УДК 378.126:355 ББК 74.48 Г 98
Н.Н. Гыну
Аспирант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: gynunn@yandex.ru
К.В. Шкуропий
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: konsshk@rambler.ru
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА
(Рецензирована)
Аннотация. В настоящее время в российской системе военного образовании актуальной является проблема формирования у преподавателей вузов высокого уровня профессиональной компетентности. Методическая компетентность является одним из значимых структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности преподавателей вуза и предполагает наличие и реализацию преподавателем методических знаний, методических умений в образовательной деятельности. Установлено, что до сих пор многие аспекты процесса формирования методической компетентности преподавателей высших военных учебных заведений глубоко не изучены и научно не обоснованы и актуальными являются поиски путей их эффективного решения. Показано, что разработанная автором модель позволяет обеспечить высокую эффективность профессионально-педагогического взаимодействия участников процесса формирования методической компетентности в образовательном пространстве военного вуза.
Ключевые слова: начинающие преподаватели военных вузов, методическая компетентность, структурно-функциональная модель, педагогические условия, мониторинг, результаты экспериментальной работы.
N.N. Gynu
Post-graduate student of the Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, the State Pedagogical University of Armavir; Е-mail: gynunn@yandex.ru
K.V. Shkuropy
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, the State Pedagogical University of Armavir; Е-mail: konsshk@rambler.ru
FORMATION OF METHODOLOGICAL COMPETENCE AT YOUNG TEACHERS OF MILITARY UNIVERSITY
Abstract. At present, in the Russian military education system, the problem of forming a high level of professional competence for teachers of universities is urgent. Methodological competence is one of the important structural components
of vocational and pedagogical competence of teachers of the university and implies availability and implementation by the teacher of methodological knowledge, methodological skills in educational activities. We have established that, so far, many aspects of the process of formation of methodological competence of teachers of higher military educational institutions are poorly studied and are not scientifically justified and the search for ways of their effective solution is relevant. The model developed by the author allows ensuring high efficiency of vocational and pedagogical interaction of participants of the process of formation of methodological competence in the educational space of the military university.
Keywords: young teachers of military universities, methodological competence, structural and functional model, pedagogical conditions, monitoring, results of experimental work.
Изменения, происходящие в российской системе военного образовании, ориентируют руководителей вузов Министерства обороны РФ на поиск инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, требования к которым сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте и Военно-квалификационных требованиях к профессиональной подготовке военного специалиста. В этих документах отражена потребность высшей военной школы в формировании у преподавателей высокого уровня профессиональной компетентности. Методическая компетентность является одним из значимых структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности преподавателей вуза и предполагает наличие и реализацию преподавателем методических знаний, методических умений и опыта в образовательной деятельности [1, 2].
Военные вузы остро нуждаются в преподавателях, обладающих высоким уровнем методической компетентности. Анализ имеющегося опыта организации учебной деятельности в военных вузах показывает, что у многих начинающих преподавателей наблюдается низкий уровень методической компетентности, что свидетельствует об отсутствии научно обоснованной системы ее формирования. Начинающие военные преподаватели не имеют четкого представления о методике преподавания своего предмета, в
организации такого вида учебной работы они испытывают большие трудности [3].
Анализ состояния разработанности проблемы в теории и практике высшего военного образования показывает, что различные аспекты формирования у военных преподавателей методической компетентности изучались в контексте: общеметодологического и теоретического анализа сущности и содержания профессиональной компетентности преподавателя высшей школы (М.В. Аверина, А.Г. Асмо-лов, И.А. Зимняя, Р.Х. Гильмеева и др.); методологической культуры преподавателя вуза (Т.Б. Алексеева, Е.В. Бережнова, Е.В. Бондаревская, Ю.В. Варданян, Б.С. Гершунский, С.В. Кульневич, A.M. Новиков, В.А. Сластенин, А.Н Ходусов и др.); методической культуры педагога (С.И. Архангельский, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, Н.В. Кузьмина, В.А. Матусевич, В.А. Сласте-нин и др.); методической подготовки преподавателя вуза (О.С. Анисимов, Н.Ю. Посталюк Е.В. Бережнова, В.А. Сластенин и др.); методологической готовности военного педагога (Е.В. Герасимова, А.В. Кисилёв, Н.Г. Лавренчук и др.).
Проведенный анализ литературы и имеющегося опыта в этой области позволил сделать заключение, что до сих пор многие аспекты процесса формирования методической компетентности преподавателей высших военных учебных заведений глубоко не изучены и научно не
обоснованы. В этой связи актуальными являются поиски путей их эффективного решения.
В ходе опытно-экспериментальной работы, базой которой явилось Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (КВВА-УЛ), была спроектирована модель процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военных вузов. По своему типу модель является структурно-функциональной, имеет сложную системную организацию, представляющую собой блочно-мо-дульную структуру, функционирование которой обеспечивает процесс развития методической компетентности преподавателей как на основе имеющихся образовательных ресурсов военного вуза, так и за счёт привлечения ресурсов других организаций. Модель включает следующие структурные компоненты: цели и задачи формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военных вузов; формы, методы и средства их достижения; специфику содержания этого процесса, приёмы организации и управления, способы реализации управленческих функций; статусно-позиционные и ролевые характеристики субъекта образовательного процесса; критериально-оценочный компонент эффективности педагогических условий и др.
При построении модели и организации исследования нами в качестве базовых методологических подходов были избраны системый, компетентностный, личностно-ори-ентированный, акмеологический и технологический. Исходя из положений компетентностного подхода целью процесса формирования методической компетентности преподавателей военных вузов является формирование знаний, умений и опыта методической деятельности в рамках преподаваемых учебных дисциплин [4, 5, 6].
Использование идей личност-но-ориентированного и акме-
ологического подходов позволило выстроить индивидуальные маршруты развития методической компетентности преподавателей военных вузов, реализуемые в процессе решения преподавателем профессионально творческих задач [7].
Опора на основные положения акмеологической концепции Н.В. Кузьминой дала возможность определить педагогические способности, обеспечивающие развитие методической компетентности преподавателя: диагностический, прогностический, проектировочный, организаторский, конструктивный, регулятивный, коммуникативный [8].
Идеи, заложенные в технологическом подходе, позволили научно обосновать построение модели исследуемого процесса. Технологический подход обозначил ориентиры и способы реализации функций в процессе формирования методической компетентности, который имеет поэтапный характер и включают: адаптационный, репродуктивный, содержательно-конструктивный и творческо-деятельностный этапы; сферу субъектно-объектных профессионально-педагогических отношений [9]. Эти отношения осуществляются в ходе профессионально-педагогического взаимодействия, представленного на институциональном, внутривузовском, межкафедральном, внутригруппо-вом и межличностном уровнях. В качестве субъектов учебно-профессиональной деятельности выступают руководители вуза, методисты, преподаватели, обслуживающий учебный процесс персонал и др. Объектами учебно-профессиональной деятельности являются начинающие преподаватели.
Для комплексной оценки проектируемого процесса нами были определены как показатели отдельных компетенций, входящие в структуру методической компетентности, так и интегративные показатели, являющиеся критериями ее
сформированности: целеопределя-ющий, мотивационно-ценностный; познавательный; операционно-дея-тельностный; оценочно-рефлексивный; индивидуально-творческий. С учётом выявленных признаков, показателей и критериев нами были определены три уровня сформиро-ванности методической компетентности начинающих преподавателей военных вузов: высокий, средний и низкий.
Разработанная автором модель позволяет обеспечить высокую эффективность профессионально-педагогического взаимодействия участников процесса формирования методической компетентности в образовательном пространстве военного вуза.
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что успешная организация процесса формирования методической компетентности у преподавателей военных вузов возможна при соблюдении следующих педагогических условий:
- организации педагогического взаимодействия начинающих преподавателей с различными субъектами образовательной деятельности военного вуза по следующим взаимосвязанным уровням: институциональном, внутривузовском, межкафедральном, внутригрупповом и межличностном уровнях;
- включения начинающих педагогов в социально значимую деятельность, обеспечивающую повышение эффективности данного процесса;
- соблюдения и использования преподавателями в практике учебно-воспитательной работы с курсантами традиций военного ведомства и учебного заведения, обеспечивающих эффективное развитие профессионально-значимых качеств офицера.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, выполненной в 2015-2019 годах на базе КВВАУЛ и его филиалов, позволил
сделать заключение, что следование выявленным педагогическим условиям оказало значительное влияние на процесс формирования методической компетентности военных преподавателей.
Эффективность используемой нами модели была подтверждена позитивной динамикой развития у начинающих преподавателей комплекса педагогических умений, составляющих основу методической компетентности: проектировочных (умения формулировать цели и задачи учебной дисциплины с учетом требований ФГОС и Военно-квалификационных требований; умение планировать конечные результаты учебной деятельности курсантов; умение определять эффективные формы и методы учебно-профессиональной деятельности курсантов; умение анализировать, адекватно оценивать и корректировать результаты своей педагогической деятельности; умение определять межпредметные связи между учебными дисциплинами); регулятивные (умение управлять своим профессиональным поведением; умение корректировать процесс учебной деятельности курсантов; умение эффективно решать возникающие профессионально-педагогические проблемы); коммуникативные (чётко и выразительно излагать содержание учебного материала налаживать умение устанавливать продуктивное профессионально-педагогическое взаимодействие; прогностические (умение предвидеть возникающие образовательные затруднения и находить способы для их оперативного решения); умение эффективно использовать средства ТСО в учебном процессе (при разработке учебных планов и содержания рабочих программ учебных дисциплин, фондов оценочных средств; умение создавать презентации учебной дисциплины; умение проектировать индивидуально-ориентированные задания и создавать программное обеспечение при организации самостоятельной
работы курсантов; умение пользоваться образовательными ресурсами сети «Интернет»; умение конструировать содержание учебного материала, позволяющее развивать военно-профессиональные способности курсантов с учетом уровня развития индивидуальных познавательных интересов, мотивов и потребностей; умение определить базовые ключевые понятия учебной дисциплины; умение в реализации принципа преемственности в планировании и освоении курсантами учебного материала; умение формулировать выводы, заключения и практические рекомендации по учебной дисциплине, разделу и отдельной теме занятия.
Достоверность и надёжность результатов исследования определялась на основе метода вторичной статистической оценки посредством тестов Манна-Уитни и Уил-коксона. Проведённая на конечном этапе эксперимента диагностика продемонстрировала высокий уровень прироста показателей, характеризующих уровень сфор-мированности методической компетентности начинающих военных преподавателей, участвующих в опытно-экспериментальной работе. Педагогическая оценка и интерпретация результатов подтвердила основные положения выдвинутой научной гипотезы нашего исследования.
Примечания:
1. Ковалева И.Ю. Развитие научно-методической компетентности педагогов в условиях образовательного выбора: дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2007. 169 с.
2. Стамбеков Т.М. Проектирование профессиональных стандартов для системы военно-профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. Алматы, 2006. 173 с.
3. Скибицкий Э.Г., Ахметова Э.Ж. Теория и практика педагогической подготовки преподавателей высших военных учебных заведений: монография. Новосибирск: САФБД, 2012. 227 с.
4. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1998. P. 73-77.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
6. Булавенко О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности // Школа, технологии. 2015. № 3. С. 41-42.
7. Быков А.К. Развитие педагогического мастерства преподавателя высшей военной школы: теория и практика. M.: ВУ, 2000. 200 с.
8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990. С. 14-16.
9. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.
References:
1. Kovaleva I.Yu. The development of scientific and methodological competence of teachers in the context of educational choice: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Murmansk, 2007. 169 pp.
2. Stambekov T.M. Project of professional standards for the military training system: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Almaty, 2006.173 pp.
3. Skibitsky E.G., Akhmetova E.Zh. Theory and practice of pedagogical training of teachers of higher military educational institutions: a monograph. Novosibirsk: SAFBD, 2012.227 pp.
4. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1998. P. 73-77.
5. Raven J. Competence in modern society: identification, development and implementation: transl. from English. M.: Kogito-Center, 2002. 339 pp.
6. Bulavenko O.A. Essential characteristics of professional competence // School, technology. 2015. No. 3. P. 41-42.
7. Bykov A.K. The development of pedagogical skills of a teacher of a higher military school: theory and practice. M.: VU, 2000. 200 pp.
8. Kuzmina N.V. Professionalism of the teacher. M., 1990. P. 14-16.
9. Vvedensky V.N. Modeling of the the professional competence of a teacher // Pedagogy. 2003. No. 10. P. 51-55.