Научная статья на тему 'Формирование конкурентных позиций педагогов в профессиональной деятельности'

Формирование конкурентных позиций педагогов в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ ПОЗИЦИИ / COMPETITIVE POSITION / SOFT-SKILLS / СОФТ-СКИЛС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев С. С.

В статье раскрывается сущность конкурентных позиций педагогов в профессиональной деятельности с учётом их формирования. Индивидуальная конкурентная позиция педагога может быть доминирующая, сильная, благоприятная, надежная, слабая, нежизнеспособная, уязвимая. Автор делает вывод о том, что работу по формированию конкурентоспособности педагогов в профессиональной деятельности желательно проводить поэтапно: на первом этапе необходимо информировать о существовании проблемы, на втором целенаправленно работать над формированием доминирующих мотивов успешной деятельности. Третий этап должен быть посвящён умению адекватно реагировать на неудачи и помехи в деятельности и накоплению ресурсов для преодоления трудностей. Четвертый этап связан с умением работать в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE COMPETITIVE POSITION OF TEACHERS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

The research reveals the basics of the competitive position of teachers in professional activities tailored to their formation. Individual competitive position of a teacher can be dominant, strong, favorable, reliable, weak, non-viable and vulnerable. The author concludes that the formation of the competitiveness of teachers in professional activities is preferably carried out in stages: the first step is to inform about the existence of the problem, the second to focus on the formation of the dominant motives of the success. The third phase should be devoted to the ability to respond adequately to failures and interference in the activities and accumulation of resources to overcome challenges. The fourth stage is associated with the ability to work in a team.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных позиций педагогов в профессиональной деятельности»

УДК 378.126

Alekseev S.S., postgraduate, Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University (Moscow,

Russia), E-mail: [email protected]

THE FORMATION OF THE COMPETITIVE POSITION OF TEACHERS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES. The research reveals the basics of the competitive position of teachers in professional activities tailored to their formation. Individual competitive position of a teacher can be dominant, strong, favorable, reliable, weak, non-viable and vulnerable. The author concludes that the formation of the competitiveness of teachers in professional activities is preferably carried out in stages: the first step is to inform about the existence of the problem, the second to focus on the formation of the dominant motives of the success. The third phase should be devoted to the ability to respond adequately to failures and interference in the activities and accumulation of resources to overcome challenges. The fourth stage is associated with the ability to work in a team.

Key words: competitiveness, competitive position, soft-skills.

С.С. Алексеев, аспирант каф. социальной педагогики и психологии, ФГБОУ «Московский педагогический

государственный университет», г. Москва, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается сущность конкурентных позиций педагогов в профессиональной деятельности с учётом их формирования. Индивидуальная конкурентная позиция педагога может быть доминирующая, сильная, благоприятная, надежная, слабая, нежизнеспособная, уязвимая. Автор делает вывод о том, что работу по формированию конкурентоспособности педагогов в профессиональной деятельности желательно проводить поэтапно: на первом этапе необходимо информировать о существовании проблемы, на втором - целенаправленно работать над формированием доминирующих мотивов успешной деятельности. Третий этап должен быть посвящён умению адекватно реагировать на неудачи и помехи в деятельности и накоплению ресурсов для преодоления трудностей. Четвертый этап связан с умением работать в команде.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособные позиции, софт-скилс.

С каждым годом в значительной степени на профессиональную деятельность педагога оказывают множество условий и факторов, которые формируют конкурентоспособность. К условиям можно отнести - спрос на образовательные услуги, демографическую ситуацию в стране, изменение правовых норм и правил в образовании, изменчивость экономики. Следует также выделить и факторы, которые зависят от самого педагога конкретно влияющие на формирование собственной конкурентной педагогической позиции. В первую очередь это развитость социально-востребованных качеств личности, которые составляют основу, а также уровень образования и квалификации. Во-вторых, накопленный инновационный потенциал в профессиональной деятельности. В-третьих, мотивация достижения. Однако самым сложным остается мотивация достижения педагога. Учитывая специфику конкурентоспособности, в нашем понимании, мотивация достижений педагога должна быть направлена на конкурентную и успешную позицию, в которой динамично проявляются необходимые социально-востребованные качества и раскрывается инновационный потенциал педагога. В научной литературе этому вопросу уделяется значительное внимание [1; 2; 3].

Л.М. Митина под развитием конкурентоспособной личности понимает формирование рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических нестандартных ситуациях [4, с. 115]. Успешность формирования конкурентоспособной личности заключается в осознании человеком своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста, постоянное экспериментирование, понимаемое как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития человека является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой [4, с. 11].

Динамика развития элементов конкурентоспособности обеспечивает становление профессионального опыта, формирование готовности к инновационной деятельности.

Достаточно актуальным, на наш взгляд, является исследование А.Я. Кибанова по конкурентоспособности персонала с экономической точки зрения, в котором описываются конкурентные позиции сотрудников [2]. Если проанализировать данные позиции, с учётом педагогической направленности можно сделать вывод о том, что все позиции отражают конкурентное взаимодействие и являются индивидуальными. Для этого мы выделим особенности каждой позиции, с учётом профессиональной деятельности. Индивидуальная конкурентная позиция педагога может быть доминирующая, сильная, благоприятная, надежная,

слабая, нежизнеспособная, уязвимая. Дадим краткую характеристику каждой позиции.

Доминирующей считается конкурентная позиция педагога, когда он умеет ставить цель (конкретность, привлекательность, реализуемость), а также опирается в своей деятельности на собственные педагогические способности, с учётом современных требований.

Сильная позиция отличается от доминирующей тем, что у педагога есть особые достижения в профессиональной деятельности, именно они позволяют диктовать свои условия конкретному работодателю и влиять на конкурентную среду, педагог уверен в себе, ориентирован на успех.

Особое место занимает благоприятная конкурентная позиция, которая ориентирована на инновационное образование и создает предпосылки для получения выгодных условий найма и труда, педагог умеет «презентовать себя», владеет методами решения большого класса профессиональных задач, способен справляться с различными профессиональными проблемами.

Следует проанализировать и надежность позиции. У такого педагога отмечаются успешные показатели в профессиональной деятельности на протяжении всего межаттестационного периода, педагог готов к постоянному самосовершенствованию, открыт к получению нового опыта, как в профессиональном плане, так и в личностном. Педагог не просто обладает набором интересных и важных знаний, но обладает тем, что сегодня называют «софт скилс» - и креативным, и плановым, и другими видами мышления.

Отрицательную категорию занимают слабая, уязвимая, нежизнеспособная позиции. Данные позиции педагога характеризуются ограниченными профессиональными возможностями, наблюдается боязнь неудачи, преувеличение трудностей, оправдание собственной пассивности.

Анализируя позиции педагогов с учётом конкурентологии, мы приходим к особому видению конкурентных позиций в современном образовании. Доминирующая, сильная, благоприятная, надёжная позиции формируются благодаря правильно поставленной цели и мотивации достижения. Отрицательные позиции (слабая, уязвимая, нежизнеспособная) в профессиональной деятельности могут быть подвержены изменениям в процессе труда и повышения квалификации. Работу по формированию конкурентоспособности педагогов в профессиональной деятельности желательно проводить поэтапно: на первом этапе необходимо информировать о существовании проблемы, на втором - целенаправленно работать над формированием доминирующих мотивов успешной деятельности. Третий этап должен быть посвящён умению адекватно реагировать на неудачи и помехи в деятельности и накоплению ресурсов для

преодоления трудностей. Четвёртый этап связан с умением работать в команде. Работа в команде значительно важнее по результату, чем специалиста-одиночки, если администрация

Библиографический список

любой образовательной организации осознаёт необходимость его изменений, видит в инновациях не угрозу, а развитие и активно участвует в этом.

1. Андреев В.И. Конкурентология: Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2004.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом в России: история и современность: монография. Под редакцией А.Я. Кибанова. Москва: ИНФРА-М, 2013.

3. Осипова С.И. Формирование конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза. Ответственный редактор С.И. Осипова. Красноярск, 2011.

4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва, 2002.

References

1. Andreev V.I. Konkurentologiya: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan', 2004.

2. Kibanov A.Ya. Upravlenie personalom v Rossii: istoriya i sovremennost': monografiya. Pod redakciej A.Ya. Kibanova. Moskva: INFRA-M, 2013.

3. Osipova S.I. Formirovanie konkurentosposobnogo specialista v obrazovatel'nom processe vuza. Otvetstvennyj redaktor S.I. Osipova. Krasnoyarsk, 2011.

4. Mitina L.M. Psihologiya razvitiya konkurentosposobnojlichnosti. Moskva, 2002.

Статья поступила в редакцию 18.11.17

УДК: 37.018.1

Aliyeva B.SH., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Akhmedova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Omarashabova Z.H., postgraduate, Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF ADOLESCENT VITALITY BY MEANS OF ETHNOPEDAGOGY. The article analyses modern problems of education, connected with arising a phenomenon of the lack of spirituality in education, realized particularly in aggressive ignorance, which deletes spiritual "code of' nation and causes a new system of the requirements for the society. The society courses on unbringing a personality must be based on educational potential of traditions of folk pedagogy. The authors describe pedagogical conditions for proper life values on the bases of ethnopedagogy. The article concludes that the formation of viability in adolescents is only possible with targeted training of the teacher to establish a particular pedagogical environment, in collaboration with the family and the teenager.

Key words: education, viability in teenagers, traditions of folk pedagogy.

Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

М.Г. Ахмедова, канд. пед. наук, доц. каф. общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

З.Х. Омарасхабова, аспирант каф. общей и социальной педагогики Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Современные проблемы воспитания связаны в основном с возникновением феномена агрессивного невежества молодежи на фоне информационного давления в мире, которое вызывают новую систему требований общества к личности. Особенно подростки затруднены в выборе жизненных ценностей и ориентированы в основном на потребление материальных благ, что приводит к потере ими духовного смысла жизни и способности к самореализации. Авторы предлагают создать педагогические условия воспитания жизнеспособности подростков на основе воспитательного потенциала этно-педагогики.

Ключевые слова: воспитание жизнеспособности, подростки, этнопедагогические традиции, духовный «код» нации, сотрудничество в этнопедагогике.

На каждом историческом этапе развития человечества значительные перемены в общественном устройстве страны, масштабы глобализации мировых политических процессов оказывают существенное влияние на формирование ценностных, гуманистических ориентаций в жизни отдельного человека, на формирование его личности. Вызовы современности к личности предопределяют цели образования и воспитания социальных институтов. В то же время в современном воспитании утеряна или сведена к минимуму роль многих социальных институтов, общественных и государственных организаций, ранее занимавших ведущее место в процессе социализации личности. Попытки возложить ответственность за воспитание детей на семью как ячейки общества оказались провальными по причине того, что большинство из них разрушается по личным причинам, а многие родители психологически и педагогически не подготовлены к воспитательной деятельности.

Как показывают мировые события последних лет, среда жизнедеятельности подростков становится кризисной и неблагоприятной по экономическим и политическим причинам в условиях агрессивной конкуренции государств, этносов, религиозных течений и учений и критические периоды в мире. Внешне это проявляется в обострении сепаратизма этносов, стремлении государств к религиозной и светской консолидации граждан путем их негласного правового ограничения по разным признакам. Часто в эти процессы вовлечена молодежь

Подростковый возраст - это переходный период особенно важный для развития здоровых адаптационных способностей личности и умение противостоять внешним неблагоприятным обстоятельствам. Приобретение вредных привычек (употребление наркотиков, курение, праздный и аморальный образ жизни, бродяжничество, девиантное поведение и т. д.) и сопряженные с ними насилие со стороны, эмоциональные травмы и проблемы с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.