Научная статья на тему 'Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма'

Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / этнокультурная компетентность / социальный педагог / образовательное пространство / межэтническая интеграция в этнокультурной среде. / concept / ethno-cultural competence / social pedagogue / educational space / interethnic integration in ethno-cultural environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б Ш. Алиева, Л Х. Авшалумова

В статье раскрываются проблемы формирования этнической идентичности. Обращение исследовательского взгляда к проблеме использования воспитательно-образовательного ресурса социальных институтов воспитания направлено на реализацию поиска нравственных и культурных ориентиров в воспитании подрастающего поколения. Использование духовно-нравственного потенциала этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе школы будет способствовать этнопедагогизации образовательных учреждений, формированию национального самосознания и гражданской идентичности у учащихся школ. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Разрешение современных политических, социально-экономических и нравственных (духовных) проблем российского общества во многом зависит от правильного понимания задач воспитания культуры поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL COMPETENCE AS A CONDITION FOR PREVENTING EXTREMISM AND TERRORISM

The article reveals problems of ethnic identity formation. The appeal of the research view to the problem of using the educational resource of social institutions of education is aimed at the realization of the search for moral and cultural guidelines in the education of the younger generation. The use of the spiritual and moral potential of ethno-cultural traditions in the educational process of the school will contribute to the ethnopedagogization of educational institutions, the formation of national consciousness and civic identity among school students. The mechanisms of ethno-cultural competence formation are training, education, activity and communication. The solution of modern political, socio-economic and moral (spiritual) problems of Russian society depends largely on the correct understanding of the tasks of education of a culture of behavior, on the basis of universal values

Текст научной работы на тему «Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма»

можные направления и пути применения универсальных программных средств ИКТ в работе учителя начальных классов; основные педагогические программные средства для школьников; санитарно-гигиенические требования по применению компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста;

- уметь: осуществлять различные виды информационной деятельности по сбору, обработке, хранению, отображению, систематизации информации; ориентироваться в современных условиях информатизации образования; осуществлять поиск и отбор нужной информации; применять средства ИКТ в процессе подготовки к занятию; применять ИКТ при проведении научных исследований и обработке результатов педагогического эксперимента; решать распространенные учебные задачи, стоящие перед учителем через применение ИКТ; самостоятельно выбирать средства информационно-коммуникационных технологий для достижения цели занятия, планирования и решения педагогических задач; характер взаимодействия; функциональные возможности; характер применения; дидактические цели; оценивать содержательно-методическую значимость педагогических программных средств для школьников.

В процессе подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ проводятся лекции, практические занятия, семинары и выполняется самостоятельная работа, во время проведения лекции «Образовательные возможности сети Интернет» даются знания по методике школьного мира: подходы к обучению детей младшего школьного возраста, информатики: сети, каналы связи; педагогике: формы и методы обучения.

Во избежание пассивности восприятия лекции необходимо придать ей проблемный характер. Например, проводя лекцию «Роль ИКТ в работе учителя» целесообразно ставить проблемные вопросы о роли педагога при применении ИКТ: «Могут ИКТ заменить педагога или даже удалить его из учебно-воспитательного процесса?». На лекции «Сущность понятия ИКТ и их роль на современном этапе информатизации образования» целесообразно поставить проблемы дискуссионного характера, например, «Положительные и отрицательные стороны информатизации образования». Это настраивает студентов на активное восприятие материала и желание получить ответ на интересующие их вопросы.

Библиографический список

Для наглядности учебного материала лекции, повышения информативности учебного процесса необходимо сопровождать ее компьютерной презентацией, которая имеет большой дидактический потенциал. На лекции это позволяет преподавателю оперативно, в выбранном временном режиме выводить на экран необходимую информацию. Кроме того, во время демонстрации презентации студентам предоставляется пример применения ИКТ на теоретических занятиях, развивается их информатическая культура, осуществляется эстетическое воспитание, формируется определенный эталон требований, которые будут выдвигаться перед студентами во время защиты своих работ Лекция «Сущность понятия ИКТ и их роль на современном этапе модернизации образования» сможет сориентировать студентов на самостоятельное изучение законодательной базы информатизации образования, а также ответить на вопросы, связанные с преимуществами и недостатками применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе с целью подготовки студентов к следующему семинарскому занятию «Положительные и отрицательные стороны информатизации образования». Учебный материал лекции необходимо дополнять яркими фактами и примерами из практики школьного учебного заведения.

Итак, по характеру познавательной деятельности среди других, по нашему мнению, должен преобладать частично-поисковый метод, применение которого предусматривает создание на занятии проблемной ситуации, решение которой требует применения ИКТ; отбор универсальных программных средств ИКТ, необходимых для ее решения; определения конкретного практического задания; решения его студентами с помощью ИКТ [7 - 11].

Информатизация образования осуществляется быстрыми темпами, появляются новые программные средства, информационные технологии, обновляются аппаратные средства ИКТ, предоставляя новые возможности в системе образования, поэтому одним из важнейших в процессе подготовки будущих учителей является ИКТ Принцип информатичности предусматривает широкое использование аппаратных и программных средств в процессе подготовки будущих учителей к применению ИКТ для развития личности студентов, организации самостоятельной работы; создание системы информационного обеспечения этого процесса.

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. Москва: Просвещение, 1990.

2. Бех И.Д. Компетентностный подход в современном образовании. Педагогика высшей школы: методология, теория, технология. Москва: Генезис, 2009: 21 - 24.

3. Вербицкий А.А. Школа контекстного обучения, как модель реализации компетентностного похода в общем образовании. Педагогика. 2009; № 2: 12 - 18.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: МГУ 1975.

5. Подготовка будущего учителя к внедрению педагогических технологий: учебное пособие. Под редакцией И.А. Зязюна, О.М. Пехоты. Москва: Изд-во А.С.К., 2003.

6. Фоминых Н.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании филологических дисциплин: учебно-методическое пособие. Севастополь: Рибест, 2011.

7. Магомеддибирова З.А., Альбекхаджиева З. К вопросу о формировании информационной культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 115 - 117.

8. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 48-1: 90 - 100.

9. Абдулгалимов РМ., Абдулгалимова ГН., Алибекова З.Н. и др. Современные психолого-педагогические исследования - результаты, проблемы, прогнозы: коллективная монография. Москва, 2017.

10. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

11. Аббасова Л.И., Бажан З.И., Бузни В.А. и др. Современные тенденции дошкольного и начального образования: коллективная монография. Ялта, 2016.

References

1. Abdullina O.A. Obschepedagogicheskaya podgotovka uchitelej v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.

2. Beh I.D. Kompetentnostnyj podhod v sovremennom obrazovanii. Pedagogika vysshej shkoly: metodologiya, teoriya, tehnologiya. Moskva: Genezis, 2009: 21 - 24.

3. Verbickij A.A. Shkola kontekstnogo obucheniya, kak model' realizacii kompetentnostnogo pohoda v obschem obrazovanii. Pedagogika. 2009; № 2: 12 - 18.

4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: MGU, 1975.

5. Podgotovka buduschego uchitelya k vnedreniyu pedagogicheskih tehnologij: uchebnoe posobie. Pod redakciej I.A. Zyazyuna, O.M. Pehoty. Moskva: Izd-vo A.S.K., 2003.

6. Fominyh N.Yu. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii vprepodavanii filologicheskih disciplin: uchebno-metodicheskoe posobie. Sevastopol': Ribest, 2011.

7. Magomeddibirova Z.A., Al'bekhadzhieva Z. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 115 - 117.

8. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Lichnost' uchitelya cherez prizmu tysyacheletij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 48-1: 90 - 100.

9. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N., Alibekova Z.N. i dr. Sovremennyepsihologo-pedagogicheskieissledovaniya-rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

10. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

11. Abbasova L.I., Bazhan Z.I., Buzni V.A. i dr. Sovremennye tendencii doshkol'nogo inachal'nogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Yalta, 2016.

Статья поступила в редакцию 31.10.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10015

Aliyeva B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Avshalumova L.Kh., Professor, Head of Department of History and Theory of Religion and Culture, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

ETHNO-CULTURAL COMPETENCE AS A CONDITION FOR PREVENTING EXTREMISM AND TERRORISM. The article reveals problems of ethnic identity formation. The appeal of the research view to the problem of using the educational resource of social institutions of education is aimed at the realization of the search for moral and cultural guidelines in the education of the younger generation. The use of the spiritual and moral potential of ethno-cultural traditions in the educational process of the school will contribute to the ethnopedagogization of educational institutions, the formation of national consciousness and civic identity among school students. The mechanisms of ethno-cultural competence formation are training, education, activity and communication. The solution of modern political, socio-economic and moral (spiritual) problems of Russian society depends largely on the correct understanding of the tasks of education of a culture of behavior, on the basis of universal values.

Key words: concept, ethno-cultural competence, social pedagogue, educational space, interethnic integration in ethno-cultural environment.

Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. обшей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

Л.Х. Аешалумоеа, проф., зав. каф. истории и теории религии и культуры Дагестанского государственного университета, г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

В статье раскрываются проблемы формирования этнической идентичности. Обращение исследовательского взгляда к проблеме использования воспитательно-образовательного ресурса социальных институтов воспитания направлено на реализацию поиска нравственных и культурных ориентиров в воспитании подрастающего поколения. Использование духовно-нравственного потенциала этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе школы будет способствовать этнопедагогизации образовательных учреждений, формированию национального самосознания и гражданской идентичности у учащихся школ. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Разрешение современных политических, социально-экономических и нравственных (духовных) проблем российского общества во многом зависит от правильного понимания задач воспитания культуры поведения.

Ключевые слова: концепция, этнокультурная компетентность, социальный педагог, образовательное пространство, межэтническая интеграция в этнокультурной среде.

В условиях интенсификации миграции народов мира, увеличения числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Характерной особенностью современной образовательной среды является ее полиэтничность, а трансформации этнической идентичности будут способствовать разнообразие культурного окружения и иная система ценностей. Воспитание молодежи во все времена и у всех народов являлось абсолютной гуманистической ценностью. Сегодня на уровне Президента и Правительства РФ принят ряд нормативных актов, направленных на установление высокого социального статуса работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с демократическими преобразованиями в стране: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2012 г № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г № 1760-р), Концепция государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский Федеральный округ до 2025 г (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г № 506-р), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и общим контекстом «Национальной доктрины образования», принятой на период до 2025 г, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и другие документы, которые являются стратегическими ориентирами для всех социальных институтов общества в решении широкого спектра задач патриотического воспитания [1 - 7].

В настоящий момент в условиях развивающей демократии обретает новое дыхание истинно прогрессивного в рамках национального. Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими становятся педагогические, этнопедагогические. Исследование этой проблемы в современной России представляет собой особую значимость, т.к. отсутствие высокой национальной идеи, понятной народу и способной объединить его, привело к вакууму духовности, кризису в отечественном воспитании ввиду недостаточно созданных условий, использования не в полную силу социально-культурных, этнически-ценностных ресурсов народной педагогики, доказавших свою эффективность на протяжении тысячелетий.

На необходимость укрепления духовно-нравственных основ российского общества и совершенствования государственной политики по основным направлениям воспитания указывает целый ряд стратегических государственных (Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на основе Указа Президента РФ от 19 декабря 2012 г № 1666, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г, Национальная доктрина образования Российской Федерации,) и нормативно-правовых (Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) документов, в которых в качестве главной цели выдвигается необходимость сохранения этнокультурной самобытности народов, активизации всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур [1 - 8].

Под этнокультурной компетентностью специалиста понимается общая способность к результативному использованию знаний культуры своего народа и других этносов в межнациональном общении и при решении конкретных профессиональных и социальных задач в поликультурном обществе; интегральная характеристика, определяющая способность (умение) специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи с учетом этнокультурных особенностей региона и коллектива, реальных ситуаций, национально-психологических особенностей, жизненного опыта, ценностей и наклонностей партнеров» [5, с. 103]. Этнокультурная компетентность позволяет личности найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, устранению нетерпимого отношения

к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. Одним из основных факторов формирования этнокультурной компетентности является этнокультурная среда, которая является пространственно-временным отражением ментальности народа, воплощает национальный идеал, культурный стереотип этнического бытия, апробированные механизмы передачи социального опыта, ценностных ориентаций, воспитательных обычаев и традиций. Этнокультурная среда как макро- и микросреда, транслирующая национальные ценности на уровне 1) общественных институтов, прав и норм жизнедеятельности, 2) ближайшего окружения ребенка, складывающегося из школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, клуб и др.), семьи, подростковых объединений [2, с. 23].

В рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории РАО по проблемам формирования личности в поликультурной среде нами было проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний учащихся пяти образовательных учреждений г. Махачкалы: школы № 13, № 22, № 7, № 3, № 1. Методом случайной выборки были отобраны 140 детей, отличающихся по половому, этническому и возрастному (12 - 18 лет) признакам. Из них 20 школьников - аварцы, 16 - даргинцы, 17 - лакцы, 10 - лезгины, 8 - кумыки, 10 - русские, 30 учащихся назвали себя метисами. Один из пунктов опросника предлагал школьникам высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. Согласно ответам 50% детей это считают нормальным явлением, 30% опрашиваемых нравится, что все люди разные, 22% респондентов указали, что этнокультурные различия их не затрагивают. В то же время 3% отметили, что этнокультурные различия их раздражают. Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. Многие из детей не знают, как воспринимать культурные различия, что может стать причиной для возникновения неприятия других. В связи с этим детям еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразие может сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее [2, с. 89].

В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности выступает обучение, воспитание, деятельность и общение.

Наличие этнокультурной компетентности у специалиста предполагает:

- знание национально-психологических особенностей иноэтнических партнеров;

- знание этнокультурных особенностей народов, с представителями которых взаимодействует специалист;

- высокий уровень этнокультурной и конфессиональной толерантности специалиста;

- умение вести этнокультурный диалог, обеспечивающий эффективное (результативное) решение профессиональных и социальных задач в процессе жизнедеятельности [5, с. 90].

Целостность и будущность России во многом связана с ее полиэтнично-

стью.

Общеизвестно, что Дагестан - это миниатюрная Россия во многом благодаря благоприятной этнокультурной среде, являющейся фактором аксиологического воспитания старшеклассника, пространственно-временным отражением ментальности народа, воплощающей национальный идеал, культурный стереотип этнического бытия, апробированные механизмы передачи социального опыта, ценностных ориентаций, воспитательных обычаев и традиций» [1, с. 25]. Здесь проживают более 33 народностей, в современных условиях в Дагестане на приемлемо возможном уровне достигнута межэтническая гармония, способствующая межэтнической интеграции.

Интеграция межэтническая (лат. Медгайо - восстановление, восполнение) - вид этнических процессов, заключающийся в сближении этнических общностей в результате их культурных контактов, ведущий к появлению у них общих черт в культурной, духовной, социально-экономической сферах их жизнедеятельности. Человек в большинстве случае не только сохраняет приверженность

к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам.

Идентификация этническая (лат Identificare - отождествлять) - «психологический процесс отождествления индивида себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, нормы образа жизни и культурные ценности» [3]. Как справедливо отмечают специалисты, занимающиеся этой проблемой, идентификация индивида с этносом происходит на основе принципа самоопределения этнической принадлежности. Согласно этому принципу, человек принадлежит к той этнической общности, с которой он сам считает себя связанным общностью языка, культуры, быта. Вопрос об этнической принадлежности решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живет семья, от языка, преобладающего в ней, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, наконец, от окружающей этнической среды. Наши длительные наблюдения за смешанными семьями показали, что при равных условиях в них чаще всего преобладает язык и культурно-бытовая обстановка этноса матери, к которому и причисляют себя дети по достижении совершеннолетия.

Идентичность - тождественность человека самому себе, твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру.

В контексте этнокультурной компетентности личности «грамотность» может определяться как:

- способность воспринимать себя (этнокультуру своего народа) и индивидуальные этнокультурные различия окружающих людей, управлять собой в совместной деятельности с представителями других этносов, взаимодействовать и вступать в социальные контакты с людьми в поликультурном мире;

- способность наблюдать, воспринимать и разумно взаимодействовать с окружающим миром природы, с многонациональным поликультурным обществом, воспринимать себя как часть общего природного мира и поликультурного общества.

При формировании этнопедагогических компетенций у будущих учителей необходимо создание сквозной модели «развивающей» этнокультурной среды; педагогических ситуаций по использованию потенциала культурного наследия; понимание своей национальной культуры и культур и обычаев других народов.

Отметим наиболее благоприятные условия, способствующие реализации этнокультурного потенциала социокультурной среды, формирующие этнокультурную компетентность и содействующие становлению этнической идентичности:

- Реализацию этнокультурного потенциала социокультурной среды следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм, необходимых для создания организованного целенаправленного влияния на формирование личности с заданными качествами на основе народной педагогической культуры, традиционного быта и семейно-родственных отношений.

- Семья народов Северного Кавказа представляет собой этнопедагоги-ческое пространство, социокультурную среду, интегрирующую национальные, российские, общечеловеческие социальные, культурные особенности при доминирующей роли собственно этнических. Социальная, этнологическая, демографическая, культурная специфика дагестанской семьи обусловливает народные воспитательные традиции.

- Система традиционного воспитания народов Дагестана включает не только семью, но и организованные традиционные общности более высокого класса - джамаат, тухум, годекан, а также духовные факторы - ислам, обычаи, обряды, праздники, фольклор (сказки, пословицы, исторические предания, и др.). Широкий взгляд на исследуемую проблему позволяет представить этнопе-дагогику дагестанской семьи как составную часть педагогики семейного воспитания народов России.

- К этнопедагогическим аспектам инвариантов социокультурной среды относятся: природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример - идеал (идеи - символы, события - символы, личности - символы).

- Сохранение культурного своеобразия современных локальных цивилизаций напрямую зависит от активной экспансии чужих ценностей, образа и стиля жизни, порождения новых общезначимых целей и интегрирующих общество гуманистических идеалов, выстраивания грамотной геополитической политики (полилога); признания серьезности проблемы и приоритетности социализации по сравнению с воспитанием. Педагогизация воспитания все более становится одной из самых животрепещущих проблем современности, в связи с чем необходимо усилить гуманитарную составляющую и в науке, и в образовании.

- Подъем культуры надо начинать с благоприятных условий для возрождения традиционной культуры воспитания, что является началом всех начал.

- Усиление патриотической направленности образования и социализации, признание того, что все народы - великие педагоги. Этот тезис снимает с повестки дня вопрос об отсталых в культурном отношении народов. Пренебрежение к культуре любого из народов есть бескультурье, ибо ни одна националь-

ная культура, пусть и самая богатая, не является самодостаточной. Национальная ограниченность в любой форме губительна и для личности, и для народа как исторической личности.

- Принятие ряда ограничительных мер по примеру развитых стран и в рамках Конституции страны, проявив политическую волю.

- Возрождение принципа природосообразности и признания, что воспитание - это организация нравственно-осмысленной, духовно-насыщенной событийной жизни.

- Выстраивание гуманистической модели воспитания, включающей как можно больше уважения и больше требовательности.

- В основу системы всех ступеней образования будут положены прогрессивные идеи народной педагогики как источник совершенствования этой системы и повышения ее воспитательного потенциала, также должны быть созданы педагогические условия, способствующие воспитанию ценностно-ориентированной и духовно здоровой личности посредством перевода «кругов ценностей» общечеловеческих, которые прошли испытание временем (жизнь, свобода, счастье, честь) в ценности, обладающие характером преемственности, будучи передаваемые из поколения в поколение (труд, красота, гуманизм, знание, идеал воспитанного человека, Отечество).

- Преемственность семейных традиций чрезвычайно актуальна для страны, важно восстановить в сознании людей модель здоровой семьи, ориентированной на продолжение рода, возрождение ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям.

- Совершенствование в целях реализации задач духовно-нравственного воспитания форм и методов внеклассной и внеаудиторной работы на этнокультурной парадигме, представленной системой нравов, традиций и обычаев, образующих основу для формирования этнообразовательных систем воспитания и обучения у учащихся школ, студентов колледжей и вузов.

- Целесообразно активизировать исследования в области культуры воспитания у народов России и стран СНГ изучить данную проблему на материалах этнических ценностей народов Северного Кавказа, теоретически осмыслить опыт семейного воспитания народов Востока. Подобные исследования создадут солидную базу для более глубокого и полного понимания сущности и специфики семейной педагогики как важной составляющей педагогической науки в целом.

- Улучшение положения в общественном и семейном воспитании требует стратегического, концептуального и программного подхода на основе интеграции научного потенциала гуманитарных наук (философия, социология, этнография, психология, филология, культурология и др.) в решении задачи воспитания учащейся молодежи на общечеловеческих ценностях.

- В целях расширения зоны взаимодействия для установления контактов и оказания помощи в реализации использования педагогического потенциала этнокультурных ценностей педагогами, работающими в системе национального образования, координировать усилия научно-педагогической общественности в режиме решения задач воспитания и образования подрастающего поколения.

- Исследования традиций воспитания народов Дагестана как феномена действительности показывает, что обращение с историей как с коллективной памятью народа предполагает высокий уровень культуры, исторического мышления, мировоззренческой взвешенности, методологической собранности и дисциплины ученых.

- Сохранение обычаев, адатов, обрядов в разных социально-культурных сферах обусловлено как социальным наследованием исторически накопленного опыта народа, так и индивидуально-психологической природой человека, потребностью и способностью к этому наследованию.

На этом этнопедагогизированном правовом поле, представленном государственным законодательством, могут работать духовные, национальные и общественные организации, призванные обеспечить эффективную этно-педагогизацию процесса взаимодействий семьи и школы. Это, прежде всего, относится к взаимодействию государственных органов управления и органов местного самоуправления, духовных, национальных и общественных организаций. Разрешение современных политических, социально-экономических и нравственных (духовных) проблем российского общества во многом зависит от правильного понимания задач воспитания культуры поведения на основе общечеловеческих ценностей, а более всего - от скоординированности и согласованности всех социальных институтов для реализации поставленных задач воспитания. С этой целью необходимо создание условий для выявления, обобщения, анализа основных компонентов системы традиционного воспитания народов Дагестана, включающую не только семью, но и организованные традиционные общности более высокого класса - джамаат, тухум, годекан, а также духовные факторы - ислам, обычаи, обряды, праздники, фольклор (сказки, пословицы, исторические предания, и др.), позволяющую представить этнопеда-гогику народов Дагестана как составную часть педагогики воспитания народов России. Также необходимо дальнейшее изучение этнокультурного потенциала системы воспитания различных народов России, что будет содействовать развитию у учащихся способности к пониманию культур, восприятию разнообразия и межкультурных различий, приверженности к этическим ценностям: истины, веры, любви, красоте и др.

Библиографический список

1. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2006.

2. Алиева Б.Ш., Алибекова З.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды. Махачкала, 2014.

3. Вешнякова С.М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва, 1999: 6 - 7.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Москва, 1975.

5. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. Ростов-на-Дону, 2010.

6. Слободчиков В., Крылова Н. Терминологический словарь. Учительская газета. 1994; № 34, 13 сентября.

References

1. Alieva B.Sh. 'Etnopedagogika dagestanskoj sem'i: monografiya. Pyatigorsk: PGLU, 2006.

2. Alieva B.Sh., Alibekova Z.N. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya starsheklassnikov k sem'e v usloviyah 'etnokul'turnojsredy. Mahachkala, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Veshnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie: slovar', klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moskva, 1999: 6 - 7.

4. Volkov G.N. 'Etnopedagogika chuvashskogo naroda. Moskva, 1975.

5. Efremova N.F. Formirovanie i ocenivanie kompetencij v obrazovanii: monografiya. Rostov-na-Donu, 2010.

6. Slobodchikov V., Krylova N. Terminologicheskijslovar'. Uchitel'skaya gazeta. 1994; № 34, 13 sentyabrya.

Статья поступила в редакцию 30.10.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10016

Tukhvatullin B.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Automobiles, Armored Weapons and Equipment, NVI of the National Guard Troops (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Kodoeva A.Ch, Cand. of Sciences (Philology), Head of Planning and Quality Control Department of the Educational Process and Practice, Educational Department, Kaliningrad Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Kaliningrad, Russia), E-mail: [email protected]

Ilyichenkov A.S., senior lecturer, Department of Automobiles, Armored Weapons and Equipment, NVI of the National Guard Troops (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL AND PERSONAL DECISION OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article studies the process of professional and personal formation of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the context of their age. It is concluded that the process of teaching cadets at a university is not a major factor in professional and personal self-determination. In those cases when a cadet demonstrates a passively benevolent attitude towards learning, the process of professional and personal self-determination occurs at the end of the university. If the cadet negatively relates to the learning process, this choice of professional and personal direction occurs without the presence of cognitive interest. The most important aspect of the process of professional and personal self-determination of cadets of universities is the conformity of the orientation and ability of cadets to certain criteria imposed by the professional direction of the personality.

Key words: cadet, university, professional and personal formation, self-determination of personality.

Б.Т. Тухватуллин, канд. пед. наук, доц., Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

А.Ч. Кодоева, канд. филол. наук, нач. отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Калининград, E-mail: [email protected]

А.С. Ильиченков, доц., Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ

В статье изучен процесс профессионально-личностного становления курсантов вузов МВД РФ в контексте особенностей их возраста. Сделан вывод о том, что процесс обучения курсантов в вузе не является основным фактором профессионально-личностного самоопределения. В тех случаях, когда можно наблюдать проявление курсантом пассивно доброжелательного отношения к обучению - процесс профессионально-личностного самоопределения происходит по окончании вуза. В случае если курсант негативно относится к процессу обучения, данный выбор профессионально-личностного направления происходит без наличия познавательного интереса. Наиболее важным аспектом процесса профессионально-личностного самоопределения курсантов вузов являются соответствие направленности и способности курсанта определенным критериям, предъявляемым к профессиональным направлениям личности.

Ключевые слова: курсант, вуз, профессионально-личностное становление, самоопределение личности.

Исследование особенностей профессионально-личностного развития курсантов представляет собой важную педагогическую задачу, от успешности решения которой зависит результативность формирования у них высокого уровня профессиональной устойчивости. Управление процессом адаптации курсантов на протяжении всех лет обучения в вузе создает необходимую организационную и содержательную основу для формирования у них необходимого уровня готовности к решению профессиональных задач, обеспечивает высокий уровень профессиональной устойчивости.

Курсант, поступая в вуз и будучи мотивированным к овладению основами профессии, сталкивается с трудностями и проблемами личностного, социального, психолого-педагогического порядка. В этой связи не все первокурсники оказываются настолько сильными, чтобы справиться самостоятельно со всеми трудностями обучения в вузе. В связи с изменениями, которые происходят в последние годы в различных сферах жизни в нашей стране, очень важно, чтобы молодые люди понимали, что от осознанности их профессионального выбора, уровня их образованности, усилий, которые они будут прилагать в процессе обучения, зависит успешность в их в выбранной профессии.

Чтобы лучше осознать специфику процесса адаптации курсантов к условиям обучения в вузе МВД РФ, рассмотрим формирование понятия «адаптация» как общенаучной теоретической и прикладной проблемы.

Используемое в контексте психолого-педагогических исследований понятие «адаптация» первоначально получило развитие в сфере биологии. С его помощью Ч. Дарвин описал поведение сложной открытой системы при нарушении её подвижного равновесного состояния (гомеостаза), которое сохраняется при противодействии системы факторам (внутренним и внешним), нарушающим это равновесие [1]. Благодаря взглядам Ч. Дарвина и его последователей, адаптация рассматривалась как полезные для организма изменения, которые отражают воздействие на организм факторов окружающей среды. Таким образом, в настоящее время проблема адаптации носит междисциплинарный характер и представляет особый интерес для исследования вопросов развития мотивации курсантов, их готовности к решению профессиональных задач.

В психолого-педагогической литературе студенческий возраст считается юношеским. Довольно большое количество ученых и исследователей начала ХХ века основной акцент делают на внутренне-личностном развитии представи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.