опыт младшим детям. Этот способ считается одним из эффективных способов исполнения образовательных функций команды.
Тематические кружки. Чаще всего они создаются специально для учеников средней и старшей школы, но тем не менее могут организовываться и для младших учеников. Работа в таких кружках помогает развивать познавательный интерес учеников, мотивировать к познанию, хорошо влияет на отношение к учебе, и, конечно же, совершенствует качество образования.
Рассмотрим еще одну форму внеклассного обучения - экскурсию. Данная форма урока дает возможность непосредственно исследовать объекты и явления. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа теории коммуникации с практикой, то есть с жизнью. Экскурсии бывают нескольких видов:
1) вводными, обобщающими, текущими;
2) производство, естественная история, в памятных местах, в музеях и выставках (местная история, история, литература).
Для учеников младших и средних классов обычно проводятся экскурсии на природе, для того, чтобы наблюдать различные природные явления. Часто
Библиографический список
ученики проявляют интерес к сложным экскурсиям, в которых содержание позволит ученику пополнить свои знания в области пары академических предметов.
Можно сделать вывод о том, что при выборе содержания и организации форм всегда нужно обращать внимание на возрастные и индивидуальные особенности учеников, а также учитывать психологические особенности не только отдельно взятого ученика, но и всего коллектива, то есть уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства.
Для того, чтобы сформировать у студентов бакалавриата и магистратуры направления «Педагогическое образование» готовность к организации внеклассной воспитательной работы, необходимо не только теоретически освещать данные вопросы в рамках вышеобозначенных и др. дисциплин, но и обязательно закреплять это всё на практике, разрабатывая соответствующие задания, включающие необходимость разработки и апробации современных форм организации внеклассной воспитательной работы.
1. Алексеева Л.В. Внеклассные занятия в школе. Москва, 2017.
2. Алимова Ю.С. Воспитательная роль внеклассной деятельности школьника. Москва: Просвещение, 2016.
3. Баринова И.И. Внеурочная работа в школе. Москва: Просвещение, 2008.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2018.
5. Внеклассная работа в школе. Воронеж, 2012.
6. Внеклассная работа в начальных классах средней школы. Москва, 2014.
7. Вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми. Сборник статей. Москва, 2016.
8. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по внеклассной деятельности. Москва: Просвещение, 2016.
9. Николаева Л.М., Звягинцева З.И., Захаров М.В. Воспитательная работа с учащимися вне школы: В микрорайоне школы. Москва,1981.
References
1. Alekseeva L.V. Vneklassnye zanyatiya v shkole. Moskva, 2017.
2. Alimova Yu.S. Vospitatel'naya rol' vneklassnoj deyatel'nosti shkol'nika. Moskva: Prosveschenie, 2016.
3. Barinova I.I. Vneurochnaya rabota vshkole. Moskva: Prosveschenie, 2008.
4. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2018.
5. Vneklassnaya rabota v shkole. Voronezh, 2012.
6. Vneklassnaya rabota v nachal'nyh klassah srednej shkoly. Moskva, 2014.
7. Voprosy vneklassnoj i vneshkol'noj raboty s det'mi. Sbornik statej. Moskva, 2016.
8. Gerasimova T.P., Krylova O.V. Metodicheskoe posobie po vneklassnoj deyatel'nosti. Moskva: Prosveschenie, 2016.
9. Nikolaeva L.M., Zvyaginceva Z.I., Zaharov M.V. Vospitatel'naya rabota s uchaschimisya vne shkoly: V mikrorajone shkoly. Moskva,1981.
Статья поступила в редакцию 14.11.20
УДК 378
Rabadanov M.Kh., Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Rector of Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Aliyeva B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY AMONG DAGESTANI YOUTH BASED ON PROJECT ACTIVITIES. The article substantiates the pedagogical conditions for the formation of social activity among Dagestani youth based on project activities. Turning the research view to the use of project activity mechanisms that contribute to the formation of social activity in young people of such qualities: responsibility, initiative, independence, the ability to feel and act. The use of innovative project methods in working with young people will help to master the skills of professional self-education and personal growth. The authors conclude that the main areas of improvement of the system of formation of ethnopedagogical competencies include systematic training of teachers in ethnopedagogics as a science of "national salvation", ethnopedagogic orientation of public education, integration of existing organizational forms of continuous pedagogical education, additional professional education, retraining of teachers within the framework of the authors' technology for ethnopedagogization of the educational process in higher education.
Key words: formation of social activity among Dagestani youth, project activity, pedagogical conditions, innovative project methods, methods of working on multimedia project, stimulating environment, creative forms of educational work.
М.Х. Рабаданое, д-р физ.-мат. наук, проф., ректор Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected] Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общей и социальной педагогики Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обосновываются педагогические условия формирования социальной активности у дагестанской молодежи на основе проектной деятельности. Исследовательский взгляд обращается к рассмотрению механизмов проектной деятельности, способствующих формированию социальной активности у молодежи и таких качеств, как ответственность, инициативность, самостоятельность, способность чувствовать и действовать. Использование инновационных проектных методов в работе с молодежью будет способствовать овладению умениями профессионального самообразования и личностного роста. Авторы делают вывод о том, что к основным направлениям совершенствования системы формирования этнопедагогических компетенций относятся следующие: систематическая подготовка учителей по этнопедагогике как науке «национального спасения»; этнопедагогическая направленность просвещения населения; интегрирование существующих организационных форм непрерывного педагогического образования, дополнительного профессионального образования, переподготовки педагогических кадров в рамках авторской технологии по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в вузе.
Ключевые слова: формирование социальной активности у дагестанской молодежи, проектная деятельность, педагогические условия, инновационные проектные методы, методика работы над мультимедийным проектом, стимулирующая среда, творческие формы воспитательной работы.
В процессе исторического развития общества с изменением социально-политических режимов, а, следовательно, и условий развития социума под воздействием внешних и внутренних факторов формы проявления активности людей, направленной на решение проблем с целью преобразования и развития общества, изменяются, усложняются, дополняются новыми. Очень важно, чтобы государственные и общественные институты взяли курс на воспитание социальной активности личности, которая может самореализовываться в жизни в специфических условиях.
Президент России В.В. Путин в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, а также публичных выступлениях неоднократно делал акцент на необходимости повышения социальной активности на основе единства и этнокультурного многообразия российского народа. Формирование социальной активности имеет большое значение для стабилизации ситуации в Российской Федерации. Оно представляет собой сознательную деятельность личности, направленную на участие в социальных процессах и изменение окружающих социальных условий. И это не просто идея, это историческая практика, опыт социального и культурного бытия россиян с точки зрения важности самореализации для гражданина России и силы его воздействия на социум. Каждый гражданин нашей страны должен осознавать необходимость участия в её общественной жизни на уровне государства, региона, населённого пункта, учебного заведения. Если личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), то она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного и гражданского содержания. Поэтому сегодня стоит задача осмысления базовых оснований повышения социальной активности интеллигенции как фактора обеспечения социального капитала и мотивации на социально-ценностную деятельность [1 - 3].
Успешное решение этой задачи предполагает наличие постоянного диалога между властью, с одной стороны, и социумом - с другой. Основными целями такого взаимодействия должны стать:
• защита демократических ценностей, конституционных прав и свобод граждан;
• стабилизация социально-экономической ситуации, как в Республике Дагестан, так и в РФ.
В этой связи важно помнить, что данный регион является средоточием самых разных культур. Точно так же Россия представляет собой объединение равноправных народов с присущими им историческими, культурными, экономическими и ментальными особенностями.
Длительное время в Дагестане и других регионах Северного Кавказа при возникновении непростых ситуаций в межнациональных отношениях принято было привлекать в качестве третьей силы представителей местного мусульманского духовенства или старейшин. Незадействованным при этом зачастую оставался миротворческий потенциал дагестанской интеллигенции, особенно в острых земельных спорах. Социальная активность данной общественной прослойки на современном этапе может стать ресурсом обеспечения политической стабильности общества. В качестве эффективного средства воспитания студенческой молодёжи на основе национальных традиций было избрано социальное проектирование. Мы выбрали целевую группу «студенческая молодежь», так как именно на юношеский возраст приходится период активного гражданского становления, поиска жизненного пути и самоутверждения. В этой связи следует заботиться о том, чтобы материал, который вливается в это время в душу юности, был хорошего качества.
Как пример реализованного социального проекта можно привести конкурс видеороликов, участники которого выставляли свои работы в соцсетях с хеште-гом #Яроссиянин. В проекте осуществляется формирование у участников образа «Я - россиянин», который способствует воспитанию толерантного отношения к другим конфессиям и культурам. Участие в данном конкурсе мы рассматриваем как средство социально-психологического механизма осознания себя частицей великой страны России, формирования стремления быть её достойным патриотом, с гордостью заявляющим: «Я - достойный гражданин России, я - Россиянин». Это создает благоприятные перспективы для снижения порога существующей социальной напряженности, достижения межэтнической гармонии, а также развития межэтнического взаимодействия в Дагестане, повышения позитивных общественных настроений, улучшения социально-психологического микроклимата. Реализация данного проекта направлена на формирование социальной активности учащейся молодежи как части будущей дагестанской интеллигенции посредством участия в социально-ценностных видах деятельности, способствующих стабилизации социально-политической жизни дагестанского общества. Кроме того, его воплощение связано с дальнейшим развитием гражданского общества - ресурса обеспечения социально-политической стабильности. Основная цель конкурса видеороликов «Я - россиянин» - создание условий для воспитания социальной активности личности, которая может самореализоваться в жизни в специфических условиях, имеет активную гражданскую позицию, характеризуется значительной степенью самостоятельности, ответственности и инициативности. Очень важно, чтобы государственные и общественные институты взяли курс на популяризацию духовно-нравственных ценностей. Личное практическое участие в конкурсе видеороликов способствует снижению порога существующей социальной напряженности, повышению позитивных общественных настроений, улучшению социально-психологического микроклимата в Дагестане.
Анализ представленного контента показал, что поставленная сегодня задача вовлечения дагестанской молодежи в досуговую деятельность посредством генерации мультимедиа способствует осмыслению базовых оснований повышения социальной активности интеллигенции. Оно становится средством приобретения социального капитала и мотивации на социально-ценностную деятельность. На рассмотрение конкурсной комиссии поступило 25 роликов. Часть из них была отклонена из-за несоответствия формату и правилам оформления. Из пяти финалистов были выбраны призёры.
В рамках проведенной работы по проблемам формирования личности в поликультурной среде нами было проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний у студенческой молодежи пяти вузов г Махачкалы: ФГБОУ ВО «ДГУ», ГБОУ «ДГИНХ», ФГБОУ ВО «ДГПУ», ГБОУ ДПО «ДИРО», ФГБОУ ВО «ДГТУ». Методом случайной выборки были отобраны 140 учащихся вузов, отличающихся по половому этническому и возрастному признакам. Из них 20 - аварцы, 1б - даргинцы, 17 - лакцы, 10 - лезгины, 8 - кумыки, 10 - русские, 30 назвали себя метисами. Один из пунктов опросника предлагал тестируемым высказать отношение к этнокультурному разнообразию. Согласно ответам 50% учащихся вузов считают это нормальным явлением, 30% опрашиваемых нравится, что все люди разные, 22% респондентов указали, что этнокультурные различия их не затрагивают В то же время 3% студентов отметили, что этнокультурные различия их раздражают.
Также в ближайшее время будет проведён ещё один конкурс для молодежи - этнографический. Его участникам будет предложено написать небольшие эссе на следующие темы: «Общие и отличительные черты в культуре двух народов», «Дагестан - Россия в миниатюре», «Народные художественные промыслы и ремесла моего края». О проведении конкурса узнают десятки тысяч молодых людей, которые увидят в соцсетях работы участников из разных регионов Северного Кавказа общим числом не менее тысячи. Допускается участие в мероприятии представителей и других субъектов РФ, что может значительно расширить географию проекта. Уникальность последнего заключается в систематизации опыта и методик проведения межнациональных проектов, создании новых межнациональных инициатив, доступных для тиражирования. Проект имеет социально ориентированный характер в силу его направленности на преодоление имеющихся негативных тенденций в повседневной жизни населения в наиболее эмоционально болезненной, политически конъюнктурной и одновременно недостаточно изученной области межнациональных отношений.
Контент-анализ литературных источников вкупе с результатами исследования позволяет утверждать, что благодаря межэтнической интеграции не происходит слияния разных национальностей в один народ, но при этом у них формируются общие черты жизни и быта. Вместе с тем многие из студентов вузов не знают, как воспринимать культурные различия, что может стать причиной возникновения неприятия других. В связи с этим обучающимся необходимо показать, как разнообразие может сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее.
В целом образование должно донести до сознания учащихся вузов тот факт, что этнокультурное многоцветие было, есть и будет, и это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческой жизни. Н.Н. Миклухо-Маклай утверждал, что различия между народами вызваны природными и социальными особенностями их жизни. Части света с их разными условиями не могут быть заселены одной разновидностью людей, поэтому существование различных рас, народов совершенно оправдано законами природы. В качестве механизмов формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности выступает просветительская деятельность посредством механизмов обучения, воспитания, деятельности и общения.
Для формирования этнокультурной самоидентификации студенческой молодежи и сохранения этнокультурного многообразия российского народа необходимо:
• знание национально-психологических особенностей иноэтнических партнеров;
• знание этнокультурных особенностей народов, с представителями которых взаимодействует специалист;
• высокий уровень этнокультурной и конфессиональной толерантности учащейся молодежи;
• умение вести этнокультурный диалог, обеспечивающий эффективное (результативное) решение профессиональных и социальных задач в процессе жизнедеятельности.
Целостность и будущность нашей страны во многом связана с её полиэт-ничностью. Дагестан же представляет собой миниатюрную Россию. По этой причине на его территории может быть лучше всего понят, принят и осуществлен этнопедагогический и этноконфессиональный диалог культур. Этому во многом будет способствовать благоприятная этнокультурная среда. Последняя является фактором аксиологического воспитания учащейся молодежи, пространственно-временным отражением ментальности народа, воплощающей национальный идеал, культурный стереотип этнического бытия, апробированные механизмы передачи социального опыта, ценностных ориентаций, воспитательных обычаев и традиций. Здесь проживают более 33 народностей. В современных условиях на территории Дагестана на приемлемо возможном уровне достигнута межэтническая гармония, способствующая межэтнической интеграции. Глобализация как важнейшая черта современной эпохи, подразумевающая выравнивание, нивели-
рование, усреднение форм существования мира, поставила человечество перед фактом тотального объединения, смещения народов, традиций и культур.
К наиболее благоприятным условиям, способствующим формированию социальной активности, относятся:
• формирование общегражданской идентичности посредством вовлечения учащейся молодежи в созидательную, позитивную деятельность в рамках этнотуризма;
• изучение, обобщение, и проецирование исторического опыта коммуникативного взаимодействия народов Северного Кавказа;
• проведение этнографических конкурсов на темы: «Общие и отличительные черты в культуре двух народов», «Дагестан - Россия в миниатюре», «Народные художественные промыслы и ремесла моего края» и др.;
• организация поездок победителей конкурсов в регионы Северного Кавказа с целью знакомства с конфессиональной и этнографической составляющей бытия их населения;
• стимулирование у молодёжи интереса к изучению другой культуры через проведение этнографических мероприятий;
• вовлечение молодых представителей северокавказской интеллигенции в созидательную и позитивную деятельность в рамках этнотуризма;
• обучение подрастающего поколения важности и необходимости толерантного отношения, укрепления межнационального согласия и уважения к другой культуре;
• содействие в реализации потенциала молодежи Республики Дагестан для совершенствования общества, преодоления имеющих место отрицательных тенденций, развития демократического государства, участия в стабилизации общественной ситуации в Республике Дагестан и в России в целом;
• организация широкого обсуждения злободневных вопросов, возникающих в субъектах и между субъектами федерации, и их отражение в СМИ и на различных дискуссионных площадках;
Библиографический список
• создание развивающей этнокультурной среды как совокупности социальных отношений, общего климата организации.
При этом этнокультурная среда как макро- и микросреда транслирует национальные ценности на следующих уровнях:
1) общественных институтов, прав и норм жизнедеятельности;
2) ближайшего окружения молодого человека, складывающегося из образовательной организации, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, клуб и др.), семьи, неформальных объединений.
При реализации социального проекта подразумевается мощное информационное сопровождение проекта:
1. Запустится рекламная компания в социальных сетях, на сайтах дружественных компаний, участников проекта и организаторов, в СМИ.
2. Информация о текущей деятельности по проекту будет публиковаться в СМИ и социальных сетях.
3. Изданные рекомендации по итогам проекта поступят в школы, вузы, министерства, муниципалитеты.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что к основным направлениям совершенствования системы формирования этнопедагогических компетенций, способствующих национально-государственной идентичности, относятся: систематическая подготовка учителей по этнопедагогике как науке «национального спасения»; этнопедагогическая направленность просвещения населения; интегрирование существующих организационных форм непрерывного педагогического образования, дополнительного профессионального образования, переподготовки педагогических кадров в рамках авторской технологии по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в вузе. При этом требуется специальная целенаправленная работа по регулированию стихийного воспитательного влияния свободного окружения с целью расширения этнопедагогического пространства в духе оправдывавших себя горских традиций, преодолевающих равнодушие к чужим детям и детской среде.
1. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 34 - 37.
2. Алиева Б.Ш. Проблема сохранения этнокультурных традиций в условиях глобализации. Вестник Академии права и управления. 2014; № 37: 273 - 279.
3. Алиева Б.Ш., Багомаева И.О. Национально-культурные ценности семейного воспитания народов Дагестана. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 3 (52): 19 - 22.
References
1. Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' kak uslovie profilaktiki 'ekstremizma i terrorizma. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 34 - 37.
2. Alieva B.Sh. Problema sohraneniya 'etnokul'turnyh tradicij v usloviyah globalizacii. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2014; № 37: 273 - 279.
3. Alieva B.Sh., Bagomaeva I.O. Nacional'no-kul'turnye cennosti semejnogo vospitaniya narodov Dagestana. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 3 (52): 19 - 22.
Статья поступила в редакцию 07.12.20
УДК 378
Sabanchiev A.N., senior teacher, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methodology, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHERS THROUGH HEURISTIC AND INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING INFORMATICS. The task of the study is to study the development of the creative potential of future teachers through heuristic and interactive technologies in teaching computer science. The main method used in this research work is the analysis of scientific and pedagogical literature. Interactive and heuristic pedagogical technologies in combination with three main educational areas, namely information, activity and personality-oriented, contribute to the creative self-development of students. By implementing these pedagogical technologies, students develop their personal, intellectual and creative abilities. Creative self-development allows students to become qualified professionals, to adapt to the mobile world around them, requiring high creative initiation, personal and self-development. All these qualities can be achieved by implementing certain teaching techniques when studying disciplines.
Key words: creative potential, teacher, heuristic technologies, interactive technologies, future teacher.
А.Н. Сабанчиее, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ
Целью исследования было изучить развитие творческого потенциала будущих педагогов через эвристические и интерактивные технологии в преподавании информатики. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы. Интерактивные и эвристические педагогические технологии в сочетании с тремя основными образовательными направлениями, а именно информационным, деятельностным и личностно-ориентированным, способствуют творческому саморазвитию студентов. Реализуя эти педагогические технологии, студенты развивают свои личностные, интеллектуальные и творческие способности. Творческое саморазвитие позволяет студентам стать квалифицированными специалистами, адаптироваться к мобильному окружающему миру, требующему высокой творческой инициации, личностного роста и саморазвития. Все эти качества могут быть достигнуты путем реализации определенных учебных приемов при изучении дисциплин.
Ключевые слова: творческий потенциал, педагог, эвристические технологии, интерактивные технологии, будущий педагог.