Научная статья на тему 'Новые возможности высшего образования на Дальнем Востоке России: от Восточного института к Дальневосточному Федеральному университету'

Новые возможности высшего образования на Дальнем Востоке России: от Восточного института к Дальневосточному Федеральному университету Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
305
42
Поделиться
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / АРЕНДОВАННЫЕ У КИТАЯ ТЕРРИТОРИИ / КВАНТУНСКАЯ ОБЛАСТЬ / КВЖД / НАМЕСТНИЧЕСТВО / РЕОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Макаренко Василий Геннадьевич

В статье предпринята попытка исследовать новые возможности высшего образования на Дальнем Востоке России в связи с созданием Дальневосточного федерального университета при сохранении преемственности и традиций первого вуза в регионе Восточного института

Текст научной работы на тему «Новые возможности высшего образования на Дальнем Востоке России: от Восточного института к Дальневосточному Федеральному университету»

Макаренко В.Г.

Новые возможности высшего образования на Дальнем Востоке России: от Восточного института к Дальневосточному федеральному университету

Начало высшему образованию на Дальнем Востоке России было положено созданием Восточного института во Владивостоке 21 октября 1899 г. по «высочайшему указу» императора Николая II. Этому событию предшествовали международные политические процессы, происходившие в Дальневосточном регионе в конце XIX в., обусловленные геополитическими интересами и конфликтами стран Европы, Восточной Азии (Япония, Китай Корея), США и России [5, с.3; 6, с. 7,112].

Совокупность внешних (японо-китайская война 1894 -1895 гг., территориальные притязания Японии к Китаю, заключение российско-китайского договора о военном союзе (1896 г.), создание российской военно-морской базы в Порт-Артуре) и внутренних факторов (интенсивное хозяйственное освоение Дальнего Востока в последней четверти XIX в. [6, с. 112], строительство Транссиба, КВЖД, развитие экономических, военных, торговых, финансовых связей) обусловила высокую потребность в специалистах-востоковедах. Но такие специалисты (по Корее, Японии и Китаю) готовились только в Санкт-Петербургском университете и в небольшом количестве. В связи с этим и было принято решение об открытии непосредственно на Дальнем Востоке, в г. Владивостоке, государственного Восточного института для подготовки «учащихся в нём лиц к службе в административных и торгово-промышленных учреждениях Восточно-Азиатской России и прилегающих государств» [1, с. 5-7; 5, с. 4-5; 2, с.7]. Первым директором был назначен доктор монгольской и калмыцкой словесности, специалист по маньчжурскому языку, профессор Санкт-Петербургского университета А.М. Позднеев, видевший свою главную задачу в организации подготовки специалистов «практического предназначения в области экономики, финансов, внешней торговли» [2, с.7]. В первый год работы в Институте обучалось 28 студентов, которых обучали 8 преподавателей преимущественно из состава ведущих профессоров Санкт-Петербургского университета: китаисты А.В. Рудаков, П.П. Шмидт, японист Е.Г. Спальвин, ко-реист Г.В. Подставин; историю, географию, этнографию народов и стран Китая, Кореи, Тибета и Маньчжурии преподавал профессор Н.В.Кюнер, свободно владеющий 17 языками (7 восточными и 10 европейскими). В начале XX в. во Владивосток прибыли профессора Д.М.Позднеев (японист) и Г.Ц.Цыбиков (монголовед, тибетолог). В дальнейшем профессорско-преподавательский состав Восточного института пополнялся за счёт первых выпускников, востоковедов-

Статья подготовлена при финансовой поддержке Президиума РАН (грант № 12-1-ПЗЗ-04 «Традиции и инновации в системе высшего образования на Дальнем Востоке в период социальных трансформаций в XX - начале XXI в. в свете историко-культурных ценностей России»).

практиков (А.В. Гребенщиков - китаист, маньчжуровед, этнограф и В.М. Мендрин - японовед).

В начальный период в учебном процессе использовались традиционные формы и методы обучения, привнесённые в Восточный институт представителями петербургской школы востоковедения, но при этом значительно шире стали набор и содержание изучаемых дисциплин, что было обусловлено спецификой поставленных перед учебным заведением задач. Студенты впервые в истории отечественного востоковедения стали изучать комплекс страноведческих предметов: политическое, социально-экономическое положение стран Восточной Азии (Японии, Кореи, Китая, Монголии, Тибета), их историю, географию, культуру, традиции, обычаи, язык, религии [2, с.7]. В 1903 г. состоялся первый выпуск воспитанников Института.

В результате широкой теоретической и практической языковой подготовки выпускники Восточного института были востребованы и служили переводчиками в армии и на флоте, в Министерстве иностранных дел, в дипломатических и консульских учреждениях, в Русско-Китайском банке, в административных учреждениях Восточной Сибири, в учебных заведениях и журналистике.

Восточный институт очень скоро вырос в известный и признанный во всём мире научно-образовательный, просветительский и культурный центр ориенталистики на восточной окраине России и стал своеобразным фундаментом для дальнейшего развития образования в регионе. Уже в начале 1900-х гг. в России и за рубежом получили широкое признание учебные пособия и научные труды преподавателей Института. Во время русско-японской войны (1904 - 1905 гг.), на пятом году работы, институт смог дать армии и флоту около 40 переводчиков, получивших от командования лестные отзывы о своей работе. В начале февраля 1917 г. (и в 1919 г.) обсуждались варианты прохождения стажировки успешно зарекомендовавших себя выпускников Восточного института для преподавания русского языка в Англии и в Канаде в качестве стипендиатов Министерства народного просвещения России [4, с. 237-238, 246-247].

Работа Восточного института не прекращалась в годы Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.), революций 1917 г., Гражданской войны и интервенции. В этот период наличие в г. Владивостоке большого количества беженцев, среди которых были учёные и специалисты российской науки и высшего образования, спасавшиеся от бедствий Гражданской войны, способствовало созданию новых вузов и частных факультетов: историко-филологического (21 сентября 1918 г.) и юридического, а также высшего политехникума [4, с.249, 252-254, 256-259, 261-263], которые возглавлялись профессорами Восточного института. Большой вклад в организацию работы историко-филологического факультета в годы Гражданской войны и интервенции внесли его преподаватели - С.М. Широкогоров, М.Н. Ершов, А.П. Георгиевский, А.Г. Свидерский, А.М. Мерварт, Л.А. Мерварт, Ф.П. Успенский, А.М. Гневушев Работу юридического факультета обеспечивали преподаватели Ф. Вальден, Н.И. Коханов-

ский, Н.И. Дмитраш, а также частные лица, представители краевых и местных учреждений [4, с. 262-265].

17 апреля 1920 г. Временное правительство - Приморская областная земская управа - приняла постановление № 220 об объединении государственного Восточного института и всех вновь созданных частных факультетов и институтов в единое учреждение высшего образования - Государственный Дальневосточный университет (ГДУ), ставший «в особых исторических условиях фундаментом для развития просвещения населения русского Дальнего Востока». Первым ректором был избран проф. Г.В. Подставин, проректором - М.Н. Ершов, деканами - Е.Г. Спальвин, А.П. Георгиевский, С.П. Никонов [4, с. 280-285, 288]. В июле 1920 г. Приморской земской управой (председатель А. Медведев, члены - А. Меньщиков, П. Попов) утверждён основной список профессорско-преподавательского состава ДГУ: Н.В. Кюнер, Г.В. Подставин, А.В. Рудаков, П.П. Шмидт, Е.Г. Спальвин, Л.А. Мерварт, В.И. Попов, А.А. Вегнер, М.Г. Палевич-Булан, К.А.Котельников, С.П.Никонов, В.М.Грибовский, Н.И.Коханов-ский, В.К. Малинин, А.Р. Редлих, В.В. Энгельфенд. На 5 октября 1920 г. в ГДУ насчитывалось 44 преподавателя, из них 20 профессоров, 8 доцентов, 6 приват-доцентов, 10 лекторов, преподавателей европейских (чешского, немецкого, английского, французского, итальянского), восточных и древних языков [4, с. 286-290].

После окончания Гражданской войны и военной интервенции, присоединения Дальневосточной республики к РСФСР и установления на территории Дальнего Востока Советской власти был создан аппарат уполномоченного по делам высшей школы во главе с проф. В.И. Огородниковым. В конце 1922 г. в высшей школе Дальнего Востока начались мероприятия по её «советизации» в соответствии с принятыми законами о высшем образовании в РСФСР. В сентябре 1923 г. принято постановление Дальревкома о слиянии ГДУ с Читинским университетом и переводом его во Владивосток, с переездом 180 студентов, 7 профессоров, 10 преподавателей, 7 научных сотрудников и 2 чел. технического персонала [4, с.306-311]. В результате проведённых преобразований на Дальнем Востоке вместо четырёх институтов был сформирован единый центр высшего образования - ГДУ с пятью факультетами (восточный, технический, агрономический, педагогический и рабочий).

После пленума ЦК ВКП(б) (ноябрь 1929 г.), отметившего отставание темпов подготовки кадров от темпов индустриализации и социалистического строительства, ЦИК и СНК СССР 23 июля 1930 г. приняли постановление о создании на базе отдельных факультетов вузов самостоятельных специализированных отраслевых учебных заведений с подчинением их соответствующим наркоматам (ГАХК. Ф. 353. Оп. 1.Д.221.Л. 19). В 1930 г. ГДУ был реорганизован и на базе его факультетов созданы 9 новых вузов: в Хабаровске - Дальневосточный коммунистический университет (Даль-комвуз), медицинский институт и институт народного хозяйства; во Владивостоке - политехнический (ДВПИ), рыбопромышленный (Дальрыбвтуз), Дальневосточный лесотехнический, Дальневосточ-

ный индустриальный педагогический институты, Тихоокеанский институт социалистического сельского хозяйства (ТИССX); в Благовещенске Амурской области - аграрный педагогический институт. Но уже в 1931г. СНК РСФСР принял постановление о восстановлении расформированных университетов. В октябре 1931 г. ДВГУ (директор А.В. Пономарёв) во Владивостоке возобновил свою деятельность в составе трёх отделений - физико-математического, химического и восточного.

С началом репрессий в СССР бдительные партийцы и номенклатурные работники неоднократно предлагали работникам НКВД и «Приморскому обкому ВКП(б) тщательно проверить политическую физиономию преподавателей вузов и отстранить политически чуждых, заменить неугодных...» (ГАXК. Ф. 2. Оп.11.Д. 97.ЛЛ. 18 - 20, 22, 23, 26). В результате проведённых в 1937 - 1938 гг. арестов вузы региона лишились целого ряда преподавателей и специалистов, вся вина которых состояла в том, что они принадлежали к представителям «старой» интеллигенции или имели неосторожность критически высказаться о современной им советской действительности. ДВГУ был закрыт 1 августа 1939 г. по решению Наркомпроса РСФСР без всяких пояснений (по одной версии - в связи с напряжённой международной обстановкой; по другой - как «рассадник шпионов»; по третьей - здание ДВГУ понадобилось для размещения органов НКВД), студенты переведены в вузы западных районов страны [4, с. 108, 145-146].

Однако из-за острой нехватки учительских кадров в г. Владивостоке и Приморском крае по ходатайству местных органов власти в 1940 был открыт Владивостокский государственный учительский институт (работал до 1954 г.); в декабре 1943 г. - Владивостокский педагогический институт. В 1956 г. восстановлен Дальневосточный государственный университет [2, с. 148-149, 180]. Во второй половине 1950-х - 1970-е гг. ДВГУ развивался, как и все вузы страны, на экстенсивной основе: при недостаточном материально-техническом и кадровом обеспечении росла численность специальностей, кафедр, факультетов, студентов и выпуск молодых специалистов [2, с. 200205]. С середины 1980-х гг. в стране и регионах рельефно проявился системный, политический и социально-экономический кризис, завершившийся распадом СССР в декабре 1991 г.

Ориентация России, объявившей себя правопреемницей СССР, на переход к развитию рыночной экономики в стране, означала по существу отказ от концепции «обновления и улучшения социализма» и закономерно повлекла за собой смену парадигмы образования и его роли в обществе. К началу 1990-х гг. назрела задача реформирования высшей школы России на основе принципов рыночной экономики. Далее последовали отказ от централизованного управления высшей школой, ориентация на многоуровневый характер образования в соответствии с западными образовательными моделями, на интеграцию и интернационализацию подготовки специалистов. Реформирование высшего образования России было обусловлено необходимостью создания новой модели образования, которая бы в полной мере соот-

ветствовала произошедшим кардинальным социально-политическим изменениям в стране. Но при всех сложностях переходного периода, материально-технических и кадровых потерях вузовская научно-образовательная общественность пыталась сохранить традиции и преемственность высшего образования. Так, например, сохранялось сотрудничество и интеграция ДВГУ с академическими институтами ДВО РАН. В марте 2006 г. в ДВГУ при активном содействии научных учреждений ДВО РАН созданы четыре научно-образовательных центра (НОУ): экспериментальный - в Институте физики и информационных технологий (директор проф. Б.Л. Резник, научный руководитель - председатель ДВО РАН ак. В.И.Сергиенко); медицинской физики (директор - начальник медицинского объединения ДВО РАН к.м.н. С.П. Крыжановский, научный руководитель - д.ф.-м.н. Коренбаум); «Физика Земли» (директор - ак. РАН А.И.Ханчук, научный руководитель - д.т.н., проф. В.И.Белоконь); нанофизики и нанотехнологий (директор - проф. А.А.Сараник); «Оптоэлектро-ника и информационные технологии» (директор - член-корр. РАН Ю.Н.Кульчин, научный руководитель - д.ф.-м.н. Б.Я.Грудин). В 2007 г. в ДВГУ было 22 института, академия, 28 филиалов, более 39 тыс. обучающихся, 4082 преподавателя и сотрудника.

В 2008 - 2009 гг. в связи с неполным государственным финансированием высшей школы была проведена «инвентаризация» вузов, выделено на конкурсной основе 28 исследовательских (инновационных) институтов и создано 9 федеральных университетов с их последующим приоритетным (и более высоким по сравнению с другими вузами) финансированием.

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) создан распоряжением правительства России от 2 апреля 2010 года № 503-р в г. Владивостоке путём объединения четырёх государственных вузов: Дальневосточного университета, Дальневосточного технического университета, Тихоокеанского экономического университета и Уссурийского педагогического института. ДВФУ как юридическое лицо имеет организационно-правовую форму «федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования» (ФГАОУ ВПО). По состоянию на 2009 г. в университете осуществлялось обучение по 600 образовательным программам, из них 49 программ - бакалавриат, 90 - специалитет, 14 - магистратура, 171 программа довузовского обучения и повышения квалификации, 64 специальности аспирантуры и докторантуры. В вузе обучалось более 24000 студентов и около 500 аспирантов. Общее количество обучающихся - более 41000, сотрудников - около 5000, из них преподавателей - 1598, в том числе 1058 докторов и кандидатов наук. Доля научных публикаций университета в общем количестве публикаций дальневосточных вузов (по данным Science Citation Index) - 64 %. Доля выпускников ДВГУ/ДВФУ в общем количестве востоковедов Дальнего Востока - более 90 %; в ДВО РАН работают более 40 % выпускников, в Приморском краевом суде и Приморской коллегии адвокатов - около 90 %. ДВФУ является

единственным российским вузом, имеющим филиал на территории Японии, аккредитованный правительством [3].

ДВФУ, согласно программе развития до 2019 г., должен стать передовым научно-образовательным центром для формирования региональной экономики инновационного типа, подготовки и закрепления высококвалифицированных кадров в Дальневосточном федеральном округе [3, 7, с. 1].

Основу университета составляет интеграция двух моделей: современного исследовательского университета, участвующего в международном обмене передовыми знаниями и специалистами, и предпринимательского университета, обеспечивающего конкурентоспособное развитие отраслей национальной экономики.

К особенностям университета относятся новые возможности сотрудничества с исследовательскими, образовательными и инновационными учреждениями стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР); уникальная для России инфраструктура в едином кампусе; инновационный характер образовательного и исследовательского процессов; гибкая организация учебного процесса на основе мировых образовательных программ и стандартов.

В числе ключевых стратегических подходов развития ДВФУ - приоритетность инвестиций в «человеческий капитал», создание систем мотивации студентов и научно-педагогических работников; ориентация на важнейшие инвестиционные проекты в экономике Дальнего Востока и АТР, на поддержку научных школ и кооперацию с организациями науки, образования и бизнеса в рамках 6 приоритетных направлений; ориентация на широкомасштабное развитие экспорта интеллектуальных (в том числе образовательных) услуг в страны АТР; опора на лаборатории ДВО РАН в усилении НИР, интеграция образования, исследований и разработок.

Основной целью ДВФУ на период до 2019 года является его трансформация в ведущий научно-образовательный и инновационный центр региона и России, содействующий решению следующих стратегических задач в соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2009 г. № 2094-р.: повышение привлекательности региона для проживания российских граждан за счёт предоставления качественных образовательных услуг, создания новых рабочих мест в инновационных секторах экономики и формирования современной социокультурной среды; интеграция Дальнего Востока в экономическое, культурное, образовательное и информационное пространство Российской Федерации и АТР; повышение конкурентоспособности Дальнего Востока за счёт качественного роста уровня компетенций профессиональных кадров, совершенствования инфраструктуры интеллектуальных услуг и институциональной среды, развития экономического и технологического сотрудничества со странами в таких областях, как освоение ресурсов Мирового океана, обеспечение здоровья и продление срока жизни населения, развитие нефтегазового комплекса, транспорта и

логистики, глобальных коммуникаций, судостроения и судоремонта, энергетики и энергосбережения, нанотехнологий, рационального использования природных ресурсов [3, 7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Дальневосточный государственный университет. История и современность. Ч.1. (1899 - 1939). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. 160 с.+46 фотоилл.

2. Дальневосточный государственный университет. История и современность. Ч.1. (1899 - 1999). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 704 с.

3. Дальневосточный федеральный университет. [Электронный ресурс]. URL: Ьир://ги^1к1реШа.о^^1ю/Дальневосточньш_федеральньш_университет (дата обращения 14.09.2011 г.).

4. История Дальневосточного государственного университета в документах и материалах. 1899 - 1939. 2-е изд., испр. - Владивосток: Дальнаука, 2004. 617с.

5. Кочешков Н.В., Мизь Н.Г., Турмов Г.П. Ректоры ... от Восточного Института до наших дней. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. 160 с.

6. Молодяков В.Э. Россия и Япония в поисках согласия (1905 - 1945). Геополитика. Дипломатия. Люди и идеи. / В.Э. Молодяков. М.: АИРО-ХХ1, 2012. 672 с.

7. Распоряжение правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 2300-р. М., 2010. 61 с. // Программа развития ДВФУ - ДВФУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvfu.ru/web/ispolnitelnaa-direkcia-programmy-razvitia/programma-razvitia (дата обращения: 26.05.2014 г.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj universitet. Istoriya i sovremennost'. CH.1. (1899 - 1939). Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 1997. 160 s.+46 fotoill.

2. Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj universitet. Istoriya i sovremennost'. CH.1. (1899 - 1999). Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 1999. 704 s.

3. Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Dafnevostochnyj_federarnyj_universitet (data obrashheniya 14.09.2011 g.).

4. Istoriya Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta v dokumentakh i materialakh. 1899 - 1939. 2-e izd., ispr. - Vladivostok: Dal'nauka, 2004. 617s.

5. Kocheshkov N.V., Miz' N.G., Turmov G.P. Rektory ... ot Vostochnogo Instituta do nashikh dnej. Vladivostok: Izd-vo DVGTU, 2002. 160 s.

6. Molodyakov V.EH. Rossiya i YAponiya v poiskakh soglasiya (1905 - 1945). Geopolitika. Diplomatiya. Lyudi i idei. / V.EH. Molodyakov. M.: AIRO-KHKHI, 2012. 672 s.

7. Rasporyazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 2300-r. M., 2010. 61 s. // Programma razvitiya DVFU - DVFU. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.dvfu.ru/web/ispolnitelnaa-direkcia-programmy-razvitia/programma-razvitia (data obrashheniya: 26.05.2014 g.).