УДК 727.7.
Е. А. Поправко
ФОРМИРОВАНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕТИ МУЗЕЕВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ: ИСТОЧНИКИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Одним из новшеств в развитии музейного дела в постсоветский период называют появление негосударственной части Музейного фонда, или, как иногда принято говорить, «частных музеев». Последний термин вряд ли возможно отнести к категории научных: в понятии «частный музей» объединяются разнородные феномены: музеи, созданные и принадлежащие физическим лицам; «корпоративные» музеи (т. е. музеи негосударственных коммерческих организаций (юридических лиц)) и т. д. Более правильным было бы говорить о негосударственных музеях, исключая из их числа муниципальные музеи, фонды которых находятся под контролем органов власти субъектов федерации, сдают отчеты по установленным формам (8-нк, 4-ф и т.п.).
Общепринято считать, что негосударственная сеть музеев начала стихийно формироваться после распада СССР (т. е. в 1992-1993 гг.) и получила нормативное оформление с выходом в 1996 г. Федерального закона «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ»1. Рассмотрение ситуации на примере Приморского края показывает, что эта точка зрения нуждается в серьезной корректировке. Но прежде чем приступить к данной проблеме, внесем некоторые уточнения в распространенные в отечественном музееведении термины и классификации, в том числе классификацию «по принадлежности».
В последней до сих пор содержится путаница, связанная с попытками внести в сложившиеся в советский период классификации новые рубрики, соответствующие новым реалиям2.Начнем с простого: любая классификация должна иметь единое основание. В этом контексте можно сказать, что в классификации по принадлежности на сегодняшний день должно быть выделено три больших группы, соответствующих типам собственности: государственные музеи, муниципальные музеи и негосударственные (частные) музеи. А дефиниции «ведомственный», «корпоративный» - станут более мелкими элементами классификации, подгруппами. Ибо «ведомственный музей» есть никакой иной, как государственный: если он зарегистрирован в установленном порядке, его сотрудники внесены в штатное расписание организации, то собственность на фонды музея принадлежит государству, при ликвидации ведомства или его структуры, к которой относился музей, судьбу фондов будут решать государственные структуры, т. е. представители собственника. Различия между музеями государственной части Музейного фонда по ведомственной принадлежности - несомненно, более мелкое основание деления классификационной группы: подгруппа или вид.
У «корпоративного» музея и «частного» (т. е. принадлежащего физическому лицу), как и у «общественного» на сегодняшний день нет, с точки зрения нормативно-правового статуса, никаких отличий: собственник имеет право зарегистрировать фонды как негосударственную часть Музейного фонда РФ, хотя может и не делать этого. Судьбу таких
1 См., например: Основы музееведения / Отв. ред. Э. А. Шулепова. М., 2005. С. 200-201.
2 См.: Там же. С. 196-203.
музеев с их фондами будут определять те же нормативно-правовые акты, что и для другого имущества (прежде всего, Гражданский кодекс РФ). Совершенно неуместно выделение в данном случае «церковных» музеев, т. к. религиозные организации, несомненно, особая форма общественной организации, регулируемая кроме Гражданского кодекса, особым федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях в РФ», но это не предполагает, что в вопросе права собственности на объекты историко-культурного наследия религиозные организации отличаются от иных негосударственных некоммерческих организаций. А значит, церковные музеи должны быть отнесены к негосударственным музеям как особая подгруппа, наряду с музеями иных негосударственных некоммерческих организаций.
Таким образом, говоря о формировании негосударственной сети музеев в Приморском крае, мы будем иметь в виду музеи, принадлежащие физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям негосударственной и немуниципальной формы собственности.
Первый вопрос: источники формирования негосударственной музейной сети. В Приморском крае таковых можно выделить три: 1) бывшие музеи предприятий, действовавшие на общественных началах, на сегодняшний день принадлежащие негосударственным и немуниципальным коммерческим организациям различных организационно-правовых форм; 2) музеи общественных и иных некоммерческих организаций; 3) музеи, созданные физическими лицами.
Первый источник формирования негосударственной сети сложился в советское время. К середине 1980-х гг. любое крупное предприятие имело музей (или протомузей-ную структуру: Комнату боевой, трудовой славы и т. п.). Кризисные явления в экономике периода перестройки привели к резкому сокращению этой части музейной сети: руководство предприятий стало избавляться от «ненужного» в новых идеологических реалиях багажа, а занимаемые музеями предприятий помещения стали рассматриваться как один из активов для спасения производства. В таких условиях коллекции только мешали.
Ярким примером этих тенденций в Приморском крае можно назвать Музей Даль-завода, который в 1990 г. был преобразован в рекламно-информационную группу предприятия. Сотрудники музея «переквалифицировались» в работников отдела по связям с общественностью и маркетингу: работали над созданием «имиджа» завода, рекламы его высококвалифицированных специалистов и продукции. Ими был создан ассортиментный отдел-кабинет с выставленными образцами продукции, выпускаемой заводом. Это называлось «поиском новых форм» музейной работы, но на самом деле музей просто оказался не нужен. В качестве рекламно-информационной группы бывший Музей Дальзавода просуществовал 7 лет. В 1996 г. в связи с тяжелым финансовым положением администрация предприятия сдала в аренду площадь, которую с 1987 г. занимал музей. Фонды и экспонаты разместили в двух залах площадью около 80 м2 в здании заводоуправления.
Но законсервированным Музей Дальзавода пробыл недолго. Во второй половине 1990-х гг. в крае начался «музейный бум»: его характеризовало не только создание новых музеев, но и возобновление деятельности ранее законсервированных. Музеи стали создавать или воссоздавать в «престижных» целях. Достаточно часто на вопрос о причинах возрождения музеев можно было услышать: «Вот приедет к нам губернатор или министр, или сам Президент, а у нас и показать нечего. Вот раньше был музей ...».
В 1997 г. генеральный директор Дальзавода издал приказ о размещении музея в помещении площадью не менее 300 м2, приобретении видео- и аудиотехники, проведении пол-
ного учета фондов. Цель - «для поддержания традиций, сохранения памяти и богатой истории завода, воспитания подрастающего поколения». Была назначена постоянно действующая комиссия из 7 человек, определены сроки исполнения работ, в том числе реставрации макетов, поврежденных при затоплении фондохранилища3.
Музей оказался исключительно востребованным у научной и краеведческой общественности города: «Последние три года, - говорила в одном из интервью директор Музея Дальзавода Н. К. Москалева, - к нам идут студенты, аспиранты, педагоги, работники завода - просят дать документы, подтвердить факты, выяснить даты. Музей никому не отказывает - пусть на нашей базе защищаются дипломы и диссертации, пишутся книги и проводятся экскурсии»4. Но, несмотря на активную работу Музея Дальзавода в конце 1990-х - начале 2000-х гг., он снова стал жертвой экономических проблем предприятия. В 2006 г. фонды музея были законсервированы, а затем переданы Дому музеев Дальневосточного государственного технического университета - ДВГТУ (условия передачи нигде не освещались).
Можно говорить о том, что музеи на общественных началах, как источник формирования негосударственной сети в Приморском крае, оказались достаточно специфичны. Со второй половины 1980-х гг. их количество существенно уменьшилось, фонды были полностью или частично утрачены (в лучшем случае при ликвидации музея они достались государственным музеям, за которыми в советский период были закреплены соответствующие структуры на общественных началах), становились объектом купли-продажи, при этом местонахождение коллекций и отдельных предметов не всегда известно. Хотя со второй половины 1990-х гг. началось возрождение сети музеев предприятий (например, был восстановлен Музей станции «Первая речка» ОАО «Российские железные дороги», руководство общества даже пыталось вернуть экспонаты, ранее переданные в Приморский государственный объединенный музей им. В. К. Арсеньева - ПГОМ), но причины этого процесса породили такие черты этих музеев, как закрытость (публичная деятельность не предполагается, созданный в «престижных целях» музей, если и принимает посетителей, то соответствующих), отсутствие работы после фазы создания (музей не ориентирован на работу по комплектованию, научно-исследовательскую и т. п., ему достаточно существующей экспозиции, которая обновляется к визитам высоких гостей). Можно говорить о том, что при наличии довольно большого числа музеев данной подгруппы, они играют минимальную роль в культурной жизни региона.
Второй источник формирования негосударственной сети в Приморском крае - музеи общественных и иных некоммерческих организаций. Здесь также, по крайней мере, в некоторых случаях, можно проследить преемственность с советским периодом. Наиболее значимым общественным субъектом государственной политики в области охраны историко-культурного наследия с 1965 г. было Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (далее - ВООПИиК). Во второй половине 1980-х гг. на фоне процесса деидеологизации начинается кризис этой организации: ее покидали и переставали оказывать материальную поддержку юридические члены, индивидуальные также переставали
3 Музей Дальзавода // http://220948.4232.ru/ (Последнее посещение — 04.03.2012 г.).
4 См.: Бондарева Э. Вся заводская жизнь // Владивосток. 2001. № 939. 2 марта. (См.: http://www. vladnews.ru/magazin.php?id=9&idnews=17853¤t_magazin=939 (Последнее посещение —
04.03.2012 г.). — См. также: Музей трудовой славы Дальзавода // http://www.museum.ru/M2067 (Последнее посещение — 04.03.2012 г.).
платить взносы, шел процесс самоликвидации региональных структур. Приморский край относится к немногочисленным регионам России, где краевой структуре ВООПИиК удалось выстоять и с 1998 г. начать процесс возрождения местных структур.
Еще в 1970-е гг., в ходе составления Свода памятников истории и культуры края, Приморское краевое отделение ВООПИиК представило в Управление культуры Приморского краевого исполкома паспорта на часть сооружений Владивостокской крепости, как на памятники истории и культуры, способствуя включению этих объектов в число охраняемых государством. В 1980 г. при Приморском краевом отделении ВООПИиК создали секцию охраны памятников военно-оборонительного зодчества. В 1988 г. появился Историко-патриотический клуб «Владивостокская крепость», первое заседание которого прошло 26 января 1989 г.5
1989 год был годом столетия официального присвоения Владивостоку статуса крепости. Юбилей готовились отметить широко: Владивостокский горисполком принял решение о проведении большого городского праздника. В приложение к данному решению включили передачу клубу «Владивостокская крепость» Безымянной батареи для создания здесь музея6.Клуб, действовавший под эгидой местного отделения ВООПИК, на собственные средства и пожертвования начал восстанавливать это одно из старейших укреплений крепости. Но экономические проблемы конца 1980-х - первой половины 1990-х гг. затянули реализацию данного проекта.
В 1995 г. член клуба «Владивостокская крепость» В. И. Калинин разрабатывает концепцию одноименного музея. 30 октября 1996 г. экспозиции Военно-исторического фортификационного музея «Владивостокская крепость» открылись для публики. ПКО ВООПИК (с 1996 г. возглавляется Н. И. Полозовой) добилось присвоения Владивостокской крепости статуса памятника федерального значения7.Восстановительно-реставрационные работы и создание экспозиции «Владивостокской крепости» были проведены за счет средств гранта Фонда Сороса. Высокий уровень музея подтверждает получение музеем «Золотой пальмы» в Париже. И хотя потенциал ПКО ВООПИиК как создателя новых музеев не исчерпан, что доказывает ныне реализующийся проект в Уссурийске «Казачья станица» - музейно-туристический комплекс, представляющий традиционную культуру казачества Дальнего Востока и роль этого сословия в освоении региона8, но планы ВООПИик по дальнейшей музее-
5 Военно-исторический клуб «Владивостокская крепость» // http://fortress.wl.dvgu.ru/club.htm (Последнее посещение - 04.03.2012 г.).
6 См.: Решение Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета народных депутатов № 239 от 26 мая 1989 г. «О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию работы по охране и использованию памятников истории и культуры в свете закона РСФСР «Об охране памятников истории и культуры» // Текущий архив отдела по охране историко-культурного наследия Администрации Приморского края (далее - ТА ООН УК АПК). Д. Решения КИК, ГИК; Перечень зданий и сооружений, памятников истории и культуры, передаваемых для размещения учреждений культуры в 1989-1995 гг. Приложение № 2 к решению Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета народных депутатов № 239 от 26 мая 1989 г. «О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию работы по охране и использованию памятников истории и культуры в свете закона РСФСР «Об охране памятников истории и культуры» // Там же.
7 См. объекты Владивостокской крепости, имеющие статус памятников федерального значения и документы, которыми они приняты под охрану по: Список памятников на территории Приморского края // Memorials.rar. Памятники на территории Приморского края, архив. См. по адресу: http:// www.primorsky.ru/departments/controls/?a=1593&s=52&p=1 (Последнее посещение - 04.03.2012 г.).
8 Музей «Владивостокская крепость»: Путеводитель. Б.м., Б.г.; Museum «Vladivostok fortress» / Guidebook/ Vladivostok, U.d. P. 2-3; Новости // Военно-исторический фортификационный музей
фикации объектов Владивостокской крепости натолкнулись на существенные препятствия: из-за личного конфликта клуб «Владивостокская крепость» перешел под эгиду Общества изучения Амурского края, появились другие организации, желающие заниматься музеефи-кацией объектов крепости (музей «Ворошиловская батарея» был создан как филиал Военноисторического музея КТОФ; ПГОМ им. В. К. Арсеньева в свою концепцию развития включил «музеефикацию объектов Владивостокской крепости» и т. д.).
Наряду с действующими с советских времен, есть и новые субъекты музейной работы среди общественных организаций края. Как пример можно отметить создание Музея Автомотостарины9.Идея его создания принадлежала государственному музею ПГОМ. Но начавшийся в стране в конце 1980-х гг. экономический кризис не позволил осуществить проект. Выход был найден, как и в случае с «Владивостокской крепостью», в работе в рамках общественного объединения. 20 апреля 1990 г. был зарегистрирован «Клуб любителей автомотостарины», президентом которого стал Н. А. Шульжицкий10. Уже в августе 1990 г. клуб провел первую выставку «Мотоциклы прошлых лет». Клуб установил связи со многими подобными организациями в стране и за рубежом: президент клуба Н.
А. Шульжицкий - с 1994 г. почетный член швейцарского объединения «Друзья старинных мотоциклов» (FAM), с 1995 г. Американского клуба антикварных автомобилей (ААСА). В 1997 г. клуб организовал автопробег старинных автомобилей. Издательская деятельность клуба отражена в буклетах клуба и Музея Автомотостарины, в коллекционном календаре со снимками клубной коллекции 1997 г. Клуб - активный участник городских и краевых мероприятий ко Дню Победы, Дню города, юбилеев ГАИ-ГИБДД, кинофестиваля «Pacific Meridian» и др., его коллекции использовались при съемках кинофильмов и т. д. Осенью 2000 г. клуб получил под музей два здания бывшей кислородной станции Дальзавода с прилегающей территорией по ул. Сахалинской, 2-а. В июле 2001 г. в Совете Музеев России зарегистрирован Музей АвтоМотоСтарины11. Но музей постоянно сталкивается с проблемами, главная из которых - утилитарное отношение муниципальных и краевых властей. За исключением передачи помещений никакая поддержка музею не оказывается,
«Владивостокская крепость». См. по адресу: http://www.vlad-fort.ru/mam/news.php?d=43 (Последнее посещение — 04.03.2012 г.); Обертас В. А. К истории музея Владивостокская крепость // Арсеньевские чтения: Материалы регион. науч.-прак. конф., посвященной 110-летию создания музея им. В. К. Арсеньева. Владивосток, 2000. С. 115-119.
9 Советом музеев России в РФ учтены только два технических музея подпрофильной группы «автомобильные музеи». Второй - Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов - находится в Москве. Принадлежит семье Ломаковых. Коллекция комплектовалась с 1987 г., публичную деятельность начал в 2001 г. Основной фонд музея составляют 120 старинных автомобилей. Основной фонд музея во Владивостоке меньше - более 50 автомобилей и мотоциклов. См.: Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов // http://www.museum.ru/M1071 (Последнее посещение — 04.03.2012 г.); Музей Автомотостарины // http://automotomuseum.vl.ru/rus/ (Последнее посещение — 04.03.2012 г.).
10 Клуб любителей автомотостарины. Б. м., Б. г.
11 Музей автомото старины Владивостока: Путеводитель. Б. м., Б. г.; Рыкунов Д. Э. Из истории создания музея Автомотостарины во Владивостоке // Арсеньевские чтения: Материалы регион. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию со дня рождения В. К. Арсеньева. Владивосток, 2002. С. 103-106; Музей Автомотостарины. См. по адресу: http://automotomuseum.vl.ru/rus/ (Последнее посещение —
04.03.2012 г.); Сазняк А. От клуба к музею // Восточный Базар. 2002. Октябрь. № 52. См. по адресу: http://www.bazar2000.ru/mdex.php?artide=346. (Последнее посещение — 04.03.2012 г.); Костевич М. Чем старее, тем уникальнее. См. по адресу: http://www.shopmart.ru/news10420.html/ (Последнее посещение — 04.03.2012 г.).
хотя планы властей по проведению многих официальных мероприятий (например, кинофестиваля «Pacific Meridian») неизменно включают демонстрацию автомобилей из коллекции музея. На деле получается, что негосударственный музей оказывает поддержку государственной власти: за свои средства реставрирует, подготавливает и доставляет к месту демонстрации уникальные автомобили.
Эти примеры показывают, что музеи создаваемые негосударственными и немуниципальными некоммерческими организациями, как правило, играют гораздо большую роль в культурной жизни города, чем их собратья, принадлежащие коммерческим организациям. Но они сталкиваются с однотипными проблемами: отсутствие поддержки со стороны государственных и муниципальных структур, неразвитость традиций поддержки некоммерческого сектора со стороны граждан, отрицательными тенденциями в развитии федерального, краевого законодательства и муниципального регулирования в музейной сфере.
Третий источник формирования негосударственной сети музеев в Приморском крае -музеи созданные физическими лицами. Причем, можно сказать, что Приморский край был лидером в процессе формирования «частных» музеев. В Приморском крае организация первых таких музеев приходится еще на период «перестройки». Первая попытка «музе-ефикации» частных коллекций была предпринята во второй половине 1980-х гг. ПГОМ им. В. К. Арсеньева, который выступил с идеей создания филиала, в котором бы экспонировались коллекции известных в городе и крае собирателей. Несколько лет ушло на работу с коллекционерами и с органами власти, которым такая идея долгое время казалась «идеологически чуждой». Но на фоне деидеологизации ситуация изменилась и в 1989 г. Владивостокский горисполком принял решение о создании в столице края Музея частных коллекций12, который планировали открыть в конце 1990 - начале 1991 гг. Но проект не был реализован, в том числе и из-за несовершенства законодательства, не учитывавшего быстро менявшиеся реалии.
Стоит отметить, что закон явно отставал от жизни. До 1996 г. негосударственные музеи существовали в форме музеев на общественных началах, и если в их фондах имелись ценные предметы, последние рекомендовали брать на учет государственным музеям, осуществляющим методический контроль за общественными «собратьями». В Приморском крае эту функцию выполнял ПГОМ им. В. К. Арсеньева. Фактически, в действовавшем с 1988 г. Положении о Музейном фонде СССР, речь шла о том, что музейные предметы могут быть только государственной собственностью13. С активизацией во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. частного собирательства данные положения стали оказывать тормозящее влияние на развитие музейного дела, т. к. многие физические или юридические лица, желавшие публично демонстрировать свои коллекции, не хотели «передавать» их в собственность государству, что происходило бы при регистрации общественного музея и постановке его фондов на учет в государственном музее. Положение о Музейном фонде 1988 г. не предполагало даже возможности существования частного музея. И коллекционеры, которым предложили стать участниками создания во Владиво-
12 Решение Исполнительного комитета Владивостокского городского Совета народных депутатов № 542 от 17 ноября 1989 г. «О создании музея частных коллекций во Владивостоке» // ТА ООН УК АПК. Д. Решения КИК, ГИК.
13 Положение о Музейном фонде Союза ССР, утвержденное приказом Министерства культуры СССР № 483 от 27 декабря 1988 г. // Основные служебные документы Министерства культуры СССР за IV квартал 1988 г. М., 1989. С. 20-26.
стоке Музея частных коллекций, опасались, что осуществление проекта под эгидой государственного музея - завуалированная форма экспроприации и национализации.
Негосударственные инициативы оказались более продуктивными, объединяясь с идеей создания во Владивостоке музея современного искусства, которая не могла реализоваться ранее. Одновременно меняется и содержательное наполнение идеи: активизация художественной жизни города, края, страны в период «перестройки» выводит «из подполья» художников, чье творчество не соответствовало официальным «канонам» советского периода. Формируется круг искусствоведов, освещающих творчество «неформальных» художников (М. Э. Куликова, Л. Г. Козлова, Н. А. Левданская (Янченко), О. А. Телешова,
В. И. Кандыба). В их статьях более двух десятков имен художников были представлены широкому зрителю, в первую очередь художников группы «Владивосток» и группы «ШтилЪ»14. Городу и краю явно недоставало площадки для выставок и стационарной экспозиции современного искусства.
С конца 1980-х гг. идею создания Музея современного искусства во Владивостоке начинают воплощать частные лица, причем на той нормативно-правовой базе, которая была в конце 1980-х гг. Советское законодательство того периода знало кроме государственной и личной собственности, еще и кооперативную. Причем именно в период «перестройки» в законодательство о кооперации вносятся изменения, расширяющие возможности создания и деятельности кооперативов.
В сентябре 1989 г. по инициативе А. И. Городнего начинается создание Фонда «Сотворчество»15 (зарегистрирован 3 декабря 1991 г., ликвидирован в декабре 1997 г. из-за финансовых проблем), который стал в 1991 г. основным учредителем галереи ТОО «Артэтаж»16. В 1999 г. в связи с изменениями в федеральном законодательстве ТОО «Артэ-таж ликвидируется» и регистрируется общественное объединение - фонд «Артэтаж»17.
При этом можно признать, что оформление музея как юридического лица было формальностью. Предметы коллекции или дарились авторами, или покупались на средства физического лица, права принадлежат именно физическому лицу (А. И. Городнему). Организация нужна была только для представительства в органах власти и оформления документов на аренду помещений, а так же потому что сочетание «частный музей» не только в конце 1980-х гг., но и в начале 1990-х гг. на многих уровнях вызывало ассоциации с чем-то несерьезным (типа «частная лавочка»), и создателю «Артэтажа» казалось, что статус общественной организации придаст галерее и проектам ее основателя больший авторитет. Поэтому «Артэтаж» можно отнести именно к музеям, находящимся в собственности физического лица.
Первая выставка, в которой участвовал «Артэтаж» - «Владивосток» прошла в 1990 г. в Москве. Социальная значимость выставочных проектов «Артэтажа» определялась тем, что выставочный зал этой галереи стал площадкой для знакомства и популяризации работ
14 Артэтаж. Приглашение. Владивосток, 2006.
15 Свидетельство о регистрации № 43 серия ПК Устава общественного объединения Фонд культуры «Сотворчество» // Личный архив А. И. Городнего; Галерея современного искусства Артэтаж // http:// www.museum.ru/m2618 (Последнее посещение — 04.03.2012 г).
16 Протокол № 1 собрания учредителей Товарищества с ограниченной ответственностью («Галерея Артэтаж») // Личный архив А. И. Городнего.
17 Свидетельство о регистрации 20 июля 1999 г. 25 № 2261. Общественный фонд «Артэтаж» г. Владивостока // Личный архив А. И. Городнего.
молодых художников Приморского края. Галерея вела активную экспозиционную работу, издавала путеводители и каталоги выставок, участвовала в международных проектах.
Но одним из ключевых аспектов деятельности «Сотворчества» и «Артэтажа» стал Музей современного искусства. При всех сменах властей во Владивостоке и в крае А. И. Городний постоянно пытался найти поддержку своему проекту. Скорее всего, именно частая смена властей, стала одним из ключевых факторов того, что проект оставался на бумаге. Хотя периодически власти заявляли о поддержке идеи Музея современного искусства и даже начинали процедуру по землеотводу под строительство или по передаче под реконструкцию уже имеющихся зданий. В 1989 г., когда появилась идея создания «Сотворчества», в качестве помещения под будущий музей предлагалось реконструировать здание по ул. Колхозной (сейчас - ул. Семеновской).
С 1993 г., после ликвидации Советов и формирования Администрации Приморского края, А. И. Городний неоднократно обращается как прямо к губернатору Е. И. Наздратенко, так и в созданный при нем Совет по культуре. Эти обращения также рассматривались главным архитектором Владивостока А. А. Мечковской, которая в 1995 г. сообщила А. И. Городнему, что Градостроительная концепция развития исторического центра Владивостока включает создание музея современного искусства: «Комплекс создается на территории от здания картинной галереи и до здания Краевой Администрации и ограничен ул. Алеутской <.. .> По генеральному плану культурно-выставочного комплекса рассмотрена возможность строительства Музея современного русского искусства, на эксплуатируемой кровле гаража Краевой Администрации, специалистами АО ДНИИМФ. Это решение <...> в свое время было рассмотрено положительно градостроительным советом города»18.
В 1998 г. в связи с необходимостью перерегистрировать «Артэтаж» из ТОО в общественное объединение А. И. Городний обращается к губернатору Е. И. Наздратенко с просьбой о сохранении прежних условий предоставления помещения по ул. Светланской, 22, а среди целей нового общественного объединения называется строительство Музея современного искусства, причем отмечается, что это учреждение могло бы стать по статусу федеральным19. Но и эта перспектива не увлекает краевые власти, теряющие к этому времени интерес к проекту.
В июле 1999 г. и.о. главы Администрации г. Владивостока Ю. М. Копылов на открытии выставки «Город Владивосток. Пейзажи и лица» заявляет о желании помочь в открытии Музея современного искусства, который мыслится как муниципальный. Под него планируется передать здание Дома Моды на ул. Посьетской, 14. Подготовкой проекта занимается А. И. Городний. Согласно подготовленному им проекту «Здание Музея современного искусства - единый комплекс пространства, представляющий зрителю лучшие образцы современного (ХХ-ХХ1 век) изобразительного, декоративно-прикладного искусства. Помимо постоянно действующей выставки музейных фондов, проводится исследовательская, искусствоведческая работа с собственным фондом произведений, анализ поступающего художественного материала <...> В конечном варианте в помещении Музея размещается следующее: 1). 2, 3, 4-й этажи - выставочные залы, хранилище музейного фонда, хранилище для передвижных выставок, конференцзал, библиотека, комнаты обслуживающего персонала, реставрационная мастерская, кафетерий, подиумы
18 По вопросу строительства Музея современного русского искусства в г. Владивостоке. 11.07.95 № 362 А // Личный архив А. И. Городнего.
19 Губернатору Приморского края Е. И. Наздратенко // Личный архив А. И. Городнего.
для демонстрации моделей одежды. (при всем комплексе услуг, выставочные залы музея при его открытии, размещаются на 4-м этаже и последовательно, по мере поступления произведений в фонды занимают нижние этажи). 2). 1-й и цокольный этажи - офисные помещения Музея и Владивостокского Дома моды, типография, фотолаборатория, багетная мастерская, хозяйственные и складские помещения. <...> 4). Внутренний двор, а так же правая от фасада здания сторона - сквер с монументальными скульптурными композициями .. ,»20. Но и этот проект так и остался на бумаге.
В августе 1999 г. заместитель председателя Комитета по управлению имуществом Приморского края Е. Грачева официально извещает А. И. Городнего, что в крае нет «в наличии свободных помещений, зданий для размещения Музея современного искусства, в том числе требующих реставрации»21.
Смена властей вселяет оптимизм, предпринимается попытка увлечь проектом новых руководителей. В 2001 г. А. И. Городний обращается к и.о. губернатора края В. С. Дубинину и в Администрацию г. Владивостока с просьбой предоставить под музей помещения в строящемся торгово-административном центре на ул. Алеутской. Заместитель главы Администрации города Ю. П. Данько сообщает, что это невозможно, т. к. данный проект планировалось финансировать из федерального бюджета, чтобы проводить в нем часть мероприятий инвестиционного форума АТЭС22. Но федеральный центр отказал в финансировании объекта. Так впервые в обсуждении вопроса о Музее современного искусства во Владивостоке появляется тема «форума АТЭС».
В июле-ноябре 2001 г. А. И. Городний неоднократно обращается в Совет по культуре при губернаторе С. М. Дарькине с просьбами продлить аренду помещений по Светлан-ской, 22 на льготных условиях («программа минимум»), а также решить вопрос о строительстве Музея современного искусства («программа максимум»).
В 2002 г. Администрация Приморского края отказала «Артэтажу» в аренде помещения на Светланской, 22 или какого-либо другого. Руководитель галереи А. И. Город-ний начал искать иные возможности продолжить работу. В 2002 г. он вел переговоры о вхождении «Артэтажа» с ректором ДВГУ В. И. Куриловым, но достигнуть соглашения не удалось. Еще в 1998 г. ректор ДВГТУ Г. И. Турмов предлагал А. И. Городнему сотрудничество по созданию Музея современного искусства. В результате новых переговоров в
2005 г. «Артэтаж» вошел как структурное подразделение в ДВГТУ23.
20 Городний А. И. Музей современного искусства г. Владивосток // Личный архив А. И. Городнего.
21 № 31/3-10-2051 от 24. 08. 99 // Личный архив А. И. Городнего.
22 № 2542 Д от 19. 09. 2001 г. // Личный архив А. И. Городнего.
23 Галерея современного искусства «Артэтаж» // http://www.museum.ru/m2618 (Последнее посещение —
04.03.2012 г.); Рощин А. «Артэтаж» представляет американского художника // Владивосток. 1996. № 16. 08 ноября. (См. по адресу: http://www.vladnews.ru/magazin.php?id=6&idnews=214¤t_ magazin=16 (Последнее посещение — 04.03.2012 г.); Климов Д. «Вечерний пиленгас» в полотнах Владимира Погребняка // Владивосток. - 1997. № 80. 19 февраля. (См. по адресу: http://www. vladnews.ru/magazin.php?id=6&idnews=64193¤t_magazin=80 (Последнее посещение —
04.03.2012 г.); Зотова О. В ожидании выкидыша // http://www.festu.ru/artetage/index.html (Последнее посещение — 04.03.2012 г.); Зотова О. «Артэтаж» переезжает в ДВГУ // Университет. Новости. 2002.
15 апреля. (См. по адресу: http://news.wl.dvgu.ru/shownews.phtml?a=show&id=357 (Последнее посещение — 04.03.2012 г.); Музей современного искусства ДВГТУ «Артэтаж» // http://artetage.fentu. т/ (Последнее посещение — 04.03.2012 г.); Выставки галереи современного искусства и Фонда «Артэтаж» проводимые в 1990-2003 гг. // http://www.festu.ru/artetage/afisha.html (Последнее посещение — 04.03.2012 г.).
В начале XXI в. Владивосток выбирается местом проведения форума АТЭС. К мероприятию планируется грандиозное строительство. При обсуждении проектов строительства снова возникает идея Музея современного искусства. Новый полпред Президента в ДВФО О. Сафонов в апреле 2008 г. во время официального визита во Владивосток посетил «Артэтаж» и заявил о наличии у властей желания построить Музей современного искусства к форуму АТЭС. Но громкое заявление так и остается всего лишь заявлением24.
Несмотря на сложности, с которыми столкнулся «Артэтаж», за период с конца 1980-х гг. и до середины 1990-х гг. идея частного художественного музея приобретает определенную популярность, появляются и другие проекты.
Во второй половине 1980-х - 1990-е гг. появились частные проекты, которые можно оценить как инновационные, т. е. формирующие нестандартные концепции музея. В Приморском крае они в основном имеют коммерческий характер: т. е. направлены на коммерческую реализацию произведений искусства, хотя ведут и иную работу, в том числе занимаются организацией выставок. Первый такой проект появился в 1988 г. во Владивостоке — галерея—кафе—ресторан «Ностальгия»25. Летом 1998 г. Анной Щеголевой была открыта в одноименной гостинице галерея «Версаль»26. 17 августа 1999 г. в баре-бильярде «Эпикур», расположенном в Доме молодежи, прошла презентация новой галереи Современного искусства «АРТ-Территория»27. Хотя идеи музеев-салонов, музеев-клубов были предложены (а некоторые и реализованы) в 1990-е гг. Т. П. Поляковым28, во Владивостоке совмещение музея и коммерческого заведения многими воспринималось критически29.
Лояльнее воспринимались некоммерческие проекты, продолжавшие идеи «Артэтажа». В апреле 1995 г. В. Е. Глазкова создает галерею современного искусства «Арка»30. С момента создания она работала в различных выставочных залах города, а в декабре 1997 г. получила помещение под выставочный зал на Светланской, 5. Первая выставка в новом помещении прошла в мае 1998 г., с тех пор их организовано более 100. «Арка» принимает участие в выставках и ярмарках, в том числе таких крупных международных
24 «Артэтаж» отметил совершеннолетие! // Культура. 2008. 21 апреля. (См. по адресу: http://novostivl. ru/msg/3430.htm (Последнее посещение — 04.03.2012 г.).
25 Налетай, не скупись, покупай живопись! // Комсомольская Правда. 2004. 20 августа. (См. по адресу: http://dv.kp.ru/2004/08/20/doc32293/print/ (Последнее посещение — 04.03.2012 г.); Зотова О. Краски зимы в «Ностальгии» // Владивосток. 1999. 22 декабря. (См. по адресу: http:// www.vladnews.ru/1999/9912/709_22/news/NEWS07.ASP (Последнее посещение — 04.03.2012 г.); Арт-Галерея // Ностальгия. (См. по адресу: http://nostalgy.ru/art-salon/index.htm (Последнее посещение — 04.03.2012 г.).
26 Арт-галерея «Версаль» // http://primkray.ruM.php?a=artfoto&rid=versal (Последнее посещение —
04.03.2012 г.).
27 Владивостокская молодежная общественная организация молодых художников и дизайнеров «АРТ - Территория» // http://primkray.ru/vl.php?a=artfoto&rid=art_t (Последнее посещение —
04.03.2012 г.).
28 Поляков Т. П. 1) Как делать музей (О методах проектирования музейной экспозиции). М., 1997. С. 127-128, 154-167; 2) Мифология музейного проектирования или «Как делать музей-2». М., 2003.
С. 288-290, 303-304, 325-331, 342-361.
29 Вороной А. В темном зале ресторана, средь веселья и обмана ... // Ежедневные новости. Владивосток. 1999. 19 августа. (См. по адресу: http://novosti.vl.ru/index.php?f=ct&t=990819ct02 (Последнее посещение — 04.03.2012 г.).
30 Галерея современного искусства Арка // http://www.arkagallery.ru (Последнее посещение —
04.03.2012 г.); Галерея Современного искусства «Арка»: Путеводитель. Б. м., Б. г.
проектах как, «Арт-Москва», «Арт-Манеж» и др. Галерея ведет активную работу по организации выставок и пропаганде современного искусства31.
В 2005 г. приведенный выше список негосударственных музеев края, принадлежащих физическим лицам, пополнился еще одним художественным музеем - галереей «Portmay» во Владивостоке. Проект - некоммерческий, посещение мероприятий - бесплатное. «Portmay» наряду с ПГОМ им. В. К. Арсеньева и галереей «Арка» стал инициатором интересного проекта: «Ночь музеев во Владивостоке». Первое такое мероприятие прошло в
2006 г. (20-21 мая), в 2007 г. «Ночь музеев» была проведена вновь, но в отличие от первого раза уже на коммерческой основе - вход в головное здание ПГОМ и его отделы в городе был платным. Негосударственные же галереи продолжили работу в рамках данного мероприятия на некоммерческой основе.
Можно сказать, что создание музеев физическими лицами не получило в крае широкого распространения (все проекты привязаны к Владивостоку), причиной чего являются, скорее всего, слабое развитие частного коллекционирования в регионе в предшествующий период, сложность получения помещения под музей, негативные тенденции в изменении нормативно-правовой базы и др.32 Тем не менее, следует отметить, что данный сектор негосударственной сети музеев Приморского края демонстрирует как наибольшую устойчивость и долгосрочность проектов, так и их способность вписаться в культурное пространство города и края, даже по сравнению с музеями некоммерческих организаций. Хотя по негативным факторам, с которыми приходится сталкиваться этой подгруппе музеев, ситуация выглядит аналогично с музеями некоммерческих организаций, но, возможно, позитивную роль играет отсутствие личных конфликтов, часто негативно влияющих на работу некоммерческих организаций.
В целом можно говорить о том, что на сегодняшний день история развития негосударственной сети музеев в Приморском крае насчитывает уже более двух десятилетий, основные источники ее формирования определились, а субъекты научились работать в условиях отсутствия государственной или муниципальной поддержки. Основные этапы формирования негосударственной сети музеев в Приморском крае можно определить так: 1) с конца 1980-х до 1996 гг. (до принятия федерального закона «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ», легализовавшем статус негосударственной части); 2) после 1996 г. и по настоящее время, когда определились не только нормативно-правовые условия существования негосударственной сети музеев, но и наработана практика применения федеральных, краевых и муниципальных актов, сложились основные тенденции во взаимодействии негосударственного сектора с властями всех уровней.
31 Галерея современного искусства «Арка» // http://www.arkagaUery.ru (Последнее посещение —
04.03.2012 г.); Сергей Симаков (Sergei Simakov): Буклет выставки. ГСИ «Арка». Б. м., Б. г.; Галерея -Gallery. 2003. № 001. Июль-август; Дека Н. Хозяйка галереи «Арка» Вера Глазкова: Художник
и бизнесмен - дружба возможна // Золотой Рог. 2007. 21 июня. С. 5.
32 Так, Законом «О бюджете Приморского края на 2004 г.» от 29 декабря 2003 г. № 91-КЗ было приостановлено действие статьи 23 Закона Приморского края «О музеях и музейном деле», т. е. официально было объявлено о прекращении государственной поддержки негосударственной части Музейного фонда Приморского края. См.: Закон Приморского края «О музеях и музейном деле в Приморском крае» от 12 марта 1998 г. № 1-КЗ (в ред. Законов Приморского края от 19.09.2001 № 154-КЗ, от 15.11.2001 № 173-КЗ, от 03.12.2004 № 174-КЗ, с изм., внесенными Законом Приморского края от 29.12.2003 № 91-КЗ) // Управление культуры Администрации Приморского края. Нормативноправовые акты (См. по адресу: http://www.primorsky.ru/departments/controls/?a=1518&s=675&p=1 (Последнее посещение — 04.03.2012 г.).
Информация о статье
Автор: Поправко Елена Александровна - докт. ист. наук, профессор, Россия, Смольный институт Российской академии образования, Санкт-Петербург, elena [email protected]
Заглавие: Формирование негосударственной сети музеев в Приморском крае: источники, основные этапы, современное состояние.
Абстракт: В статье освещаются основные этапы развития негосударственной сети музеев в Приморском крае и основные источники формирования: 1) бывшие музеи предприятий, действовавшие на общественных началах, на сегодняшний день принадлежащие негосударственным и немуниципальным коммерческим организациям различных организационно-правовых форм; 2) музеи общественных и иных некоммерческих организаций; 3) музеи, созданные физическими лицами. Уточняются основания классификации по принадлежности (по форме собственности).
Ключевые слова: музей, негосударственный музей, Приморский край.
Оп article
Author: Popravko Elena Alexandrovna - Doctor of Science in History, Professor, Russia, the Smolny
Institute of the Russian Academy of Education, Saint-Petersburg. elena [email protected]
Title: The forming of the non-state network of museums in the Primorye: source, main stage, contemporary
condition.
Abstract: In the article author research the main stage of the development of the non-state network of museums in the Primorye and main source of the forming of one: 1) former social museums of enterprises, at present the museums belong to non-state ore non-municipal profit organization; 2) the museums of the nonprofit organization; 3) museums belong to private persons. The classification of the museums by belonging (by form of property) make more precise.
Key words: non-state museum, museum, Primorye.