Научная статья на тему 'С юбилеем истфак ДВФУ'

С юбилеем истфак ДВФУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
813
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / HISTORICAL EDUCATION / ORIENTAL INSTITUTE / STATE FAR EASTERN UNIVERSITY / VLADIVOSTOK STATE PEDAGOGIC INSTITUTE / FAR EASTERN STATE UNIVERSITY / TEACHERS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дударёнок Светлана Михайловна

Статья посвящена истории становления и развития высшего исторического образования в старейшем вузе Дальнего Востока России Дальневосточном федеральном университете. Подготовка историков осуществлялась на разных этапах существования ДВФУ: в Восточном Институте, Государственном дальневосточном университете (ГДУ), Владивостокском государственном педагогическом институте (ВГПИ), Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) и продолжает развиваться в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Каждый этап вносил в процесс подготовки историков свою специфику, но гордостью исторического факультета ДВФУ всегда были его преподаватели и студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Jubilee of the FEFU Faculty of History

The article is devoted to the history of the formation and development of higher historical education at the oldest University of the Russian Far East Far Eastern Federal University (FEFU, or DVFU ). Training of historians has been carried out at different stages of the University existence: having started at Oriental Institute, it continued at State Far Eastern University (SFEU, or GDU), Vladivostok State Pedagogic Institute (VSPI, or VGPI ), and Far Eastern State University (FESU, or DVGU), and it keeps evolving at the Far Eastern Federal University (FEFU, or DVFU). At the origins of the private Department of History and Philology (1918), which two years later became part of the GDU (1920), Far Eastern anthropologists, historians, orientalists, philologists, and historians stood «abandoned» in the harsh conditions following the destructive Civil War. In 1939 the University was disbanded, and many teachers were repressed. In 1943, VSPI was established, with a Faculty of History being part of it. Since that time, historical education has been developing continuously in Vladivostok. Each stage has contributed its specifics to the process of training historians; however the pride of FEFU Faculty of History has always been its teachers and students.

Текст научной работы на тему «С юбилеем истфак ДВФУ»

100 ЛЕТ

ИСТОРИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

ДУДАРЁНОК Светлана Михайловна

доктор ист. наук, профессор Департамента истории и археологии Школы искусств и гуманитарных наук

ДВФУ (г. Владивосток).

Электронная почта: dudarenoksv@gmail.com

С юбилеем истфак ДВФУ

УДК 93/94

doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-3/13-27

Статья посвящена истории становления и развития высшего исторического образования в старейшем вузе Дальнего Востока России - Дальневосточном федеральном университете. Подготовка историков осуществлялась на разных этапах существования ДВФУ: в Восточном Институте, Государственном дальневосточном университете (ГДУ), Владивостокском государственном педагогическом институте (ВГПИ), Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) и продолжает развиваться в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Каждый этап вносил в процесс подготовки историков свою специфику, но гордостью исторического факультета ДВФУ всегда были его преподаватели и студенты.

24 мая 1899 года Николаем II было утверждено «мнение Государственного Совета об учреждении Восточного Института» - первого высшего учебного заведения на Дальнем Востоке России.

Открытие Восточного Института состоялось 21 октября 1899 года. Именно последнюю дату мы традиционно отмечаем и как день рождения Университета, и как день, с которого началась история высшего образования на Дальнем Востоке России. И хотя среди преподавателей и студентов Восточного Института не было тех, кого бы именовали «историки», мы можем говорить о том, что среди них были наши коллеги: специалисты по страноведению, первые дальневосточные ориенталисты. Ими были заложены традиции, которые при всех трагических поворотах истории, удавалось сохранить Университету, в том числе традиция взаимодействия с крупнейшими академическими центрами: восточным факультетом Санкт-Петербургского университета, выпускники которого были первыми преподавателями Восточного Института.

Среди тех, кто закладывал основы научной школы исторических исследований Дальнего Востока России, были: Александр Васильевич Гребенщиков - впервые озвучивший идею создания кафедры археологии в Восточном Институте; Евгений Генрихович Спальвин - написавший «Обзор политического устройства Японии в прошлом и настоящем» (Владивосток, 1910); Николай Васильевич Кюнер - с 1902 г.

историческое

образование,

Восточный

Институт,

Государственный

дальневосточный

университет,

Владивостокский

государственный

педагогический

институт,

Дальневосточный

государственный

университет,

преподаватели,

студенты

Для цитирования: Дударёнок С. М. С юбилеем истфак ДВФУ // Известия Восточного института. 2018. № 3. С. 13-27. <Ы: ¿хЛоь о^/10.24866/2542-1611/2018-3/13-27

профессор кафедры истории и географии Восточного Института, первым в России начавший читать систематические курсы по истории, географии, этнографии и культуре стран Дальнего Востока, автор трудов «Исторический обзор развития китайской культуры и еероли в жизни народов Восточной Азии» (Владивосток, 1907), «Новейшая история Дальнего Востока. Обзор источников» (Владивосток, 1912) [1, с. 13-31].

Начало высшему историческому образованию на Дальнем Востоке России положило открытие в 1918 г. во Владивостоке нового высшего учебного заведения - частного историко-филологического факультета; см. подробнее [3, с. 3-12].

Этому способствовали два обстоятельства. С одной стороны, большое количество молодёжи, жаждущей высшего образования, с другой - квалифицированные преподавательские кадры: с началом Гражданской войны на Дальний Восток потянулись беженцы, среди которых было немало преподавателей высшей школы - из Казани, Томска, Петрограда, Москвы и других регионов России. Открытию историко-филологического факультета во многом способствовала и огромная потребность в учителях гимназий, школ, грамотных чиновниках и пр.

У истоков частного историко-филологического факультета стояли «заброшенные» на Дальний Восток Гражданской войной Сергей Михайлович Широкогоров - заведующий отделом антропологии Музея антропологии и этнографии Российской Академии наук, а также преподаватели Восточного Института, 6 профессоров которого вошли в инициативную группу по созданию частного историко-филологического факультета: П. П. Шмидт, Г. В. Подставин, А. В. Гребенщеков, В. И. Кохановский, Н. В. Кюнер, Е. Г. Спальвин (РГИА ДВ. Ф. 226. Оп. 1.Д. 521. Л. 14-16].

Первым деканом частного историко-филологического факультета был Матвей Николаевич Ершов - профессор Казанской духовной академии и приват-доцент Казанского университета (РГИА ДВ. Ф. 226. Оп. 1.Д. 521. Л. 22), впоследствии известный историк и философ.

Преподавательский штат частного историко-филологического факультета состоял из 7 преподавателей и 4 лекторов для чтения лекций и ведения семинаров на первом курсе. На должность штатных преподавателей на первый курс приглашались 4 человека: профессор М. Н. Ершов по кафедре философии; этнограф А. М. Мерварт по кафедре сравнительного языкознания и санскрита с возложением на него чтения курса по истории Греции и практических занятий по латыни; филолог Л. А. Мерварт по кафедре западноевропейской литературы с возложением на неё лекций и практических занятий по сравнительному языкознанию; антрополог С. М. Широкогоров по кафедре сибириеведения с возложением на него лекций и ведения практических занятий по русской истории.

На должность нештатных академических преподавателей приглашалось 3 профессора Восточного института: А. В. Гребенщиков на чтение курса и проведение практических занятий по экспериментальной фонетике; профессор Н. В. Кюнер на чтение курсов и проведение практических занятий по истории Древнего Востока, географии и истории Сибири; профессор П. П. Шмидт на чтение курса по вве-

дению в языкознание. Для занятия языками приглашались 4 лектора: К. А. Котельникова (латынь и греческий язык), А. А. Вегнер (немецкий язык), М. Г. Полевич-Булан (французский язык), И. А. Смит (английский язык) (РГИА ДВ. Ф. 226. Оп. 1.Д. 521. Л. 17-18).

16 октября 1918 г. частный историко-филологический факультет начал занятия в здании Восточного Института. Этот день считается днем рождения высшего исторического образования на Дальнем Востоке России и 16 октября 2018 г. высшее историческое образование на российском Дальнем Востоке отмечает 100-летний юбилей.

На факультете создавалось 10 кафедр: философии, классической филологии, сравнительного языкознания и санскритского языка, русского языка и словесности, славянской филологии, истории всеобщей, русской истории, истории западноевропейских литератур, истории Церкви, теории и истории искусств.

На первом году обучения факультет пополнился новыми преподавателями. На кафедру русского языка и литературы был взят прибывший из Казани Александр Петрович Геогриевский - выпускник историко-филологического факультета Петроградского университета и Петроградского археологического института по специальности архивоведение. На кафедру русской истории поступили А. М. Гневушев -профессорский стипендиат Киевского университета, директор Красноярской второй женской гимназии, знаток истории средневековой Руси и В. М. Грибовский - профессор Томского университета; на кафедру педагогики - магистр богословия, автор работ по педагогике Я. Д. Коблов (РГИА ДВ. Ф. 226. Оп. 1.Д. 521. Л. 34-35).

17 апреля 1920 г Восточный Институт, частный историко-филологический факультет, а также частные юридический и экономический факультеты (последний из структуры частного политехнического института) были объединены в Государственный Дальневосточный университет [4, с. 287]. Превосходные учёные и преподаватели формировали облик научной школы историков того периода:

Георгиевский Александр Петрович - первый декан историко-филологического факультета ГДУ с 1920 г., в том же 1920 г. он возглавлял инициативную группу по созданию Приморского губернского архивного бюро, став основателем и архивного дела в Приморском крае;

Зотик Николай Матвеевич - выпускник Восточного Института и историко-филологического факультета ГДУ, ставший в 1922 г. преподавателем ГДУ, великолепный библиограф, участник инициативной группы по созданию Приморского губернского архивного бюро;

Головачёв Мстислав Петрович - сибиряк-областник, историк российского законодательства, один из основателей Института ориентальных и коммерческих наук в Харбине;

Маракуев Александр Владимирович - директор фундаментальной научной библиотеки ГДУ, один из авторов трудов Краеведческого научно-исследовательского института (КНИИ) при ГДУ;

Никифоров Николай Иванович - автор работ по всеобщей истории, философии истории и по проблемам взаимоотношения русской и западной культур, крупнейший специалист по эпохе Возрождения;

Огородников Владимир Иванович - профессор истории, ректор ГДУ (1923-1925), председатель секции истории и археологии отдела «Человек» Краеведческого научно-исследовательского института

(КНИИ) при ГДУ, член бюро по изучению истории и культуры населения Дальневосточного края;

Трифонов Николай Николаевич - доктор философии, активный сотрудник секции антропологии, этнографии и истории отдела «Человек» КНИИ при ГДУ;

Харнский Константин Андреевич - профессор, научный сотрудник культурно-исторического отдела Краеведческого научно-исследовательского института при ГДУ, читал курсы по истории Японии и многие другие [7, с. 127-129, 136-137, 316-318, 347-348, 490, 520-522].

При всех проблемах существования ГДУ в 1920-е гг. Университету удавалось сохранять преемственность своих научных и педагогических школ, поддерживать их традиции и высокий научный уровень. Эти традиции и преемственность были разрушены в 1939 г., когда Университет был закрыт. К тому времени были репрессированы многие преподаватели, стоявшие у истоков высшего образования на Дальнем Востоке России, в том числе и исторического.

В 1943 г. появился вуз, которому суждено было продолжить эти, казалось бы, безвозвратно потерянные традиции - Владивостокский государственный педагогический институт (ВГПИ). Заслуга в открытии ВГПИ принадлежит Григорию Семеновичу Куцему, на тот момент заведующему Примкрайоно, с 1953 г. - директору ВГПИ.

Одним из организаторов Владивостокского Учительского института, на базе которого был создан Владивостокский государственный педагогический институт, был Сергей Александрович Низяев. Он стоял и у истоков создания исторического факультета ВГПИ, став в 1943 г. первым деканом исторического факультета ВГПИ. За плечами Сергея Александровича уже имелся большой опыт педагогической деятельности. Поэтому одним из основных читаемых им курсов являлась методика преподавания истории в школе. Вместе с тем он был ведущим специалистом по истории Древнего мира.

Выпускниками ВГПИ были те, кого называют в числе своих Учителей представители разных поколений историков, работающих и работавших в ДВФУ Владивостокский педагогический институт окончили в разное время Лидия Алексеевна Демченко, Идея Иосифовна Глущенко, Аркадий Ефимович Ларин (долгие годы возглавлявший кафедру всеобщей истории), Елена Афанасьевна Майорова, Элеонора Васильевна Ермакова (декан и заведующая кафедрой отечественной истории), Андрей Иванович Крушанов (академик, организатор и впоследствии директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН).

На базе Владивостокского педагогического института в 1956 г. усилиями ректора, замечательного историка - Григория Семеновича Куцего был «восстановлен» Университет. Можно утверждать, что судьба Университета повторила судьбу нашей страны и её людей: в 1918-1920-е годы, лавируя между красными и белыми, Университет рождался; в 1930-е годы был репрессирован и впал в забвение, в 1956 г. - реабилитирован и восстановлен в правах.

Доказательством преемственности ДВФУ, в том числе и его исторической школы, стало возрождение и поддержание заложенных когда-то Восточным Институтом и ГДУ традиций. В восстановлении Университета огромную роль сыграли академические связи с крупнейшими вузами страны: Московским государственным универси-

тетом, Ленинградским государственным университетом, Томским государственным университетом. В данных вузах старшее и среднее поколение нынешних историков обучались в аспирантуре, докторантуре, проходили стажировки и ФПК. Для восстановления утраченной после закрытия в 1939 г. библиотеки Университета сюда во Владивосток были переданы в дар книги из библиотеки академика М. Н. Тихомирова.

В 1956 г. Университету утвердили структуру из пяти факультетов: историко-филологический со специальностями история, русский язык и литература; физико-математический со специальностями физика и математика; биологический со специальностями ботаника и зоология; медицинский со специальностями лечебное дело; факультет романо-германской филологии со специальностями английский и немецкий языки.

Однако на протяжении первого десятилетия структура факультетов менялась: отпочковывались новые факультеты и отделения, а некоторые, отпочковываясь, становились самостоятельными. Так в 1958 г. Университет дал путёвку в самостоятельную жизнь медицинскому факультету, который впоследствии превратился во Владивостокский государственный медицинский институт.

В 1959 г. впервые были приняты 25 студентов-правоведов. Открытие правоведения привело к реорганизации историко-филологического факультета, его разделили в 1958 г. на два факультета: филологический и историко-правовой с двумя специальностями: история и правоведение [1, с. 182].

На историческом (историко-филологическом, историко-право-вом) факультете ДВГУ работали выдающиеся дальневосточные историки, доктора исторических наук: Давид Лазаревич Бродянский, Алексей Пантелеевич Деревянко, Андрей Иванович Крушанов, Виталий Владимирович Савастеев Григорий Александрович Унпелев, Анна Григорьевна Черных, Эрнст Владимирович Шавкунов и другие известные учёные и выдающиеся преподаватели.

В 1970-1980-е гг. исторический факультет ДВГУ - кузница кадров историков для всего Дальневосточного региона, как и весь Университет, получил значительное развитие. Постоянно укреплялась материальная база. В 1975 г. переехали в долгожданный новый учебный корпус (Октябрьская, 27, блок «Б»). Кафедры получили отдельные помещения. Были открыты методические кабинеты с литературой, кабинет технических средств обучения, музейная комната. Появилось большое число современных учебных аудиторий. Улучшилось оснащение оборудованием, инвентарём, мебелью.

В 1970-1980-е гг. многократно увеличился библиотечный фонд. Историческая периодика поступала уже и непосредственно на кафедры. Вводом в строй новых общежитий (Пограничная, 26 в 1971 г., Алеутская, 65 в 1978 г.) была решена проблема с жильём для студентов. Студенты-историки, счастливчики в числе немногих факультетов-монополистов поселились тогда и проживали до окончания советского периода в единственном со всеми удобствами общежитии на Алеутской. В феврале 1989 г. факультет вновь справил новоселье в гуманитарном учебном корпусе по Алеутской, 56, что позволило ликвидировать многосменность дневного отделения.

Общую динамичную картину улучшения условий учебы, жизни и быта омрачили лишь два памятных кризиса с водоснабжением в зимы 1967-1968 и 1977-1978 гг. Наиболее трудной была первая из них. Тогда во всем городе вода подавалась лишь на один кран в подвальных помещениях зданий, у которых выстраивались неописуемые очереди. Все прочие удобства были выведены во дворы. Рядом с университетским общежитием был построен длиннющий дощатый туалет с двумя отделениями, просуществовавший до весны. Этот очень значимый объект МЧС был удостоен большого внимания общежит-ских собирателей фольклора, юмористов и поэтов.

Одновременно проходило и организационное укрепление. В 1966 г. прекращён эксперимент с четырёхлетним обучением, устанавливался единый - пятилетний - срок. В итоге в 1970 г. выпуск был только на заочном отделении. В 1974 вдвое - с 25 до 50 чел. - был увеличен приём на дневное отделение. Рост контингента стал основанием для обретения историками самостоятельности. В следующем году историко-правовой факультет был разделён на два: исторический и юридический. Первым деканам истфака стал Степан Григорьевич Григорьев - фронтовик, командир гвардейских миномётов, названных потом «Катюшами», с которыми он прошёл героический путь от Москвы до фашистского логова - Берлина.

Впоследствии факультет возглавляли Рим Мисбахович Самигулин (1978-1987 и 1989-1991 гг.), Элеонора Васильевна Ермакова (19871989 гг.), в 1990-е-2000-е гг. деканами успешно работали Олег Владимирович Сидоренко (1991-2002) и Зинаида Алексеевна Ковалева (2002-2012).

В 1976 г. было открыто вечернее отделение с приёмом 25 человек, ставшее важным подспорьем для молодых людей. Не прошедшие по конкурсу на очное отделение имели возможность поступить на вечернее. После первого курса желающие из числа наиболее сильных заочников могли перейти на очное отделение на вакантные места после отчисления неуспевающих.

В ходе перестройки, в 1988 г., на волне роста общественного интереса к истории, в разовом порядке приём на очное отделение был увеличен на 25 человек. Тогда же состоялось разделение студентов на два направления: педагогическое и научно-производственное. Особых отличий они не имели. На первом была усилена психолого-педагогическая составляющая, на втором - специализация и, что наиболее значимо, существенно увеличено число часов на изучение иностранного языка. На январь 1990 г. общее число обучающихся на факультете составило около 900 человек. С начала 1990-х гг. в образовании ведущую роль стали приобретать рыночные интересы и механизмы их реализации. В 1991 г. было закрыто вечернее отделение. Срок обучения на заочном сокращён с 6 до 5 лет. Контингент обучающихся на Истфаке стал снижаться.

Формирование контингента обучающихся на истфаке в 19701980-е гг. особых проблем не представляло ввиду бесплатного обучения, малого числа гуманитарных специальностей в вузах региона. Без расхода средств на профориентацию, преференции для поступающих из центра страны, престиж ДВГУ и факультета обеспечивал ежегодной поступление до 30-35% студентов из-за пределов края, до 15-20% -из-за пределов Дальнего Востока. На факультете учились студенты из

Читы, Бурятии, Ангарска, Тюмени, Казахстана, Краснодарского края, Молдавии, Черниговской, Хмельницкой и других областей СССР. Во все времена конкурс на «историю» занимал первые три места из 15-20 специальностей ДВГУ при высоком уровне школьной подготовки поступающих.

Но доля «своих» студентов на истфаке была ниже. На истфак поступали не только любители истории. Поступали многие вынужденно из числа желающих стать философами, психологами, социологами, демографами, экономистами, специалистами-международниками и другими. Подготовка таких специалистов в советское время была ограничена как географически (в основном в центре страны), так и по числу вузов. На востоке страны таких не готовили вообще. Это накладывало особую ответственность факультета за специализацию, качество подготовки, реализацию интересов студентов. При кооперации преподавателей кафедр истфака с обществоведами, экономистами, психологами ДВГУ на факультете нередко защищались такие дипломные работы, как: «Об умственных способностях студента-историка», «Влияние природных условий на сельскую экономику центральных и южных районов Приморского края», «Изменение демографической картины в районах строительства БАМа», «Роль общественной работы в воспитании лидерских качеств старшеклассников» и другие. Не случайно, что из выпускников 1970-х-1980-х каждый пятый стал кандидатом или доктором наук, в том числе не только исторических, но и философских, социологических, политических, экономических, педагогических и пр. Такая палитра интересов не свойственна выпускникам ни одного из гуманитарных факультетов ДВГУ-ДВФУ

С конца 1950-х гг. в ДВГУ постоянное внимание уделялось подготовке преподавателей и повышению их квалификации. Использовались такие формы, как направление студентов для завершения обучения на стажировку и в аспирантуру в Томский, Уральский университеты, но, как правило, в центральные вузы страны. В 1970-х-1980-х гг. прошли обучение в аспирантуре ведущих исторических школ страны и защитили диссертации: в МГУ - Г. А. Казачун, Ю. И. Курбатов, В. Б. Хлебникова; в ЛГУ -А. В. Берёзкин, Е. Ю. Тимофеева, И. К. Авилова, В. А. Печёнкина, О. В. Сидоренко; в ТГУ - Н. А. Троицкая. Собственную аспирантуру ДВГУ окончили: Р. М. Самигулин, В. В. Совастеев, А. Г. Унпелев, С. С. Балдин. В порядке соискательства защитили диссертации работающие преподаватели: Д. Л. Бродянский, Г. С. Сараджан, Е. А. Лыкова, Э. Н. Осокина.

В результате, если в 1968 г. доля «остепенённых» преподавателей составлял около 50%, то в 1982 г. - 76,2%, а в 1987 - 82,6% (при среднем в ДВГУ - 61,5%). Каждый преподаватель раз в пять лет проходил обязательное четырёхмесячное обучение на ФПК МГУ. Значимость последнего была неоценимой ещё и в силу сосредоточения в столице основных госархивов, главных книгохранилищ, объектов культурно-исторического назначения. Это позволяло сделать значительный задел при работе над диссертациями, написанием монографий, разработке новых спецкурсов.

Основными проблемами в подготовке кадров являлась подготовка докторов наук. Это было связано с отдалённостью основной источ-никовой и литературной базы (Томск, Москва, Ленинград), крайне

ограниченным числом диссертационных советов: от Владивостока до Байкала - один совет, трудностями в опубликовании монографий. В итоге, если в 1960-е г. было защищено 2 докторские диссертации, то в 1970-х - 0, в 1980-х - 1. Тем не менее в целом по качеству преподавательского состава исторический факультет занимал призовые места в Университете.

Это сказывалось на успеваемости, возраставшей как по промежуточной, так и итоговой аттестациям. За 1982-1987 гг. качественный показатель по сессиям вырос на 12% и составил 61,5% - самый высокий по Университету. По госэкзаменам (история КПСС и научный коммунизм) рост составил в среднем 7%.

Повышению качественных показателей способствовали и совершенствование учебных планов (постоянное увеличение числа спецкурсов, объёма семинарских занятий) высокая активность студентов, демократические принципы управления (тесная связь администрации и кафедр с различными общественными организациям). На факультет постоянно приглашались учёные из ведущих научных центров и вузов. Студенты встречались и слушали лекции академиков И. Д. Ковальченко, А. П. Окладникова, А. И. Крушанова, Е. М. Примакова, профессоров МГУ, ЛГУ, Институтов истории АН СССР.

Нельзя не отметить довольно высокую внеаудиторную нагрузку на студентов и преподавателей. Студенты занимались уборкой картофеля в сентябре, работали на овощебазах с сентября по март, на хлебозаводах и колбасных фабриках 7-8 ноября, дежурили в ДНД (добровольных народных дружинах), участвовали в бесконечных месячниках и субботниках по уборке закреплённой и иной территорий, уборке снега. Периодически привлекались к работам по завершению строительства университетских и городских объектов (к/т «Океан», цирк, Дом пионеров и др.). С ними всегда были преподаватели. По-разному можно оценить эту деятельность. Это, конечно, отвлекало студентов от учёбы в сентябре, самостоятельной работы в течение года. С другой стороны, расширяло их кругозор, позволяло заглянуть в мир основ производства, экономики, управления и др., что так важно для любого будущего специалиста.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. перед историческим сообществом встали сложнейшие задачи перестройки образования, связанные с изменением политики страны в области подготовки специалистов-гуманитариев в высших учебных заведениях, обеспечением процесса обучения современной материально-технической базой, научной и методической литературой, отходом от догматического толкования прошлого. С февраля 1993 по 2000 г. исторический факультет ДВГУ возглавляли Олег Владимирович Сидоренко (декан) и Андрей Павлович Ботнарь (зам. декана).

Политика гласности, обсуждение всеми слоями общества ранее закрытых тем отечественной истории потребовали от коллектива исторического факультета кардинального пересмотра своей работы.

Традиции исторического факультета, сильный кадровый состав (в 1992 г. более 78% преподавателей имели учёные степени и звания) позволили в сжатые сроки перестроить учебный процесс и добиться ощутимых результатов. В 1994 г. на факультете появились две новые специальности «Регионоведение» и «Философия», было открыто

философское отделение. По специальности «Регионоведение» была разработана специализация «историк-регионовед по англоязычным странам Азиатско-Тихоокеанского региона» (США, Австралия, Новая Зеландия, Канада). В конце 1990-х началась подготовка специалистов по специальностям «Теология» и «Религиоведение».

Подготовка специалистов по новым направлениям потребовала структурных изменений. В состав факультета (с 1994 г. - факультет истории и философии) вошли 5 новых кафедр: философии, культурологи, политической истории, кафедра археологии, этнографии, истории мировой культуры и кафедра теологии и религиоведения.

Открытие новых специальностей и специализаций позволило коллективу преподавателей и сотрудников сохранить контингент студентов, улучшить материальную базу, значительно усилить научно- исследовательскую и учебно-методическую работу.

В 1990-е г. обучение на факультете истории и философии велось по пяти специальностям: история, философия, регионоведение, религиоведение, культурология по двум специализациям: историк-педагог, историк-исследователь. По всем специальностям приём осуществлялся на дневное и заочное обучение.

О качестве подготовки специалистов свидетельствует тот факт, что 6 студентов проходили стажировку в Калифорнийском государственном университете (США, Сакраменто), двое из них защитили магистерские диссертации, несколько человек обучались в Открытом европейском университете.

Ежегодно студенты принимали участие в региональных конференциях, получая высокие оценки за результаты научной деятельности. Более 50% дипломных работ защищались на основе научно-исследовательских изысканий.

В 1990-е гг. преподаватели факультета истории и философии защитили две докторские и четыре кандидатские диссертации, что позволило значительно повысить качество обучения, открыть аспирантуру по философии, всеобщей истории, археологии (аспирантура по отечественной истории была открыта в 1986 г.).

Особый вклад в развитие факультета внесли профессора Э. В. Ермакова, Э. В. Шавкунов, В. В. Совастеев, Д. Л. Бродянский, принимавшие активное участие в разработке новых учебных курсов, организации международных конференций, получивших признание за рубежом.

Нельзя не упомянуть профессоров И. И. Глущенко, К. Ф. Лыкова, С. В. Плохих, Е. А. Лыкову, А. А. Биневского, Р. М. Самигулина, Н. А. Троицкую, Г. П. Куликова, доцентов В. Н. Кравцова, Ю. И. Курбатова, Л. А. Демченко, С. М. Дударёнок, Г. А. Казачун, Н. Л. Малинину, И. К. Авилову, старших преподавателей А. П. Ботнаря, А. А. Щербину, Л. Л. Столетневу, чей жизненный опыт, знание традиций высшей школы, высокий профессионализм оказали решающее влияние на развитие гуманитарных наук в ДВГУ, прежде всего в структуре факультета истории и философии.

Традиции исторического образования, сбалансированный кадровый состав позволили в то непростое время полностью переработать учебные курсы, программы спецсеминаров, учебных и производственных практик.

Особое внимание коллектив факультета уделял вопросам методологии исторической науки, внедряя в учебный процесс новые подходы к изучению проблем отечественной и всеобщей истории.

С 1992 г. исторический факультет получил возможность знакомиться с опытом подготовки историков за рубежом. Именно тогда был заключён договор о сотрудничестве, во многом благодаря помощи А. В. Александрова, с Калифорнийским университетом (Сакраменто, США), что позволило 6 нашим студентам получить международные сертификаты в 1993 г. В 1996 г. кафедра археологии, этнографии, истории мировой культуры выиграла грант на стажировку в Мэрилендском университете (США), где преподаватели и студенты получили благожелательные отзывы зарубежных коллег по итогам командировки. В 1990-е гг. профессор Галина Ивановна Каневская установила связи с университетами Австралии, КНР, активно занимаясь проблемами русской эмиграции.

В 1992-1997 гг. были заключены договоры о сотрудничестве с Российским государственным историческим архивом Дальнего Востока, школами Владивостока, Высшим колледжем корееведения, что, несомненно, способствовало повышению качества образования и предоставило возможности для прохождения практик студентам-историкам и получения ими дополнительных знаний.

При госаттестации ДВГУ в 1998 г. эксперт Министерства образования и науки указала, что... при наличии профильных факультетов выпускники истфака 1960-х-1980 х гг., кроме своего, возглавляют 5 других факультетов вуза (журналистики, политических наук, экономический, социального менеджмента, менеджмента и бизнеса), за пределами своего факультета являются руководителями восьми кафедр. При этом как положительный момент отмечался высокий уровень подготовки историков, и как недочёт - отсутствие среди руководителей указанных структур лиц с базовым образованием. Показательно и то, что именно Истфак во многом явился основой для открытия в ДВГУ в 1990-е гг. новых гуманитарных специальностей.

В последующие годы названия факультета неоднократно менялись: историко-филологический, историко-правовой, исторический, истории и философии. С 2000 г. исторический факультет входит в структуру Института истории и философии, а с 2007 г. в Институт истории, философии и культуры ДВГУ. В 2010 г. в результате объединения четырёх ведущих вузов Дальнего Востока: Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ) и Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ) - был сформирован Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), и с этого времени историческое образование реализуется в Школе гуманитарных наук ДВФУ, в 2018 г. Школа гуманитарных наук ДВФУ была преобразована в Школу искусств и гуманитарных наук.

До 2016 г. подготовка историков в Школе гуманитарных наук ДВФУ осуществлялась двумя кафедрами: кафедрой отечественной истории и архивоведения (зав. кафедрой доктор ист. наук, профессор Дударёнок Светлана Михайловна) и кафедрой всеобщей истории, археологии и антропологии (зав. кафедрой доктор ист. наук, член-корреспондент РАН Крадин Николай Николаевич). В 2016 г. в резуль-

тате очередной реорганизации структуры Школы путём объединения вышеуказанных кафедр был создан Департамент истории и археологии, где в настоящее время реализуется подготовка студентов по направлению «История».

На базе кафедры отечественной истории и архивоведения до последнего времени работали два научно-образовательных центра (НОЦ): «Российский Дальний Восток в истории и культуре стран Азиатско-Тихоокеанского региона» и «Религия в истории и культуре стран Азиатско-Тихоокеанского региона», созданные приказом ректора ДВГУ в 2010 г. Руководителем НОЦ являлась зав. кафедрой отечественной истории и архивоведения доктор ист. наук, профессор Дударёнок С. М.

В рамках работы НОЦ кафедра отечественной истории и архивоведения провела ряд значимых международных и региональных научных мероприятий. Среди них: международная научная конференция «Гражданская война и иностранная интервенция на Российском Дальнем Востоке: уроки истории», посвящённая 90-летию окончания Гражданской войны и иностранной интервенции (Владивосток, 25-27 октября 2012 г.); международный научно-исследовательский семинар «Актуальные проблемы гуманитарных наук и образования в социокультурном пространстве АТР» (Владивосток, 15 ноября

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 г.); круглый стол «Национально-государственное строительство СССР: уроки истории», посвященный 90-летию образования СССР (Владивосток, 21 декабря 2012 г.); международная научная конференция «Историческое образование на российском Дальнем Востоке: проблемы преподавания истории на современном этапе», посвященная 95-летию высшего исторического образования на российском Дальнем Востоке (Владивосток, 18-19 ноября 2013 г.); международная научная конференция «Владивосток - точка возвращения: прошлое и настоящее Русской эмиграции» (Владивосток, 6-8 октября

2014 г.); международный научный семинар «Религия в современном мире» (Владивосток, 17-19 июня 2014 г.); международный форум «Великая Отечественная и Вторая мировая войны: дальневосточное измерение», посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны (Владивосток, 19-21 октября 2015 г.); круглый стол, посвященный 111-летию Первой русской революции и 110 летию открытия Первой Государственной Думы (Владивосток, 27-28 апреля 2016 г.); II международная научная конференция «Владивосток - точка возвращения: прошлое и настоящее Русской эмиграции» (Владивосток, 12-14 октября 2016 г.).

В рамках работы НОЦ «Религия в истории и культуре стран Азиатско-Тихоокеанского региона» вышли в свет ряд справочных и монографических исследований, в которых рассматривается роль и место религии в истории и культуре российского Дальнего Востока и стран АТР [2; 6].

Наиболее успешным проектом НОЦ «Российский Дальний Восток в истории и культуре стран Азиатско-Тихоокеанского региона» была подготовка и издание первого в Российской Федерации учебного пособия для студентов высших учебных заведений «История Дальнего Востока России» [5]. Данное учебное пособие заинтересовало наших

зарубежных коллег. В 2015 г. оно было переведено на корейский язык и стало использоваться в Республике Корея в учебном процессе.

Нам представляется, что региональная история должна быть и оставаться приоритетным направлением исторических исследований в любом региональном вузе. Для российского Дальнего Востока это является особо актуальным при наличии двух мощных историографических школ: японской и китайской, которые подогревают в сознании своих граждан «справедливость» территориальных претензий к РФ со стороны Японии и убеждённость граждан КНР в «несправедливости» Пекинского договора. Однако нынешняя ориентация руководства Департамента истории и археологии ШИГН ДВФУ на изучение истории России и российского Дальнего Востока в контексте истории стран АТР (по мнению руководства, Россия часть АТР и собственной истории она не имеет) привело к тому, что слово «Россия» или словосочетание «российский Дальний Восток» были просто убраны из перечня приоритетных направлений научных исследований историков ДВФУ, что, как мы думаем, является не просто неправильным, но политически вредным.

С начала непрерывного исторического образования в регионе (1943 г.) университетом подготовлено около 4,8 тыс. специалистов, занятых в сфере образования, науки, в органах государственного и муниципального управления, ФСБ, МВД и т. д. Из числа выпускников истфака 1960-1980-х годов каждый пятый стал кандидатом или доктором наук, в том числе философских, социологических, экономических, политических, педагогических и др. Более 80% сотрудников Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН - выпускники нашего истфака!

Итак, становление исторического образования началось в Восточном Институте, продолжилось в частном историко-филологическом факультете, ГДУ, ВГПИ, ДВГУ и продолжает развиваться в Дальневосточном федеральном университете. В истории становления и развития исторического образования воедино слились прошлое, настоящее и будущее.

Мы благодарны прошлому, в котором закладывались традиции исторического образования. Мы благодарны настоящему, которое дало могучий импульс развитию исторического образования и исторической науке. Мы входим в будущее с большим потенциалом в области учебной и научной деятельности.

Департамент истории и археологии Школы искусств и гуманитарных наук (ШИГН) ДВФУ, где в настоящее время реализуется подготовка студентов по направлению «История» - наследник исторических кафедр и исторических традиций частного историко-филологического факультета, ГДУ, ВГПИ, ДВГУ.

В структуру Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, помимо Департамента истории и археологии, входят три научных центра: Центр археологических исследований «Бохай»; Дальневосточный Центр изучения США и Канады; Центр исследования миграционных процессов на Дальнем Востоке России и в странах АТР.

Образовательный процесс по направлению «История», реализуемый в ШИГН, имеет три уровня подготовки: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Направление подготовки бакалавров 46.03.01 «История», профиль «История России» и магистров 46.04.01, маги-

стерская программа «История российского Дальнего Востока и историографические аспекты её изучения» в 2015 г. первыми в Российской Федерации прошли международную аккредитацию. Теперь наши дипломы признаются в большинстве стан Азиатско-Тихоокеанского бассейна!

В Дальневосточном федеральном университете действует диссертационный совет по защитам диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук по специальности 07.00.02 -«Отечественная история» и 07.00.03 - «Всеобщая история» (Совет Д 212.056.19), а в Школе искусств и гуманитарных наук - аспирантура и докторантура по направлению «Исторические науки и археология», а также функционирует журнал «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке», входящий в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ для публикации основных результатов кандидатских и докторских диссертаций. В 2014 г. в ШИГН создано региональное отделение Российского общества интеллектуальной истории, а в 2016 -Региональное отделение Российского исторического общества.

С целью повышения качества подготовки историков ШИГН ДВФУ активно сотрудничает с академическими структурами: Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток), Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (Новосибирск), Институтом всеобщей истории РАН (Москва), с журналом «Вопросы философии» Президиума РАН (Москва) и др.

Необходимо отметить, что проходной балл на направление «История» в ШИГН ежегодно растёт. Так, в 2011 г. он составлял 168 баллов, в 2017 г. проходной балл увеличился до 211, что является свидетельством повышения привлекательности исторического образования среди абитуриентов ДВФУ

В Школе искусств и гуманитарных наук ДВФУ три исторические магистерские программы: «История российского Дальнего Востока и историографические аспекты её изучения»; «Археология» и «Антропология стран Азиатско-Тихоокеанского региона».

Преподаватели-историки ДВФУ активно занимаются пропагандой исторических знаний в рамках реализации ряда ежегодных проектов. Это мастер-классы для учащихся 9-11 классов средних школ города Владивостока (еженедельно по средам с 15.30 до 17.00 час.); предметные олимпиады по истории, в том числе проведение финального тура Всероссийской олимпиады школьников «Ломоносов» (с 2009 г.), в которой ДВФУ выступает в качестве региональной площадки; ежегодная олимпиада школьников «Океан знаний»; научно-практические конференции, конкурсы, семинары, тематические вечера с учащимися общеобразовательных школ г. Владивостока («Моя страна - моя Россия: истории российской государственности посвящается...»); организация постоянно действующей экспозиции, рассказывающей о ДВФУ и об обучении на направлении подготовки «История», в частности, при проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников «Российский интеллект» в ВДЦ «Океан»; организация и проведение на площадках ДВФУ Всероссийского фестиваля науки; проведение учебно-тренировочных сборов для учащихся 8-10 клас-

сов образовательных учреждений города Владивостока; проведение курсов повышения квалификации для учителей города и края и др.

Научные конференции для исторического факультета всегда были традицией, «связующим звеном» между разными поколениями историков. В конференциях, проводимых историками ДВФУ, принимают участие выпускники исторического факультета разных лет, состоявшиеся исследователи и начинающие историки - магистранты и аспиранты. Наши выпускники приезжают в свою alma mater со многих концов страны и из-за рубежа, они помнят и любят свой истфак, который дал им путёвку в жизнь.

Историческое образование в ДВФУ празднует свой СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ! Мы вспоминаем о тех, кто создавал исторический факультет, ставший одним из ведущих исторических факультетов нашей страны и кузницей кадров для всего Дальнего Востока.

Праздник - это минутная остановка, как говорил великий российский историк В. О. Ключевский, чтобы осмотреться, перевести дух, оглянуться на пережитое, сосчитать прожитые годы и проверить направление движения.

Литература

1. Дальневосточный государственный университет. История и современность. 1899-1999. - Владивосток: Изд-во Даль-невост. ун-та, 1999. 704 с.

2. Дударёнок С. М., Сердюк М. Б. История протестантских церквей Приморского края (XIX-XX вв.). (монография). - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2014. 596 с.

3. Ермакова Э. В. Становление исторического и филологического образования на Дальнем Востоке // 85 лет высшему историческому и филологическому образованию на Дальнем Востоке России: материалы научной конференции 4-5 марта 2003 г. Часть 1. Сборник трудов Института истории и философии ДВГУ. Материалы научной конференции. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. 508 с. С. 3-12.

4. История Дальневосточного государственного университета в документах

и материалах. 1899-1939. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 628 с.

5. История Дальнего Востока России: учеб. пособие / С. М. Дударёнок, Е. А. Лыкова, С. В. Батаршев [и др.]; Дальневосточный федеральный университет, Школа гуманитарных наук; [отв. ред. С. М. Дударёнок, Ф. Е. Ажимов]. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2013. 320 с.

6. Религиозные организации Дальневосточного федерального округа. Словарь-справочник / [С. М. Дударёнок и др]. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. 580 с.

7. Профессора Дальневосточного государственного университета. История и современность. 1899-2008 / С. М. Дуда-рёнок, Э. В. Ермакова, Е. А. Поправко, И. К. Капран и др. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. 584 с.

Svetlana M. DUDARENOK

Ph. D. (in History), Professor, History and Archaeology Department, School of Humanities, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia) E-mail: dudarenoksv@gmail.com

To the Jubilee of the FEFU Faculty of History

UDC 93/94 doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-3/13-27

The article is devoted to the history of the formation and development of higher historical education at the oldest University of the Russian Far East - Far Eastern Federal University (FEFU, or DVFU ). Training of historians has been carried out at different stages of the University existence: having started at Oriental Institute, it continued at State Far Eastern University (SFEU, or GDU), Vladivostok State Pedagogic Institute (VSPI, or VGPI ), and Far Eastern State University (FESU, or DVGU), and it keeps evolving at the Far Eastern Federal University (FEFU, or DVFU). At the origins of the private Department of History and Philology (1918), which two years later became part of the GDU (1920), Far Eastern anthropologists, historians, orientalists, philologists, and historians stood «abandoned» in the harsh conditions following the destructive Civil War. In 1939 the University was disbanded, and many teachers were repressed. In 1943, VSPI was established, with a Faculty of History being part of it. Since that time, historical education has been developing continuously in Vladivostok. Each stage has contributed its specifics to the process of training historians; however the pride of FEFU Faculty of History has always been its teachers and students.

historical education, Oriental Institute, State Far Eastern University, Vladivostok State Pedagogic Institute, Far Eastern State University, teachers, students

For citation: Dudarenok S. M. To the jubilee of the FEFU faculty of history // Oriental Institute Journal. 2018. № 3. P. 13-27. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-3/13-27

References

1. Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj universitet. Istoriya i sovremennost'. 18991999. - Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 1999. 704 s.

2. Dudaryonok S. M., Serdyuk M. B. Istoriya protestantskikh tserkvej Primorskogo kraya (XIX-XX vv.). (monografiya). -Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2014. 596 s.

3. Ermakova EH. V. Stanovlenie istoricheskogo i filologicheskogo obrazovaniya na Dal'nem Vostoke // 85 let vysshemu istoricheskomu i filologicheskomu obrazovaniyu na Dal'nem Vostoke Rossii: materialy nauchnoj konferentsii 4-5 marta 2003 g. CHast' 1. Sbornik trudov Instituta istorii i filosofii DVGU. Materialy nauchnoj konferentsii. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2003. 508 s. S. 3-12.

4. Istoriya Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta v

dokumentakh i materialakh. 1899-1939. -Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 1999. 628 s.

5. Istoriya Dal'nego Vostoka Rossii: ucheb. posobie / S. M. Dudaryonok, E. A. Lykova, S. V. Batarshev [i dr.]; Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, SHkola gumanitarnykh nauk; [otv. red. S. M. Dudaryonok, F. E. Azhimov]. - Vladivostok: Dal'nevost. federal. un-t, 2013. 320 s.

6. Religioznye organizatsii Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga. Slovar'-spravochnik / [S. M. Dudarenok i dr]. - Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2010. 580 s.

7. Professora Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya i sovremennost'. 1899-2008 / S. M. Dudaryonok, EH. V. Ermakova, E. A. Popravko, I. K. Kapran i dr. - Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2009. 584 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.