УДК 378
Abubakarov M.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Acting Head of Department of Economics and Management in Education,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Aibatyrov K.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Agrarian University n.a. M.M. Dzhambulatov (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Malsagov B.S., teaching assistant, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY TEACHER. The article shows the role of scientific and methodological work as a condition for the development of professional competence of a university teacher. The essence of the concept "competence" in the scientific literature is analyzed. The opinions of various scientists on this issue are given. The authors' analysis of the understanding of the phenomenon of professional competence of a teacher indicates a fairly frequent combination of several approaches in one definition, when professional competence is considered both as a system of professional knowledge, as a quality of personality, and as a system of theoretical knowledge, pedagogical values, and personal qualities of a person. Various approaches to determining the content of scientific and methodological work of the university are given.
Key words: scientific and methodological work, development, competence, professional competence, teacher, university.
М.В. Абубакарое, канд. экон. наук, доц., и.о. зав. каф. экономики и управления в образовании ФГБОУ ВО «Чеченский государственный
педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
К.С. Айбатырое, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова»,
г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Б.С. Мальсагое, ассистент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
В статье показана роль научно-методической работы как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза. Дан анализ сущности понятий «компетентность» и «компетенция» в научной литературе. Приведены мнения различных ученых по данному вопросу Представленный автором анализ понимания феномена профессиональной компетентности педагога говорит о достаточно частом сочетании в одном определении нескольких подходов, когда профессиональная компетентность рассматривается и как система профессиональных знаний, и как качество личности, и как система теоретических знаний, педагогических ценностей, личностных качеств личности. Даны различные подходы к определению содержания научно-методической работы вуза.
Ключевые слова: научно-методическая работа, развитие, компетенции, профессиональная компетентность, преподаватель, вуз.
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности преподавателя, способного свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения, воспитания, является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный педагог способен создавать условия для творческого воспитания студентов в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, он сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей [1 - 7].
Самой распространенной в науке является формулировка дефиниции «компетентность преподавателя» как «совокупности знаний и умений, необходимых для эффективной профессиональной деятельности: умение анализировать, предвидеть последствия профессиональной деятельности, использовать информацию» [2].
По мнению Ю.Б. Финиковой, приобретение и функционирования профессионально-педагогической компетентности обеспечивается психолого-педагогической организацией профессионального мышления преподавателя-воспитателя и динамике его трансформации в педагогическое сознание на основе обретения личностного смысла педагогических знаний и усвоенной информации, творческого принятия их ценностной значимости в свой внутренний мир [7, с. 122].
Профессиональная компетентность преподавателя - это результат профессионального образования, заключающийся в достижении высокого уровня педагогического самосознания и готовности к педагогической деятельности, становлении потребностей в профессионально-педагогическом самоопределении, творческой самореализации в педагогической деятельности [7, с. 1190 - 1193].
Петрова Т.В. в своем исследовании подчеркивает, что профессиональная компетентность - это интегративное качество личности педагога, имеющее свою структуру и признаки и дающее возможность специалисту наиболее эффективно решать учебно-воспитательные задачи, рассчитанные в первую очередь на формирование личности другого человека, а также способствующее со-развитию и самосовершенствованию личности педагога [6].
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что профессиональная компетентность - это набор знаний, умений, навыков и практический опыт, которые необходимы учителю, чтобы быть осведомленным, опытным в деле, при этом проявлять собственное отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей; педагогическое мастерство, талант и необходимые личност-но-профессиональные качества. Следовательно, проведенный анализ современной научно-теоретической основы исследования сущности педагогической компетентности позволяет нам сделать вывод о наличии нескольких основных подходов к ее определению:
- когнитивного, с позиции которого компетентность педагога определяется как когнитивная (интеллектуальная) способность индивида, которая основывается на индивидуальном интеллекте и дает возможность решать проблемы или выполнять задания, необходимые для достижения цели; профессиональные знания на всех уровнях - методологическом, теоретическом, методическом, технологическом; сложно структурированная система теоретических и практических знаний, необходимых для профессиональной деятельности; знания успешной деятельности и профессиональные знания вообще; совокупность умений будущего педагога особым способом структурировать научные и практические знания с целью эффективного решения профессиональных задач;
- личностно-деятельностного - обусловливает определение профессиональной компетентности педагога как способности и готовности к реализации приобретенных знаний, умений и навыков, опыта в реальной профессиональной деятельности на основе гуманно-ценностного отношения к личности ребенка; интегративные качества личности педагога, имеющие свою структуру и признаки и дающие возможность специалисту наиболее эффективно решать учебно-воспитательные задач, основываясь на взаимосвязи теоретического (знания), практического (умения) и личностного (мотивы и потребности) опыта, развернутой профессиональной рефлексии; совокупности когнитивно-технологического, социального, поликультурного, аутопсихоло-гического и персонального компонентов, которые проявляются в способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные трудовые функции, выбирать оптимальное решение профессиональных задач на основе профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Развитие профессиональной компетентности педагога происходит путем индивидуальной методической работы педагога, то есть осознанной, целенаправленной, планомерной и непрерывной деятельности преподавателя, совершенствования его теоретической и практической подготовки.
Необходимо отметить, что в последние годы (https://скипк.ап.мвд.рф/report/ full/282?v=1&c=0&page=32) многие ученые (В.И. Гончарова, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, В.М. Лизинский и другие) обращают внимание на необходимость изменений в системе методической работы в школе, которая должна быть сориентирована на достижения современной науки, реализацию современных научных задач в учебно-воспитательном процессе, а также на преодоление имеющихся недостатков в ее организации.
Эффективность в организации вышеуказанной работы также не достигается из-за отсутствия системного изучения индивидуальных потребностей учителей в методической помощи, уделения недостаточного внимания повышению творческого потенциала педагогического коллектива и обеспечению активного
внедрения в практику школы современных научных достижений, диагности-ко-прогностического подхода к проведению методической работы, что не позволяет оказывать педагогам своевременную дифференцированную помощь; озабоченность руководства внешними показателями результативности методической работы (процентом охвата учителей, количеством проведенных мероприятий) и т.д.
Это дает основания утверждать, что существенными недостатками методической работы является также несоответствие между высокими затратами сил и времени на проведение методической работы и ее низкими результатами, возведение значительной части методической работы к рутинной организационной деятельности, что вызывает психологическую усталость учителей и напряжение во взаимоотношениях между ними; демонстрация преподавателями низкой сфор-мированности исследовательских знаний и умений, необходимых для системного проведения исследовательской деятельности и вообще для проведения научного поиска, отсутствие системности в документальной фиксации научных достижений, интересных идей, находок учителей, что затрудняет возможности их изучения и обобщения.
Типичными негативными моментами в организации методической работы является также то, что основной упор делается на обеспечении овладения педагогами частичными методиками, приемами по преподаванию отдельных тем, частей урока, сведении обучения к передаче и закреплению учащимися определенной информации, ограничению развития молодых учителей. В основном это касается тренировки памяти, внимания и усвоения репродуктивных способов деятельности студентов. В связи с этим во время осуществления методической деятельности почти не уделяется внимание оказанию помощи педагогам в организации ими исследовательской творческой педагогической деятельности с целью создания благоприятных условий для развития исследовательской деятельности школьников, их саморазвития как личностей, предоставления современной научной информации для усвоения как фрагмента открытого, наполненного новым содержанием материала, что стимулировало бы их деятельность для самостоятельного овладения новым знанием и научными достижениями.
Итак, можно подытожить, что в рамках традиционной методической работы повышение уровня профессиональной компетентности учителей происходит главным образом за счет улучшения их знаний о новых методиках, приемах, технологиях научных исследований через копирование ими новых эффективных педагогических приемов в своей учебно-воспитательной, исследовательской деятельности [3, с. 133 - 137].
Однако, как свидетельствуют выводы ученых, в последние годы сформировался качественно новый подход к организации методической работы.
Методическая работа в вузе становится научно-методической, она должна быть ориентирована на научные достижения, стимулирование у педагогов дальнейшего развития таких профессионально-личностных характеристик, как потребность в постоянном самообразовании, способность своевременно менять приоритетные ценности учебно-педагогического взаимодействия, которые обусловливают отбор содержания образования и тому подобное.
Современные требования к организации научно-методической работы обусловливают формулировку качественно новой основной цели такой работы: оказание научно-методической поддержки учителю в его становлении как субъекта профессиональной деятельности и сопровождение социально-личностного развития студентов.
Сопоставление выделенных подходов по определению сущности научно-методической работы позволяет утверждать, что они принципиально не противоречат друг другу, поскольку раскрывают различные аспекты одного понятия. Общим для ученых является идея о том, что научно-методическая работа представляет собой систему взаимосвязанных между собой мероприятий, основан-
Библиографический список
ную на новейших достижениях педагогической науки и обеспечивает повышение профессионального мастерства учителей, а как результат - дает возможность улучшить результативность педагогического процесса.
Однако, на наш взгляд, важно отметить, что во всех предложенных определениях научно-методической работы не отражен тот существенный факт, что эта она должна стимулировать развитие у учителей профессиональной компетенции, обеспечивать вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями, развитие соответствующих профессионально-личностных качеств [4, с. 176 - 178].
Поскольку научно-методическая работа имеет значительные потенциальные возможности в этом плане, считаем целесообразным уточнить это понятие, определяя научно-методическую работу как целостную систему мер и действий.
Как установлено, в научных трудах и пособиях авторами предлагаются различные подходы к определению функций научно-методической работы.
Значительный интерес в контексте нашего исследования вызывает взгляд В.М. Лизинского, который определил отдельные задачи научно-методической работы в отношении педагогического коллектива в целом. Так, среди основных задач первой группы им были названы такие:
1) повышение качества педагогических знаний;
2) освоение современных педагогических технологий, методик, приемов и способов эффективной педагогической работы с последующим использованием их на практике;
3) формирование умений творческой педагогической деятельности;
4) совершенствование профессионального мастерства и педагогической техники;
5) обеспечение психологической готовности к результативному педагогическому взаимодействию;
6) усвоение гуманистических профессиональных ценностей и взглядов;
7) овладение современными способами диагностирования результатов учебно-воспитательного процесса;
8) оказание методической помощи педагогам, разрабатывающим авторские программы и курсы;
9) обеспечение информационного оснащения педагогов;
10) организация практической деятельности учителей на основе научной организации труда.
Важным аспектом в организации научно-методической работы школы является определение ее содержания. Н.Л. Лестова считает, что содержание научно-методической работы можно представить в виде совокупности трех блоков. Так, первый из них связан с обеспечением ознакомления педагогов с ведущими проблемами и тенденциями в области образования, совершенствованием и обновлением ее содержания, привлечением учителей к новым образовательным технологиям, разработке и реализации учебно-методического обеспечения педагогического процесса, направленного на усвоение учащимися содержания образования, отраженного в учебных планах, программах, пособиях и тому подобное. По мнению исследовательницы, реализация второго блока рассматривается как структурный компонент содержания научно-методической работы. Определение содержания третьего блока определяется с учетом индивидуальных потребностей и интересов [5].
Таким образом, удачно организованная научно-методическая работа предполагает гармоничное сочетание различных форм, содержание которых имеет возможность системно сочетаться между собой. Только в этом случае можно обеспечить эффективное повышение уровня педагогического мастерства, сформировать у педагога исследовательскую культуру и, как следствие, улучшить результаты педагогического процесса.
1. Воровщиков С.Г Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно-ориентированного образования. Вестник Института образования человека. 2012; № 1: 1 - 42.
2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Гамзаева М.В., Магомедова П.К. Теория и практика организации проектной деятельности будущего педагога профессионального обучения в вузе. Наука и образование: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава ДГПУ, посвященной 100-летию создания первого в Дагестане педагогического института. 2018: 133 - 137.
4. Магомедов Г.М., Гамзаева М.В. Преподаватель в системе личностно ориентированного образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 176 - 178.
5. Лестова Н.Л. Роль методической службы в С(К)ОУ в обновлении содержания специального образования Available at: https://pedsovet.org/
6. Петрова Т.В. Профессиональная компетентность педагога - главный инструмент личности и имиджа учителя. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015; № 4: 1190 - 1193.
7. Финикова Ю.Б. Контент-анализ понятия «профессиональная компетентность учителя»: зарубежный опыт исследования. Вестник научных конференций. 2016; № 8-1 (12): 122 - 124.
References
1. Vorovschikov S.G. Uchebno-metodicheskoe i upravlencheskoe soprovozhdenie kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2012; № 1: 1 - 42.
2. Zanina L.V., Men'shikova N.P. Osnovypedagogicheskogo masterstva. Rostov-na-Donu: Feniks, 2003.
3. Gamzaeva M.V., Magomedova P.K. Teoriya i praktika organizacii proektnoj deyatel'nosti buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya v vuze. Nauka i obrazovanie: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya: materialy nauchnoj sessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava DGPU, posvyaschennoj 100-letiyu sozdaniya pervogo v Dagestane pedagogicheskogo instituta. 2018: 133 - 137.
4. Magomedov G.M., Gamzaeva M.V. Prepodavatel' v sisteme lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 176 - 178.
5. Lestova N.L. Rol' metodicheskoj sluzhby v S(K)OU v obnovlenii soderzhaniya special'nogo obrazovaniyaAvailable at: https://pedsovet.org/
6. Petrova T.V. Professional'naya kompetentnost' pedagoga - glavnyj instrument lichnosti i imidzha uchitelya. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2015; № 4: 1190 - 1193.
7. Finikova Yu.B. Kontent-analiz ponyatiya «professional'naya kompetentnost' uchitelya»: zarubezhnyj opyt issledovaniya. Vestnik nauchnyh konferencij. 2016; № 8-1 (12): 122 - 124.
Статья поступила в редакцию 03.12.20
УДК 378
Aibatyrov K.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Agrarian University n.a. M.M. Dzhambulatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Minazova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Murtuzalieva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF STUDENTS' INFORMATION CULTURE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION. The article examines the issue of forming information culture among students in the context of digitalization of education. It is defined that the role of digitalization of cultural values and knowledge transfer has increased. The authors believe that students achieve the greatest demand in the information environment that they have formed skills and abilities for independent learning, strive to acquire new knowledge, and can also apply them correctly, have a sense of responsibility and the need to constantly improve self-esteem. Information technology, which is one of the subject areas of computer science, should be considered as an integral element of the computer science course. In modern society, it is extremely necessary that the student has formed an information culture in modern conditions. In today's society, it is essential for the student to have information culture. It is possible to do this by teaching students modern information technology, as well as the rational use of their tools in the organization of educational work to solve educational and practical problems.
Key words: formation, information culture, students, digitalization of education, university, training.
К.С. Айбатыров, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.М. Миназова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail [email protected] А.С. Муртузалиева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье изучен вопрос формирования информационной культуры студентов в условиях цифровизации образования. Установлено, что в настоящее время возросла роль цифровизации культурных ценностей и передачи знаний. Автор считает, что студенты достигают наибольшей востребованности в информационной среде при условии, что они обладают сформированными умениями и навыками самостоятельного обучения, стремятся к получению новых знаний, а также могут их правильно применять, обладают чувством ответственности и потребностью в постоянном повышении самооценки. Информационные технологии, являющиеся одной из предметных областей науки информатики, необходимо рассматривать как составной элемент курса информатики. В современном обществе крайне необходимо, чтобы у студента была сформирована информационная культура в современных условиях. Ключевые слова: формирование, информационная культура, студенты, цифровизация образования, вуз, обучение.
Современный мир полон инноваций, большинство сфер деятельности человека компьютеризированы, исключением не является и вуз. В обязанности учителя входит не только проведение занятий, но и методическая работа: написание планов, программ, отчетов и т.д. В последнее время система образования претерпевает значительные изменения, связанные с необходимостью преодоления противоречий между традиционным темпом обучения и постоянно увеличивающимся потоком новой информации. Развитие компьютерной техники и телекоммуникационных технологий дает возможность создавать благоприятные условия для формирования единого мирового образовательного пространства [1 - 4].
Новая ситуация в обществе и системе образования требует подготовки специалиста, способного работать в современных, изменившихся условиях. Специалисту сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей подготовки, но и нетрадиционно подходить к решению различных ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе.
Отличительными особенностями современного общества являются его сетевая организация и информационно-коммуникативная направленность, что обусловливает стремительно нарастающую технологизацию социального пространства. Различные исследователи предлагали разные определения для описания такого общества: постиндустриальное (Д. Белл), сверхиндустриальное (Э. Тоффлер), технотронное (З. Бжезинский), постэкономическое (В.Л. Иноземцев), электронно-цифровое (Д. Тапскотт), информационное (Ф. Уэбстер, Й. Ма-суда). В таком обществе возникает необходимость цифровизации культурных ценностей и передачи знаний, сопровождаемой рядом проблем: когнитивным обеднением общества; определением культурной ценности знания и его мер-кантилизацией; трудностью выделения значимого знания из совокупного информационного поля общества для трансляции его будущим поколениям; недостаточностью компьютерной безопасности для защиты знания; цифровизацией неявного знания; цифровым разрывом и цифровым неравенством и т.п.
Информационное поведение является основным интересующим нас в рамках данной работы структурным компонентом информационной культуры.
Разные исследователи приводят следующие определения этого понятия. Например, М.Дж. Бейтс определяет информационное поведение через сценарии
взаимодействия людей с информацией, в частности то, каким образом люди запрашивают и используют информацию, аналогичную пониманию термина.
Несколько более широкое определение можно найти у Ю.Н. Дрешер и Т.А. Атлановой: они определяют информационное поведение через понятие не информации, а знания, таким образом действия человека направлены не только на усвоение и использование, но и на создание, передачу и распространение в обществе нового знания [1].
Основным образовательным трендом последних лет является информатизация образовательного пространства.
Авторы докладов The Horizon Project описывают самые важные разработки в области образовательных технологий, называют главные вызовы, затрудняющие внедрение новых технологий в образовательный процесс, и выделяют основные тренды, определяющие развитие современного образования.
Доклад The NMC Horizon 2018 года позволяет сделать вывод о нарастании процесса информатизации и открытости образовательного процесса. В качестве среднесрочных трендов (на следующие 3 - 5 лет) указаны быстрое распространение открытых образовательных ресурсов и появление новых форм междисциплинарных исследований. В качестве краткосрочных трендов (один -два года) - переосмысление и перепланировка учебных пространств и рост интереса к различным методикам измерения и оценки академических успехов и эффективности процесса обучения. Наконец, долгосрочными трендами выбраны продвижение культуры инноваций и увеличение объемов сотрудничества как между различными образовательными и научными организациями, так и между высшей школой, бизнесом и производством. Здесь необходимо отметить, что вопрос взаимодействия науки и образования для высшей школы является одним из основных. Российские ученые, проведя комплексное исследование и используя многофакторный анализ вопросов трансляции результатов научно-исследовательской деятельности вуза в образовательную среду, указывают, что в современном обществе образование и наука должны иметь практико-ориентиро-ванный характер, а практическая деятельность должна опираться на научно обоснованные разработки, выводы и рекомендации. Необходимо сотрудничество и