Научная статья на тему 'Дальневосточный государственный университет как центр подготовки кадров для музеев Приморского края (1956-2011 гг. )'

Дальневосточный государственный университет как центр подготовки кадров для музеев Приморского края (1956-2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ / МУЗЕЙНЫЕ КАДРЫ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / MUSEUM / ART GALLERY / MUSEUM SPECIALISTS / PRIMORYE / FAR EASTERN STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поправко Елена Александровна

Рассматриваются два ключевых направления участия Дальневосточного государственного университета (Владивосток) в подготовке кадров по музейному делу: 1) создание вузовских музеев, в которых студенты получали опыт организации различных направлений музейной работы в период прохождения практики, проведения научных исследований и т.п.; 2) сотрудничество университета и музеев в подготовке кадров по музейному делу региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Far Eastern State University as a Center for Training of Specialists for Museums of the Primorye (1956-2011)

The article is devoted to two main areas of involvement of the Far Eastern State University (Vladivostok) to training of specialists for museology: 1) development of University museums in which students got the experience of organizing various areas of the museum’s work in the period of practice, research, etc.; 2) the cooperation of the University and museums in training of specialists for museology for museum network of the region.

Текст научной работы на тему «Дальневосточный государственный университет как центр подготовки кадров для музеев Приморского края (1956-2011 гг. )»

Е. А. Поправко

Дальневосточный государственный университет...

МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В МУЗЕЕ

УДК 378.4 (47+571.63)+069.068-051

Е. А. Поправко

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ МУЗЕЕВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (1956-2011 гг.)

В 1939 г. был закрыт Государственный дальневосточный университет (далее - ГДУ) во Владивостоке. С этого момента у интеллигенции края появилась мечта - восстановить университет, но только в 1956 г. эта мечта воплотилась в реальность - на базе Дальневосточного государственного педагогического института имени К. Д. Ушинского был восстановлен университет во Владивостоке.

ГДУ был не единственным вузом региона, который реорганизовывали - закрывали -переводили в другие города в 1930-е гг. Ситуация с вузами отражалась и на музейном деле, которое не имело в регионе нормальных условий для развития. В том числе ситуация с высшими учебными заведениями отрицательно влияла на кадровую ситуацию в музеях региона. Даже в Приморском краевом краеведческом музее имени В. К. Арсеньева (ПККМ, с 1986 г. - Приморский государственный объединенный музей имени В. К. Арсеньева, ПГОМ) на работу брали тех, кто не соответствовал квалификационным требованиям: без высшего образования (желательно по профилю отдела, в который принимался сотрудник), опыта музейной работы (хотя бы в виде пройденной за время обучения практики) и т.п.

Восстановление в 1956 г. во Владивостоке университета имело огромное значение для развития музейного дела в регионе. «Выжившие» в 1930-е гг. или созданные в 1940-е - первой половине 1950-х гг. вузы были узкоспециализированными, их студенты и преподаватели редко обращались в музеи при выполнении курсовых и дипломных работ, за консультациями к научным сотрудникам, выпускники редко пополняли музейные кадры. Появление университета, т.е. одновременно и учебного заведения, и научно-исследовательского учреждения должно было изменить данную ситуацию. Хотя уровень научной работы во вновь созданном университете был первоначально слабым местом, требовалось фактически с нуля создать направления научных исследований, привязанных к специфике региона, сформировать научные школы. Для этого требовалась особая база: музеи, лаборатории, кабинеты и проч., где можно было бы проводить практические занятия, выполнять исследования, учить основам научной работы.

С восстановлением университета связано начало формирования сети вузовских музеев Приморского края. Первенцем был Зоологический музей ДВГУ (сегодня - подразделение Учебно-научного музея Дальневосточного федерального университета, ДВФУ)1. Идею создания вузовского музея в 1956 г. выдвинул заведующий кафедрой зоологии био-

1 Зоологический музей // Учебно-научный музей Дальневосточного Федерального университета. См. по адресу: http://museum.wl.dvfu.ru/muszoo.htm. (ссылка последний раз проверялась 19.09.2014 г.).

134

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

лого-химического факультета ДВГУ Петр Григорьевич Ошмарин (15. 03. 1918 - 29. 03. 1996). Инициативу поддержала и декан факультета Л. В. Микулич2.

Петр Григорьевич был выпускником факультета естествознания Горьковского государственного педагогического института. После его окончания он работал учителем химии и биологии в Баргузинской средней школе, одновременно продолжая заниматься научной работой (начиная с третьего курса, ездил в экспедиции, публиковал научные статьи). Занятия эти прервал призыв на действительную военную службу, а потом Великая Отечественная война. В 1943 г. П. Г. Ошмарин был комиссован3 и вернулся к научно-педагогической работе в родном пединституте. В 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1946 г. участвовал в экспедиции на Тихий океан по изучению гельминтов, впервые побывав на Дальнем Востоке. По совету А. А. Соболева Ошмарин переводится в Зоологический отдел Дальневосточной базы Академии наук. В 1951 г. по его инициативе было созвано первое совещание по вопросам паразитологии Дальнего Востока4. В 1956 г. Петр Григорьевич приходит работать в Дальневосточный университет, где, в том числе, становится организатором факультетского музея. Летом 1957 г. П. Г. Ошмарин организует экспедицию на о. Ханка для формирования коллекции будущего музея. Экспедиция собрала коллекцию из нескольких десятков видов рыб, птиц, небольшое количество амфибий, рептилий и млекопитающих. П. Г. Ошмарин сам занимался набивкой чучел и обучал основам таксидермии студентов (хотя созданные тогда чучела и не сохранились). В 1958 г. П. Г. Ошмарин вернулся на работу в Академию наук, но связей с музеем не порывал. Вернувшись из Советско-Вьетнамской научно-промысловой экспедиции, часть материалов он передал Зоологическому музею ДВГУ: коллекцию тропических рыб, морских змей, бабочек, шкуру питона и др.5

Помощь в комплектовании фондов Зоологического музея ДВГУ оказали Тихоокеанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (далее - ТИНРО), выделивший часть экспонатов из своего фонда, и музей имени В. К. Арсеньева, подаривший чучела северного оленя и морских котиков6. Это помогло Зоологическому музею заполнить пробелы в фондовой коллекции и успешнее выполнять учебные функции.

2 П. Г. Ошмарину, как одному из организаторов дальневосточной науки, посвящено несколько статей, написанных его учениками и коллегами. В некоторых из них утверждалось, что он был первым деканом Биолого-почвенного факультета ДВГУ, но это ошибочные сведения, т.к. в трудовой книжке П. Г. Ошмарина соответствующих записей нет, есть только записи о назначении на должности доцента и и.о. заведующего кафедрой биологии и последующем увольнении из Дальневосточного государственного университета. См.: Леонов В. А., Кудрящов А. А. Андрей Андреевич Соболев // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2000. № 4. С. 102; Калинин А. А. Первый директор или посвященная труду и людям жизнь // Дальневосточный ученый. 2002. 27 ноября. № 23 (1225). С. 6-7; 18 декабря. № 24 (1226). С. 6-7; Трудовая книжка Ошмарина Петра Григорьевича (копия) // Музей истории ДВФУ МИУ 223. 238-34. С. 6-7. О Микулич Л. В. как первом декане Биолого-почвенного факультета см.: Дальневосточный государственный университет. История и современность. 1899-1999. Владивосток, 1999. С. 207.

3 После ранения перенес ампутацию пальцев обеих ног и получил инвалидность III группы.

4 Леонов В. А., Кудрящов А. А. Андрей Андреевич Соболев. С. 102-103; Калинин А. А. Первый директор ... ; Трудовая книжка Ошмарина Петра Григорьевича (копия) // Музеи истории ДВФУ МИУ 223. 238-34. С. 1-7, 12-13; Диплом № 437966 // Там же; МамаевЮ. Л. Наш юбиляр // Там же. 238-6; Письмо Ошмарина А. П. Калинину А. А. // Там же.

5Мамаев Ю. Л. Наш юбиляр // Музеи истории ДВФУ. МИУ 223. 238-6. С. 4; Зоологический музей Дальневосточного государственного университета. Владивосток, 1998. С. 4.

6 Отчет о работе Приморского краевого музея имени В. К. Арсеньева за 1 полугодие 1959 г. // Архив ПГОМ имени В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 96. Л. 38 (от руки вписано: «из отдела природы в музей ДВГУ

135

Е. А. Поправко

Дальневосточный государственный университет...

В 1957 г. на кафедре появляется ставка музейного работника. Первым сотрудником (препаратором) Зоологического музея ДВГУ была И. А. Казаева (Кузнецова). В декабре 1957 г. заведующей музеем на общественных началах стала Л. С. Мамаева (исполняла эти обязанности до 1967 г.). Официальной датой создания Зоологического музея ДВГУ считается 1958 г. Тогда же музей получил отдельное от кафедры зоологии помещение -аудиторию № 34 в корпусе по Океанскому проспекту, 37. В 1960 г. площади увеличились: музей получил аудиторию № 33, в которой оборудовали препараторскую. В 1964 г. у музея появляется первый научный куратор - Ю. Н. Назаров. Сотрудники музея (Ю. Н. Назаров, В. И. Лабзюк и др.) пополняли коллекции музея за счет даров из личных коллекций7.

Вторая половина 1960-х - 1970-е гг. были самым активным периодом пополнения коллекций Зоологического музея. В 1967 г. заведующей музеем становится М. Г. Казыха-нова. Комплектование обеспечивалось различными формами, в том числе и экспедиционными сборами. Правда, самостоятельно музей экспедиций не организовывал, но хватало и того материала, который передавали студенты и преподаватели ДВГУ, участвовавшие в научных и промысловых экспедициях, как организованных кафедрами, так и совместных с ТИНРО. К пополнению фондов приводили и проводимые Биолого-почвенным факультетом учебные практики, по масштабам вполне соизмеримые с небольшими экспедициями. Огромную роль в комплектовании фондов играла организация актива из выпускников ДВГУ, а также студентов-заочников, работающих в ТИНРО, Тихоокеанском управлении промысловой разведки и научно-исследовательского флота и других организациях. К 1979 г. число экспонатов в экспозиции достигло 113, фонды же составляли более 5 000 единиц хранения. К 1989 г. в фондах музея будет уже более 20 000 предметов. В 1976 г. музею передают дополнительные помещения: аудитории № 35 и 36 в корпусе ДВГУ по Океанскому проспекту, 37. Богатые фонды позволяют выйти на новый уровень и в массовой работе: с 1976 г., когда был заключен договор с Бюро путешествий и экскурсий, музей начал принимать посетителей «со стороны» два раза в неделю.

Зоологический музей ДВГУ играл большую роль в подготовке кадров по естественнонаучному музееведению. В том числе его собственные кадры к 1980-м гг. пополнялись за счет выпускников, получивших опыт работы в музее во время учебных занятий и практик. Все виды работ в музее в 1970-е - 1980-е гг. проводились с участием и силами студентов: от научной обработки фондов до художественного оформления экспозиций8.

В 1960-е гг. формируются коллекции Музея археологии и этнографии ДВГУ Фонды по археологии начали формироваться в университете с 1963 г., когда преподаватель Исторического факультета Д. Л. Бродянский (выпускник Восточного факультета ЛГУ им. А. Жданова, ученик А. П. Окладникова) стал руководителем археологических практик у студентов Исторического факультета. Усилиями преподавателя кафедры отечественной истории Э. Н. Осокиной появляется Этнографический музей. В 1973 г. заведующая кафедрой всеобщей истории А. Г. Черных ходатайствовала перед руководством вуза о выделении помещений для музеев, ее поддержал проректор П. С. Дагель. Д. Л. Бродянским и Э. Н. Осокиной была оформлена экспозиция, при этом Эмилия Николаевна передала в дар музею часть своих коллекций, собранных в экспедициях по Приморскому краю. С 1975 г.

во временное пользование передано 2 шт. котиков»); Учебно-научный музей ДВФУ История. См. по адресу: http://museum.wl.dvfu.ru/history.htm (Ссылка последний раз проверялась 21.09.2014 г.).

7 Зоологический музей Дальневосточного государственного университета. С. 4-10.

8 Там же. С. 12.

136

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

на Историческом факультете начали работу Археологический и Этнографический музеи. Хотя им пришлось часто переезжать вместе с факультетом (в 1970-е гг. ДВГУ активно строился, что вызывало частые перемещения)9. Признанием проделанной сотрудниками ДВГУ работы по созданию музеев стал приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 334 от 2 июля 1981 г. «Об организации зоологического и археолого-этнографического музеев ДВГУ», в соответствии с которым музеи получили официальную «прописку» как структурные подразделения университета, и им были выделены ставки научных сотрудников10 11.

1990-е гг. становятся для университетских музеев временем испытания на прочность: требующие капитального ремонта помещения, отток кадров из науки и образования, снижение финансирования привели к решению о консервации Зоологического музея, в этом подразделении прекратились экспедиционные сборы, прервалось сотрудничество с Бюро путешествий и экскурсий и т.д. С трудом за счет студенческих практик удавалось продолжать экспедиционные исследования Археологическому музею, чему немало способствовало наличие хорошей научной археологической школы. Только в 1997 г. возобновились экспедиционные исследования Зоологического музея ДВГУ: сотрудники музея О. А. Бур-ковский и Т В. Чернова с группой студентов первого курса факультета общей биологии, экологии и почвоведения приняли участие в экспедиции на научно-исследовательском судне «Академик Опарин», организованной в рамках Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.». Пополнившие коллекцию музея предметы были использованы при создании новых экспозиций11.

В 1999 г. музеи и библиотека редких книг Дальневосточного государственного университета объединились в Учебно-научный музей ДВГУ, состоящий из Зоологического и Ботанического музеев, Музея археологии и этнографии, Музея истории ДВГУ и Музея редкой книги12.

Восстановление в 1956 г. университета положительно сказывается на кадровой ситуации и в других музеях Приморского края. В Приморском краеведческом музее имени В. К. Арсеньева в 1940-е - первой половине 1950-х гг. вполне обычным явлением среди научных сотрудников были лица со средним образованием, а после 1957 г. лица без

9 Дальневосточный государственный университет: история и современность. С. 202-203; Кужевская Л. В.: 1) Э. Н. Осокина - создательница музея этнографии в ДВГУ // Арсеньевские чтения. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения В. К. Арсеньева. Владивосток, 2002. С. 99-103; 2) Э. Н. Осокина. Слово об учителе // 85 лет высшему историческому и филологическому образованию на Дальнем Востоке России: материалы научной конференции 4-5 ноября 2003 г. Владивосток, 2003. Ч. 1. Сборник трудов Института истории и философии ДВГУ С. 55-60; Бродянский Д. Л. К истории возрождения археолого-этнографического музея ДВГУ // Труды Учебно-научного музея ДВГУ Владивосток, 2005. Вып. Ш. Из истории высшего образования и музейного дела на Дальнем востоке. К 105-летию Дальневосточного государственного университета и 5-летию музея ДВГУ С. 52-53.

10 См.: Зоологический музей Дальневосточного государственного университета. С. 11.

11 Бродянский Д. Л.: 1) Амурский тигр в древнем искусстве дальневосточников // Труды Учебнонаучного музея ДВГУ. Владивосток, 2003. Вып. Ш. Из истории высшего образования и музейного дела на Дальнем востоке. К 105-летию Дальневосточного государственного университета и 5-летию музея ДВГУ. С. 49-52; 2) К истории возрождения археолого-этнографического музея ДВГУ // Там же. С. 52-53; Зоологический музей Дальневосточного государственного университета. С. 16.

12 Учебно-научный музей ДВФУ См. по адресу: http://museum.wl.dvfu.ru/default.htm. (Ссылка последний раз проверялась 21.09.2014 г.).

137

Е. А. Поправко

Дальневосточный государственный университет...

высшего образования на должности научных сотрудников в музей принимались крайне редко, да и то в основном из числа обучавшихся в вузе13.

Уже на рубеже 1950-х - 1960-х гг. это привело к «омоложению» музейных кадров: за счет принятия на работу выпускников вузов средний возраст музейных работников составил в 1956 г. - 31 год; в 1957 г. - 31, 2; в 1958 г. - 32, 114. Но оставалась проблема текучести кадров: в 1961 г. в отчете музея отмечено, что на пенсию ушло 3 сотрудника, а из новых, которых принимали на их место, за год «выбыли» 6 человек15. Это заставляло музей задумываться над организацией студенческих практик, что позволяло бы готовить более квалифицированную «смену» и закрывать пробелы в штатном расписании.

До начала 1960-х гг. в отчетах можно встретить только отдельные упоминания о студентах-практикантах, как и упоминания о том, что студенты обращались в музей за консультациями при написании курсовых, дипломов или проходили в музее практику. Музейные работники жаловались, что они «не могут добиться своими силами организации педагогической практики студентов Пединститута, педучилища и ДВГУ (исторический факультет) в музее. Хотя неоднократно поднимали этот вопрос, как перед органами народного образования, так и перед руководителями ВУЗов»16. Музей отмечал в отчетах, что наладить систематическое прохождение музейной практики, в частности, студентами ДВГУ, ему в эти годы не удавалось. Только в 1962 г. музей впервые принял на практику по специальным программам студентов-биологов и историков17. Анализ текстов программ показывает, что именно в рамках проведения студенческих практик на базе Музея имени В. К. Арсеньева в Дальневосточном государственном университете начинает читаться курс «Музееведение». Причем программы курса различались для студентов естественнонаучных и гуманитарных факультетов. С 1973 г. периодически в музее проходят практику студенты-востоковеды: определяют книги, газеты и журналы на восточных языках, делают переводы, обрабатывают коллекции нумизматики и фалеристики Китая и Япо-

13 В 1957 г. была принята на должность научного сотрудника отдела советского периода М. Г. Ковтун, имевшая среднее специальное образование (ветеринарный техникум). В 1964 г. из 12 научных сотрудников 10 имели высшее образование, а через год лиц с высшим образованием было 11 из 12. См.: Отчет о работе Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1957 г. // Архив ПГОМ им. В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 81. Л. 23; Отчет о работе Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1958 г. // Там же. Д. 88. Л. 72; Паспорт музея. Приморский краевой музей им. В. К. Арсеньева. 1960 г. // Государственный архив Приморского края (далее - ГАПК). Ф. Р-1259. Оп. 1. Д. 98. Л. 6 об.; Сводка годовых отчетов музеев системы Министерства культуры СССР по Приморскому краю за 1964 г. // Там же. Д. 216. Л. 1; Список музеев Системы Министерства культуры СССР по Приморскому краю на 1 января 1965 г. // Там же. Л. 2; Отчет Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1964 г. // Там же. Л. 3; Сводка годовых отчетов музеев системы Министерства культуры СССР по Приморскому краю за 1965 г. // Там же. Л. 5; Список музеев системы Министерства культуры СССР на 1 января 1966 г. // Там же. Л. 6; Отчет Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1965 г. // Там же. Л. 7.

14 Подсчитано автором по: Отчет о работе Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1956 г. // Архив ПГОМ им. В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 75. Л. 39; Отчет о работе Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1957 г. // Там же. Д. 81. Л. 23; Отчет о работе Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1958 г. // Там же. Д. 88. Л. 67-73.

15 Отчет о работе Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1961 г. // Архив ПГОМ им. В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 111. Л. 15, 26.

16 Отчет о работе Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1961 г. // Архив ПГОМ им. В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 111. Л. 19.

17 См.: Отчет о работе Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1961 г. // Архив ПГОМ им. В. К. Арсеньева. Оп. 1. Д. 111. Л. 19; Отчет о работе Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1962 г. // Там же. Д. 118. Л. 32-34.

138

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

нии18. В качестве научных консультантов по основным темам научно-исследовательской работы, ведущих методических семинаров в музей привлекаются преподаватели ДВГУ: Г. С. Куцый, А. Г. Черных19.

Вопрос подготовки музейных кадров и повышения их квалификации становится одним из важнейших в государственной музейной политике второй половины 1960-х -первой половины 1980-х гг. В Приморском крае данный вопрос также приобретает особое значение в условиях «взрывного» роста музейной сети и массового появления общественных музеев. Если общественные музеи - база для роста государственной сети, то в них должны работать квалифицированные кадры еще до перевода в статус государственных. Но в крае не было средних или высших учебных заведений, которые готовили бы соответствующих специалистов20.

С конца 1970-х гг. в ДВГУ «Музееведение» вводится в учебные планы историков как одна из дисциплин специализации. До середины 1990-х гг. данную дисциплину читали сотрудники музея имени В. К. Арсеньева, приглашаемые как преподаватели-почасовики. Кроме того, в 1980-е гг. также на условиях почасовой оплаты, начинают приглашать сотрудников Приморской краевой картинной галереи для чтения лекций по «Истории изобразительных искусств», т.к. картинная галерея становится одной из баз музейных практик для студентов-историков.

В 1970-е - 1980-е гг. Дальневосточный государственный университет становится тем вузом, из стен которого выходит большая часть научных сотрудников музеев Приморского края. Но полностью заполнить штатное расписание лицами с высшим образованием даже крупнейшим музеям - Приморскому краеведческому музею имени В. К. Арсеньева и Приморской краевой картинной галерее (ПККГ) - так и не удается21.

Можно отметить, что предъявляемые нормативными документами требования к кадрам (высшее образование для всех научных сотрудников, за исключением экскурсоводов, наличие ученой степени при занятии должности старшего научного сотрудника и выше и т.д.) оставались для приморских музеев неисполнимыми22. Совсем не было среди музейных сотрудников лиц с учеными степенями, хотя некоторые известные дальневосточные ученые (например, А. Т Мандрик)23 начинали научную карьеру именно как сотрудники музея.

18 Отчет о работе Приморского краеведческого музея им. В. К. Арсеньева в 1973 г. // ГАПК. Ф. Р-1259. Оп. 1. Д. 516. Л. 49.

19 Отчет о работе Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева за 1971 г. // ГАПК. Ф. Р-1259. Оп. 1. Д. 443. Л. 30-31.

20 Стоит отметить, что в целом по стране кафедр, готовивших специалистов-музееведов с конца 1950-х гг. и до первой половины 1980-х гг. не существовало, хотя Министерство культуры и выходило с соответствующими предложениями в Совет министров РСФСР.

21 Например, по отчету ПККГ 1980 г. из 24 научных сотрудников 14 - выпускники ДВГУ, а по отчету 1981 г. - 11 из 22. См.: Отчет Приморской краевой картинной галереи за 1980 г. // ГАПК. Ф. Р-1259. Оп. 1. Д 762. Л. 28-31; Отчет Приморской краевой картинной галереи за 1981 г. // Там же. Д. 797. Л. 40-43.

22 См. нормативные требования: Типовые должностные инструкции работников музеев системы МК РСФСР // Сборник документов по музейному делу. 1964-1984 гг. М., 1987. С. 8-9.

23 Мандрик Анатолий Тимофеевич (1933-2008 г.). Выпускник Владивостокского государственного педагогического института 1956 г. (теперь - Дальневосточный федеральный университет). В 1956-1963 гг. - заведующий отделом дореволюционного прошлого, ученый секретарь Приморского краевого краеведческого музея имени В. К. Арсеньева. В 1963-1966 гг. - аспирант Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. В 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию «Рыбная промышленность Советского Дальнего Востока. 1959-1965 гг.». С 1966 по 1968 гг. - младший

139

Е. А. Поправко

Дальневосточный государственный университет...

Та же ситуация характерна и для других музеев страны: заведующий отделом археологии и этнографии Красноярского краевого краеведческого музея Н. П. Макаров в одном из своих выступлений на конференции 2008 г. привел длинный перечень сотрудников этого музея, покинувших его и сделавших блестящую научную карьеру. Причины создавшегося положения названы следующие: «Музей становиться промежуточным трамплином в карьере ученых, не находящих здесь удовлетворения как в своем материальном положении, так и в низкой востребованности своих научных изысканий»24. Главными «конкурентами» музеев в кадровом вопросе в 1960-е - первой половине 1980-х гг. Н. П. Макаров называет академические центры и вузы, что аналогично ситуации в Приморском крае.

Текучесть кадров оставалась большой проблемой25. Подготовив специалиста, музей часто тут же терял его, т.к. высококвалифицированных работников не привлекал низкий уровень оплаты труда, что характеризовало ситуацию в музеях всего РСФСР26.

В 1990-е - 2000-е гг. подготовка кадров музейных работников оставалась для региона серьезной проблемой. При наличии в государственных стандартах высшего образования второго поколения, действовавших до 2009 г., специальности 021000 «Музеология» и 052800 «Музейное дело и охрана памятников»27, ни один вуз Приморского края не готовил

научный сотрудник, с 1968 по 1972 гг. - научный сотрудник, в 1972-1974 гг. - старший научный сотрудник Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. С 1974 по 1978 гг. - ученый секретарь Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР (в настоящее время - ДВО РАН). В 1978-1985 гг., 2000-2002 гг - заместитель директора по науке, с 1985 г. - заведующий сектором истории Дальнего Востока советского периода. Член главной редакции «Истории Дальнего Востока СССР» (1973-1980). В 1998 г. защитил докторскую диссертацию «История рыбной промышленности российского Дальнего Востока (50-е гг. XVIII -30-е гг. XX вв.)». А. Т. Мандрик награжден орденом «Знак почета», Почетной грамотой в связи с 255-летием РАН, ему присужден грант губернатора Приморского края. См.: Мандрик Анатолий Тимофеевич. См. по адресу: http://humanities.edu.ru/db/msg/24722. (Ссылка последний раз проверялась 01.08.2006 г); Мандрик Анатолий Тимофеевич // Сектор истории Дальнего Востока России советского периода. Сотрудники. См. по адресу: http://www.febras.ru/~ihae/. (Ссылка последний раз проверялась 02.08.2006 г.); Постановление Президиума ДВО РАН от 8 декабря 2000 г. // Официальный сайт ДВО РАН. См. по адресу: http://www.febras.ru/decision/presidium_decision_8dec_14.html. (Ссылка последний раз проверялась 26.07.2006 г.).

24 Макаров Н. П. Красноярский краевой музей в системе научных центров региона // Пятые Гроде-ковские чтения: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Амур - дорога тысячелетий» / под ред. С. В. Гончаровой. Хабаровск, 2006. Ч. II. С. 146; Галлямова Л. И. Анатолию Тимофеевичу Мандрику 75 лет // Россия и АРТ. 2008. № 3. С. 179-180. См. по адресу: http://www. riatr.ru/2008/ATR-2008-3/179-180.pdf. (Ссылка последний раз проверялась 21.09.2014 г.).

25 Например, в Приморском краевом краеведческом музее имени В. К. Арсеньева на 1972 г не было ни одного сотрудника, имевшего стаж работы в музее более 10 лет. А в 1973 г из музея уволились 6 работников, в результате чего «коллектив обновился на половину». См.: Паспорт музея. Приморский краевой музей им. В. К. Арсеньева. 1972 г. // ГА ПК. Ф. Р-1259. Оп. 1. Д. 477. Л. 4; Отчет о работе Приморского краеведческого музея им. В. К. Арсеньева в 1973 г. // Там же. Д. 516. Л. 57-58.

26 См.: Музей и власть. М., 1991. Ч. I. С. 276, 278-279.

27 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021000 - Музеология. Квалификация музеолог // Российское образование. Федеральный портал. См. по адресу: http://wwwedu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=%EC%F3%E7%E 5%EE%EB%EE%E3%E8%FF. (Ссылка последний раз проверялась 19.04.2015 г.); Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность 052800 - Музейное дело и охрана памятников. Квалификация Музеевед // Российское образование. Федеральный портал. См. по адресу: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/ list_search.plx?substr=%EC%F3%E7%E5%E9%ED%EE%E5+%E4%E5%EB%EE+%E8+%EE%F5%F 0%E0%ED%E0+%EF%E0%EC%FF%F2%ED%E8%EA%EE%E2. (Ссылка последний раз проверялась 19.04.2015 г.).

140

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

таких специалистов. На Дальнем Востоке только в Хабаровске в Институте искусств в 2000 г. открылось отделение музеологии и началась подготовка специалистов в сотрудничестве с Хабаровским краевым краеведческим музеем имени Н. И. Гродекова.

Участие вузов в подготовке кадров для музеев, как и ранее, ограничивалось чтением курса «Музееведение» и направлением студентов для прохождения учебных и производственных практик в музеи. В вузах Владивостока до 2000 г. курс «Музееведение» читался только на историческом факультете (с 1996 г. - на историческом отделении факультета истории и философии, с 2000 г. - на историческом факультете Института истории и философии) Дальневосточного государственного университета, где чтение курса началось еще в конце 1970-х гг. В 1980-е гг. происходит сокращение часов, которые читали преподаватели-совместители - сотрудники музеев, а после 1998 г. факультет истории и философии ДВГУ полностью отказался от услуг совместителей. Причины отказа - исключительно финансовые, о том, что лекционные курсы работников музеев устраивали руководство факультета качеством, свидетельствует тот факт, что некоторым из совместителей предлагали перейти в штат университета. Так в 1989 г. на постоянную работу в ДВГУ перешла О. П. Святуха, ранее - сотрудник Приморской краевой картинной галереи, читавшая лекции по «Истории искусства» в 1988-1989 учебном году. Спецкурс «Основы музееведения» для студентов-зоологов читали сотрудники Зоологического музея ДВГУ28.

В то же время музей имени В. К. Арсеньева остался крупнейшей базой музейной практики для студентов-историков ДВГУ (единственная специальность, из тех, по которым вели подготовку в Дальневосточном государственном университете до 2000 г., для которой музейная практика была обязательна в соответствии с действовавшими государственными стандартами высшего образования). Периодически в 1990-е гг. практику в Приморском государственном объединенном музее имени В. К. Арсеньева и его филиалах проходили студенты ДВГУ, обучавшиеся по другим гуманитарным (востоковеды, филологи) и естественнонаучным (биологи, географы) специальностям. Например, в 19961997 гг. студент И. В. Середкин разбирал орнитологическую коллекцию музея 29.

С 2000 г. (после подписания договора о сотрудничестве) Институт истории и философии ДВГУ отправлял своих студентов на практику в Приморское краевое отделение ВООПИК и музей «Владивостокская крепость». В 2004 г. базой музейной практики для студентов исторического факультета и отделения культурологии Института истории и философии ДВГУ стала Приморская государственная картинная галерея30.

Вышесказанное позволяет говорить о том, что до 2000 г. Дальневосточный государственный университет был для музеев Приморского края центром подготовки кадров с высшим образованием, именно его выпускники по большей части работали руководителями музеев и их подразделений, научными сотрудниками, студенты университета, прохо-

28 Зоологический музей Дальневосточного государственного университета. С. 14.

29 Гоневчук Э. В. История природоохранного дела в Приморье и ее отражение в материалах Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева // Арсеньевские чтения. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 110-летию ПГОМ им. В. К. Арсеньева. Владивосток, 2000. С. 107.

30 До 2011 г. документы хранились: Текущий архив кафедры отечественной истории Института истории и философии Дальневосточного государственного университета. Д. 12. Заявления, отчеты, приказы, договоры о сотрудничестве по музейной, архивной практике. Место хранения документов в настоящее время автору не известно.

141

Е. А. Поправко

Дальневосточный государственный университет...

дившие музейную практику или практику (учебную, производственную, преддипломную) на базе музеев «закрывали бреши» в штатном расписании, связанные с «непрестижностью» музейной работы и высокой текучестью кадров. После 2000 г. эту функцию начинают выполнять и другие вузы региона, но до сих пор преемнику ДВГУ - федеральному университету удается сохранить лидирующие позиции как региональному центру подготовки музейных кадров.

Информация о статье

Автор: Поправко Елена Александровна - доктор исторических наук, профессор, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, elena_popravkо@mail.ru. Заглавие: Дальневосточный государственный университет как центр подготовки кадров для музеев Приморского края (1956-2011 гг.).

Абстракт: Рассматриваются два ключевых направления участия Дальневосточного государственного университета (Владивосток) в подготовке кадров по музейному делу: 1) создание вузовских музеев, в которых студенты получали опыт организации различных направлений музейной работы в период прохождения практики, проведения научных исследований и т.п.; 2) сотрудничество университета и музеев в подготовке кадров по музейному делу региона.

Ключевые слова: музей, картинная галерея, музейные кадры, Приморский край, Дальневосточный государственный университет.

Information on article:

Author: Popravko Elena Alexandrovna - Doctor of Science in History, Associate Professor, Russia, Saint-Petersburg State University of Technology and Design, elena popravko@mail.ru.

Title : The Far Eastern State University as a Center for Training of Specialists for Museums of the Primorye (1956-2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: The article is devoted to two main areas of involvement of the Far Eastern State University (Vladivostok) to training of specialists for museology: 1) development of University museums in which students got the experience of organizing various areas of the museum’s work in the period of practice, research, etc.; 2) the cooperation of the University and museums in training of specialists for museology for museum network of the region.

Key words: museum, art gallery, museum specialists, Primorye, Far Eastern State University.

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.