преодоления трудностей. Четвёртый этап связан с умением работать в команде. Работа в команде значительно важнее по результату, чем специалиста-одиночки, если администрация
Библиографический список
любой образовательной организации осознаёт необходимость его изменений, видит в инновациях не угрозу, а развитие и активно участвует в этом.
1. Андреев В.И. Конкурентология: Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2004.
2. Кибанов А.Я. Управление персоналом в России: история и современность: монография. Под редакцией А.Я. Кибанова. Москва: ИНФРА-М, 2013.
3. Осипова С.И. Формирование конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза. Ответственный редактор С.И. Осипова. Красноярск, 2011.
4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва, 2002.
References
1. Andreev V.I. Konkurentologiya: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan', 2004.
2. Kibanov A.Ya. Upravlenie personalom v Rossii: istoriya i sovremennost': monografiya. Pod redakciej A.Ya. Kibanova. Moskva: INFRA-M, 2013.
3. Osipova S.I. Formirovanie konkurentosposobnogo specialista v obrazovatel'nom processe vuza. Otvetstvennyj redaktor S.I. Osipova. Krasnoyarsk, 2011.
4. Mitina L.M. Psihologiya razvitiya konkurentosposobnojlichnosti. Moskva, 2002.
Статья поступила в редакцию 18.11.17
УДК: 37.018.1
Aliyeva B.SH., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Akhmedova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Omarashabova Z.H., postgraduate, Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF ADOLESCENT VITALITY BY MEANS OF ETHNOPEDAGOGY. The article analyses modern problems of education, connected with arising a phenomenon of the lack of spirituality in education, realized particularly in aggressive ignorance, which deletes spiritual "code of' nation and causes a new system of the requirements for the society. The society courses on unbringing a personality must be based on educational potential of traditions of folk pedagogy. The authors describe pedagogical conditions for proper life values on the bases of ethnopedagogy. The article concludes that the formation of viability in adolescents is only possible with targeted training of the teacher to establish a particular pedagogical environment, in collaboration with the family and the teenager.
Key words: education, viability in teenagers, traditions of folk pedagogy.
Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.Г. Ахмедова, канд. пед. наук, доц. каф. общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.Х. Омарасхабова, аспирант каф. общей и социальной педагогики Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Современные проблемы воспитания связаны в основном с возникновением феномена агрессивного невежества молодежи на фоне информационного давления в мире, которое вызывают новую систему требований общества к личности. Особенно подростки затруднены в выборе жизненных ценностей и ориентированы в основном на потребление материальных благ, что приводит к потере ими духовного смысла жизни и способности к самореализации. Авторы предлагают создать педагогические условия воспитания жизнеспособности подростков на основе воспитательного потенциала этно-педагогики.
Ключевые слова: воспитание жизнеспособности, подростки, этнопедагогические традиции, духовный «код» нации, сотрудничество в этнопедагогике.
На каждом историческом этапе развития человечества значительные перемены в общественном устройстве страны, масштабы глобализации мировых политических процессов оказывают существенное влияние на формирование ценностных, гуманистических ориентаций в жизни отдельного человека, на формирование его личности. Вызовы современности к личности предопределяют цели образования и воспитания социальных институтов. В то же время в современном воспитании утеряна или сведена к минимуму роль многих социальных институтов, общественных и государственных организаций, ранее занимавших ведущее место в процессе социализации личности. Попытки возложить ответственность за воспитание детей на семью как ячейки общества оказались провальными по причине того, что большинство из них разрушается по личным причинам, а многие родители психологически и педагогически не подготовлены к воспитательной деятельности.
Как показывают мировые события последних лет, среда жизнедеятельности подростков становится кризисной и неблагоприятной по экономическим и политическим причинам в условиях агрессивной конкуренции государств, этносов, религиозных течений и учений и критические периоды в мире. Внешне это проявляется в обострении сепаратизма этносов, стремлении государств к религиозной и светской консолидации граждан путем их негласного правового ограничения по разным признакам. Часто в эти процессы вовлечена молодежь
Подростковый возраст - это переходный период особенно важный для развития здоровых адаптационных способностей личности и умение противостоять внешним неблагоприятным обстоятельствам. Приобретение вредных привычек (употребление наркотиков, курение, праздный и аморальный образ жизни, бродяжничество, девиантное поведение и т. д.) и сопряженные с ними насилие со стороны, эмоциональные травмы и проблемы с
психическим здоровьем делают этот возраст особенно опасным. Показательно, что в подростковом возрасте уровень суицидов и смертности от насильственных действий возрастает более чем в два раза [1] . Одновременно вызывает опасение физическое здоровье подростков, когда заболеваемость в школьном возрасте превышает 80% из их общего числа. Это обусловлено не только плохой экологией и неправильным питанием, но и гиподинамией подростков в связи с уходом в виртуальный мир (игры - компьютерные, общение - телефонное, информация - интернетная и т. д.).
Именно поэтому проблема формирования жизнеспособности у подростков становится все более актуальной для системы образования. В декларации ЮНЕСКО «Образование 21 века» заявлено, что главной целью образования должно стать формирование жизнеспособной личности. Мы согласны с М.П. Гурьяновой, которая отмечает: «Идея формирования жизнеспособного поколения должна быть выдвинута на уровень национального приоритета в общегосударственной, социальной, семейной, молодежной политике» [2, с. 8].
В педагогических исследованиях жизнеспособность - это индивидуальная способность человека к самостоятельному существованию, развитию, выживанию, управлению собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, когнитивной сферами в контексте социальных, культурных норм и средовых условий. «Жизнеспособность личности - это способность человека к самоопределению, самостоятельному выбору жизненного пути, жизнетворчеству, организации собственной жизнедеятельности» [2, с. 10]. Введение понятия «жизнеспособность личности» в педагогику обусловлено фактом, что для части молодежи свойственны склонность к асоциальному, виртуальному образу жизни. А жизнеспособная личность - нравственно-волевая, духовно-развитая, физически активная, социально зрелая, психологически устойчивая личность обладающая знаниями и способностями, необходимыми для жизни в современном обществе.
В настоящее время отечественные разработки по проблеме формирования жизнеспособности хоть и многочисленны, но эпизодичны, разрозненны и мало систематизированы по различным направлениям этнопедагогической деятельности. Реализация принципа народности в современной педагогике сводится к генерализации передачи от поколения к поколению национально-исторических традиций, обычаев, ритуалов, фольклора, этических норм и т. д. [3], По нашему мнению, особенно обойден вопрос использования потенциала и средств народной педагогики, которая может быть переориентирована на социализацию детей и подростков в современных специфических и быстро изменяющихся жизненных условиях.
Проблемы воспитания жизнеспособности подростков были всегда - они были обусловлены в основном социально-экономическими факторами. В современном мире становятся определяющими деструктивными факторами для становящейся личности катастрофические социально-педагогические ситуации: [4].
- разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
- возникновение феномена бездуховности, проявляющееся, в частности, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации;
- возникновение новой системы требований общества к личности, которые порождены новыми социальными реалиями;
- активное навязывание конкретному этносу извне чуждых ценностей, как один из способов попытки их покорения или ассимиляции мирным путем;
- переоценка роли в образовании компонента «обучение» и ослабление позиции воспитывающего обучения и обучающего воспитания и т. д.
Воспитание жизнеспособной личности означает не только научить подростка жить, выживать, а развиваться как личность -инициативный носитель и проводник духовно-нравственных ценностей. Данное качество личности проявляется в созидательной активности, активной работе по преобразованию самого себя и окружающей среды. Это предполагает ценностную ориентацию подростка на здоровый образ жизни и нравственное поведение его как личности в любой обстановке.
Внутренняя опора для обретения жизнеспособности - опора на собственные силы, благоприятная обстановка в семье, малых субкультурных группах и других общностях, требует подкрепления внешней опорой - надежными жизненными устоями сообщества, прочностью авторитета власти, нравственными ориентирами.
Исследования внутреннего мира подростков показывает, что его характерная особенность - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с поступками, действиями поведением. Это результат смещения традиционно-положительных моральных ценностей и нравственных идеалов этнопедагогики на притягательный образ современных «авторитетов».
По мнению К. Левановой, подросток находится в обществе в положении маргинальной личности и одновременно принадлежит двум культурам [5]. Он уже вышел из сообщества детей, но еще не является взрослым. Типичными чертами подростка являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам, выбор неожиданных кумиров. Если вовремя не понять и направить его развитие, инфантильность, безразличие, социальная незрелость прогрессируют, что приводит к нежеланию свое будущее связывать с трудом вообще, а в сфере материального производства в особенности. В таком состоянии подростков легко вовлечь в криминальный мир или увлечь в такими опасными виртуальными и реальными играми как «Синий кит», «зацепинг» (езда на крыше или дверях транспорта), «ру-финг» (бег по крышам зданий), крутые сэлфи и т. д. Фактически это появления агрессии подростка как в отношении к окружающим людям, так и к самому себе. В результате подросток формируется как асоциальная личность или впадает во фрустрацию.
Следует отметить, что жизнеспособные подростки адаптируются к опасной среде, что происходит благодаря их твердой уверенности в собственных силах, навыкам преодоления трудностей, к труду и умению избегать опасных ситуаций. Такие подростки способны противостоять бедам и оправляться от них и часто демонстрируют свою компетентность, попадая в стрессовые ситуации. Некоторые подростки могут быть жизнеспособны по отношению к одним обстоятельствам, но в то же время могут быть неустойчивы по отношению к другим. Кроме того, уровень жизнеспособности может меняться со временем и в разных условиях, о которых они должны иметь представление.
Жизнеспособность подростков тесно связана с индивидуальными возможностями, тесными семейными связями и возможностью получения поддержки общества. Мы предполагаем, что одним из основных направлений формирования жизнеспособности подростков является разработка системы социаль-но-педагогическихусловий решения этой проблемы на традициях воспитания народов, в частности, Дагестана с опорой школы на этнокультурные особенности среды жизнедеятельности. Использование в воспитании традиций народов, прошедших испытание временем, позволит выработать меры противостояния асоциальной культуре. Процесс формирования жизнеспособной личности должен осуществляться через приобщение к ценностям, нормам поведения и общения, культуре народа (как своего, так других народов) на основе применения современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
При этом необходимо учесть обусловленность формирования жизнеспособности подростков по преимуществу двумя группами факторов. Первая группа факторов связана с ориентацией на научное исследование содержания семейного воспитания, ориентированного на социализацию подростка и формирование его жизнеспособности в соответствии с требованиями определенного социума. В то же время школа обязана обеспечивать единство воспитательного воздействия общества, родителей и педагогов, создавая педагогические условия, обеспечивающие формирование жизнеспособности подростков, при котором закладываются все базовые положительные качества ребенка, формируются его мировоззрение, убеждения, отношение к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе.
Вторая группа факторов, обусловливающая актуальность проблемы, связана с противоречиями между сложившимися новыми социально-педагогическими условиями воспитания в образовательной среде и среде жизнедеятельности учащихся и недостаточной изученностью их влияния на воспитательную деятельность семьи и школы. Обращает внимание, что в образовательной среде в ситуации социальной неопределенности, нестабильности, кризиса делаются усилия для создания целенаправленной гуманистической системы воспитания. Но фактически не удаётся ориентировать эту систему на индивидуальность, жизненные установки современных подростков по разным причинам.
Этническая педагогика является отражением образа жизни, природного, социального, производственного окружения
людей в конкретном регионе и связана с принадлежностью к определенному народу, нации, этносу. Она ориентирована на эт-нокультурность, что позволяет обеспечивать взаимную поддержку школы, этноса, семьи при воспитании и делает её установки жизненными, а не отвлеченными от бытия подростков.
Основным предметом изучения современной этнопедагоги-ки является не только закономерности становления и развития традиционных культур воспитания, а их влияние на функционирование современных многонациональных систем образования и воспитания [6].
Следует учесть, что продолжительная жизнь в одном государстве, общее историческое прошлое сближает людей, объединяет их этнопедагогические ценности. К примеру, в полиэтническом Дагестане, где веками мирно живут более тридцати и более национальностей, многие этнические идеи, мысли, культуры вза-имопроникнуты, взаимообогащены и интегрированы, особенно в городских условиях. В этих условиях цель дагестанского народного воспитания независимо от этноса выражается в формировании разносторонне развитой личности, готовой к полноценной жизни в многокультурном обществе. Мы изучили основные противоречия, обусловленные проблемами внедрения этнопедаго-гических установок в процесс обучения и воспитания подростков.
Отмечаем, что в традиционной этнопедагогике при воспитании жизнеспособности подростков обращается особое внимание на задачи физического и трудового воспитания, на что указывают обилие различного рода физических соревнований, инициаций, игр, трудовых участий в ней. На наш взгляд, основной задачей современной этнопедагогики является способствование формированию духовно - нравственной личности на основе культурных традиций не одного народа, а при взаимном дополнении и обмене культурными ценностями.
Содержание народного воспитания во многом определяет результаты социализации личности. Фактически содержание народного воспитания определяется индивидуально в каждой семье, роде, когда субъекты воспитания включают ребёнка в разнообразные ролевые отношения, что формирует его взгляды, ценностные ориентации, мировоззрение, мотивы поведения и деятельности. Если в семье не придерживаются традиций, то влияние этнопедагогики случайное.
Традиционно принято выделять следующие методы воспитания в народной педагогике: методы воспитания словом, делом, религией, искусством, традициями, игрой, общественным мнением. К примеру, религиозная направленность современной семьи изменяет внешний облик подростков (бородки, хиджабы), что неизменно приводит к изменению внутреннего мира. К сожалению, семьи становятся бессильны, когда некоторые подростки принимают установку безоговорочной готовности жертвовать жизнью ради ложно понятых ценностей религии.
Одновременно в дагестанской школе происходит уникальное явление: изучение этнических традиций, обычаев и т. д. на русском языке (межнационального общения) - носителе информации о русском народе. Тем самим решать задачи воспитания жизнеспособности подростков на основе этнопедагогики становится сложнее. Тем более, по нашим исследованиям большая часть преподавателей школ не владеют родным языком в полном объеме. А язык - это носитель духовно-нравственной информации.
В этнопедагогике наблюдается дифференциация форм воспитания, например: пословицы - для социально-этического воспитания; загадки - для умственного воспитания; песни - для эстетического, патриотического воспитания и т. д. Мы предложили респондентам - педагогам школ привести конкретные примеры содержания перечисленных форм воспитания у разных этносов и определить их потенциал, ориентированную на жизнеспособность подростков.
Средствами воспитания этнопедагогики выступают: содержание, формы, методы, приемы, материальные и духовные ценности народного воспитания; традиции, обряды, обычаи, ритуалы, уклад быта и семейных отношений; народное художественное и ремесленническое творчество и т.д. Но, воспитание жизнеспособности на основе таких качеств как трудолюбие, смелость, честность, уважительность, человеческое достоинство и т.д. имеет этнические особенности, связанные со способами социализации и подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и ментальные (духовные). Золотое правило народной педагогики озвучил Г.Н. Волков: «....без духовности - нет личности, без личности - нет народа, как исторической общности» [7].
Мы считаем, что сущность процесса воспитания жизнеспособной личности на потенциале этнопедагогики основывается на психолого-педагогическом сопровождении личностного роста подростка (способности мыслить, чувствовать, действовать) и создании условий для этого роста и развития. В процессе целенаправленного воспитания средствами этнопедагогики необходимо использовать воздействие позитивных факторов среды на формирование жизнеспособности личности и ослаблять влияние негативных.
Субъектами целенаправленного формирования жизнеспособности подростка выступают члены семьи, коллектив школы и образовательно-воспитательных групп, общественные организации. субкультура и он сам. Основными составляющими формирования жизнеспособности подростков средствами этнопедаго-гики выступают:
1. Общение с подростком, которое выполняет функции: контактные - готовность к поддержке взаимосвязи; информационные - передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание; координационное - согласованные и разумные действия в деятельности; личные - выбор надежных, близких людей; деловые - прагматичную направленность общения и т.д.
Этнопедагогическое общение с подростком имеет ряд существенных отличительных признаков от других форм общения, основным в котором является его гуманистический характер. Гуманистическое взаимодействие с подростком предполагает: не снисходительность к нему («молоко на губах еще не отсохло»), а уважение к нему как личности; соблюдение неприкосновенности (экологию) его личности; признание как данности его особенностей (ограниченных общими нормами культуры и законов общества).
2. Деятельность как сотрудничество взрослого с подростком является основным фактором становления личности [8]. Деятельность основывается на различных подходах, но в формировании жизнеспособности подростка особую роль играют герменевтический подход (глубинное понимание мышления, чувств, переживаний подростка) и синенергетический подход (самоорганизация подростка под влиянием различных факторов) к его личности. Подросток в той или иной мере вовлечен в различные виды деятельности - учебную, общественную, гедоническую, спортивную, художественную, творческую, трудовую и т. д. Ведущая и руководящая роль в формировании жизнеспособности подростков в различных видах деятельности отводится образовательно-воспитательным учреждениям.
3. Общение и деятельность ориентированы на получение предметного результата при создании воспитывающих условий в среде жизнедеятельности подростков. Стихийное неформальное окружение (субкультура, родственные связи, соседи, виртуальные друзья и т. д.), так и относительно стабильное окружение (семья, школа, дополнительные учреждения и т. д.) сами по себе ориентированы на индивидуальность подростка, если он проявляет заметные особенности. Основными педагогическими условиями повышения эффективности воспитательной работы в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения по формированию жизнеспособности средствами народной педагогики в непосредственном общении с подростком являются:
- включение в учебно-воспитательный процесс педагогических ситуаций, как стимулов для освоения этнокультурных ценностей (игровые, диалоговые, проектные);
- внедрение инновационных педагогических технологий по решению учебно-творческих задач, способствующих формированию жизнеспособности у подростков на воспитательном потенциале педагогической культуры народов Дагестана (мастер-классы, проективные процедуры, деловые игры, портфо-лио);
- создание в образовательном пространстве воспитывающей среды: выстраивание системы педагогической поддержки формирования жизнеспособности через выявление характера ценностных ориентаций школьников; созданием ситуации успеха, стимулирующей восприятие традиционных и современных семейных ценностей;
- повышение уровня воспитательной компетентности педагога в вопросах воспитания жизнеспособности на основе совершенствования собственных этнических и поликультурных компетенций при взаимодействии с подростком с учетом семейных особенностей и этнокультурной среды его воспитания;
- обеспечение родительского всеобуча - психолого-педагогическое просвещение, конференции по обмену опытом, кру-
Включение в учебно-
воспитательную деятельность этнопедагогических ситуаций в процессе внедрения новых педагогических технологий
Создание в школе воспитывающей среды на основе этнопедагогики
Разработка и внедрение программ всеобуча по этнопедагогике и взаимодействии семьи и школы
Рис. 1. Педагогические условия воспитания жизнеспособности подростков
глые столы, семинары-тренинги, дискуссии и др. в соответствии с этнокультурными особенностями семьи;
- разработка и внедрение в практику образовательных учреодепий специальных пpoгтaммстexнoлогийвocпитяния, основанных на этнокультурном наследии, направленных на самовоспитание и пропаганду жизнеспособности подростков. Напpимeо,тaкнxяaкяeхмыгиппроводения мероп^ятийчеЗа-стольное братство» - осмысление ролевого труда и построения отнoшeтуйвнpaонционай кохне игастoльeноpoдсвOapecтaнa и т. д. [9, с. 135].
целенаправленной подготовке педагога к со
компетенций и идентичности педагога мы провели диагностику их сострунини птстгогов с тем, тйобы зстepocоотcуpлянa периодический мониторинг. На основе применения модифицированной методики Пиаже и авторских методик можно судить об уровнях элементарном, функциональном и образованности этнокультурной и поликультурной компетенций учителя. Результаты исследова^ио пpoсeдpннтlхкpк с Xyдpщpми педагогами - студентами, так и практикующими учителями показали, что многие из них нeоУтяотли до функционольоoготтoвня - не могут свободно говорить на родном языке, перечислить и отличить друг от другутнaдиеии,oOычaи,pиттaлы,oб ряды.Следо вательно , необходимо к решению проблем жизнеспособности подростков подходить с позиций этнопедагогической подготовки педагогов для рньтурнно, бикyльpypнтИипopaкoльиcpнoй образовательной среде.
В соосветсдвиис оестюисслтдованиянтми был выделен ряд базисных блоков, объединяющих сходные ситуации в проблемах семейного воспитания, это: сложные отношения с ро-дителнм^котфаидтные отнешенлсвосдерстниками,снижение престижа семьи, разброс во мнениях о ценностях (духовных и мат ери алпныро
С позиций создания в семье педагогических условий воспитания жиднслпоеоОыосси птдросткивда основе этно педагогики
Библиографический список
преподаватель должен выделить векторы сотрудничества с ро-дитклями, oУъeонpив их в ири групны:
1. Семьи с бережным отношением к этнопедагогическим ттдыциям (о2овтп ысемий) имeютoпуlPнтcпаяaния жизнеспособности подростков на основе семейных традиций и могут п одетот ь eяиуиpдppнимиpтд исеиями.
2. Семьи, в которых подросток сам вынужден решать свои внутриличностные проблемы (3, 4, 5 группы семей). В таких омьоxpoюирepиоyждавpcя впсинолого-педокоичепкри просвещении, которое должна обеспечить школа.
3. Cомти,кpтopclгтaaнoвятуя препятствием х^/^яс^ормиро-вания жизнеспособности подростков, так как отрицательно влияют на его моральное, психологическое, психическое, физическое здоровье и провоцируют агрессию по отношению к себе и другим. Такие родители нуждаются в прохождении специальных курсов коррекции родительского поведения вплоть до отчуждения детей.
Таким образом, педагогические условия воспитания жизнеспособности подростков - это интегрированный процесс под нpкунpдстдомпйдагита пoтoвоlшca;-ю соXcтвeиоыx итенокультурных и поликультурных компетенций, организации разносторонней деятельности учащихся и работы с семьей по формированию психолого-педагогической грамотности родителей в oCяacунпpимaпaния этнoпвоaгpгитecкpx средств о воспитании детей (рис. 1).
При целенаправленном создании педагогических условий неизменно повышается воспитательный потенциал этнокультурной среды. На основе наших предварительных исследований мы писходим р зсклаcaнию, чсо фсрмирование жизнеспособности подростков на основе этнопедагогического потенциала возможно торно при цeлaуaпpонлeнтойпoогoтовкоиeдaпoгaнхoзданию педагогических условий для этого в сотрудничестве с семьей и самим подростком.
1. Королева Ю.А. Проблемы жизнеспособности детей и подростков в условиях современного общества. Концепт. 2015.
2. Гурьянова, М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен. Педагогика. 2006; 10: 43 - 50.
3. АлиеваБ.Ш. Этнопедагогикадагестанской семьи. Махачкала, 2002.
4. Дубровин В.М. Ребёнок в современном культурном и образовательном пространстве. Воспитание школьников. 2016; 4: 68.
5. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: методическое пособие. Москва, 2002.
6. Волков Г.Н. Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Москва, 2002; Т. 1.
7. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. Москва, 2002.
8. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986.
9. Ахмедова М.Г. Основы воспитательной работы учителя. Махачкала, 2014.
References
1. Koroleva Yu.A. Problemy zhiznesposobnosti detej i podrostkov v usloviyah sovremennogo obschestva. Koncept. 2015.
2. Gur'yanova, M.P. Zhiznesposobnost' lichnosti kak pedagogicheskij fenomen. Pedagogika. 2006; 10: 43 - 50.
3. Alieva B.Sh. 'Etnopedagogika dagestanskoj sem'i. Mahachkala, 2002.
4. Dubrovin V.M. Rebenok v sovremennom kul'turnom i obrazovatel'nom prostranstve. Vospitanie Shkolnikov. 2016; 4: 68.
5. Levanova E.A. Tehnologiya konstruktivnogo vzaimodejstviya pedagoga s podrostkom: metodicheskoe posobie. Moskva, 2002.
6. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi: Izbrannye 'etnopedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 2002; T. 1.
7. Mizherikov V.A., Ermolenko M.N. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost'. Moskva, 2002.
8. Mirzoev Sh.A. Narodnaya pedagogika Dagestana. Mahachkala, 1986.
9. Ahmedova M.G. Osnovy vospitatel'noj raboty uchitelya. Mahachkala, 2014.
Статья поступила в редакцию 17.11.17
УДК 378
Vasileva E.V., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Parnikova G.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk,
Russia), E-mail: [email protected]
THE TEACHING TECHNOLOGY OF LISTENING FOR STUDENTS OF ECONOMIC PROFILE IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES (WITH REFERENCE TO THE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY). The research paper reveals the teaching technology of listening for students of economic profile in a non-linguistic university. The work describes the specifics of teaching a foreign language to students of economic specialties considering a case of the Financial and Economic Institute of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov in Yakutsk. The authors of the paper prepare a questionnaire for students of the economic profile to assess the level of formation of their listening skills, determine the reasons of some difficulties that they encounter in listening tasks and identify some opportunities for effective teaching of listening. The article may be useful to methodologists, teachers and researchers in the field of foreign-language education.
Key words: teaching technology, listening, Economics students, foreign language.
Е.В. Васильева, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
Г.М. Парникова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
(НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
В статье раскрывается технология обучения аудированию студентов экономического профиля неязыкового вуза. В работе описываются особенности обучения иностранному языку студентов экономических специальностей на примере финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Якутске. Для решения исследовательских задач авторами было проведено анкетирование среди студентов экономического профиля для оценки уровня сформированности навыков аудирования обучающихся, выявлены причины трудностей, возникающих при иноязычном аудировании, изучены возможности эффективного обучения аудированию. Статья представляет интерес для методистов, педагогов и исследователей в области иноязычного образования.
Ключевые слова: технология обучения, аудирование, студенты-экономисты, иностранный язык.
В современном мире расширение международных связей в сферах политики, экономики, культуры, образования ведет к усилению потребности в компетентных, высококвалифицированных специалистах, владеющих иностранным языком в области их профессиональной деятельности. Возрастает роль профессиональной коммуникации с зарубежными партнерами, что актуализирует проблемы формирования коммуникативной компетенции студентов экономического профиля, развития у них умений слушать и понимать иноязычную речь. В данной работе мы уделим внимание вопросам разработки технологии обучения аудированию студентов экономической направленности с целью актуализации навыков и умений восприятия иноязычной речи и развития коммуникативных способностей обучающихся.
Нами были проанализированы ФГОС ВО для бакалавриата следующих направлений подготовки экономических специальностей: 38.03.03 - Управление персоналом; 38.03.01 - Экономика. Основным планируемым результатом освоения дисциплины «Иностранный язык» указанных специальностей является общекультурная компетенция, обозначенная во ФГОС ВО как ОК-5: «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [1]. Данное положение подчеркивает коммуникативную направленность иноязычного обучения студентов-экономистов, способных вступать в диалог культур в условиях социальной и профессиональной коммуникации. Изучение и анализ нормативных документов и требований
Таблица 1
Количество часов, отводимых на изучение иностранного языка по программам бакалавриата экономической направленности
Шифр / Образовательная программа Всего часов
Форма контроля по ЗЕТ в том числе
Контактные часы СРС Контроль
38.03.03. Управление персоналом """
......................................................... экзамен/зачет 432 262 98 72
................................................. 38.03.01. Экономика