сти участников в ситуацию педагогического взаимодействия, насколько четко он представляет специфику и потребности данной конкретной аудитории и насколько точно и серьезно воспринимают его студенты [6].
Библиографический список
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что позитивное развитие имиджа будет осуществляться продуктивно, если преподаватель осознаёт и принимает новые требования общества к своей деятельности и личности.
1. Попова О.И. Имидж преподавателя ВУЗа: проблема самореализации в образовательном взаимодействии. Педагогическое образование в России. 2011; 4: 224 - 225. Available at: https://cyberleninka.rU/article/v/imidzh-prepodavatelya-vuza-problema-samorealizatsii-v-obrazovatelnom-vzaimodeystvii
2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия, 2004.
3. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Санкт-Петербург, 2004.
4. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. Москва, 2004.
5. Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, 2005.
6. Сысоева Е.Ю. Имиджевая компетентность преподавателя вуза: сущность и структура. Вестник СмаГУ. 2014; 1: 176 - 177. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/ imidzhevaya-kompetentnost-prepodavatelya-vuza-
References
1. Popova O.I. Imidzh prepodavatelya VUZa: problema samorealizacii v obrazovatel'nom vzaimodejstvii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011; 4: 224 - 225. Available at: https://cyberleninka.rU/article/v/imidzh-prepodavatelya-vuza-problema-samorealizatsii-v-obrazovatelnom-vzaimodeystvii
2. Mitina L.M. Psihologiya truda iprofessional'nogo razvitiya uchitelya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya, 2004.
3. Panfilova A.P. Delovaya kommunikaciya v professional'nojdeyatel'nosti. Sankt-Peterburg, 2004.
4. Kalyuzhnyj A.A. Psihologiya formirovaniya imidzha uchitelya. Moskva, 2004.
5. Romashina S.Ya. Kul'tura didakticheskogo kommunikativnogo vozdejstviya pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva, 2005.
6. Sysoeva E.Yu. Imidzhevaya kompetentnost' prepodavatelya vuza: suschnost' i struktura. Vestnik SmaGU. 2014; 1: 176 - 177. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ imidzhevaya-kompetentnost-prepodavatelya-vuza-
Статья поступила в редакцию 10.06.19
УДК 371
Aliyeva B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF CREATIVE HERITAGE OF AHMEDJAN ABU-BAKAR IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF HIGH SCHOOL PUPILS. Educational potential of Akhmedkhan Abu-Bakarov's books is examined in the article. Humanistic ideals of Ahmedjan Abu-Bakar are reflected in the modern democratic processes. The ethical views of Ahmadhan Abu Bakar are based on the positive traditions developed by the highlanders throughout the centuries-old history, as well as on the needs of the new era in the way in which he understood them. The search of the sources, bearers and translators of ethnic and pedagogic values resulted in the analyses of Dagestan writer's creative work. Being used in the training and educational process in educational establishments it will contribute to the promotion of the ethnic pedagogics ideas at schools, to the formation of the ethnic consciousness of students under the conditions of deeply rooted process of ethnic assimilation.
Key words: educational potential of Akhmedkhan Abu-Bakarov's books, promotion of ethnic pedagogics ideas at schools, ethnic and pedagogic axiol-ogy and epistemy, authentic ethnic culture.
Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф. каф. общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Статья издается в рамках реализации гранта Главы РД в области науки, техники и инноваций по теме «Духовно-нравственные ценности в творческом наследии Ахмедхана Абу-Бакара - средство патриотического воспитания школьников».
В статье раскрывается воспитательный потенциал произведений Ахмедхана Абу-Бакара. Гуманистические идеалы Ахмедхана Абу-Бакара находят свое воплощение и в современных демократических процессах. Этические воззрения Ахмедхана Абу-Бакара основываются на положительных традициях, выработанных горцами на протяжении многовековой истории, а также на потребностях новой эпохи в том смысле, в каком он их понимал. Исследовательский взгляд на творческое наследие дагестанского писателя направлен с целью выделения идей нравственного и гражданского воспитания, как носителей и трансляторов этнопедагогических ценностей. Использование в учебно-воспитательном процессе школы творческого наследия великого писателя, восприятие национальной литературы на уровне ценностей и смыслов, будет способствовать этнопедагогизации образовательных учреждений, формированию национального самосознания учащихся в условиях глубоко зашедшего процесса деэтнизации.
Ключевые слова: воспитательный потенциал произведений Ахмедхана Абу-Бакара, этнопедагогизация образовательных учреждений, этнопе-дагогическая аксиология и эпистемия, самобытная национальная культура.
В современных условиях снижения духовности общества, недоступности произведений искусства и культурных ценностей для большой категории школьников, негативного влияния массовой псевдокультуры (низкопробных книг-бе-стселеров, музыки, живописи, видеофильмов, порнографии, использование в воспитании учащихся творческого наследия дагестанских писателей становится одним из главных средств ориентации школьников на подлинные духовные ценности.
В условиях гуманизации социально-экономической и культурной жизни российского общества, всё шире и проникновенней становится исследовательский взгляд на национальную культуру. А дагестанская национальная литература является хранительницей духовной культуры народов Дагестана, поэтому одной из задач дагестанской литературы является использование воспитательного потенциала в формировании нравственного идеала современности как особой системы духовно-нравственной ориентации человека в воспитании гражданственности у молодёжи в современном мире. Сегодня по-новому предстают целые этапы развития духовной культуры народов Дагестана, полнее вырисовываются
интеллектуальный и творческий облик писателей прошлого, их вклад в духовную сокровищницу системы художественной культуры народов Дагестана [1 - 9].
Соответственно в свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия по приобщению школьников к творческому наследию дагестанских писателей, как эффективного средства воспитания. Сегодня мы начинаем осознавать немалую воспитательную ценность произведений дагестанских писателей. Одним из ярких представителей дагестанских писателей является Ахмедхан Абу-Бакар. Он отстаивал добро и справедливость, был проводником гуманистических начал в жизни людей, в культурном возрождении нашего Горного края. Произведения талантливого писателя пронизаны идеями нравственности и гражданственности, удивительным образом влияют на мировоззрение читателей, на становление характера, они учат гуманности и человечности, влияют на формирование ценностных ориентаций у молодёжи. Благодаря его повестям не только об обычаях и традициях даргинского народа, но и изучить жизнь целых горных аулов. Его точные описания расширяют наши представления об истории, укладе жизни людей.
Гуманистические идеалы Ахмедхана Абу-Бакара находят своё воплощение и в современных демократических процессах. Этические воззрения Ахмедхана Абу-Бакара основываются на положительных традициях, выработанных горцами на протяжении многовековой истории, а также на потребностях новой эпохи в том смысле, в каком он их понимал.
Изучая произведения Ахмедхана Абу-Бакара, лучше познаешь дагестанский дух, дагестанский характер, дагестанский менталитет, что наводит читателя на мысли о цели собственной жизни, о судьбе народа, его месте в современном геополитическом пространстве, о месте миссии личности в судьбах народа, страны, человечества, вселенной. Многое можно понять и постичь, прочитав произведения Ахмедхана Абу-Бакара. Художественные произведения, оторванные от жизни родного народа, ничего не стоят, они не имеют никакой ценности - ни научной, ни практической. Произведения Ахмедхана Абу-Бакара основаны на идеях патриотизма, гражданственности и высокой нравственности.
ГН. Волков сформулировал золотое правило этнопедагогики: «Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа (как исторической личности» [4, с. 416].
Это позволяет не только воссоздать правдивую картину собственно национального развития, но и по достоинству оценить реальный вклад каждой из народностей нашего своеобразного края в культурную сокровищницу всей страны, в конечном счёте, и в общечеловеческую цивилизацию.
Назовём педагогические условия, способствующие воспитанию гражданской активности, ценностно-ориентированной и духовно здоровой личности посредством приобщения к творческому наследию Ахмедхана Абу-Бакара:
- создание педагогических ситуаций по духовно-нравственному воспитанию, направленных на реализацию событийного подхода: читательские конференции, диспуты, систематические дискуссии по духовно-нравственным проблемам с учащимися по произведениям дагестанских писателей; литературные вечера, олимпиады, фестивали, викторины, посвященные праздничным, традиционно-юбилейным мероприятиям;
- применение на уроках традиционных и инновационных, технологических средств, способствующих качественному наполнению воспитательного, мировоззренческого потенциала учебного процесса: мультимедийные проекты, компьютерные справочники, видеофильмы;
- творческие формы воспитательной работы: литературные, художественные гостиные и салоны, дискуссионные клубы, творческие недели школьной науки;
- - организация и посещение экскурсии в краеведческие музеи, музей Ах-медхана Абу-Бакара в селе Кубачи с последующим их обсуждением;
- различные выставки по обсуждению вопросов мироздания, мироведе-ния, экологии на примере произведения Ахмедхана Абубакара «Белый сайгак» и др.;
- чтение классической и современной дагестанской литературы, обсуждение культуры, религиозных обрядов, традиций.
Мы ставим целью выявление и обоснование педагогических условий использования воспитательного потенциала творческого наследия Ахмедхана Абу-Бакара в духовно-нравственном воспитании старшеклассников.
Одним из основных педагогических условий формирования ценностного отношения к творческому наследию Ахмедхана Абу-Бакара является создание педагогических ситуаций по духовно-нравственному воспитанию, направленных на реализацию событийного подхода: читательские конференции, диспуты, литературные вечера, олимпиады, фестивали, годеканы, викторины и т. д;
В широком смысле слова ситуацию понимают как совокупность условий, обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер деятельности; как этап жизненного пути человека; как отображение цикла сплетений всей системы его деятельности, поведения, общения; как единицу анализа образа жизни человека.
При рассмотрении динамики формирования у старших школьников ценностного отношения к произведениям дагестанских писателей необходима единица движения педагогического процесса.
Такой единицей является педагогическая ситуация, сохраняющая, по мнению многих исследователей, свойства всего педагогического процесса Она создаётся целенаправленно, является особым педагогическим механизмом, который ставит воспитанника в нестандартные условия, меняющие обычное течение сто жизни, «востребующие» от него новую (более человечную) модель поведения» [9].
Исходя, из анализа и подходов к педагогическим ситуациям, а также возможностей влияния на формирование ценностного отношения к творческому наследию Ахмедхана Абу-Бакара, можно классифицировать воспитательные мероприятия на следующие типы:
- мероприятия первого типа направлены на реализацию событийного подхода, через включение эмоционально насыщенных интересных мероприятий, направленных на формирование положительных эмоциональных состояний.
- второй тип мероприятий, способствующих созданию ситуаций, стимулирующих учащихся к изучению произведений Ахмедхана Абу-Бакара и ценностного отношения к родному краю, к его традициям;
- третий тип мероприятий имеет характер осуществления взаимодействия в педагогических ситуациях, посредством использования диалога, т. к. он
является принципом и технологией педагогической деятельности, целью которой является создание условий для формирования ценностного отношения к творческому наследию Ахмедхана Абу-Бакара;
- четвёртый тип мероприятий посредством использования педагогических ситуаций направлен на раскрытие мотивов поведения героев произведения, перенос на себя опыта социальной жизни.
Воспитательные мероприятия, реализуемые через педагогические ситуации, направлены на формирование ценностного отношения к художественной, национальной культуре, предполагают обогащение знаний старшеклассников о нравственных добродетелях: истине, красоте, добре, чести, вере, гуманистических идеях народной педагогики, нравственных ориентирах и ценностях, вызывающих у них эмоциональное переживание. Они должны осознавать самоценность литературного наследия, взаимосвязь и единство этнических, религиозных и современных социальных предпосылок человека и природы, также педагог должен предоставлять ученикам возможности для свободной реализации своих способностей и нравственного потенциала в процессе познания.
Применение мероприятийного событийного подхода в использовании творческого потенциала Ахмедхана Абу-Бакара способствовало духовно-нравственному воспитанию: определённости уровня притязаний и ценностных ориентаций, снятию повышенной застенчивости и одновременно агрессивности, воспитанию толерантности, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
Второе педагогическое условие - это применение на уроках, посвящённых творческому наследию Ахмедхана Абу-Бакара традиционных и инновационных, технологических средств, способствующих качественному наполнению воспитательного, мировоззренческого потенциала учебного процесса: мультимедийные проекты, компьютерные справочники, видеофильмы;
Применение в воспитательных мероприятиях, посвященных использованию творческого наследия Ахмедхана Абу-Бакара, традиционных и инновационных, технологических средств способствует качественному наполнению воспитательного, мировоззренческого потенциала учебного процесса и внеучебной деятельности, также позволяет активизировать познавательную и творческую деятельность по различным направлениям межпредметной интеграции гуманитарного цикла. Эти возможности реализуются особенно ярко, когда учащиеся сами готовят рефераты по произведениям Ахмедхана Абу-Бакара, мультимедийные проекты, компьютерные справочники, видеофильмы. Воспитательный, мировоззренческий потенциал творческого наследия Ахмедхана Абу-Бакара воспринимается учащимися тогда, когда учитель создаёт условия для общения, диалогов, дискуссий. Одним из вариантов создания обстановки диалогового взаимодействия можно считать использование мультимедийного проекта на уроке дагестанской литературы.
Педагог психологизирует процесс использования творческого наследия Ах-медхана Абу-Бакара за счёт применения разнообразных элементов: чтения текста слайда, высказывания своей позиции через элементы дискуссии, упражнения на развитие памяти.
Использование мультимедийных методов, через показ фрагментов экранизированных произведений Ахмедхана Абу-Бакара, таких как: «Чегери», «Тайна кубачинского браслета», «Снежные люди» на мероприятиях изменяет взаимоотношения учителя и ученика. Учитель перестаёт выступать перед учеником в качестве источника первичной информации. Информационные технологии позволяют формировать у учащегося не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательный интерес. Использование мультимедийного метода позволяет наиболее эффективно в образовательном процессе реализовывать такие дидактические принципы, как научность, информативность, доступность, наглядность, успешно сочетать различные методы, формы и средства развивающего обучения, давала возможность ученику выступать в роли исследователя.
Мультимедиа обеспечивает стимулирующую среду, в которой учащиеся активно вовлекаются в освоение предметной области литературы. Время урока ограничено, поэтому усиливается необходимость разработки системы уроч-но-внеурочной деятельности, позволяющей не только реализовывать базовый уровень предмета, но и решать проблемы воспитания и развития школьников. Работа продолжается на факультативных занятиях, позволяющих углублять содержание урока. На факультативе возможен просмотр фрагментов экранизации литературных произведений, разработка модели мультимедийного проекта. Такое компьютерное произведение называют презентацией или слайд-шоу. Приведём пример. Для проведения урока по теме «Судьба человеческая - судьба народная» с использованием произведений Ахмедхана Абу-Бакара «Белый сайгак», «Снежные люди» были использованы мультимедийные технологии, с использованием компьютерных проектов, созданных в среде программы Microsoft - Power Point. Мультимедийные проекты позволяют скомпоновать учителю в нужной последовательности сообщения, фрагменты докладов, выступлений учащихся, а также включить текстовую информацию из художественных произведений, монографий, энциклопедий, использовать изобразительный ряд (портреты писателя и иллюстрации к отдельным произведениям).
Произведения автора не были выбраны случайно. Мы отметили 80-летие со дня рождения Ахмедхана Абу-Бакара, на родине в селе Кубачи и в МОУ №13 г Махачкалы, и презентации школьников, представившие произведения, стали ещё одним видом их учебной деятельности. Разумное и бережное обращение к