УДК 378:355/359 ББК 74.48 Н 54
Д.А. Никоноров
Аспирант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: anaid.pr@yandex.ru
А.Р. Петросян
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета Е- mail: anaid.pr@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
(Рецензирована)
Аннотация. Раскрывается содержание педагогических условий, определяющих эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военных вузов. Установлено, что специфика профессиональной деятельности военного преподавателя предполагает ориентацию на развитие трех базовых профессиональных компетенций: профессионально-рефлексивной, оценочно-регулятивной и социокультурной. Сформированность этих компетенций определяет уровень результативности профессиональной деятельности военных педагогов. Полученные в результате проведённой в 2015-18 годах экспериментальной работы на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков и его филиалов эмпирические данные свидетельствуют о том, что реализация выявленных педагогических условий оказала значительное влияние на процесс формирования профессионально-педагогической компетентности военных преподавателей. Проведённая педагогическая диагностика показала достоверно высокий уровень прироста показателей, характеризующих сфор-мированность профессиональных компетенций преподавателей, участвующих в эксперименте.
Ключевые слова: преподаватели военных вузов, профессионально-педагогическая компетентность, педагогические условия, мониторинг экспериментальной работы.
D.A. Nikonorov
Post-graduate student of Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: anaid. pr@yandex.ru
A.R. Petrosyan
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: anaid.pr@yandex.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE
IN TEACHERS OF MILITARY HIGHER EDUCATION
INSTITUTIONS
Abstract. The pedagogical conditions defining efficiency of formation of professional and pedagogical competence in teachers of military higher education institutions are discussed. The specifics of professional activity of the military teacher assume orientation to development of three basic professional competences: professional-reflexive, appraisal-regulatory and sociocultural. The formation of these competences determines the level of effectiveness of professional activity of military teachers. The empirical data obtained as a result of the experimental work, which was carried out in 2015-2018 on the basis of the Krasnodar higher military aviation college of pilots and its branches, demonstrate that realization of the revealed pedagogical conditions had a considerable impact on process of formation of professional and pedagogical competence of military teachers. The carried-out pedagogical diagnostics showed authentically high level of gain of the indicators characterizing formation of professional competences of the teachers participating in this experiment.
Keywords: teachers of military higher education institutions, professional and pedagogical competence, pedagogical conditions, monitoring of experimental work.
Реформирование отечественной системы военного образования актуализирует поиск эффективных направлений повышения качества образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, определяющего цели и конечные результаты образования и ориентирующего организацию профессиональной подготовки преподавателей военных вузов на основе компетент-ностного и субъектного подходов [1, 2]. Необходимость реализации компетентностного подхода в учебном процессе военного вуза и внедрения педагогических инноваций послужили основой к изменению требований к уровню профессиональной готовности военного педагога.
В военной педагогике теоретико-методологические проблемы формирования готовности преподавателей военных вузов к различным видам профессиональной деятельности изучались В.Т. Ащепковым, А.В. Барабанщиковым, С.В. Бунчуком, В.Н. Герасимовым, В.П. Давыдовым, С.П. Желтобрюхом, А.Н. Рябиновым, Н.Ф. Феденко; готовность военных преподавателей к профессиональному саморазвитию - Г.А. Волковицким, А.П. Комаровым, А.И. Пустозеровым;
акмеологические основы развития профессионально-педагогической готовности военных педагогов
- О.Л. Дзюбенко, И.А. Липским, А.Г. Караяни, А.О. Коженковым, П.А. Корчемным, Л.Г. Лаптевым; готовность к продуктивному военно-профессиональному взаимодейтвию
- О.А. Козловым, А.А. Шибаевым и др.
В данных работах рассматриваются различные аспекты организации профессиональной подготовки, однако проблеме реализации ком-петентностного подхода в военном вузе и формированию профессионально-педагогической компетентности военных педагогов достаточно внимания не уделено. Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в военном вузе система подготовки военных преподавателей должна реализовываться в организационно-технологическом, психолого-педагогическом и профессионально-информационном направлениях [3, 4].
Организационно-технологическое направление подготовки военных преподавателей к педагогической деятельности в вузе обеспечивает комплексное формирование организационной, коммуникативной и операционально-технологической компетенций,
а также рациональных форм, способов и приемов, составляющих основу технологии реализации методической деятельности педагога в военно-профессиональном обучении и воспитании курсантов. Психолого-педагогическое направление подготовки военных преподавателей к педагогической деятельности в вузе отражает его функциональный характер. Специфика профессиональной деятельности военного преподавателя предполагает ориентацию на развитие трех базовых профессиональных компетенций:
- профессионально-рефлексивной;
- оценочно-регулятивной;
- социокультурной.
Сформированность этих компетенций определяет уровень результативности профессиональной деятельности военных педагогов. Профессионально-информационная подготовка военных преподавателей к педагогической деятельности в вузе нацелена на развитие у них военно-профессиональной, информационной, коммуникативной и прогностической компетенций. Она предполагает овладение военными педагогами необходимыми фундаментальными знаниями по преподаваемой учебной дисциплине, а также знание основ рационального использования средств информатизации военного образования и практических навыков их применений при организации педагогического взаимодействия и прогнозирования прерспектив развития учебного процесса [5].
Педагогические условия подготовки военных преподавателей к эффективной учебно-воспитательной деятельности в вузе представляют собой совокупность устойчивых обстоятельств, определяющих ход, особенности специально организованного образовательного процесса военного вуза, ориентирующего преподавателей на овладение профессионально значимыми ценностями, знаниями, навыками и опытом
педагогической деятельности, рациональными способами профессионального саморазвития и самовос-птиания. В ходе исследования нами была установлена совокупность педагогических условий, определяющих эффективность формирования профессионально-педагогической компетентности в системе профессиональной подготовки преподавателей военных вузов:
- организация профессиональной адаптации начинающих военных преподавателей к специфике учебно-воспитательной деятельности военного вуза;
- разработка и реализация модели и технологии профессионально-педагогической подготовки преподавателей военных вузов,
- проектирование системы дидактического обеспечения профессионально-педагогической подготовки военных преподавателей.
Рассмотрим более подробно содержание каждого из выделенных педагогических условий. Одним из условий успешности в преодолении возникающих трудностей у начинающих преподавателей, связанных с адаптацией к особенностям учебно-воспитательной деятельности военного вуза, является наличие в военном вузе системы формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военно-профессиональных дисциплин и ее методического обеспечения. Выполненный нами анализ специальной литературы и практики организации образовательной деятельности в военых вузах позволил сделать заключение о наличии комплекса трудностей адаптационного, социально-психологического, личностного и профессионального характера, возникающих у начинающих военных преподавателей на этапе вхождения в профессионально-педагогическую деятельность в военном вузе. Для преодоления этих трудностей в экспериментальной работе нами были использованы соответствующие методы и средства,
отраженные в модели и системе дидактического обеспечения, позволяющие достичь планируемого результата.
Модель профессионально-педагогической подготовки преподавателей военных вузов включает целевой, организационно-технологический, содержательный, оценочно-результативный, рефлексивный и коррекционный структурные компоненты системы компетентностной подгототовки преподавателей военного вуза. Разработка педагогической технологии обусловливает целесообразный отбор форм, средств, методов и приёмов организации процесса формирования профессионально-педагогической компетентности военных преподавателей. Направленность технологии заключалась в реализации возможностей системы дидактического обеспечения на основе учета различных факторов, определяющих эффективность организации педагогического процесса в военном вузе. Технология обеспечивала дифференцированный подход и возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов профессионально-личностного развития военного преподавателя.
Структурным компонентом технологии является педагогический мониторинг, обеспечивающий сбор, переработку, анализ результатов профессионально-педагогической подготовки преподавателей. Уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности военных преподавателей в нашем исследовании определялся по разработанным критериям, характеризующим качество профессиональной деятельности.
В психолого-педагогической литературе дидактическое обеспечение образовательного процесса вуза рассматривается в качестве комплексного, многоуровневого, поэтапного динамического процесса, основанного на использовании информационного, учебно-методического
материально-технического ресурсов учебно-воспитательной деятельности образовательной организации [6]. Система дидактического обеспечения нашла широкое применение в практике организации обучения, контроля и коррекции профессионально-педагогической подготовки преподавателей военных вузов. Ряд учёных рассматривают систему дидактического обеспечения как одну из форм педагогической поддержки профессионально-личностного развития военных преподавателей, организованную с учетом возрастных, индивидуально-типологических, познавательных и творческих особенностей личности [5].
По нашему мнению, дидактическое обеспечение представлено в виде совокупности средств, направленных на повышение результативности процесса профессиональной подготовки преподавателей и формирования у них комплекса необходимых компетенций, а также навыков самоорганизации профессиональной деятельности и включающих:
а) диагностику образовательного процесса;
б) дидактическое сопровождение образовательного процесса;
в) дидактическое сопровождение деятельности педагога;
г) учебно-методический комплекс;
д) учебно-методическую деятельность преподавателей.
Проектирование системы дидактического обеспечения процесса формирования профессионально-педагогической компетентности военных преподавателей осуществлялось на основе требований государственного образовательного стандарта, которые определяли дидактические цели и задачи образовательной деятельности, содержание учебной информации и методических приемов её использования в профессиональной подготовке военных преподавателей. В нашем исследовании при проектировании содержания и структуры системы дидактического обеспечения
процесса формирования профессионально-педагогической компетентности военных преподавателей в качестве базовых были избраны следующие принципы: непрерывности и преемственности обучения, дидактической целесообразности, систематичности, сознательности и активности, нелинейного и блочно-модульного структурирования содержания обучения и ряд других.
В совокупности используемых принципов системообразующим выступал принцип дидактической целесообразности, остальные принципы конкретизировали и раскрывали специфику и условия его реализации. Процесс проектирования системы дидактического обеспечения был направлен на получение образовательного и личностно-раз-вивающего эффекта. Каждый компонент системы вносил свой вклад в получение конечного результата: сформированности профессионально-педагогической компетентности военных преподавателей.
Полученные нами в результате проведённой в 2015-18 годах
экспериментальной работы на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков и его филиалов эмпирические данные свидетельствуют о том, что реализация выявленных педагогических условий оказала значительное влияние на процесс формирования профессионально-педагогической компетентности военных преподавателей. Проведённая диагностика продемонстрировала достоверно высокий уровень прироста показателей, характеризующих сформирован-ность профессиональных компетенций преподавателей, участвующих в эксперименте.
Таким образом, анализ научной литературы и имеющегося опыта формирования профессионально-педагогической компетентности военных преподавателей, результатов мониторинга экспериментальной работы позволил выявить и апробировать педагогические условия, определяющие успешность этого процесса, и дать им педагогическую интерпретацию.
Примечания:
1. Жаксылыков Р.Ф. Роль и место военного образования и военной науки в строительстве вооруженных сил государства // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 108-111.
2. Стамбеков Т.М. Проектирование профессиональных стандартов для системы военно-профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. Алматы, 2006. 173 с.
3. Бунчук С.В. Факторы и психолого-педагогические условия формирования имиджа военного педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. Вып. 4 (228). С. 32-37.
4. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1998. P. 73-77.
5. Скибицкий Э.Г., Ахметова Э.Ж. Теория и практика педагогической подготовки преподавателей высших военных учебных заведений: монография. Новосибирск: Изд-во САФБД, 2012. 227 с.
6. Куваева А.А., Дёмкина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности будущего педагога в процессе профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1(157). С. 35-42.
References:
1. Zhaksylykov R.F. Role and place of military education and military science in the construction of the armed forces of the state // Siberian Pedagogical Journal. 2012. No. 4. P. 108-111.
2. Stambekov T.M. Designing professional standards for the system of military professional training: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Almaty, 2006. 173 pp.
3. Bunchuk S.V. Factors and psychological and pedagogical conditions of formation of the image of a military teacher // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2018. Iss. 4 (228). P. 32-37.
4. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1998. P. 73-77.
5. Skibitsky E.G., Akhmetova E.Zh. Theory and practice of pedagogical training of teachers of higher military educational institutions: a monograph. Novosibirsk: Publishing house of SAFBD, 2012. 227 pp.
6. Kuvaeva A.A., Demkina E.V. Psychological and pedagogical support of the development of the personality of future teacher in the course of professional education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1 (157). P. 35-42.