Научная статья на тему 'Историческое образование на Дальнем Востоке России: этапы столетнего пути'

Историческое образование на Дальнем Востоке России: этапы столетнего пути Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
631
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / HIGHER HISTORICAL EDUCATION / ORIENT INSTITUTE / FAR EASTERN STATE UNIVERSITY / VLADIVOSTOK STATE PEDAGOGIC UNIVERSITY / TEACHERS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ващук Ангелина Сергеевна, Дударенок Светлана Михайловна

Данная статья представляет собой краткий очерк, посвященный основным вехам становления и 100летнего развития высшего исторического образования в старейшем вузе Дальнего Востока России Дальневосточном федеральном университете. Через цепь взаимосвязей событий в институциональном развитии высшего исторического образования, академической исторической науки и биографий преподавателей, выпускников в отдаленном регионе страны показаны основные итоги пройденного пути. Подготовка историков осуществлялась на разных этапах существования ДВФУ: в Восточном Институте, Государственном дальневосточном университете (ГДУ), Владивостокском государственном педагогическом институте (ВГПИ), Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) и продолжает развиваться в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Каждый этап вносил в процесс подготовки историков свою специфику, связанную с общей судьбой российского общества. Около 70 лет истории пришлось на советскую эпоху ХХ в. Несмотря на влияние революционной социально-экономической и культурной платформы преподавания истории в вузе, благодаря личности педагога, укреплению материально-технической базы, постоянному повышению квалификации педагогических кадров, сотрудничеству с другими вузами и академической структурой, осуществлялся достойный образовательный процесс. 25 последних лет это годы радикальных реформ, результаты которых для высшего исторического образования в ДВФУ оказались весьма противоречивыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FAR EAST: STAGES OF THE CENTINERY WAY

This article is a brief essay on major milestones of formation and 100 years of historical development of higher education in the oldest University of the Russian Far Eastern Federal University. The main outcome of the past is shown through a chain of events in the institutional development of higher historical education, academic historical science and biographies of teachers, graduates in a remote region of the country. Preparation of historians has been carried out at different stages of existence of FEFU: Orient Institute, State Far Eastern University, Vladivostok State Pedagogical Institute, Far Eastern State University and continues to evolve in the Far Eastern Federal University (FEFU). Each stage contributed to the preparatory process of the historians of the specificity associated with a common destiny of Russian society. About 75 years from the 20th century were under the Soviet era. However educational process has been at a high standard due to teachers' personalities, strengthening knowledge and technical base, constant up skilling teaching staff and cooperation with the other universities and academic structures, despite the influence of revolutionary socio-economic and cultural platform for teaching history in high school. The last 25 years of the 20th century were the years of radical reforms, which resulted in extra historical education in FEFU proven to be highly controversial.

Текст научной работы на тему «Историческое образование на Дальнем Востоке России: этапы столетнего пути»

УДК 378.4 (571.6)

ВАЩУК Ангелина Сергеевна

Институт истории, археологии и этнографии

народов Дальнего Востока

Дальневосточное отделение Российской

академии наук

г. Владивосток, Россия

[email protected]

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-67-82

Angelina S. VASHCHUK Institute of History, Archeology and Ethnography of Peoples of the Far East Far-Eastern Branch of Russian Academy

of Sciences Vladivostok, Russia [email protected]

ДУДАРЕНОК Светлана Михайловна Дальневосточный федеральный университет г. Владивосток, Россия

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ: ЭТАПЫ СТОЛЕТНЕГО ПУТИ

Svetlana M. DUDARYONOK Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia

HISTORICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FAR EAST: STAGES OF THE CENTINERY WAY

Данная статья представляет собой краткий очерк, посвященный основным вехам становления и 100-летнего развития высшего исторического образования в старейшем вузе Дальнего Востока России - Дальневосточном федеральном университете. Через цепь взаимосвязей событий в институциональном развитии высшего исторического образования, академической исторической науки и биографий преподавателей, выпускников в отдаленном регионе страны показаны основные итоги пройденного пути. Подготовка историков осуществлялась на разных этапах существования ДВФУ: в Восточном Институте, Государственном дальневосточном университете (ГДУ), Владивостокском государственном педагогическом институте (ВГПИ), Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) - и продолжает развиваться в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Каждый этап вносил в процесс подготовки историков свою специфику, связанную с общей судьбой российского общества. Около 70 лет истории пришлось на советскую эпоху ХХ в. Несмотря на влияние революционной социально-экономической и культурной платформы преподавания истории в вузе, благодаря личности педагога, укреплению материально-технической базы, постоянному повышению квалификации педагогических кадров, сотрудничеству с другими вузами и академической структурой, осуществлялся достойный образовательный процесс. 25 последних лет - это годы радикальных реформ, результаты которых для высшего исторического образования в ДВФУ оказались весьма противоречивыми.

This article is a brief essay on major milestones of formation and 100 years of historical development of higher education in the oldest University of the Russian Far Eastern Federal University. The main outcome of the past is shown through a chain of events in the institutional development of higher historical education, academic historical science and biographies of teachers, graduates in a remote region of the country. Preparation of historians has been carried out at different stages of existence of FEFU: Orient Institute, State Far Eastern University, Vladivostok State Pedagogical Institute, Far Eastern State University and continues to evolve in the Far Eastern Federal University (FEFU). Each stage contributed to the preparatory process of the historians of the specificity associated with a common destiny of Russian society. About 75 years from the 20th century were under the Soviet era. However educational process has been at a high standard due to teachers' personalities, strengthening knowledge and technical base, constant up skilling teaching staff and cooperation with the other universities and academic structures, despite the influence of revolutionary socio-economic and cultural platform for teaching history in high school. The last 25 years of the 20th century were the years of radical reforms, which resulted in extra historical education in FEFU proven to be highly controversial.

Ключевые слова: высшее историческое образование, Восточный Институт, Государственный дальневосточный университет, Владивостокский государственный педагогический институт, Дальневосточный государственный университет, преподаватели, студенты

Keywords: higher historical education, Orient Institute, Far Eastern State University, Vladivostok State Pedagogic University, Far Eastern State University, teachers, students

Постановка проблемы

В октябре 2018 г. исполняется 100 лет историческому образованию на Дальнем Востоке России. Юбилейная дата со всей остротой ставит на повестку дня проблему о степени близости научных исследований с образованием, с общей культурой России и с этой позиции заставляет нас посмотреть на отдельные этапы нашего прошлого. К сожалению, сегодня профессиональному историку приходится пробиваться через такие бюрократи-

ческие дебри планирования и отчетности в своей деятельности, чтобы его проблематика и стиль публикаций оказались интересны обществу. Историческое знание имеет очень тонкую грань между интересом граждан к истории своего отечества как формы проявления культуры и ситуацией попадания в ловушку идеологии, которая может быть инструментом манипуляций со стороны власти. Мировой опыт, включая и российский, говорит о том, что в своей совокупности эта гуманитарная сфера знаний, являясь элементом общей культуры, выполняет одну из главных функций - служит целям формирования идентичности личности.

В отечественной литературе роль исторического образования рассматривается с многих позиций. Так, А.Н. Терехов связывает его с внутренней политикой: «Историческое образование является той областью образовательной политики, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, формируется сознание личности, ее гражданская и политическая культура, мировоззренческие установки и нравственные ценности» [1].

Безусловно, рассматривать историческое образование на Дальнем Востоке невозможно вне общей логики событий в стране и всей образовательной политики. Но учитывая, что в современной литературе определены уже основные магистральные линии и этапы, их содержание, мы при рассмотрении процесса в регионе будем опираться на достижения предшественников. Например, касаясь процессов в ХХ в., исследователи выделяют некоторую цикличность, в основе которой наблюдалась трансформация - в двух вариантах его преобразований - реформы и контрреформы, и с этим надо согласиться. Наиболее ярко эту мысль выразил М.В. Богуславский: «Парный характер преобразований, когда после реформы, ставящей целью существенную трансформацию всей системы просвещения - изменение направленности (философии) образования, основных типов учебных заведений, содержания образования, - неизменно осуществлялась стабилизирующая контрреформа, преследующая цель возвращения к прежним (традиционным) ориентирам, хотя и несколько осовремененным в соответствии со спецификой социально-политической ситуации» [2; 3, с. 74].

Принимая эту исходную позицию, авторы статьи большое внимание уделяют роли личности в организации и преподавании истории, подготовке новых кадров в период крутых виражей в образовательной политике. Цель статьи - через цепь событий в биографии и институционального развития исторического образования в отдаленном регионе страны выявить основные итоги.

Истоки

Высшее гуманитарное образование до революции носило элитарный характер. Подготовка историков осуществлялась на историко-филологических факультетах университетов, где, как и на юридических, большинство преподавателей являлись «государственниками». Определенные традиции исторического образования в широком понимании были заложены на Дальнем Востоке деятельностью преподавателей Восточного института. В дальнейшем высшее историческое образование на Дальнем Востоке России развивалось в очень сложных и драматических условиях.

С началом Гражданской войны на Дальний Восток потянулись беженцы, среди которых было немало преподавателей высшей школы - из Казани, Томска, Петрограда, Москвы и других регионов России. Но даже в условиях гражданского противостояния, разрухи российская интеллигенция не забывала о своей социальной роли и ответственности.

У истоков частного историко-филологического факультета стояли «заброшенные» на Дальний Восток Гражданской войной Сергей Михайлович Широкогоров - заведующий отделом антропологии Музея антропологии и этнографии Российской Академии наук, а также преподаватели Восточного Института, шесть профессоров которого вошли в инициативную группу по созданию частного историко-филологического факультета: П.П. Шмидт, Г.В. Подставин, А.В. Гребенщиков, В.И. Кохановский, Н.В. Кюнер, Е.Г. Спальвин [Российский государственный исторический архив (РГИА ДВ). Ф.226. Оп.1. Д.521. Л.14-16].

В 1918 г. во Владивостоке появилось новое высшее учебное заведение - частный историко-филологический факультет [См. подробнее: 4, с. 3-12].

Первым деканом частного историко-филологического факультета был Матвей Николаевич Ершов - профессор Казанской духовной академии и приват-доцент Казанского университета [РГИА ДВ. Ф.226. Оп.1. Д.521. Л.22], впоследствии известный историк и философ.

Преподавательский штат частного историко-филологического факультета состоял из семи преподавателей и четырех лекторов для чтения лекций и ведения семинаров на первом курсе. На должность штатных преподавателей на первый курс приглашались четыре человека: профессор М.Н. Ершов по кафедре философии; этнограф А.М. Мерварт по кафедре сравнительного языкознания и санскрита с возложением на него чтения курса по истории Греции и практических занятий по латыни; филолог Л.А. Мерварт по кафедре западноевропейской литературы с возложением на нее лекций и практических занятий по сравнительному языкознанию; антрополог С.М. Широкогоров по кафедре сибириеве-дения с возложением на него лекций и ведения практических занятий по русской истории.

На должность нештатных академических преподавателей приглашалось три профессора Восточного института: А.В. Гребенщиков на чтение курса и проведение практических занятий по экспериментальной фонетике; профессор Н.В. Кюнер на чтение курсов и проведение практических занятий по истории Древнего Востока, географии и истории Сибири; профессор П.П. Шмидт на чтение курса по введению в языкознание. Для занятия языками приглашались четыре лектора: К.А. Котельникова (латынь и греческий язык), А.А. Вегнер (немецкий язык), М.Г. Полевич-Булан (французский язык), И.А. Смит (английский язык) [РГИА ДВ. Ф.226. Оп.1. Д.521. Л.14-17-18].

16 октября 1918 г. частный историко-филологический факультет начал занятия в здании Восточного Института. Этот день считается днем рождения высшего исторического образования на Дальнем Востоке России. На факультете создавалось 10 кафедр: философии, классической филологии, сравнительного языкознания и санскритского языка, русского языка и словесности, славянской филологии, истории всеобщей, русской истории, истории западноевропейских литератур, истории Церкви, теории и истории искусств. На первом году обучения факультет пополнился новыми преподавателями. На кафедру русского языка и литературы был взят прибывший из Казани Александр Петрович Геогриевский - выпускник историко-филологического факультета Петроградского университета и Петроградского археологического института по специальности архивоведение. На кафедру русской истории поступили А.М. Гневушев - профессорский стипендиат Киевского университета, директор Красноярской второй женской гимназии, знаток истории средневековой Руси и В.М. Грибовский - профессор Томского университета; на кафедру педагогики - магистр богословия, автор работ по педагогике Я.Д. Коблов [РГИА ДВ. Ф.226. Оп.1. Д.521. Л.34-35].

17 апреля 1920 г. Восточный Институт, частный историко-филологический факультет, а также частные юридический и экономический факультеты (последний - из структуры частного политехнического института) были объединены в Государственный Дальневосточный университет [5, док. № 188, с. 287]. Превосходные ученые и преподаватели формировали облик научной школы историков того периода:

Георгиевский Александр Петрович - первый декан историко-филологического факультета ГДУ с 1920 г., в том же 1920 г. он возглавлял инициативную группу по созданию Приморского губернского архивного бюро, став основателем и архивного дела в Приморском крае;

Зотик Николай Матвеевич - выпускник Восточного Института и историко-филологического факультета ГДУ, ставший в 1922 г. преподавателем ГДУ, великолепный библиограф, участник инициативной группы по созданию Приморского губернского архивного бюро;

Головачев Мстислав Петрович - сибиряк-областник, историк российского законодательства, один из основателей Института ориентальных и коммерческих наук в Харбине;

Маракуев Александр Владимирович - директор фундаментальной научной библиотеки ГДУ, один из авторов трудов Краеведческого научно-исследовательского института (КНИИ) при ГДУ;

Никифоров Николай Иванович - автор работ по всеобщей истории, философии истории и проблемам взаимоотношения русской и западной культур, крупнейший специалист по эпохе Возрождения;

Огородников Владимир Иванович - профессор истории, ректор ГДУ (1923-1925), председатель секции истории и археологии отдела «Человек» Краеведческого научно-исследовательского института (КНИИ) при ГДУ, член бюро по изучению истории и культуры населения Дальневосточного края;

Трифонов Николай Николаевич - доктор философии, активный сотрудник секции антропологии, этнографии и истории отдела «Человек» КНИИ при ГДУ;

Харинский Константин Андреевич - профессор, научный сотрудник культурно-исторического отдела Краеведческого научно-исследовательского института при ГДУ, читал курсы по истории Японии и многие другие [См.: 6, с. 127-129, 136-137, 316-318, 347348, 490, 520-522].

Дальневосточный отряд историков-преподавателей. Связи с академической наукой в период интеграции исторического образования в обществоведческий курс

В первые годы советской власти, после окончания Гражданской войны правительство большевиков приступило к реорганизации высшей школы, были предприняты шаги к разрушению элитарного принципа высшего образования, что открывало возможности для поступления в вузы рабочей и крестьянской молодежи. 3 марта 1919 г. Наркомпро-сом РСФСР было принято постановление, по которому в Московском и Петроградском университетах были созданы факультеты общественных наук (ФОНы) с отделениями: экономическим, политико-юридическим и историческим, проведена реформа гуманитарного преподавания. В то же время профессорско-преподавательский состав остался прежним. Реорганизационные преобразования сопровождались в Петрограде и Москве изменениями кадрового состава преподавателей ФОНов. Усилилась роль ученых, выразивших желание сотрудничать с советской властью, что позволило уже в 1919/20 учебном году в планы ФОНов включить марксистские курсы: «История социализма» «К. Маркс и марксизм», «Учение о происхождении общественных форм» и др. Стали читать лекции по истории рабочего класса, по истории колониальной политики. Однако большинство курсов читалось «старой профессурой» [7, с. 150-157; 8, с. 145].

Особенности отношения Центра к Дальнему Востоку, специфика формирования партийно-советской вертикали власти в отдаленном регионе страны и дефицит кадров преподавателей в 1918-1920-е годы способствовали тому, что университету удавалось сохранять преемственность своим научным и педагогическим школам, поддерживать их традиции, высокий научный уровень.

«В 1918-1919 академическом году к учебе на факультете приступили 140 студентов, из них 86 действительных слушателей и 54 вольнослушателя» [9, с. 8; 10, с. 23]. Открытие факультета стало заметным явлением в жизни не только города, но и всего Дальнего Востока. 75% слушателей факультета первого набора были выходцами из Приморской, Амурской областей и полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. Образовательный процесс на факультете осуществлялся по учебным планам и программам историко-филологических факультетов российских университетов. По ним для слушателей исторического и словесного отделений было определено много общих обязательных и специальных курсов. В числе обязательных стали следующие курсы: введение в филологию, история древней философии, введение в языкознание, история и география Сибири, этнография Сибири. Историками изучались история Древнего Востока, история Греции, история России, археология Сибири. Предусматривалось также изучение курсов истории

искусств, политэкономии, методологии истории. Подготовка слушателей осуществлялась по двум специализациям: всеобщая история или русская история. Обучение завершалось написанием выпускной работы (кандидатского сочинения) [11; 12, с. 23].Так, несмотря на вторжение идеологии в образование, на окраине страны соблюдались классические дисциплины.

С 1930-х годов ярко проявляется синхронизация процесса реформирования исторического образования и институциализация исторической науки в рамках АН СССР. Советский обществоведческий центр на Дальнем Востоке создается только в 1932 г. При созданном Дальневосточном филиале АН СССР было открыто первое академическое обществоведческое подразделение - Кабинет по изучению народов ДВК в составе трех секций: истории и культуры китайского, корейского и европейских (славянских) групп населения. То есть на Дальнем Востоке большое внимание уделялось изучению этнической истории, а история и культура народов рассматривались как единое целое при формировании проблематики нового специального структурного подразделения [13], что является яркой чертой развития исторического знания с учетом прошлого региона. Создание центра стало важным фактором для гуманитарного образовательного процесса на Востоке страны. Но постепенно вектор развития исторического образования в регионе под влиянием постановлений партии и правительства меняется. Судьба университета, исторического образования и всей исторической науки вплетается в общую социально-политическую историю страны 1930-х годов. В 1939 г. университет был закрыт. К тому времени были репрессированы многие преподаватели, стоявшие у истоков высшего образования на Дальнем Востоке России, в том числе и исторического. Кабинет по изучению народов ДВК также закрыли вместе с ДВФ АН СССР в 1939 г.

Однако в годы войны советское правительство усиливает внимание к проблеме воспитания молодого поколения в духе патриотизма, опираясь на историю отечества. К тому же в тяжелых условиях войны в Приморье начинают готовить кадры педагогов. В 1943 г. появился вуз - Владивостокский государственный педагогический институт (ВГПИ), которому суждено было продолжить университетские традиции, дополненные новыми - воспитательными. Заслуга в открытии ВГПИ принадлежит Григорию Семеновичу Куцему, на тот момент заведующему Примкрайоно, с 1953 г. - директору ВГПИ.

Историческое образование в годы войны выполняло важнейшую общественную задачу: лекции и семинарские занятия отличались актуальностью и политической заостренностью. Учебно-методическая работа кафедр была направлена на обеспечение органической связи чтения соответствующего курса с современностью, хотя элементы классического исторического образования благодаря деятельности историков старшего поколения сохранялись. Учительский институт во Владивостоке был одним из таких образовательных центров в СССР.

Одним из организаторов Владивостокского Учительского института, на базе которого был создан Владивостокский государственный педагогический институт, был Сергей Александрович Низяев. Он стоял и у истоков создания исторического факультета ВГПИ, став в 1943 г. первым деканом исторического факультета ВГПИ. За плечами Сергея Александровича уже имелся большой опыт педагогической деятельности. Поэтому одним из основных читаемых им курсов являлась методика преподавания истории в школе. Вместе с тем он был ведущим специалистом по истории Древнего мира. Верность своему предмету он сохранил до последних дней жизни. Вот как о нем вспоминает выпускница 1972 г. историко-правового факультета ДВГУ В. Малахова: «Они были разными: в массе своей прекрасными профессионалами, некоторые профессионалами высшего пилотажа, виртуозами, мудрыми нашими наставниками. Но вот со словом "учитель", в моей памяти почему-то всплывает в первую очередь образ нашего куратора А.С. Низяева, который вел у нас на первом курсе античную историю. Это был далеко уже не молодой человек, нам он вообще казался старичком, и мы его между собой почтительно называли Архонтом. В нем много было, на мой тогдашний взгляд, чудаковатого. Начиная от его видавшего виды портфеля, современника, казалось бы, всех трех Карфагенских войн, до его сопереживания своим студентам на экзаменах. Когда я вытянула билет и в полуобморочном состоя-

нии поняла, что мне нечего сказать, Сергей Александрович усадил меня на место и сказал: «Не волнуйтесь, деточка, мы сейчас все вспомним. В конце концов я получила четверку.

От своего дома до университета, несмотря на возраст, Александр Сергеевич, по слухам, ходил пешком. Войдя в аудиторию, он доставал из портфеля свои листки, заставлявшие вспомнить если не об египетском папирусе, то о пыли веков - это точно. Зажимал пальцы рук в замок и начинал повествовать о давно минувших днях, не особенно обращаясь к своим записям. Мне казалось, что он воочию видит то, о чем говорит, это для него вовсе не "преданья старины глубокой". Рассказывая о споре Посейдона с Афиной, он всякий раз удивлялся самоуверенности бога морей и радовался победе Афины. Сократ, Эсхил и все прочие древние римляне и греки были для него старыми знакомыми, со своими привычками и человеческими слабостями, со своими сильными сторонами и недостатками» [14] (В. Малахова, г. Уссурийск, проработавшая педагогом-историком более 40 лет в школе для трудных подростков).

Выпускниками ВГПИ были те, кого называют в числе своих Учителей представители разных поколений историков, работающих и работавших в ДВФУ. Владивостокский педагогический институт окончили в разное время Лидия Алексеевна Демченко, Идея Иосифовна Глущенко, Аркадий Ефимович Ларин (долгие годы возглавлявший кафедру всеобщей истории), Елена Афанасьевна Майорова, Элеонора Васильевна Ермакова (декан и заведующая кафедрой отечественной истории), Андрей Иванович Крушанов (академик, организатор и впоследствии директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН). Е.В. Ермакова была главным связующим преподавателем и ученым между историками ДВГУ и Института истории и археологии и этнографии ДВНЦ АН СССР /ДвО РАН в 1970-1980-е годы. А.И. Крушанов в течение всей своей научной организационной деятельности проводил курс на тесное сотрудничество с преподавательским корпусом историков, при этом мастерски владея словом и обладая феноменальной памятью, преподавал историю студентам не только на историческом факультете.

1956-1980-е годы: университетские традиции и советские новации. ДВГУ - кузница кадров для школы и академической исторической науки в дальневосточном регионе

На базе Владивостокского педагогического института в 1956 г. усилиями ректора, замечательного историка Григория Семеновича Куцего был «восстановлен» Университет. В восстановлении Университета огромную роль сыграли академические связи с крупнейшими вузами страны - Московским государственным университетом, Ленинградским государственным университетом, Томским государственным университетом. В данных вузах старшее и среднее поколения нынешних историков обучались в аспирантуре, докторантуре, проходили стажировки и ФПК. Для восстановления утраченной после закрытия в 1939 г. библиотеки Университета сюда во Владивосток были переданы в дар книги из библиотеки академика М.Н. Тихомирова.

Важно заметить, что многие организационные события в развитии исторического образования по времени совпадают со становлением структур академической исторической науки, центром которой становился Владивосток. Известный исследователь археологии Дальнего Востока А.П. Окладников при поддержке председателя Президиума Дальневосточного филиала СО АН СССР д.х.н., проф. В.Т. Быкова обратился в Отделение истории АН СССР с письмом о необходимости развертывания широких исторических исследований на Дальнем Востоке. 29 января 1954 г. Президиум АН СССР принял постановление № 25 «Об организации в составе Дальневосточного филиала имени Владимира Леонтьевича Комарова Отдела истории и археологии» со штатом пять человек. Заведующим Отделом был назначен Всеволод Всеволодович Томашевский, который, закончив исторический факультет и аспирантуру ЛГУ, получил распределение в Дальневосточный филиал. Первые ученые Отдела Виктор Георгиевич Щебеньков (японист), Юрий Александрович Сем (этнограф), Эрнст Владимирович Шавкунов (археолог), Виталий Епифанович Лари-

чев (археолог) впоследствии стали докторами [15], тесно сотрудничали с преподавателями-историками.

В 1956 г. Университету утвердили структуру из пяти факультетов: историко-филологический со специальностями «история», «русский язык и литература»; физико-математический со специальностями «физика» и «математика»; биологический со специальностями «ботаника» и «зоология»; медицинский со специальностью «лечебное дело»; факультет романо-германской филологии со специальностями «английский» и «немецкий язык».

Однако на протяжении первого десятилетия структура факультетов менялась: отпочковывались новые факультеты и отделения, а некоторые, отпочковываясь, становились самостоятельными. Например, в 1958 г. Университет дал путевку в самостоятельную жизнь медицинскому факультету, который впоследствии превратился во Владивостокский государственный медицинский институт.

В 1959 г. впервые были приняты 25 студентов-правоведов. Открытие правоведения и стремление партийных органов повысить идеологическую и воспитательную функцию гуманитарной отрасли знаний привело к реорганизации историко-филологического факультета, его разделили в 1958 г. на два факультета: филологический и историко-правовой с двумя специальностями: «история» и «правоведение» [16, с. 182].

На историческом (историко-филологическом, историко-правовом) факультете ДВГУ работали выдающиеся дальневосточные историки, доктора исторических наук: Давид Лазаревич Бродянский, Алексей Пантелеевич Деревянко, Андрей Иванович Крушанов, Виталий Владимирович Савастеев Григорий Александрович Унпелев, Анна Григорьевна Черных, Эрнст Владимирович Шавкунов и другие известные ученые и выдающиеся преподаватели. «...Давид Лазаревич Бродянский. Высокий, в очках на характерном носу, он, казалось, состоял из одних принципов. И вполне мог бы, перефразируя Аристотеля, сказать: "Платон мне друг, но принципы дороже". Эдакий Робеспьер, только без парика и камзола. Сходил он со своего пьедестала, казалось, только тогда, когда начинал рассказывать о своем учителе знаменитом археологе Дальнего Востока А.П. Окладникове. Благодарный ученик снимал свои доспехи, сотканные из образованности, эрудиции, как нам казалось, не имеющей границ, собственного совершенства и еще много из чего известного только ему одному. В его рассказах академик становился вполне земным человеком, таким же земным в эти минуты становился и сам Бродянский.

Летом, после первого курса, мы всей группой поехали на археологическую практику. Раскопки происходили на берегу речушки Чапигоу, под Уссурийском. Вот здесь нам открылся другой Бродянский. Нет, принципы никуда не делись, более того, он показал себя человеком собранным и деловым на деле. Но у вечернего костра был не Робеспьер, а любитель поэзии и живописи, музой которого была Археология» [17]. Другой мой однокурсник П. Сейко (Петр Сейко много лет был директором в школе в г. Тынде Амурской области. - прим. авт.) напишет в своих воспоминаниях в 2018 г. «Должен сказать, без ложной скромности, что в течение многих лет после окончания ДВГУ при контактах различного рода, как с отечественными специалистами, так и с иностранцами, я неоднократно убеждался, что по части эрудиции нахожусь на шаг-два впереди. Конечно, университет дал прочную образовательную базу, а все остальное добиралось путем самообразования. При этом университетская подготовка давала направление, где и что искать, если тебе требовалась какая-то информация. .Считаю некорректным давать оценку качеству учебного процесса в ДВГУ в период нашего обучения с позиций дня сегодняшнего по известным причинам. Поэтому ограничусь краткой оценкой - я лично считаю, что получил основательную подготовку и серьезный объем знаний, которые приходилось применять в самых разных жизненных ситуациях. С нами работали ответственные и квалифицированные преподаватели» [18].

Прошлое исторического образования на Дальнем Востоке и этапы развития исторической науки, центром которой становится ИИАЭ ДВНЦ АН СССР / ДВО РАН, неразрывно связаны взаимной деятельностью, которая проходила в разных формах (совместное обсуждение результатов научных исследований, семинары, конференции, совместные

публикации и т.д.). Начиная с 1960-х годов историко-правовой факультет становится источником формирования кадров Отдела истории и археологии. В числе тех, кто «соединил» традиции Университета и академическую структуру, были Ю.В. Аргудяева и В.Д. Леньков. Ю.В. Аргудяева окончила в 1959 г. Дальневосточный государственный университет, проработала в ИИАЭ (учитывая структурные изменения) 39 лет, став главным специалистом в России по теме «Старообрядцы на Дальнем Востоке России: этнокультурное развитие во второй половине Х!Х - начале ХХ в.». Известный археолог В.Д. Леньков был студентом ДВГУ в 1956-1961 гг. 31 один год он трудился в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, прошел путь от лаборанта до заведующего отделом археологии. В 1985-1988 гг. был заместителем директора Института по науке;

B.Д. Леньков стал первым учеником Э.В. Шавкунова, другом и коллегой. Они стояли у истоков дальневосточной археологии. Нет в Приморье района, где не побывал бы В.Д. Леньков, при этом ему всегда удавалось открыть новые памятники [19]. Научные интересы Виталия Дмитриевича были широки, но изучение древней металлургии у чжурчжэней привлекало наибольшее внимание.

В 1970-1980-е годы исторический факультет ДВГУ становится главной кузницей кадров историков для всего Дальневосточного региона. Сегодня в Институте истории трудятся выпускники разных лет: зав. отделом социально-политической истории А.С. Ващук, доктора исторических наук Е.Н. Чернолуцкая и Г.А. Ткачева, кандидаты исторических наук О.И. Сергеев, Л.Л. Ларина, Н.Г. Артемьева, Э.В. Осипова, Т.З. Позняк,

C.Г. Коваленко, Ю.Н. Ковалевская (Поповичева) и многие другие.

В 1970-е годы Университет получил значительное развитие. Постоянно укреплялась материальная база. Историки переехали в долгожданный учебный корпус. Кафедры получили отдельные помещения. Были открыты методические кабинеты с литературой, кабинет технических средств обучения, музейная комната. Появилось большое число современных учебных аудиторий. Улучшилось оснащение оборудованием, инвентарем, мебелью.

В 1970-1980-е годы многократно увеличился библиотечный фонд. Историческая периодика поступала уже и непосредственно на кафедры. Вводом в строй новых общежитий была решена проблема с жильем для студентов. Студенты-историки, счастливчики в числе немногих факультетов-монополистов, поселились тогда и проживали до окончания советского периода в единственном со всеми удобствами общежитии на Алеутской. В феврале 1989 г. факультет вновь справил новоселье в гуманитарном учебном корпусе, что позволило ликвидировать многосменность дневного отделения.

Одновременно проходило и организационное укрепление. В 1966 г. был прекращен эксперимент с четырехлетним обучением, устанавливался единый - пятилетний срок. В итоге в 1970 г. выпуск был только на заочном отделении. В 1974 г. вдвое - с 25 до 50 чел. - был увеличен прием на дневное отделение. Рост численности студентов стал основанием для обретения историками самостоятельности. В следующем году историко-правовой факультет был разделен на два: исторический и юридический. Первым деканом истфака стал Степан Григорьевич Григорьев - фронтовик, командир гвардейских минометов, названных потом «Катюшами», с которыми он прошел славный героический боевой путь от Москвы до фашистского логова - Берлина.

Впоследствии факультет возглавляли Рим Мисбахович Самигулин (1978-1987 и 1989-1991 гг.), Элеонора Васильевна Ермакова (1987-1989 гг.), в 1990-2000-е годы деканами успешно работали Олег Владимирович Сидоренко (1991-2002 гг.) и Зинаида Алексеевна Ковалева (2002-2012 гг.).

В 1976 г. было открыто вечернее отделение с приемом 25 человек, ставшее важным подспорьем для молодых людей. В ходе перестройки, в 1988 г., на волне роста общественного интереса к истории, в разовом порядке прием на очное отделение был увеличен на 25 человек. Так, Н.Г. Артемьева известный сегодня археолог, великолепный знаток средневековой истории и эксперт, работая лаборантом в ИИАЭ ДВО РАН, была в числе первого выпуска вечернего отделения.

Тогда же состоялось разделение студентов на два отделения: педагогическое и научно-производственное. Хотя особых отличий они не имели, однако на первом была усилена психолого-педагогическая составляющая, на втором - специализация и, что наиболее значимо, - существенно увеличили число часов на изучение иностранного языка. На январь 1990 г. общее число обучающихся на факультете составило около 900 человек.

Набор студентов на Истфак в 1970-1980-е годы особых проблем не представлял ввиду бесплатного обучения, малого числа гуманитарных специальностей в вузах региона. Без расхода средств на профориентацию, преференции для поступающих из центра страны, престиж ДВГУ и факультета обеспечивал ежегодное поступление до 30-35% студентов из-за пределов края, до 15-20% - из-за пределов Дальнего Востока. На факультете учились студенты из Читы, Бурятии, Ангарска, Тюмени, Казахстана, Краснодарского края, Молдавии, Черниговской, Хмельницкой и других областей СССР. Во все времена конкурс на «историю» занимал первые три места из 15-20 специальностей ДВГУ, при высоком уровне школьной подготовки поступающих.

Но доля «своих» студентов на Истфаке была ниже. На Истфак поступали не только любители истории. Поступали многие вынужденно из числа желающих стать философами, психологами, социологами, демографами, экономистами, специалистами-международниками и др. Подготовка таких специалистов в советское время была ограничена как географически (в основном в центре страны), так и по числу вузов. На востоке страны таких специалистов не готовили вообще. Это накладывало особую ответственность факультета за специализацию, качество подготовки, реализацию интересов студентов. При кооперации преподавателей кафедр Истфака с обществоведами, экономистами, психологами ДВГУ на факультете нередко защищались такие дипломные работы, как: «Об умственных способностях студента-историка», «Влияние природных условий на сельскую экономику центральных и южных районов Приморского края», «Изменение демографической картины в районах строительства БАМа», «Роль общественной работы в воспитании лидерских качеств старшеклассников» и др. Не случайно, что из выпускников 1970-1980-х годов каждый пятый стал кандидатом или доктором наук, в том числе не только исторических, но и философских, социологических, политических, экономических, педагогических и пр. Такая палитра интересов не свойственна выпускникам ни одного из гуманитарных факультетов ДВГУ-ДВФУ.

Начиная с конца 1950-х годов в ДВГУ постоянное внимание уделялось подготовке преподавателей и повышению их качества. Использовались такие формы, как направление студентов для завершения обучения на стажировку и в аспирантуру в Томский, Уральский университеты, но, как правило, в центральные вузы страны. В результате, если в 1968 г. процент остепененных преподавателей составлял около 50%, то в 1982 г. - 76,2%, а в 1987 г. - 82,6% (при среднем в ДВГУ - 61,5%).

Каждый преподаватель раз в пять лет проходил обязательное четырехмесячное обучение на ФПК МГУ. Значимость последнего была неоценимой еще и в силу сосредоточения в столице основных госархивов, главных книгохранилищ, объектов культурно-исторического назначения. Это позволяло сделать значительный задел при работе над диссертациями, написанием монографий, разработке новых спецкурсов.

Одной из главных проблем в подготовке кадров являлась подготовка докторов наук. Это было связано с отдаленностью основной источниковой и литературной базы (Томск, Москва, Ленинград), крайне ограниченным числом диссертационных советов (от Владивостока до Байкала - один Совет), трудностями в опубликовании монографий. В итоге, если в 1960-е годы было защищено 2 докторские диссертации, то в 1970-х - 0, в 1980-х - 1. Тем не менее в целом по качеству преподавательского состава исторический факультет занимал призовые места в Университете.

На факультет постоянно приглашались ученые из ведущих научных центров и вузов. Студенты встречались и слушали лекции академиков И.Д. Ковальченко, А.П. Окладникова, А.И. Крушанова, Е.М. Примакова, профессоров МГУ, ЛГУ, Институтов истории АН СССР.

Нельзя не отметить довольно высокую внеаудиторную нагрузку на студентов и преподавателей. Студенты занимались уборкой картофеля в сентябре, работали на ово-щебазах с сентября по март, на хлебозаводах и колбасных фабриках, 7-8 ноября дежурили в ДНД, участвовали в бесконечных месячниках и субботниках по уборке закрепленной и иной территорий, уборке снега, периодически привлекались к работам по завершению строительства университетских и городских объектов (к/т «Океан», Цирк, Дом пионеров и др.). С ними всегда были преподаватели. По-разному можно оценить эту деятельность. Это, конечно, отвлекало студентов от учебы в сентябре, самостоятельной работы в течение года. С другой стороны, расширяло их кругозор, позволяло заглянуть в мир основ производства, экономики, управления и др., что так важно для любого будущего специалиста.

В конце 1980-х перед историческим сообществом встали сложнейшие задачи перестройки образования, связанные с изменением политики страны в области подготовки специалистов-гуманитариев в высших учебных заведениях, обеспечением процесса обучения современной материально-технической базой, научной и методической литературой, отходом от догматического толкования исторических событий. Политика гласности, обсуждение всеми слоями общества ранее закрытых тем отечественной истории потребовали от коллектива исторического факультета кардинального пересмотра своей работы.

Историки университета в поисках подходов к построению новой системы образования

С начала 1990-х годов в образовании ведущую роль стали играть рыночные интересы и механизмы по их реализации. В 1991 г. было закрыто вечернее отделение и число обучающихся на Истфаке стало снижаться.

Традиции исторического факультета, сильный кадровый состав (в 1992 г. более 78% преподавателей имели ученые степени и звания) позволили в сжатые сроки перестроить учебный процесс и добиться ощутимых результатов. В 1994 г. на факультете появились две новые специальности «регионоведение» и «философия», было открыто философское отделение. По специальности «регионоведение» разработана специализация - историк-регионовед по англоязычным странам Азиатско-Тихоокеанского региона (США, Австралия, Новая Зеландия, Канада). В конце 1990-х годов началась подготовка специалистов по специальностям «теология» и «религиоведение».

Подготовка специалистов по новым направлениям потребовала структурных изменений. В состав факультета (с 1994 г. - факультет истории и философии) вошли пять новых кафедр: философии, культурологии, политической истории, кафедра археологии, этнографии, истории мировой культуры и кафедра теологии и религиоведения.

Открытие новых специальностей и специализаций позволило коллективу преподавателей и сотрудников сохранить контингент студентов, улучшить материальную базу, значительно усилить научно- исследовательскую и учебно-методическую работу.

В 1990-е годы обучение на факультете истории и философии велось по пяти специальностям: «история», «философия», «регионоведение», «религиоведение», «культурология» по двум специализациям: историк-педагог, историк-исследователь. О качестве подготовки специалистов свидетельствует тот факт, что шесть студентов проходили стажировку в Калифорнийском государственном университете (США, Сакраменто), двое из них защитили магистерские диссертации, несколько человек обучались в Открытом европейском университете. Ежегодно студенты принимали участие в региональных конференциях, получая высокие оценки за результаты научной деятельности. Более 50% дипломных работ защищались на основе научно-исследовательских изысканий.

В 1990-е годы преподаватели факультета истории и философии защитили две докторские и четыре кандидатские диссертации, что позволило значительно повысить качество обучения, открыть аспирантуру по философии, всеобщей истории, археологии (аспирантура по отечественной истории была открыта в 1986 г.).

Особый вклад в развитие факультета внесли профессора Э.В. Ермакова, Э.В. Шавку-нов, В.В. Совастеев, Д.Л. Бродянский, принимавшие активное участие в разработке новых учебных курсов, организации международных конференций, получивших признание за рубежом.

Нельзя не упомянуть профессоров И.И. Глущенко, К.Ф. Лыкова, С.В. Плохих, Е.А. Лыкову, А.А. Биневского, Р.М. Самигулина, Н.А. Троицкую, Г.П. Куликова, доцентов В.Н. Кравцова, Ю.И. Курбатова, Л.А. Демченко, С.М. Дударёнок, Г.А. Казачун, Н.Л. Малинину, И.К. Авилову, старших преподавателей А.П. Ботнаря, А.А. Щербину, Л.Л. Столетневу, чей жизненный опыт, знание традиций высшей школы, высокий профессионализм оказали решающее влияние на развитие гуманитарных наук в ДВГУ, прежде всего в структуре факультета истории и философии.

Традиции исторического образования, сбалансированный кадровый состав позволили в то непростое время полностью переработать учебные курсы, программы спецсеминаров, учебных и производственных практик.

Особое внимание коллектив факультета уделял вопросам методологии исторической науки, внедряя в учебный процесс новые подходы к изучению проблем отечественной и всеобщей истории.

С 1992 г. исторический факультет получил возможность знакомиться с опытом подготовки историков за рубежом. Именно тогда был заключен договор о сотрудничестве, во многом благодаря помощи А.В. Александрова, с Калифорнийским университетом (Сакраменто, США), что позволило шести нашим студентам получить международные сертификаты в 1993 г. В 1996 г. кафедра археологии, этнографии, истории мировой культуры выиграла грант на стажировку в Мэрилендский университет (США), где преподаватели и студенты получили благожелательные отзывы зарубежных коллег по итогам командировки. В 1990-е годы профессор Галина Ивановна Каневская установила связи с университетами Австралии, КНР, активно занимаясь проблемами русской эмиграции.

В 1992-1997 гг. были заключены договоры о сотрудничестве с Российским государственным историческим архивом Дальнего Востока, школами Владивостока, Высшим колледжем корееведения, что, несомненно, способствовало повышению качества образования и предоставило возможности для прохождения практик студентам-историкам и получения ими дополнительных знаний.

При госаттестации ДВГУ в 1998 г. эксперт Министерства образования и науки указал, что при наличии профильных факультетов выпускники Истфака 1960-1980-х годов, кроме своего, возглавляют пять других факультетов вуза (журналистики, политических наук, экономический, социального менеджмента, менеджмента и бизнеса), за пределами своего факультета являются руководителями восьми кафедр. При этом как положительный момент отмечался высокий уровень подготовки историков и как недочет - отсутствие среди руководителей указанных структур лиц с базовым образованием. Показательно и то, что именно Истфак во многом явился основой для открытия в ДВГУ в 1990-е годы новых гуманитарных специальностей.

В последующие годы названия факультета неоднократно менялись - историко-филологический, историко-правовой, исторический, истории и философии. С 2000 г. исторический факультет входит в структуру Института истории и философии, а с 2007 г. в Институт истории, философии и культуры ДВГУ. В 2010 г. в результате объединения четырех ведущих вузов Дальнего Востока - Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ) и Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ) - был сформирован Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), и с этого времени историческое образование реализуется в Школе гуманитарных наук ДВФУ, в 2018 г. Школа гуманитарных наук ДВФУ была преобразована в Школу искусств и гуманитарных наук.

На базе кафедры Отечественной истории и архивоведения до последнего времени работали два научно-образовательных центра (НОЦ): «Российский Дальний Восток в истории и культуре стран Азиатско-Тихоокеанского региона» и «Религия в истории и куль-

туре стран Азиатско-Тихоокеанского региона», созданные приказом ректора ДВГУ в 2010

г. Руководителем НОЦ являлась зав. кафедрой Отечественной истории и архивоведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д.и.н., профессор С.М. Дударёнок.

В рамках работы НОЦ кафедра Отечественной истории и архивоведения в тесном сотрудничестве с ИИАЭ ДВО РАН провела ряд значимых международных и региональных научных мероприятий. Среди них: Международная научная конференция «Гражданская война и иностранная интервенция на Российском Дальнем Востоке: уроки истории», посвященная 90-летию окончания Гражданской войны и иностранной интервенции (Владивосток, 25-27 октября 2012 г.); Международный научно-исследовательский семинар «Актуальные проблемы гуманитарных наук и образования в социокультурном пространстве АТР» (Владивосток, 15 ноября 2013 г.); Круглый стол «Национально-государственное строительство СССР: уроки истории», посвященный 90-летию образования СССР (Владивосток, 21 декабря 2012 г.); Международная научная конференция «Историческое образование на российском Дальнем Востоке: проблемы преподавания истории на современном этапе», посвященная 95-летию высшего исторического образования на российском Дальнем Востоке (Владивосток, 18-19 ноября 2013 г.); Международная научная конференция «Владивосток - точка возвращения: прошлое и настоящее Русской эмиграции» (Владивосток, 6-8 октября 2014 г.); Международный научный семинар «Религия в современном мире» (Владивосток, 17-19 июня 2014 г.); Международный форум «Великая Отечественная и Вторая мировая войны: дальневосточное измерение», посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны (Владивосток, 19-21 октября 2015 г.); Круглый стол, посвященный 111-летию Первой русской революции и 110-летию открытия Первой Государственной Думы (Владивосток, 27-28 апреля 2016 г.); Вторая Международная научная конференция «Владивосток - точка возвращения: прошлое и настоящее Русской эмиграции» (Владивосток, 12-14 октября 2016 г.).

В рамках работы НОЦ «Религия в истории и культуре стран Азиатско-Тихоокеанского региона» вышли в свет ряд справочных и монографических исследований, в которых рассматриваются роль и место религии в истории и культуре российского Дальнего Востока и стран АТР.

Наиболее успешным проектом НОЦ «Российский Дальний Восток в истории и культуре стран Азиатско-Тихоокеанского региона» была подготовка и издание учебного пособия для студентов высших учебных заведений «История Дальнего Востока России». Данное учебное пособие заинтересовало наших зарубежных коллег. В 2015 г. оно было переведено на корейский язык и стало использоваться в Республике Корея в учебном процессе.

Нам представляется, что региональная история должна оставаться приоритетным направлением исторических исследований в любом региональном вузе. Для российского Дальнего Востока это является особо актуальным при наличии двух мощных историографических школ - японской и китайской, которые подогревают в сознании своих граждан «справедливость» территориальных претензий к РФ со стороны Японии и убежденность граждан КНР в «несправедливости» Пекинского договора. Однако нынешняя ориентация руководства Департамента истории и археологии ШГН ДВФУ на изучение истории России и российского Дальнего Востока в контексте истории стран АТР (по их мнению, Россия - часть АТР и собственной истории она не имеет) привело к тому, что слово «Россия» или словосочетание «российский Дальний Восток» были просто убраны из перечня приоритетных направлений научных исследований историков ДВФУ, что, по-нашему мнению, является не просто неправильным, но политически вредным. В ходе реализации реформы высшего образования возникает много проблем, которые порождаются активизацией бюрократической надстройкой «совершенно оторванного от содержания и преподавательского, и научного труда работников» [20].

В таких условиях отношения к истории Дальнего Востока в контексте российского исторического процесса возникающие пробелы восполняют труды сотрудников ИИАЭ ДВО РАН. Особое значение для образовательного процесса имеют фундаментальные тру-

ды сотрудников этого института, а также публикации журнала «Россия и АТР» [см.: 21], авторами которых являются историки - выпускники Университета.

Историческое образование на Дальнем Востоке в начале ХХ1 в.

С начала непрерывного исторического образования в регионе (1943 г.) Университетом подготовлено около 4,8 тыс. специалистов, занятых в сфере образования и науки, а также в органах государственного и муниципального управления, ФСБ, МВД и т.д., в том числе в стенах вуза в 2013-2014 гг. получили историческое образование 82 специалиста и 10 магистрантов, в 2015-2016 гг. 65 чел. получили дипломы бакалавров, 43 чел. защитили магистерские работы. Из числа выпускников Истфака 1960-1980-х годов каждый пятый стал кандидатом или доктором наук, в том числе философских, социологических, экономических, политических, педагогических и др. Более 80% сотрудников Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН - выпускники нашего Истфака!

Сегодня историки, преподаватели истории и обществоведения разбрелись по разным городам и селам, по школам, вузам; некоторые, добросовестно отработав в школах по распределению, затем пошли трудиться кто в органы власти, архив, кто в картинную галерею. Исторический факультет в вузе советского типа дал всем им не только базовое образование, но и нравственную закалку, чтобы они стали профессионалами каждый на своем месте. В истории становления и развития исторического образования воедино слились прошлое, настоящее и будущее.

Мы благодарны прошлому, в котором закладывались традиции исторического образования. Мы благодарны настоящему, которое дало могучий импульс развитию исторического образования и исторической науке. Мы входим в будущее с большим потенциалом в области учебной и научной деятельности.

Департамент истории и археологии Школы искусств и гуманитарных наук (ШИГН) ДВФУ, где в настоящее время реализуется подготовка студентов по направлению «история», - наследник исторических кафедр и исторических традиций частного историко-филологического факультета, ГДУ, ВГПИ, ДВГУ.

В структуру Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, помимо Департамента истории и археологии, входят три научных центра: Центр археологических исследований «Бохай», Дальневосточный Центр изучения США и Канады, Центр исследования миграционных процессов на Дальнем Востоке России и в странах АТР.

Образовательный процесс по направлению «история», реализуемый в ШИГН, имеет три уровня подготовки: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Направление подготовки бакалавров 46.03.01 «История», профиль «История России» и магистров 46.04.01, магистерская программа «История российского Дальнего Востока и историографические аспекты ее изучения» в 2015 г. первыми в Российской Федерации прошли международную аккредитацию. Теперь наши дипломы признаются в большинстве стан Азиатско-Тихоокеанского бассейна!

В Дальневосточном федеральном университете действует диссертационный совет по защитам диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук по специальности 07.00.02 - «Отечественная история» и 07.00.03 - «Всеобщая история» (шифр диссовета - Д 212.056.19), а в Школе искусств и гуманитарных наук - аспирантура и докторантура по направлению «исторические науки и археология», а также функционирует журнал «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке», входящий в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ для публикации основных результатов кандидатских и докторских диссертаций. В 2014 г. в ШИГН создано региональное отделение Российского общества интеллектуальной истории, а в 2016 - Региональное отделение Российского исторического общества.

С целью повышения качества подготовки историков ШИГН ДВФУ активно сотрудничает с академическими структурами: Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток), Институтом археологии и этнографии

Сибирского отделения РАН (Новосибирск), Институтом всеобщей истории РАН (Москва), с журналом «Вопросы философии» Президиума РАН (Москва) и др.

В Школе искусств и гуманитарных наук ДВФУ три исторические магистерские программы: «История российского Дальнего Востока и историографические аспекты ее изучения», «Археология» и «Антропология стран Азиатско-Тихоокеанского региона».

Преподаватели-историки ДВФУ стремятся к тому, чтобы исторические знания были востребованы среди молодежи, участвуют в ряде ежегодных проектов. Это мастер-классы для учащихся 9-11 классов средних школ г. Владивостока, предметные олимпиады по истории, в том числе проведение финального тура Всероссийской олимпиады школьников «Ломоносов» (с 2009 г.), в которой ДВФУ выступает в качестве региональной площадки; ежегодной олимпиады школьников «Океан знаний»; научно-практические конференции, конкурсы, семинары, тематические вечера с учащимися общеобразовательных школ г. Владивостока («Моя страна - моя Россия: истории российской государственности посвящается...»); организация постоянно действующей экспозиции, рассказывающей о ДВФУ и об обучении на направлении подготовки «история», в частности при проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников «Российский интеллект» в ВДЦ «Океан»; организация и проведение на площадках ДВФУ Всероссийского фестиваля науки; проведение учебно-тренировочных сборов для учащихся 8-10 классов образовательных учреждений г. Владивостока; проведение курсов повышения квалификации для учителей города и края и др.

Научные конференции для исторического факультета всегда были традицией, «связующим звеном» между разными поколениями историков. В конференциях, проводимых историками ДВФУ, принимают участие выпускники исторического факультета разных лет, состоявшиеся исследователи и начинающие историки - магистранты и аспиранты. Наши выпускники приезжают в свою alma mater из многих концов страны и из-за рубежа, они помнят и любят свой Истфак, который дал им путевку в жизнь.

Празднуя свой столетний юбилей исторического образования в ДВФУ, мы вспоминаем о тех, кто создавал исторический факультет, ставший одним из ведущих исторических факультетов нашей страны и кузницей кадров для всего Дальнего Востока. Праздник - это минутная остановка, как говорил великий российский историк В.О. Ключевский, чтобы осмотреться, перевести дух, оглянуться на пережитое, сосчитать прожитые годы и проверить направление движения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Терехов А.Н. Система исторического образования в России: специфика эволюции в ХХ в. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. - № 1(17). - С. 51-61.

2. Богуславский М.В. Проблемы реформирования российского образования (историко-педагогический контекст) // Проблемы современного образования. - 2010. - № 1. - С. 34-44.

3. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. - М., 1995. - С. 74.

4. Ермакова Э.В. Становление исторического и филологического образования на Дальнем Востоке // 85 лет высшему историческому и филологическому образованию на Дальнем Востоке России: материалы научной конференции 4-5 марта 2003 г. Часть 1. Сборник трудов Института истории и философии ДВГУ: Мат-лы науч. конф. - Владивосток: Изд-во Дальне-вост. ун-та, 2003. - 508 с.

5. История Дальневосточного государственного университета в документах и материалах. 1899-1989. - Владивосток, 1999. - 628 с.

6. Профессора Дальневосточного государственного университета. История и современность. 1899-2008 / С.М. Дударёнок, Э.В. Ермакова, Е.А. Поправко, И.К. Капран и др. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. - 584 с.

7. Кривоноженко А.Ф. Петроградский университет в 1917-1922: Дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2014.

8. Гришаев О.В. Историческое образование и историческая наука В СССР в конце 1920 - начале 1930-х годов / / Научные ведомости Белгородского государственного университета.

Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2014. - № 15 (186). Вып. 31. - С.144-152.

9. Ермакова Э.В. Указ. соч. - С. 8.

10. Самигулин Р.М. Частный историко-филологический факультет: У истоков становления профессионального исторического образования на Дальнем Востоке // Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Восток. - 2013. - № 5. - С. 21-25.

11. Ермакова Э.В. Указ. соч.

12. Самигулин Р.М. Указ. соч. - С. 23.

13. Макаренко В.Г. К 40-летию Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН // Вестник ДВО РАН. - 2011. - № 1.

14. Воспоминания В. Малаховой (выпуск 1972 г.). К столетию исторического образования на Дальнем Востоке / / Личный архив А.С. Ващук.

15. Макаренко В.Г. Указ. соч.

16. Дальневосточный государственный университет. История и современность. 1899-1999. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - 704 с.

17. Воспоминания В. Малаховой. Указ. соч.

18. Воспоминания П. Сейко. К 100-летию исторического образования // Личный архив А.С. Ващук.

19. Артемьева Н.Г. Жизнь, связанная с археологией // Россия и АТР. - 2011. - № 2. - С. 46-47.

20. Куликов Г.П., Крупянко А.А. Об образовательной реформе: взгляд дальневосточников // Новое прошлое. - 2015. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-obrazovatelnoy-reforme-vzglyad-dalnevostochnikov (дата обращения: 10.07.2018).

21. Труды Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. 2011-2015 гг.: библиогр. указ. - Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2017. - 336 с.

REFERENCES

1. Terehov A.N. Sistema istoricheskogo obrazovanija v Rossii: specifika jevoljucii v XX v. [Terekhov A.N. A System of historical education in Russia: specific character in the 20th century]. The Ves-trnik Cheliabinskogo gosudarestvennogo universitetf Akademii kul'tury I iskusstva. 2009. No. 1(17). Pp. 51-61. (In Russ.).

2. Boguslavskij M.V. Problemy reformirovanija rossijskogo obrazovanija (istoriko-pedagogicheskij kontekst) [Boguslavsky M.V. Problems of reforming Russian education (historical-pedagogical context]. Problemy sovremennogo obrazovaniia. 2010. No. 1. Pp. 34-44. (In Russ.).

3. Prjanikova V.G., Ravkin Z.I. Istorija obrazovanija i pedagogicheskoj mysli. [Priiatkina V.G., Ravkin Z.I. A History of education and pedagogical thought]. M.: 1995. P. 74. (In Russ.).

4. Ermakova Je.V. Stanovlenie istoricheskogo i filologicheskogo obrazovanija na Dal'nem Vostoke [Ermakova E.V. Formation of historical and philological education in the Far East]. 85 let vysshemu istoricheskomu i filologicheskomu obrazovaniju na Dal'nem Vostoke Rossii: materialy nauchnoj konferencii 4-5 marta 2003 g. Chast' 1. Sbornik trudov Instituta istorii i filosofii DVGU. Materialy nauchnoj konferencii. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2003. 508 p. (In Russ.).

5. Istorija Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta v dokumentah i materialah. 1899-1989 [A History of the Far Easdter State University in documents and materials. 1899-1989]. Vladivostok, 1999. 628 p. (In Russ.).

6. Professora Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta. Istorija i sovremennost'. 1899-2008. S.M. Dudarjonok, Je.V. Ermakova, E.A. Popravko, I.K. Kapran i dr. [Professors of the Far Eastern State University. History and Today. 1899-2008. S.M. Dudarynok, E.V. Ermakova, E.A. Popravko, I.K. Kapran and others]. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2009. 584 p. (In Russ.).

7. Krivonozhenko A.F. Petrogradskij universitet v 1917-1922: Dis. ... kand. ist. nauk [Krivshenko A.F. Petrogradsky University in 1917-1922. Master's. thesis]. SPb., 2014. (In Russ.).

8. Grishaev O.V. Istoricheskoe obrazovanie i istoricheskaja nauka v SSSR v konce 1920 - nachale 1930-h godov [Grishaev O.V. Historical education and historical science in the USSR at the late 1920s - the early 1930s]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istorija. Politologija. Jekonomika. Informatika. 2014. No. 15 (186). Vyp. 31. Pp. 144-152. (In Russ.).

9. Ermakova Je.V. Ukaz. soch. S. 8. [Ermakova E.V. Op. cit. P. 8]. (In Russ.).

10. Samigulin R.M. Chastnyj istoriko-filologicheskij fakul'tet: U istokov stanovlenija professional'nogo istoricheskogo obrazovanija na Dal'nem Vostoke [Samigulin R/M/ A Private historical-philological faculty: at the roots of forming professional historical education in the Far East]. Gumanitarnye issledovanija v vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostok. 2013. No. 5. Pp. 21-25. (In Russ.).

11. Ermakova Je.V. Ukaz. Soch [Ermakova E.V. Op.cit.]. (In Russ.).

12. Samigulin R.M. Ukaz. soch. S. 23. [Samigulin R.M. Op. cit. P. 23]. (In Russ.).

13. Makarenko V.G. K 40-letiju Instituta istorii, arheologii i jetnografii narodov Dal'nego Vostoka DVO RAN [Makarenko V.G. To the 40th anniversary of the Institute of History, Archaeopogy and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB RAS].Vestnik DVO RAN. 2011. No. 1. (In Russ.).

14. Vospominanija V. Malahovoj (vypusk 1972 g.). K stoletiju istoricheskogo obrazovanija na Dal'nem Vostoke [The Remoirs by V. Malakhovoi (issue 1972).To the centenary of historical education in the far East]. Lichnyj arhiv A.S. Vashhuk. (In Russ.).

15. Makarenko V.G. Ukaz. soch. [Makarenko V.G. Op.cit.] (In Russ.).

16. Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj universitet. Istorija i sovremennost'. 1899-1999 [Far Eastern state university. History and today]. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta. 1999. 704 p. (In Russ.).

17. Vospominanija V. Malahovoj. Ukaz. soch. [The Remoirs by V. Malakhovoi. Op. cit.]. Lichnyj arhiv A.S. Vashhuk. (In Russ.).

18. Vospominanija P. Sejko. K 100-letija istoricheskogo obrazovanija [The Memoir by H. Seiuko. To the Centenary of historical education]. Lichnyj Arhiv A.S. Vashhuk.

19. Artem'ev N.G. Zhizn', svjazannaja s arheologiej [Artem'eva N.G. A life being connected with archaeology]. Rossija i ATR. 2011. № 2. Pp. 46-47. (In Russ.).

20. Kulikov G.P., Krupjanko A.A. Ob obrazovatel'noj reforme: vzgljad dal'nevostochnikov. [Kulikov G.P., Krupianko A.A. About educational reform: a fareasterners' ]. Novoe proshloe 2015. №2. Available at:URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ob-obrazovatelnoy-reforme-vzglyad-dalnevostochnikov (accessed: 10.07.2018). (In Russ.).

21. Trudy Instituta istorii, arheologii i jetnografii narodov Dal'nego Vostoka DVO RAN. 2011-2015 gg.: bibliogr. Ukaz [Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East]. Vladivostok: IIAE DVO RAN, 2017. 336 p. (In Russ.).

Информация об авторах:

Ващук Ангелина Сергеевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом социально-политических исследований, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, Дальневосточное отделение Российской академии наук, г. Владивосток, Россия [email protected]

Дударенок Светлана Михайловна, доктор исторических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

Получена: 15.08.2018

Для цитирования: Ващук А.С., Дударенок С.М. Историческое образование на Дальнем Востоке России: этапы столетнего пути. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 4 -2 . с.67-82.

10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-67-82.

Information about the authors:

Angelina S. Vashchuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of Social and Political Studies Department, Institute of History, Archeology and Ethnography of Peoples of the Far East, Far-Eastern Branch of Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia [email protected]

Svetlana M. Dudaryonok, Doctor of Historical Sciences, Professor, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

Received: 15.08.2018

For citation:Vashchuk A.S., Dudaryonok S.M. Historical education in the Russian Far East: stages of the centinery way. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. No. 4 -2. Pp. 67-82. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/2-67-82. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.