РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
З.А. ДЕМЧЕНКО, канд. пед. наук Северный (Арктический) федеральный университет
Научно-
образовательная школа студента-исследователя
Представлена инновационная модель научно-исследовательской деятельности студентов в социокульурном педагогическом пространстве технического университета и алгоритм её функционирования с позиции индивидуализации образовательного процесса и формирования у студентов ценностного отношения к НИД как субъективному фактору развития исследовательской компетенции.
Ключевые слова: ценностно-смысловая позиция, ценностное отношение, личностный смысл, система ценностей, ценностные ориентиры.
Актуальная задача отечественной высшей школы - вовлечение современных молодых людей в научный поиск с сопутствующими на этом пути обретениями и потерями - решается в нашем вузе, казалось бы, просто. Вот уже несколько лет в качестве структурного подразделения факультета промышленной энергетики (сейчас - Института энергетики и транспорта) функционирует научная школа студента-исследователя как личностно-ориентированная педагогическая модель, позволяющая приобщать наших студентов к особенностям научного труда, тем самым воспитывая у них базовые исследовательские компетенции. Мы вышли на создание нашего проекта, исходя из того, что миссия университета -это образование через науку, на базе науки и посредством активного участия в научной деятельности. Свой проект мы начали реа-лизовывать с октября 2007 г., еще не подозревая о месте, какое будет занимать наш вуз в Северном регионе в скором времени. Сегодня статус университета вырос и, естественно, возросли требования к концепции деятельности школы, к содержанию проводимых здесь занятий.
На сайте С(А)ФУ помещено выступление директора института, доктора технических наук С.В. Карпова, в котором чётко прописан алгоритм деятельности института на ближайшее время. Прежде всего, это
переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения, развитие бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, подготовка и открытие специализированного ученого совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.
АГТУ, став федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования, обязан обеспечить осуществление образовательной и научной деятельности в соответствии с мировыми тенденциями развития общества и интересами России в Арктике (геополитические и экономические приоритеты России, стратегическое партнёрство с бизнес-сообществами и пр.).
Институту энергетики и транспорта как структурной единице федерального университета необходимо будет модернизировать научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность, обеспечив: а) построение современной инфраструктуры обучения; б) создание современной системы управления институтом; в) повышение уровня кадрового потенциала университета через включение всех студентов и преподавателей в процесс научно-исследовательской работы на всех его уровнях; г) сохранение преемственности поколений в науке и образовании и др.
До 2010 г. Научная школа занималась в основном развитием «природных задат-
156 Высшее образование в России • № 12, 2010
ков » её слушателей, оказанием им помощи в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, организацией интересных встреч со студентами других факультетов вуза, других вузов города в рамках круглых столов, семинаров и конференций.
Сегодня руководством страны обращено внимание на проблему создания в С(А)ФУ научных и научно-педагогических кадров нового поколения, способныхобъе-динить интеллектуальный потенциал всех причастных к изучению и развитию Арктического побережья и Ледовитого океана. Значит, и задачи нашей Научной школы должны в корне измениться.
Поскольку значимость проекта связана прежде всего с подготовкой конкурентоспособного специалиста, готового вступать в цивилизованный диалог с самим собой, с окружающей действительностью, принимать ответственные решения, особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности. Это предполагает организацию психолого-педагогического и культурологического сопровождения их научного и профессионального взросления на протяжении всего процесса обучения.
Речь идет о разрешении диалектического противоречия между необходимостью формирования профессионального менталитета будущего специалиста (инженера, ученого, научно-педагогического работника) и потребностью в развитии ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как субъективного фактора становления личностно значимых ценностей гражданина демократического общества [1]. Это предполагает проведение исследований на социальном уровне (статус личности преподавателя вуза и будущего специалиста); на акмеологическом уровне («Я - концепция » как осознанная и переживаемая система представлений личности о себе, на основе которой она строит своё поведение и своё отношение к себе, другим
людям, другому человеку и к реалиям окружающего мира); на аксиологическом уровне (ценностные ориентиры и ценностное отношение как мировоззренческая система идей); на социокультурном уровне (выбор между такими категориями, как «значить» или «значиться», «быть» или «иметь »).
Поэтому, на наш взгляд, предметно-содержательная часть научно-исследовательской работы со студентами должна опираться на следующие исходные онтологические предпосылки: а) формирование устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме рефлексивной установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества, в том числе на самоценность образования и самообразования; б) развитие ценностной сферы личности субъекта, включающей в себя мотивы поведения и отношение ко всему, к чему он причастен; в) интеграция социального и нравственного опыта студентов и преподавателей вуза в позитивном опыте совместной личност-но-ориентированной деятельности.
Прежде чем выйти на создание педагогического проекта под общим названием «Научная школа студента-исследователя » (НШСИ), мы провели ряд практико-ори-ентированных исследований на базе Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, а также в ряде образовательных учреждений г. Архангельска и Архангельской обл. в контексте обучающего спецкурса «Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности». В процессе реализации личностно-ориентированного проекта подтвердилась посылка о взаимозависимости ценностного мотива (установки), мотивационной потребности (выбора) и развивающейся ценностно-смысловой сферы личности студента при активной позиции преподавателя вуза [2].
Можно приводить примеры и других авторских проектов, реализуемых нами в образовательном пространстве педагогическо-
Редакционная почта
157
го, а затем технического вуза, но вернёмся к современным реалиям высшего профессионального образования. Как указывают многие эксперты, отечественная высшая школа в последние годы развивается больше технологически и технократически, чем гуманистически: «.. .изменились... представления о ценности знаний» [3, с. 18]; «.остро встала проблема выявления талантливой молодёжи, особенно в плане привлечения их в сферу научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности» [4, с. 86-87]; «в практике вуза слабо представлены условия для реализации ценностно-смыслового обучения, предлагающего опору на особенности личности обучаемого, прежде всего на его образовательно-профессиональные интересы и потребности, предпочтения, ценности, профессиональные и жизненные планы» [5, с. 75].
По мнению многих учёных и специалистов, выходиз духовно-нравственного кризиса, который переживает вузовская и академическая наука, тесно связан с поиском парадигмальных педагогических технологий, способныхработать в направлении усиления гражданской направленности личности выпускника высшей профессиональной школы через развитие его нравственных качеств. В нашем представлении это комплексная задача, разрешение которой возможно за счет включения студентов в непрерывный процесс научно-исследовательской деятельности - в контексте учебного процесса, параллельно учебному процессу и дополнительно к нему.
Возвращаясь к теме «Научно-образовательная школа студента-исследователя и её ценностные ориентиры » в условиях технического университета, мы готовы заявить, что актуальность нашего проекта отчетливо просматривается в трёх взаимосвязанных плоскостях: во-первых, в плоскости самоидентификации и самосовершенствования личности студента в учебно-воспитательном процессе вуза как социального института; во-вторых, в плоскости интеграции образования и науки как обществен-
но значимой ценности; в-третьих, в плоскости познавательной актуализации и культурологической социализации будущего специалиста в контексте его включённости в научно-исследовательскую деятельность (что обеспечивает его мобильность и конкурентоспособность в условиях мировых глобальных и информационных процессов).
Включение базовых ценностей науки и образования в содержательную деятельность научной школы на начальном этапе вхождения в профессию защищает студента от безответственного отношения к себе, формирует его позиции по отношению к обществу и окружающемумиру. Основными учебными задачами НШСИ являются:
1) обучение:
■ основам учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы (методы, методики, методология);
■ квалифицированному написанию тезисов, учебных рефератов, курсовых и дипломных работ;
■ работе с библиографией, нормативной документацией и нормативной научной лексикой;
■ правилам оформления результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы (технологическим, эстетическим и этическим);
■ технологиям информационного поиска печатных и электронных ресурсов;
2) привитие потребности постоянно заниматься самообразованием как основой карьерного роста будущего специалиста;
3) исследование факторов, влияющих на направленность личности будущего специалиста и её самосовершенствование (поэтапная системно-комплексная диагностика направленности личности студентов) и пр.
Работа школы регламентирована документами (Устав и тематический план, наложенные на удобный для студентов формат времени), которые утверждаются Учёным советом института. Положение о НШСИ и тематический план ее жизнедеятельности составлены согласно логической цепи вопросов, выводящих будущего специалиста
158 Высшее образование в России • № 12, 2010
на осмысление философских проблем образования и науки, ибо «человек, знающий о себе и ищущий свое предназначение, обязательно реализует заложенные в нем личностные возможности как главный смысл жизненного бытия» [6].
Правильно выстроенная позиция руководителя проекта и оптимально задействованные психолого-педагогические механизмы управления деятельностью студентов определяют положительную динамику развития НШСИ. Об этом говорит тот факт, что её слушатели не только целенаправленно занимаются формированием собственных образовательных маршрутов, но и работают в команде. Так, 26 февраля 2009 г. на базе НШСИ прошёл региональный научно-практический семинар, посвященный 140-летию со дня рождения профессора Б.Л. Розинга и получивший большой резонанс среди научной общественности города и области. Это первое крупное мероприятие, организованное слушателями школы. Подобные мероприятия активизируют познавательную и социальную активность их участников. Именно по инициативе слушателей школы на кафедре физики одна из учебных аудиторий носит имя профессора Б.Л. Розинга. Стремление членов научной школы к постоянному образовательному самосовершенствованию, к росту социального статуса среди студентов вуза позволило организовать и провести второе по своему масштабу мероприятие - региональный научно-практический семинар, посвященный 150-летию со дня рождения профессораИ.В. Мещерского («Иван Всеволодович Мещерский - ученый, педагог, гражданин, личность »).
Мы открыты для общения, сотрудничества и диалога. Считаем свои долгом об-
ратить внимание научной общественности на вопросы, касающиеся влияния академических школ на вузовскую науку, и в том числе на целевое включение в неё студентов, аспирантов, магистрантов. Немаловажной проблемой остаётся проблема создания механизмов, детерминирующих продуктивную деятельность студенческих научных обществ, научных лабораторий и кружков, конструкторских студенческих бюро как питомников будущего кадрового потенциала страны. По мнению В.В. Лаптева и С.А. Писаревой, «одним из ведущих механизмов научного образования является участие в деятельности научного сообщества (таким сообществом в первую очередь является научная школа)» [4, с. 88]. Мы разделяем эту позицию наших коллег.
Литература
1. См.: Бандурина И.А. Этос науки и этика
ученого // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 161-165.
2. Демченко З.А. Формирование ценностно-
го отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: Учеб.-метод. пособие. Архангельск, 2005. 108 с.
3. Лаптев В.В, Писарева С.А. Подготовка
кадров науки: стратегические ориентиры // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 86-90.
4. Новиков А. Наука и практика сегодня //
Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 16-21.
5. Фёдоров А.М, Федорова Е.Н. Становление
профессиональной компетентности будущего учителя: ценностно-смысловые аспекты // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 75-79.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сбор-
ник / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
DEMCHENKO Z. STUDENTS' SCIENTIFIC-RESEARCH SCHOOL An innovative model of students scientific-research work in the socio-cultural educational environment of a technical university and the algorithm of its functioning from a perspective of individualization of educational process and developing students' axiological attitude to the scientific-research work as a subjective factor of development of axiological position is presented. Keywords: axiological position, axiological attitude, personal meaning, system of values.