Научная статья на тему 'Методическая готовность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров профессионально-педагогического образования'

Методическая готовность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров профессионально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1657
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / READINESS / METHODICAL READINESS / BACHELORS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / БАКАЛАВРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Дроздова Анна Андреевна

В статье рассматривается актуальность исследований и анализ основных понятий компетентностного подхода в научной психолого-педагогической литературе и нормативных документах. Проводится анализ понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетенция», «готовность». Анализируется сущность методической готовности, подходы к деятельности с точки зрения различных авторов. Раскрываются особенности методической готовности бакалавров профессионально-педагогического образования, как одной из составляющих профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность бакалавров профессионально-педагогического образования анализируется с учетом ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям). Методическая готовность рассматривается как единство теоретической и практической составляющих и способности личности осуществлять профессиональную деятельность. В качестве основных составляющих методической готовности бакалавра профессионально-педагогического образования определены и раскрыты мотивационный, когнитивный, операциональный и рефлексивный компоненты. Цель: провести анализ основных понятий компетентностного подхода и раскрыть особенности методической готовности бакалавров профессионально-педагогического образования, как одной из составляющих профессиональной компетентности. Метод или методология проведения работы: теоретический анализ и синтез. Результаты: проводится анализ понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетенция», «готовность», анализируется сущность методической готовности, подходы к деятельности с точки зрения различных авторов. Область применения результатов: результаты исследования могут быть полезны в деятельности работников образовательных учреждений различного уровня, а также студентов старших курсов и аспирантов при написании выпускных квалификационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Дроздова Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL READINESS AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The article discusses the relevance of the research and analysis of the main concepts of the competence approach in scientific psychological and pedagogical literature and regulatory documents. Carried out the analysis of the concepts of «competence», «competence», «professional competence», «readiness». The paper analyzes the essence of methodical readiness, approaches to activity from the point of view of various authors. Specifics methodical readiness of undergraduate vocational teacher education, as a component of professional competence. Professional competence of bachelors of professional education is analyzed taking into account of Federal State Education Standards in the direction of preparation 050100 «Pedagogical education» and 051000 «Vocational education» (by industry). Methodical readiness is considered as the unity of theoretical and practical components and the ability of the individual to perform professional activities. As key components of methodological readiness of the bachelor of vocational teacher education it defines and explains the motivational, cognitive, operational and reflexive components. Purpose: to сarry out an analysis of the basic concepts of competence approach and open features of methodical readiness bachelor vocational teacher education as a component of professional competence. Methodology: theoretical analysis and synthesis. Results: сarried out the analysis of the concepts of «competence», «competence», «professional competence», «readiness», the paper analyzes the essence of methodical readiness, approaches to activity from the point of view of various authors. Practical implications: results of the study may be useful in the work of employees of educational institutions of different levels, as well as undergraduate students and graduate students in the writing of graduate qualification works.

Текст научной работы на тему «Методическая готовность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров профессионально-педагогического образования»

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-6-24 УДК 378.1

МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Насырова Э.Ф., Дроздова А.А.

В статье рассматривается актуальность исследований и анализ основных понятий компетентностного подхода в научной психолого-педагогической литературе и нормативных документах. Проводится анализ понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетенция», «готовность». Анализируется сущность методической готовности, подходы к деятельности с точки зрения различных авторов. Раскрываются особенности методической готовности бакалавров профессионально-педагогического образования, как одной из составляющих профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность бакалавров профессионально-педагогического образования анализируется с учетом ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям). Методическая готовность рассматривается как единство теоретической и практической составляющих и способности личности осуществлять профессиональную деятельность. В качестве основных составляющих методической готовности бакалавра профессионально-педагогического образования определены и раскрыты мотивационный, когнитивный, операциональный и рефлексивный компоненты.

Цель: провести анализ основных понятий компетентностного подхода и раскрыть особенности методической готовности бакалавров профессионально-педагогического образования, как одной из составляющих профессиональной компетентности.

Метод или методология проведения работы: теоретический анализ и синтез.

Результаты: проводится анализ понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетенция», «готовность», анализируется сущность методической готовности, подходы к деятельности с точки зрения различных авторов.

Область применения результатов: результаты исследования могут быть полезны в деятельности работников образовательных учреждений различного уровня, а также

студентов старших курсов и аспирантов при написании выпускных квалификационных работ.

Ключевые слова: компетентностный подход; профессиональная компетентность; общекультурная и профессиональная компетенция; готовность; методическая готовность; бакалавры профессионально-педагогического образования.

METHODICAL READINESS AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Nasyrova E.F., Drozdova A.A.

The article discusses the relevance of the research and analysis of the main concepts of the competence approach in scientific psychological and pedagogical literature and regulatory documents. Carried out the analysis of the concepts of«competence», «competence», «professional competence», «readiness». The paper analyzes the essence of methodical readiness, approaches to activity from the point of view of various authors. Specifics methodical readiness of undergraduate vocational teacher education, as a component of professional competence. Professional competence of bachelors of professional education is analyzed taking into account of Federal State Education Standards in the direction of preparation 050100 «Pedagogical education» and 051000 «Vocational education» (by industry). Methodical readiness is considered as the unity of theoretical and practical components and the ability of the individual to perform professional activities. As key components of methodological readiness of the bachelor of vocational teacher education it defines and explains the motivational, cognitive, operational and reflexive components.

Purpose: to сarry out an analysis of the basic concepts of competence approach and open features of methodical readiness bachelor vocational teacher education as a component of professional competence.

Methodology: theoretical analysis and synthesis.

Results: сarried out the analysis of the concepts of «competence», «competence», «professional competence», «readiness», the paper analyzes the essence of methodical readiness, approaches to activity from the point of view of various authors.

Practical implications: results of the study may be useful in the work of employees of educational institutions of different levels, as well as undergraduate students and graduate students in the writing of graduate qualification works.

Keyword: competence-based approach; professional competence; common cultural and professional competence; readiness; methodical readiness; bachelors of professional pedagogical education.

На современном этапе развития высшего образования в РФ прослеживается создание новой системы ценностей, ориентированной прежде всего на индивидуализацию образования, которая основывается на активизации познавательной деятельности личности. Уровень профессиональной подготовленности определяет не наличие конкретной квалификационной категории, а способность решения практических задач, на основе имеющегося опыта и специфики проблемы. Все это отражено в основных идеях компетентностного подхода, который в свою очередь становится основой всего процесса стандартизации содержания образования и создает определенные предпосылки для научных исследований в области изучения среднего и высшего образования.

Рядом исследователей (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, В.В. Лаптев и др.) был введен термин «профессиональная компетентность», который рассматривался как аксиологический феномен, характеризующий способность личности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях [4].

Другой подход представлен в научной школе В.А. Сластенина, согласно которому профессиональная компетентность учителя отражает функциональную и личностную готовность к продуктивному решению задач в профессиональной деятельности. Под функциональной готовностью учителя понимается состояние личности педагога, считающей себя способной и подготовленной к осуществлению профессиональной деятельности на основе совокупности знаний, умений, навыков и стремящейся ее выполнять. Личностная готовность учителя - это его внутренняя настроенность на выполнение профессиональных задач, ориентированность на активные и целесообразные действия. Этот подход способствует осмыслению профессиональной компетентности в целом, вне зависимости от ее специального наполнения [8, 11].

Для характеристики соответствующего уровня профессиональной подготовленности специалиста приняты в последнее время понятия «компетенция» и «компетентность». Анализ современных педагогический публикаций и практика отечественного образования показывает, что значения терминов «компетенция» и «компетентность» не перекрывают друг друга и оба имеют право на существование.

Анализ многочисленных исследований, посвященных вопросам компетентностного подхода, позволяет выявить принципиальное отличие между понятиями «компетенция» и «ком-

петентность», которая состоит в том, что компетенция представляет собой достаточный набор требований, предъявляемый к личности, чтобы она успешно могла решать задачи в данной области, а компетентность - степенью готовности личности к их решению.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что должны иметь место оба термина, т.к., компетентность необходимо трактовать как интегральную характеристику. Так, Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин предлагают рассматривать компетентность специалиста с высшим образованием как «интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях)». Те же авторы, определяют компетенции, как «предметную область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности» [15].

Профессиональная компетентность бакалавров профессионально-педагогического образования в новом макете ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям) имеют схожую трактовку, и рассматривается как сочетание двух групп компетенций: общекультурных и профессиональных. Данные группы соотносятся с такими требованиями как: требования к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности. Различие лишь может заключаться в возрастных особенностях объектов образовательного процесса дальнейшей профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции (универсальные, ключевые) носят надпрофессиональный и надпредметный характер и применяются в различных областях деятельности. Обобщая имеющиеся точки зрения на данные компетенции, отметим, что они многофункциональны, способствуют интеграции содержания учебных дисциплин и концептуально определяют сущность и целевые установки образовательного процесса в вузе. Е.А. Тенилов констатировал многомерность общекультурных компетенций, которые «требуют высокого уровня интеллектуального развития, абстрактного мышления, владения саморефлексией, определения собственной позиции, самооценки, критического мышления» [13].

Профессиональные компетенции отражают профессиональную квалификацию бакалавров профессионально-педагогического образования. Для разных дисциплин (направлений, специальностей подготовки) они различны и конкретизируются по ведущим аспектам педагогической деятельности.

Оба вида рассмотренных компетенций для выпускника по направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование» и 051000 «Профессиональное обучение» взаимосвязаны и развиваются одновременно, создавая целостный образ специалиста, который обеспечивает его

личностно-профессиональной компетентности как интегративной личностной характеристикой.

Определяя понятие профессиональной компетентности будущего бакалавра профессионально-педагогического образования, мы рассматриваем данный термин как синоним категории «готовность учителя к осуществлению профессиональной деятельности». Профессиональная компетентность бакалавров профессионально-педагогического образования - это интегративное качество личности, предусматривающие овладение совокупностью сформированных у выпускника вуза общекультурных и профессиональных компетенций, выражающихся в его способности и готовности эффективно включать внутренние и внешние ресурсы для выполнения задач профессиональной деятельности.

Средством формирования готовности к выполнению профессиональной деятельности является усвоение студентами научно-методического знания. Основа этой подготовки закладывается на тех курсах, когда студенты изучают основы педагогики и психологии, возрастную и педагогическую психологию и другие дисциплины общепрофессионального цикла. Применяя эти базовые знания, на последующих курсах обучения стержневой составляющей обучения бакалавров профессионально-педагогического образования становится их методическая подготовка, результатом которой становится совокупность освоенных методических компетенций.

Рассматривая и обобщая онтологическое представление в системе социальных наук понятия «готовность» необходимо принять во внимание, что данное понятие изучается в различных плоскостях теоретических и практических подходов. Так, исследователи рассматривают такие виды, как психологическую, морально-психологическую и просто «готовность».

Вопрос готовности рассматривается в связи с изучением педагогической деятельности такими учеными как Сластенин В.А., Кузьминой Н.В., Шербаковым А.М. И необходимо отметить, что в целом, в психолого-педагогических источниках сформирован достаточный материал касающейся проблемы формирования готовности к различным видам деятельности. При этом ряд ученых полагает что готовность человека к различным видам деятельности можно воспитывать, но большая часть считает, что она формируется.

Говоря о структуре готовности можно сказать, что исследователи рассматривают десятки различных компонентов, что говорит о недостаточной определенности и многогранном характере данного понятия. Из наиболее часто встречающихся можно выделить моральный, психологический и профессиональный компоненты.

Проводя анализ научных данных, относительно подходов, применяемых в исследовании понятия готовность, мы установили, что в основном используется два подхода.

Первый подход основывается на оценке состояния готовности как определенного функционального состояния (Н.Д. Левитов, В.С. Нерсисян) или психологической установки (Д.Н. Узнадзе). Данные ученые считают, что готовность есть не что иное, как активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи.

Второй же подход определяет готовность к деятельности как особенное психическое состояние, предполагающее наличие образа определенного действия и постоянной устремленности на его выполнение (Т.Б. Руденко, Л.В. Каткова).

Проведенный анализ научной литературы по проблеме готовности позволяет нам рассматривать данное понятие как сложное интегративное личностное качество, характеризующее мобилизованность сил для выполнения поставленной профессионально-педагогической задачи. И выделение различных видов профессионально-педагогической готовности связано с различными видами деятельности.

Необходимо остановится на категории «деятельность» указав, что трактовка данного понятия основывается на теории деятельности А.Н. Леонтьева: «Для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную той, которая стоит за этими достижениями» [5]. Именно поэтому, чтобы подготовить будущего педагога к основным видам образовательной деятельности (учебная, методическая, воспитательная и научная работа), необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности.

Многие авторы, основываясь на научных исследованиях структуры профессионально-педагогической подготовки обозначают задачи по формированию не только теоретической, практической, психологической готовности, но и готовности методической.

О методической готовности говорится в работах разных авторов. Так, Б.В. Пальчевский считает, что методическая готовность предполагает владение методологическим и нормативным содержанием способов методической деятельности в конкретной области системы образования.

Опираясь на основные признаки понятий «готовность», «профессиональная готовность» и учитывая содержание терминов «методика», «методический», «методическая работа», мы обратились к определению содержания понятия «методическая готовность», что позволяет нам рассмотреть понятие «методическая готовность бакалавров профессионально-педагогического образования».

В профессиональных словарях «методика» - а) наука о методах преподавания или совокупность методов обучения чему-нибудь; б) строго последовательный, систематичный, точно следующий плану процесс.

В свою очередь, «методический» трактуется как порядочный, правильный, основательный, постепенный; составленный по известному порядку, способу, правилу.

В «Педагогическом словаре» говорится, что методическая работа в образовательных организациях Российской Федерации - часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. По мнению Ф.Д. Рассказова и других, целью организации методической работы в образовательном учреждении является формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций.

Таким образом, подвергнув анализу ряд перечисленных определений, мы согласны со многими авторами, что понятие «методическая готовность специалиста» трактуется как категория теории деятельности.

В нашем исследовании мы рассматриваем методическую готовность как интеграцию методических знаний и умений, а также качеств личности, обеспечивающих возможность осуществлять все виды методической деятельности.

В качестве основных составляющих методической готовности бакалавра профессионально-педагогического образования нами были выделены следующие компоненты: мотивацион-ный, когнитивный, операциональный и рефлексивный.

Мотивационный компонент включает направленность профессионального поведения субъекта в целом, его ориентацию на отдельные стороны выполняемой деятельности, а также мировоззренческие установки, принципы и индивидуальные личностные свойства учителя (стиль общения, эмоциональность).

Когнитивный компонент, в основе которого лежит уровень знаний учителя по применению методической, специально-научной, профессионально-педагогических основ организации обучения.

Операциональный компонент предполагает сформированность системы умений и навыков, необходимых для методической деятельности учителя - познавательной, проектной, обучающей, оценочной и исследовательской.

Последней составляющей является рефлексивный компонент, который можно понимать, как способность учителя к осознанию своей профессиональной деятельности, способность осознавать собственный уровень развития, на основе которого происходит самоуправление своей образовательной деятельностью и дальнейшее самосовершенствование личности.

Таким образом, понимание методической готовности бакалавра профессионально-педагогического образования состоит в единстве теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность. Теоретическая готовность соотносится с развитием профессиональной способности методически мыслить и является готовностью к ведению, в том числе и методической работы как одного из компонентов образовательной деятельности. А практическая готовность определяется сформированными умениями осуществлять профессиональную педагогическую деятельность.

Список литературы

1. Kolbasa M.A. Structure-content model of information-graphic culture of future technology's teachers in the learning process of computer graphics // Science and society: 3rd international scientific and practical conference. Vol. 3 (20-21 march 2013). - London: Scuero, 2013, pp. 95-104. Access mode: http://elibraryru/item.asp?id=21288799

2. Бреславец А.П. Модульная система в аспекте применения инновационных методов обучения // Профессиональное образование в современном мире. - Новосибирск, Изд-во: Сибирского отделения РАН, 2014. С. 168-178. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21836150

3. Колбаса М.А. Сущность, содержание и структура понятия «Информационно-графическая культура будущих учителей технологии» // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, Изд-во: «Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», 2012. С. 170-173 . Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18361302

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. 147 с.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М., 1983. 320 с.

6. Наскалов В.М. Инновационные технологии в учебном процессе студентов вузов // Вестник томского государственного педагогического университета. - Томск, Изд-во: Томский государственный педагогический университет, 2012. С. 131-135. Режим доступа: http://elibrary. ru/item.asp?id=17886040

7. Насырова Э.Ф., Усольцева И.В. Использование деятельностного подхода в обучении как одно из условий совершенствования методической компетенции педагога в условиях реализации стандартов второго поколения // Вестник вятского государственного гуманитарного университета. - Киров, Изд-во: Вятский государственный гуманитарный университет, 2014. С. 144-148. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22470128

8. Насырова Э.Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии формирования профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства: монография. - Ша-дринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. 140 с.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 3-е изд., стереотипное. - М.: АЗЪ, 1996. 928 с.

10. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра: сборник / Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2006. 389 с.

11. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 576 с.

12. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. учеб. заведений. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. 288 с.

13. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.

14. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт и др.; под ред. И.В. Роберт, Т. А. Лавиной, Л.Л. Босовой. - М.: Бином. Лаб. знаний, 2011. 69 с.

15. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34-41.

References

1. Kolbasa M.A. Structure-content model of information-graphic culture of future technology's teachers in the learning process of computer graphics // Science and society: 3rd international scientific and practical conference. Vol. 3 (20-21 march 2013). - London: Scuero, 2013, pp. 95-104. Access mode: http://elibrary.ru/item.asp?id=21288799

2. Breslavets A.P. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in the modern world]. - Novosibirsk, Izd-vo: Sibirskogo otdeleniya RAN, 2014, pp. 168-178. http:// elibrary.ru/item.asp?id=21836150

3. Kolbasa M.A. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. - Gorno-Altaysk, 2012, рp. 170-173. http://elibrary.ru/item.asp?id=18361302

4. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya i masteraproizvodstvennogo obucheni-ya [The professionalism of individual teachers and masters of industrial training]. - M.: Vysshaya shkola, 1990. 147 p.

5. Leont'ev A.N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya [Selected psychological works]: In 2 vol. - M., 1983. 320 p.

6. Naskalov V.M. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Tomsk, 2012, pp. 131-135. http://elibrary.ru/item.asp?id=17886040

7. Nasyrova E.F., Usol'tseva I.V. Vestnik vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - Kirov, 2014, pp. 144-148. http://elibrary.ru/item.asp?id=22470128

8. Nasyrova E.F. Modul'no-reytingovaya iproektnaya tekhnologii formirovaniyaprofessional'noy kompetentnosti uchitelya tekhnologii ipredprinimatel 'stva [Module-rating and design technology of formation of professional competence of the teacher of technology and enterprise]. - Shadrinsk, 2008. 140 p.

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar ' russkogoyazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of Russian language: 80,000 words and phraseological expressions] / Rossiyskaya A.N.; Rossiyskiy fond kul'tury. - M., 1996. 928 p.

10. Psikhologicheskaya teoriya deyatel'nosti: vchera, segodnya, zavtra [Psychological activity theory: yesterday, today, tomorrow] / Ed. A.A. Leontev. - M.: Smysl, 2006. 389 p.

11. Slastenin V.A. Pedagogika [Pedagogy] / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; ed. V.A. Slas-tenin. - M., 2008. 576 p.

12. Talyzina N.F. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology]. - M., 2011. 288 p.

13. Tatur Yu.G. Vysshee obrazovanie segodnya. 2004. № 3, pp. 20-26.

14. Tolkovyy slovar' terminovponyatiynogo apparata informatizatsii obrazovaniya [Explanatory dictionary of terms of the conceptual apparatus of Informatization of education] / I.V. Robert et al.; ed. I.V. Robert, T.A. Lavina, L.L. Bosova. - M.: Binom. Lab. znaniy, 2011. 69 p.

15. Frolov Yu.V., Makhotin D.A. Vysshee obrazovanie segodnya. 2004. № 8, pp. 34-41.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Насырова Эльмира Фанилевна, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры Сургутский государственный университет

пр. Ленина, д. 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628412, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3229-3091

Дроздова Анна Андреевна, преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования, магистр технологического образования, аспирант 2 года обучения специальность: 13.00.08 Теория и методика профессионального образования Сургутский государственный университет

пр. Ленина, д. 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628412, Россия

e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 88-95-1145

DATA ABOUT THE AUTHORS

Nasyrova Elmira Fanilevna, head of Chair of Theory and Methodology of Professional Education, doctor of pedagogical science, docent, professor of chair Surgut State University

1, Lenin street, Surgut, Khanty-Mansi Autonomous District, Tyumen region, 628412, Russia e-mail: [email protected]

Drozdova Anna Andreevna, teacher of chair of the theory and technique of professional education, master of technological education, graduate student

Surgut State University

1, Lenin street, Surgut, Khanty-Mansi Autonomous District, Tyumen region, 628412, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.