УДК 069
МЕХАНИЗМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЕВ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (2012-2017)
Нургалиева Марина Борисовна, аспирант, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматривается вопрос сохранения этнокультурного многообразия, играющего важную роль в формировании этнокультурной политики в Дальневосточном регионе России. Анализируются разные подходы к определению этнокультурного многообразия как общепринятого понимания основ этнической культуры - обрядов, обычаев, привычек поведения и прочих устойчивых черт быта, передаваемых из поколения в поколение. В статье поднимается тема развития музея как социокультурного института по разработке механизмов наследования традиций этнокультурного многообразия. Необходимость изучения вопроса связана с увеличением миграционных процессов на юге Дальнего Востока России. Новая стратегия государственной национальной политики, принятая на период до 2025 года указом Президента РФ в 2012 году, сегодня играет важную роль в формировании этнокультурной политики в Дальневосточном регионе России и должна определять основные направления деятельности культурных институций, в том числе музеев. Автором статьи описана современная ситуация в музеях юга Дальнего Востока по использованию новых форм в трансляции этнокультурного наследия. Собран и рассмотрен практический опыт 11 ведущих музеев Хабаровского и Приморского краев, Амурской области за 2012-2017 годы. Описаны новые формы и механизмы, которые появились в музеях в ответ на современные вызовы, в том числе со стороны этнических сообществ. В статье рассмотрены существующие механизмы: экспозиции и выставки, образовательные формы. Предпринята попытка проанализировать музейные практики за последние пять лет, определить наиболее эффективные механизмы в отражении этнокультурного многообразия юга Дальнего Востока.
Ключевые слова: механизмы наследования, музей, музейное дело, этнокультурное многообразие, музеи Дальнего Востока.
MECHANISMS OF THE INHERITANCE OF THE TRADITIONS OF ETHNO-CULTURAL DIVERSITY IN THE ACTIVITY OF MODERN MUSEUMS OF THE SOUTH OF THE FAR EAST (2012-2017)
Nurgalieva Marina Borisovna, Postgraduate, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article discusses the issue of preserving ethno-cultural diversity, which plays an important role in the formation of ethno-cultural policy in the Far Eastern region of Russia. We consider different approaches to the definition of ethno-cultural diversity, as a generally accepted understanding the foundations of ethnic culture: rituals, customs, behavioral habits and other stable features, handed down from generation to generation. The relevance of the article raises the theme of the development of the museum, as a sociocultural institute for the development of mechanisms for the inheritance of traditions of ethno-cultural diversity. The need to study the issue is associated with an increase in migration processes in the South of the Far East of Russia. The new strategy of the state national policy, adopted for the period until 2025 by the Decree of the President of the Russian Federation in 2012, today, plays an important role in shaping the ethno-cultural policy in the Far Eastern region of Russia and should determine the main activities of cultural institutions, including
the museums. The author of the article describes the current situation in the museums of the South of the Far East on the use of new forms in the translation of the ethno-cultural heritage. The practical experience of 11 leading museums of Khabarovsk and Primorsky Territories, Amur Region for 2012-2017 was collected and reviewed. The new forms and mechanisms that appeared in museums in response to modern challenges, including the ethnic communities are described. The article considers the existing mechanisms: expositions and exhibitions, educational forms. An attempt has been made to analyze the museum practices for the past five years, to determine the most effective mechanisms in reflecting the ethno-cultural diversity of the South of the Far East.
Keywords: ethno-cultural heritage mechanisms, museum, museumification, ethno-cultural diversity, museums of the Far East.
Новая стратегия государственной национальной политики до 2025 года, принятая в 2012 году Указом Президента РФ, сегодня играет важную роль в формировании этнокультурной политики России [2, с. 32].
Важнейшим институтом, выполняющим функции сохранения и интерпретации этнокультурного наследия, является музей, который через свои механизмы выступает посредником передачи новому поколению духовного мира смыслов.
В музеях юга Дальнего Востока сегодня хранится наследие традиционной культуры в виде предметов, технологий, традиций, зафиксированных у самих носителей традиций. Современная этническая ситуация ставит перед музеями задачи по-новому осмыслить изменившийся мир и совершенствовать существующие механизмы наследования традиций этнокультурного многообразия. В качестве таких механизмов в данной работе мы рассматриваем экспозиционные, выставочные и образовательные формы.
Цель исследования в данной работе - описать существующие механизмы наследования традиций этнокультурного многообразия в деятельности ведущих музеев Приморского и Хабаровского краев и Амурской области в 2012-2017 годах.
Этнокультурное разнообразие как общепринятое понимание основ этнической культуры -это передаваемые из поколения в поколение обряды, обычаи, привычки поведения. Известный специалист в области социальной философии В. Г. Федотова подчеркивает: «Сегодня стоит вопрос о том, что базисные структуры национального государства со всеми его основами, включая преобладающий этнос, должны защищать общую, единую идентичность, позволяя другим приобщаться к ней и вносить свои вклады, пони-
мая, что нашу культуру создаем мы все вместе» (цит. по [4, с. 126]).
Исследователь В. П. Веряскина расценивает многообразие культур, как положительное явление, для которого нужна осознанная политика в области культуры, позволяющая совместить установку государства на необходимость укрепления единой России с вопросами сохранения ее культурного и иного многообразия (см. [7, с. 333]).
Нашему исследованию близки высказывания известного российского этнолога В. А. Тишкова: «Культурное многообразие России - это не просто номенклатура проживающих на территории страны народов, а многообразные формы идентичности в рамках российского народа» [4, с. 15].
В Государственной стратегии национальной политики Российской Федерации до 2025 года определена задача - развитие межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей [2, с. 32]. В этой связи осмысление деятельности музеев станет необходимой базой для разработки рекомендаций региональным властям в программу по сохранению и развитию этнокультурного многообразия территории. Для подготовки данного исследования были проанализированы материалы деятельности 11 ведущих музеев Хабаровского, Приморского краев и Амурской области:
Таблица 1
Ведущие музеи Хабаровского, Приморского краев и Амурской области
Территория Название музея
Приморский край, г. Владивосток КГАУК «ПГОМ имени В. К. Арсеньева»
Приморский край, г. Находка МБУК «Музейно-выста-вочный центр г. Находка»
Окончание таблицы 1
Анализ деятельности музеев показал, что временные выставки на этническую тему останутся в ближайшие годы главной формой работы. Тематика выставок соответствует трем направлениям: культура коренных народов, культура народов-переселенцев и культура разных регионов России.
Выставки и экспозиции о культуре коренных народов чаще всего проводятся в ведущих музеях Хабаровского, Приморского краев и Амурской области. Это объясняется тем, что с конца XIX века именно там были сформированы этнографические коллекции. Выставка «Трижды три неба» в Музее изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре впервые в 2016 году представляет коллекцию ритуальной скульптуры Приамурья. Деревянные изображения духов-
покровителей обширных Амурских земель и рек созданы нанайскими и ульчскими мастерами в период с конца XIX по 60-е годы XX века. Проект ПГОМ имени В. К. Арсеньева, реализованный в 2018 году, «В поисках страны Удэхе», является попыткой переосмыслить средствами музейной экспозиции научное и художественное наследие В. К. Арсеньева [11]. Активнее используется музеями форма работы с этническим наследием -исторические реконструкции. Объекты подобного типа являются необходимым звеном в межпоколенной передаче наследия. Одним из первых в 2006 году появилась «Палеодеревня» в Партизанском районе. Проект реализовал Музейно-выставочный центр г. Находка совместно с партнерами [10].
Рисунок 1. Реконструкция амбара-летника (удэгейцы) в комплексе Палеодеревня.
Проект Музейно-выставочного центра г. Находка.
Приморский край. 2012
В 2010 году начал принимать первых посетителей Историко-культурный комплекс «Наследие» на острове Попова, созданный Музеем «Природа моря и ее охрана» (филиал ННЦМБ ДВО РАН) [1]. Удэгейский этнографический комплекс, основанный в 2009 году в селе Красный Яр Приморского края, расположен на берегу реки Бикин и включает в себя основные виды удэгейских жилищ [6]. В Хабаровском крае в национальном парке «Анюйский» около села Троицкое в 2017 году создана этнодеревня «Алима», куда были перенесены дома, имитирующие жилища нанайцев. В Амурской области в 2014 году построен ком-
Территория Название музея
Приморский край, О. Попова Музей «Природы моря и ее охраны», «Дальневосточный морской биосферный государственный природный заповедник»
Приморский край, г. Владивосток ВТОО «Союз художников России»
Приморский край, г. Находка МБУК Картинная галерея «Вернисаж»
Приморский край, г. Владивосток КГАУК «Приморская государственная картинная галерея»
Хабаровский край, г. Хабаровск КГБНУК «Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова»
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре МУК «Музей изобразительных искусств»
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре МУК «Городской краеведческий музей»
Амурская область, г. Благовещенск ГБУ АО «Амурский областной краеведческий музей им. Г. С. Новикова-Даурского»
Амурская область, г. Николаевск-на-Амуре МБУ «Межпоселенческий краеведческий музей им. Розова»
плекс реконструкций «Нивхская усадьба», который стал площадкой для программ Межпоселенческого краеведческого музея в Николаевске-на-Амуре. Средовый характер таких объектов определяет специфику экскурсий и музейных праздников, нацеленных на эффект ощущения сопричастности посетителя демонстрируемой культуре путем применения интерактивных технологий.
Второе выставочное направление музеев связано с темой культуры и быта переселенцев на юг Дальнего Востока из разных регионов России. Основные сюжеты выставок - быт и культура крестьян, национальный костюм, история славянской игрушки, казачество. Заслуживает внимания исследовательский выставочный проект «Дни в Романовке», реализованный в 2012 году. Он знакомит с коллекцией фотографий из собрания Приморского музея им. В. К. Арсеньева -единственным в мире фотодокументом традиционного уклада жизни староверов [3]. Тема личных историй была главной в проекте «Музейно-выставочного центра г. Находка» «Татарский век на берегу океана» в 2016 году, в котором изучался вклад татар и башкир в развитие юга Приморья через личные истории семей. Проект реализовывал-ся совместно с Находкинской татаро-башкирской организацией «Туган Тел» [11].
Образовательные формы работы музеев рассмотрены по трем направлениям: музейные уроки и программы, тематические экскурсии, фольклорные праздники и фестивали. В 2016-2017 годах деятельность музеев активизировалась в использовании интерактивных, поисковых форм работы с детьми. Например, в Межпоселенческом краеведческом музее им. В. Е. Розова «Одень охотника» - игра для детей младшего возраста, «По следам нивхов» - квест-игра на интерактивной площадке «Нивхская усадьба» для среднего и старшего школьного возраста [9]. В октябре 2017 года Музейно-выставочный центр города Находка впервые предложил подросткам новую игру-квест под названием «Тайны древней крепости». Игра проводится в природных ландшафтах [5].
В 2012-2017 годах по-прежнему популярны в музеях фольклорные праздники славянского календарного цикла «Масленица», «Иван Купала». Музеефикация нематериального наследия в музее
реконструирует элементы празднично-обрядовой сферы, ритуалы, фольклорные традиции [8]. При этом музеи становятся центрами, использующими усилия национально-культурных объединений, центров фольклора и прикладного творчества. Особого внимания заслуживает музейный проект 2011 года «На самом деле рыба - белая и пушистая» Музея изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре). Участники овладевали навыками обработки рыбьей кожи, погружались в атмосферу быта коренного населения Амура [12].
Рисунок 2. Сувенир-игра «Нанайская кукла».
Музей изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре. 2012
Фестивальная форма для этнической темы широко применяется в России, иногда главными организаторами выступают музеи. Музейно-выставочный центр г. Находка на площадке
«Палеодеревня» с 2009 года проводит детский этнический фестиваль «Живой источник», в рамках которого проводятся мастер-классы с участием детей из национальных сел коренных народов юга Дальнего Востока.
Обзор существующих механизмов наследования традиций этнокультурного многообразия в деятельности ведущих музеев юга Дальнего Востока за период 2012-2017 годов позволяет сделать некоторые выводы:
1. Тематика экспозиций, выставок и образовательных форм в музеях в большинстве примеров определяется наличием имеющихся в музеях этнографических коллекций, сформированных в первой половине XX века, и отражающих культуру коренных народов и переселенцев из центральных районов России. Этнокультурное многообразие современной России рубежа XX-XXI веков, к сожалению, пока слабо отражено как в собранных коллекциях музеев, так и в формах музейной презентации. В первую очередь, речь идет о культуре народов, вошедших в состав юга Дальнего Востока в результате миграционных процессов со Средней Азии и Кавказа.
2. Из описанных практик можно говорить о тенденции использования музейных форм, предполагающих активное участие посетителя
в мероприятиях, происходящих в пространстве музея. Он не только воспринимает предлагаемую интерпретацию события, но и ощущает себя его участником. Появляются формы и методы при непосредственном участии общества или общественных инициатив в деятельности музея, в духе «культуры участия». Это в первую очередь касается сотрудничества музея с представителями различных общественных национальных организаций.
3. Появление этнических экспозиций под открытым небом стало новой формой для юга Дальнего Востока с 2006 года. За последнее десятилетие появилось около десяти исторических реконструкций, основная часть из которых передает духовные смыслы и материальную культуру коренных народов. Презентация этнокультурного наследия в естественных природных ландшафтах, создание реконструкций позволяет музею расширять свою аудиторию, быть интересным для детей и семейной аудитории.
4. К новым музейным механизмам, формирующимся в музеях, следует отнести перспективу поддержки ремесел и художественных промыслов. В следующем десятилетии по мере роста внутреннего туризма потребность населения в таких музейных услугах будет расширяться.
Литература
1. Белоглазова С. Б. Палеодеревня на острове Попова // Вестн. ДВО РАН. - 2009. - № 1. - С. 138-142.
2. Болотина И. И. Анализ Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года // Изв. ТулГУ. Гуманитар. науки. - 2016. - № 1. - С. 32-36.
3. В музее Арсеньева открылась выставка, посвященная приморским староверам [Электронный ресурс]. - URL: http://ruvera.ru/news/vystavka_o_staroverah_v_muzee_arseneva.
4. Этническое и религиозное многообразие / под ред. В. А. Тишков, В. В. Степанова. - М.: ИЭА РАН, 2017. -551 с.
5. Восток-Медиа. Музей Находки разработал для подростков игру-квест «Тайны древней крепости» [Электронный ресурс]. - URL: https://vostokmedia.com/news/society/06-10-2017/muzey-nahodki-razrabotal-dlya-podrostkov-igru-kvest-tayny-drevney-kreposti.
6. Газета «Владивосток». На берегу священного Бикина [Электронный ресурс]. - URL: https://vladnews.ru/ev/ vl/2583/16100/beregu_svyashchennogo.
7. Ламажаа Ч. К. Круглый стол «Культурное многообразие России и его роль в российской модернизации» // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 2. - С. 330-333.
8. Мавшенко Е. В. Музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2012. - № 2 (6). - С. 99-105.
9. Межпоселенческий краеведческий музей им. В. Е. Розова Николаевского муниципального района [Электронный ресурс]. - URL: http://nik-mkm.ru/arhiv/2017/190517.htm.
10. Музейно-выставочный центр г. Находка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.museum-nakhodka.ru/ mvts-nakhodka/o-muzee/proektnaya-deyatelnost.
11. Приморский государственный музей имени Арсеньева. В поисках страны Удэхе [Электронный ресурс]. -URL: http://arseniev.org.
12. Проект «На самом деле - рыба белая и пушистая» приглашает. МУК Комсомольска-на-Амуре «Музей изобразительных искусств» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kmsmuseum.ru/node/11075.
References
1. Beloglazova S.B. Paleoderevnya na ostrove Popova [Paleoderevnya on the Popov island]. VestnikDVORAN[Vestnik of the East Branch of the Russian Academy of Sciences], 2009, no. 1, pp. 138-142. (In Russ.).
2. Bolotina I.I. Analiz Strategii gosudarstvennoy national'noy politiki Rossii do 2025 goda [Analysis of the Strategy of the state national policy of Russia until 2025]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki [News of TulGU. Humanitarian sciences], 2016, no. 1, pp. 32-36. (In Russ.).
3. V muzee Arsenyeva otkrylas' vystavka, posvyashchennaya primorskim staroveram [An exhibition dedicated to Pri-morsky Old Believers opened at the Arsenyev Museum]. (In Russ.). Available at: http://ruvera.ru/news/vystavka_o_ staroverah_v_muzee_arseneva.
4. Etnicheskoe i religioznoe mnogoobrazie [Ethnic and religious diversity]. Ed. V.A. Tishkov, V. V. Stepanova. Moscow, 2017. 551 p. (In Russ.).
5. Vostok-Media. Muzey Nakhodki razrabotal dlya podrostkov igru-kvest "Tayny drevney kreposti" [Museum of Nakhodka developed a game-quest "Secrets of an ancient fortress" for teenagers]. (In Russ.). Available at: https:// vostokmedia.com/news/society/06-10-2017/muzey-nahodki-razrabotal-dlya-podrostkov-igru-kvest-tayny-drevney-kreposti.
6. Gazeta "Vladivostok". Na beregu svyashchennogo Bikina [On the shore of the sacred Bikin]. (In Russ.). Available at: https://vladnews.ru/ev/vl/2583/16100/beregu_svyashchennogo.
7. Lamazhaa Ch.K. Kruglyy stol "Kul'turnoe mnogoobrazie Rossii i ego rol' v rossiyskoy modernizatsii" [Round table "Cultural diversity of Russia and its role in the Russian modernization"]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2013, no. 2, pp. 330-333. (In Russ.).
8. Mavshenko E.V. Muzeynyy prazdnik v istoricheskoy perspektive i nauchnoy refleksii [Museum holiday in historical perspective and scientific reflection]. Vestnik Tom. gos. un-ta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of Tomsk State University. Cultural Studies and Art History], 2012, no. 2 (6), pp. 99-105. (In Russ.).
9. Mezhposelencheskiy kraevedcheskiy muzey im. V.E. Rozova Nikolaevskogo munitsipal'nogo rayona [Inter-settlement museum of local lore named. V.E. Rozova of Nikolaevsky municipal district]. (In Russ.). Available at: http://nik-mkm. ru/arhiv/2017/190517.htm.
10. Muzeyno-vystavochnyy tsentr g. Nakhodka [Museum and Exhibition Center of Nakhodka]. (In Russ.). Available at: http://www.museum-nakhodka.ru/mvts-nakhodka/o-muzee/proektnaya-deyatelnost.
11. Primorskiy gosudarstvennyy muzey imeni Arsenyeva. Vpoiskakh strany Udekhe [Primorsky State Museum named after Arsenyev. Looking for the Udehe country]. (In Russ.). Available at: http://arseniev.org.
12. Proekt "Na samom dele - ryba belaya i pushistaya" priglashaet. MUK Komsomolska-na-Amure "Muzey izobrazitel'nykh iskusstv" [The project "In fact - the fish is white and fluffy" invites. MUK Komsomolsk-on-Amur "Museum of Fine Arts"]. (In Russ.). Available at: http://www.kmsmuseum.ru/node/11075.
УДК 069
РОЛЬ КАЗАНСКОГО МУЗЕЯ А. М. ГОРЬКОГО В ДЕЛЕ СОХРАНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТАТАРСТАНА
Гаврилова Марианна Фридриховна, соискатель, кафедра истории, философии и культурологии, Казанский государственный институт культуры, директор Музея А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина -филиала Национального музея Республики Татарстан (г. Казань, РФ). E-mail: [email protected]
В статье анализируется опыт работы одного из старейших литературных музеев Республики Татарстан - Казанского музея А. М. Горького (с 2018 года переименованного в Музей А. М. Горького