Научная статья на тему 'Использование деятельностного подхода в обучении как одно из условий совершенствования методической компетенции педагога в условиях реализации стандартов второго поколения'

Использование деятельностного подхода в обучении как одно из условий совершенствования методической компетенции педагога в условиях реализации стандартов второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / METHODICAL COMPETENCE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ACTIVITY METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Усольцева Ирина Владимировна

Использование деятельностного подхода в обучении как одно из условий совершенствования методической компетенции педагога в условиях реализации стандартов второго поколения В статье рассматривается методическая компетенция педагога как способность и готовность к целенаправленному планомерному образу действия учителя при выполнении профессиональных заданий и решении проблем. В статье анализируется роль учителя при реализации Федеральных образовательных стандартов как первого, так и второго поколения. Авторы делают акцент о необходимости самоизменения профессиональной деятельности учителя, причем однозначно в сторону использования деятельностного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage the activity method in school training as one of the conditions of improvement of methodical competence of a teacher in the context of implementing the standards of the second generation of abstract

The article considers methodical competence of the teacher as the ability and willingness to purposeful steady image of the teacher's actions when performing professional tasks and solving problems. The article analyzes the role of the teacher with the implementation of Federal educational standards of both the first and second generation. The authors put emphasis on the necessity of self-transformation professional activity of a teacher, and unequivocally towards the use of the activity method in school training.

Текст научной работы на тему «Использование деятельностного подхода в обучении как одно из условий совершенствования методической компетенции педагога в условиях реализации стандартов второго поколения»

УДК 371.14

Э. Ф. Насырова, И. В. Усольцева

Использование деятельностного подхода в обучении как одно из условий совершенствования методической компетенции педагога в условиях реализации стандартов второго поколения

В статье рассматривается методическая компетенция педагога как способность и готовность к целенаправленному планомерному образу действия учителя при выполнении профессиональных заданий и решении проблем. В статье анализируется роль учителя при реализации Федеральных образовательных стандартов как первого, так и второго поколения. Авторы делают акцент о необходимости самоизменения профессиональной деятельности учителя, причем однозначно в сторону использования деятельностного подхода в обучении.

The article considers methodical competence of the teacher as the ability and willingness to purposeful steady image of the teacher's actions when performing professional tasks and solving problems. The article analyzes the role of the teacher with the implementation of Federal educational standards of both the first and second generation. The authors put emphasis on the necessity of self-transformation professional activity of a teacher, and unequivocally towards the use of the activity method in school training.

Ключевые слова: методическая компетенция, Федеральные государственные образовательные стандарты, деятельностный подход.

Keywords: methodical competence, Federal state educational standards, the activity method.

Необходимым критерием грамотной работы педагога служит умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках одного занятия или цикла занятий. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся (воспитанников), уровню их подготовленности, их интересов, меняет выбор методов с учетом конкретных условий. В работе использует методы, побуждающие детей рассуждать. Важным элементом преподавания (воспитания) являются используемые педагогом методические материалы и дополнительные источники. Каждый прием, используемый педагогом, способствует достижению целей всего занятия.

Классификаций компетенций предложено много, но, как правило, их делят на две большие группы:

-универсальные (необходимые каждому образованному человеку при освоении любой профессии);

-профессиональные (специализированные, используемые в определённых профессиях).

«Методическая компетенция обозначает способность и готовность к целенаправленному, планомерному образу действия при выполнении профессиональных заданий и решении проблем (например, при планировании рабочих шагов). При этом самостоятельно выбираются, применяются, а при необходимости усовершенствуются изученные методы мышления и способы работы или стратегии решения для преодоления рабочих заданий и проблем. Методическая работа охватывает самостоятельную организацию и оценку; это требует собственной инициативы и творчества» [1].

Говоря о методической компетенции педагога, мы выделяем две ее составляющие:

1) умение педагога осуществлять традиционную педагогическую деятельность;

2) умение проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим показателям:

© Насырова Э. Ф., Усольцева И. В., 2014 144

• своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации;

• применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы;

• применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы;

• владеет современными методами преподавания;

• обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего общего образования (далее - ФГОС) предъявляют существенные требования как к результатам освоения образовательных стандартов, так и к условиям реализации ФГОС.

В основе ФГОС лежит деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям [2].

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования может обостриться противоречием, требующим своего разрешения: это противоречие между современными требованиями к высокому уровню методической компетенции педагогов и недостаточным уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения.

Успешность «материализации» ФГОС зависит в первую очередь от методического мастерства педагогов, их реализующих.

Какова роль учителя в традиционной системе обучения? Он - воспитатель, руководитель, контролер, образец. Что меняется в работе учителя в рамках современной парадигмы образования? Учитель - помощник, организатор, товарищ, стимулятор.

Н. А. Морева отмечает, что в процессе каждодневной деятельности перед преподавателем постоянно встает вопрос «Как учить?», поэтому он задумывается об обновлении и улучшении учебно-методического обеспечения реального учебного процесса. Его наработки постепенно обретают форму авторской технологии, основу которой составляет обобщенный индивидуальный опыт педагога. При этом отбирается только то, что целесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарий деятельности преподавателя и приносит ощутимый результат [3].

Использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества обучающихся и составить основу эффективности результатов обучения.

Распространение опыта инновационного обучения в образовании вызвано необходимостью подготовки обучающихся к жизни в изменяющемся мире, когда особое значение приобретает умение быстро ориентироваться в обстановке, найти необходимые данные и принять правильное решение.

В рамках современной образовательной парадигмы цель образования - развитие личности, раскрытие и развитие её задатков и способностей, сущностных сил и призвания.

Достижению этой цели способствуют деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы.

Поэтому, на наш взгляд, прав А. С. Смирнов, который пишет: «Человек, обеспечивающий образование, - не математик, не историк, и даже не учитель, а методолог, социотехник, коммуникатор» [4]. Как пишет В. Е. Степанова, методолог - умеющий организовать и соорга-низовать деятельность субъектов, социотехник - умеющий развивать и расширять связи, коммуникатор - умеющий строить отношения на основе диалога, в целом специалист «умеющий адекватно употреблять самого себя в условиях постоянно меняющейся деятельности. Это специалист, развивающий новые формы Мышления и Деятельности» [5].

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Деятельностный подход предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач [6].

Каковы цели образования для стандартов первого поколения? Усвоение знаний, умений, навыков. Цели стандартов второго поколения - развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества. Таким образом, знания, умения и навыки из категории целей перешли в категорию средств.

Ключевые изменения Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования можно сформулировать следующими положениями:

1) ориентация на результаты образования;

2) объектами контроля и аттестационных процедур (учителя, школы, региона) являются теперь личностные, метапредметные и предметные результаты.

Поскольку любая система деятельности работает на цели, которые контролируются, то новый стандарт создает условия для реального перехода к школе саморазвития и самореализации личности.

Что должно поменяться в системе образования для успешной реализации ФГОС?

Л. Любимов отмечает, что «в стереотипе советского учительского мышления только мы знаем (предмет, т. е. информацию), и только мы можем передать знание ребенку. Поэтому "передача знаний" (на современном этапе) во многом просто потеряла значимость»... Изменилось и соотношение предметных часов в учебных планах. Тот же Л. Любимов отмечает, что «.надо помнить, что это могут быть часы, принадлежащие учительской "говорящей голове" (сегодня они во многом бесполезны. - Прим. авт.); часы, когда на уроке ребенок сам ищет информацию, осмысливает ее, адаптирует под свои задачи, наделяет собственными смыслами и конструирует из нее собственное знание (т. е. УЧИТСЯ, а не его УЧАТ)» [7].

Таким образом, напрашивается вывод о том, что необходимым условием реализации ФГОС является самоизменение учителя, причем однозначно в сторону использования технологии деятельностного метода преподавания.

Именно технология деятельностного метода обучения (ТДМ) помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.

Технология деятельностного метода построена на основе методологических законов общей теории деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.) [8].

Идея простая: в универсуме деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить структуру урока и дидактические условия его реализации, при которых обеспечивается системное формирование способностей детей к осуществлению выявленных видов деятельности во всей полноте.

В результате построены структуры уроков разных типов и для разных этапов обучения (ДОУ - школа - вуз), обеспечивающих непрерывность образовательного процесса как по вертикали, так и по горизонтали. В ходе этих уроков учитель имеет возможность организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

Исходя из методологических законов формирования целостного представления о мире, в дидактической системе «Школа 2000...» уроки деятельностной направленности по целепо-лаганию распределены в четыре группы [9]:

1. Урок открытия нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т. д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей, выделенных на основе анализа «Онто-схемы мира деятельности».

Технология деятельностного метода опирается на реализацию следующих дидактических принципов:

• принцип деятельности - заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам;

• принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии;

• принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире;

• принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума;

• принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообра-зующих факторов учебного процесса;

• принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

• принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Предложенная технология носит интегративный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Таким образом, методологическая версия теории деятельности позволила построить последовательность деятельностных шагов, которая может использоваться в современной сфере образования в качестве синтезирующего предиката.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность - в этом функция учителя.

Технология деятельностного метода обучения позволяет поставить ученика в новую роль - «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания, сделать процесс учения поисковым и творческим, предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

Технология деятельностного метода обучения может применяться при изучении любого предмета, создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практиче-

147

ской реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода. Она позволяет повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.

Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель должен понимать «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"» Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить и принять идею деятельностного подхода как основы стандартов второго поколения, владеть инновационными методиками и технологиями и эффективно применять их, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.

Примечания

1. Уматалиева К. Т. Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения / / Молодой ученый. 2012. № 3. С. 419-423.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

3. Морева Н. А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Изд. дом «Академия», 2008. С. 178.

4. Смирнов А. С. Философия. Культура. Образование. Новосибирск, 1990. С. 38.

5. Степанова В. Е. В пространстве Мышления и Деятельности (Саморазвитие педагогического коллектива). - Якутск: Изд-во ИПКРО, 2007. -С. 9.

6. Смирнов А. С. Указ. соч.

7. Любимов Л. Л. Эффективный инструмент создания новой школы // Вопр. образования. 2011. № 2. С. 193-203.

8. Петерсон Л. Г. и др. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.

9. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» // Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.

Notes

1. Umatalieva K. T. Razvitie professional'nykh i metodicheskikh kompetentsij prepodavatelya kolledzha v protsesse povysheniya kvalifikatsii s primeneniem sovremennykh tekhnologij obucheniya [Development of professional and methodological competence of the college teacher in the process of training with the use of modern learning technologies] / / Molodoj uchenyj - Young scientist. 2012, № 3, pp. 419-423.

2. Federal State Educational Standard of primary education. Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 06. 10. 2009 № 373 (in Russ. ).

3. Moreva N. A. Tekhnologii professional'nogo obrazovaniya [Technology of professional education studies]: textbook for stud. of higher educational institutions. 3rd ed., stereotype. Moscow. Publ. house "Academia". 2008. P. 178.

4. Smirnov A. S. Filosofiya. Kul'tura. Obrazovanie [Philosophy. Culture. Education]. Novosibirsk. 1990.

P. 38.

5. Stepanova V. E. V prostranstve Myshleniya i Deyatel'nosti (Samorazvitie pedagogicheskogo kollek-tiva) [In the space of thought and action (Self-development of the teaching staff)] Yakutsk. IPKRO Publ. 2007. P. 9.

6. Smirnov A. S. Op. cit.

7. Lyubimov L. L. EHffektivnyj instrument sozdaniya novoj shkoly [Effective tool for creating a new school] // Vopr. obrazovaniya - Problems of education. 2011, № 2, pp. 193-203.

8. Peterson L. G. et al. Sistema i struktura uchebnoj deyatel'nosti v kontekste sovremennoj metodologii [System and structure of learning activities in the context of modern methodology]. Moscow. 2006.

9. Peterson L. G. Deyatel'nostnyj metod obucheniya: obrazovatel'naya sistema «SHkola 2000...» [Activity method of teaching: the educational system "School 2000 ... "] // Postroenie nepreryvnoj sfery obrazovaniya -Construction of continuous education. Moscow. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.