Научная статья на тему 'Формирование готовности бакалавров к самообразованию как одному из важнейших показателей оценки результатов обучения'

Формирование готовности бакалавров к самообразованию как одному из важнейших показателей оценки результатов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF "COMPETENCE" AND "COMPETENCY" / INNOVATIVE NORM OF EDUCATIONAL STANDARD / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FORMATION OF READINESS FOR SELF-EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / MASTERING SKILLS OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION AND PERSONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш.

В статье аргументируется актуальность и необходимость оптимизации самостоятельной работы в системе подготовки бакалавров в условиях перехода на многоуровневую систему образования. Раскрываются сущностные характеристики понятий «компетенция», «компетентность» как инновационные нормы образовательного стандарта третьего поколения, которые позволяют оценивать результаты образования с учётом современных требований подготовки выпускника. В статье раскрываются педагогические условия формирования готовности бакалавров к самообразованию, эффективности компетентностного подхода. Использование инновационных проектных методов в учебной работе высшего образования будет способствовать повышению качества обучения учащихся высшего образования и овладению умениями профессионального самообразования и личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF READINESS OF BACHELORS TO EDUCATE THEMSELVES AS ONE OF THE MOST IMPORTANT INDICATORS OF ASSESSMENT OF LEARNING OUTCOMES

In the article the urgency and necessity of optimization of independent work in system of preparation of bachelors in the conditions of transition to multilevel education system. The article reveals essential characteristics of the concepts of “competence” (компетенция), “competency” (компетентность) as innovative norms of educational standard of the third generation, which allow to evaluate the results of education taking into account the modern requirements of graduate training. The article reveals pedagogical conditions of formation of bachelors’ readiness for self-education, efficiency of competence approach. The use of innovative project methods in the educational work of higher education will improve the quality of education of students of higher education and mastering the skills of professional self-education and personal growth.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности бакалавров к самообразованию как одному из важнейших показателей оценки результатов обучения»

2. Суть современного понимания воспитания студентов базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости её облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях: профессиональной, нравственной, гражданской, семейной и т.д.

3. Воспитание студентов технического университета есть интерактивный процесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон: как педагогов, так и воспитуемых.

4. Процесс воспитания в условиях современного технического университета должен обеспечиваться профессионально подготовленными кадрами.

5. Процесс воспитания должен строиться на основе учёта тенденций и особенностей их личностных проявлений, а также особенностей личностно-зна-чимой для них микросреды [1].

Итоги исследования свидетельствуют также и о том, что очевиден факт радикальной смены ценностных приоритетов у студенчества в современном обществе. Прежде всего, это переориентация с общественных на индивидуальные ценности, это также возрастание самоценности личности. Несомненно, важным здесь является падение престижа таких ценностей, как гражданственность, патриотизм, коллективизм, труд, что явно отражает «глубокую перестройку духовного мира» современного студента [8].

Библиографический список

Важно отметить, что в новых формирующихся социокультурных условиях, приоритетным направлением в высшем образовании является «развитие личностного потенциала» будущего специалиста, «ориентированного на перспективу жизненного развития и изменения» [3, с. 23].

Тем самым, формирование образовательной среды подготовки выпускника, является для современного технического университета главным механизмом выполнения «социально-педагогически значимой функции воспитания» [6, с. 44].

При этом существенно возрастают требования и к профессиональной компетентности преподавателя [9].

Таким образом, воспитательный потенциал современного технического университета сегодня - это степень развитости его возможностей в формировании личности будущего специалиста, реализующихся через все стороны деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.

Успех процесса воспитания в условиях технического университета определяется степенью профессиональной и социальной зрелости студента, уровнем сформированности его профессионального и социального характера, что в свою очередь зависит от того, как сам студент воспринимает воспитательное воздействие или влияние, какова его собственная активность в деле формирования качеств будущего специалиста.

1. Карпанина Е.Н., Ронь И.Н. Обоснование системного подхода к воспитанию будущих специалистов в вузе. European Social Science Journal. 2016; 12-2: 205 - 207.

2. Карпанина Е.Н., Ронь И.Н. Структурно-функциональная характеристика вузовской системы воспитания. Перспективы науки. 2017; 5 (92): 84 - 87.

3. Гулякин Д.В. Сущностные характеристики социально-информационной культуры студента технического вуза. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; 1 (105): 4 - 7.

4. Гулякин Д.В. Концептуальные аспекты социально-информационной культуры студента технического вуза. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; 1: 208 - 210.

5. Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровневого профессионального образования: монография. Под ред. Н.П. Клушиной. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009.

6. Пономарев А.В. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.

7. Краевский В.В. Воспитание или образование? Текст. Педагогика. 2011; 3: 3 - 10.

8. Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в российской системе XXI в.: возможность и реальность. Воспитать человека. Москва, 2002: 155 - 158.

9. Азизова Н.Р, Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие. Москва, 2018; Сер. 65. Образовательный процесс.

References

1. Karpanina E.N., Ron' I.N. Obosnovanie sistemnogo podhoda k vospitaniyu buduschih specialistov v vuze. European Social Science Journal. 2016; 12-2: 205 - 207.

2. Karpanina E.N., Ron' I.N. Strukturno-funkcionafnaya harakteristika vuzovskoj sistemy vospitaniya. Perspektivy nauki. 2017; 5 (92): 84 - 87.

3. Gulyakin D.V. Suschnostnye harakteristiki social'no-informacionnoj kul'tury studenta tehnicheskogo vuza. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 1 (105): 4 - 7.

4. Gulyakin D.V. Konceptual'nye aspekty social'no-informacionnoj kul'tury studenta tehnicheskogo vuza. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie iobschestvennye nauki. 2015; 1: 208 - 210.

5. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya lichnosti v sisteme mnogourovnevogo professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Pod red. N.P. Klushinoj. Stavropol': SevKavGTU, 2009.

6. Ponomarev A.V. Vospitatel'naya sreda universiteta: tradicii i innovacii: monografiya. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015.

7. Краевски В.В. Воспитаниe илi образование? Текст. Педагогика. 2011; 3: 3 - 10.

8. Zimnyaya I.A. Obschaya strategiya vospitaniya v rossijskoj sisteme XXI v.: vozmozhnost' i real'nost'. Vospitat'cheloveka. Moskva, 2002: 155 - 158.

9. Azizova N.R., Savotina N.A., Bocharov M.I., Zenkina S.V. Formirovanie professional'noj kompetentnostipedagoga. Polikul'turnaya i informacionnaya kompetentnost': uchebnoe posobie. Moskva, 2018; Ser. 65. Obrazovatel'nyj process.

Статья поступила в редакцию 15.05.19

УДК 378

Rabadanov M.Kh, Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Rector of Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: rab_mur@mail.ru

Aliyeva B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

DEVELOPMENT OF READINESS OF BACHELORS TO EDUCATE THEMSELVES AS ONE OF THE MOST IMPORTANT INDICATORS OF ASSESSMENT OF LEARNING OUTCOMES. In the article the urgency and necessity of optimization of independent work in system of preparation of bachelors in the conditions of transition to multilevel education system. The article reveals essential characteristics of the concepts of "competence" (компетенция), "competency" (компетентность) as innovative norms of educational standard of the third generation, which allow to evaluate the results of education taking into account the modern requirements of graduate training. The article reveals pedagogical conditions of formation of bachelors' readiness for self-education, efficiency of competence approach. The use of innovative project methods in the educational work of higher education will improve the quality of education of students of higher education and mastering the skills of professional self-education and personal growth.

Key words: essential characteristics of "competence" and "competency", innovative norm of educational standard, pedagogical conditions, formation of readiness for self-education, competence approach, mastering skills of professional self-education and personal growth.

М.Х. Рабаданов, д-р ф.-м. наук, проф., ректор, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: rab_mur@mail.ru

Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

E-mail: albika62@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ

КАК ОДНОМУ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В статье аргументируется актуальность и необходимость оптимизации самостоятельной работы в системе подготовки бакалавров в условиях перехода на многоуровневую систему образования. Раскрываются сущностные характеристики понятий «компетенция», «компетентность» как инновационные нормы образовательного стандарта третьего поколения, которые позволяют оценивать результаты образования с учётом современных требований подготовки выпускника. В статье раскрываются педагогические условия формирования готовности бакалавров к самообразованию, эффективности компетентностного

подхода. Использование инновационных проектных методов в учебной работе высшего образования будет способствовать повышению качества обучения учащихся высшего образования и овладению умениями профессионального самообразования и личностного роста.

Ключевые слова: ФГОС 3++, педагогические условия, формирование готовности к самообразованию, компетентностный подход, овладение умениями профессионального самообразования и личностного роста.

В условиях перехода на многоуровневую систему образования, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ориентируют на необходимость усиления и оптимизации самостоятельной работы в системе подготовки бакалавров, это привело к значительному сокращению объёма аудиторной нагрузки, т. е. контактной работы с целью освобождения места для их самостоятельной работы (до 50% учебного времени). Вузовское образование в значительной степени и в подлинном смысле ориентировано на самообразование, это соответствует новой парадигме образования «Образование через всю жизнь», предполагающей на необходимость формирования готовности к получению образования на протяжении всей жизни. При этом требования к качеству профессионального уровня выпускника вуза остаются достаточно высокими.

Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждает «ФГОС 3++ высшего образования, № 76 от 5 февраля 2018 года по направлению подготовки 39.03.02. Социальная работа, где в качестве результата освоения основной образовательной программы высшего образования должны быть сформированы универсальные компетенции, (УК-1, способствующие формированию системного критического мышления), общепрофессиональные (ОПК-1; - способность применять современные информационно-коммуникационные технологии в сфере социальной работы) и профессиональные компетенции (устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, овладение которыми обеспечит готовность действовать будущих социальных работников в изменяющихся условиях, к способности применять теоретические знания для решения практических профессиональных задач и овладению умениями профессионального самообразования и личностного роста» [1].

Переход современной системы образования на деятельностный подход, предполагающей активную позицию обучающегося, на основе «Я - сам учусь», а не меня учат, в зоне первичного внимания находится деятельность самого студента и педагогической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения» [2, с. 46].

Это привело к изменению роли и функции результатов образования и в качестве главной задачи выдвигается - улучшение качества обучения, учебных программ и условий образования, способствующего повышению качества организации учебно-воспитательного процесса вуза, и это достижение более широких целей - улучшение качества субъектов образовательного процесса: обучающего и преподавателя» [3].

На необходимость повышения эффективности образовательного процесса в вузах указывает целый ряд стратегических государственных программ (Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Национальная доктрина образования Российской, Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года и др.) и нормативно-правовых (Законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) документов, в которых в качестве главной цели выдвигается необходимость приведения основных параметров существующей системы профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с новыми требованиями профессиональной деятельности и нормативными правовыми актами Российской Федерации «потребителя образовательных услуг» [4].

В традиционном Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 20 февраля 2019 г. были отражены ключевые направления государственной политики, и в числе приоритетных - образовательная: «К концу 2021 года все школы России должны иметь не просто доступ в сеть, а высокоскоростной интернет. Сейчас нужно 50 или 100 мегабит в секунду, то есть эта скорость должна вырасти минимум в 400 раз. Но именно это должно открыть ребятам к урокам и лекциям известных преподавателей, к конкурсам и к олимпиадам, позволит им существенно нарастить свои возможности, осуществлять совместные он-лайн-проекты со сверстниками из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа. Должно меняться и образование. В государственных стандартах и программах важно отразить приоритеты научно-технологического развития страны, а федеральные перечни школьных учебников включать действительно лучшие издания. Перед нами стоят масштабные задачи. Мы идём к их решению системно и последовательно, выстраивая такую модель социального, экономического развития, которая позволит обеспечить наилучшие условия для самореализации человека, а значит, дать достойные ответы на вызовы стремительно меняющегося мира, сохранить Россию как цивилизацию, основанную на собственной идентичности на многовековых традициях, на культуре наших народов, ценностях и наших традициях. Добиться поставленных целей мы сможем, разумеется, только объединяя усилия, только вместе при сплоченности общества, готовности всех

нас, всех граждан России достигать успехов в конкретных делах. Такие солидарные перемены всегда осознанный выбор самих людей. Они делают его, когда понимают, что развитие страны зависит именно от них, от результата их труда, когда стремление быть нужным, полезным ценится и поддерживается, когда каждому находится дело по призванию и по душе и, главное, когда есть справедливость, широкое пространство для свободы и равных возможностей для работы, учебы, инициативы и новаторства. Эти условия прорывного развития невозможно перевести в цифры и показатели, но именно они - консолидация общества, включенность граждан в дела страны, общая уверенность в наших силах - являются определяющими для достижения успехов» [5, с. 3].

В связи с этим современному обществу, ориентированному на инновационное развитие, нужны специалисты, современно образованные, умеющие самостоятельно принимать решения, способные к профессиональному самообразованию.

Современная система высшего образования существует и функционирует в условиях социальных противоречий. «В обществе существует понимание необходимости усиления роли системы высшего профессионального образования в жизни общества, в научно-техническом прогрессе, в развитии науки, культуры и остальных сфер жизни. Существует понимание того, что с помощью образования закладывается духовно-ценностная мировоззренческая программа в человеке, а также образование является фактором овладения технологией самостоятельной работы. И система вузовского образования должна соответствовать социальному заказу общества на подготовку компетентных специалистов, способных к смене профессиональной деятельности в соответствии с запросом социально-общественной практикой. Невероятный поток информации, которая устаревает быстрее, чем студент окончит вуз, уже невозможно «втиснуть» в программы, что актуализирует необходимость овладения методикой самостоятельной работы» [6, с. 8].

Аналитический обзор педагогической литературы позволяет утверждать, что сложный и многоаспектный характер проблемы готовности к профессиональному самообразованию как критерий оценки результатов обучения привлекает внимание ученых смежных отраслей знания.

Система высшего профессионального образования отличается главным образом методикой организации учебной работы обучающихся и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность бакалавров и магистров. Студент сам осуществляет, познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкреплённые самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Её формы разнообразны - это различные типы домашних заданий: подбор отрывков из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем. Например, по теме «Методологическая культура преподавателя» необходимо определение критериев уровня методологической культуры преподавателя и подбор методов его измерения. Студенту нужно составить основные положения парадигм образования и определить специфику реализации целей; подготовить обзор научных материалов по проблеме школьного образования (публикации в журналах «Народное образование», «Педагогика», «Вестник ДГУ» и другие. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением их к учебным планам и учебным программам. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

Для современной системы профессионального образования актуализируется проблема развития умений самообразовательной деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Любая профессия требует самообразования, но педагогическая - постоянного на протяжении всей жизни. «Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования лежит непосредственный интерес учащегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» [7, с. 328].

Таким образом, при формировании у бакалавров готовности к профессиональному самообразованию оценивание должно интерпретироваться как конструктивная обратная связь, как инструмент и технологии, реализующиеся в системе следующих задач:

- активнее привлекать к самообразовательной деятельности студентов, кураторов студенческих групп.

- заложить на кафедре научно обоснованные условия для формирования общекультурных компетенций и систему фонда оценочных средств по выявлению уровня сформированных компетенций;

- создать основу системы оценивания компетенций студентов на различных стадиях обучения на едином подходе квалиметрических требований к контрольно-оценочным материалам и процедурам, обеспечив тем самым возможности сопоставимости результатов оценивания и формирования образовательной статистики;

- обеспечить студентам на каждом переходном этапе обучения знание своих стартовых характеристик, мотивируя их к дальнейшему развитию компетенций показывая возможности их карьерного роста при наличии соответствующего уровня владения необходимым набором компетенций;

- развернуть сознание преподавателей в направлении необходимости при обучении студентов использовать широкий спектр современных образовательных технологий, позволяющих не только обеспечивать студентов знаниями, умениями и навыками, но и компетенциями.

Ричард Бояцис, один из основателей концепции компетенций, писал в своей книге, что компетенция - основная характеристика личности, которая лежит в основе эффективного или превосходного выполнения работы. Бояцис утверждает, что компетенции образуют своего рода иерархию в структуре личности, и каждая компетенция может существовать на различных уровнях: мотивы и черты -на бессознательном, образ «Я» и социальная роль - на сознательном, а навыки на поведенческом. Наконец, компетенции - это обобщенные и глубокие качества личности, отражающие её способности наиболее универсально использовать и применять полученные знания, умения и опыт, владеть приемами, действовать и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях [9].

Мы не представляем, с какими ситуациями могут столкнуться наши ученики в будущем, поэтому надо учить их тому, что они могут применить в любых ситуациях.

Как отмечают исследователи [10 и др.], в проблеме организации учебного процесса основная трудность оценивания уровня сформированности компетенции заключалась в том, что компетенции проявляются только в деятельности студентов: выполнении проектов; решении проблемных ситуаций при недостатке информации и в нестандартных учебных или реальных ситуациях; решении задач, требующих интеграции знания и опыта в сочетании с поведенческими характеристиками обучающегося.

Результаты образования сегодня рассматриваются как ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент по завершении всей или части образовательной программы.

Все компетенции социальны по своему содержанию, так как вырабатываются, формируются и проявляются в социуме и призваны помогать людям (специалистам) решать новые проблемы в знакомых и незнакомых ситуациях.

Обоснование педагогических условий реализации компетентностного подхода в социально-гуманитарном образовании, разработка критериев контроля результатов обучения в форме компетенций позволит прогнозировать наилучшее отношение студентов к обучению, субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента. Развивая самостоятельность, мотивацию и планирование карьеры, необходимо разработать интегральные оценки, позволяющие установить качество сформированности у студентов по видам работ и степень общей готовности к педагогической деятельности, и степень общей готовности выпускника к трудовой деятельности. Апробирование модели педагогического сопровождения учащихся Дагестанского государственного университета на основе компетентностного подхода происходит при условии обеспечения индивидуальной образовательной траектории, формирования компетенций специалиста через контрольные задания для самостоятельной работы, включающей составление портфолио в форме дневника, портфолио достижений, портфолио-отчёта или портфолио-самооценки. Разработка педагогических технологий, средств, методов и приёмов совершенствования подготовки учащихся и оценки качества последовательного или параллельного изучения социально-педагогических дисциплин, обоснование базисных принципов организации инновационных форм учебных занятий успешно реализуются, если:

- учитываются индивидуально-типологические особенности студента в образовательной деятельности;

Библиографический список

- проводится своевременная педагогическая диагностика особенностей самообразовательной деятельности студента;

- создаются программы, включающие в себя разные средства (изучение литературы, самостоятельные упражнения и тренировку, самостоятельное выполнение практических задач, работу с аудиовизуальными средствами), методы (наглядные, словесные, практические) и формы (интерактивные лекции, семинары, тренинги, аутотренинги) активизации самообразовательной деятельности будущих специалистов;

- разрабатываются методологии мониторинга качества профессионального образования, определяется содержание профессиональных, общекультурных, психолого-педагогических компетенций специалиста гуманитарного направления; выявляются условия и механизмы реализации творческо-деятель-ностного, т. е. компетентностного подхода в национальной системе непрерывного образования;

- используется модель самообразовательной деятельности будущего специалиста, которая включает в себя: цель, задачи, структуру (подразделяющуюся на диагностику, планирование и самоконтроль);

- привлекаются к самообразовательной деятельности студенты, кураторы студенческих групп.

Стандарты третьего поколения «ФГОС 3++ высшего образования и замена действующих основных образовательных программ на компетентност-ные ставит перед вузами ряд проблем. Какие компетенции формировать, как их формировать, какие образовательные технологии использовать, как и на каких этапах обучения оценивать уровни усвоения студентами тех или иных компетенций, какую форму оценивания достижений по развитию компетенций предложить студентам в ходе обучения? Эти и другие вопросы ещё предстоит нам решать в Дагестанском государственном университете. Контроль результатов обучения в форме компетенций прогнозирует наилучшее отношение студентов к обучению, субъект-субъектному взаимодействию преподавателя и студента для развития самостоятельности, мотивации и планирования карьеры.

В числе педагогических условий эффективности компетентностного подхода, направленного на формирование готовности к профессиональному самообразованию в Дагестанском государственном университете мы выделяем следующие:

- ориентацию в обучении на развитие профессиональной компетентности, потенциала специалиста, его знания, умения, навыки, опыт деятельности;

- включение в учебный процесс имитационных ситуаций с профессионально ориентированным содержанием, требующим от студентов его самостоятельного и творческого применения;

- обеспечение возможности для проявления активной социальной позиции студентов, через вовлечение в интерактивные технологии обучения;

- содействие в актуализации потребности в профессиональном и личностном самоопределении, самореализации, рефлексии, самооценке, самоконтроле;

- ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах в ходе практических занятий;

- организация творческой работы студентов, установка на формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности;

- творческое взаимодействие преподавателей и студентов;

- материально-техническое обеспечение деятельности студентов и преподавателей.

Сегодня в мировой и отечественной теории и практике существуют трудности в разработке и оценки компетенций. Это связано с тем, что между понятиями «результаты образования» и «уровни компетенций» существует важное различие. Результаты образования могут быть выявлены и оценены преподавателем различными педагогическими измерительными материалами, а компетенции, как наиболее глубокие личностные качества обучающегося, могут быть оценены только в условиях действия и достаточно высокой мотивации достижения результата этих действий. К сожалению, сегодня общепризнанных методов измерения компетенций отсутствуют. Поэтому оценка уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников требует создания инновационной технологии комплексного оценивания совокупности как приобретаемых студентами ЗУН, так социально-личностных и профессионально значимых характеристик, формирующих компетенции будущих специалистов.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 05.02.18 № 76 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)»

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2001.

3. Аналитический обзор международных тенденций развития университетского. 2019; 6. Available at: http||charko.ru|narod.ru|an6|3.html

4. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года. Available at: www.glazev.ru/_polit/17/ Гончаров В.Н., Колосова О.Ю.

5. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш. Компетентностный подход как показатель качества подготовки специалиста в вузе. Махачкала: ИПЦ ДГУ 2011.

6. Бермус А.Г Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Интернет-журнал «Эйдос». 20-05/0910-12. Available at: www.eidoc. ru // journal/htm

7. Ямбург Е.А. Демократическая педагогика перемен. Частная школа. 1996; 6: 24 - 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.