Научная статья на тему 'Частный историко-филологический факультет: у истоков становления профессионального исторического образования'

Частный историко-филологический факультет: у истоков становления профессионального исторического образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОД / ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СЛУШАТЕЛЬ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / HISTORICAL EDUCATION / ACADEMIC YEAR / DEPARTMENT OF HISTORY / FACULTY / STUDENT / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самигулин Рим Мисбахович

Статья посвящена созданию и деятельности первого учебного заведения высшего исторического образования на Дальнем Востоке России частного историко-филологического факультета, становлению исторических научно-педагогических школ в стенах ГДУ-ДВГУ-ДВФУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private faculty of history and linguistics: the origins of professional historical education in the Russian Far East

Private faculty of history and linguistics: the origins of professional historical education in the Russian Far East. R.M. SAMIGULIN (Far Eastern Federal University). The article is devoted to the development and activity of the first institute of higher historical education in the Russian Far East private faculty of history and linguistics. The author traces the establishment of scientific schools of historical thought within State Far Eastern University Far Eastern National University Far Eastern Federal University.

Текст научной работы на тему «Частный историко-филологический факультет: у истоков становления профессионального исторического образования»

УДК 378(571.6):947 Р.М. Самигулин*

ЧАСТНЫЙ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ:

У ИСТОКОВ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Статья посвящена созданию и деятельности первого учебного заведения высшего исторического образования на Дальнем Востоке России - частного историко-филологического факультета, становлению исторических научно-педагогических школ в стенах ГДУ-ДВГУ-ДВФУ

Ключевые слова: историческое образование, академический год, исторический факультет, преподаватель, слушатель, учебный план.

Private faculty of history and linguistics: the origins of professional historical education in the Russian Far East. R.M. SAMIGULIN (Far Eastern Federal University).

The article is devoted to the development and activity of the first institute of higher historical education in the Russian Far East - private faculty of history and linguistics. The author traces the establishment of scientific schools of historical thought within State Far Eastern University

- Far Eastern National University - Far Eastern Federal University.

Key words: historical education, academic year, department of history, faculty, student, curriculum.

С открытия в 1899 г. во Владивостоке Восточного института начинается история высшего образования в регионе. Новый вуз за короткое время показал себя способным работать с большой пользою для края и отечества, ярко проявил себя в годы Русско-японской войны, стал заметным в международном образовательном пространстве как один из центров практического востоковедения. Но при всей своей популярности институт оставался узкопрофильным учреждением и не мог удовлетворить растущих потребностей Дальнего Востока в специалистах.

Малоизученный, но достаточно интенсивно развивающийся окраинный российский регион остро нуждался в высококвалифицированных кадрах, в т. ч. в гуманитариях широкого профиля. Они были необходимы не только в области образования, но и в других отраслях социальной жизни, в научноисследовательской сфере - в изысканиях по истории

и антропологии, этнографии и филологии, в устройстве и укреплении органов государственной власти. Ввиду названных обстоятельств, преподавателями Восточного института дважды, в 1910 и 1916 гг., поднимался вопрос об открытии университета. Организационно их идея опиралась на Устав российских университетов 1884 г., согласно которому в структуре каждого университета полагалось иметь четыре факультета: историко-филологический, физикоматематический, юридический и медицинский. Исключением из правил был Санкт-Петербургский университет, в котором надлежало быть особому факультету восточных языков. Поэтому инициаторы создания университета во Владивостоке считали, что здесь он может быть создан по аналогичной со столичным вузом схеме, ведь восточный факультет, вокруг которого должны появиться остальные четыре факультета, уже имелся.

*САМИГУЛИН Рим Мисбахович, кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и архивоведения Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета.

E-mail: samigulin1942@mail.ru © Самигулин Р.М., 2013

Революция 1917 г. и последовавшая затем Гражданская война эту идею не заглушили, а, как ни странно, укрепили. Закрытие путей для получения высшего образования молодежью в центре России, вымывание войной на территории сопредельных государств уже имеющегося интеллектуального потенциала еще более обостряли кадровую проблему.

Миграционные волны, вызванные Гражданской войной, прокатываясь через сибирские области, выносили к берегам восточного океана пестрые по социальному составу группы людей, в среде которых было много широко образованных представителей интеллигенции. В целом это не меняло общей ситуации края, ибо для большей части из прибывавших Владивосток оставался последним географическим пунктом и, к сожалению, транзитным. Вместе с тем большое значение имело хотя и временное появление в городе специалистов различных областей знаний, в т. ч. преподавателей-гуманитариев и сотрудников научных учреждений из Центральной России (философов, филологов, юристов, этнографов и др.). Это обстоятельство послужило благодатной почвой для формирования общественного мнения в поддержку открытия университета. Определены были и первые практические шаги на пути к реализации данной инициативы: создание самостоятельных

частных факультетов.

Осенью 1918 г. во Владивостоке был создан Комитет по учреждению частного историкофилологического факультета (далее - Комитет) во главе с сотрудником Музея антропологии и этнографии Российской академии наук, известным ученым С. М. Широкогоровым. В Комитет, состоящий из 18 человек, вошли профессора Восточного института, руководители учебных заведений города, представители власти, предприниматели, способные оказать факультету финансовую помощь. Комитетом была проделана большая работа по изысканию средств на содержание факультета, помещений для занятий, подбору преподавательских кадров, организации приема студентов и др.

В конце сентября состоялось первое заседание Совета факультета, где был избран его декан

- философ М.Н. Ершов, а 4 октября принят Временный устав историко-филологического факультета, состоящего из двух отделений: исторического и словесного. Занятия на факультете начались 16 октября 1918 г. Помещения для них были выделены Восточным институтом. В 1918-1919 академическом году к учебе на факультете приступили 140 студентов, из них 86 действительных слушателей и 54 вольнослушателя. Открытие факультета стало заметным явлением в жизни не только города, но и края. 75% слушателей факультета первого набо-

ра были выходцами из Приморской, Амурской областей и полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги.

Образовательный процесс на факультете осуществлялся по учебным планам и программам историко-филологических факультетов российских университетов. По ним для слушателей исторического и словесного отделений было определено много общих обязательных и специальных курсов. В числе обязательных были следующие курсы: введение в филологию, история древней философии, введение в языкознание, история и география Сибири, этнография Сибири. Историками изучались история Древнего Востока, история Греции, история России, археология Сибири. Предусматривалось также изучение курсов истории искусств, политэкономии, методологии истории. Подготовка слушателей осуществлялась по двум специализациям: всеобщая история или русская история. Обучение завершалось написанием выпускной работы (кандидатского сочинения) (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока, далее РГИА ДВ. Ф. 226.1. Оп. 1. Д. 521. Л. 28). В соответствии с учебными планами создавались и кафедры: всеобщей истории, русской истории, истории Церкви, теории и истории искусств. Планировалось также открытие кафедр сибириеведения и педагогики. [1, с. 8]

К преподаванию на факультете на основе конкурсного набора допускались: «а) лица, имеющие право преподавания в высших правительственных (государственных) школах России, то есть имеющие звание профессора или приват-доцента, а также б) лица, известные своими учеными трудами или опытностью в деле академического преподавания» (РГИА ДВ. Ф. Р-289. Оп. 1. Д. 10. Л. 55).

Уже первый учебный год факультет начал с достаточно квалифицированным составом профессоров и лекторов, способным обеспечить необходимую подготовку студентов по гуманитарному профилю. Качество обучения было непосредственно связано с научной работой преподавателей. Этому способствовали издание научного журнала «Ученые записки историко-филологического факультета», работа студенческих научных кружков под руководством преподавателей.

Большие усилия прилагались факультетом и его библиотекарем Л.А. Мерват по формированию собственной библиотеки. За два года работы было приобретено 753 тома литературы разнообразного содержания, часть из которых была приобретена, часть - поступила в качестве пожертвований [1, с. 10].

В целом первые шаги историко-филологического факультета свидетельствовали о том, что фор-

мируется учреждение, отвечающее требованиям учебного заведения высшего профессионального образования. В 1919 г. Министерство народного просвещения правительства Колчака признало факультет, впредь до учреждения Госуниверситета, высшим частным учебным заведением с правами для учащихся и выделило ему денежную субсидию в 90 тыс. руб. (РГИА ДВ. Ф. 226. Оп. 1. Д. 521. Л. 44). Последнее было исключительно важным. К началу 1919 г. факультет оказался практически без средств. Из обещанных кабинетом Временного правителя генерала Д. Хорварта 120 тыс. руб. на текущий академический год Комитет успел получить лишь 30 тыс. руб., так как кабинет прекратил свою деятельность. Комитет обратился к местным торгово-промышленным фирмам и отдельным лицам с просьбой об оказании факультету денежной поддержки. И такая помощь была оказана. От фирм «Торговый дом Кунст и Альберс», торговый дом «Преемники И. Я. Чурин и Ко», «Касьянов и Ко», «Наследники Л. Ш. Скидельского», поступило по 10 тыс. руб. По 5 тыс. руб. выделили А. Г. Свидер-ский, Торговый дом «Стахеев и бр. Люри», торговый дом «Бр. Синкевич». Подобная поддержка со стороны частных фирм и лиц оказывалась и в последующем. [2, с. 274].

Нельзя не отметить, что организаторы и руководители факультета, несмотря на уже начавшуюся Гражданскую войну, весьма положительно оценивали обстановку, в которой происходило становление нового учебного заведения. Так, в «Информации об открытии Историко-филологического факультета с приглашением преподавателей» от 26 октября 1918 г., отправленной циркулярно на имя ректоров семи центральных и сибирских университетов страны, отмечалось: «Условия жизни во Владивостоке в настоящий момент можно считать благоприятными в сравнении с условиями в Европейской России. Съестные припасы и мануфактура имеются, затруднителен только квартирный вопрос. В городе и дачных местах абсолютная безопасность» [2, с. 266]. Вместе с тем, благоприятные перспективы для дальнейшей деятельности, создания университета они связывали с изменением политической обстановки в стране, утверждением в ней единой, как отмечал С.М. Широкогоров, государственной власти. Причем подразумевалось, что власть эта будет не советской. 7 мая 1919 г. газета «Эхо» писала: «По мнению декана факультета М.Н. Ершова, научными силами факультет, безусловно, будет обеспечен. Особенно, если произойдет освобождение центра России, как Казани, Москвы, Петрограда и т. п. [3]». Такая оценка происходящего гуманитариями, обществоведами вовсе не свидетельствовала

о каких-либо политических пристрастиях людей, для которых главным делом в жизни была образовательная и научная деятельность.

Подводя итоги первого академического года, Совет факультета с удовлетворением отмечал, что среди учащихся преобладает элемент, искренне и серьезно стремящийся к знанию: «Потребность в гуманитарном образовании, несмотря на практический уклад жизни края, чувствуется сильно» [3].

Вместе с тем становление нового учебного заведения проходило с немалыми трудностями. Крайне недостаточно учебных и научных пособий. Факультет не имел собственных помещений для занятий, общежития для слушателей. Необеспеченность многих слушателей отнимала у них значительную часть времени для добывания средств на свое содержание (оплаты обучения, жилья, питание и т.д.), вынуждала прекращать учебу. Большая часть студентов отчислялась в связи с мобилизацией в армию Колчака. К концу первого академического года из 140 слушателей, зачисленных на первый курс, осталось 80 чел. [3]. По этим же причинам число принятых на 1919-1920 учебный год снизилось и составило 110 чел. (РГИА ДВ. Ф. 226. Оп. 1. Д. 521. Л. 44). Недостатком являлась нестабильность в руководящем составе. Уже через семь месяцев были переизбраны заместители председателя Комитета и секретарь. Отказавшегося от обязанностей декана факультета М.Н. Ершова временно сменил П.П. Шмидт, новым секретарем факультета был назначен А.П. Георгиевский. Новым библиотекарем избран профессор Казанской Духовной академии протоиерей Ф.П. Успенский.

Особые трудности вызывало обеспечение преподавательскими кадрами. С увеличением числа курсов и слушателей потребность в них возрастала. В то же время в связи с ухудшением условий жизни мобилизацией в белую армию, подчас в течение учебного года происходила вынужденная смена профессоров и лекторов, в основном за счет прибывших из других регионов страны. Совет Восточного института, имеющего двадцатилетний опыт научно-образовательной деятельности в регионе, в конце 1919 г. отмечал: «Историко-филологический факультет составился в своем ядре из штатных преподавателей из разнородных элементов, случайно собравшихся здесь, ничем не связанных и не знакомых с краем» (РГИА ДВ. Ф. 226. Оп. 1. Д. 534. Л. 19-19 об.). Такая оценка Восточным институтом своих коллег во многом была верной. Но она не характеризовала квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава факультета, который в основном отвечал необходимым требованиям. Значительная часть его была пред-

ставлена лицами из числа известных в стране специалистов и целевым образом приглашена на работу Советом факультета.

Комитет и Совет факультета проявили большую активность по созданию в крае университета, первый проект которого был представлен ими Омскому правительству в июле 1919 г. Ряд членов Комитета в целях ускорения этого процесса вошли в его состав по учреждению частного юридического факультета, открытого во Владивостоке в ноябре 1919 г. Совместные усилия двух Комитетов и Совета Восточного института увенчались успехом уже после падения колчаковской власти. 17 апреля 1920 г. Временное правительство Дальнего Востока - Приморская земская управа - приняла Постановление № 220 об учреждении Государственного дальневосточного университета (ГДУ) в составе факультетов: восточного, историко-филологического и общественных наук (юридическо-экономического), преобразованных соответственно из Восточного института, частного историко-филологического факультета и образованного путем слияния частного юридического факультета с экономическим факультетом частного Владивостокского политехнического института (РГИА ДВ. Ф. Р-289. Оп. 1. Д. 10. Л. 82). Ранее работавшие в них преподаватели переходили в состав университета с сохранением всех прав и предметов преподавания. Деканом историко-филологического был назначен экстраординарный профессор А.П. Георгиевский.

Широкий общественный резонанс, сопровождавший создание ГДУ, способствовал росту популярности его факультетов и отделений. За 1920 г. число студентов историко-филологического факультета выросло почти вдвое, составив 27,4% общего числа студентов университета.

С образованием университета численно и качественно рос коллектив преподавателей факультета. В 20-х гг. в нем преподавали великолепные ученые - профессора Восточного института -А.В. Гребенщиков, Е.Г. Спальвин, Н.В. Кюнер, продолжали свою деятельность С.М. Широкогоров, А.П. Георгиевский. В числе новых преподавателей были профессора В.И. Огородников, И.А. Лопатин. Курсы лекций по истории первобытной культуры, археологии и этнографии прекрасно читал всемирно известный путешественник и исследователь, замечательный писатель В.К. Арсеньев. Он активно привлекал к научным полевым исследованиям студентов, разработал уникальную программу по теории и практике научных исследований, внес громадный вклад в изучение Дальневосточного края. Профессор А.П. Георгиевский, великолепный

библиограф З.Н. Матвеев и их коллеги проделали огромную работу по систематизации и сохранению архивных материалов Приморской области, явились практическими организаторами созданной в крае государственной архивной службы в 1923 г.

Но жизнь факультета в новом статусе оказалась недолгой. В связи с реорганизацией ГДУ в 1923 г. в структуре университета он не сохранился, часть его преподавателей продолжила свою работу уже на факультете общественных наук. Возродилось историческое образование в 1943 г. с открытием во Владивостоке педагогического института, а в 1956 г. на его базе был восстановлен Дальневосточный государственный университет. В восстановлении университета огромную роль сыграл бывший ректор пединститута и первый ректор ДВГУ, крупный и широко известный на Дальнем Востоке организатор науки и образования, историк, профессор Г.С. Куцый.

В структуре университета историки и филологи опять оказались объединенными в одном историкофилологическом факультете. Вплоть до 2011 г. подготовка историков в университете велась на факультетах, неоднократно менявших свои названия: историко-филологическом (1956-1958), историкоправовом (1958-1975), историческом (1975-1994), факультете истории и философии (1994-2000) и вновь историческом (2000-2011). Однако главным было новое содержание образования.

С начала непрерывного исторического образования в регионе (1943 г.) университетом подготовлено свыше 4 тыс. специалистов, занятых в сфере образования, науки, культуры, в органах государственного и муниципального управления, ФСБ, МВД и т. д. Из числа выпускников истфака 60-х-80-х гг. ХХ в. каждый пятый стал кандидатом или доктором наук, в т. ч. философских, социологических, экономических, политических, педагогических и др. Выпускники истфака составляют 80% научных кадров Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Тысячи выпускников посвятили свою жизнь работе в школах. Среди них десятки имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермакова, Е.В. Становление исторического и филологического образования на Дальнем Востоке // 85 лет высшему образованию на Дальнем Востоке России. Кн. 1 : сб. тр. Ин-та истории и философии ДВГУ : материалы науч. конф., Владивосток, 4-5 ноября 2003 г. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. С. 3-12.

2. История Дальневосточного государственного 2. Istorija Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta

университета в документах и материалах. 1899-1939. v dokumentah i materialah. 1899-1939 [The history of Far

Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 626 с. Eastern State University in documents ad materials], 1999,

3. Эхо. 1919. 7 мая. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta. (in Russ.)

3. Ekho, 1919, May 7. (in Russ.)

REFERENCES

l.Ermakova, E.V., 2003, Stanovlenie istoricheskogo i filologicheskogo obrazovanija na Dal'nem Vostoke [The establishment of historical and philological education in the Russian Far East]. In: 85 let vysshemu obrazovaniju na Dal'nem Vostoke Rossii (Kn. 1: proceedings of the Institute of history and philosophy, DVGU: materialy nauch. konf., Vladivostok, November, 4-5, 2003), Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, p. 3-12. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.