Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СЕМЕЙНАЯ АКАДЕМИЯ»'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СЕМЕЙНАЯ АКАДЕМИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный характер системы образования / педагогические условия / инновационные проектные методы / методика работы над мультимедийным проектом / стимулирующая среда / творческие формы воспитательной работы / innovative nature of education system / pedagogical conditions / innovative design methods / methods of working on multimedia project / stimulating environment / creative forms of educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.Ш. Алиева, М.В. Закарьяева, М.М. Алиева

В статье обосновываются педагогические условия использования научно-образовательного центра «Семейная академия» – эффективного инновационного проектного метода в учебной работе высшего образования. Обращение исследовательского взгляда к использованию механизмов инновационных проектных методов в учебной работе высшего образования направлено на развитие способностей у учащихся мыслить, чувствовать и действовать. Использование инновационных проектных методов в учебной работе высшего образования будет способствовать повышению качества обучения учащихся высшего образования и овладению умениями профессионального самообразования и личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б.Ш. Алиева, М.В. Закарьяева, М.М. Алиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONDITIONS FOR THE READINESS OF FUTURE SOCIAL WORKERS TO WORK WITH THEIR FAMILIES BY INVOLVING THEM INTO ACTIVITIES AT “FAMILY ACADEMY”, A RESEARCH AND EDUCATION CENTER

The paper studies innovative nature of the education system and pedagogical conditions for its operation. The research presents a few innovative design methods and methods of working on a multimedia project with reference to a “Family Academy” Center. The authors propose that these methods help stimulate creative forms of educational work, as well as increase the quality of studies in getting higher education, and contribute to professional and personal growth.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СЕМЕЙНАЯ АКАДЕМИЯ»»

УДК 37.034

Aliyeva B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

Zakaryeva M.V., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

Aliyeva M.M., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

TEACHING CONDITIONS FOR THE READINESS OF FUTURE SOCIAL WORKERS TO WORK WITH THEIR FAMILIES BY INVOLVING THEM INTO ACTIVITIES AT "FAMILY ACADEMY", A RESEARCH AND EDUCATION CENTER. The paper studies innovative nature of the education system and pedagogical conditions for its operation. The research presents a few innovative design methods and methods of working on a multimedia project with reference to a "Family Academy" Center. The authors propose that these methods help stimulate creative forms of educational work, as well as increase the quality of studies in getting higher education, and contribute to professional and personal growth.

Key words: innovative nature of education system, pedagogical conditions, innovative design methods, methods of working on multimedia project, stimulating environment, creative forms of educational work.

Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru

М.В. Закарьяева, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru

М.М. Алиева, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СЕМЕЙНАЯ АКАДЕМИЯ»

В статье обосновываются педагогические условия использования научно-образовательного центра «Семейная академия» - эффективного инновационного проектного метода в учебной работе высшего образования. Обращение исследовательского взгляда к использованию механизмов инновационных проектных методов в учебной работе высшего образования направлено на развитие способностей у учащихся мыслить, чувствовать и действовать. Использование инновационных проектных методов в учебной работе высшего образования будет способствовать повышению качества обучения учащихся высшего образования и овладению умениями профессионального самообразования и личностного роста.

Ключевые слова: инновационный характер системы образования, педагогические условия, инновационные проектные методы, методика работы над мультимедийным проектом, стимулирующая среда, творческие формы воспитательной работы.

В условиях изменений, происходящих во всех сферах общества, устанавливаются новые требования к организации высшего образования, и в качестве ведущей приоритетной цели называется совершенствование педагогического процесса на основе использования инновационных технологий, внедрение которых в образовательный процесс ведет к повышению качества результативности образования.

Для достижения назначенной цели в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года особый акцент был сделан на обеспечении инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики [1].

Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждает «ФГОС 3++ высшего образования № 76 от 5 февраля 2018 года по направлению подготовки 39.03.02. Социальная работа, где в качестве результата освоения основной образовательной программы высшего образования должны быть сформированы следующие компетенции:

- УК-1 - способность к формированию системного критического мышления, общепрофессиональные;

- ОПК-1 - способность применять современные информационно-коммуникационные технологии в сфере социальной работы;

- ПК - профессиональные компетенции (устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также при необходимости - на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, овладение которыми обеспечит готовность будущих социальных работников действовать в изменяющихся условиях, сформирует способность применять теоретические знания для решения практических профессиональных задач, создаст условия для овладения умениями профессионального самообразования и личностного роста» [2].

Дагестанский государственный университет сегодня является одним из образовательных учреждений повышенного уровня инновационного вида, где идет активный процесс реформирования всей образовательной системы, характеризующийся разработкой и применением обновленных дидактических подходов, современных информационных средств, направленный на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности обучающегося, соответствующих требованиям «потребителей образовательных услуг».

Многолетний опыт педагогической работы в вузе подтверждает, что применение разнообразных инновационных, проектных методов в учебной работе высшего образования повышает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, способствует мотивации учащихся и в купе решает комплекс воспитательных, обучающих, поставленных задач. В этой связи следует отметить, что профессиональное становление специалистов социальной работы, эффективность подготовки бакалавров и магистров социальной работы во многом

зависит от понимания предмета деятельности будущим профессионалом, его мотивации к профессиональной деятельности и освоению необходимых компетенций, овладению базовыми умениями и навыками, позволяющими с первых шагов в профессии решать разные по сложности задачи социально-вспомогательной деятельности [3 -7].

Для проверки координации научных исследований, а также совершенствования системы подготовки высококвалифицированных кадров в области социальной сферы и образовательной деятельности и осуществления сотрудничества с учреждениями социальной сферы и другими научными и образовательными учреждениями Республики Дагестан и РФ, а также проведения социально-педагогических исследований, осуществления анализа основных направлений работ в регионе, России и за рубежом, участия в конкурсах, программах, грантах по направлениям социальной работы на социальном факультете создан НОЦ «Семейная академия» на базе кафедры общей и социальной педагогики [6].

8 октября на социальном факультете Дагестанского государственного университета прошёл круглый стол «Семья как социокультурное пространство жизнедеятельности в современном обществе: ответы на современные вызовы». Мероприятие дало старт работе в университете научно-образовательного центра «Семейная академия».

Таблица 1

Направления деятельности и научных исследований научно-образовательного центра «Семейная академия» (г Махачкала)

№ Направления

1. Современные социально-психологические и социокультурные условия воспитания детей в семье

2. Условия функционирования семьи в поликультурном регионе

3. Правовые проблемы современной семьи

4. Социально-психологическая поддержка семьи

5. Основные направления социально-психологической работы с приемной семьей

6. Система подготовки и переподготовки специалистов к работе с приемной семьей

7. Современные методы и технологии работы социального педагога и психолога с семьей

8. Влияние средств массовой коммуникации на культуру и стиль семейной жизни

9. Социально-психологическая культура общения в современной семье

Основные направления деятельности и научных исследований научно-образовательного центра «Семейная академия» (табл. 1).

В вузе представлено большое количество инновационных технологий, которые активно применяют на занятиях в процессе обучения. С целью демонстрации эффективности применения инновационных проектных методов в учебном процессе социального факультета нами были проведены семинарские занятия по дисциплине «Социально-педагогическая поддержка семьи в различных сферах социальной работы» с бакалаврами второго года обучения в двух формах, первое - в форме игрового моделирования со студентами третьего курса социального факультета профиля «Социально-педагогическое сопровождение в различных социальных сферах». Тема: «Профессиональная компетентность социального работника по работе с семьей». Такая форма проведения занятия формирует у бакалавров компетентность в разных ролях профессиональной деятельности. Деловая игра требует от преподавателя большой подготовительной работы. Ролевое исполнение магистрами активизирует рефлексию студентов на неожиданные ситуации, стимулирует мыслительную деятельность, тренирует межличностные отношения.

Другое занятие мы провели с использованием кейс-технологии как эффективной формы решения профессиональных задач на основе изучения ситуаций из реальной практики. Тема: «Альтернативные формы жизнеустройства детей».

Цель технологии: способствовать развитию логики научной мысли студентов, содействовать повышению качества знаний и умений: оперативности и гибкости, системности и интегративности, мотивированности, эмоциональности и действенности, способствовать формированию у студентов настрою на поиск новых фактов, развитию качеств ума, формированию опыта общения и сотрудничества между студентами и преподавателем в учебном процессе. Её назначение заключается в формулировании, в конечном итоге, совокупности задач, решение которых позволяет устранить проблему или смягчить её остроту. Совокупность таких задач представляет собой план или программу действий по решению проблемы. Метод дерева решений имеет большое значение для разработки эффективных социально-управленческих решений и является одним из наиболее популярных методов, используемых на этапе выбора альтернатив, техникой использования архетипа дерева, использование наглядности.

На занятиях у учащихся профиля формируется умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения, изыскивать убедительные аргументы. В предлагаемой статье собран и систематизирован материал, определяющий возможности занятий по социально-педагогическому блоку для профессионально ориентированной подготовки выпускников социального факультета. Нами взято одно из направлений работы - игровое моделирование, что обусловлено актуальностью проблемы формирования активной жизненной позиции, развития умения грамотно формулировать и отстаивать собственную точку зрения.

Многолетний опыт преподавания социально-педагогических дисциплин в условиях вуза обеспечивает обоснованными доказательствами наш вывод о необходимости использования на занятиях таких методических приемов, которые оказывают позитивное влияние на развитие познавательной активности обучаемых.

Педагогические условия, способствующие повышению мотивации и вкупе решающие комплекс воспитательных, обучающих, поставленных задач посредством преподавания социально-педагогических дисциплин:

- создание педагогических ситуаций, направленных на реализацию событийного подхода, возможность освоения учащимися знаний посредством различных видов деятельности: читательских конференций, диспутов, систематических дискуссий по духовно-нравственным проблемам с учащимися; включение учащихся в коллективную деятельность в парах, группах; повышение результативности и эффективности учебного процесса за счёт

Библиографический список

использования разнообразных методов и средств обучения на разных этапах занятий;

- включение учащихся и педагогов в современное информационное пространство, способствующее активизации творческого потенциала школьников посредством применения аудио-, видеосредств обучения; возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация), способствующие усилению индивидуального подхода;

- применение на занятиях традиционных и инновационных технологических средств, способствующих большей наглядности и качественному наполнению воспитательного, мировоззренческого потенциала учебного процесса: мультимедийные проекты, компьютерные справочники, видеофильмы и т.д.;

- использование инновационных педагогических технологий по реализации образовательно-воспитательных задач, содействующих формированию готовности у подростков к семейной жизни на примере воспитательного потенциала и педагогической культуры народов Дагестана (открытые занятия, проектные технологии, дискуссии);

- взаимодействие семьи и школы, обеспечивающее эмоционально-ценностное отношение подростков к ценностям жизни: здоровье, знание, красота (психолого-педагогическое просвещение, конференции по обмену опытом, круглые столы, семинары-тренинги, дискуссии и др.);

- разработка и внедрение в практику образовательных учреждений специальных программ, основанных на этнокультурном наследии Дагестана, и пропаганда жизнеспособности (программа «Традиции и ценности дагестанского народа в современном социуме»).

В процессе такого обучения необходимо не только личностное освоение учеником основных компьютерных технологий, но и важно обеспечивать и создавать педагогические условия для того, чтобы ученик осознавал себя субъектом деятельности на основе организации ситуации «включения» личностного образовательного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов. Следовательно, это может обеспечить созданная учителем педагогическая ситуация.

Сегодня становится настоятельной необходимость развития творческой инициативы, а коммуникативные умения характеризуются как важная составляющая профессиональной компетентности. В связи с таким подходом увеличивается значимость социально-педагогической подготовки выпускников социального факультета, где занятия по профилю «Социально-педагогическое сопровождение в различных социальных сферах» по важной социальной проблеме «Альтернативные формы жизнеустройства детей» приобретают ярко выраженную профессиональную направленность, определяющую и отбор социально-педагогической информации, и содержание дидактического материала, неукоснительно связанного с профессиональной компетентностью специальности. Ориентир на социально-педагогическую подготовку предполагает, что учащиеся должны:

- научиться понимать роль и место социально-педагогических дисциплин в системе гуманитарных и социальных наук;

- осознать значение социально-педагогических дисциплин для раскрытия достижений культуры, науки и техники, осознания поступательного характера развития общества, его единства и противоречивости;

- развить умение находить взаимосвязь социально-педагогических дисциплин с другими общественными науками;

- научиться анализировать с учетом исторического опыта изменения, произошедшие в последние десятилетия.

Применение современных образовательных технологий позволит наполнить занятия новым содержанием, развить творческий подход к будущей профессиональной деятельности, любознательность, сформировать культуру межличностного общения, прививать навыки коллективной работы, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей информационных технологий и идти в ногу со временем.

1. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года. Available at: www.glazev.ru/_polit/17/

2. Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата». Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 05.02.18 N 76. Available at: https://rulaws.ru/ acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-05.02.2018-N-76/

3. Алиева Б.Ш., Ахмедова Н.А., Рашидова А.Х. К проблеме формирования готовности будущих социальных работников к профессиональной деятельности на основе использования инновационных образовательных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 215 - 217.

4. Алиева Б.Ш. Использование творческого наследия Ахмедхана Абу-Бакара в духовно-нравственном воспитании старшеклассников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 261 - 262.

5. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 34 - 37.

6. Семья - социокультурное пространство жизнедеятельности в современном обществе: ответы на современные вызовы. Available at: http://opdagestan.ru/news/ item/828

References

1. Strategiya i Koncepciya social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossii do 2020 goda. Available at: www.glazev.ru/_polit/17/

2. Ob utverzhdenii gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Social'naya rabota (uroverí bakalavriata». Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki RF ot 05.02.18 N 76. Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-05.02.2018-N-76/

3. Alieva B.Sh., Ahmedova N.A., Rashidova A.H. K probleme formirovaniya gotovnosti buduschih social'nyh rabotnikov k professional'noj deyatel'nosti na osnove ispol'zovaniya innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 215 - 217.

4. Alieva B.Sh. Ispol'zovanie tvorcheskogo naslediya Ahmedhana Abu-Bakara v duhovno-nravstvennom vospitanii starsheklassnikov. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 261 - 262.

5. Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' kak uslovie profilaktiki 'ekstremizma i terrorizma. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 34 - 37.

6. Sem'ya - sociokul'iurnoe prosiransivo zhiznedeyaiel'nosii v sovremennom obschesive: oiveiy na sovremennye vyzovy. Available at: http://opdagestan.ru/news/item/828

Статья поступила в редакцию 07.12.20

УДК 378

Alikhanova B.A., postgraduate, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: bikaalihanova95@mail.ru

DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE LEARNING ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF MBOU KSOSH №1 "KUBACHINSKAYA SECONDARY SCHOOL"). The article shows that patriotism is considered as the moral principle of the attitude of a person who is not indifferent to the fate of his homeland and to the fate of his people. This necessitates the purposeful formation of a patriotic consciousness among citizens and, consequently, the creation of an integral system of patriotic education in a secondary school. In analyzing the results of the study, the author is able to determine the level of formation of the patriotic consciousness of high school students, which indicates the lack of level of patriotism and outlined ways to further improve it. The practical significance of our research lies in the fact that our results determine which components of the formation of patriotic consciousness should be strengthened. The research tells that it is important to more widely involve educational institutions and additional study groups in the patriotic education (here, the Kubachi School of Art).

Key words: patriotic consciousness, Kubachi school, high school students, patriotic education, values, moral, components of patriotic consciousness, formation of patriotism.

Б.А. Алиханова, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: bikaalihanova95@mail.ru

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «КСОШ № 1» - КУБАЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА)

В статье рассматривается патриотизм как нравственный принцип отношения человека, неравнодушного к судьбе своей Родины и к судьбам своего народа. Это обусловливает необходимость целенаправленного формирования патриотического сознания у граждан и, следовательно, создания целостной системы патриотического воспитания в общеобразовательной школе. В ходе анализа результатов исследования авторам удалось определить уровень сформированности патриотического сознания старшеклассников, который указывает на отсутствие необходимого уровня патриотизма, и наметить пути его дальнейшего совершенствования. Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что полученные результаты определяют, какие компоненты формирования патриотического сознания следует укрепить: важно шире привлекать к участию в патриотическом воспитании образовательные учреждения, дополнительные обучающие кружки (здесь - Кубачинская школа искусств).

Ключевые слова: патриотическое сознание, Кубачинская школа, старшеклассники, патриотическое воспитание, ценности, нравственность, компоненты патриотического сознания, формирование патриотизма.

Переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций требует объединения общества на основе демократических ценностей. Жизнеспособность и могущество любого государства зависит от уровня сформированности патриотического сознания его граждан.

Сознание начинается с познания, с восприятия знаний, информации. То есть основной стержень сознания - знание, которое перерабатывается, задей-ствуя все компоненты когнитивных процессов. Для реализации эмоциональной стороны патриотизма важно знать историю своей страны, города, поселка, их культурные традиции, обычаи. Поведенческий же компонент предполагает знание моральных норм, правил культурного поведения, которые стоит применить в отношении к своей Родине [1 - 11].

Несмотря на наличие государственной программы о патриотическом воспитании граждан РФ на 2016 - 2020 годы, направленных на обеспечение государственной идентичности, непрерывности процесса воспитания с целью формирования у граждан чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению своих обязанностей, вопрос о формировании патриотического сознания старшеклассников остается актуальным [3]. Проблемой является оторванность программы от ее прямых исполнителей - образовательных учреждений, семьи, СМИ, а также антипатриотическая среда, сокращение школьных программ по истории своего народа. Сегодня подрастающее поколение проявляет больше интереса к зарубежным фильмам, где часто культивируют презрительное отношение к людям; молодежь мечтает уехать за пределы своего города, родины, страны, чтобы воплотить в реальность свои юношеские мечты, героями для подражания которых стали представители шоу-бизнеса.

Прежде чем формировать, развивать, воспитывать то или иное качество, необходимо четко представлять себе не только его содержательную сущность (патриотизм как чувство, феномен, явление, отношение), но и психологическую структуру, критерии сформированности. Именно об этом пойдет речь в нашем исследовании [2].

А.С. Макаренко говорил: «О сформированности патриотического сознания у человека можно судить только тогда, когда он патриотично ведет себя в силу внутреннего побуждения, потребности, когда в качестве контролирующего механизма выступают его собственные взгляды и убеждения - без внешнего контроля и даже, если это необходимо, вопреки актуальной «моде» на непатриотичное поведение, существующей сегодня в нашем обществе».

В проведенном нами исследовании приняли участие ученики 10-х и 11-х классов Кубачинской средней общеобразовательной школы имени Ахмедхана Караева с углубленным изучением основ кубачинского искусства поселка Кубачи Дахадаевского района.

В общем количестве выборка включила 82 школьника, в возрасте 16 - 17 лет. Это период физической и психической зрелости личности, формирования абсолютной Я-концепции, принятия себя. Они отличаются устойчивыми познавательными интересами, чувства становятся более осознанными, вырабатываются нормы поведения и устойчивые ценности, которыми руководствуются в своем поведении. Присущая подросткам критичность суждений уступает место аналитической деятельности, то есть умению размышлять, сравнивать и анализировать полученную информацию.

Учитывая цель нашего исследования, нами была подготовлена программа работы с каждым компонентом патриотического сознания.

1. Интеллектуальный компонент проверялся на основе знаний старшеклассниками истории Дагестана и истории своего села, пониманий сущности патриотизма и его норм.

Знания истории Дагестана и Кубачи проверялись путем проведения опроса на уроке истории. По существу, оценивались остаточные знания, что способствовало определению качества их усвоения и значимости изученного ранее материала для школьников, наличие интереса к истории села и к истории Дагестана в частности. В результате было выявлено, что только 9% учащихся отличаются прочными знаниями, среди которых 2,4% явно интересуются историей, поскольку их знания отличались широтой.

После четкой формулировки нами понятия патриотизма 17% учащихся смогли определить самостоятельно нормы патриотического поведения, что свидетельствует об их способности анализировать информацию и делать адекватные выводы.

2. Аксиологический компонент патриотического сознания проверялся определением рейтинга ценностей. Для определения ценностных ориентаций у старшеклассников и места среди них патриотических ценностей мы предложили им список из двадцати ценностей, которые необходимо было проранжировать от 1 до 20 в соответствии с их субъективной значимостью. Итоговый рейтинг ценностей у школьников выглядит следующим образом: друзья, отдых, развлечения, хобби (спорт, компьютер) и любовь занимают первые места рейтинга, у 79,2% участников. На втором по значимости месте - учеба, семья, здоровье, творче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.