5. Lestova N.L. Rol' metodicheskoj sluzhby v S(K)OU v obnovlenii soderzhaniya special'nogo obrazovaniyaAvailable at: https://pedsovet.org/
6. Petrova T.V. Professional'naya kompetentnost' pedagoga - glavnyj instrument lichnosti i imidzha uchitelya. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2015; № 4: 1190 - 1193.
7. Finikova Yu.B. Kontent-analiz ponyatiya «professional'naya kompetentnost' uchitelya»: zarubezhnyj opyt issledovaniya. Vestnik nauchnyh konferencij. 2016; № 8-1 (12): 122 - 124.
Статья поступила в редакцию 03.12.20
УДК 378
Aibatyrov K.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Agrarian University n.a. M.M. Dzhambulatov (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Minazova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Murtuzalieva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF STUDENTS' INFORMATION CULTURE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION. The article examines the issue of forming information culture among students in the context of digitalization of education. It is defined that the role of digitalization of cultural values and knowledge transfer has increased. The authors believe that students achieve the greatest demand in the information environment that they have formed skills and abilities for independent learning, strive to acquire new knowledge, and can also apply them correctly, have a sense of responsibility and the need to constantly improve self-esteem. Information technology, which is one of the subject areas of computer science, should be considered as an integral element of the computer science course. In modern society, it is extremely necessary that the student has formed an information culture in modern conditions. In today's society, it is essential for the student to have information culture. It is possible to do this by teaching students modern information technology, as well as the rational use of their tools in the organization of educational work to solve educational and practical problems.
Key words: formation, information culture, students, digitalization of education, university, training.
К.С. Айбатыров, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.М. Миназова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail [email protected] А.С. Муртузалиева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье изучен вопрос формирования информационной культуры студентов в условиях цифровизации образования. Установлено, что в настоящее время возросла роль цифровизации культурных ценностей и передачи знаний. Автор считает, что студенты достигают наибольшей востребованности в информационной среде при условии, что они обладают сформированными умениями и навыками самостоятельного обучения, стремятся к получению новых знаний, а также могут их правильно применять, обладают чувством ответственности и потребностью в постоянном повышении самооценки. Информационные технологии, являющиеся одной из предметных областей науки информатики, необходимо рассматривать как составной элемент курса информатики. В современном обществе крайне необходимо, чтобы у студента была сформирована информационная культура в современных условиях. Ключевые слова: формирование, информационная культура, студенты, цифровизация образования, вуз, обучение.
Современный мир полон инноваций, большинство сфер деятельности человека компьютеризированы, исключением не является и вуз. В обязанности учителя входит не только проведение занятий, но и методическая работа: написание планов, программ, отчетов и т.д. В последнее время система образования претерпевает значительные изменения, связанные с необходимостью преодоления противоречий между традиционным темпом обучения и постоянно увеличивающимся потоком новой информации. Развитие компьютерной техники и телекоммуникационных технологий дает возможность создавать благоприятные условия для формирования единого мирового образовательного пространства [1 - 4].
Новая ситуация в обществе и системе образования требует подготовки специалиста, способного работать в современных, изменившихся условиях. Специалисту сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей подготовки, но и нетрадиционно подходить к решению различных ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе.
Отличительными особенностями современного общества являются его сетевая организация и информационно-коммуникативная направленность, что обусловливает стремительно нарастающую технологизацию социального пространства. Различные исследователи предлагали разные определения для описания такого общества: постиндустриальное (Д. Белл), сверхиндустриальное (Э. Тоффлер), технотронное (З. Бжезинский), постэкономическое (В.Л. Иноземцев), электронно-цифровое (Д. Тапскотт), информационное (Ф. Уэбстер, Й. Ма-суда). В таком обществе возникает необходимость цифровизации культурных ценностей и передачи знаний, сопровождаемой рядом проблем: когнитивным обеднением общества; определением культурной ценности знания и его мер-кантилизацией; трудностью выделения значимого знания из совокупного информационного поля общества для трансляции его будущим поколениям; недостаточностью компьютерной безопасности для защиты знания; цифровизацией неявного знания; цифровым разрывом и цифровым неравенством и т.п.
Информационное поведение является основным интересующим нас в рамках данной работы структурным компонентом информационной культуры.
Разные исследователи приводят следующие определения этого понятия. Например, М.Дж. Бейтс определяет информационное поведение через сценарии
взаимодействия людей с информацией, в частности то, каким образом люди запрашивают и используют информацию, аналогичную пониманию термина.
Несколько более широкое определение можно найти у Ю.Н. Дрешер и Т.А. Атлановой: они определяют информационное поведение через понятие не информации, а знания, таким образом действия человека направлены не только на усвоение и использование, но и на создание, передачу и распространение в обществе нового знания [1].
Основным образовательным трендом последних лет является информатизация образовательного пространства.
Авторы докладов The Horizon Project описывают самые важные разработки в области образовательных технологий, называют главные вызовы, затрудняющие внедрение новых технологий в образовательный процесс, и выделяют основные тренды, определяющие развитие современного образования.
Доклад The NMC Horizon 2018 года позволяет сделать вывод о нарастании процесса информатизации и открытости образовательного процесса. В качестве среднесрочных трендов (на следующие 3 - 5 лет) указаны быстрое распространение открытых образовательных ресурсов и появление новых форм междисциплинарных исследований. В качестве краткосрочных трендов (один -два года) - переосмысление и перепланировка учебных пространств и рост интереса к различным методикам измерения и оценки академических успехов и эффективности процесса обучения. Наконец, долгосрочными трендами выбраны продвижение культуры инноваций и увеличение объемов сотрудничества как между различными образовательными и научными организациями, так и между высшей школой, бизнесом и производством. Здесь необходимо отметить, что вопрос взаимодействия науки и образования для высшей школы является одним из основных. Российские ученые, проведя комплексное исследование и используя многофакторный анализ вопросов трансляции результатов научно-исследовательской деятельности вуза в образовательную среду, указывают, что в современном обществе образование и наука должны иметь практико-ориентиро-ванный характер, а практическая деятельность должна опираться на научно обоснованные разработки, выводы и рекомендации. Необходимо сотрудничество и
Э5Э
взаимодействие научно-педагогических работников, управленческого аппарата вузов и чиновников.
От профессиональной компетентности, креативно-научной активности научно-педагогических кадров вузов и от уровня развития самих образовательных организаций высшего образования зависит удовлетворение потребностей рынка образовательных, научно-исследовательских и инновационных услуг и проектов, а уровень научно-инновационного мышления чиновников от образования оказывают влияние на формирование номенклатуры этих услуг и проектов.
Информатизация образовательной среды стартовала в начале 80-х годов XX в. Будучи вначале удобными «помощниками» в управлении образованием, цифровые технологии в дальнейшем привели к инверсии образовательного пространства: если раньше обучающийся подстраивался под требования образовательного учреждения, то теперь сама образовательная среда адаптируется к конкретному обучающемуся.
Вкупе с требующимся для полноценного открытого дистанционного обучения соблюдением условий - самодисциплины и высокой мотивации - такая ситуация может привести не к всеобщему просвещению на уровне высшей школы, а к увеличившейся сегрегации между «элитами» и «низами - теми, кто может позволить себе дорогостоящее обучение в традиционном очном формате (в престижных вузах, с частными преподавателями, в малых группах и т.д.), и теми, кто вынужден полагаться только на самообучение на открытых платформах или дистанционное обучение в оставшихся после процесса оптимизации системы высшего образования вузах.
Один из главных элементов цифровизации образовательного процесса -это сбор и анализ «больших данных», порождающий огромное количество этических вопросов.
В частности, модель цифрового университета, разрабатываемая в рамках программы «Цифровая экономика», предусматривает применение концепции персонализированного обучения и формирование индивидуальной траектории образования обучающихся с помощью искусственного интеллекта. В рамках этой концепции возможность дискриминационных практик становится реальной угрозой в связи с распространением программ, отслеживающих поведение студентов и осуществляющих на основе анализа полученных данных «сортировку» обучающихся.
Формирующееся цифровое общество характеризуется особым положением знаний, превращением их в важнейший стратегический ресурс и глобальную культурную ценность человечества. На пути информационных потоков стоят сегодня только барьеры, создаваемые государством. В одном из исследований 2017 года было показано, что административные барьеры на пути мобильности оказывают негативное влияние на международное движение знаний: снижается академическая мобильность, уменьшается возможность непосредственного обмена информацией между учеными и, таким образом, поток знаний блокируется «бумажными стенами». При этом на уровне государства существует задача создания механизмов контроля над хранением и использованием общественных когнитивных ресурсов.
Общество во все времена каждый раз по-новому формировало механизм сохранения знания в зависимости от этапа своего развития. Новый виток разработки экспертных систем для извлечения, передачи и использования информации связан с появлением информационных технологий. Уже в 80-е годы появляется значительное число исследований, связанных с применением указанных технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта.
Однако наряду с научным дискурсом существует нарратив, и культурная ценность обоих видов знания велика. Как полагает Ж.-Ф. Лиотар, «знание может... становиться операциональным только при условии его перевода в некие количества информации... мы можем предвидеть, что все непереводимое в установленном знании будет отброшено». Очевидно, что велика опасность утраты ненаучных разновидностей знания, которые с трудом поддаются рационализации. Помимо различных интегративных качеств студентов система образования закладывает в них информационные компетенции, которые необходимы для контакта в социуме.
Информационные компетенции (ИК) - это способность к поиску, анализу и извлечению необходимой для студента информации. Такие компетенции развиваются у студента на всем протяжении обучения. ИК выражаются посредством информационной деятельности студента, когда он осваивает информационную среду через навыки и умения, которые получил в процессе обучения [3].
Студенты достигают наибольшей востребованности в информационной среде при условии, что они обладают сформированными навыками и умениями
Библиографический список
к самостоятельному обучению, стремятся к получению новых знаний, а также могут их правильно применять, обладают чувством ответственности и потребностью в постоянном повышении самооценки. Компьютерная грамотность является неотъемлемой частью студента. ФГОС диктует вузам все новые условия, при которых необходимо увеличение проектной и исследовательской деятельности студентов. При этом предоставление результатов обучения в виде умений, знаний и навыков отходит на второй план, на первое место выходит представление реальных видов деятельности, которыми должен обладать студент. Требования к итогам обучения формируются в качестве личных, метапредметных и предметных результатов.
Информационные компетенции достаточно многогранны. Для того чтобы выработать необходимые способности, нужно обладать значительным интеллектуальным развитием, различными умственными возможностями. Также следует выполнять разнообразные типы действий, такие как: уметь действовать автономно, становиться частью различных социальных групп, уметь в них функционировать. Развитие ИК - не только одна из основных целей образования, но и средство самого процесса обучения [4].
ИК требуют от учащегося проявление ряда его личностных качеств. Понятие «компетенции» содержит в себе не только когнитивный и операционально-технологический элементы, но и мотивационный, этический, социальный и поведенческий. Овладение компетенцией не предполагает получение только знаний либо только умений. Она вбирает в себя и то, и другое, то есть, получая конкретные знания, учащийся применяет их на практике, приобретая свой опыт в определенной сфере деятельности. Приоритетное место в образовательной системе занимают технологии самостоятельной работы, информационные и оценивающие.
К ключевым компетенциям относятся информационные компетенции, которые влекут за собой самостоятельную деятельность учащегося по отношению к информации в различным образовательных областях и в окружающем мире в целом. Здесь представляется неизбежным применение различных современных средств информации и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Многие авторы придерживаются мнения, что эффективным является процесс взаимообучения.
О.Б. Зайцева понимает под информационной компетенцией «индивидуально-психологическое образование с достаточной сложностью, основанной на воссоединении знаний теории, практических умений в сфере инновационных технологий и обусловленного набора личностных качеств» [2].
При формировании информационных компетенций студента проходит несколько видов деятельности, которые закладывает учитель. К данным видам деятельности можно отнести следующие: знакомство с компьютером и его устройствами (наушники, мышь, сканер и т.д.); владение разными способами работы с информацией (поиск, систематизация, анализ, преобразование и т.д.); способность с помощью информационных технологий решать необходимые задачи; самостоятельная и коллективная работа; умение формулировать выводы и подготавливать презентации.
Преподаватель, анализируя способности и умения студентов, определяет ряд информационных компетенций, которые он хочет сформировать и проверить у них, отталкиваясь от видов деятельности, осуществляемых во время учебного процесса.
Использование ИКТ в процессе обучения направлено на развитие у студентов навыка самостоятельной работе с различными источниками информации. Компьютерные технологии в учебном процессе существенно расширяют возможности интеллектуального и познавательного развития.
Информационные технологии, являющиеся одной из предметных областей науки информатики, необходимо рассматривать как составной элемент курса информатики.
Таким образом, формирование информационной культуры студентов, соответствующей современному уровню и перспективам развития информационных процессов и систем, возможно только при комплексном использовании информационных технологий в учебном процессе как совокупности трех взаимосвязанных компонентов - объектов изучения, инструментов изучения специальных, а также общеобразовательных дисциплин и новых образовательных технологий; используемые в учебном процессе компьютерно-ориентированные образовательные технологии должны рационально сочетаться с традиционными технологиями обучения студентов и поддерживаться современными техническими средствами. От этого и будет зависеть профессиональное становление будущего специалиста.
1. Дрешер Ю.Н., Атланова Т.А. Изучение информационных потребностей и информационного поведения специалистов в структуре деятельности по обеспечению комфортной информационной среды. Научные и технические библиотеки. 2005; № 11. Avaiable at: http: //ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2005&num=11 &art=1
2. Магомедов Г.М., Гамзаева М.В. Преподаватель в системе личностно ориентированного образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 176 - 178.
3. Переломова Н.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход. Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2007; № 1: 7 - 14.
4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие. Москва, 2014.
References
1. Dresher Yu.N., Atlanova T.A. Izuchenie informacionnyh potrebnostej i informacionnogo povedeniya specialistov v strukture deyatel'nosti po obespecheniyu komfortnoj informacionnoj sredy. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2005; № 11. Avaiable at: http: //ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2005&num=11&art=1
2. Magomedov G.M., Gamzaeva M.V. Prepodavatel' v sisteme lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 176 - 178.
3. Perelomova N.A. Klyuchevye kompetencii v obrazovanii: sovremennyj podhod. Nauka ipraktika vospitaniya i dopolnitel'nogo obrazovaniya. 2007; № 1: 7 - 14.
4. Ugrinovich N.D. Prepodavanie kursa «Informatika i IKT» v osnovnoj i starshej shkole: metodicheskoe posobie. Moskva, 2014.
Статья поступила в редакцию 02.12.20
УДК 378
Aliyeva B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Avshalumova L.Kh., Cand. of Sciences (Philosophy), Professor, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Aliyeva Z.I., Cand. of Sciences (Law Studies), International and Constitutional Law, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPT OF THE UNITY OF SECULAR AND RELIGOUS ETHNOCULTURAL VALUES. The article examines the concept of the unity of secular and religious values. The presented concept reveals its structural components: the purpose, development and implementation of ethnocultural content of education in the system of training of social teachers, ethnocultural educational space, which contributes to the preservation and development of cultures of the peoples of Dagestan, as well as reveals the essential characteristics of ethnocultural secular and religious values. The task of ethnocultural education is to preserve the ethnic constants of the central cultural theme of the ethnic group, the development of personality in the conditions of multilingualism and multiculturalism as a carrier of ethnocultural tradition, as a citizen of a multinational state. The authors conclude that the process of forming the ethnocultural competence of social teachers involves the development of a model of ethnocultural training, which is based on the specifics of the regional university.
Key words: concept, ethnocultural competence, social teacher, educational space.
Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Л.Х. Авшалумова, канд. филос. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.И. Алиева, канд. юрид. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНСТВА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ
В статье рассматривается Концепция единства светских и религиозных ценностей. В представленной Концепции раскрываются ее структурные компоненты: цель, разработка и внедрение этнокультурного содержания образования в систему подготовки социальных педагогов, этнокультурное образовательное пространство, способствующее сохранению и развитию культур народов Дагестана, а также обосновываются сущностные характеристики этнокультурных ценностей - светских и религиозных. Целью этнокультурного образования становится сохранение этнических констант центральной культурной темы этноса, развитие личности в условиях многоязычия и поликультурности как носителя этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства. Авторы делают вывод, что процесс формирования этнокультурной компетентности социальных педагогов предусматривает разработку модели этнокультурной подготовки, которая строится с учетом специфики регионального вуза.
Ключевые слова: концепция, этнокультурная компетентность, социальный педагог, образовательное пространство.
Актуальность, цель и задачи концепции. Характерной особенностью современной России является то, что она исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. В связи с этим на первый план выходит проблема сохранения и развития культур многочисленных народов, а также определение путей взаимодействия различных этнокультур на основе единства религиозных и светских ценностей. Культура является продуктом сознательной деятельности человека, существующей на основе ценностей, как материальных, так и духовных.
Культура имеет историческую сущность, поэтому необходим исторический подход при анализе развития как материальной, так и духовной культуры.
Мир ценностей является важнейшей частью человеческого бытия, а точнее, его духовной жизни. Он и отражает взаимоотношения человека и объективной реальности. Ценностное видение мира специфично, поскольку ценностное сознание в отличие от познавательного не стремится познать сущность предмета, его функции и т.п., а лишь старается определить, в чем его значение для человека, его ценность. Оно не только отражает объективный предмет, но и наделяет его субъективными чертами [1 - 5].
Стремление осмыслить ценностное отношение к миру возникло уже в древнейших философских трактатах, считается, что «философия ценности», названная аксиологией, появилась в конце XIX века.
Если рассматривать природу понятия «ценность», то можно выделить в нем три значения:
1) объект ценностного отношения;
2) психологический портрет субъекта;
3) отношения людей, в результате которых ценности становятся общезначимыми.
Для оценки любого объекта необходим критерий. Критерием служит идеал, который рассматривается как основа ценностного сознания. Идеал должен быть совершенным, совершенство - неотъемлемое свойство идеала, при этом идеал всегда бывает недосягаем, недоступен. К тому же говорить об общезначимости идеалов для всех людей, независимо от времени, религии было бы неправиль-
но, так как различные люди, науки и т.д. зачастую имеют различные взгляды на одинаковые идеалы и ценности.
В числе глобальных вызовов XXI в., касающихся в России, что отмечает все сообщество, особое беспокойство вызывают следующие: кризис культуры, связанный с проблемой сохранения и развития культур многочисленных народов, а также путей взаимодействия различных этнокультур; деформацию духовно-нравственных основ жизни российского общества; традиционных ценностей нации, порождающую поведенческие аномалии, рост противоправных действий подростков и молодёжи; опасность социальных катаклизмов, приводящих к межкультурной напряженности, нивелированию этнических особенностей культуры, нравственной опустошенности, потери этнических ценностей, усилению бездуховности, разрушению привычных устоев и нравственных ориентиров.
На повестку дня выдвигается вопрос формирования этнокультурной компетентности тех, кто призван активно действовать в полиэтнической среде. Одним из таких профессионалов социума является социальный педагог.
Насущная потребность в концепции этнокультурной компетентности социального педагога вытекает также из-за нивелирования и размывания этнических особенностей, приводящих к воспитанию детей, не помнящих своего родства, необходимости сохранения самобытности этнических групп и, одновременно, освоению ценностей и стандартов других культур [2].
Этнокультурная компетентность будущих социальных педагогов как важный компонент профессиональной компетентности предполагает развитие потребности выйти за пределы изучаемого в вузе и определить пути дальнейшего саморазвития.
Национальный аспект проблемы чрезвычайно актуален в наше время, но эта идея не нова. Ещё в 19 веке К.Д. Ушинский много писал на эту тему:
«В душе человека черта национальности коренится глубже прочих»;
«У каждого народа своя, особенная национальная система воспитания»;
«Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» [3].