Научная статья на тему 'Информационно-методическая компетенция педагога'

Информационно-методическая компетенция педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE / METHODICAL COMPETENCE / INFORMATION AND METHODICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Данилов Александр Александрович

Определение сущности понятий является важной составляющей любого теоретического исследования. Для любого понятия важны как информационный объем, так и минимум избыточности информации. Анализ современных толкований информационной, методической и информационно-методической компетенций показывает, что есть возможность построения более емких определений. Это, в свою очередь, даст возможность осмысления их более точно и глубоко. Емкое определение должно отражать сущность понятия в меньшем объеме текста, а это предполагает глубокий анализ и обобщение опыта ученых, занимающихся данными вопросами. В статье рассматривается сравнение близких по смыслу понятий компетенция (как требование…) и компетентность (как свойство личности…). Проанализирован и обобщен опыт российских ученых, занимающихся компетентностным подходом. Определена сущность понятия компетенция, как перечень требований, предъявляемых потенциальному работнику, гарантирующих продуктивное выполнение им его профессиональной деятельности. Рассматривая различные подходы, информационная компетенция определена как способность и готовность применять эффективные средства и способы осуществления информационных процессов (хранения, передачи, обработки). Выделяя основные элементы методической компетенции в виде знаний обо всех компонентах образовательного процесса, опыта осуществления приемов профессиональной деятельности и продукции нового в обучении, методическая компетенция рассматривается как способность и готовность к целенаправленной планомерной деятельности учителя, неотъемлемой частью которой является создание новых средств, способов и приемов обучения. Синтезируя данные выводы, в статье определяется сущность менее изученного понятия информационно-методическая компетенция, под которым понимается способность и готовность к целенаправленной планомерной деятельности учителя, включающей создание и применение эффективных средств и методов обучения посредством осуществления информационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Данилов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-METHODICAL COMPETENCE OF THE TEACHER

The definition of the essence of concepts is an important component of any theoretical study. For any concept both the information volume, and a minimum of redundancy of information are important. Analysis of modern interpretations of information, methodological and information-methodical competences shows that there is a possibility of building more capacious definitions. This, in turn, will give the opportunity to understand them more accurately and deeply. A succinct definition should reflect the essence of the concept in a smaller volume of the text, and this involves a deep analysis and generalization of the experience of scientists involved in these issues. The article deals with the comparison of similar concepts of competence (as a requirement...) and competence (as a property of personality...). The experience of Russian scientists involved in the competence approach is analyzed and summarized. The essence of the concept of competence as a list of requirements for a potential employee to ensure the productive performance of his professional activities. Considering various approaches, information competence is defined as the ability and willingness to use effective means and methods of information processes (storage, transmission, processing). Highlighting the main elements of methodological competence in the form of knowledge about all components of the educational process, the experience of the methods of professional activity and new products in learning, methodological competence is considered as the ability and willingness to purposeful systematic activity of the teacher, an integral part of which is the creation of new tools, methods and techniques of training. Synthesizing these conclusions, the article defines the essence of the less studied concept-information and methodological competence, which refers to the ability and willingness to purposeful systematic activity of the teacher, including the creation and use of effective means and methods of teaching through the implementation of information processes.

Текст научной работы на тему «Информационно-методическая компетенция педагога»

Nasyrova Elmira Fanilevna, Danilov Alexander Alexandrovich INFORMATION-METHODICAL COMPETENCE ...

pedagogical sciences

УДК 373.66

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0022

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА

© 2019

Насырова Эльмира Фанилевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогики профессионального и дополнительного образования» Данилов Александр Александрович, аспирант Сургутский государственный университет (628412, Россия, Сургут, пр. Ленина, д. 1, e-mail: secretar@surgu.ru)

Аннотация. Определение сущности понятий является важной составляющей любого теоретического исследования. Для любого понятия важны как информационный объем, так и минимум избыточности информации. Анализ современных толкований информационной, методической и информационно-методической компетенций показывает, что есть возможность построения более емких определений. Это, в свою очередь, даст возможность осмысления их более точно и глубоко. Емкое определение должно отражать сущность понятия в меньшем объеме текста, а это предполагает глубокий анализ и обобщение опыта ученых, занимающихся данными вопросами. В статье рассматривается сравнение близких по смыслу понятий компетенция (как требование...) и компетентность (как свойство личности.). Проанализирован и обобщен опыт российских ученых, занимающихся компетентностным подходом. Определена сущность понятия компетенция, как перечень требований, предъявляемых потенциальному работнику, гарантирующих продуктивное выполнение им его профессиональной деятельности. Рассматривая различные подходы, информационная компетенция определена как способность и готовность применять эффективные средства и способы осуществления информационных процессов (хранения, передачи, обработки). Выделяя основные элементы методической компетенции в виде знаний обо всех компонентах образовательного процесса, опыта осуществления приемов профессиональной деятельности и продукции нового в обучении, методическая компетенция рассматривается как способность и готовность к целенаправленной планомерной деятельности учителя, неотъемлемой частью которой является создание новых средств, способов и приемов обучения. Синтезируя данные выводы, в статье определяется сущность менее изученного понятия - информационно-методическая компетенция, под которым понимается способность и готовность к целенаправленной планомерной деятельности учителя, включающей создание и применение эффективных средств и методов обучения посредством осуществления информационных процессов.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационная компетенция, методическая компетенция, информационно-методическая компетенция.

INFORMATION-METHODICAL COMPETENCE OF THE TEACHER

© 2019

Nasyrovа Elmira Fanilevna, doctor of pedagogical Sciences, Professor of "Pedagogy and additional professional education" Danilov Alexander Alexandrovich, post-graduate student Surgut State University (628412, Russia, Surgut, Lenina street, 1, e-mail: secretar@surgu.ru)

Abstract. The definition of the essence of concepts is an important component of any theoretical study. For any concept both the information volume, and a minimum of redundancy of information are important. Analysis of modern interpretations of information, methodological and information-methodical competences shows that there is a possibility of building more capacious definitions. This, in turn, will give the opportunity to understand them more accurately and deeply. A succinct definition should reflect the essence of the concept in a smaller volume of the text, and this involves a deep analysis and generalization of the experience of scientists involved in these issues. The article deals with the comparison of similar concepts of competence (as a requirement...) and competence (as a property of personality...). The experience of Russian scientists involved in the competence approach is analyzed and summarized. The essence of the concept of competence as a list of requirements for a potential employee to ensure the productive performance of his professional activities. Considering various approaches, information competence is defined as the ability and willingness to use effective means and methods of information processes (storage, transmission, processing). Highlighting the main elements of methodological competence in the form of knowledge about all components of the educational process, the experience of the methods of professional activity and new products in learning, methodological competence is considered as the ability and willingness to purposeful systematic activity of the teacher, an integral part of which is the creation of new tools, methods and techniques of training. Synthesizing these conclusions, the article defines the essence of the less studied concept-information and methodological competence, which refers to the ability and willingness to purposeful systematic activity of the teacher, including the creation and use of effective means and methods of teaching through the implementation of information processes.

Keywords: competence, competence, information competence, methodical competence, information and methodical competence.

С переходом российского образования на компе-тентностный подход, актуализирующим практическую, действенную сторону профессиональной подготовки и акцентирующим внимание на результатах обучения - компетенциях [1], появилась необходимость научно-теоретических и научно-методических исследований в данном направлении. Несмотря на то, что понятийный аппарат данного подхода в образовании еще не до конца устоялся, цель перехода достаточно прозрачна и ориентирована на требования современного общества, на рынок труда. Большое внимание породило такое же большое количество толкований компетенций, что делает актуальным их конкретизацию. Для определения сущности информационно-методической компетенции, проведем анализ таких понятий как компетенция и компе-

тентность, информационная и методическая компетенция. На данном этапе проработанности данной темы мы имеем возможность в этом вопросе, опираясь на мнения ученых, выделить характерные черты, выстроить более емкие определения соответствующим понятиям.

Во всех современных трактовках ученых (Хуторской А.В., Зимняя И.А., Сергеев И.С., Боголюбов Л.Н., Лед-нев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В., Кетриш Е.В., Миронова С.П., Андрюхина Т.В., Фарнэм А., Чекалина Т.А.,) понятие компетенции рассматривается неразрывно от трудовой деятельности, как требование работодателя или конечный результат образования (готовность трудиться). Обладание компетентностью гарантирует: «...возможность выполнять работу качественно» (Хуторской А.В.); [2] «.адекватность поведения и осу-

педагогические науки

Насырова Эльмира Фанилевна, Данилов Александр Александрович ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ...

ществления работы» (Фарнем А.); [3] «...эффективно или превосходно выполнять работу» (Гуревич А.М.); [4] «.овладение опытом профессиональной деятельности.» (Насырова Э.Ф.) [5]; «.заранее заданное социальное требование (норма) ..., необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере» (Дзюбенко И.А.) [6]. Боголюбов Л.Н. [7], Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. [8] также подчеркивают практическую направленность компетенций. «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике» [8]. Рассматривать компетенцию отдельно от профессиональных качеств не принято, наоборот, компетенции выступают, своего рода, минимальными требованиями для персонала. В истории становления данного понятия четко прослеживается его связь с критериями оценки и подбором персонала, квалификацией, способностями, техническими навыками, профессионализмом, менеджментом и т.п. В исследованиях Насыровой Э.Ф., также находим подтверждение неразделимости компетенции от профессиональной деятельности [9, 10]. Следовательно, определение компетенции должно рассматриваться именно с позиции профессиональной деятельности.

Таким образом, мы выяснили, что компетенция - это перечень требований, предъявляемых потенциальному работнику, гарантирующих продуктивное выполнение им его профессиональной деятельности. Следует разграничить такие близкие понятия, как компетенция и компетентность. Обобщая опыт выше упомянутых ученых, мы определили компетентность, как интегративное свойство личности, способствующее продуктивному выполнению работником его профессиональной деятельности.

Хуторской А.В., Столяр И.Л. и Зимняя И.А. определяют информационную компетенцию, как более общее понятие по отношению к компьютерной. Столяр И.Л., раскрывая понятие компьютерная грамотность, определяет минимальный перечень требований, касающихся информационных процессов, включающий навыки работы с базовым набором программ, локальной и глобальной сетью [11]. Фризен И.Г. дополняет понятие компьютерной компетенции, включая в нее навыки программирования [12]. Вместе с тем, не соглашаясь с данным суждением, Шакирова З.Х. [13] и Шкарбан Ф.В. [14] относят ее больше к профессиональной компетенции программиста, где, как раз, и отражены знания языков программирования, навыки решения алгоритмических задач, способность к самообучению, нахождению нестандартных решений и т.д. Узкие знания в области программирования не являются обязательными компьютерной компетенции, которая, в свою очередь, по мнению Столяра И.Л. «... не является достаточной для деятельности личности в информационном мире.» [11]. Более общая - информационная компетенция подразумевает обладание знаниями и умениями, достаточными для ориентирования в современном информационном пространстве [15] и, с одной стороны, априори предусматривает применение информационно-коммуникационных технологий (Ионова О.Н., Бурмакина В.Ф., Зелман М.,Фалина И.Н., Хенер К.К. и др.). Другая точка зрения ставит в центре информацию (Ермаков Д.С., Коровкина Н.Н., Петрова Е.В., Тришина С.В., Хуторской А.В. и др.) и навыки работы с разнообразными информационными системами: алфавитными каталогами в библиотеке, книгами, энциклопедиями, электронными источниками [16]. Оба подхода аналогичны, а различия, заключающиеся лишь в средствах, в современном информационном обществе практически отсутствуют. Информационно-коммуникационные технологии позволяют оптимизировать традиционные, а также создавать более продуктивные новые приемы работы с информацией. Стоит согласиться, что «не сама по себе информация важна для эффективной деятельности специалиста, а то, в каком

контексте эта информация существует и в каком контексте она используется в деятельности» [17, 18]

Хуторской А.В. определяет информационную к ключевой компетенции, относящейся к общему (метапред-метному) содержанию образования. «При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.» [2]. Зимняя И.А. предлагает термин социальная ключевая компетенция, подчеркивая, что «все компетенции социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме». А относящуюся к ней информационную, определяет, как «информационно-технологическую компетентность - как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде» [19]. Обобщая опыт ученых, можно выделить ключевые аспекты в виде: продуктивных способов работы с информацией и эффективности применения как бумажных, так и электронных носителей.

Таким образом, информационная компетенция - это способность и готовность применять эффективные средства и способы осуществления информационных процессов (хранения, передачи, обработки).

Насырова Э.Ф. определяет «... методическую компетенцию педагога как способность и готовность к целенаправленному планомерному образу действия учителя при выполнении профессиональных заданий и решении проблем» [20]. Игна О.Н., Макеева С.Н., Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г., относительно специфики учителя иностранного языка, под методической компетенцией понимают интегративное свойство личности педагога, позволяющее эффективно осуществлять и организовывать образовательный процесс [21] для решения задач развития [22] и формирования [23] коммуникативной, межкультурной (в данном контексте) компетенции учащихся на основе современных знаний и технологий [21]. Понятие методической в данной формулировке тесно переплетается с профессиональной компетенцией педагога. Методическая компетенция, хотя и является важной составляющей профессиональной компетенции [24], в которой формирование соответствующих знаний, умений и навыков является неотъемлемым требованием, но содержит и другие важные аспекты. В ракурсе того же иностранного языка, Кожухов К. Ю. дает иное толкование методической компетенции: «...Совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагогических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки учителя, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном процессе современные информационные и коммуникационные обучающие технологии, методики и приемы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям» [25]. Ориентация не на образовательную цель - сформированные компетенции учащихся, а профессиональные умения и навыки самого педагога. Аналогичного мнения придерживается Сокольницкая Т.Н., рассматривая методическую компетенцию как методический опыт, проявляющийся в профессиональной методической деятельности [26]. Астафьева И.С. под методическими задачами понимает: планирование, проектирование, разработка, конструирование и проведение занятий, с последующей рефлексией и саморефлексией; подготовка учебно-методического обеспечения; использование различных способов и методов обучения; разработка программ дисциплин; методические рекомендации, учебно-

Nasyrovа Elmira Fanilevna, Danilov Alexander Alexandrovich INFORMATION-METHODICAL COMPETENCE ...

pedagogical sciences

методический комплекс [27]. Москаленко А. А. связывает методическую компетенцию с «.подбором средств и методов обучения, форм взаимодействия ученика и учителя, формированием ключевых компетенций у обучающихся...» [28]

Касаемо средств и способов, применяемых учителем в рамках конкретной учебной деятельности, Адольф В.А. «методическую компетентность учителя представляет как развернутую систему знаний по вопросам конкретного построения преподавания той или иной дисциплины» [29], аналогично Г. А. Бордовский, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына рассматривают ее в качестве «специальной компетентности, которая реализует базовые и ключевые компетентности применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя конкретного предмета» [30]. Загривная Т.А. методическую компетенцию рассматривает как систему методологических, методических и исследовательских знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в методической и педагогической деятельности в целом [31]. Сясина Т.В. придерживается аналогичной трактовки данного понятия, подчеркивая единство предметной, психолого-педагогической и методической подготовки [32]. Гальскова Н.Д. [33] детально дополняет методическую компетенцию навыками переносить приобретаемые знания и умения в новые условия обучения. Пассов Е.И. [34] использует несколько другую терминологию, вводя понятие «методическая культура». Но в данном понятии аналогично включает «творчество как преобразование и перенос приемов обучения (продукция нового в обучении)» [7]. Раскрывая компоненты методической компетенции Филатова О.П. также делает акцент на создании нового в деятельности педагога: «.осваивать и использовать новые информационные и коммуникационные технологии, создавать с их помощью дидактические и методические пособия и т. д.). ...» [35].

Анализируя мнения ученых, можно выделить основные элементы методической компетенции в виде знаний обо всех компонентах образовательного процесса, опыта осуществления приемов профессиональной деятельности и продукции нового в обучении. Таким образом, методическая компетенция - это способность и готовность к целенаправленной планомерной деятельности учителя, неотъемлемой частью которой является создание новых средств, способов и приемов обучения.

Максимально информативно, раскрывая основные компоненты, Кабанова Н.А. под информационно-методической компетенцией понимает «способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в процессе обучения студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий, включающие умения, навыки, мотивационно-волевые установки и субъективный опыт преподавателя в области подбора, структурирования, создания и применения в преподавательской деятельности учебно-методических материалов, а также управления учебным процессом с помощью информационно-коммуникационных технологий». [36] Романова О.В. рассматривает информационно-методическую компетентность, как совокупность компетенций, информационных, коммуникационных и образовательных технологий, общей и частных методик обучения. [37] Понятие информационно-методическая компетенция рассмотрено недостаточно полно, и толкование может быть дополнено исходя из синтеза компонентов информационной и методической компетенций, детальный анализ которых определил ключевые аспекты.

Таким образом, под информационно-методической компетенцией мы понимаем способность и готовность к целенаправленной планомерной деятельности учителя, включающей создание и применение эффективных средств и методов обучения посредством осуществления информационных процессов (хранения, передачи,

обработки).

Определение сущности понятий поможет более детально разобраться в вопросе и грамотно выстроить структуру, подобрав и описав, входящие в них, компоненты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 19-21.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. http:// eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос»

3. Фарнэм А. Некомпетентный менеджер. — M.HIPPO, 2008. — 352 с.

4. Гуревич А.М. Ассессмент: принципы подготовки и проведения. - М.: Речь, 2005. — 235 с.

5. Насырова Э. Ф. Формирование профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства в процессе обучения дисциплинам предметной подготовки // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва - 2007

6. ДзюбенкоИ.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.

7. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе об-ществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002.

8. Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. - М., 2002.

9. Насырова Э.Ф. Модульная технология обучения. Сургут : Изд-во СурГУ, 2008. 21 с.

10. Насырова Э.Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии формирования профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства: монография. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. 140с.

11. Столяр И.Л. Информационная компетенция педагогов-технологов //Вестник Челябинского государственного педагогического университета - 2013г. №6

12. Фризен И.Г. Компьютерное программирование как средство формирования информационной компетенции конкурентоспособного специалиста // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / ГОУВПО «Саратовский государственный уни-верситет».Саратов, 2006

13. Шакирова З.Х. Необходимые компетенции для будущего программиста // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5310 (дата обращения: 07.06.2018)

14. Шкарбан Ф.В. Компоненты компетенции бакалавров прикладной информатики в области объектно ориентированного программирования // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 1.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27387 (дата обращения: 16.10.2018)

15. Рассказов Ф.Д., Митющенко Е.В. Сущность, содержание и компоненты информационной компетенции студента педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.С. 308.

16. Каменев К.В. Информационная компетентность как одна из ключевых компетентностей в современной системеобразования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55093 (дата обращения: 23.09.2018)

17. Колин К.К. Социальная информатика. — М.: Академический Проект, 2003. - 432 с.

18. Рунов А.В. Социальная информатика. — М.: КНОРУС, 2009. — 428 с.

19. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

20. Насырова Э.Ф., Усольцева И. В. Использование деятельност-ного подхода в обучении как одно из условий совершенствованияме-тодической компетенции педагога в условиях реализациистандартов второго поколения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2014г.

21. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. —2013. —No12. —С.54 —65.

22. Игна О.Н. Структура и содержание методической компетенции учителя иностранного языка //Ярославский педагогический вестник. —2010. -No1. —С.90 —94.

23. Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. —2010. -No15. —С.201 —205.

24. Нагибина Н.А., Ипполитова Н.В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога //Наука и школа. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodicheskaya-kompetentnost-kak-sostavlyayuschaya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 19.12.2018).

педагогические науки

25. Кожухов К. Ю., Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя (на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам») [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / К. Ю. Кожухов. - Курск, 2008. - 24 с.

26. Сокольницкая Т. Н. К вопросу о методической компетентности учителя русского языка // Человек и образование № 2 (31) 2012

27. Астафьева И.С. Метод проектов в формировании методической компетенции будущих учителей иностранных языков // Педагогический журнал Башкортостана - 2017г. №1(68)

28. Москаленко А.А. Управление формированием методической компетентности учителей общеобразовательной школы [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 136-139. — URL https://moluch. ru/conf/ped/archive/273/13382/(дата обращения: 17.12.2018).

29. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. — Красноярск: М-во общ. и проф. образования РФ ; Краснояр. гос. ун-т, 1998. — 309 с.

30. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. — 2006.Режим доступа: www.omsk.edu:]

31. Загривная Т.А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ин-т образования взрослых РАО. Санкт-Петербург, 2006

32. Сясина Т.В. Диагностика сформированности методической компетентности преподавателя математики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 4 (27). С. 249-258.

33. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 2000. — 165с

34. Пассов Е.И. Методическое мастерство учителя иностранного языка //Иностранные языки в школе. — 1984. №6. — С. 24 — 29

35. Филатова О.П. Процесс формирования методической компетенции педагогов при освоении аудиовизуальных технологий обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. №1 (14). URL: https://cyberleninka.m/article/n/protsess-formirovaniya-metodicheskoy-kompetentsii-pedagogov-pri-osvoenii-audiovizualnyh-tehnologiy-obucheniya (дата обращения: 22.11.2018).

36. Кабанова Н.А. Формирование информационно-методической компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза в системе повышения квалификации // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, С-Пб - 2014

37. Романова О.В. Теоретические и методические основы системы формирования информационно-методической компетентности учителя химии в педагогическом вузе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, - Ростов-на-Дону, 2007

38. Гончарук О.В. Формирование методической компетенции студентов педагогических вузов лингвистических специальностей в рамках системно-ситуационного подхода // Проблемы современного образования - 2017г. №6

Статья поступила в редакцию 24.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

Насырова Эльмира Фанилевна, Данилов Александр Александрович ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.