References
1. Dresher Yu.N., Atlanova T.A. Izuchenie informacionnyh potrebnostej i informacionnogo povedeniya specialistov v strukture deyatel'nosti po obespecheniyu komfortnoj informacionnoj sredy. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2005; № 11. Avaiable at: http: //ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2005&num=11&art=1
2. Magomedov G.M., Gamzaeva M.V. Prepodavatel' v sisteme lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 176 - 178.
3. Perelomova N.A. Klyuchevye kompetencii v obrazovanii: sovremennyj podhod. Nauka ipraktika vospitaniya i dopolnitel'nogo obrazovaniya. 2007; № 1: 7 - 14.
4. Ugrinovich N.D. Prepodavanie kursa «Informatika i IKT» v osnovnoj i starshej shkole: metodicheskoe posobie. Moskva, 2014.
Статья поступила в редакцию 02.12.20
УДК 378
Aliyeva B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University
(Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru
Avshalumova L.Kh., Cand. of Sciences (Philosophy), Professor, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru
Aliyeva Z.I., Cand. of Sciences (Law Studies), International and Constitutional Law, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru
CONCEPT OF THE UNITY OF SECULAR AND RELIGOUS ETHNOCULTURAL VALUES. The article examines the concept of the unity of secular and religious values. The presented concept reveals its structural components: the purpose, development and implementation of ethnocultural content of education in the system of training of social teachers, ethnocultural educational space, which contributes to the preservation and development of cultures of the peoples of Dagestan, as well as reveals the essential characteristics of ethnocultural secular and religious values. The task of ethnocultural education is to preserve the ethnic constants of the central cultural theme of the ethnic group, the development of personality in the conditions of multilingualism and multiculturalism as a carrier of ethnocultural tradition, as a citizen of a multinational state. The authors conclude that the process of forming the ethnocultural competence of social teachers involves the development of a model of ethnocultural training, which is based on the specifics of the regional university.
Key words: concept, ethnocultural competence, social teacher, educational space.
Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru
Л.Х. Авшалумова, канд. филос. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru
З.И. Алиева, канд. юрид. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru
КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНСТВА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ
В статье рассматривается Концепция единства светских и религиозных ценностей. В представленной Концепции раскрываются ее структурные компоненты: цель, разработка и внедрение этнокультурного содержания образования в систему подготовки социальных педагогов, этнокультурное образовательное пространство, способствующее сохранению и развитию культур народов Дагестана, а также обосновываются сущностные характеристики этнокультурных ценностей - светских и религиозных. Целью этнокультурного образования становится сохранение этнических констант центральной культурной темы этноса, развитие личности в условиях многоязычия и поликультурности как носителя этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства. Авторы делают вывод, что процесс формирования этнокультурной компетентности социальных педагогов предусматривает разработку модели этнокультурной подготовки, которая строится с учетом специфики регионального вуза.
Ключевые слова: концепция, этнокультурная компетентность, социальный педагог, образовательное пространство.
Актуальность, цель и задачи концепции. Характерной особенностью современной России является то, что она исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. В связи с этим на первый план выходит проблема сохранения и развития культур многочисленных народов, а также определение путей взаимодействия различных этнокультур на основе единства религиозных и светских ценностей. Культура является продуктом сознательной деятельности человека, существующей на основе ценностей, как материальных, так и духовных.
Культура имеет историческую сущность, поэтому необходим исторический подход при анализе развития как материальной, так и духовной культуры.
Мир ценностей является важнейшей частью человеческого бытия, а точнее, его духовной жизни. Он и отражает взаимоотношения человека и объективной реальности. Ценностное видение мира специфично, поскольку ценностное сознание в отличие от познавательного не стремится познать сущность предмета, его функции и т.п., а лишь старается определить, в чем его значение для человека, его ценность. Оно не только отражает объективный предмет, но и наделяет его субъективными чертами [1 - 5].
Стремление осмыслить ценностное отношение к миру возникло уже в древнейших философских трактатах, считается, что «философия ценности», названная аксиологией, появилась в конце XIX века.
Если рассматривать природу понятия «ценность», то можно выделить в нем три значения:
1) объект ценностного отношения;
2) психологический портрет субъекта;
3) отношения людей, в результате которых ценности становятся общезначимыми.
Для оценки любого объекта необходим критерий. Критерием служит идеал, который рассматривается как основа ценностного сознания. Идеал должен быть совершенным, совершенство - неотъемлемое свойство идеала, при этом идеал всегда бывает недосягаем, недоступен. К тому же говорить об общезначимости идеалов для всех людей, независимо от времени, религии было бы неправиль-
но, так как различные люди, науки и т.д. зачастую имеют различные взгляды на одинаковые идеалы и ценности.
В числе глобальных вызовов XXI в., касающихся в России, что отмечает все сообщество, особое беспокойство вызывают следующие: кризис культуры, связанный с проблемой сохранения и развития культур многочисленных народов, а также путей взаимодействия различных этнокультур; деформацию духовно-нравственных основ жизни российского общества; традиционных ценностей нации, порождающую поведенческие аномалии, рост противоправных действий подростков и молодёжи; опасность социальных катаклизмов, приводящих к межкультурной напряженности, нивелированию этнических особенностей культуры, нравственной опустошенности, потери этнических ценностей, усилению бездуховности, разрушению привычных устоев и нравственных ориентиров.
На повестку дня выдвигается вопрос формирования этнокультурной компетентности тех, кто призван активно действовать в полиэтнической среде. Одним из таких профессионалов социума является социальный педагог.
Насущная потребность в концепции этнокультурной компетентности социального педагога вытекает также из-за нивелирования и размывания этнических особенностей, приводящих к воспитанию детей, не помнящих своего родства, необходимости сохранения самобытности этнических групп и, одновременно, освоению ценностей и стандартов других культур [2].
Этнокультурная компетентность будущих социальных педагогов как важный компонент профессиональной компетентности предполагает развитие потребности выйти за пределы изучаемого в вузе и определить пути дальнейшего саморазвития.
Национальный аспект проблемы чрезвычайно актуален в наше время, но эта идея не нова. Ещё в 19 веке К.Д. Ушинский много писал на эту тему:
«В душе человека черта национальности коренится глубже прочих»;
«У каждого народа своя, особенная национальная система воспитания»;
«Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» [3].
Современное снижение духовно-нравственного уровня общества, угроза разрушения этноса, особенно в связи с критическим состоянием языка, актуализируют необходимость его эффективной защиты, что соответствует стратегической цели социально-экономического развития Республики Дагестан - повышению качества жизни народов республики.
Многолетний опыт показывает, что эффективность народных средств в воспитании в городских условиях снижена по целому ряду причин:
1) преобладание словесных методов воспитания в ущерб практическим делам;
2) невысокая педагогическая культура родителей не дает целенаправленно строить воспитательную работу;
3) низкий уровень материальных и социально-бытовых условий усложняет процесс воспитания (люди больше озабочены добычей средств существования, а не воспитанием);
4) неблагоприятная семейная обстановка усложняет взаимоотношения взрослых и детей;
5) увлеченность агрессивной, чуждой нам культурой, распространяемой через средства массовой информации (телевизор), компьютерные игры и т.д.;
6) игнорирование родного языка во многих семьях [1, с. 108].
В настоящее время особую актуальность приобретает превращение образовательных учреждений в колыбель духовности.
Концепция профессиональной этнокультурной компетентности социального педагога в Республике Дагестан на 2016 - 2025 гг. предусматривает обеспечение широкого доступа учащихся к историческому опыту, этнокультурным ценностям, направленным на раскрытие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения.
Целью этнокультурного образования становится сохранение этнических констант центральной культурной темы этноса, развитие личности в условиях многоязычия и поликультурности как носителя этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства.
Этнокультурная компетентность социального педагога включает в себя следующие структурные компоненты:
- аксиологический (знание ценностей этнокультурных особенностей народов, с представителями которых взаимодействует специалист);
- мотивационно-поведенческий и деятельностно-регулятивный (умение вести этнокультурный диалог, обеспечивающий эффективное (результативное) решение профессиональных и социальных задач в процессе жизнедеятельности); когнитивный: (знание национально-психологических особенностей неэтнических партнёров);
- личностный и профессионально-деятельностный (высокий уровень этнокультурной и конфессиональной толерантности специалиста) [2].
Согласно концепции «центральной зоны культуры», имеется стержень этнической культуры - центральная культурная тема этноса, или система этнических констант (неотъемлемая часть единой картины мира) [4], неизменных для этноса, единых и обязательных для всех его представителей. Упрощение или выхолащивание центральной культурной темы этноса ведёт к разрушению этноса.
Разработка и внедрение этнокультурного содержания образования в систему подготовки социальных педагогов
В дагестанской культуре выделяются этнические константы как структурные элементы центральной культурной темы, являющиеся сквозными этнокультурными темами содержания высшего образования в системе подготовки социальных педагогов: духовные ценности и духовная культура; традиционная «культура жизнеобеспечения»; историческая преемственность и культура родного края.
Важнейшими задачами становятся следующие: эффективная организация содержания образования высшего образования в системе подготовки социаль-
Библиографический список
ных педагогов как сквозных этнокультурных тем на основе учебного концентриз-ма; проектирование содержания центральной этнокультурной темы, сквозных этнокультурных тем для совершенствования программ, учебно-методических комплексов; подготовка учебных материалов, педагогических средств, реализующих цели этнокультурного развития, её мониторинг.
Этнокультурное образовательное пространство Под этнокультурным пространством подразумевается «культурная почва», «поле» для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей.
Этнокультурное образовательное пространство - это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы.
С точки зрения структурных компонентов этнокультурное образовательное пространство подразделяется на следующие составляющие (табл. 1):
Таблица 1
Основные структурные компоненты этнокультурного образовательного пространства
№ Виды компонентов Их содержание
1. внеинституциональные компоненты курсы, библиотеки, радио и т.д.
2 институциональные компоненты школы, колледжи, вузы и т.д.
3. неформальные компоненты обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.
I. На стадии пропедевтики осуществляется первое приближение к решению проблемы этнической идентификации. Этнокультурное образовательное пространство в данном случае - это атмосфера в семье. Происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями. Восприятие национального происходит через устное народное творчество: сказки, песни, мифы и прочее, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя «дагестанцами».
II. Основная часть этнокультурного образования - институциональное образование.
III. Внеинституциональное обучение и погружение в практику занимают особое место в системе этнокультурного образования. Этнокультурное образовательное пространство здесь создают национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, дворцах культуры, в учебных заведениях, иных организациях. Кроме того, этнокультурное образовательное пространство может формироваться посредством теле- и радиопередач, публикаций в газетах и журналах.
Высокий уровень профессиональной этнокультурной компетентности социального педагога способствует реализации четырех главных функции:
- интегрирующей (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры);
- транслирующей (обеспечение целостности и воспроизводимости этно-национальных сообществ);
- развивающей (формирование и развитие национального самосознания);
- дифференцирующей (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп).
Процесс формирования этнокультурной компетентности социальных педагогов предусматривает разработку модели этнокультурной подготовки, которая строится с учетом специфики регионального вуза.
1. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2006.
2. Алиева Б.Ш. Концепция профессиональной этнокультурной компетентности социального педагога. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы X Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Москва, РУДН, 2017: 455 - 460.
3. Слободчиков В., Крылова Н. Терминологический словарь. Учительская газета. 1994; № 34, 13 сентября.
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Педагогические статьи (1862 - 1870 гг.). Москва - Ленинград: Издательство АПН РСФСР 1948; Т. 3.
5. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект. Available at: https://school10-mgn.ru/etnokulturnoe-obrazovanie-vyvod-etnokulturnoe-obrazovanie.html
References
1. Alieva B.Sh. 'Etnopedagogika dagestanskoj sem'i: monografiya. Pyatigorsk: PGLU, 2006.
2. Alieva B.Sh. Koncepciya professional'noj 'etnokul'turnoj kompetentnosti social'nogo pedagoga. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy: materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Moskva, RUDN, 2017: 455 - 460.
3. Slobodchikov V., Krylova N. Terminologicheskijslovar'. Uchitel'skaya gazeta. 1994; № 34, 13 sentyabrya.
4. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Pedagogicheskie stat'i (1862 - 1870 gg.). Moskva - Leningrad: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1948; T. 3.
5. 'Etnokul'turnoe obrazovanie: suschnost', funkcii, ponyatiya i social'nyj aspekt. Available at: https://school10-mgn.ru/etnokulturnoe-obrazovanie-vyvod-etnokulturnoe-obrazovanie.html
Статья поступила в редакцию 07.12.20