Научная статья на тему 'Terra incognita. Хроника жизни научного сообщества тихоокеанской России Очерк шестой. Форпост коллективной памяти общества'

Terra incognita. Хроника жизни научного сообщества тихоокеанской России Очерк шестой. Форпост коллективной памяти общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Terra incognita. Хроника жизни научного сообщества тихоокеанской России Очерк шестой. Форпост коллективной памяти общества»

VI. Наука и образование

Научная жизнь.

Д.А. Литошенко

Terra incognita.

Хроника жизни научного сообщества тихоокеанской России

Очерк шестой.

Форпост коллективной памяти общества

Несколько лет назад, разрабатывая курс лекций по дисциплине "Государственная политика в области культуры за рубежом", автору этих строк, довелось познакомиться с небольшой работой П.Г. Щедровицкого "Культурная политика: предпосылки перемен", в которой её автор утверждает, что "имперская политика Александра Македонского, движимая идеями Аристотеля о различии "эллинов" и "варваров", была попыткой расширить пространство, не меняя средств его освоения. В этом смысле, эта попытка не могла закончиться удачно"1. А перед этим уважаемый автор последовательно проводил мысль, что "расширительная трактовка культурной политики возникает в тот момент, когда становится очевидным, что любое слово является действием или может им стать при определенных условиях. Интерсубъективное взаимодействие и коммуникация начинают трактоваться как способ передачи, принятия и усвоения смыслообразующих рамок. Растет интерес к процессам понимания и рефлексии. Человеческая практическая деятельность и социальное действие начинают рассматриваться как производное от процессов коммуникации, ее содержания и форм организации"2.

В связи с этим не будет преувеличением утверждать, что "идея "культуры" и история культурных способов организации и самоорганизации человека и человеческих сообществ соразмерны истории человеческого рода. История политизации культурных факторов человеческого существования сомасштабна истории политической практики. В определенном смысле можно сказать, что не существует никакой другой политики кроме "культурной". Привычные инструменты экономической, социальной, международной или образовательной политики являются лишь вариантами использования социокультурных различий"3.

1 Щедровицкий, П. Культурная политика: предпосылки перемен / П. Щедро-вицкий [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=1249&ids=128 [Дата обращения: 14 ноября 2008 г.].

2 Там же.

3 Там же.

Столь объёмное и нагруженное цитатами введение к очередному очерку написано не без умысла. Дело в том, что именно с контекстом культурной политики Державы Александра Македонского и его наследников, в частности — правителей эллинистического Египта, связано появление первого исторического прототипа того учреждения, о котором пойдёт речь на последующих страницах этого очерка.

Дело в том, что на любой музей в настоящее время, равно как и на его первопредка — Александрийский мусейон в эллинистическом Египте, возложена миссия сохранения коллективной памяти общества, на базе которой, в свою очередь, формируется идентичность и самосознание, т.е. феномены, по сути своей, принадлежащие пограничной зоне, лежащей между миром политики и сферой культуры. Иными словами, музейные учреждения, на протяжении всей истории человечества, выступали мощным агентом культурной политики, призванной сформировать и поддерживать в незыблемости благоприятные образы прошлого и настоящего, позволяющие обществу жить в согласии с самим собой, со своей историей, и уверенно двигаться в будущее.

На этот раз, в рамках шестого по счёту очерка серии и пятого из них - принадлежащего перу одного автора, в центре нашего внимания находится — Государственное учреждение культуры "Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Ар-сеньева" (ГУК ПГОМ им. В.К. Арсеньева), вот уже 124 года являющееся полноправным субъектом поля регионоведческих исследований. На протяжении более чем вековой истории менялись его названия, ведомственное подчинение и многое другое, но главное оставалось неизменным — служение делу сохранения, всестороннего изучения и пропаганды исторического и культурного опыта населения края, уникального природного наследия его обширных территорий. Для большей ясности позволим себе некоторую литературную образность, взяв для обозначения всех музейных учреждений, правопреемником которых в настоящее время выступает ГУК ПГОМ им. В.К. Арсеньева, общее собирательное имя — Приморский Музей, понимаемый исключительно в контексте его базовых социокультурных функций — сохранения и трансляции коллективной памяти населения Приморского края (вне зависимости от изменения границ данного административно-территориального образования в различные исторические периоды).

Надо признать, что прошлое Приморского Музея представляет собой весьма благоприятный объект для исследования, ввиду наличия в данном проблемном поле достаточно объемного массива историографии. Можно взять на себя смелость утверждать, что история Приморского Музея как комплексная научная проблема может похвастаться не только собственными многочисленными исследователями, но даже историографами1. Зна-

1 Поправко, Е.А. История музейного дела в Приморском крае (1941-2000 гг.): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.02 — Отечественная история / Е.А. Поправко — Санкт-Петербург, 2007. — С. 9-10.

чительная популярность данной научной специализации у исследователей, в свою очередь, так же свидетельствует о большой значимости для общества деятельности Приморского Музея, и пристальном внимании к нему со стороны общественности.

На первом этапе своей истории, который, без ложной стыдливости и историографических предрассудков, можно по праву назвать имперским, Приморский Музей, благодаря целенаправленной деятельности основателей и ревнителей, отличался ярко выраженной краеведческой направленностью. В определенной степени он сумел избежать недостатков, характерных для провинциальных музеев того времени, которым были свойственны так называемый "кунсткамерный характер" и бессистемность фондов. Усилиями ученых-исследователей и энтузиастов-краеведов Приморский Музей пополнялся коллекциями, собранными в строгом соответствии с тематическим принципом. Уже на этом этапе развития Приморского Музея его собрания использовали в научных целях1. Следует отметить тот факт, что Приморский Музей на протяжении имперского периода истории оставался единственным культурно-просветительным учреждением на территории края.

В советский период истории, в свою очередь, распадающийся на четыре этапа, произошло окончательное становление Приморского Музея в качестве самостоятельного учреждения. Был сформирован квалифицированный коллектив сотрудников, усовершенствованы формы и методы работы, что не могло не сказаться положительным образом на росте посещаемости экспозиций и выставок, свидетельствующей о полноте участия Музея в насыщенной культурной и интеллектуальной жизни края.

В начале четвертого этапа советского периода истории Приморского Музея, в середине 60-х гг. ХХ в., путём передачи части его фондов и некоторых коллекций, были созданы музей Морского торгового флота и Приморская краевая картинная галерея2. "Во второй половине 1960-х гг. впервые за советский период прозвучал тезис об особых функциях музеев как хранителей коллективной памяти, запечатленной в материальных носителях — музейных предметах. В этот период привлекательным для местных органов власти было создание именно общественных музеев: не получая государственного финансирования они были удобны, т.к. ни при каких условиях не предполагали упреков за необоснованное раздувание музейной сети, для их создания не требовались согласия партийных органов и Министерств культуры РСФСР и СССР. В то же время, они свидетельствовали о культурном развитии региона и положительно характеризовали усилия местной власти"3. Результатом этого явилось возникновение в Приморье,

1 Бабцева, И.И. Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева и развитие музейного дела в Приморском крае / И.И. Бабцева // Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу:

http://www.arseniev.org/about/?s=2 [Дата обращения: 12 ноября 2008 г.].

2 Там же.

3 Поправко, Е.А. Указ. соч. - С. 29-30.

как и на остальном пространстве Советского Союза, специфического явления, известного в историографии под названием "музейного бума".

Инфраструктурное развитие Приморского Музея в это время определялось двумя взаимно противоположными тенденциями: централизации и децентрализации, а также указаниями краевых партийных органов, выражавших нараставшую потребность в восстановлении и упрочении обветшавшей идеологической конструкции. Далеко не всегда возникавшие под действием названных факторов решения и инициативы отличались эффективностью и жизнеспособностью. Одним из значимых итогов последнего этапа советского периода истории Приморского Музея следует признать присвоение ему того наименования и статуса, которыми он обладает и поныне.

Накопленный Приморским Музеем потенциал позволил ему с минимальными потерями преодолеть лихолетье Перестройки и радикальных реформ на заре истории демократической России. К середине 90-х гг. ХХ в. структура Приморского Музея приобрела очертания, присущие ей и сейчас.

В настоящее время в состав Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева входят 3 филиала в г. Владивостоке: Дом-музей Сухановых, Мемориальный дом-музей В.К. Арсеньева, Международный выставочный центр, и 5 филиалов в городах края: музей истории г. Арсеньева, музей истории г. Дальнереченска, музей истории г. Партизанска, музей истории г. Лесозаводска, литературно-мемориальный музей А.А. Фадеева.

Либерализация всех сторон жизни российского общества в 90-е гг. ХХ в., а также снятие режима "закрытых территорий", способствовали расширению международных связей Приморского Музея. В этот период времени ПГОМ им. В.К. Арсеньева реализовал большое число совместных проектов. Традиционным мероприятием стала Владивостокская Биеннале визуальных искусств (1998, 2000 и 2003 гг.). Приморский Музей трижды - в 1997, 1999, 2001 гг. — выступал организатором международных форумов "Россияне в АТР". Проекты музея им. В.К. Арсеньева получали международные награды и призы.

Значительную роль играет Приморский Музей в подготовке кадров для музейного дела. ПГОМ им. В.К. Арсеньева сумел сохранить курсы повышения квалификации для работников государственных, муниципальных, ведомственных и общественных музеев Приморского края. Более того, им были налажены теснейшие связи с факультетом истории и философии ДВГУ, студенты-истории которого, не только слушали на его базе курс лекций по дисциплине "Основы музееведения", но получали также возможность прохождения практики в подразделениях ПГОМ им. В.К. Арсеньева.

Ведя речь о современном этапе истории Приморского Музея нельзя обойти молчанием его "человеческий фонд". Не поддаётся адекватной оценке вклад в сохранение и развитие Приморского Музея внесённый такими беззаветно преданными музейному де-

лу людьми как Г.А. Алексюк (четверть века, проработавшая в должности директора музея) и А.Т. Храмцова (долгие годы возглавлявшая научную работу музея). Достойными наследниками их начинаний и чаяний выступает нынешнее поколение руководителей Приморского Музея во главе с директором, кандидатом исторических наук Владимиром Николаевичем Соколовым. Бессменным Главным хранителем музея является Нина Беслановна Керчелаева. Обширные обязанности Ученого секретаря музея находятся в умелых и трудолюбивых руках Светланы Павловны Москвитиной. Ведущим специалистом, а по совместительству главным его историографом выступает Ираида Ивановна Бабце-ва. Сплоченный и высоко профессиональный коллектив сотрудников Приморского Музея может с уверенностью в успехе нести миссию служения на ниве культуры и просвещения1.

На сегодняшний день Приморский Музей ведёт большую научно-исследовательскую и просветительную работу. Он является главным научно-методическим центром, объединяющим и координирующим деятельность более 180 музеев края.

Фонды и коллекции ПГОМ им. В.К. Арсеньева уникальны по содержанию и являются самым обширными в регионе. Собрание Приморского Музея насчитывает свыше 400 тысяч единиц хранения — движимых памятников природы, истории, археологии, этнографии, культуры. Представленные в фондах и коллекциях музейные предметы документируют историю Дальнего Востока от Чукотки до Приморья. Ежегодно в фонды музея поступает свыше 6 тысяч музейных предметов, собранных научными сотрудниками в экспедициях.

ПГОМ им. В.К. Арсеньева не только собирает и хранит отечественное историко-культурное наследие, но и проводит на основе этого наследия многогранную и масштабную научную, культурно-образовательную, воспитательную деятельность. Свыше 350 тысяч человек посещает ежегодно его экспозиции, выставки, программные занятия и мероприятия. На базе Приморского Музея и его филиалов работают свыше 60 клубов, творческих объединений, ассоциаций. В их числе клубы: "Родовед", "Харбин", "Гвоздика", "Дыхание Востока", "Марья искусница"; творческие объединения: Информационно-методический туристско-экскурсионный центр (ИМТЭЦ), историко-литературный салон "Клио", Благотворительный Арсеньевский фонд.

Приморский Музей динамично развивается. В 2000 г. Приморский Музей получил гранты Фонда Сороса и WWF, премию губернатора Приморья, в 2001 г. он стал лауреатом Всероссийского конкурса музеев "Окно в Россию", победителем в конкурсе "100 лучших товаров России", в 2002 г. получил грант президента России. В 2003 г. проект музейный трамвай "Владивосток-Хакодатэ" стал лауреатом конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире". Совместный музейный проект "Лабиринты ост-

1 Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева и его филиалы // Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева [Электронный ресурс] - Режим доступа к ресурсу: http://www.arseniev.org/about/?a=9&s=11&p=1 [15 ноября 2008 г.].

рова Русский" с некоммерческой организацией "Творческий город" стал победителем в номинации "Музей туристический" конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире".

ПГОМ им. В.К. Арсеньева в своей научной и культурной деятельности взаимодействует с широким кругом общественности и организаций. Постоянными партнерами музея являются Дальневосточный государственный университет, Владивостокский государственный технический университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Дальневосточное отделение Российской Академии наук, Приморское отделение Российского фонда культуры, Ассоциация коренных народов Приморья, Центр русской культуры, краевое отделение ВООПИК, краевое управление и городской комитет народного образования, педагогические коллективы школ, ветеранские краеведческие объединения, театральные организации, Ассоциация узников фашистских лагерей, общество "Мемориал", командование КТОФ, Тихоокеанского пограничного округа, Приморская Епархия РПЦ.

ПГОМ им. В.К. Арсеньева является членом Ассоциации "Открытый музей" и Ассоциации естественно-научных музеев России.

Приморский Музей имеет тесные контакты со всеми СМИ г. Владивостока и края. Все мероприятия музея находятся в центре внимания прессы, радио, телевидения. Почти ежедневно Приморское радио передает рекламу Приморского Музея и информацию о его деятельности.

На протяжении многих лет Приморский Музей сотрудничает со всеми крупными краевыми телекомпаниями, готовятся совместные телевизионные программы. Периодическая печать систематически освещает деятельность ПГОМ им. В.К. Арсеньева, публикует материалы, подготовленные его сотрудниками. Приморский Музей сотрудничает с журналами "ВладАвиа", "Выбирай" и газетой "Дальневосточный ученый".

Международными партнерами музея являются муниципальный музей г. Хакодатэ, Ассоциация по развитию двусторонних связей краеведческих музеев Хоккайдо с музеями Северных регионов, Художественный музей г. Ниигата (Япония), Сеульский этнографический музей (Республика Корея).

Масштабность и многообразие направлений деятельности Приморского Музея в столь сложное и насыщенное потрясениями время вселяет оптимизм и позволяет надеяться на то, что так необходимая в эпохи перемен и смуты целостная и достоверная коллективная память общества в пределах Приморского края

находится под надежной защитой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.