Научная статья на тему 'Массовая работа музеев Приморского края во второй половине 1980-х - 2010-е гг. : традиции и новации в условиях социально-экономических и политических трансформаций'

Массовая работа музеев Приморского края во второй половине 1980-х - 2010-е гг. : традиции и новации в условиях социально-экономических и политических трансформаций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / МАССОВАЯ РАБОТА / КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МАСТЕР-КЛАСС / МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / MUSEUM / PRIMORSKY KRAY / EDUCATIONAL AND RECREATIONAL WORK / CLUB ASSOCIATIONS / MASTER-CLASS / MUSEUM-EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поправко Елена Александровна

Рассматриваются изменения в формах массовой работы музеев Приморского края во второй половине 1980-х 2010 гг. В условиях социально-экономических и политических трансформаций отмечается падение роли музея как проводника советской идеологии, что вызвало снижение показателей посещаемости в начале исследуемого периода. Анализируются новые формы работы: мастер-классы, клубы, интерактивные проекты, индивидуальные и семейные программы музеев Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Educational and Recreational Work of Museums in the Primorsky Kray in the second half of the 1980s to the 2010s: traditions and innovations in terms of socio-economic and political transformations

The article is devoted to changes in the forms of educational and recreational work of museums in Primorski Kray in the second half of the 1980s to 2010s. The role of the museum as an agent of the Soviet ideology in conditions of socio-economic and political transformation decreased at the beginning of the study period. Author analyzes new forms of work: master-classes, club associations, interactive projects, individual and family programs of the museums of Primorsky Kray.

Текст научной работы на тему «Массовая работа музеев Приморского края во второй половине 1980-х - 2010-е гг. : традиции и новации в условиях социально-экономических и политических трансформаций»

УДК 069.12(47+571.63)

Е.А. Поправко

МАССОВАЯ РАБОТА МУЗЕЕВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х—2010-е годы: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В УСЛОВИЯХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Вторая половина 1980-х—2000-е годы оказались одним из самых сложных периодов в истории музеев Приморского края, как и в целом для музеев России. Вторая половина 1980-х годов—время «перестройки» в музейном деле Приморского края, время активизации работы, период появления массы новых инициатив. Этот период характеризуется сохранением и расширением существующей музейной сети, особенно общественных музеев (хотя были и отдельные прецеденты ликвидации музеев, например закрытие музея «В. И. Ленин и Дальний Восток»). Появившиеся в период «перестройки» инициативы (в том числе и в массовых формах работы музеев) в полной мере отражали противоречивые тенденции в жизни страны.

Особой тенденцией в мировом музееведении ХХ в. стало все большее усиление рекреационных (досуговых) функций музеев. В нашей стране эту тенденцию сдерживало приписывание музеям в советский период идеологических функций, что определяло превалирование в деятельности музея культурно-образовательной работы. Тем не менее, к середине 1980-х годов тенденция усиления рекреационных качеств музеев проявилась более чем очевидно. В период «перестройки» при обсуждении новых моделей развития музейного дела переход в статус досуговых учреждений впервые стал осознаваться как одна из форм решения проблем с нехваткой финансирования. Но постепенный переход к новой модели был нарушен.

Начавшийся в конце 1980-х годов кризис в музейном деле носил всероссийский характер. Оказывал влияние, прежде всего, общий экономический кризис в стране, работать в условиях которого советские музеи не были подготовлены. Советская модель музейного дела характеризовалась жесткой связью «государство—музеи», обеспечивала эту связь идеология. В условиях политического кризиса идеология перестала играть свою роль, музеи стали стремительно терять значение в глазах властей. А в сочетании с экономическим кризисом ситуация стала катастрофической.

В начале 1990-х годов ситуацию усугубило начало либерализации цен и приватизации. Сокращалось финансирование государственных музеев (а также вузовских, академических и т. д.); в связи с приватизацией или прохождением процедуры банкротства ликвидировались, консервировались общественные музеи при предприятиях.

При сокращении бюджетного финансирования и стремительном падении уровня жизни населения большинство музеев ничем не могли компенсировать эти потери. Предприятия, организации и учреждения отказывались от сотрудничества с музеями на основе сложившейся ранее практики заключения договоров о сотрудничестве, а музеи привыкли

работать в основном с заранее заказавшими экскурсии группами, а не с индивидуальными посетителями.

В условиях сокращения личных доходов граждан уменьшались внутренние туристские потоки. Развитие иностранного туризма сдерживали многие факторы: отсутствие необходимой инфраструктуры, неизвестность большинства российских регионов и местных музеев на мировом рынке туристских услуг и т. д. Свою роль играли и факторы, доставшиеся «в наследство» от предшествующего периода: плохое состояние зданий и помещений, устаревшее оборудование, нехватка кадров1.

Снижение доходов у всех участников объединения при одновременном уменьшении числа экскурсионных посещений и лекций отмечено в объяснительных директора ПГОМ им. В. К. Арсеньева Г. А. Алексюк, приложенной к отчету музея за 1989-1990 гг. Резкое падение посещаемости пришлось на 1989 г. (на 168,8 тыс. человек), после чего число посетителей ежегодно составляло от 242,9 до 296,2 тыс. человек, В 1991 г. впервые снижение доходов было увязано в Приморском государственном музее им. В. К. Арсеньева со «снижением жизненного уровня населения»2. В 2000 г. была преодолена цифра в 300 тыс. человек. В XXI в. снижение посещаемости произошло в 2003-2004 гг., что связано с затяжным ремонтом как в головном музее и его отделах во Владивостоке, так и в филиалах в крае. В 2014 г. музей отчитался посещаемостью в 252,9 тыс. посетителей на объединение в целом3.

В музее Находки рост показателей посещаемости наблюдался с начала 1980-х годов и до 1991 г. В 1992 г. произошел резкий «обвал» (в 2,2 раза). До 1994 г. падение показателей посещаемости было стремительным (в 1,5-2 раза ежегодно). После этого показатели колебались от 7,8 до 66,8 тыс. человек в год. В музее ситуацию объясняли отсутствием интереса у населения: высоких показателей посещаемости музей достигал, если удавалось привлечь выставки экспонентов из Владивостока или из центральных регионов страны: «Каждая такая выставка в 4-5 раз увеличивает цифровые показатели посещаемости и экскурсий»4. В XXI в. наименьшая посещаемость у МВЦ «Находка» была в 2001 г. — 17,8 тыс. человек, в остальные годы колебалась от 23,9 до 30,3 тыс. человек. В 2014 г. музей отчитался за 29,6 тыс. посещений5.

Достаточно долго стабильными были показатели посещаемости Музея истории г. Партизанска. В 1983 г. музей был закрыт на ремонт и открылся в 1986 г. Были обновлены экспозиции, что позволяло удерживать посещаемость в 13-15 тыс. человек ежегодно

1 О том, что эти явления отмечены в целом по стране, свидетельствуют данные о музеях других регионов. — См., например: Тихонов В. В. Опыт выживания музея «Тальцы» в рыночных условиях // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI вв. // Труды ГИМ. М., 2001. Вып. 127. С. 214-221.

2 См.: Текущий Архив Департамента культуры Администрации Приморского края (далее—ТА ДК АПК). Д. Сводный статистический отчет Управления, сводные статистические отчеты музеев о наличии экспонатов из благородных металлов и драгоценных камней, о деятельности музеев (ф. 4-ф, 8-нк) (далее—Сводный статистический отчет) за 1989 г. Л. 12; Д. Сводный статистический отчет за 1990 г. Л. 9; Д. Сводный статистический отчет за 1991 г. Л. 3.

3 Департамент культуры Администрации Приморского края. Статистическая отчетность 2014 г // URL: http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/culture/docs/statisticheskaya-otchetnost/ (дата обращения: 20.10.2016).

4 ТА ДК АПК. Д. Сводный статистический отчет за 2000 г. Л. 26.

5 Департамент культуры Администрации Приморского края. Статистическая отчетность 2014 г. // URL: http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/culture/docs/statisticheskaya-otchetnost/ (дата обращения: 20.10.2016).

до 1990 г. После небольшого снижения в 1991 г. число посетителей музей стабилизировалось на цифре около 12 тыс. человек. В начале XXI в. произошло опять снижение посещаемости до 7,3 тыс. человек, а потом постепенный рост—до 11,7 тыс. человек в 2008 г.

Одни из самых стабильных показателей посещаемости были у Музея истории г. Ле-созаводска, когда он открылся после капитального ремонта: с 1993 по 1999 гг. музей ежегодно принимал от 10,6 до 13,4 тыс. человек. Значительное увеличение произошло в 2000 г. — 17,5 тыс. человек, но из-за проблем с помещением музею не удалось сохранить тенденцию увеличения числа посетителей в XXI в.6

Снижение доходов и посещаемости в ПККГ, связанное с отказом образовательных учреждений от услуг галереи: в учебных планах сокращалось преподавание эстетики, истории искусства и подобных дисциплин, отмечено уже в объяснительных директора Н. А. Ян-ченко (Левданской) к отчету за 1989 г. Настоящий «обвал» показателей посещаемости в галерее произошел в 1994 г.7 Очередные резкие снижения показателей посещаемости в ПККГ происходят в 1997-1998 гг. (в 2 и 1,6 раза). В XXI в. наиболее неудачными по данному показателю оказались 2003 г. (начало ремонта в здании по ул. Алеутская, 12) и 2008 г., а самым успешным 2007 г. — 105,9 тыс. человек, но этот рекорд был поставлен за счет посетителей выставок вне стен музея. В 2014 г. музей отчитался за 171,4 тыс. посещений8.

В этих условиях справляться с культурно-образовательной и досуговой функцией музеям Приморского края помогал накопленный в предшествующие годы опыт массовой работы, отличавшейся к середине 1980-х годов многообразием форм, делавший приморские музеи более успешными в привлечении населения, чем другие музеи Дальнего Востока. Эта традиционно сильная сторона работы приморских музеев приобретала во второй половине 1980-х — 1990-е годы все более интересный характер.

К особенностям массовой работы этого периода можно отнести усиление внимания к детской аудитории, что выразилось как в создании проектов, ориентированных на детей в Приморском государственном объединенном музее им. В. К. Арсеньева и его филиалах, Приморской краевой картинной галерее, так и в организации детских музеев, самым значимым из которых, несомненно, была Краевая детская картинная галерея.

Желание вернуть детскую аудиторию, традиционно составлявшую большинство посетителей, заставило музей им. В. К. Арсеньева разработать новые программы для детей и подростков: «Здравствуй, музей», «В гостях у коренных жителей края», «Детский эстетический центр „Арина"» и др. В экспозиции появляется часть, в которой активно задействован посетитель, где ему разрешается трогать музейные предметы, можно научиться изготавливать их самому. По этому принципу работала экспозиция «Славянский дом», большая часть которой — площадка для игровых занятий и концертных программ. В «Славянском доме» работали фольклорный ансамбль «Традиция», детский фольклорный ансамбль «Лутоня», фольклорно-этнографическая лаборатория традиционных технологий9.

6 «Мы должны сделать культуру целью, ради которой человечество живет». Выступления на круглом столе «Защита культурного наследия» 1 февраля 2006 г. // Светоград. 2006. № 3 (53). Март. С. 2-3.

7 См.: ТА ДК АПК. Д. Сводный статистический отчет за 1989 г. Л. 24; Д. Сводный статистический отчет за 1994 г. Л. 13-14; Д. Сводный статистический отчет за 1996 г Л. 11.

8 Департамент культуры Администрации Приморского края. Статистическая отчетность 2014 г. // URL: http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/culture/docs/statisticheskaya-otchetnost/ (дата обращения 20.10.2016).

9 Мастерская традиционных технологий. Ресурсный и координационный центр поддержки носителей традиционных знаний. [Б. м.], [Б. г.].

Этот опыт востребован и другими музеями объединения: на «Параде музеев» 2002 г. и III Владивостокской биеннале визуальных искусств в 2003 г. Музей истории г. Арсень-ева представлял коллекцию костюмов, изготовленных по традиционным технологиям и используемую в работе с детской аудиторией.

Одним из важнейших детских проектов ПГОМ стала организация в 1995 г. Детского экологического центра на базе естественнонаучного отдела музея. В программе работы центра и традиционные формы мероприятий: «День тигра», «День земли», «День птиц» (опробованные для разных, в том числе и детских, аудиторий еще во второй половине 1950-х — 1960-е годы), эколого-краеведческие конкурсы, олимпиады школьников, методические занятия с учителями школ, а также инновационные проекты: экологический всеобуч «Учитель—дети—родители». Проект Экологического центра ПГОМ «Учим детей беречь дом, в котором мы живем» в 1999 г. получил грант Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Агентства США по международному развитию10. Обучающее значение проекта было высоко оценено учителями школ Владивостока11.

Новые формы работы с детской аудиторией появились в Приморской краевой картинной галереи. В 1994 г. в музее начал работать музыкально-художественный салон «Мировая художественная культура», при котором действовал лекторий с программой, соответствовавшей основным дидактическим единицам школьного курса по одноименному предмету, появился цикл бесед «Азбука искусства» для дошкольников и учащихся младших классов. Удалось сохранить и даже расширить число пришкольных кружков изобразительного творчества, которые действовали в 1990-е годы при средних школах Владивостока, в детском доме г. Артема. В 2000 г. галерея работала с детьми 3-4 лет из детского сада «Маленький принц». Новой формой работы стали семейные посещения со специально рассчитанной на аудиторию «дети—родители» программой12.

Многочисленные детские проекты реализовывались в работе Краевой детской картинной галереи, тем более, до 1996 г. музей работал бесплатно, а с 1997 г. принимал посетителей бесплатно по вторникам; правом на бесплатное посещение пользовались пенсионеры, инвалиды, участники войны, экскурсионные группы из детских пришкольных лагерей13.

Это обеспечивалось значительным привлечением внебюджетных средств: музей был лидером среди государственных и муниципальных музеев Приморского края как по объемам получаемой спонсорской помощи, так и по соотношению собственных и бюджетных средств в доходах музея. В 1995 г. поступления от спонсоров и меценатов в Детскую галерею составили (109 639 тыс. руб., в ценах до деноминации 1998 г.); в 1996 г. —61 180 тыс. руб., в 1997 г. —50 526 тыс. руб., в 1998 г. —42,8 тыс. руб. (с учетом деноминации цен в 1998 г.); в 1999 г. — 89 тыс. руб., в 2000 г. — 360 тыс. руб. Объемы привлеченной спонсорской помощи КДКГ составляли от 22,5 до 42,7 % от годового бюджета музея. В XXI в. происходит уменьшение потоков спонсорских средств в Детскую галерею, но появляются

10 Уварова В. В. Музейный экологический центр // Арсеньевские чтения: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 110-летию ПГОМ им. В. К. Арсеньева. Владивосток, 2000. С. 152-155.

11 Жеурова С. В. Музей как уникальный инструмент развивающего обучения // Арсеньевские чтения. С. 112-114.

12 ТА ДК АПК. Д. Сводный статистический отчет за 1994 г. Л. 13-14; Д. Сводный статистический отчет за 1996 г. Л. 11, 13; Д. Сводный статистический отчет за 1998 г. Л. 12; Д. Сводный статистический отчет за 2000 г. Л. 15-17.

13 Там же. Д. Сводный статистический отчет за 2000 г. Л. 19.

доходы от предпринимательской деятельности: в 2001 г. 49 тыс. руб. поступили от спонсоров и меценатов, 80 тыс. руб. —доход от предпринимательской деятельности (15,6 % от общего бюджета), в 2002 г. — 8 и 111 тыс. руб. соответственно (10,4 %); в 2003 г. — 8 тыс. руб. спонсорской помощи при отсутствии доходов от предпринимательской деятельности (0,75 %)14.

Постоянно работали в Детской галерее школы-студии для одаренных детей «Радуга» и «Солнечный зайчик», действовала Детская общественная организация художников «Дар». Традиционными стали работа Новогодней выставки-конкурса масок. Среди наиболее интересных выставочных проектов Детской галереи выставки «Бал красавиц», «Я рисую кино», «Милой мамочки портрет», выставка детского соцреализма «Мы красные кавалеристы». Проекты Детской галереи вызывали интерес также своей социальной направленностью. Галерея сотрудничала с художественными школами и школами искусств не только Приморского края, но и Сибири: в 1995 г. прошла отчетная выставка художественных школ Томска, в 1996 г. возможность выставить свои работы была предоставлена учащимся ДХШ г. Уссурийска, в 2000 г. учащимся ДХШ г. Дальнере-ченска и пациентам Краевого детского онкогематологического центра. В 1996 г. был проведен Международный фестиваль кукольного театра «Весь мир играет в куклы», в 2000 г. — благотворительная акция «В поддержку одаренных детей», региональный художественно-экологический фестиваль «Плыви, плыви кораблик» в пос. Преображение. С передвижными выставками галерея работала на Сахалине, в Японии, США15.

Во второй половине 1980-х годов вышло на новый уровень взаимодействие музеев и краеведческого движения. Музеи стали организаторами работы клубов и объединений, что также приводило к формированию интересных, хотя и разномасштабных (от отдельных выставок до создания новых музеев) проектов.

Наибольшее число музейных объединений действует при Приморском государственном объединенном музее им. В. К. Арсеньева. К концу 2000 г. на базе объединения во главе с ПГОМ им. В. К. Арсеньева действовало 32 объединения, которые объединяли 1272 человека16; из них 26 объединений непосредственно в головном музее на Светлан-ской, 20, еще два—в отделах музея во Владивостоке, по два объединения при музеях А. А. Фадеева и г. Арсеньева и по одному в Музеях истории Дальнереченска, Лесозавод-ска и Партизанска.

14 Подсчитано автором по: ТА ДК АПК. Д. Сводный статистический отчет за 1995 г Л. 8 об., 9 об.; Д. Сводный статистический отчет за 1996 г Л. 14 об., 15 об.; Д. Сводный статистический отчет за 1997 г. Л. 10 об., 11 об.; Д. Сводный статистический отчет за 1998 г. Л. 13 об.; Д. Сводный статистический отчет за 1999 г. Л. 11 об.; Д. Сводный статистический отчет за 2000 г Л. 18 об.; Д. Сводные статистические сведения Управления, сведения музеев о наличии экспонатов из благородных металлов и драгоценных камней, о деятельности музеев (ф. 4-ф, 8-нк) (далее—Сводные статистические сведения) за 2001 г. Л. 9 об.; Д. Сводные статистические сведения за 2002 г. Л. 9 об.; Д. Сводные статистические сведения за 2003 г. Л. 17 об.

15 ТА ДК АПК. Д. Сводный статистический отчет за 1995 г Л. 9 об.; Д. Сводный статистический отчет за 1996 г. Л. 15 об.; Д. Сводный статистический отчет за 1997 г. Л. 11 об.; Д. Сводный статистический отчет за 2000 г. Л. 19; Ерошкина И. П. // Восточный базар. Ежемесячное издание для руководителей // URL: http://www.bazar2000.ru/index.php?author=30005185 (дата обращения: 05.07.2006).

16 Данные цифры приведены в сводном отчете по объединению за 2000 г—См.: ТА ДК АПК. Д. Сводный статистический отчет за 2000 г. Л. 12 об. — Но при пересчете на основе отчетов головного музея с отделами и краевых филиалов (Литературно-мемориального музея А. А. Фадеева, Музеев истории в гг. Арсеньеве, Дальнереченске, Лесозаводске, Партизанске) нами получены другие цифры: 35 объединений, действующих на базе музея, в которых участвуют 1382 человека.

В рамках клубной работы музея им. Арсеньева родились уникальные проекты—Музей автомотостарины, музей «Владивостокская крепость».

Занимались клубной работой и другие приморские музеи17. Наиболее активны в поддержке краеведческих структур из государственных и муниципальных музеев были Спасский историко-краеведческий музей и Естественно-исторический музей пос. Посьет Ха-санского района: на их базе к концу 2000 г. работали по 5 организаций. Большая детская общественная организация (107 человек к концу 2000 г.) действовала на базе Детской картинной галереи.

Ряд клубных проектов муниципальных музеев перерос в музейные инициативы уже в 2000-е годы, например, «Палеодеревня»—совместный проект музейно-выставочно-го центра «Находка» и участников краеведческого клуба «Клио». Начало проекту положило участие членов клуба в раскопках на Екатериновском городище, которые вела научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Т. А. Васильева. Ежегодно с 1998 г. МВЦ организовывал детский научно-оздоровительный лагерь «Новочжурчженьск», собиравший от 100 до 150 детей. В 2004 г. на базе лагеря прошел краевой слет юных археологов, а в 2005 г. МВЦ «Находка» совместно с клубом «Клио» стали реализовывать музейно-образовательный проект «Детские археологические мастерские», связанный с реконструкцией кроуновских жилищ. В результате появился своеобразный музей под открытым небом «Палеодеревня». В 2006 г. этот проект стал победителем в номинации «Музей и новые образовательные программы» конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводимого благотворительным фондом В. Потанина18.

Вели работу по формированию своего актива и общественные музеи. К сожалению, сложно судить о числе организаций и объединений, созданных при общественных музеях, так как данная группа музеев отчетов не сдает. Среди действующих на базе общественных музеев структур есть достаточно известные в крае организации, например, общественная экологическая детско-юношеская организация «Росток», создавшая экологический музей «У природы человеческие глаза» при МОУ СОШ № 24 Партизанска и сеть из 25 детских экологических некоммерческих организаций в южном Приморье, обладатель гранта ИСАР-ДВ «РК 498.3 — Расширение сети экологических НКО Южного Приморья для охраны реки Партизанской»19. Судить о работающих на базе общественных музеев приморских школ детских поисковых отрядах, краеведческих, археологических

17 В официальных отчетах музеев графы о числе действующих на их базе объединений и числе их участников появилась только в 1999 г. — См. формы 8-нк в: ТА ДК АПК. Д. Сводный статистический отчет за 1998 г. (таких граф нет); Д. Сводный статистический отчет за 1999 г.

18 НургалиеваМ.Б. Строим археологический интерактивный музей «Палеодеревня» // Музейный вестник Приморья. 2006. № 2. С. 89-91; Грантовый конкурс музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» [Б. м.], 2006, [Б. г]. С. 14.

19 См.: Общественная экологическая детско-юношеская организация «Росток» // Совет при Президенте РФ по содействию институтам гражданского общества и правам человека // URL: http:// www.sovetpamfilova.ru/help/org/650/ (дата обращения: 25.08.2006); Школьный музей. Партизанск // URL: http://www.primorsky.ru/victory/museum_pr.htm (дата обращения: 11.03.2006); Список проектов, профинансированных в рамках IV тура // URL: http://www.isarrfe.ru/?section=1&section_sub=180 (дата обращения: 25.08.2006); Приморье: юные экологи нуждаются в поддержке // Международный эко-лого-социальный союз // URL: http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr/2004/1465.htm (дата обращения: 25.08.2006); Краевая экологическая конференция «У природы человеческие глаза» прошла в Партизанске // Администрация Приморского края. Пресс-релизы // URL: http://www.primorsky.ru/press/ read/?id=7893 (дата обращения: 25.08.2006).

кружках можно на основе данных, представленных руководителями школьных музеев при проведении акции «Равнение на Победу»20.

Подводя итоги, можно отметить, что музеи Приморского края сумели в непростых условиях социально-экономического и политических кризисов, в не всегда благоприятных нормативно-правовых условиях существования найти интересные формы своей культурно-образовательной и рекреационной работы. Определились здесь и стратегии работы с посетителем, учитывающие особенности самого музея, объемы его финансирования, штат сотрудников, а также наличие и особенности проявления музейной потребности у местного населения. Это позволило музеям получить дополнительные источники финансирования в самый сложный период их истории. В то же время можно отметить, что ни одному музею региона не удалось перейти в категорию "high profit non-profit organization" (некоммерческая организация с высоким уровнем прибыли). Тому есть масса причин: малочисленность населения края, низкий уровень музейной потребности населения, нежелание властей и туристских организаций финансировать музейные проекты, сложности с получением информации о конкурсах и грантах (учитывая факт отсутствия электронной почты и Internet у большинства приморских музеев) и т. д.

Информация о статье Автор: Поправко Елена Александровна—доктор исторических наук, доцент, Военная академия Материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва, Санкт-Петербург, Россия, elenajPopravkQ-'f/inail.Ri.

Заглавие: Массовая работа музеев Приморского края во второй половине 1980-х—2010-е годы: традиции и новации в условиях социально-экономических и политических трансформаций.

Абстракт: Рассматриваются изменения в формах массовой работы музеев Приморского края во второй половине 1980-х—2010-е годы. В условиях социально-экономических и политических трансформаций отмечается падение роли музея как проводника советской идеологии, что вызвало снижение показателей посещаемости в начале исследуемого периода. Анализируются новые формы работы: мастер-классы, клубы, интерактивные проекты, индивидуальные и семейные программы музеев Приморского края. Ключевые слова: музей, Приморский край, массовая работа, клубные объединения, мастер-класс, музейно-образовательный проект.

Information on article Author: Popravko Elena Aleksandrovna—Doctor in History, Associate Professor, Military Academy of Logistics Named after Army General A. V. Khrulev, St. Petersburg, Russia, elena_

Title: The educational and recreational work of museums in Primorsky Kray in the second half of the 1980s to the 2010s: Traditions and innovations in terms of socio-economic and political transformations.

20 См.: Школьный музей. Артем // URL: http://www.primorsky.ru/victory/museum_ar.htm (дата обращения: 11.03.2006); Школьный музей. Владивосток // URL: http://www.primorsky.ru/victory/museum_ vl.htm (дата обращения: 11.03.2006); Школьный музей. Дальнегорск // URL: http://www.primorsky. ru/victory/museum_dg.htm (дата обращения: 11.03.2006); Школьный музей. Находка // URL: http:// www.primorsky.ru/victory/museum_nh.htm (дата обращения: 11.03.2006); Школьный музей. Партизанск // URL: http://www.primorsky.ru/victory/museum_pr.htm (дата обращения: 11.03.2006); Школьный музей. Уссурийск // URL: http://www.primorsky.ru/victory/museum_us.htm (дата обращения: 11.03.2006).

Abstract: The article is devoted to changes in the forms of educational and recreational work of museums in Primorski Kray in the second half of the 1980s to the 2010s. The role of the museum as an agent of the Soviet ideology in conditions of socio-economic and political transformation decreased at the beginning of the study period. The author analyzes new forms of work: master-classes, club associations, interactive projects, individual and family programs of the museums of Primorsky Kray.

Keywords: museum, Primorsky Kray, educational and recreational work, club associations, master-class, museum-educational project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.