Кроме того, в вузах региона при активном содействии ученых Дальневосточного

отделения РАН созданы 13 совместных научно-исследовательских лабораторий и 26 научно-образовательных центров. Сегодня студенты имеют возможность работать на современной научно-приборной базе 18 академических центров коллективного пользования. Ученые ДВО РАН читают более 350 уникальных специальных курсов лекций, ориентированных на производственные и технологические нужды Дальнего Востока, участвуют в подготовке специалистов по 300 специальностям и направлениям высшего профессионального образования [1]. В совокупности это позволяет готовить вполне конкурентоспособные кадры, способные работать как в реальной экономике, так и в научно-исследовательском и технологическом секторах. Более того, студенты и молодые ученые региона неоднократно показывали высокий уровень подготовки на различных международных состязаниях; например, в 2012 г. команда дальневосточников выиграла чемпионат мира по подводной робототехнике [1].

По мнению председателя ДВО РАН академика В.И. Сергиенко, 20 лет назад учреждения Дальневосточного отделения в основном пополнялись кадрами за счет центральных вузов страны; сегодня ситуация кардинально изменилась: лишь 3-5% молодых ученых приезжают из вузов других регионов, а 90-95% являются выпускниками местных вузов [1].

С другой стороны, выпускники вузов центральных районов страны сегодня не стремятся к работе на Дальнем Востоке в силу неблагоприятных климатических, социально-экономических и культурных условий работы и жизни в этом отдаленном регионе. Более того, столичный рынок труда так обширен, что готов «проглотить» и лучших выпускников школ и высших учебных заведений Дальневосточного федерального округа (ДФО), что в настоящее время и происходит из года в год. По мнению председателя Совета ректоров вузов ДФО, Хабаровского края и Еврейской автономной области, ректора Тихоокеанского государственного университета д.т.н., проф. С.Н. Иванченко, введение ЕГЭ создало для региональной высшей школы определенные проблемы - выпускники с высоким баллом покидают регион, поскольку ни один из вузов Дальнего Востока не вошел в группу элитных. А тех, кто все-таки окончил местный вуз с высокими результатами, через некоторое время «перекупают» западные компании [1]. В этих условиях субъекты Российской Федерации вынуждены принимать меры, чтобы изменить создавшееся положение.

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов (второй слева) в рамках рабочей поездки в Приморский край посетил Дальнегорский городской округ, где ознакомился с работой филиала Дальневосточного федерального университета. Июль 2013 г. Источник: http://www.dv-reclama.ru/o/search/?tags=%D0%94%D0 %92%В0%А4%Б0%А3 (дата обращения: 09.07.2013)

Так, постоянное представительство Республики Саха (Якутия) в ДФО разработало эффективную систему содействия подготовке высококвалифицированных кадров на базе соглашений с вузами, академическими учреждениями Дальнего Востока и стран АТР по 220 специальностям. С начала 2000-х годов в вузах ДФО ежегодно обучаются около 800 студентов и аспирантов из Якутии, им оказывают поддержку в организации учебы, быта, общественной жизни, распределении на работу [9].

Основная проблема системы высшего образования в России, в том числе и на Дальнем Востоке, состоит в том, что она работает вхолостую. Вот уже 20 лет выпускники вузов и техникумов в большинстве своем не имеют гарантированного распределения на работу, как это было в советский период. Они в этом плане социально не защищены и, таким образом, представляют собой «горючую смесь» для властных структур. Основной причиной этого является переход к рынку (читай - к капитализму), свертывание социальных программ, уход государства от полноценного целевого финансирования сферы образования, стремление везде и на всем зарабатывать деньги. В 1991-2000 гг. в стране и регионах большинство высших учебных заведений в погоне за доходами открыли коммерческие, в то время престижные, специальности (менеджмент, банковское дело, финансы и кредит, юриспруденция, мировая экономика и др.). Сегодня практически каждый дальневосточный вуз, независимо от профиля - гуманитарный, экономический или технический - готовит юристов, экономистов, менеджеров. Например, в вузах инженерного профиля осуществляется подготовка социологов, психологов и специалистов для туристической индустрии и т.д. Это требует вложения немалых средств, проведения лицензирования, подготовки к набору студентов, предварительного исследования потребностей рынка (что, к сожалению, не всегда делается при открытии новых специальностей), формирования адекватного материально-технического и научно-педагогического потенциала, оптимальной ценовой политики, чтобы занять определенную нишу на образовательном рынке. Однако практика показала, что организация подготовки специалистов с высшим образованием вне «своей» отрасли, вне «своей» специализации дает на выходе недостаточный уровень квалификации, хотя и позволяет вузам получать немалые доходы. И это общая негативная ситуация для всего современного отечественного высшего образования, усиливающаяся в последние годы демографическим спадом 1990-х годов, приведшим к тому, что сейчас число детей, заканчивающих школу, примерно равно количеству бюджетных мест в вузах [2]. Таким образом, несмотря на декларируемые заявления властных структур о всемерной социальной поддержке молодежи и студентов, в обществе формируется новая кризисная ситуация, в недалеком будущем чреватая социальными катаклизмами, забастовками, протестными выступлениями данной социальной группы.

Причины такой ситуации - отсутствие государственных социальных программ для молодежи и студентов, низкие стипендии студентов и аспирантов, высокие ставки кредитов на образование, отсутствие гарантированного трудоустройства, перспектив получения жилья у молодых семей. В связи с этим сейчас более 45% выпускников дальневосточных вузов ориентируются на получение работы и видов на жительство за рубежом, в том числе и в странах АТР. А кто же будет обустраивать Россию, реализовать программу развития Дальнего Востока и Забайкалья?

В настоящее время в качестве точек роста на Дальнем Востоке определены новые направления - нефтехимия, газохимия, нефтегазовые проекты. Но ни один из вузов региона пока не выпускает специалистов для этой отрасли. Получается, что обеспечить устойчивую работу нефтегазовых предприятий можно только за счет специалистов, подготовленных в других районах страны. Однако многолетняя практика показывает, что большинство из них не закрепляются в Дальневосточном регионе и, отработав 2-3 года, уезжают. В связи с этим следует наладить в вузах Дальнего Востока собственное воспроизводство необходимых кадров, что обеспечит в соответствии с программой развития региона устойчивое функционирование хозяйственно-экономического комплекса. Поэтому в перспективе

в вузах Дальнего Востока открывается возможность организации обучения студентов по новым направлениям и образовательным программам [1].

С учетом развития другого важного и перспективного направления экономики ДФО -комплексной переработки минерально-сырьевых ресурсов - директором Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН членом-корреспондентом РАН Н.А. Горячевым предложен перечень новых специальностей для вузов региона (геология, геофизика, геохимия, минералогия, петрология и др.) [1].

По мнению председателя Совета ректоров ДФО д.т.н., проф. С.Н. Иванченко, в некоторых вузах Дальневосточного федерального округа 40-60% составляют специальности экономики и социальной сферы, в то время как специалисты с высшим образованием нужны в добывающем и обрабатывающем производстве, сельском и лесном хозяйстве. В связи с этим дальневосточная сеть университетов в ближайшей и дальнейшей перспективе должна формироваться и функционировать с учетом создания региональных кластеров, развития новых отраслей, в том числе аэрокосмической, горно-металлургической, нефтехимической [1]. Таким образом, требуется корректировка существующей в вузах региона социально-профессиональной структуры специальностей с учетом того, что региональный заказ на специалистов с высшим образованием в ближайшей перспективе может составить 70-80% приема студентов (в то время как контрольные цифры федерального заказа определены в 20-30%) [1].

В настоящее время качество подготовки специалистов в российской высшей школе, в том числе и на Дальнем Востоке, значительно уступает мировому уровню и вызывает много нареканий со стороны работодателей. Согласно международным рейтингам, в последние 10-15 лет качество подготовки и профессиональный уровень выпускников российских вузов, в том числе дальневосточных [6], оставляет желать лучшего и имеет устойчивую тенденцию к снижению [4]. В связи с этим в последние годы участились случаи социальных и технических аварий (чрезвычайных случаев в больницах, на строительных объектах, в административных и жилых зданиях, в сфере пассажирских и грузовых перевозок, на космическом, воздушном, морском и речном транспорте и т.д.) и катастроф, повлекших за собой гибель людей. Кто, как и когда будет исправлять данную ситуацию?

По мнению председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга проф. В. Васильева, дефицит специалистов, отвечающих потребностям времени, может стать серьезным тормозом для развития в стране инновационной экономики. Для достойного заполнения вакансий в секторе высоких технологий необходимо в первую очередь решить социальные проблемы молодых ученых и преподавателей (невысокая зарплата, заниженный социальный статус, необеспеченность жильем) [5]. Эти проблемы характерны и для ученых и

Вторая конференция форума АТЭС, посвященная сотрудничеству в области высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, состоялась в стенах кампуса Дальневосточного федерального университета на о-ве Русский. Июнь 2013 г. Источник: http://www.dv-reclama.ru/o/search/?tags=%D0%94%D0%92%D0%A4% Б0%Л3 (дата обращения: 09.07.2013)

преподавателей вузов Дальнего Востока, что обусловливает их значительный отток (особенно докторов наук и кандидатов наук) в центральные и западные районы России [1].

Создание инновационных вузов, исследовательских и федеральных университетов пока не решило проблему формирования единого (сетевого) образовательного пространства в стране и регионах. Более того, в конце 2012 г. Министерством образования и науки РФ определен перечень так называемых неэффективных вузов, которые в перспективе планируется закрыть или, в лучшем случае, «оптимизировать» их деятельность при активном участии работодателей, представителей бизнеса, администраций краев и областей. По результатам проведенного Министерством образования и науки в конце 2012 г. мониторинга, в котором приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала, в список «неэффективных» вузов отнесено более 130 учебных заведений и 450 филиалов. Министерство образования и науки представило правительству РФ рассчитанную на два года программу реорганизации 30 «неэффективных» вузов и 70 - нуждающихся в оптимизации учебной и экономической деятельности [5]. В этом перечне есть дальневосточные вузы и их филиалы, в том числе расположенные на периферии - в отдаленных северных районах. Ряд специалистов, работников высшей школы и студентов считает такое решение преждевременным в силу социальной значимости высшего образования и его роли в социально-экономическом и культурном развитии территорий, а также в связи с несовершенством предложенных Министерством образования и науки РФ основных критериев определения эффективности работы вузов [3].

На наш взгляд, региональным комиссиям по оптимизации сети высшего образования и «неэффективных» вузов в первую очередь необходимо дополнительно провести тщательный комплексный анализ результатов их деятельности, инвентаризацию их социально-профессиональной специализации, востребованности выпускников с учетом специфики, структуры и перспектив развития хозяйственно-экономического комплекса, степени интеграции с дальневосточной академической наукой, их особых преимуществ и значимости для развития региона или конкретной отрасли. Требуется углубленная научно-практическая работа по модернизации спектра специальностей в вузах Дальнего Востока, что предполагает (с учетом потребностей рынка труда) вычленение приоритетных направлений в их деятельности и сосредоточение усилий на их развитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранник И. Вузы Дальнего Востока не вполне поспевают за требованиями реального сектора экономики. - http://www.zrpress.ru/society/dalnij-vostok_21.01.2013_58825_vuzy-dalnego-vostoka-ne-vpolne-pospevajut-za-trebovanijami-realnogo-sektora-ekonomiki.html (дата обращения: 19.05.2013).

2. Зубов А. Александр Левинталь: Времена примитивной конкуренции проходят. - http://www.zrpress.ru/ society/dalnij-vostok_09.04.2013_60344_aleksandr-levintal-vremena-primitivnoj-konkurentsii-prokhodjat.html (дата обращения: 19.05.2013).

3. Минобрнауки представило список неэффективных вузов. - http:/ /www.bfm.ru/news/2012/11/02/minobrnau-ki-predstavilo-spisok-neeffektivnyh-vuzov.html (дата обращения: 28.11.2012).

4. Новиков В. Реквием по диплому. - http://svpressa.ru/society/article/68201/?mra=1 (дата обращения: 19.05.2013).

5. Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. 2013. № 17 (1247). С. 3, 4.

6. Сергиенко В.И. Наука и образование на российском Дальнем Востоке // Двадцать четвертый японско-российский симпозиум ученых ДВО РАН и района Кансай. Осака: Университет экономики и права, 2009. С. 73-74.

7. Синтез научно-технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия 2050 / под ред. П. А. Мина-кира, В.И. Сергиенко; Рос. акад. наук: Дальневост. отделение; Ин-т эконом. исследований. Владивосток: Даль-наука, 2011. 912 с.

8. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. - www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/346/ (дата обращения: 21.05.1013).

9. Тек. архив ДВФО. Справка о деятельности высшей школы Дальневосточного федерального округа по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и решения VII съезда Российского Союза ректоров (2001-2003 гг.): информац.-аналит. издание / сост. В.Г. Григоренко, Е.Ю. Римлянд, С.А. Иванилов. Хабаровск, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.